Ограничить понятие учебник

Понятия и термины. Мы предполагаем начать с рассмотрения различных классов понятий. В сочинениях по логике у английских философов изложение логики обыкновенно начинается с рассмотрения терминов, имён или названий. Они исходят из того, что в логике мы должны трактовать не просто о понятиях, которые представляют известные умственные построения, но мы должны о них трактовать постольку, поскольку они получают выражение в языке, в речи; а так как понятия мы выражаем при помощи слов, названий и т.п., то, по их мнению, гораздо целесообразнее в логике говорить не о понятиях, а о названиях, именах или терминах.

Таким образом, мы можем рассматривать или понятия в том виде, как они нами мыслятся, или их выражение при помощи слов.

Но на самом деле между этими двумя рассмотрениями нет существенной разницы. Каждое понятие у нас в мышлении фиксируется, приобретает устойчивость, определённость благодаря тому или другому слову, названию, термину. Когда мы в логике оперируем с понятием, то мы всегда имеем в виду понятие, которое связывается с известным словом. Слово является заместителем понятий. Мы можем оперировать только с теми понятиями, которые получили своё выражение в речи. Таким образом, ясно, что всё равно, будем ли мы говорить о названиях и терминах, как это делается в английской логике, или же будем говорить о понятиях просто.

Понятия индивидуальные и общие. Понятия разделяются прежде всего на индивидуальные, или единичные, и общие. Индивидуальными понятиями мы будем называть те понятия, которые относятся к предметам единичным, индивидуальным (в данном случае индивидуальные понятия совпадают с представлениями о единичных вещах), например: «британский посланник во Франции», «высочайшая гора в Америке», «автор «Мёртвых душ»», «эта книга». К числу единичных понятий относятся также и собственные имена, например: «Казбек», «Ньютон», «Рим». Понятия, которые относятся к группе или классу предметов или явлений, имеющих известное сходство между собой, называются общими понятиями или классовыми понятиями. Например, понятия «растение», «животное», «газ», «двигатель», «поступок», «движение», «красота», «гнев», «чувство» и т.п. суть понятия классовые или общие.

Общие, собирательные и разделительные термины. Единичные и общие понятия иногда могут употребляться в особенном смысле, и именно в так называемом собирательном . Если я произнесу предложение: «лес служит для сохранения влаги», то в этом предложении «лес» есть один из множества однородных предметов; в этом предложении понятие «лес» употреблено в общем смысле. Но «лес» может представляться как одно целое, состоящее из однородных единиц. В таком случае понятие «лес», или термин «лес», делается коллективным, или собирательным.

Собирательный термин обозначает одно целое, группу, состоящую из однородных единиц. Например, термины «полк», «толпа», «библиотека», «лес», «парламент», «созвездие», «соцветие», «класс» представляют собой собирательные термины, если мы имеем в виду, что они служат для обозначения целого, составленного из однородных единиц.

Но эти же самые термины делаются общими, когда мы их мыслим отдельными представителями известного класса. Например, «полк», «толпа» есть общий термин, когда речь идёт о «полках», о «толпах»; в этом случае вещи, обозначенные этими терминами, рассматриваются как известные единицы, входящие в состав известного класса сходных вещей. Если я употребляю термины «Пушкинская библиотека», «английский парламент», то я употребляю термины собирательные, потому что они выражают известное целое, составленное из однородных единиц. Если же я скажу «европейские библиотеки, парламенты, университеты» и т.д., то это суть общие термины, потому что я говорю о библиотеках, парламентах, университетах как известном классе сходных предметов.

Как это видно из приведённых примеров, собирательные понятия представляют собой особую форму индивидуальных понятий.

Так как весьма часто общие понятия можно смешать с собирательными, то следует обратить внимание на следующее различие между ними. То, что мы утверждаем относительно понятия собирательного, относится к известному целому, составленному из единичных предметов, но это утверждение может быть неприложимо к предметам, входящим в это целое и взятым в отдельности. Наоборот, то, что мы утверждаем относительно общего понятия, может быть приложено к каждому предмету, к которому относится это понятие. Собирательное понятие мыслится как одно целое, состоящее из однородных единиц; общее понятие мыслится как класс, который состоит из сходных предметов. Если мы говорим «парламент издал закон о всеобщей воинской повинности», то мы этим хотим сказать, что известное целое, составленное из известных единиц, издало известный закон, но этого нельзя сказать относительно каждого члена парламента, потому что отдельные члены парламента могут высказаться за сохранение прежнего порядка отбывания воинской повинности. В этом случае понятие «парламент» употреблено в собирательном смысле. Но я могу употребить выражение «парламенту принадлежит законодательная функция»; в этом случае термин «парламент» употреблён в общем смысле, потому что указанное выражение справедливо относительно всех парламентов.

Иногда мы можем употреблять те или иные понятия таким образом, что наши утверждения будут справедливы относительно каждой отдельной единицы, входящей в ту или другую группу предметов. Такое употребление терминов, или понятий, мы будем называть употреблением в разделительном смысле. Когда мы употребляем какое-нибудь понятие в собирательном смысле, то мы наше утверждение относим к группе, рассматриваемой в целом; если же мы употребляем его в смысле разделительном, то мы утверждаем что-либо о каждом члене группы раздельно. Если мы, например, говорим: «весь флот погиб во время бури», то мы употребляем понятие «весь» в собирательном смысле, потому что мы говорим о флоте, взятом в целом. Отдельные корабли могут не погибнуть, но флот как известное целое перестаёт существовать. Если мы употребляем выражение «все рабочие утомились», то в нём слово «все» употребляется в разделительном смысле, потому что мы имеем в виду утомление каждого рабочего в отдельности.

Абстрактные и конкретные термины. Абстрактные термины – это такие термины, которые служат для обозначения качеств или свойств, состояний, действия вещей. Они обозначают качества, которые рассматриваются сами по себе, без вещей. Когда мы употребляем абстрактные термины, то мы совсем не имеем в виду обозначить, что соответствующие этим терминам качества или свойства, состояния вещей существуют где-нибудь в определённом пространстве или в определённый момент времени, а, наоборот, они мыслятся нами без вещей, а потому и без определённого пространства и времени. Примером абстрактных терминов могут служить такие термины, как «тяжесть», «объём», «форма», «цвет», «интенсивность», «твёрдость», «приятность», «вес», «гуманность». В самом деле, «тяжесть» не есть что-нибудь такое, что имеет существование в данный момент времени: она существует не только в каком-нибудь определённом месте, но и везде, где только есть тяжёлые вещи. Абстрактными эти термины называются потому, что свойства или качества, обозначаемые ими, могут мыслиться без тех вещей, к которым они принадлежат: мы можем абстрагироваться, отвлекаться (abstrahere) от тех или иных вещей.

Абстрактными, в отличном от этого смысле, иногда называются также и понятия таких вещей, которые не могут восприниматься нами как известная определённая вещь, например «вселенная», «звёздная система», «тысячеугольник», «человечество» и т.п.

Конкретными являются понятия вещей, предметов, лиц, фактов, событий, состояний, сознания, если мы рассматриваем их имеющими определённое существование, например «квадрат», «пламя», «дом», «сражение», «страх»1 и т.п. Отношение между абстрактными понятиями и конкретными следующее. Абстрактное понятие получается из конкретного; мы путём анализа выделяем какое-нибудь качество, или свойство, вещи, например белизну из мела. С другой стороны, на конкретное понятие можно смотреть как на синтез абстрактно мыслимых качеств. Например, понятие «камень» представляет собой синтез качеств «тяжесть», «шероховатость», «твёрдость» и т.п.

Надо заметить, что прилагательные всегда являются терминами конкретными, а не абстрактными; употребляя прилагательное «белый», мы всегда мыслим вещь; свойство же или качество мы мыслим в том случае, когда мы употребляем существительное «белизна».

В языке иногда абстрактные и конкретные термины употребляются попарно. Например, конкретному термину «белый» соответствует абстрактное понятие «белизна», конкретному термину «строгий» соответствует абстрактное понятие «строгость», термину «квадрат» – «квадратность», «человек» – «человечность».

Термины положительные и отрицательные. Положительные термины характеризуются тем, что они служат для обозначения наличности того или другого качества. Например, употребляя термины «красивый», «делимый», «конечный», мы хотим указать, что в предметах имеются налицо качества, обозначаемые этими словами; соответствующие же им отрицательные термины «некрасивый», «неделимый», «бесконечный» будут означать, что указанные качества отсутствуют в предметах. Другие примеры отрицательных терминов: «вневременный», «сверхчувственный», «ненормальный», «беспечный», «бессмысленный».

Относительные и абсолютные термины. Есть, наконец, термины относительные и абсолютные. Что значит вообще абсолютный? Под абсолютным мы понимаем то, что не находится в связи с чем-либо другим, что не зависит от чего-либо другого; под относительным мы понимаем то, что приводится в связь с чем-нибудь другим. Абсолютный термин – это такой термин, который в своём значении не содержит никакого отношения к чему-либо другому, он не принуждает нас мыслить о каких-либо других вещах, кроме тех, которые он обозначает. Например, термин «дом» есть термин абсолютный. Мысля о доме, мы можем не думать ни о чём другом. Относительный же термин – это такой термин, который кроме того предмета, который он означает, предполагает существование также и другого предмета. Например, термин «родители» необходимо предполагает существование детей: нельзя мыслить о родителях без того, чтобы в то же время не мыслить о детях. Если мы говорим о каком-либо человеке, что он строгий, то мы наше внимание можем ограничить только этим человеком; но если мы говорим о нём, как о друге, то мы должны подумать ещё об одном лице, которое стоит к нему в отношении дружбы. Другие примеры: «компаньон», «партнёр», «сходный», «равный», «близкий», «король»–»подданные», «причина»–»действие», «северный»–»южный». Каждый из такой пары терминов называется соотносительным другому термину.

Вопросы для повторения

Какое существует соотношение между рассмотрением терминов и понятий? Какие термины общие и какие индивидуальные? О каких терминах мы говорим, что они употреблены в собирательном смысле, и о каких – в разделительном смысле? Какое различие между собирательными терминами и общими? Какие термины называются абстрактными и какие конкретными? Какие термины называются положительными и какие отрицательными? Какие термины относительные и абсолютные?

Ограничение и обобщение понятий

Предположим, мы знаем, что некто — ученый, и хотим уточнить наши знания о нем. Уточняем: это — русский ученый, выдающийся русский ученый, выдающийся русский ученый-химик, создатель Периодической системы элементов.

Произведенная логическая операция есть операция ограничения понятия. Приведем еще пример. Дано понятие «населенный пункт”.

Ограничив его, получим понятия: «город”, «столица”, «столица Российской Федерации”.

Мы видим, что при ограничении происходит переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом, т.е. от рода к его виду и от вида к подвиду. При этом добавляются новые признаки, позволяющие сузить объем понятия.

Ограничение — это логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков.

Пределом ограничения является единичное понятие: в приведенных выше примерах это были понятия: «создатель Периодической системы элементов” и «столица Российской Федерации”.

Обратная ограничению операция обобщения понятия состоит в переходе от видового понятия к его родовому понятию, т.е. от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Эта операция совершается путем отбрасывания видообразующего признака (признаков). Например, обобщая понятие » сиамская домашняя кошка”, получим следующие понятия: » домашняя кошка”, «кошка”, «млекопитающее животное”, «позвоночное животное”, «животное”, «организм”.

Обобщение — это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующего признака ( признаков).

Пределом обобщения являются универсальные понятия. В основе операций обобщения и ограничения лежит закон обратного отношения между содержаниями и объемами понятий.

Пример: обобщить и ограничить понятие «промышленный робот”.

Обобщение:

1. Робот;

2. Автоматическая машина;

3. Машина.

Ограничение:

1. Специализированный промышленный робот;

2. Специализированный промышленный робот для сварки кузовов автомобилей;

3. Специализированный промышленный робот для сварки кузовов автомобилей, используемый на автомобильных заводах России;

4. Специализированный промышленный робот для сварки кузовов автомобилей, используемый на производственном объединении «ЗИЛ”.

В процессе обобщения и ограничения понятий следует отличать переходы от рода к виду, от отношений целого к части (и наоборот). Так, например, неправильно обобщать понятие «центр города” до понятия «город” или ограничивать понятие «учебник «Основы информатики и вычислительной техники”” до понятия «Алгоритм и его свойства” (являющегося параграфом в этом пособии), так как в обоих случаях речь идет не об отношении рода и вида, а об отношении части и целого.

В средней школе логическая операция обобщения понятия применяется буквально во всех случаях, когда даются те или иные определения через род и видовое отличие. Например, «имя существительное — это часть речи…”, «натрий — это химический элемент” или (через ближайший род) «натрий — это металл…”.

Приведем примеры из русского языка. Ограничением понятия » предложение” будут следующие понятия: «простое предложение”, » односоставное предложение”, «односоставное предложение с главным членом сказуемым”, «безличное предложение”. На этом примере видна некоторая взаимосвязь операции ограничения с операцией классификация понятия «предложение”.

На уроках химии учитель может произвести операцию ограничения понятия «кислота”, например следующим способом: » неорганическая кислота”, «бескислородная неорганическая кислота”, «НС1”.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Дата добавления: 30.10.2002

Понятие В содержит признаки, не совместимые с признаками понятия А. Объемы этих понятий не исчерпывают в своей сумме всего объема родового понятия.

3. В отношении противоречия (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчинены.

В отношении противоречия находятся положительные и отрицательные понятия: «честный» и «нечестный», «успевающий» и «неуспевающий», «дружественное государство» и «недружественное государство». Отношение между противоречащими понятиями изображено на схеме 8.

Схема 6

Схема 7

Схема 8

Отношения между понятиями представлены обобщенной схемой (схема 9).

Схема 9

Вопросы для самопроверки

1. Какие понятия называются сравнимыми и какие несравнимыми?

2. Назовите виды отношений между совместимыми и несовместимыми понятиями. Как изображаются эти отношения в круговых схемах?

Глава III ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ

§ 1. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ

Эти логические операции основаны на законе обратного отношения между содержимым и объемом понятия.

Обобщить понятие — значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с бóльшим содержанием к понятию с бóльшим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «Министерство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате обобщения, уменьшилось: исключены его единичные признаки.

Продолжая операцию обобщения, можно последовательно образовать понятия «министерство», «орган государственного управления». Каждое последующее понятие является родом по отношению к предыдущему.

Из приведенного примера видно, что для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного понятия, т. е. исключить видовые (или единичные) признаки.

Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом — категории, например «материя», «сознание», «движение», «свойство», «отношение» и т. п. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противоположную операции обобщения. Ограничить понятие — значит перейти от понятия с бóльшим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но с бóльшим содержанием. Например, ограничивая понятие «юрист», мы переходим к понятию «следователь», которое, в свою очередь, можем ограничить, образовав понятие «следователь прокуратуры». Пределом ограничения понятия является единичное понятие (например, «следователь прокуратуры Иванов»).

Таким образом, изменяя объем исходного понятия, изменяют и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию — с бóльшим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или меньшим объемом и бóльшим содержанием (ограничение).

Логические операции обобщения и ограничения понятий широко применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным. Так, расследование преступления связано с установлением его признаков. Установив, например, что данное деяние является преступным, следователь обнаруживает у него признаки преступления против собственности. Дополнительное расследование выявляет новые признаки, позволяющие квалифицировать это преступление как вымогательство. Мысль движется от понятия большего объема к понятию меньшего объема: «деяние (А) — преступление (В) — преступление против собственности (С) — вымогательство (D)» — схема 10.

Схема 10

Возможен и противоположный ход мысли. Устанавливая, например, что данное конкретное деяние является незаконным предпринимательством, мы относим его к преступлениям в сфере экономической деятельности, осуществляя, таким образом, операцию обобщения понятия.

Обобщение и ограничение понятий не следует смешивать с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого. Например, сутки делятся на часы, часы на минуты, минуты на секунды. Каждое последующее понятие не является видом предыдущего, которое, в свою очередь, нельзя рассматривать как родовое. Поэтому переход от понятия «час» к понятию «сутки» — не обобщение, а переход от части к целому, переход от понятия «час» к понятию «минута» — не ограничение, а выделение части из целого.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое обобщение и ограничение понятия? На каком логическом законе они основаны?

2. Какие понятия нельзя обобщить и какие — ограничить?

§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Сущность и значение определения

В научной и практической деятельности часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях. Так, чтобы правильно квалифицировать совершенное преступление как мошенничество, нужно знать содержание понятия «мошенничество» (хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием). Если наказание за мошенничество предусматривает конфискацию имущества, необходимо знать содержание этого понятия — принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного).

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением (дефиницией).

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, — определяющим (дефиниенс). Употребляются сокращенные обозначения: Dfd (определяемое) и Dfn (определяющее).

Определение понятия играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Выражая в сжатом виде знание о предмете, оно является существенным моментом в познании действительности. В любой науке всем основным понятиям даются определения, причем в правовых науках точное определение понятий имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В самом деле, если, например, в уголовном праве не будет точных определений понятий «умысел», «соучастие», «вина», «неосторожность», «необходимая оборона» и т. д., то это может привести к ошибочному толкованию этих понятий, к неправильному пониманию отраженных в них явлений, а следовательно, к ошибкам суда и следствия.

Разумеется, содержащаяся в определении «сжатая» информация о предмете не может дать достаточно полного знания о нем. Изучить какую-либо науку только по ее определениям невозможно. Вместе с тем, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.

Виды определений

Вадим Вэйл 9 3 года назад Человек

Советую пользоваться викисловарем, если не знаете значение какого-либо слова. А потом википедией, если хотите более подробно изучить понятие.

Относительный — изменяющийся в зависимости от окружающих условий; не безусловный, не абсолютный. Например, песок в сухом состоянии — это песочные крупинки кварца. Это знание абсолютное. Песок не изменит свою форму, если мы подойдем к его описанию с другой стороны. Вот хороший поступок — понятие относительное, поскольку этот хороший поступок может чем-то не угодить людям иного мировоззрения, поэтому в зависимости от окружающих условий, в данном случае в зависимости от взглядов оценивающегопоступок может быть не только хорошим или нехорошим, но и иметь нейтральную оценку. Например, подростки совершили акт вандализма, разрушив памятник Ленина. Большинство людей сочтут поведение подростков скверным, а их поступок нехорошим. Но лично мне плевать как на памятник Ленина, так и на отношение подростков к этой исторической личности, поэтому для меня поступок подростков не будет иметь какого-либо значения, соответственно я ему не придам какую-либо окраску. Однако я могу поругать подростков и сказать им в адрес с сарказмом типа: «Ой как нехорошо! Как вы смеете осквернять такую выдающуюся личность!». Но мое истинное мнение о подростках останется прежним и по-прежнему будет отличаться от мнения других людей. Поэтому истина/правда в данном случае всегда будет относительной.

Относительность — свойство по значению прилагательного «относительный». Вообще, почти любое слово, заканчивающееся на «ость» означает свойство/характерную черту/атрибут какого-либо объекта. Пример: «Относительность этого понятия слишком спорная. Мне кажется, что это понятие скорее всего абсолютное». В этом примере автор рассуждает, что данное понятие обладает свойством относительности. Уместно дополнить, что свойство какого-либо предмета/объекта/явления в свою очередь может характеризоваться степенью. Например: ахуенность моей прически (прическа обладает свойством ахуенности) > степень ахуенности моей прически просто зашкаливает > высшая степень ахуенности моей прически.

стригусь под шестач 🙁

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита -ть — чита j -ут (читают), зва -ть — зов -ут . Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.
Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными , например глаголы типа садятся — садиться (ср. приземлиться, прилуниться ). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют — колоть, полют — полоть и др.
Продуктивных глагольных классов пять:

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать ). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут , мурлыкают вместо мурлычут , полоскают вместо полощут , махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.
Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении) .

ПОНЯТИЕ КЛАССА ОБЩЕСТВА. КЛАССЫ И СТРАТЫ

Население можно делить на большие социальные группы по различным значимым основаниям. Наиболее существенным из них является деление на классы — важнейшие элементы социальной структуры. Понятие классов и классовых отношений ассоциируется с марксизмом, но классы открыли в 30-е г.г. XIX века французские историки и в 40-е г.г. английские экономисты. В отличие от нынешних ниспровергателей теории классов французские и английские учёные хорошо видели связь между основаниями деления общества на классы и политическими отношениями, между собственностью и государственной властью, а также обслуживающим её законодательством.

Классы — это большие социальные группы, члены которых сходны или различны между собой по отношению к средствам производства (а отсюда и к предметам потребления); по роли в общественной организации труда, а также в зависимости от этих признаков по размерам и форме получаемого дохода.

Деление членов общества по признаку собственности — самое существенное из всех оснований деления на большие социальные группы. От отношения к собственности зависит степень реальной, а не воображаемой свободы человека, а от роли в общественной организации труда — главная область его самоутверждения как личности.

Размер и вид собственности определяют горизонт свободы человека и его причастность к государственной власти. Никогда ни одним государством не руководили бедняки. Крупная собственность означала доступ к государственной власти, её осуществляли либо сами крупные собственники, либо их способные ставленники. Так было и так будет всегда, пока не изменится в лучшую сторону природа человека. Поэтому заявления о том, что классовое деление уступает место профессиональному, что собственность, как критерий социального неравенства, теряет своё значение, а решающим становится уровень образования и знания, свидетельствуют в лучшем случае о наивности их авторов (С.И.Курганов, А.И.Кравченко. Социология для юристов. М.1999. С.с. 48-49).

Главный признак класса — отношение к средствам производства. Он включает в себя три момента:

2) вид собственности: земля, недвижимость, ценные бумаги, интеллектуальная собственность и др.;

3) размер собственности: по этому признаку класс содержит в себе мелких, средних и крупных собственников, количественные пределы которых чётко не определены.

Второй признак класса — роль в общественной организации труда. Согласно ему, люди делятся на различные классы:

Рабочие — люди, занятые в промышленном производстве, независимо от места нахождения предприятия (в городе или селении). Производят материальные ценности.

Служащие — люди, производящие услуги. Это государственные служащие, военнослужащие, работники транспорта, связи, материально-технического снабжения, медицины, коммунально-бытового хозяйства, общественного питания и др. В ряде экономически развитых стран во второй половине XX века класс служащих быстро растёт количественно и по численности превосходит рабочий класс.

Интеллигенция — люди, производящие духовные ценности или поддерживающие их функционирование. Это работники науки, искусства, культуры, просвещения, спорта и др. Презираемая коммунистами «прослойка” между рабочими и крестьянами превышает по численности крестьянство и сопоставима с рабочим классом.

Крестьяне — люди, производящие продукцию растениеводства и животноводства. Место проживания крестьян не имеет значения.

Предприниматели — люди, организующие в основном материальное производство и торговлю. В настоящее время заняты главным образом торговлей иностранными товарами порой сомнительного происхождения и качества.

Духовенство — чины церковной иерархии. Эксплуатируют надежду бесправных людей на лучшую жизнь в мире ином.

Деление общества на классы, как и любое деление вообще, упрощает картину социальной структуры общества. Существуют группы людей, которых по выполняемым функциям трудно отнести к какому-либо классу, а сами они, вряд ли, составят класс. Таковы, например, ремесленники, охотники, надомники и др. Однако, основные элементы классовой структуры общества указаны. К ним можно было бы добавить в связи с социальным расслоением украинского общества сельских предпринимателей, банкиров, а также так называемый «андеркласс” — демонстрирующие «неприличную бедность” городские низы и бомжи.

Связи между классами — классовая структура общества — находится в процессе беспрерывного изменения, перехода от одного из трёх основных состояний к другому. Первое из них — угнетение и эксплуатация бедных богатыми, которую первые сносят терпеливо, с воловьей покорностью, а вторые ценят как желанную «стабильность”. Второе — социальное партнерство, выгодное людям различного социального положения. Третье — классовая борьба в экономической, политической или идеологической форме. Ее крайнее воплощение — революция, гражданская война. Классовой борьбе обычно предшествует угнетение и эксплуатация. Социальное же партнерство — привилегия цивилизованных обществ.

Делению общества на классы западная социология XX века противопоставила деление на страты. Теорию социальной стратификации первым начал разрабатывать М.Вебер. Большой вклад внесли в её развитие американские социологи. Термин «страта” (слой) пришёл в социологию из геологии. Страты как бы представляют слои общества (сословия), зримо ассоциирующиеся со слоями земной коры. Однако выделяются слои общества совсем по иным основаниям, чем классы. Основания деления таковы:

1) Богатство. Важен сам факт богатства и его размер, а происхождение его интересует разве что налоговую полицию. Богатым можно стать, получив наследство, найдя клад или ограбив банк.

2) Власть, влияние. Лицо может быть избрано на высший государственный пост, либо совершить государственный переворот и стать президентом. В обоих случаях оно будет отнесено к соответствующей страте. Лицо может руководить, не занимая официального поста (нефтяной или иной «король”), либо вообще быть криминальным элементом (наркобарон).

3) Престиж профессии. Престиж — это общественное признание и уважение отдельного человека или социальной группы за их деятельность. Разные профессии по-разному оцениваются людьми с точки зрения господствующих в обществе ценностей. Мужчина-бухгалтер полвека назад воспринимался, как презренная личность, как неудачник в счастливой советской жизни. Теперь он предмет обожания для расчётливых барышень. Учитель был значимой фигурой в дореволюционной России, а сто лет спустя он стал объектом глумления со стороны государства и общества. В западном мире наиболее престижны профессии высших государственных служащих, юристов, менеджеров корпораций.

4) Образование. При делении членов общества по данному основанию принимаются во внимание уровень образования (высшее, среднее, начальное) и престиж учебного заведения: Гарвард, Оксфорд, ОНЮА или пединститут.

Имеются и другие основания деления (пол, раса, религия), но и приведенные достаточно ясно выражают различия в основаниях деления. В делении на классы проявляется причинный подход к исследованию социальной структуры общества, в делении на страты — ценностный подход. Причинный подход показывает процесс становления и развития класса, ценностный же подход показывает результат ценностных ориентаций общества в данную эпоху. (Те классы, которые американские социологи вырабатывают на основе страт, имеют совсем иное, технико-экономическое значение).

Страты не могут заменить классы. Попытки подменить классовое деление общества стратификационным преследуют идеологическую цель: затушевать классовые противоречия и подменить объективный научный анализ ценностным видением общества. К. Маркс ориентировался на выработку истинного знания об обществе, хотя и абсолютизировал классовый подход в исследовании общества, а М.Вебер — на ценностную интерпретацию общества.

ООП как развитие идей структурного подхода

Презентацию к лекции Вы можете скачать здесь.

В окончательном виде любая программа представляет собой набор инструкций процессора. Все, что написано на любом языке программирования — более удобная, упрощенная запись этого набора инструкций, облегчающая написание, отладку и последующую модификацию программы. Чем выше уровень языка, тем в более простой форме записываются одни и те же действия.

С ростом объема программы становится невозможным удерживать в памяти все детали, и становится необходимым структурировать информацию, выделять главное и отбрасывать несущественное. Этот процесс называется повышением степени абстракции программы.

Для языка высокого уровня первым шагом к повышению абстракции является использование функций, позволяющее после написания и отладки функции отвлечься от деталей ее реализации, поскольку для вызова функции требуется знать только ее интерфейс. Если глобальные переменные не используются, интерфейс полностью определяется заголовком функции.

Следующий шаг — описание собственных типов данных, позволяющих структурировать и группировать информацию, представляя ее в более естественном виде. Например, все разнородные сведения, относящиеся к одному виду товара на складе, можно представить с помощью одной структуры.

Для работы с собственными типами данных требуются специальные функции. Естественно сгруппировать их с описанием этих типов данных в одном месте программы, а также по возможности отделить от ее остальных частей. При этом для использования этих типов и функций не требуется полного знания того, как именно они написаны — необходимы только описания интерфейсов. Объединение в модули описаний типов данных и функций, предназначенных для работы с ними, со скрытием от пользователя модуля несущественных деталей является дальнейшим развитием структуризации программы.

Все три описанных выше метода повышения абстракции преследуют цель упростить структуру программы, то есть представить ее в виде меньшего количества более крупных блоков и минимизировать связи между ними. Это позволяет управлять большим объемом информации и, следовательно, успешно отлаживать более сложные программы.

Введение понятия класса является естественным развитием идей модульности. В классе структуры данных и функции их обработки объединяются. Класс используется только через его интерфейс — детали реализации для пользователя класса не существенны.

Идея классов отражает строение объектов реального мира — ведь каждый предмет или процесс обладает набором характеристик или отличительных черт, иными словами, свойствами и поведением. Программы в основном предназначены для моделирования предметов, процессов и явлений реального мира, поэтому удобно иметь в языке программирования адекватный инструмент для представления моделей.

Класс является типом данных, определяемым пользователем. В классе задаются свойства и поведение какого-либо предмета или процесса в виде полей данных (аналогично структуре) и функций для работы с ними. Создаваемый тип данных обладает практически теми же свойствами, что и стандартные типы (напомню, что тип задает внутреннее представление данных в памяти компьютера, множество значений, которое могут принимать величины этого типа, а также операции и функции, применяемые к этим величинам).

Существенным свойством класса является то, что детали его реализации скрыты от пользователей класса за интерфейсом. Интерфейсом класса являются заголовки его открытых методов. Таким образом, класс как модель объекта реального мира является черным ящиком, замкнутым по отношению к внешнему миру.

Идея классов является основой объектно-ориентированного программирования (ООП). Основные принципы ООП были разработаны еще в языках Simula-67 и Smalltalk, но в то время не получили широкого применения из-за трудностей освоения и низкой эффективности реализации. В С++ эти концепции реализованы эффективно и непротиворечиво, что и явилось основой успешного распространения этого языка и внедрения подобных средств в другие языки программирования.

Идеи ООП не очень просты для практического использования (их неграмотное применение приносит гораздо больше вреда, чем пользы), а освоение существующих стандартных библиотек требует времени и высокого уровня первоначальной подготовки.

Конкретные переменные типа данных «класс» называются экземплярами класса, или объектами. Объекты взаимодействуют между собой, посылая и получая сообщения. Сообщение — это запрос на выполнение действия, содержащий набор необходимых параметров. Механизм сообщений реализуется с помощью вызова соответствующих функций. Таким образом, с помощью ООП легко реализуется так называемая «событийно-управляемая модель», когда данные активны и управляют вызовом того или иного фрагмента программного кода1Событийно-управляемая модель не является частью ООП и может быть реализована и без использования объектов (пример — программирование на языке С под Windows с использованием функций API)..

ПРИМЕЧАНИЕ

Примером реализации событийно-управляемой модели может служить любая программа, управляемая с помощью меню. После запуска такая программа пассивно ожидает действий пользователя и должна уметь правильно отреагировать на любое из них. Событийная модель является противоположностью традиционной (директивной), когда код управляет данными: программа после старта предлагает пользователю выполнить некоторые действия (ввести данные, выбрать режим) в соответствии с жестко заданным алгоритмом.

Свойства ООП

Основными свойствами ООП являются инкапсуляция, наследование и полиморфизм. Ниже кратко поясняется их смысл, а полное представление о них можно получить после изучения этой и следующей лекций.

Объединение данных с функциями их обработки в сочетании со скрытием ненужной для использования этих данных информации называется инкапсуляцией ( encapsulation ). Инкапсуляция повышает степень абстракции программы: данные класса и реализация его функций находятся ниже уровня абстракции, и при написании программы информация о них не нужна. Кроме того, инкапсуляция позволяет изменить реализацию класса без модификации основной части программы, если интерфейс остался прежним (например, при необходимости сменить способ хранения данных с массива на стек).

Инкапсуляция позволяет использовать класс в другом окружении и быть уверенным, что класс не испортит не принадлежащие ему области памяти, а также создавать библиотеки классов для применения во многих программах.

Наследование — возможность создания иерархии классов, когда потомки наследуют все свойства своих предков, могут их изменять и добавлять новые. Свойства при наследовании повторно не описываются, что сокращает объем программы. Выделение общих черт различных классов в один класс-предок является мощным механизмом абстракции — ведь и любая наука начинается с абстрагирования и классификации, которые помогают справиться со сложностью рассматриваемой предметной области.

Иерархия классов представляется в виде древовидной структуры, в которой более общие классы располагаются ближе к корню, а более специализированные — на ветвях и листьях. В С++ каждый класс может иметь сколько угодно потомков и предков. Иногда предки называются надклассами или суперклассами, а потомки — подклассами или субклассами.

Третьим китом, на котором стоит ООП, является полиморфизм — возможность использовать в различных классах иерархии одно имя для обозначения сходных по смыслу действий и гибко выбирать требуемое действие во время выполнения программы.

Понятие полиморфизма используется в С++ весьма широко. Простым примером полиморфизма может служить перегрузка функций, когда из нескольких вариантов выбирается наиболее подходящая функция по соответствию ее прототипа передаваемым параметрам. Другой пример — использование шаблонов функций, когда один и тот же код видоизменяется в соответствии с типом, переданным в качестве параметра. Чаще всего понятие полиморфизма связывают с механизмом виртуальных методов.

Использование при программировании понятий, более близких к предметной области, благодаря представлению программы в терминах поведения объектов является большим преимуществом ООП. Однако проектирование такой программы представляет собой весьма сложную задачу, поскольку в процесс добавляется еще один важный этап — разработка иерархии классов.

Плохо спроектированная иерархия приводит к созданию сложных и запутанных программ. Важно до начала проектирования правильно определить, требуется ли вообще применять объектно-ориентированный подход. Если в иерархии классов нет необходимости, то, как правило, достаточно ограничиться модульной технологией.

Сейчас мы перейдем к рассмотрению фундамента, без которого невозможно написать ни одну объектно-ориентированную программу — синтаксических правил описания объектов, а потом вернемся к обсуждению принципов ООП и методов проектирования объектных программ, поскольку «только хорошее понимание идей, стоящих за свойствами языка, ведет к мастерству» (Б. Страуструп).

Описание класса

Класс — это описание определяемого типа. Любой тип данных представляет собой множество значений и набор действий, которые разрешается выполнять с этими значениями. Например, сами по себе числа не представляют интереса — нужно иметь возможность ими оперировать: складывать, вычитать, вычислять квадратный корень и т. д. В С++ множество значений нового типа определяется задаваемой в классе структурой данных, а действия с объектами нового типа реализуются в виде функций и перегруженных операций С++.

Данные класса называются полями (по аналогии с полями структуры), а функции класса — методами. Поля и методы называются элементами класса. Описание класса в первом приближении выглядит так:

class <имя>{ <описание скрытых элементов> public: <описание доступных элементов> }; // Описание заканчивается точкой с запятой

Спецификаторы доступа private и public управляют видимостью элементов класса. Элементы, описанные после служебного слова private, видимы только внутри класса. Этот вид доступа принят в классе по умолчанию. Интерфейс класса описывается после спецификатора public. Действие любого спецификатора распространяется до следующего спецификатора или до конца класса. Можно задавать несколько секций private и public, порядок их следования значения не имеет.

Поля класса:

  1. могут быть простыми переменными любого типа, указателями, массивами и ссылками (т.е. могут иметь практически любой тип, кроме типа этого же класса, но могут быть указателями или ссылками на этот класс);
  2. могут быть константами (описаны с модификатором const ), при этом они инициализируются только один раз (с помощью конструктора) и не могут изменяться;
  3. могут быть описаны с модификатором static, но не как auto, extern и register.

Инициализация полей при описании не допускается.

Классы могут быть глобальными (объявленными вне любого блока) и локальными (объявленными внутри блока, например, внутри функции или внутри другого класса). Обычно классы определяются глобально.

Локальные классы имеют некоторые особенности:

  • локальный класс не может иметь статических элементов (уточнение: современные стандарты допускают это);
  • внутри локального класса можно использовать из охватывающей его области типы, статические ( static ) и внешние ( extern ) переменные, внешние функции и элементы перечислений;
  • запрещается использовать автоматические переменные из охватывающей класс области;
  • методы локальных классов могут быть только встроенными ( inline ); (уточнение: согласно современным стандартам это необязательно)
  • если один класс вложен в другой класс, они не имеют каких-либо особых прав доступа к элементам друг друга и могут обращаться к ним только по общим правилам.

В качестве примера создадим класс, моделирующий персонаж компьютерной игры. Для этого требуется задать его свойства (например, количество щупалец, силу или наличие гранатомета) и поведение. Естественно, пример будет схематичен, поскольку приводится лишь для демонстрации синтаксиса.

class monster { int health, ammo; public: monster(int he = 100, int am = 10) { health = he; ammo = am;} void draw(int x, int y, int scale, int position); int get_health(){return health;} int get_ammo(){return ammo;}};

В этом классе два скрытых поля — health и ammo, получить значения которых извне можно с помощью методов get_health() и get_ammo(). Доступ к полям с помощью методов в данном случае кажется искусственным усложнением, но надо учитывать, что полями реальных классов могут быть сложные динамические структуры, и получение значений их элементов не так тривиально. Кроме того, очень важной является возможность вносить в эти структуры изменения, не затрагивая интерфейс класса.

Методы класса имеют неограниченный непосредственный доступ к его полям. Внутри метода можно объявлять объекты, указатели и ссылки как своего, так и других классов.

В приведенном классе содержится три определения методов и одно объявление (метод draw ). Если тело метода определено внутри класса, он является встроенным ( inline ). Как правило, встроенными делают короткие методы. Если внутри класса записано только объявление (заголовок) метода, сам метод должен быть определен в другом месте программы с помощью операции доступа к области видимости:

void monster::draw(int x, int y, int scale, int position) { /* тело метода */}

Встроенные методы можно определить и вне класса с помощью директивы inline (как и для обычных функций, она носит рекомендательный характер):

inline int monster::get_ammo() {return ammo;}

Методы можно перегружать (это одно из проявлений полиморфизма ), а также объявлять либо константными, либо статическими (но не одновременно).

В каждом классе есть метод, имя которого совпадает с именем класса. Он называется конструктором и вызывается автоматически при создании объекта класса. Конструктор предназначен для инициализации объекта. Автоматический вызов конструктора позволяет избежать ошибок, связанных с использованием неинициализированных переменных. Подробнее конструкторы описываются далее в разделе «Конструкторы».

Типы данных struct и union являются специальными видами класса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *