Осанна в вышних

Осанна

Согласно описанию Матфея, Иисус имел на своей стороне важную и большую группу энтузиастов. Часть, возможно, пошла с ним, привлеченная его учением; другие, возможно, были в Иерусалиме, но слышали рассказы о чудотворном пророке, прибывшем в Иерусалим. В любом случае, его переход к Иерусалиму от Елеонской горы изображен как триумф:

Мф., 21: 8–9. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Слово «осанна» — это греческий вариант еврейской фразы, означающей «Спаси! Мы умоляем!», или, говоря обычным языком: «Пожалуйста, помогите нам». Это восклицание является парафразой из Псалтиря.

Пс., 117: 25–26. О, Господи, спасите же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне!..

Проявление Иисусом власти в Храме и его проповеди резко возмущали саддукеев. Они могли не знать тонких доктринальных вопросов насчет ритуалов, поскольку сами они отвергали все фарисейские традиции, которые выросли вокруг письменного Закона. Однако в делах Храма они были знатоками и восприняли враждебно насильственные действия посторонних в Храме. Кроме того, цитата Иисуса была оскорбительной, поскольку, говоря о Храме как о «вертепе разбойников», он использовал храмовую проповедь Иеремии, которая из всех отрывков Ветхого Завета, должно быть, была наименее приятной для священников Храма.

Иер., 7: 11. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом (Храм) сей… Вот, Я видел это, говорит Господь.

Описывается реакция храмового священства:

Мф., 21: 15. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «осанна Сыну Давидову!» — вознегодовали.

Однако проповедь Иисуса, как и его дела, собирали вокруг него восторженные толпы, и храмовые священники едва ли могли претендовать на популярность среди необразованных и обедневших масс. Они были в растерянности и не знали, что делать:

Мф., 21: 46. …и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Также они не могли воспользоваться возможностью схватить его ночью, поскольку Иисус был достаточно осторожен, чтобы не оставаться в Иерусалиме на ночлег.

Мф., 21: 17. …И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

Вифания была пригородом Иерусалима, примерно в миле на восток от Елеонской горы, только с другой ее стороны.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Примеры употребления слова осанна в литературе.

И так как в то же время вся церковь ожидает в эти минуты сошествия Самого Бога, грядущего принестись в жертву за всех, то к Серафимской песне, раздающейся в небесах, присоединяется песнь еврейских отроков, которою они встретили вшествие Его во Иерусалим, подстилая ветви по пути: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Минует без малого три десятилетия, и на оскорбительные для памяти По наветы его душеприказчика, к тому времени успевшие приобрести авторитет правдивых свидетельств, ответит с другого берега Атлантики Стефан Малларме: Лишь в смерти ставший тем, чем был он изначала, Грозя, заносит он сверкающую сталь Над непонявшими, что скорбная скрижаль Царю немых могил осанною звучала.

Никто не успел, что называется, воспеть Фессу осанну, только Джебе впопыхах хлопнул его по плечу — бой продолжался, и тёмная туша куббура по-прежнему ползла к укреплениям, невозмутимая и неуязвимая — ни для камней, ни для пламени.

Сквозь ризу бренную бессмертьем осиянный, автограф Грозя подъемлет он сверкающий свой меч ЦГАЛИ Над непознавшими, что та больная речь Царю гробов была ликующей осанной.

Фридриха Осанна сообщать ему, не появится ли в немецких книгах, журналах или газетах упоминаний о его книге.

Тихон шел, бодрый и легкий, как бы окрыленный великою радостью, подобной великому ужасу, и знал, что будет так идти, в немоте своей вечной, пока не пройдет всех путей земных, не вступит в Церковь Иоаннову и не воскликнет осанну Грядущему Господу.

Тогда, в порыве благодарности, поэт мгновенно сочинил и прочел хвалебное четверостишье: Когда рабам своим ты обещаешь хлеб, Небесную, как Бог, ты им даруешь манну,— Зато все девять муз и сладкозвучный Феб, О, благородный Мавр , поют тебе осанну!

Семьи Планет, страдающих от бездарных правительств, угнетения, нищеты и бесконечных беспорядков, что, впрочем, не мешает им петь благодарственные осанны Славному Одди Голю.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Ослёнок против коней

Паримии — чтения из книг Бытия, пророка Софонии и пророка Захарии — наполнены радостным ожиданием Мессии. Пророк Захария, живший за пять веков до празднуемого события, описал его так:

Тако глаголет Господь: радуйся зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля, се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна. И потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима, и потребит лук бранный, и множество, и мир от языков: и обладает водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли.

Так говорит Господь: Радуйся безмерно, дочь Сиона! Провозглашай, дочь Иерусалима! Вот, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом. И истребит колесницы у Ефрема и коня из Иерусалима, и истреблен будет лук военный, и многолюдство и мир у народов; и будет Он начальствовать от вод до моря, и от рек до теснин земли.

Победа кротости над силой — один из парадоксов христианства.

Воскресение будет потом

На утрене мы видим, что если вчера было воскресенье в субботу, то сегодня — воскресенье без воскресенья. Воскресные песнопения (в т. ч. «Ангельский собор…», «Воскресение Христово видевше…») не поются. В евангельском чтении, как нетрудно догадаться, повествуется о том, как Христос послал учеников за ослёнком, въехал на нём в Иерусалим, и как на это реагировали представители различных социальных кругов Израиля.

Освящается верба или человек?

А вот о чём мы вместе со священником молимся на «освящении вербы»:

Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет Он мир Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы — ветви деревьев и побеги пальм, и воскресение тем предсказали. Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и как те толпы и дети возгласы «Осанна» Тебе приносящих, соблюди и сохрани. Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Скоро Пасха!

В каноне праздника запараллелены радость, с которой дети встречали входящего в Иерусалим Христа, и радость Церкви о спасении мира.

Сионе Божий, горо святая, и Иерусалиме, / окрест очи твои возведи, и виждь / собранная чада твоя в тебе: / се бо приидоша издалеча, поклонитися Царю твоему. / Мир на Израиля, и спасение языком.

Сион Божий, гора святая, / и Иерусалим, возведи очи свои вокруг / и взгляни на собравшихся в тебе чад твоих: / ибо вот, они пришли издалека / поклониться Царю твоему, — / мир Израилю и спасение язычникам!

Ничего не напоминает? Да, это канон Пасхи, которая наступит совсем скоро:

От ослёнка и до неба

Тема богочеловечества Христа, общения свойств звучала во вчерашней службе, звучит и в сегодняшней. Кондак напоминает нам о вездесущии Второго Адама и о том, зачем Он пришел к первому:

На престоле на Небеси, / на жребяти на земли носимый, Христе Боже, / Ангелов хваление / и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: / благословен еси, Грядый Адама воззвати.

На престоле восседая на небесах, / шествуя по земле на осленке, Христе Боже, / принял Ты хвалу от Ангелов / и прославление от детей, восклицавших Тебе: / «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»

Песнь Богородицы, как и на любой другой двунадесятый праздник, не поется. Каждение совершается на 9 песни канона. А вот «Свят Господь Бог наш» — особенность воскресной службы — возглашается.

Время идти дальше

В последней стихире на «Хвалите» уже начинается рассказ о дальнейших событиях:

Прежде шести дней Пасхи, прииде Иисус в Вифанию, / и приступиша к Нему ученицы Его, глаголюще Ему: / Господи, где хощеши уготоваем Ти ясти Пасху? / Он же посла их, / идите в преднюю весь, / и обрящете человека скудель воды носяща, / следуйте ему, и дому владыце рцыте: / Учитель глаголет, / у тебе сотворю Пасху со ученики Моими.

За шесть дней до Пасхи / пришел Иисус в Вифанию. / И подошли к Нему ученики Его, говоря Ему: / «Господи, где угодно Тебе, / чтобы мы приготовили Тебе вкусить Пасху?» / Он же послал их: / «Пойдите в ту часть города, которая перед вами, / и встретите человека, несущего кувшин с водою; / идите за ним и хозяину дома скажите: / «Учитель говорит: / у тебя Я совершу Пасху с учениками Моими».

Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается так же, как и в любой двунадесятый праздник: праздничные антифоны вместо привычных нам изобразительных, тропари и кондак праздника на малом входе, прокимен, Апостол, Евангелие и причастен праздника. Вместо «Достойно есть» поется задостойник — ирмос 9 песни канона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *