Онтология и гносеология

Космология и онтология.

Предметом космологии является универсум, всеохватывающее целое, к которому принадлежит все, что пространственное или временное расположение. Наши знания об универсуме постоянно увеличиваются. Но что касается бытия, то наши знания о нем не увеличиваются. Наше выживание как человеческих существ, наша жизнь завися от опыта разумности. Однако осведомленность о бытии не является необходимой для выживания или удовлетворения жизни.

Слово «бытие» введено Парменидом. До этого предметом изучения в античной науке и философии были сущие вещи. Проблема заключалась в самообосновании философии – может ли мысль не зависимо от опыта открыть объективную обще значимую истину. Нужно было найти точку пересечения двух непересекающихся рядов – ряда вещей и ряда мысли, точку совпадения мышления и бытия. У Пифагора такой точкой было число, у Гераклита слово (логос), у Парменида – бытие.

Бытие – это то, что всегда уже есть, оно может только открыться нам, если нам повезет попасть в соответствующее состояние. Бытие и мысль сливаются, потому что их определения совпадают.

Вторым мыслителем, поставившим вопрос о бытии, был Сократ. Сократ также открывает реальность, которая не является ни природой, ни человеком, это третья реальность, которая дана в мышлении. Именно она соответствует тому, что стало называться бытием.

Оказывалось, что вещи и поступки относительны, а смысл, идея, нечто общее в них – непреходящее и неизменное. Непреходящи и неизменны прекрасное вообще, добро вообще, справедливость вообще.

Основные аспекты философского знания: онтология, гносеология, аксиология.

Онтология– учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; соотношение между бытием (абстрагированная природа) и сознанием духа (абстрагированный человек) — основной вопрос философии (об отношении материи, бытия, природы к мышлению, сознанию, идеям). Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия. Термин онтология впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (161З) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные направления онтологии:

Материализмотвечает на основной вопрос философии так: материя, бытие, природа первичны, а мышление, сознание и идеи вторичны и появляются на определенном этапе познания природы. Материализм подразделяется на следующие направления:

— Метафизический. В его рамках вещи рассматриваются вне истории их возникновения, вне их развития и взаимодействия, несмотря на то, что считается, что они материальны. Основные представители (самые яркие — это французские материалисты XVIII века): Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, так же к этому направлению можно отнести и Демокрита.

— Диалектический: вещи рассматриваются в их историческом развитии и в их взаимодействии. Основатели: Маркс, Энгельс.

Идеализм: мышление, сознание и идеи первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Подразделяется также на два направления:

— Объективный: сознание, мышление и дух первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Мышление отрывается от человека и объективизируется. Тоже происходит с сознанием и идеями человека. Основные представители: Платон и Гегель.

— Субъективный. Мир – это комплекс наших отношений. Не вещи вызывают ощущения, а комплекс ощущений есть то, что мы называем вещами. Основные представители: Беркли, так же можно отнести и Дэвида Юма.

Предмет онтологии:

— Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

— Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю.


— Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто. В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

Помимо разрешения основного вопроса философии онтология занимается изучением ряда других проблем Бытия:

— Формы существования Бытия, его разновидности.

— Статус необходимого, случайного и вероятного – онтологический и гносеологический.

— Вопрос о дискретности/непрерывности Бытия.

— Имеет ли Бытие организующее начало либо цель, или развивается по случайным законам, хаотически.

— Действует ли в Сущем четкие установки детерминизма или оно случайно по своему характеру.

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания

Гносеология.

Гносеология– раздел философии, занимающийся исследованиями, критикой и теориями познания. В отличие от эпистемологии, гноссеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект — объект». Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным отношением.


Основной круг гносеологических проблем: интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.

Гносеологизм сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии.

Основания познавательной деятельности классическая гносеология связывает с «изолированным субъектом». Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены, либо принимать формально-онтологические допущения и принципы («врожденные идеи» Декарта, «априорные формы» Канта), либо генерализовать категорию «самосознание», придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений гносеологии и отказу от абстракций «самосознающего» и «изолированного» субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных, иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность («практика»), культурная норма («парадигма»), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках гносеологии занимает методология науки и эпистемология

Аксиология.

Аксиология– философское учение о ценностях как основаниях целеполагающей деятельности людей. Центральное для аксиологии понятие ценности фиксирует важнейший аспект существования человека — его способность к активному и сознательному преобразованию мира и самого себя в соответствии со значимыми для него идеальными представлениями.

В самом общем виде выделяются ценности материальные, социальные и духовные. В первых выражается отношение человека к вещам и процессам окружающего мира с точки зрения их способности удовлетворить его жизненно важные потребности (в пище, одежде, комфорте и т.п.). Социальные ценности (например, представления об интересной работе, профессиональном успехе, общественной справедливости, рациональном государственно-политическом устройстве и т.п.) обеспечивают деятельность человека как социального существа. Наконец, благодаря духовным ценностям человек реализует себя как творческую и нравственную индивидуальность: созидает (и интерпретирует) художественные произведения, оценивает поведение окружающих и свое собственное и т.д. Отличительными чертами ценностных представлений являются: а) их бинарный характер, т.е. наличие противоположных ценностных модальностей, предполагающих личный волевой выбор (приятное — неприятное; доброе — злое; прекрасное — безобразное; справедливое — несправедливое); б) иерархичность как позитивных, так и негативных ценностей. При этом само смысловое содержание ценностных представлений является весьма различным и определяется в зависимости от культурно-исторического контекста.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

Категория ценности в определенной степени противостоит гносеологической категории истины. На это обратил внимание еще Аристотель, разделявший разум на теоретический, или созерцательный, и практический, или этико-политический. Последний, согласно Аристотелю, «от созерцательного ума… отличается своей направленностью к цели». Впоследствии жесткое различие между теоретическим и ценностно-практическим разумом будет отстаивать Кант, с которого, собственно, и можно начинать отсчет аксиологии как самостоятельной сферы философских исследований. Для Канта человек, с одной стороны, есть природно-телесное существо, включенное в необходимые природные связи, а потому вынужденное познавать их посредством соответствующих им врожденных логико-теоретических способностей; с другой стороны, он — свободно волящее нравственное существо, руководствующееся в своей деятельности ценностными максимами практического разума. Однако лишь со второй половины XIX в. своеобразие ценностного бытия человека получает систематическое и разнообразное осмысление. Критический пересмотр понятия ценности предпринимает Ф. Ницше, подметивший тот факт, что ценностным представлениям, когда они становятся достоянием массового сознания и тем более, когда они приобретают идеологический характер, свойственны репрессивность, языковой фетишизм и выхолащивание жизненно значимого содержания.

Один из самых глубоких вариантов аксиологии в русле феноменологической традиции был предложен М. Шелером. Им разрабатывалась «материальная этика ценностей», в которой подчеркивалась особая роль интуитивного переживания и воплощения ценностных содержаний, предшествующих любой ценностной рациональной рефлексии. М. Шелер постарался также выявить «материальные» априорные структуры ценностных переживаний в виде иерархии бинарных модальностей: приятного и неприятного, любви и ненависти, благородного и неблагородного, симпатии и антипатии. Им же была предложена иерархическая классификация ценностных представлений, во главе которой стоит религиозная «ценность святости».

В аксиологических исканиях XX в. отразились как его драматические политические коллизии, так и существенные культурные трансформации, связанные с техническим прогрессом и возникновением сложнейшего комплекса нравственных проблем в науке, технике и политике. Из философских трудов аксиологическая проблематика перекочевала на страницы научных и научно-популярных изданий, стала предметом обсуждений в медицине, биологии, психиатрии, педагогике и даже в точных науках. Здесь достаточно указать на такие проблемы, как угроза существованию жизни на земле со стороны негативных аспектов технического прогресса; нравственные аспекты трансплантации органов, эвтаназии, клонирования в биологии и медицине; сохранение автономии человеческой личности в условиях глобальной информатизации и т.д. В настоящее время сложился целый комплекс междисциплинарных аксиологических дисциплин — биоэтика и этика науки, без взаимодействия с которыми не может сегодня успешно развиваться собственно аксиология.

Вместе с тем в философской аксиологии по-прежнему остается целый ряд краеугольных теоретических проблем, далеких от своего окончательного решения и служащих предметом жарких дискуссий. К их числу, в частности, относятся: проблема природы ценностей; проблема ценностных абсолютов и их критериев; проблема понимания и усвоения ценностных смыслов; вопрос о соотношении национальных и общечеловеческих, личных и коллективных ценностей и т.д. Для современных философско-аксиологических исследований характерно их смыкание с антропологической проблематикой и философией языка.

Семинар 2

Основные аспекты философского знания: онтология, гносеология, аксиология.

Онтология– учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; соотношение между бытием (абстрагированная природа) и сознанием духа (абстрагированный человек) — основной вопрос философии (об отношении материи, бытия, природы к мышлению, сознанию, идеям). Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия. Термин онтология впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (161З) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные направления онтологии:

Материализмотвечает на основной вопрос философии так: материя, бытие, природа первичны, а мышление, сознание и идеи вторичны и появляются на определенном этапе познания природы. Материализм подразделяется на следующие направления:

— Метафизический. В его рамках вещи рассматриваются вне истории их возникновения, вне их развития и взаимодействия, несмотря на то, что считается, что они материальны. Основные представители (самые яркие — это французские материалисты XVIII века): Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, так же к этому направлению можно отнести и Демокрита.

— Диалектический: вещи рассматриваются в их историческом развитии и в их взаимодействии. Основатели: Маркс, Энгельс.

Идеализм: мышление, сознание и идеи первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Подразделяется также на два направления:

— Объективный: сознание, мышление и дух первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Мышление отрывается от человека и объективизируется. Тоже происходит с сознанием и идеями человека. Основные представители: Платон и Гегель.

— Субъективный. Мир – это комплекс наших отношений. Не вещи вызывают ощущения, а комплекс ощущений есть то, что мы называем вещами. Основные представители: Беркли, так же можно отнести и Дэвида Юма.

Предмет онтологии:

— Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

— Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю.

— Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто. В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

Помимо разрешения основного вопроса философии онтология занимается изучением ряда других проблем Бытия:

— Формы существования Бытия, его разновидности.

— Статус необходимого, случайного и вероятного – онтологический и гносеологический.

— Вопрос о дискретности/непрерывности Бытия.

— Имеет ли Бытие организующее начало либо цель, или развивается по случайным законам, хаотически.

— Действует ли в Сущем четкие установки детерминизма или оно случайно по своему характеру.

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания

Гносеология.

Гносеология– раздел философии, занимающийся исследованиями, критикой и теориями познания. В отличие от эпистемологии, гноссеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект — объект». Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным отношением.

Основной круг гносеологических проблем: интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.

Гносеологизм сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии.

Основания познавательной деятельности классическая гносеология связывает с «изолированным субъектом». Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены, либо принимать формально-онтологические допущения и принципы («врожденные идеи» Декарта, «априорные формы» Канта), либо генерализовать категорию «самосознание», придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений гносеологии и отказу от абстракций «самосознающего» и «изолированного» субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных, иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность («практика»), культурная норма («парадигма»), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках гносеологии занимает методология науки и эпистемология

Аксиология.

Аксиология– философское учение о ценностях как основаниях целеполагающей деятельности людей. Центральное для аксиологии понятие ценности фиксирует важнейший аспект существования человека — его способность к активному и сознательному преобразованию мира и самого себя в соответствии со значимыми для него идеальными представлениями.

В самом общем виде выделяются ценности материальные, социальные и духовные. В первых выражается отношение человека к вещам и процессам окружающего мира с точки зрения их способности удовлетворить его жизненно важные потребности (в пище, одежде, комфорте и т.п.). Социальные ценности (например, представления об интересной работе, профессиональном успехе, общественной справедливости, рациональном государственно-политическом устройстве и т.п.) обеспечивают деятельность человека как социального существа. Наконец, благодаря духовным ценностям человек реализует себя как творческую и нравственную индивидуальность: созидает (и интерпретирует) художественные произведения, оценивает поведение окружающих и свое собственное и т.д. Отличительными чертами ценностных представлений являются: а) их бинарный характер, т.е. наличие противоположных ценностных модальностей, предполагающих личный волевой выбор (приятное — неприятное; доброе — злое; прекрасное — безобразное; справедливое — несправедливое); б) иерархичность как позитивных, так и негативных ценностей. При этом само смысловое содержание ценностных представлений является весьма различным и определяется в зависимости от культурно-исторического контекста.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

Категория ценности в определенной степени противостоит гносеологической категории истины. На это обратил внимание еще Аристотель, разделявший разум на теоретический, или созерцательный, и практический, или этико-политический. Последний, согласно Аристотелю, «от созерцательного ума… отличается своей направленностью к цели». Впоследствии жесткое различие между теоретическим и ценностно-практическим разумом будет отстаивать Кант, с которого, собственно, и можно начинать отсчет аксиологии как самостоятельной сферы философских исследований. Для Канта человек, с одной стороны, есть природно-телесное существо, включенное в необходимые природные связи, а потому вынужденное познавать их посредством соответствующих им врожденных логико-теоретических способностей; с другой стороны, он — свободно волящее нравственное существо, руководствующееся в своей деятельности ценностными максимами практического разума. Однако лишь со второй половины XIX в. своеобразие ценностного бытия человека получает систематическое и разнообразное осмысление. Критический пересмотр понятия ценности предпринимает Ф. Ницше, подметивший тот факт, что ценностным представлениям, когда они становятся достоянием массового сознания и тем более, когда они приобретают идеологический характер, свойственны репрессивность, языковой фетишизм и выхолащивание жизненно значимого содержания.

Один из самых глубоких вариантов аксиологии в русле феноменологической традиции был предложен М. Шелером. Им разрабатывалась «материальная этика ценностей», в которой подчеркивалась особая роль интуитивного переживания и воплощения ценностных содержаний, предшествующих любой ценностной рациональной рефлексии. М. Шелер постарался также выявить «материальные» априорные структуры ценностных переживаний в виде иерархии бинарных модальностей: приятного и неприятного, любви и ненависти, благородного и неблагородного, симпатии и антипатии. Им же была предложена иерархическая классификация ценностных представлений, во главе которой стоит религиозная «ценность святости».

В аксиологических исканиях XX в. отразились как его драматические политические коллизии, так и существенные культурные трансформации, связанные с техническим прогрессом и возникновением сложнейшего комплекса нравственных проблем в науке, технике и политике. Из философских трудов аксиологическая проблематика перекочевала на страницы научных и научно-популярных изданий, стала предметом обсуждений в медицине, биологии, психиатрии, педагогике и даже в точных науках. Здесь достаточно указать на такие проблемы, как угроза существованию жизни на земле со стороны негативных аспектов технического прогресса; нравственные аспекты трансплантации органов, эвтаназии, клонирования в биологии и медицине; сохранение автономии человеческой личности в условиях глобальной информатизации и т.д. В настоящее время сложился целый комплекс междисциплинарных аксиологических дисциплин — биоэтика и этика науки, без взаимодействия с которыми не может сегодня успешно развиваться собственно аксиология.

Вместе с тем в философской аксиологии по-прежнему остается целый ряд краеугольных теоретических проблем, далеких от своего окончательного решения и служащих предметом жарких дискуссий. К их числу, в частности, относятся: проблема природы ценностей; проблема ценностных абсолютов и их критериев; проблема понимания и усвоения ценностных смыслов; вопрос о соотношении национальных и общечеловеческих, личных и коллективных ценностей и т.д. Для современных философско-аксиологических исследований характерно их смыкание с антропологической проблематикой и философией языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *