Общение человека с богом

Как разговаривать с Богом

Чтобы диалог между вами и Духом шел свободно, вы можете предпринять некоторые шаги, чтобы облегчить процесс. Как и в остальной нашей работе, они просты и требуют лишь вашей убежденности в успехе. Я упростила процесс и сократила его до десяти указаний.

1. Постоянно ощущайте благодарность и говорите об этом.

2. Ежедневно проводите ритуал, включающий молитву, аффирмацию и медитацию.

3. Общайтесь с Богом несколько раз в день каждый день, как если бы он находился с вами в одной комнате.

4. Просите помощи в принятии любого решения, от бытового до самого серьезного.

5. Прилагайте все усилия, чтобы оставаться духовно осознанным и сохранять непоколебимую веру в вашу связь с Божественным.

6. Чаще разговаривайте с вашими небесными учителями, наставниками, ангелами, возлюбленными, как вы разговариваете с Источником.

7. Доверьте все свои проблемы Духу. Скажите о них Вселенной и ждите божественных решений, не тревожась ни о чем.

8. Каждый вечер пересматривайте моменты общения с Божественным, которое вы пережили за день.

9. Делитесь с другими и обучайте их духовным практикам, о которых узнали, и спросите Вселенную, как это лучше всего сделать.

10. Продолжайте посылать в мир только позитивную энергию.

А теперь давайте перейдем к деталям!

1. Постоянно ощущайте благодарность и говорите об этом.

Говорите Вселенной, что вы цените все то, что вам дается, каждый шанс, который получаете. Это не только принесет вам то, что вы хотите, но и поднимет настроение. Мои ученики и клиенты рассказывают мне, что, когда они входят в определенный ритм работы с Вселенной, они обнаруживают, что выражают благодарность постоянно. Они говорят, что осознают, насколько осчастливлены уже тем, что стали обращать внимание на все, что получают. Выражение благодарности может быть настолько простым или личным, каким вы захотите его сделать. Для этого не нужно следовать какому-то образцу. Например, я обычно говорю: «Благодарю тебя, Господи, за все, что у меня есть, и за то, чего еще нет. И это действительно так!» Бог получит сообщение, даже если вы скажете простое «спасибо». Но делайте это часто! Ваше благословение будет неисчерпаемым.

2. Каждый день проводите ритуал, включающий молитву, аффирмацию и медитацию.

Чтобы продолжить диалог с Духом, необходимо делать это каждый день. Я понимаю, что слово «обязательно» многих пугает. Но когда вы предаете себя Богу, то открываете мир безграничных возможностей. Когда вы приучите себя к ежедневной практике, она будет для вас столь же привычной и необходимой, как умывание по утрам.

Открытие Вселенной не займет много времени. Я предлагаю вам делать это, когда вы просыпаетесь утром, перед тем, как приступить к привычной рутине, возможно, до того, как встанете с кровати. Я обнаружила, что это время наиболее удачное, так как, пока вы в кровати, вас меньше отвлекает все остальное. Если вы живете не один, вы можете проводить свой ритуал до того, как проснутся ваши домочадцы. Тишина раннего утра или позднего вечера успокаивает и умиротворяет.

Каждый день, прежде чем встать с кровати, я провожу ритуал, включающий молитву, медитацию и аффирмацию. Это три магических компонента. Я сажусь в кровати и делаю следующее.

Делаю три очищающих вдоха, вдыхая через нос и выдыхая через рот, это можно делать и с открытыми, и с закрытыми глазами.

Я прошу Вселенную дать мне обратную связь в виде внутреннего покоя. Иногда конкретное послание приходит в форме визуализации или интуитивного знания, которое поможет мне прожить мой день позитивно. Когда я чувствую, что совершенно спокойна, я делаю еще один легкий вдох и открываю глаза.

Последний этап моего ритуала – аффирмация. С позитивным настроем, не сомневаясь ни в чем, я утверждаю следующее: «Я открыта лучшему из того, что Вселенная предлагает мне. Я получаю и принимаю это, и это действительно так!»

Вот и все. Это простой и очень эффективный способ начать свой день, сохраняя каналы общения с Вселенной открытыми. Весь ритуал займет не больше пяти минут. Вы можете увеличить продолжительность, если хотите. Работая с личным ритуалом, вы усовершенствуете свои собственные молитвы и аффирмации, подходящие именно вам. Уделите этому время и не сдавайтесь! Скоро вы будете слышать голос Бога каждый день!

3. Общайтесь с Богом несколько раз в день, как если бы он находился с вами в одной комнате.

Я обнаружила, что мои отношения с Создателем становятся все более реальными, потому что считаю его своим постоянным спутником. Я не представляю его всем и каждому, но ощущаю эту энергию глубоко внутри. Я общаюсь с Духом постоянно, на протяжении всего дня, как если бы мои лучшие друзья находились со мной в одной комнате, и мы вели душевную беседу. Я рассказываю Богу о своих мыслях. Я знаю, что Духу мои мысли уже известны, но это помогает мне разобраться в них. Я весь день комментирую Богу события моей жизни. Например, я говорю: «Спасибо, Господи, я ценю, что те новые туфли, которые я хотела, сегодня появились на распродаже!» или: «Дай мне сил, чтобы справиться с этим!» – когда возникает тяжелое противостояние с другим человеком. На самом деле нет ничего, о чем бы я не рассказывала. Я даже спрашиваю мнение Бога по поводу разных вещей. «Хорошо, Господи. Скажи, стоит ли мне ехать домой сразу после работы или отправиться по делам, которые я отложила?» И я всегда получаю ответ, поскольку обращаю внимание на то, что происходит в мире вокруг меня. Они приходят разными путями, но чаще всего – как интуитивное знание о том, что мне стоит или не стоит делать. Бог дает мне знать, следует ли мне сегодня ехать прямо домой или отправиться по делам, через безмолвное, но сильное чувство, побуждающее меня поступить так или иначе. Если я поступаю, как чувствую, а значит, как будет правильно в данный момент, меня охватывает ощущение покоя и умиротворения. Если я игнорирую это состояние или пренебрегаю им, то начинаю испытывать тревогу, нетерпение или сомнение. Я научилась прислушиваться к голосу Духа внутри меня и следовать ему. Практикуясь и оставаясь внимательным, вы поймете, как распознавать голос Бога, который общается с вами. Уверена, многие из вас уже делают это!

4. Просите помощи в принятии любого решения, от самого заурядного до серьезного.

Помните, что ваш друг, Бог, очень личная энергия и в то же время очень мудрая. Кроме того, как ваш Создатель и друг, Дух будет направлять вас всегда, стоит вам только попросить об этом. Не стесняйтесь просить о чем угодно, от: «В каком месте мне следует припарковаться возле Галереи Молл?» до: «Стоит ли мне попросить Ширли выйти за меня замуж?» Поверьте мне, Вселенная хочет помочь нам. Если вы открыты божественной энергии, это поможет вам принять любое важное решение в жизни. Ваше вознаграждение намного превысит усилия, которые вы затратите, чтобы поддерживать контакт. Попробуйте и убедитесь на собственном примере. Преимущества будут намного значительнее, чем проделанная вами работа с божественными знаками. Когда вы привыкаете просить о чем угодно и обо всем и начинаете получать ответы, ваша жизнь сама по себе становится богаче, изобильнее, радостнее, потому что ваш духовный наставник всегда с вами. Вы больше никогда не почувствуете себя одиноким.

5. Прилагайте все усилия, чтобы оставаться духовно сознательным и сохранять непоколебимую веру в вашу связь с Божественным.

Постоянное общение с Божественным требует от нас уверенности, что это возможно, и что мы действительно делаем это. Сомнения в этой связи ослабляют ее. Это просто: когда мы уверены, что нас любит и о нас заботится великодушная и щедрая Вселенная, мы передаем эту любовь другим и таким образом всегда поддерживаем эту связь. Мы – человеческие существа и должны чаще напоминать себе о связи с нашим высшим Я. Именно благодаря этому растут наша уверенность, доверие и способность пойти через трудности и прожить свою жизнь так, как мечтаем об этом. Верьте, что у вас есть связь с Божественным, и так и будет. Эта связь будет усиливаться и расширяться. В результате вы будете переживать чудесный и удивительный опыт.

6. Чаще разговаривайте с вашими небесными учителями, наставниками, ангелами, возлюбленными, как вы разговариваете с Источником.

Дух создал замечательную группу божественных помощников, чтобы помочь нам жить той жизнью, которую мы выбрали. Эти помощники появляются в нашей жизни как учителя, наставники, ангелы и возлюбленные, которые покинули нас. Они обращаются к нам из духовной сферы, чтобы помочь нам сфокусировать энергию на нашем высшем счастье. Каждому из нас Бог назначил ангела и духовного помощника, который находится рядом на протяжении всей жизни. Я уверена, что многие из вас хорошо знакомы с этими существами. Если нет, то в конце книги, в Глоссарии, вы найдете их краткое описание, а также литературу для дальнейшего изучения. Иисус Христос, Будда, Кришна и другие учителя готовы помочь вам. Работая со знаками, попросите ваших наставников и ангелов о помощи и подключайте их энергии, чтобы узнавать знаки, понимать их и правильно толковать. Суть в том, чтобы просить об этом часто. Даже если вы не знаете, кто именно ваши помощники, просто поверьте, что они рядом, и зовите их на помощь, когда это необходимо.

7. Доверьте все свои проблемы Духу. Расскажите о них Вселенной и ждите божественных решений, не тревожась ни о чем.

Это простой шаг. Раньше мы уже говорили о признании. Когда вы препоручаете свои проблемы Богу, то получаете помощь быстрее, чем когда стараетесь все контролировать самостоятельно. Важно поддерживать этот диалог во время любой духовной работы, которую вы делаете, включая работу со знаками. Запрашивайте знаки и верьте, что они скоро появятся. Скажите Вселенной вслух: «Я действительно не знаю, что делать с этой проблемой, как ее решить самостоятельно, поэтому я доверяю ее тебе. Спасибо за помощь». Затем ждите. Будьте терпеливы и наблюдайте за своей жизнью. Ответ придет. Верьте в это и никогда не сомневайтесь в том, что заслуживаете божественной любви.

8. Каждый вечер вспоминайте общение с Божественным, которое случилось за день.

Мне нравится вечерами пересматривать прошедший день. Со мной все время происходит что-то удивительное. У меня тоже возникают проблемы, как и у любого другого человека, но они всегда уравновешиваются хорошими событиями. Иногда кто-то плохо обращается со мной, моя машина нуждается в ремонте, я опаздываю… Это стрессы, которые переживает каждый из нас. Однако в тот же день происходит что-то приятное, что компенсирует неприятности. Например, кто-то заглянет ко мне в офис, чтобы сказать несколько теплых слов, придет письмо с пожертвованием для моей церкви, или мне позвонит кто-то, кого я люблю. Эти события, если можно так сказать, искупают этот день, и подтверждают, что во Вселенной есть любящая энергия, которая вновь и вновь убеждает меня: все будет хорошо. В конце дня я пересматриваю эти благословения и трудности, благодарю за них и прошу Бога продолжать общаться со мной в такие моменты, чтобы я могла пережить все, что мне нужно, и расти в любви, свете и гармонии. Каждую ночь я молюсь: «Спасибо тебе, Господи, за этот день, за все и за всех в нем. И это действительно так!».

9. Делитесь с другими, обучайте их духовным практикам, о которых узнали, и спрашивайте Вселенную, как это лучше всего делать.

Когда вы по-настоящему почувствуете, что научились работать со знаками или овладели другим духовным инструментом, идеей или верой, поделитесь этим с другими. Это надежный способ поддерживать диалог с Богом. Дух осведомлен о вашем участии и благословляет его. Каждый раз, когда вы делитесь своими дарами без надежды на вознаграждение, Бог становится к вам еще ближе. Это очень полезно для вашего общения, потому что, пока вы проживаете жизнь в благодарности и отдаче, ваш диалог с Источником становится все легче. Если вы не знаете, что можете сделать для этого мира, просто спросите и получите ответ!

10. Продолжайте посылать в мир только позитивную энергию.

Намного легче быть плохим, нежели хорошим. Положительные мысли требуют работы. Кажется, что в мире столько неправильного, что мы легко подвергаемся негативному мышлению, наши слова становятся более критичными, в них появляется сомнение, пропадает надежда. Когда вы обнаружите, что попали под влияние неожиданного разочарования, или чувствуете склонность выносить суждения о ком-то или о мире в целом, просто остановите эту мысль. Если нужно, остановитесь прямо в середине предложения, но не позволяйте негативной энергии становиться частью вашей реальности. Если вы сделаете это, то диалог, который вы с таким трудом устанавливали с Духом, станет короче, а возможно, и совсем прекратится. Это также повлияет на успешность вашей работы со знаками. Чтобы в вашем сердце жили Бог и радость, чтобы общение с Божественным не останавливалось, не оставляйте злу никакого шанса, думая позитивно и выражая это во всем, что вы говорите или делаете.

Упражнение 10

Сейчас вы располагаете всеми необходимыми инструментами, чтобы поддерживать контакт с Духом. Если вы последуете этим принципам, то проживете жизнь в постоянном общении с могущественным источником любви, радости, изобилия и совершенства. Но, на всякий случай, если еще остались какие-то сомнения, я предлагаю вам последнее упражнение, созданное, чтобы помочь вам оставаться открытыми к посланиям Вселенной.

Закончите эти предложения и будьте настолько искренними, насколько возможно. Помните, что они предназначены только для ваших глаз. Будьте честными. Необходимо очиститься от оставшихся сомнений и страхов, поэтому воспользуйтесь этой возможностью точно отрегулировать вашу жизнь и начинайте получать результаты своих трудов.

1. В прошлом я боялся общаться или работать с Вселенной, потому что

2. Я всегда чувствовал, что запрашивать знаки или общаться с Вселенной

3. Я боюсь, что не смогу

4. Все, что мне потребуется, чтобы по-настоящему поверить в работу с божественными знаками и общение с Духом, это

Взглянув на ответы, обратите внимание на свои прежние представления. Только вы можете провести этот анализ. Дайте честную оценку своим чувствам. Освободитесь от тех, которые ограничивают вас, и замените их позитивными и освобождающими. А теперь завершите следующее утверждение, и пусть оно станет великолепным финалом, знаменуя окончательное прощание со страхами и сомнениями!

Я по-настоящему верю в работу с Духом на всех уровнях коммуникации, потому что

Медитация для общения с Богом

Займите удобное положение на стуле, ладони на коленях, стопы поставьте на пол. Закройте глаза и три раза спокойно вздохните, вдыхая через нос и выдыхая через рот. Продолжайте спокойно дышать с закрытым ртом. Пока вы дышите, почувствуйте, как волна расслабления накрывает вас с макушки и медленно движется вниз, вниз, к кончикам пальцев ног. Дышите спокойно и скажите, что вы открыты и готовы начать диалог с Вселенной, который продлится всю жизнь. Почувствуйте, как прекрасна эта связь. Почувствуйте, как вам радостно от того, что вы, наконец, преодолели свои сомнения и стали другом своему Создателю. Пообещайте себе, что всегда будете противостоять узким, ограничивающим мыслям и будете оставаться в постоянном контакте со своим Божественным наставником. Расслабьтесь на мгновение, пока вы созерцаете эти чувства. Оставайтесь полностью спокойным. Теперь тихо поблагодарите Дух за это. Продолжайте спокойно дышать, вдыхайте умиротворение и покой и выдыхайте напряжение. Через несколько мгновений, когда будете готовы, сделайте еще один легкий вдох и на выдохе вернитесь в сознание и откройте глаза.

Аффирмация для общения с Богом

Я благодарю тебя, Бог/Богиня/Дух/Вселенная, за то, что ты предоставил мне замечательную возможность общаться с тобой. Обещаю всегда оставаться открытым твоему божественному совету и готов ощущать твое влияние каждый день своей жизни. И это действительно так!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, «молитва есть златая связь человека-христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего с Богом – источником жизни». О необычайной силе молитвы святитель Димитрий Ростовский пишет: «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников». А в то, что «молитва матери поднимает и со дна морского», верят даже далекие от Церкви люди. Однако «читание молитв, стояние на молитве и поклоны составляют лишь молитвенное стояние, – учит святитель Феофан Затворник, – а молитва, собственно, идет из сердца. Когда этой нет – и никакой нет».

О том, какой должна быть молитва, как и о чем следует молиться, мы беседуем с кандидатом богословия протоиереем Димитрием Моисеевым.

– Отец Димитрий, молитва –это…

– … разговор с Богом, наше обращение к Господу. Именно поэтому молитва не должна сводиться лишь к простому вычитыванию каких-то текстов. Необходимо понимать: когда мы молимся, то стоим перед Самим Богом, Господь смотрит на нас и видит, что и как произносим. Молимся, лишь бы исполнить быстрей молитвенное правило и отвязаться от него или же действительно приходим к Богу как к нашему любящему Отцу.

– А как понимать «общение с Богом»?

– В первую очередь, это единение с Богом, приобщение к Божественной благодати. Причем общение может быть и невербальным, то есть бессловесным. Кстати, игумен Никон (Воробьев) любил таким образом общаться с одним юродивым, который жил в том же городе, что и он, – в Гжатске. Бывало, сядут они рядом на скамеечке, помолчат, помолятся. Потом поблагодарят друг друга за общение и разойдутся.

– Можно ли под общением понимать обращение к Господу своими словами, или это нечто другое?

– Молитвенные правила – это образец, поскольку их написали люди, движимые Духом Божиим. Внимательно читая эти молитвы, мы в большей или меньшей степени проникаемся тем духом, который был у святых. А уже настроившись на этот правильный тон, мы можем помолиться и своими словами о конкретных нуждах, потому что нет правил на все случаи жизни. Церковь рекомендует всегда начинать молитву именно с правила для того, чтобы помочь человеку обычному, мирскому, грешному, не имеющему благодатного опыта, хоть немножечко приблизиться к верному состоянию духа через Псалтирь, чтение канонов и молитв, авторами которых являются святые люди.

– Молитва – это диалог человека с Богом. Раз диалог, то как человеку научиться слышать ответ в молитве? Допустим, кто-то в молитве спрашивал у Бога, стоит ли ему куда-то ехать. А потом включает радио и слышит слово «поехали». Можно ли такой «знак» считать ответом на молитву?

– Думаю, этого делать ни в коем случае нельзя. Все-таки гадать на молитве или на каких-то иных предметах Церковь строго запрещает. Если мы достигнем такой чистоты сердца, как у преподобного Серафима Саровского или людей подобного духовного уровня, тогда ответ Божий будет нам ясен и понятен. Для остальных же, кто находится в обычном духовном состоянии, для таких, как мы все, Церковь предписывает помолиться и положиться на волю Божию. Господь Сам управит. Из обстоятельств, сопутствующих нам, мы поймем, как нам лучше поступить. Если мы хотим куда-то поехать и просим, чтобы Господь дал нам понять, стоит туда нам ехать или нет, то как-то не чудесным, а самым обыкновенным образом все-таки это поймем. Например, отменится поезд, на котором мы собрались ехать, или произойдет какое-то событие, которое не даст нам возможности отправиться в поездку, если Богу это будет не угодно. Или, напротив, все окажется очень благополучно. Но искать чудесных ответов, сверхъестественных откровений ни в коем случае нельзя. Это уже называется искушением Господа Бога.

Если мы молимся правильно – Бог отвечает, и Он Сам находит пути, как до нас достучаться. Можно сказать, что молитва – диалог, но это будет не совсем точно. Потому что, как сказал святитель Фотий Константинопольский, употребляя то или иное слово в переносном значении, нельзя от него требовать полного соответствия прямому смыслу. То есть все сопутствующие моменты, которые есть у прямого смысла, не всегда соответствуют переносному. Слово «диалог», конечно же, в данном случае употреблено в переносном значении.

– Существуют ли понятия «правильная» молитва и «неправильная»?

– Безусловно, такие понятия существуют. Что такое молитва? Это наше обращение к Богу. Мы должны ясно понимать, с чем нам нужно к Нему обращаться, а с чем нет. Преподобный Исаак Сирин неправильную молитву сравнивает с тем, как если бы кто-то пришел к царю, который может дать ему все, и попросил у него гноя, то есть вещей совершенно незначительных, за которыми к царю обращаться не стоит. В первую очередь мы должны молиться о своем спасении, исцелении от греха, чтобы Господь простил нам наши беззакония. Что же касается житейских нужд, то Господь сказал, что этого всего ищут язычники. Мы же должны надеяться на Промысл Божий. Однако в силу нашего несовершенства, немощи, в силу того, что мы не в состоянии полностью положиться на Промысл Божий и кое о чем заботимся сами, испрашиваем у Бога помощи в земных делах. Преподобный Марк Подвижник сказал, что тому, кто не заботится о житейском, но возлагает все надежды на Бога, и молиться следует только о Божественном. Если же мы немощны и все-таки имеем заботу о житейском, то нам нужно и об этом помолиться, попросить Божией помощи.

А что касается правильной и неправильной молитвы, то правильная молитва должна исходить из реального видения своего положения. Если я действительно вижу себя грешным, погибающим, то в первую очередь я должен озаботиться своим спасением. Глупо человеку, который вот-вот может умереть от аппендицита заботиться, например, о белизне своих зубов или хорошей прическе. Поэтому подлинные святоотеческие молитвы, которые в качестве примера приводятся у нас в молитвослове, церковных службах, – все они преисполнены духом покаяния.

А что касается молитвы неправильной, ярким примером может послужить набирающая в православных кругах «популярность» одна молитва. В православных изданиях она проходит или как безымянная древняя молитва, или приписывается какому-нибудь из известных православных святых. Но на самом деле она принадлежит католическому святому Франциску Ассизскому. «Господи, сделай, чтобы не меня утешали… а я утешал; чтобы не меня понимали… а я понимал; чтобы не меня любили… а я любил…» и все в таком духе. Эта молитва, автор которой, Франциск Ассизский, говоривший в свое время, что «я не вижу за собой никакого греха, которого не искупил бы исповедью и покаянием», вся преисполнена духом гордости, духом того, что в Православии называется прелестью. Сравним для интереса эту молитву с любой молитвой из молитвослова, составленной Макарием Великим или Антонием Великим и преисполненной духом видения своих грехов и покаяния. Сравним эту молитву хотя бы с молитвой оптинских старцев, которые молились о том, чтобы Господь укрепил и утешил именно их. А видеть себя способным утешать других, просить у Бога помощи на этом пути – это, безусловно, к Православию никакого отношения не имеет.

– Апостол Павел говорил, что мы не знаем сами, о чем молиться, но «Дух Божий ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными». Значит, есть молитва без слов, и можно ничего не говорить на молитве. Как это лучше понять?

– Думаю, здесь для понимания лучше обратиться к беседе преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Когда человек по своей чистоте сподобился посещения Духа, то тогда, конечно, и слова будут уже излишни. Человек будет просто предстоять в безмолвном общении с Богом. Но для того, чтобы сподобиться такой чистоты, такой молитвы, нужно быть преподобным Серафимом. Нужно пройти ту жизненную школу, тот духовный искус, который прошел преподобный. И только тогда Господь, может быть, и посетит нас такой молитвой, таким общением. Но мы ни в коем случае не должны ставить себе цель достигнуть такой молитвы. Необходимо главное: очиститься от грехов, нам нужно иметь перед собой только одну цель – покаяние. Все остальное – будь то дары Божии, какие-то откровения – все это целиком и полностью находится в Божественной власти. И когда Господь сочтет нужным, то Он и пошлет человеку тот или иной дар со Своей стороны. Но искать этого мы не должны ни в коем случае. Поскольку если мы изменим цель, будем искать не очищения от греха, а каких-то удовольствий, переживаний в молитве, то эти переживания очень скоро придут. Правда, от другой силы.

– Епископ Вениамин (Милов) писал: «Христос радуется и веселится, когда видит в христианине твердое убеждение в том, что именно Он творит в верующих все доброе. Поэтому всякому христианину надлежит исповедовать, что Христос в нем воюет, побеждает, призывает Бога, молится, благодарит, благоговеет и ищет спасения с молением и смирением…» Какова же тогда роль самого христианина, в том числе и в молитве, если все в нем делает Господь?

– Господь сказал Своим ученикам, а евангелист апостол Иоанн донес эту фразу до нас: «Без Меня не можете творить ничего. Я лоза, а вы – ветви». Это воистину так, поскольку именно Господь Иисус Христос, восприняв на себя человеческую природу, обновил ее и дал нам возможность, присоединившись к ней, строить свои поступки, поведение, свою молитву.

Задача христианина в данном случае – явить свое произволение, показать, что он действительно желает, чтобы Христос в нем действовал. Человек не в состоянии преодолеть ни свою греховность, ни свои страсти, вредные привычки лишь собственными силами. Это может сделать в нем только Христос. От человека же требуется поведением, делами, образом мысли, всем его существом доказать, что он на самом деле этого желает. Все наши подвиги, действия – все то, что Церковь требует от христианина, – должны служить подтверждением нашего желания стать лучше. Не сами по себе пост, молитва или какие-то другие подвиги исправляют нас, но этим мы доказываем свое произволение быть исправленными. А исправляет нас, конечно, Сам Господь.

Православное учение говорит нам о синергии, то есть о соработничестве между человеком и Богом. Западная Церковь, к сожалению, восприняла тот перегиб, который допустил блаженный Августин в учении об этом вопросе. Любая крайность не свойственна для Церкви, которая всегда избирает срединный путь.

– Какие молитвы лучше читать за детей? Есть ли у вас такое молитвенное правило за своих чад?

– Воспитание детей, в том числе и духовное, нельзя свести только к одному молитвенному подвигу за них. За детей, безусловно, необходимо молиться, но в первую очередь духовная жизнь передается от человека к человеку. Считаю, дети должны видеть, как молятся их родители, о чем молятся. И сам по себе образ родителей, непрерывно помнящих о Боге, откладывается в памяти детей и в свое время сослужит им хорошую службу. Потому что дети увидят, что нормальный образ жизни именно такой. А что касается того, что лучше читать за детей, то думаю, одного общего для всех правила не существует. Кому-то ближе Псалтирь, кому-то акафист, кому-то канон, кому-то какие-то молитвы. Здесь я предпочел бы оставить все на усмотрение родителей. Поскольку главное в молитве не читать какой-либо текст (они не различаются между собой по силе воздействия или результата); главное в молитве – тот духовный настрой, с которым мы к ней приступаем, та наша искренность, с которой мы к Богу обращаемся. Можно сказать два слова от всего сердца, и Господь их услышит, а можно прочитать огромную книгу, и пользы от этого не будет никакой.

Естественно, мы о детях заботимся, но при этом важно помнить, что не только от нас зависит их дальнейшая жизнь. Дети – это самостоятельные личности, они с раннего возраста стараются уже что-то анализировать, о чем-то рассуждать, пытаются как-то по-своему переработать тот опыт, который они видят у своих родителей. И, конечно же, Промысл Божий, который заботится о каждом человеке, также следит за нашими детьми и помогает им. Ставит их в те ситуации, где именно они со своим опытом могли бы поступить правильно. Наша задача научить их этому.

– Действительно ли женщине в критические дни нельзя молиться в храме?

– Несколько лет тому назад сербский патриарх Павел написал замечательную статью-исследование на эту тему. При желании ее можно найти в Интернете. Суть этого исследования сводится к тому, что он попытался выяснить те причины, по которым такой запрет существует. Все канонические правила и предания святых отцов сводятся, в принципе, к двум моментам. С одной стороны, нечистота, которую испытывает женщина в данные дни, является препятствием к тому, чтобы ей принимать участие в таинствах. Почему? По той простой причине, что к таинствам должны приступать в чистоте духовной и телесной. Грубо говоря, если у мужчины идет кровь из носа в течение дня, то в этот день он тоже должен воздержаться от принятия таинств. Во-вторых, существует запрет на пролитие крови в храме, и поэтому в древности женщине в таких ситуациях запрещалось любое вхождение в храм. Современная практика все-таки говорит нам, что ходить в храм в таком состоянии можно. Разумеется, при этом нужно принять определенные меры, чтобы все было в порядке.

Но от участия в таинстве причастия или крещения в эти дни женщине лучше воздержаться. А прийти помолиться запрещения нет. Повторюсь, сербский патриарх Павел пишет об этом более подробно и аргументировано.

– В Евангелии есть такие слова, что если вы не будете прощать людям их согрешения, то и Отец Небесный не простит вам согрешений ваших. На молитве нужно ли прощать самого себя?

– Хороший вопрос. Дело в том, что прощать нас может только Бог. Но что это означает? Значит, исправлять те последствия грехов, которые мы натворили. Но Господь не гневается на нас, не держит зла против кого-то из нас, и мы сами не должны держать зла на ближних, и на самого себя в том числе. Отношение к своим грехам у христианина должно быть такое: с одной стороны, человек должен сожалеть, что их совершил, с другой стороны, необходимо понимать, что иначе он и не может, так как грешен, падший. И без помощи Божией сам по себе человек не способен воздержаться от грехов. Человек должен видеть для себя естественным такое состояние греховности, но ему необходимо всеми силами просить Бога избавить его от этого падения.

– В Православии существует некое разделение, какому святому о чем молиться. Правильно ли это?

– Смотря как к этому подходить. С одной стороны, из житий святых мы узнаем, что тот или иной подвижник в своей жизни смог победить какую-то страсть или имел возможность помогать людям в какой-то определенной проблеме. Вполне естественно обратиться к этому святому с молитвой о помощи в соответствующей нужде. Но проводить четкое разграничение: один святой помогает лишь в этом, а другой – в чем-то еще, и ни в коем случае нельзя перепутать их «сферы влияния» – неверно. Думаю, это уже близко к язычеству. Любой святой, в силу своей близости к Богу, имеет благодать помогать нам в любых наших нуждах. И неслучайно, что среди величайших святых нашей Церкви нет такого разделения: нигде не написано, в чем помогает Иоанн Златоуст или Василий Великий, например; с чем нужно обращаться к Григорию Нисскому, а с чем – к Максиму Исповеднику. Думаю, достаточно характерная черта.

– А если человек молится, а в этот момент его кто-то прерывает с просьбой о помощи? Что важнее: помочь человеку или продолжить молитву?

– Если человек приходит за помощью, просит о какой-то необходимости, думаю, здесь лучше прервать молитву и помочь человеку. Потому что, например, «Учительное известие» – свод правил, как священнику вести себя на Божественной литургии, – предписывает: если идет литургия, и вдруг кто-то приходит и просит причастить умирающего, то необходимо прервать литургию и пойти причащать умирающего. Конечно, если это происходит до евхаристического канона. Если же человек с такой просьбой пришел в момент евхаристического канона, то его нужно закончить и сразу же идти. Этот канон длится минут десять. Поэтому здесь это ожидание, скорее всего, уже роли не сыграет.

– Некоторые невоцерковленные люди молятся только по настроению. Что им можно посоветовать?

– Дело в том, что молитва все-таки (имею в виду молитву правильную, совершенную) это свойство нового человека. Разумеется, человеку ветхому, колеблемому страстями, молиться трудно и весьма нелегко заставить себя собраться. Тем не менее, это необходимо. Нужно понуждать себя к молитве. Если мы понимаем необходимость молитвы, то должны потрудиться.

– Отец Димитрий, а должны ли молитвы приносить удовлетворение?

– Мы молимся не для того, чтобы почувствовать себя лучше или ощутить какое-то удовольствие от общения с Богом, а чтобы Господь изменил нас: претворил из ветхого человека в нового. Мы должны от Бога ждать помощи в нашей борьбе с грехом, но не чувственных удовольствий, чудотворений или чего-то подобного.

Искать наслаждения в молитве строго запрещается всеми отцами Церкви, всеми опытно прошедшими этот духовный путь.

– В Евангелии сказано: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). Означает ли это, что душевный мир может быть важнее молитвы?

– Здесь имеется в виду жертва, которую человек приносит Богу, в том числе и жертва словесная – молитва. Мы не можем говорить здесь, что важнее: молитва или внутренний мир. Мы может лишь говорить, что молитва должна быть в мире и возможна только в мире. То есть молитва в немирном состоянии молитвой не является. Поэтому чтобы молиться с пользой, правильно, необходимо иметь мир в своей душе. А для этого нужно примириться с обижающими нас и с теми, кого мы могли обидеть.

– Можно ли подавать записки о здравии на проскомидию за человека, который постоянно грешит смертным грехом, например мужчина и женщина сожительствуют, живя в гражданском браке, неверующие, хотя и крещеные? Не будет ли это им в осуждение, в болезнь, в смерть?

– Святой Николай Кавасила писал о том, что поминовение на проскомидии для тех людей, которые не имеют возможности причаститься за богослужением, сообщает им такую же самую благодать, какую они получили бы причастившись. Поэтому поминовение на проскомидии по его силе можно сравнить с благодатью причастия. Что же касается людей, грешащих смертным грехом, неверующих, но крещеных, можно сказать, что совершая поминовение таких людей, мы просим Бога коснуться их Своей благодатью, и здесь какой будет результат, мы, конечно, не знаем: что же ждет их вследствие этого – болезнь или другое что. Преподобный Иоанн Дамаскин по поводу причастия пишет, что, соединяясь со Христом в таинстве причастия, мы все получаем суд для себя, так как все причастия не достойны. Дальше он цитирует апостола Павла: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11: 32). Преподобный Иоанн толкует эти слова так: причащаясь в осуждение, мы с вами принимаем суд в этой жизни – посредством болезней, каких-то скорбей, прочих обстоятельств. Приняв этот суд здесь, на земле, и имея через это возможность исправиться, можем избежать суда, который ждет нас после смерти. Поэтому это для нас благо. Желать ближнему блага – хорошо. А значит, поминать наших крещеных близких на проскомидии необходимо. А уж приведет их Господь через это к Себе или нет и если приведет, то каким способом, наверное, лучше в данном вопросе положиться на Самого Бога. Ведь Он лучше знает, каким способом призвать человека к богообщению.

– А как помочь таким людям измениться? Например, поможет ли неусыпаемая Псалтирь?

– Может помочь любая наша молитва, любой наш подвиг. Лишь бы он был совершаем по искренней любви к данным людям. Не из желания прославиться, не из желания подумать о себе, что вот я такой хороший, за других подвиг несу. Если наш подвиг будет растворен самомнением и мыслями о том, что мои действия что-то значат и я могу что-то изменить в судьбе данных людей, то такой подвиг вряд ли принесет какой-то добрый плод. Поскольку сопряжен с одной из самых страшных человеческих страстей – гордостью. А вот если я готов наложить на себя какие-то ограничения ради любви, жалея этих людей и полагаясь больше не на свой подвиг, а на милость Божию, то такое действие, думаю, этим людям поможет.

– А если это заказано в монастыре и молятся монахи?

– Здесь нужно смотреть на то, кто молится. Потому что чем искреннее молитва человека, чем выше его духовный уровень, тем больше будет пользы от такого поминовения. Здесь мы должны говорить не о монахах вообще, а, в частности, о конкретных монахах. Есть люди, живущие свято в миру, есть грешащие в монастырях. Здесь нужно подходить с рассуждением о том, насколько данный человек духовен.

– Есть такое выражение, что у Бога нет не услышанных молитв. Правильно ли так считать?

– Конечно. Потому что Бог видит и знает все. Другой вопрос, что исполнить наши молитвы или нет остается в Его власти. Мы не можем Его принудить или заставить ответить нам. И поэтому любая молитва должна быть в духе молитвы «Отче наш», то есть мы, конечно, просим, но при этом говорим: «Да будет воля Твоя. В Твоей власти исполнить наши прошения или нет, и Ты, видя нам полезное, подашь именно то, что нам нужно, необходимо». А это далеко не всегда совпадает с тем, что нам хочется. Часто ребенок может попросить у родителей то, что ему хочется, но не полезно, например съесть за один вечер два килограмма конфет. И родители будут совершенно правы, если не дадут ему это, и обижаться на это не стоит.

– Как понимать слова из Пасхального канона: «Пасху празднуем веселыми ногами»? Правда ли, что у христиан до IV века были ритуальные танцы?

– Здесь ссылка на ветхозаветные события, когда народ израильский перешел через Красное море из египетского рабства в состояние свободы. Именно об этом переходе повествует святой Иоанн Дамаскин в своем каноне. А что касается того, были ли у христиан до IV века ритуальные танцы, то мы не можем говорить о том, что они были везде или их не было нигде. Я, например, не могу представить апостола Петра, отплясывающего на сцене. Знаю, у некоторых христианских народов есть ритуальные танцы, но, думаю, что это – скидка на их национальный менталитет. Ведь во Христе нет эллина, или иудея, или кого-то еще. Посему христианское совершенство таких вещей не принимает. Допустить этакое снисхождение к данной этнической немощи какого-то народа, в определенной мере, наверное, и возможно, однако идеал лежит совсем в другом образе богослужения. В нем сочетаются все же спокойствие, внутренний мир и тишина, которые не связаны ни с танцами, ни с другими подобными вещами. Но это уже относится к наднациональному признаку. Потому спокойное богослужение характерно и для северных стран, и для южных, независимо от того, какой у кого темперамент. Проявление темперамента – это свидетельство еще и того, что человек пока не во Христе.

– Зачем в Православии столько обрядов?

– Православная Церковь заботится о внимании человека, чтобы оно во время молитвы было направлено к Богу. Для людей совершенных, научившихся правильно молиться, овладевших высшей формой молитвы, все эти обряды не нужны. Знаем из аскетической литературы о том, что подвижники благочестия практически все время посвящали молитве Иисусовой, то есть короткой молитве. Все многочисленные обряды и другие песнопения ими практически не использовались. Почему? Потому что их ум привык сосредотачиваться на молитве и быть всегда обращенным к Богу. Нам же, немощным, держать внимание на таких молитвах, молитвенных фразах очень и очень трудно. Поэтому в помощь нам Церковь дает другие молитвы, более легкие, более образные, которые обилием образов помогают нам удерживать наше внимание. Многочисленность церковных обрядов направлена именно на это, ведь они удерживают ум от блужданий и направляют его туда, куда нужно.

– Нужно ли молиться о том, чтобы Господь открыл человеку мотивы его поступков по отношению к Богу и ближним с целью узнать, эгоистичны они или нет?

– Конечно, необходимо постараться увидеть в себе, чем продиктованы мои мысли, намерения, поступки и т.д. Эгоистичны намерения или духовны. Но поскольку заведомо можно сказать, что полностью духовными они не будут, значит, молиться об этом надо. Так мы и поступаем, прося у Бога: «Даруй мне зрети моя прегрешения». И это касается всего, в том числе и мотивации.

– Апостол Павел говорил, что вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Именно через веру мы что-то получаем от Бога. Как в молитве не перепутать веру с надеждой?

– Если мы надеемся, что Бог нас слышит и что Господь может ответить на наши молитвы, это есть вера. Потому что в христианском понимании вера – не просто понимание, что Бог существует, а в первую очередь доверие. Потому что если я верю, что Бог есть, и на этом моя вера заканчивается, то, наверное, это не вера в христианском понимании, ибо бесы тоже веруют, что Бог есть, но реагируют на Него совсем по-другому. А вот если я верю Промыслу Божиему, доверяю Богу, если понимаю, что Бог заботится о моей жизни, желает моего спасения, и если строю свои поступки в соответствии со своей верой, то это будет подлинная вера. Здесь она уже не разделима ни с надеждой на то, что Господь меня слышит, знает, помнит и т.д., ни с любовью к Богу, к ближнему.

– Святой праведный Иоанн Кронштадтский учил: «Веруй: что ты сказал на молитве, о чем попросил, то и будет… Ты имеешь верный залог в получении предмета твоих прошений в самих словах, коими означается этот предмет, по милости и всемогуществу Бога, ибо само слово, название во мгновение у Господа может быть делом – и получишь непременно просимое за свою непоколебимую веру». Как нам научиться так веровать, но только при этом не перейти тонкую грань между верой и самовнушением?

– И Господь нам говорил: «Все, что ни попросите в молитве с верой, будет вам» Апостол Иаков эти слова комментирует: просите и не получаете, значит, неполезного просите. Если я буду просить у Бога того, что заповедовал Господь: спасения, исцеления от греха, помощи Божией в борьбе с грехом и тому подобного – я это от Господа получу. Но если я буду просить, к примеру, дворец на Канарах, миллион рублей в месяц дохода и тому подобные вещи, то, наверное, Господь мне этого не пошлет – по той простой причине, что мне это не полезно. То же самое касается каких-то даров, например дара чудотворения. Представьте себе, что каждому жителю города сейчас будет дан дар чудотворения. Такие чудеса начнутся в городе, что лучше этого все-таки не допускать. Конечно, нам нужно понимать, что следует просить у Бога. Господь по Своей милости готов даровать нам все блага в изобилии, но как премудрый Отец, Врач, Он видит, что человеку полезно, а что нет. Поэтому посылает нам только то, что необходимо, полезно для нашего спасения.

Молитва как разговор, или беседа с Богом

Опубликовано 20.10.2017

Вы хотите, чтобы у вас состоялся настоящий разговор или беседа с Богом? Вы хотите придать своей молитвенной жизни новые высоту и глубину и достигнуть нового уровня близости в отношениях с вашим Отцом?

Вы когда-нибудь чувствовали, что ваши молитвы – это как будто только то, что вы говорите Богу? Хотели бы вы также слышать голос Бога во время своей молитвы? Вы хотите постоянно иметь разговор с Богом? Здесь вы найдете способ превратить молитву в двусторонний диалог — Разговор с Богом.

Давайте будем помнить: Слово Бога — это не просто книга, это живой голос Бога! Вот что Бог говорит о своем Слове:

«Слово Божие живо и действенно…» (Евреям 4:12)

Когда вы читаете Библию, вы читаете не просто книгу. Это живой голос живого Бога. С помощью Святого Духа в данный момент Он может говорить к глубинам твоего сердца, души и разума:

«Оно острее всякого меча обоюдоострого и проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит движения и мысли сердечные» (Евреям 4:12).

Разговор с Богом

Так как же этот факт может изменить нашу молитвенную жизнь и сделать из нее двустороннее общение с нашим Отцом? Давайте посмотрим, что об этом сказал Давид:

«Господи, мой голос услышь, я зову Тебя — смилуйся, ответь! Звучат в моем сердце Твои слова: «Стремитесь увидеть лицо Мое!» И стремлюсь я увидеть лицо Твое, Господи!» (Псалом 26:7-8)

Здесь Давид хочет, чтобы Бог услышал его голос (как и нам следует хотеть), но кроме этого он хочет большего – он хочет увидеть лицо Господа. Мы знаем, что ни к кому из людей в Писании Бог не являлся лично, тогда о чем здесь говорит Давид? Что это значит? Я думаю, что он просто говорит о том, чтобы по-настоящему осознавать и ощущать присутствие Господа. И разве это не то, чего мы все жаждем? Разве это не потрясающе?

Как мы можем помочь этому случиться? Можем ли мы буквально увидеть собственными глазами лицо Самого Бога и услышать собственными ушами Его настоящий голос? Нет. Но мы можем слышать голос живого Бога, когда наш Бог говорит с нами через Свое живое Слово, и затем мы можем говорить Ему в ответ.

Вот что я пытаюсь сказать: чтобы почувствовать Бога в молитве, выберите отрывок из Писания, который бы отражал ваши чувства, нужды и мысли в данный момент. Держа его перед глазами, молитесь Богу обо всем, что вы прочитали. Утвердитесь в любви, которую Он выражает. Благодарите Его за все обещания. Подчинитесь Его повелениям. Раскайтесь в грехах, о которых Он говорит. Просто разговаривайте с Ним обо всем, что вы прочитали, прося Святой Дух оживить Его Слово в вашем сердце и разуме, пока вы молитесь.

Вот пример того, что я пытаюсь вам сказать. Давайте вместе пройдем в молитвенном разговоре с Богом, смотря на отрывок Евреям 4:15-16 в Его живом Слове:

Бог говорит нам: «Ибо мы не имеем такого первосвященника, который не мог бы сострадать немощам нашим…»

И мы отвечаем Ему в молитве: «О, Бог, Отец Мой, спасибо Тебе за моего великолепного первосвященника, Твоего Сына, Иисуса Христа. Он умер за меня. Он заплатил цену за мои грехи. Сейчас Он восседает по правую руку от Тебя, ходатайствуя обо мне, объясняя Тебе все, через что я прохожу. Спасибо Тебе, Отец мой, за то, что послал Своего Сына! Спасибо Тебе, Иисус, за то, что отдал Свою жизнь, а сейчас выступаешь моим Первосвященником!»

Читаем дальше и посмотрим, что Бог говорит: «…но искушённого во всём, подобно нам, кроме греха…»

И вот что мы можем ответить Богу на то, что Он сказал: «О Бог, спасибо, что Иисус прошел через все испытания, через которые я прохожу сегодня, и знает, как я себя чувствую. Спасибо тебе, Иисус, за то, что сделал это для меня! Бог, вот что искушает меня сейчас (расскажите Ему, излейте Ему душу)».

И Слово Бога говорит нам, что делать дальше. Слушайте Его голос, когда Он говорит к нам, как мы и молились: «Итак, да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи».

И вот как мы можем ответить, а также обратиться с просьбой к нашему любящему Отцу через Его Сына, Который восседает вместе с Ним, ходатайствуя за нас:

«О Бог, спасибо, что позвал меня в отношения, несмотря на мой грех и мои слабости, и искушения, которые одолевают меня прямо сейчас. Я прихожу к Тебе в уверенности – не в себе самом, но в Иисусе. Я прихожу к Тебе с дерзновением, потому что это то, что Ты мне говоришь делать. Я прихожу к Тебе в праведности моего Спасителя Иисуса, только в Его имени, потому что Он один пролил кровь за меня, и это то, что постоянно очищает меня. Я прихожу… Я прихожу, нуждаясь в милости и благодати. Господь, спасибо Тебе, что даешь мне то, в чем я НУЖДАЮСЬ, а не то, что я ЗАСЛУЖИВАЮ. Ты даешь мне милость. Господь, спасибо Тебе, что Ты спас меня по милости в день моего крещения и спасибо Тебе, что продолжаешь спасать меня и дальше каждый день. По милости того, что я во Христе, и благодать Его силы живет во мне через Дух Святой. Дорогой Бог, мне нужна помощь! Я искушен и слаб. Отец, вот что это… (расскажите Ему, что это), в имени Иисуса я прошу – прости меня, и в имени Его я призываю помочь мне по милости Твоей. И, Бог, я нуждаюсь в Твоей помощи сейчас, в час моей нужды. Помоги мне преодолеть искушения, которые окружили меня. В слабости моей прояви могущество Твоей силы!

Спасибо Тебе, Отец мой, за всю любовь! Спасибо, мой Господь и Спаситель, и великий Первосвященник, который сочувствует мне… пусть вся слава будет Тебе… спасибо, что слышишь меня и говоришь со мной через Священное Писание… В имени Иисуса, аминь!»

Я надеюсь, что этот пример поможет вам понять, о чем я говорю. Я призываю вас попробовать на практике этот метод с надеждой и желанием «услышать» голос Бога во время молитвы. Давайте начнем слушать живое Слово во время молитвы. И поскольку мы можем слышать Его голос через Его Слово, давайте строить диалог с нашим живым Богом в имени Его Сына. Давайте откроем нашу Библию и проложим молитву через нее, через отрывки, которые говорят с нами в этот конкретный день и час.

Это может потребовать некоторого времени прежде, чем станет по-настоящему работать, так что потрать какое-то время, оставайся терпеливым, и пусть Бог оживит это в твоей жизни!

Сэм Лэйнг (Автор христианских книг «Как воспитать прекрасных детей в трудные времена», «Успокойся, душа моя» и других)

Перевод: Валерия Мыльникова

Другие темы
Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих

Необходимо откалибровать, отточить совесть на Евангельском тексте, считает протоиерей Григорий Крыжановский

– Как выстроить личные отношения с Богом? Что это значит?

– Богообщение – смысл нашей жизни. Вообще отношения бывают разными: эгоистическими, потребительскими, хищными, похотливыми и др. И они бывают Божьими. Господь нам дает главную заповедь: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всею душою своею и всеми силами своими, всею жизнью своею. Божьи дарования у каждого свои, они могут по масштабу или по качеству отличаться. Я думаю, что для всех людей уготована возможность войти в Царство Небесное, значит войти в состояние Богообщения, найти внутри себя Царство Божие, говоря евангельскими словами. Без Богообщения пребывание во блаженстве невозможно. Естественно, имеется в виду личное общение, потому что наш Господь – личность. Это не какая-то энергия или безликий мир, не какая-то многогранная природа, с которой невозможно вступить в личное общение. Личное общение надо начинать с целью разобраться, кто ты есть, встретить образ Божий в себе, понять свое предназначение и продолжать идти на встречу с Творцом.

В общении очень важно не останавливаться на достигнутом. Сегодня мы хороши, потому что сделали то-то и то-то. А завтра этого уже недостаточно, потому что последуют новые призывы Божьи. Это иная глубина, но всегда наш выбор: развлечения, удовольствия, забытье, невежество, тщеславие или общение с Богом. Следует помнить, что Христос во веки вечные один и тот же. Если он, пришедши на землю, страдал о всяком грешнике, то и сегодня Он страдает, покуда хоть один человек грешит. В Богообщении и во встрече мы ищем единства. Личное общение – это единство, а единство с Христом – разделение страданий как испытаний, которые уготовлены всякому христианину. Разделив страдания с Христом, мы можем разделить и Его радость. Он нам сострадает, мы Ему сорадуемся. Это наверняка какое-то сложное эмоциональное переживание.
Как духовника общины глухих, меня часто спрашивают неслышащие прихожане, как мы будем общаться в Царствии Небесном? Голосом или жестами? Я отвечаю: никаких слов, ведь языков-то много. Будет общение чувств: мы будем чувствовать друг друга и Христа, не будет страдания и скорби.

– Какова наша задача в личностном общении?

– Наша задача в личностном общении – почувствовать Христа. Многие хотят Его увидеть, но святые отцы говорят: не надо искать никаких мнимых образов. Даже молясь перед иконой, нужно опускать взор долу, памятуя о том, что икона смотрит на нас. Словно сквозь окно на нас смотрят с икон святые. А нам бы стоило заглянуть себе в душу.

Мне кажется, Господь – творческая Личность, Он встречается всякому человеку на жизненном пути. Вопрос только в том, откроем мы Ему дверь или нет. Это решительный шаг. Бог с каждым общается на понятном языке. Нужно ждать творческое Божественное слово, ниспосланное к нам, и исполнять его. Непослушанием Адам был изгнан из рая, послушанием Божественной воле мы возвращаемся в это счастливое состояние.

– А как услышать это Божественное слово?

– Посредством совести. Ее надо откалибровать, отточить на Евангельском тексте, соблюдать Евангельские заповеди – и тогда совесть начнет с нами говорить Божественным гласом. Голос Господа будет звучать, Царство Божие внутри вас есть, т. е. совесть начнет говорить с вами о том, чего хочет Бог. Крики совести называют умной частью души. Интеллект – это свойство души, которое ведет к самому тяжелому греху – гордыне. Кроме того, интеллект корыстный: если сердце доброе, он работает для добра, но если жестокое – совершает злые поступки. А вот ум и совесть находятся в области духа.

– Как часто нужно причащаться, по Вашему мнению?

– Я в этом вопросе опираюсь на мнение ныне прославленных Церковью святых. Так, Василий Великий говорил: «Мы причащаемся каждое воскресенье и в праздник». Иоанн Кронштадский заявлял: «Ах, если бы верующие люди причащались каждое воскресенье, возможно, мы бы избежали грядущего кровопролития». Если бы люди причащались ежевоскресно – это было бы большое счастье. Согласно мысли авторитетных епископов нашей Церкви, для еженедельного Причащения человеку достаточно было бы поститься по средам и пяткам. Я сторонник частого Причащения. Не каждый день, ни в коем случае.

Профессор Осипов в своей лекции цитирует святителя Иоанна Златоуста: «Сможешь ли ты и на следующий день также благоговеть и также сокрушаться о своих согрешениях?» Т. е., возможно, человек в суете современной жизни утратит благоговение и все то, что должно сопутствовать Причащению. Естественно, что никто не причащается достойно, какие бы правила, каноны, установленные Церковью (дополнительные или основные), ни вычитывал. Потому что величественность Божественная намного превосходит всякое земное. И все мы в грехе рождены, во грехе зачаты, но Бог нас призывает к акту Богообщения.

Богообщение – центральный смысл жизни человеческой, исследование Писания, в частности Нового Завета (именно исследование, а не прочтение), понимание смыслов (а не видение букв и предложений) и встреча с Автором. Это первый способ Богообщения, второй – это молитва. Встретив Господа, понимая Его, нужно молитву устремить в нужном русле. И третий способ Богообщения – это Причастие. Поэтому пренебрегать этим призывом, приглашением никак нельзя.

Беседовали Наталья Горошкова и Юлия Мягкая

Главная / Общественная психология и идеология / Взаимосвязь общественной психологии и идеологии в духовной жизни общества / Духовное общение 25.02.2011

Духовное общение — это способ проявления духовного состояния людей. Общаясь, люди выражают мысли, чувства, переживания, короче, живут духовно. Иначе говоря, духовное общение есть способ осуществления духовной жизни, ибо с ним связано и духовное производство, и духовное отношение, и духовное потребление, и обмен мыслями, чувствами, мнениями и т. п.

Такое понимание духовного общения позволяет характеризовать его как форму обнаружения и способ реализации идеологических и социально-психологических отношений.

Выяснение взаимосвязи духовного общения с идеологическими и социально-психологическими отношениями позволяет проникнуть в сам мехапизм осуществления духовной жизни. Если деятельность в данной сфере общества фиксируется в духовных ценностях, то эффективность рассматриваемых видов, отношений не имеет такой определенной фиксации.

Тем не менее субъекты духовной жизни, общающиеся между собой, испытывают их влияние. Главным результатом идеологических и социально психологических отношений является, как правило, духовный рост людей.

Выделение как идеологических отношений в собственном смысле, так и социально-психологических позволяет, на наш взгляд, во-первых, расширить представления о структуре надстроечных отношений и, во-вторых, выявить более конкретно основу взаимосвязи идеологии и общественной психологии.

Идеологические отношения в широком смысле, как отношения надстроечные, объективируют взаимосвязь идеологии и общественной психологии. И все же первостепенная роль в этом процессе принадлежит идеологическим отношениям в собственном смысле и социально-психологическим отношениям. Их выделение открывает путь к анализу механизмов взаимосвязи идеологии и общественной психологии.

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *