Образ иконы

Понятие слова ОБРАЗ в толковых словарях слишком многогранно, а порою просто противоречиво, при его отнесении к Библии. Так значение слова Образ по Ефремовой: Внешний вид, облик кого, чего-л. Подобие кого, чего-либо. Изображение. Живое, наглядное представление о ком-то. Копия, слепок, отпечаток в сознании явлений объективной действительности.
Необходимо также ознакомиться с толкованием стиха Быт. 1:26 Лопухиным, которое утверждается и многими служителями церквей, а также надо понять ошибки этого толкования: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Здесь употреблены два родственных по значению слова, хотя и заключающие в себе некоторые оттенки мысли: одно означает идеал, образец совершенства; другое — реализацию этого идеала, копию с указанного образца. Первое (по образу), рассуждает святой Григорий Нисский, мы имеем по сотворению, а последнее (по подобию) мы совершаем по произволению.
Следовательно, образ Божий в человеке составляет неотъемлемое и неизгладимое свойство его природы, богоподобие же есть дело свободных личных усилий человека, которое может достигать довольно высоких степеней своего развития в человеке, но может иногда и отсутствовать совершенно»
Однако, природа человека далеко отличается от идеала и совершенства природы Бога. Тем более, после того, как дух человеческий приобрёл дух дьявольский природа человека изменилась, она стала грешной и не может быть поэтому быть образом Бога. Скорее всего, мы можем говорить, что природа человека (тело, душа и дух) относится к слову ПОДОБИЕ, а слово ОБРАЗ мы можем понимать как то видение нами другого человека в его действиях, которые характеризуют человека как личность, когда человек в своей жизни проявляет душевные и духовные качества, присущие Богу.
Быть образом Бога- значит быть подобным Ему, но не во внешности, а в духе и в делах. Дела наши тогда становятся Божьими, когда мы исполняем волю Бога. Читаем Мат.12:50: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.» И далее: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.» Пс 142:10 Когда люди исполняют волю Бога, то-есть когда мы мидим их действия обусловленны заповедями Бога, то мы видим в них образ Бога.
До совершения греха Адам и Ева делали всё, что угодно было Богу и имели дух не осквернённый грехом. Духа Божьего они не имели, но дух их был нормальный человеческий, но не греховный. До совершения греха они были образом Бога, но, поступив против воли Бога совершили грех и осквернили дух свой. А поэтому они и потеряли образ Бога. Это подтверждается Библией стихом №5:1 о родословии Адама: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его».
Здесь уже говорится только о подобии, а дальше говорится, что третий сын имел образ и подобие не Бога, а грешного своего отца Адама. «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему и по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» Быт. 5:3 Только после Сифа люди «начали призывать имя Господа» Быт. 4:26. Образ Бога стали иметь люди искренне верующие, то-есть Дети Бога, любящие Бога и людей, а значит выполняющие волю Бога.
Вот что говорит Библия как нам надо понимать кто имеет ОБРАЗ БОГА: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» Рим.8:27-30
Однако, если человек является неверующим, но делает добро, если он любит людей, то он в своих поступках по-сути делает угодное Богу, то-есть выполняет волю Бога, и при этих поступках он тоже становится образом Бога, хотя может быть и неверующим.
Другие же неверующие образом Бога быть не могут, а поэтому являются БЕЗОБРАЗНЫМИ, то-есть не имеющие образа Бога. Стремление к святости в жизни, то-есть к отделению от всего неугодного Богу есть процесс возрастания нашего подобия Богу, чтобы Его Образ всё более обретали мы. Поэтому, Гитлер, лесбиянки, бандиты, пьяницы и подобные им в мерзости своей не исполнили волю Бога, но только волю дьявола. Образом Бога они не являются. Поэтому люди и называют таких людей безобразными.
В Библии сказано о Христе как образе Бога: «в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота». Полнота ОБРАЗА Христа Отцу Небесному нам объясняет и обозначает, что Христос есть Бог! И этим Господь отличается от Адама, который имел образ Бога до грехопадения!
Главным у Бога, у человека также, является ДУХ. У Бога-это есть Дух Божий, а у человека дух человеческий, который может иметь как Дух Божий так и греховный дух. Дух мы видеть не можем, но дух совместно с душой проявляются в действиях, в информации исходящей из тела того, с кем мы общаемся и это больше всего определяет для нас образ его. Каков дух человека- таковы его поступки. Следовательно, образ включает в себя в основном не внешнее, а внутреннее: дух и душу. Всё это понимание относится и к образу Бога в человеческом сознании, основанное на понимании Слова Бога (Библию) и практическую жизнь.
Образ кого-то (чего-то)- это не внешность, но в образ входит понятие внешности для человека при его обозрении кого-то (чего-то) и последующем хранении этого в памяти человека. Меня спросили ранее: «А как Вы видите образ распятого Христа? Просто образ и всё, без всякого смысла?» Вот такой был мой ответ: Полностью может и не смогу объяснить, однако, постараюсь в общих чертах. Здесь нет никакой мистики. Это не картина, на которой я вижу всего Христа, в том числе и лицо Его. Это всё по-другому. Вот у каждого человека всегда присутствует образ близких людей: матери, отца, жены (мужа), детей, братьев, сестёр. Образ каждого из них есть не фотография, но совокупность всего из нашей памяти о них: доброта, душевность, отдельные поступки из жизни и наши совместные радости и переживания о чём-то в прошлом. Всё это вместе сливается, соединяется, образуя некоторое естественное состояние присутствия образа их в нас.
Но и без видения может возникать у человека образ кого-либо в процессе творческого мышления по полученной информации от каких- либо источников, а у верующего в Христа это сопровождается Духом Божьим. Этих верующих Христос назвал БЛАЖЕННЫМИ, которые лично не видели Его, но уверовали в Него (Иоанн 20:29). Апостол Павел называет их веру, действующей любовью, которая поселяется в их сердца отделением части Духа Божьего. Всего этого нет у людей неверующих, не было этого и у Адама и Евы при их жизни до грехопадения.
Главное в образе Бога есть Его внутренняя сущность-Его ЛЮБОВЬ, в том числе великая любовь к людям, а поэтому предлагаю всем верующим, если не всегда, то как можно чаще благодарить Бога за Его любовь к людям, к родным, в том числе и к себе самому. Апостол Павел призывал нас иметь любовь в себе не платоническую, но ДЕЙСТВУЮЩУЮ делами в жизни нашей по примеру действующей любви Христа всегда к людям и подвигом на Голгофском Кресте. Любовь Бога к людям, которая и является Светом благодатным, её-то и ощущают искренне верующие люди, которая и является неотъемлемой частью образа Бога!

Для чего нужны иконы

Официально догмат (истина, не подлежащая сомнению) о почитании икон был установлен в 787 г., на 2-м Никейском соборе. До этого времени использование изображений уже давно применялось в церквях. Первые изображения Господа Иисуса Христа, святых и Матери Божией известны со II в.

  • Согласно церковному преданию, первым иконописцем был один из евангелистов, а именно — св. Лука.

Известные отцы Церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин — поощряли живописцев к тому, чтобы они изображали подвиги мучеников за веру. Но не все было так однозначно. Например, Евсевий Кесарийский считал, что человек не в состоянии отобразить божественную природу Христа.

Кто изображается на освященных образах:

  • Троица (в виде ангелов);
  • Господь Иисус Христос в своем человеческом воплощении;
  • Богородица;
  • Ангелы и другие небесные силы;
  • Праведники, мученики, преподобные и т.п.

Церковные иконы имеют вполне определенное назначение. Это вовсе не украшение, не напоминание о вечных муках для грешников. Глядя на них, верующие должны вспоминать о первообразах, взращивать в своих душах чувство любви к Творцу, святым.

О том, как писались иконы

Православной традиции известны сотни вариантов изображений Богородицы. Откуда же иконописцы, жившие задолго после земной жизни Христа, могли узнать, как она выглядит? Об этом писали церковные историки.

Внешний вид Пречистой полностью отражал ее духовную чистоту: говорила она с осмотрительностью, голосом ровным и приятным, ей были чужды гнев и возмущение. В очах ее светилось смирение, сердце помышляло лишь о Боге, стремилось к Нему днем и ночью. Среднего роста, с темными глазами, лицо слегка вытянутое, продолговатый нос и цветущие губы, длинные пальцы рук. Но главное, что отмечают все авторы — Мария была воистину живым вместилищем Духа Святого, Божественным чертогом, градом Божиим.

  • Иконы Богородицы призваны, прежде всего, не отразить портретное сходство, но описать в красках ее роль в богословии христианства, высокую миссию в деле спасения людей от вечного проклятия. И уж тем более они не предназначены для исполнения тех или иных желаний людских. Об этом следует помнить, приобретая очередную святыню.

Пречистая Дева Мария, в основном, пишется в одинаковых одеждах:

  • омофор — широкая четырехугольная накидка, закрывающая плечи и голову, их носили замужние женщины в Иудее, обычно пурпурного цвета;
  • туника — удлиненное платье с длинным рукавом, синего цвета.

Мафорий украшается тремя звездами, они символизируют приснодевство Марии: до рождества, после рождества и во время рождения Христа. Поручи, как у духовенства, обозначают служение Христу.

Каждый освященный образ имеет собственную историю, нередко чудесную. По сути не имеет значения, перед каким именно изображением читать молитву. Господь проникает в самое сердце человека, видит любое движение души. Поэтому важно, какие помыслы оттуда исходят, а не то, сколько раз будут совершены поклоны и прочитаны молитвы.

Иконы Божией Матери наиболее почитаемые в Православии, их названия, краткую историю, описание композиции и богословское значение вы найдете ниже.

Значение и толкование Икон Божией Матери

Казанская

Тесно связана с судьбой Российского государства. Обретение произошло в г. Казани, на городском пепелище, по настоянию местной девочки. Ей во сне явилась Царица Небесная и наказала найти свой образ. Случилось это в 16 в. Чудеса стали совершаться сразу после того, как святыню перенесли в храм — прозрели двое слепцов. Местный архиерей Гермоген, впоследствии всероссийский Патриарх, составил повесть о чудесных явлениях.

Именно этот благочестивый муж впоследствии благословлял ополченцев на битву с оккупантами. Чтимый образ был отправлен в бой вместе с народным войском. Тогда и обрела Казанская заступница всенародную известность. Считается, что оригинал был похищен из монастыря в г. Казани, где хранился, в начале 20 в. Воры утверждали, что уничтожили святыню. Но вполне возможно, что она была продана и многие верят в то, что Богородица еще явит свой лик российскому народу.

  • Представляет из себя несколько уменьшенный вариант «Одигитрии» — Божия Матерь изображается лишь по плечи. Она слегка склонила голову ко Христу, который изображен в анфас, его правая рука благословляет молящихся.

Казанской Богородицей благословляют молодых после венчания, также Казанская часто входит в триптихи вместе с ликом Спасителя и Николая Угодника.

Полная статья о казанской иконе Божией Матери.

Владимирская икона Божией Матери — значение

Одна из композиций, чьим автором являлся апостол Лука (не буквально, имеется в виду список с оригинала, который когда-то был выполнен евангелистом). Попала в Россию из Византии, как и многие другие чудотворные лики. Сначала находилась в женской обители недалеко от Киева, затем Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир (1115 г.), так и появилось название.

В столицу святыню торжественно переправили в конце 14 в. Все горожане вышли навстречу ей, а на этом месте сейчас находится Сретенский монастырь (сретенье — встреча). Москве угрожали войска Тамерлана. Но совершенно неожиданно они развернулись, не дойдя до места назначения. Это посчитали проявлением заступничества Матери Божией.

Но и до этих событий Владимирская считалась чудотворной, недаром у ней несколько дней памяти — все свидетельствуют о небесной защите от врагов. Ныне реликвию можно увидеть в храме-музее при Третьяковской галерее. Редкий случай, когда такой древний артефакт удалось сберечь, несмотря на войны и революции.

Молятся об избавлении от недугов, о примирении с ближними, помогает Владимирская забеременеть и выкормить ребенка.

Полная статья о святом образе.

Икона «Благодатное небо»

Появилась в России в конце 17 в., привезена из Литвы женой одного из московских князей. Необычная композиция — Божия Матерь запечатлена в полный рост, вокруг ее окружают солнечные лучи, на левой руке — божественный Младенец. На головах Марии и Христа — царские короны. Вокруг парят небесные силы в виде Ангелов.

Помогает от душевных мук, облегчает физические страдания. Если близкий сбился с истинного пути, приходят молиться перед «Благодатным небом». Особо почитается в столице России, поскольку издавна пребывала в одном из соборов Кремля.

об иконе Благодатное Небо.

«Взыскание погибших»

Датируется 17 в. Прославилась благодаря истории некоего монаха Феофила, который заключил сделку с дьяволом, но позже покаялся и был прощен Царицей Небесной. Правда, для этого ему пришлось неотступно молиться.

Известен также случай, когда некий крестьянин заплутал во время снежной бури. Он уже готовился умереть, когда его обнаружили местные жители. Лошадь повезла несчастного прямо к воротам, а люди услышали в доме голос, который призывал встретить гостя.

Композиция интересна тем, что Богомладенец изображен в полный рост, босые ножки Его опираются на бедро Матери. Одет Он в белую рубашку (символ чистоты души), Чадо крепко обнимает Богородицу за шею. Она же нежно склонилась к лицу своего Сына. Божия Матерь восседает на троне. Молящегося охватывает чувство умиления, когда он видит нежную любовь, которая связывает Марию и Христа.

Подробнее об иконе Взыскание погибших.

Перед «Взысканием погибших» отмаливают грешников, пьяниц, наркоманов. Помогает она при головной боли, облегчает состояние эпилептиков, спасает детей от тяжелых болезней.

«Всецарица»

Знаменитое изображение из Ватопедской обители на Афоне прославилось в 17 в. Один юноша, который увлекался колдовством, пришел проверить свои «силы». Но Царица Небесная отринула его прочь. Когда молодой человек пришел в себя, он тут же покаялся.

Известна «Всецарица» и тем, что оказывает помощь онкологическим больным, особенно детям. В Росси находится список, специально сделанный на Афоне. Он пребывает в Москве, в храме Алексеевского монастыря, иногда перевозиться в часовню при детском онкологическом центре (Каширское шоссе). Отмаливают перед «Всецарицей» тех, кто увлекся волхованием, черной магией, гаданием. Это очень страшные грехи, сегодня ими, к сожалению, увлекаются многие.

Композиция восходит к «Одигитрии» — здесь Божия Матерь тоже указывает на Иисуса Христа. Она восседает на троне в царском одеянии. На Христе накидка алого цвета, рубашка зеленая. В левой руке он держит свиток, правой благословляет верующих. Позади трона кружат Ангелы, один сложил руки в молитве, другой поднимает их в жесте приветствия.

Полная статья об иконе Всецарица.

«Семистрельная»

Предыстория появления остается загадкой — ученые считают, что святыне не менее полутысячи лет. В 1830 г. она была найдена в храме, где служила ступенькой на колокольню. Во время эпидемии холеры сумела уберечь жителей Вологды от массовой гибели. Многие получали от Божией Матери исцеления от недугов, облегчение душевных страданий.

Довольно редкий вид изображений, где Богородица показана в одиночестве. Считается, что это момент до рождения Спасителя. В сердце ее направлены семь клинков. 7 — символическое изображение полноты, то есть Божия Матерь познала страдания и боль в полной мере. Мечи обозначают душевные муки Марии в те моменты, когда Христос отправился в Крестный путь, затем умирал за человеческие грехи.

Примиряет враждующих, помолиться возле «Семистрельной» необходимо перед началом ответственного дела. Считается, что если повесить возле входной двери, то будет защищать жилище от грабителей, недобрых людей. Очищает помыслы, поднимает настроение.

«Споручница грешных»

Прославилась чудесами в конце 19 в., но икона из Орловской губернии была написана задолго до этого события. После молебна получил исцеление тяжелобольной мальчик. В Москву была отправлена точная копия, которая начала мироточить, затем источать исцеления. Владельцы передали святыню в храм, посчитав, что к ней должны иметь доступ все желающие.

Для христианина очень важно духовное здоровье. Когда душу охватывает уныние, то последствиями будет нехватка сил, нежелание работать и даже просто жить. Выйти из этого опасного состояния поможет Царица Небесная. Обращаются к «Споручнице грешных» также для решения семейных сложностей, в болезнях.

Пресвятая Дева изображена здесь по пояс, Богомладенец держит свою мать за руку. Этим указывается тесная связь между Богом и всем родом человеческим. Богородица и Христос на главах имеют царские короны — в этом проявляется влияние западного стиля, поскольку «Споручница грешных» происходит из Украины или Белоруссии.

Подробнее об иконе Споручница Грешных.

«Помощница в родах»

Чтимый лик пребывает в Серпухове. Откуда и когда появилось изображение — неизвестно. Редкий по композиции образ — относится к типу Иммакулата. На нем Младенец изображается перед Богородицей, он заключен в некую ауру, над которой Мария простирает руки. Сама Дева показана с непокрытой головой, волосы распущены по плечам — совсем так, как принято при родах.

Само название указывает на ситуации, в которых женщины ищут помощи у Святой Девы. Каждая будущая мать просит облегчения страданий во время разрешения от плода. К тому же многих в эти часы терзает страх перед внезапной смертью, волнение за ребенка. Как продут роды, будет ли малыш в порядке? Все это в руках Божиих, поэтому женщины обращаются к своей Заступнице. Когда появляется малыш, то молятся о достаточном количестве грудного молока, здоровье новорожденного.

Подробнее об иконе Помощница в родах.

«Неопалимая купина»

Самый древний образец сегодня можно увидеть в Оружейной палате, он датируется 17 в.

Купина — это куст терновника, в одной из Библейских глав повествуется о том, как Моисею явился Господь в огненной купине. Символически несгораемый куст обозначает Царицу Небесную, которая смогла сохранить духовную чистоту посреди греховного мира.

Композиция очень сложная, содержит множество символов, призванных раскрыть все пророчества о Деве Марии и Спасителе. В центре — Богоматерь Одигитрия. На ее груди изображается лестница, ведущая в небеса, которую видел Иаков. Символически показаны евангелисты в виде Ангела, Орла, Льва и Тельца. Имеются также Архангелы, библейские сюжеты и другие символы. Над всем этим парит восседающий на троне Господь Иисус Христос.

«Неопалимая купина» покровительствует пожарным, ее просят о защите жилища от огня, нападений воров, недоброжелательных посетителей. Молятся также о том, чтобы душа не сошла в адский огонь.

Подробнее об иконе Неопалимая Купина.

Икона «Неупиваемая чаша» — значение

Имеет византийское происхождение. Точное время написания неизвестно. До нашего времени сохранились лишь копии, которые хранятся в монастырях г. Серпухова. Именно туда обратился в конце 19 в. солдат, погибающий от греха винопития. Ему приснился старец и велел идти в обитель. Хотя у мужика уже отказывали ноги, он из последних сил поплелся к инокам. Ему удалось найти изображение Пречистой. После молебна солдат получил полное освобождение от своей тяги к вину, ноги его были исцелены.

С той поры страждущие потянулись в Серпухов. И сегодня множество мужчин и женщин, подверженных алкоголизму или наркотической зависимости приезжают в монастырь. Многие получают исцеление, возвращаются в семьи, находят работу и устраивают свою жизнь.

Перед Девой Марией стоит чаша, в ней — Христос. Божия Матерь с воздетыми руками молится, оба смотрят прямо на верующих. Композиция очень красивая, полностью симметрична и напоминает о совершенстве Господа, о Его жертве за весь мир. Чаще всего перед «Неупиваемой чашей» просят избавления от одержимости алкоголем, наркотиками и прочих зависимостях.

Икона Неупиваемая Чаша — значение.

«Неувядаемый цвет»

Очень красивая композиция, на которой Богородица держит белые цветы. На одном из греческих островов есть традиция — в день Благовещения прихожане приносят в храм букеты свежих лилий. Они остаются в храме до конца лета, когда празднуется другой великий богородичный праздник — Успение. В этот день происходит чудо — высохшие лилии вновь распускают бутоны! В память о чудесных событиях и написан «Неувядаемый цвет».

В России копия греческого изображения появилась между 17 и 18 вв. Иконография имеет, скорей всего, западное происхождение. Пресвятая Дева нежно держит Младенца Христа. Он возносит правую руку в жесте благословения. Пречистая немного склонила голову к своему Сыну. В деснице Царица Небесная держит белые цветы (иногда изображают виноград или алые розы, но ведь именно белую лилию преподнес Архангел Гавриил Марии в день Благовещения).

«Неувядаемый цвет» особенно покровительствует женскому полу:

  • девушки просят о хорошем муже;
  • замужние — о даровании здоровых деток;
  • помогает Пречистая вернуть в жизни радость;
  • возвращает душевное равновесие.

Защищает Благословенная Дева семьи от раздоров, отводит искушения, девицам помогает сохранить чистоту до брака.

Полное описание иконы.

Икона «Знамение»

Первое общеизвестное чудо — помощь жителям Новгорода во время осады (1170 г.). Чудотворная икона до сих пор хранится в новгородском соборе. Являет тип изображения «Оранта» — Божия Матерь возвела руки к небу в молитве, видны ее ладони. В этом жесте Пречистая как бы открывает свою душу навстречу Спасителю. Христос изображен на уровне груди Девы Марии, он пишется в медальоне, на Господе — одежды священника.

Известно много случаев, когда через «Знамение» подавалось исцеление от заболеваний глаз. Помогает во время дальних путешествий, защищает от врагов, во время конфликтов.

Подробнее об иконе Значение.

Иверская икона Божией Матери

Явлена в одном из Афонских монастырей на рубеже 10 и 11 вв. Считается, что первоначально лик Пречистой появился на доске благодаря чуду — Дева Мария умылась и приложила свой лик. Этот отпечаток был отправлен в Грузию вместе с апостолом Андреем — отсюда и название (Иверия — это Грузия). Афонский же образ был явлен в огненном столбе. Он долгое время защищал монахов от вражеских набегов.

Один из самых распространенных типов — Одигитрия. Божия Матерь правой рукой указывает на Христа, как на единственный путь к спасению. Изображение поясное, на голове Марии — корона.

Дарует избавление от телесных хворей. Помогает обрести крепкую веру, возвращает заблудших на путь праведный. Защищает те дома, в которых находится — недаром именуется также Вратарницей. Убережет от пожаров, предотвратит кражи.

Подробнее об Иконе Иверская.

«Спорительница хлебов»

Весьма необычное написание Божией Матери — она восседает на облаке, благословляя находящееся внизу хлебное поле. Благословил этот образ старец Амвросий (Оптина пустынь), датой создания называют 1890 г. Списки быстро разошлись по всей округе — тот год выдался неурожайным и народ просил заступничества небесных сил.

Священный Синод пытался запретить нетрадиционное изображение, но среди населения он был очень популярен. В 1993 г. патриарх Алексий официально внес икону в церковный календарь. Просят у «Спорительницы» помощи в избавлении от засухи, о богатом урожае.

В чем помогает Спорительница Хлебов.

Значение других важных икон

Святая Троица

Наиболее известна композиция, написанная праведным Андреем Рублевым. Он сумел выразить сложнейший богословский догмат о Триедином Боге, используя образы, перспективу, разнообразные мелкие детали. Каждая из них имеет собственное глубокое значение. Не случайно даже положение рук, наклон головы каждого Ангела.

Такая святыня должна находиться на почетном месте в любом доме, где есть крещеные люди. Господь — источник жизни, от Него зависит наше существование. Ежедневные молитвы читаются перед ликами, также любую просьбу можно адресовать Иисусу Христу, Богу Отцу или Духу Святому:

  • об успехе добрых начинаний;
  • о здоровье и благополучии близких;
  • о решении бытовых проблем;
  • о прощении грехов и даровании спасения души.

В виде трех Ангелов изображены ипостаси Всемогущего Бога. Рублев запечатлел Троицу в момент совета, где обсуждается план Искупления. В центре, по мнению отцов церкви, находится Отец, по левую сторону от молящихся — Сын, справа — Дух Святой. На столе чаша, где символически изображается искупительная Жертва.

Святая Троица — в чем помогает.

Великомученик и целитель Пантелеймон

Образ красивого молодого человека в плаще можно найти в любом православном храме. Кто же этот юноша? При жизни он был доктором — исцелял тела людские, а после праведной мученической кончины стал святым. Своим примером многих вдохновил на то, чтобы принять христианство. Так врач телес стал врачом и духовным. Но до сих пор верующие по всей России и за ее пределами молятся около образа в минуты, когда их тяготит болезнь.

  • Исцеления можно просить от любого недуга, не только телесного, но и духовного.

Великомученик Пантелеймон отказался от блестящей карьеры придворного лекаря — он был вхож в императорский дворец. Все ради того, чтобы бесплатно помогать узникам, беднякам — во имя Христово. Завистники донесли на него, молодого врача арестовали, подвергли допросу, затем жестоким пыткам. Но святой радостно выносил все муки, славя имя Божие. Добровольно он опустил голову на плаху, палачи его плакали. Радостно отойдя в райские обители, оттуда он продолжает молиться за нас, грешных.

Целитель изображается с ложечкой в руке — в ней находятся лекарства. На нем синего цвета одеяние (знак невинности души) и красный плащ — символ мученичества. Пантелеймона можно легко узнать по светлым вьющимся волосам.

Полная информация об иконе.

Блаженная Матрона Московская

Одна из любимых святых в столице, в последние десятилетия стала известна по всей России. На образе старица стоит на фоне городских стен и принимает благословение у Христа, которое ей посылается с небес. Всю свою нелегкую жизнь провела Матрона в молитве. Она обладала даром прорекать будущее, умела исцелять и физические недуги. Никогда за свою помощь не брала денег.

Сама блаженная старица постоянно страдала от различных недугов — она была слепа, ноги ее плохо слушались, а со временем и вовсе отказали. Не было у женщины своего угла, питалась она чем придется. Но никогда не унывала и не роптала на Бога, посылавшего эти испытания. В ней лишь возрастала любовь к людям. Сегодня мощи праведницы находятся в Покровском монастыре г. Москва. О чем же просят блаженную Матронушку?

  • О помощи в зачатии и рождении детей.
  • Об удачном замужестве.
  • О разрешении финансовых трудностей.
  • О физическом здоровье для себя и близких.

Какого-то ограничения на просьбы нет и быть не может. Помощь будет оказана в любом праведном деле, с которым человек сам справиться не в силах.

Молитвы Матроне Московской о помощи.

Преподобный Серафим Саровский

Известный старец земли русской, который при жизни удостоился визита Божией Матери. Не был образован, не составлял трудов и не говорил проповедей. Но все знали и любили батюшку Серафима. Мудрыми духовными очами он видел каждого посетителя насквозь. Но никогда не осуждал, а только наставлял добрым словом.

Монах говорил, что цель человеческого бытия — обрести Духа Святого. Для этого главное постоянство и вера. Батюшка составил даже особое молитвенное правило для тех, кто тяжело трудится в продолжении дня. Сам же он общался с небесными жителями очень много, заступаясь за род людской.

Когда старец был жив, многие искали у него поддержки и утешения. Так продолжается и после его отшествия в мир иной. Он поможет разогнать черноту отчаяния, обрести духовные силы, избавиться от тяжких искушений. Способен преподобный Серафим отогнать физические хвори. Помогает успешно вести торговые дела — но только тем людям, которые не стараются «надуть» ближнего.

Изображается чудотворец в монашеских одеждах, это ряса, черная мантия. Седые волосы и борода, взгляд собранный, внимательный. В левой руке держит четки — непременный атрибут иноков. Правая рука приподнята в благословении.

В чем помогает Икона Серафима.

Петр и Феврония

икона петру и февронии

Благочестивая супружеская пара, жившая в г. Муром. Петр был князем, Феврония однажды исцелила его от тяжелой болезни и стала верной супругой. Сказания о чете сохранились в церковной истории. Сегодня праведники служат примером молодому поколению. Они обладали терпением, мудростью, смирением. Воспитывали детей в христианской вере, а когда жизнь стала клониться к закату — оба посвятили себя Богу.

Конечно, их просят о помощи в браке: найти взаимопонимание, построить отношения, основанные на библейских истинах, воспитать детей так, чтобы они стали хорошими людьми. Девушки могут попросить достойного супруга, замужние дамы — долгожданного наследника.

Обычно пару изображают вместе, они в одеждах, подобающих их званию при жизни. Петр и Феврония поднимают главы к небу, над ними — образ Спасителя.

Полное значение святого образа.

Святитель Николай

Изображение старца в одеянии епископа можно увидеть в любом православном храме, так велика к нему народная любовь. В родном городе молодой священник был известен за свое доброе сердце. Он быстро откликался на любую беду, помогал каждому. Со временем его выбрали епископом. И тогда святитель продолжал заступаться за бедняков, неправедно осужденных. Строил храмы, нес людям Благую весть.

Полная Информация об иконе Св. Николая.

На святом лике изображается старец с седыми волосами. Глаза его выражают одновременно и строгость, и милосердие. Епископ Мир Ликийских бережно держит Евангелие, правая рука посылает благословение молящимся.

Николай Угодник поддерживает в любых добрых делах, но особо покровительствует морякам и тем, кто путешествует — недаром его лик часто помещают в автомобилях. Помогает удачно выдать замуж дочерей, прекратить раздоры, исцеляет недуги.

Образа — неотъемлемая часть Православия. Они есть в храмах, домах и даже в салонах автомобилей. Не следует поддаваться желанию накупить как можно больше иконок и завешивать ими всю квартиру. Достаточно ликов Спасителя, Богородицы и нескольких святых. Количество святынь не влияет на качество молитвы. Очень хорошо, если изображения праведников направляют мысли к небу, усиливают веру — в этом и состоит их основная задача.

Богословское значение иконы определяется композицией, выбором цветов и жестами. Его не всегда легко понять, но это и необязательно. Важно помнить, что это окно в райские обители. Поклонение, совершаемое перед изображениями, восходит на небеса. То есть оно отдается не ему или материалу, из которого оно сделано, а принадлежит одному лишь Богу.

Икона в православии

В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».

Христианство зародилось в иудейской среде, где изобразительное искусство было сильно ограничено второй заповедью Декалога, но уже во II в. у христиан появляются символические изображения — на стенах катакомб, на саркофагах, в мелкой пластике и т.д. После Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу вероисповедания, начинается строительство храмов, их украшают мозаиками, фресками, иконами. При этом изображениям отводится не только декоративная роль; святые отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения вере.

Так св. Василий Великий пишет:

«молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха».

А св. Нил Синайский (IV в.) советует:

«Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».

Почему для Церкви так важны были иконы, что люди за них отдавали свою жизнь, а порой не щадили и чужую? Это не всегда понятно современному человеку, который привык оценивать изобразительное искусство с эстетической точки зрения, а тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но для иконоборцев и иконопочитателей речь шла о чем-то большем, чем художественное творчество, речь шла об исповедании веры.

Дорогой Александр!

Согласно оросу, то есть официальному документу, определению Седьмого Вселенского Собора, мы, православные христиане, не поклоняемся иконам.

Иконам мы поклоняемся относительно, а не богослужебно. То есть мы не поклоняемся самой иконе, но, глядя на икону, обращаемся с молитвой к тому, кто на ней изображен, восходя от образа (иконы) к первообразу (самому святому, Богу или Матери Божией)

В общем, мы не поклоняемся и Святым, на них изображенным. Ведь молимся мы не Святым, а Господу. Ведь суть молитв ко Святым состоит в том, что мы просим святого помолиться вместе с нами Богу о том, чтобы он исполнил то, о чем мы просим, если это будет Ему угодно. Например, молясь перед иконой преподобного Сергия Радонежского, мы просим: «Преподобный отче Сергий, моли Бога о нас!». В силу того, что некоторые Святые, как, например Сергий Радонежский, претерпели в земной жизни тяготы в учении, он лучше понимает наши трудности в учёбе. А иконы для нас служат для молитв Святым, которые во время своей земной жизни достигли святости, и, следовательно, их бессмертные души находятся «ближе» к Богу.

Что такое икона? Икона для нас лишь «стекло», через которое мы должны «видеть» солнце – Господа. Язычники верят иначе: они не признают Единого Бога и считают возможным в равной степени молиться самым разным божествам, оказывая всем им равные почести

Икона в доме

Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера. Нельзя помещать рядом с иконами плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,– это не каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, т.к. фотография – это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или, если семья обедает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.

Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа, и получить исцеление от телесных и душевных недугов. Также необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Прискорбно бывает видеть в домах православных христиан иконы, висящие напротив входной двери с однозначной мотивацией: «Это чтобы от дурных людей и от сглаза оберегали». Икона не является и не может быть таким оберегом. Вообще, обереги – это атрибутика языческих и магических культов. В жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма. А вот над входом по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.

Иконопись

Иногда люди, имеющие сугубо светское художественное образование, выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навыков в живописи и определенный опыт в этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе не ограничиваются требования, предъявляемые к иконописцу. Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, …, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки. Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.

В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к этим требованиям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.

Фото: http://www.sestry.ru

Подводя итог, хочется вспомнить о тех людях, благодаря которым сегодня им имеем возможность почитать эти священные образа и молиться перед ними. Это святые отцы VII Вселенского Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия».

Святая Троица

Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике — она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия.

Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы — тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово — и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии.

Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона — символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала.

Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя — Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир.

Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на апостолов — мы называем «День Святой Троицы».

Икона Святой Троицы

Троица и «Гостеприимство Авраама» — сюжет иконы Живоначальной Троицы

Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена:

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер , во время зноя дневного.

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите ; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал : поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

(Быт.18:1-8)

Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему — служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано.

Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части. В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней — гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама. Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо.

К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская», принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского — несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображено строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).

Икона Святой Троицы

Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу — телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии», окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее:

Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними — Авраам и Сарра.

Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива — «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий — дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..).

Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест — на иконах так изображают Христа.

Икона Святой Троицы, XVII век

Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу.

XVII век

Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга).

Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов — явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому:

Неканоничные изображения

Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.

Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской — из-за неэстетичности.

Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра

Зато изображение «Троица Новозаветная» встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность — разделение Сущности Божества.

Наиболее известная икона данного канона — «Отечество» новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него — Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола — серафимы и херувимы, ближе к раме — святые.

Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку — Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине — Святого Духа также в виде голубя.

XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми — Бог:

Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна. (Дан.7:9).

Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…

(Откр.1:12-14).

Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.

Богородица на изображениях Троицы

Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания.

«Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним — Христос на Кресте, а над ними — Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная — носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.

Изображение «Коронование Божией Матери» связано с богородичными догматами Католической Церкви, но вследствие глубокого почитания Пречистой Девы всеми христианами также получило распространение и в Православии.

Богородица на изображениях Троицы, Прадо, Мадрид

В центре композиции изображена Богородица, Отец и Сын держат над Ее головой корону, а над ними парит голубь, изображающий Святого Духа.

  • Словарь Правмира — Святая Троица
  • День Святой Троицы

Знак иконический (или иконичность) — семиотическое понятие, разновидность знака. Впервые термин (icon) был предложен и разработан американским философом и логиком Ч.С.Пирсом (другими элементами данной трихотомии являются знак-индекс и знак-символ). Определение иконического знака, данное Пирсом, до недавних пор не подвергалось сколько-нибудь существенным модификациям, однако в последние десятилетия в связи с критикой лингвоцентризма структуралистской семиотики и поиском адекватных моделей интерпретации визуальных феноменов оно подверглось существенному пересмотру.

С точки зрения Пирса, иконический знак — это знак, который обладает рядом свойств, присущих обозначаемому им объекту, независимо от того, существует этот объект в действительности или нет». Отношения между знаком и объектом — это отношения подобия; знак оказывается знаком просто в силу того, что ему «случилось быть похожим» на свой объект.

Пирс выделял несколько разновидностей иконического знака:

  1. — образы (или изображения; в данном случае означающее представляет «простые качества» означаемого): фотографии, скльптура, живопись, но так же и ощущения, вызываемые музыкальными произведениями (например, «Полет шмеля” или «Море” Дебюсси);
  2. — метафоры (здесь кодификация производится по принципу параллелизма между знаком и объектом), этот подкласс активно задействован в театральной практике и литературе;
  3. — диаграммы, схемы, чертежи и другие виды «нефигуративных» изображений, которые Пирс называл «логическими иконическими знаками» (этому виду иконических знаков не обязательно иметь чувственное сходство с объектом, достаточно аналогии между отношениями частей в самом объекте и в его знаке (этой группой иконических знаков активно пользуется математика).

Пирс определяет диаграмму как «репрезентамен, являющийся по преимуществу иконическим знаком отношения, стать каковым ему способствует условность». Примером подобного иконического знака, отражающего отношения частей означаемого, могут служить прямоугольники разных размеров, которые выражают количественное сравнение производства стали в разных странах (например). В таких типичных диаграммах, как статистические кривые, означающее представляет собой изобразительную аналогию с означаемым в том, что касается отношения частей. Если же при этом в хронологической диаграмме относительный прирост населения обозначен пунктирной линией, а смертность — сплошной, то это, в терминах Пирса, «символические характеристики». Пирс считает, что диаграммы — это «истинно иконические знаки, естественно аналогичные обозначаемому предмету».

Парадоксальность иконического знака состоит в том, что в некоторых случаях мы забываем о том, что изображаемое и изображение суть не одно и то же (то есть различие между реальюностью и копией стирается, хотя бы на время): в конечном счете, вся история магических и религиозных практик основана на «забывании” этого различия (протыкание иголкой портрета некоего человека предполагает нанесение живому конкретному человеку физического вреда), равно, как и эффективность современных аудиовизуальных средств коммуникации (телевизионная репрезентация того или иного человека воспринимаеся не как знак, но как сам этот человек).

Пирс искренне считал, что изучение иконического знака по своим познавательным результатам эквивалентно непосредственному изучению его объекта. Единственный способ прямой передачи какой-либо идеи, согласно замыслу Пирса, возможен лишь посредством иконического знака. Иконический знак также играет особую роль в коммуникации, имея одно важное преимущество: он провоцирует возникновение чувственного образа. Впрочем, преимущество может быть интерпретировано и как недостаток: иконические знаки с их способностью вызывать мысленный образ подавляют наше воображение, вызывая в памяти моментальный образ уже виденного (так, образ Чапаева уже навечно закреплен за его фильмическим воплощением, а иконография Наполеона не оставляет нам возможности пофантазировать на предмет того, как же он выглядел).

Поскольку в разных случаях количество общих свойств у знака и денотата может быть различным, постольку имеет смысл говорить о большей или меньшей степени иконичности. Если у Пирса индекс и иконический знак представляют собой две дискретные ступени семиозиса, то его последователь У. Моррис предпочитает говорить о непрерывной «шкале иконичности», на одном полюсе которой находятся подобия объектов, предельно похожие на них, а на другом — совершенно условные «знаки-символы». Кстати, подобная трактовка вполне соответствует одному из фундаментальных («системообразующих») принципов семиотики Пирса – принципу синехизма (или непрерывности, взаимопроницаемости, плавной градации, отсутствия четких границ между уровнями и видами). Вообще следует отметить, что проблема большей или меньшей иконичности знака – это, как полагают современные критики Пирса, отнюдь не проблема объективно наблюдаемого различия, а, скорее, степень различия, определяемая субъективностью восприятия и представления (что можно сказать, например, о степени «иконичности» в случае репрезентации несуществующих мифологических, сказочных и библейских персонажей, когда о степени «похожести» или «непохожести» мы рассуждаем, глядя на изображения таких персонажей как Баба Яга или сирена — в лучшем случае, речь может идти об иконических знаках натурщиков, служивших моделями для художников). Иначе говоря, объективное сходство со своим денотатом не является ни необходимым, ни достаточным условием иконического сходства.

Таким образом, по мнению французского семиотика П.Пави, пирсовская интерпретация феномена иконичности создает столько же проблем, сколько и решает. Показательно то, до какой степени расширенно трактуется Пирсом эта разновидность знаков; утверждение о том, что достаточно иметь «структурное подобие» со своим объектом, а также предположении о возможности синехического перехода или совмещения в одном знаке свойств иконического знака, знака-индекса и знака-символа, обнаруживает всю проблематичность этого понятия, очевидную и для самого Пирса, и, тем более, для современных исследователей феномена «иконичности». Среди современных исследователей наибольшего внимания заслуживают концепции иконического знака, предложенные или доработанные К.Метцем, У.Эко, льежской группой риторики и некоторыми другими теоретиками.

Умберто Эко (в «Отсутствующей структуре») полагает, что изображение не обладает свойствами отображаемого им предмета, а иконический знак столь же произволен, условен и немотивирован, как и знак лингвистический. Речь должна идти, по его мнению, не о воспроизведении в иконическом знаке свойств объекта, а о специфике восприятия, и, следовательно, о мысленной репрезентации. Подход, развиваемый Эко, состоит в стремлении деонтологизировать визуальный (живописный, фотографический) образ и перенести акцент на феноменологию восприятия. В этом случае выясняется, что иконический знак воспроизводит не свойства отображаемого предмета, а условия его восприятия. Когда мы видим изображение, мы пользуемся для его распознавания хранящимися в памяти данными о познанных, виденных вещах и явлениях. Оказывается, что мы распознаем изображение, пользуясь кодом узнавания. Такой код вычленяет некоторые черты предмета, наиболее существенные как для сохранения их в памяти, так и для налаживания будущих коммуникативных связей. Например, мы издалека распознаем зебру (и затем сможем ее воспроизвести на рисунке), не обращая особого внимания на строение ее головы, пропорции ног и туловища и т.д.) — важны лишь две наиболее характерные черты: четвероногость и полосатость. Тот же самый код узнавания лежит в основе отбора условий восприятия, когда мы транскрибируем их для получения иконического знака. Причем отбор этих существенных характеристик для распознавания или создания изображения воспринимается нами чаще всего как естественный природный процесс, не опосредуемый идеологией и культурой. На самом деле культурная детерминированность кодов распознавания обнаруживается, когда мы сравниваем конвенции визуальной репрезентации в разных культурах: для нашей культуры зебра — это экзотическое животное и необычно оно по сочетаемости этих двух характеристик; а для африканских племен, у которых зебра и гиена не экзотичный, а достаточно распространенный вид четвероногих животных, значимыми, требующими выделения могут оказаться совершенно другие свойства.

Эко не отрицает того, что визуальный знак каким-то специфическим образом передает соотношение форм. Еще Моррис предполагал, что иконический знак в определенной мере обладает теми же свойствами, что и объект, денотируемый им. Но вопрос в том, что это за соотношения или свойства, каковы они и как они передаются, то есть что именно мы понимаем под «некоторыми свойствами» и «естественным сходством». Эти общие свойства знака и объекта: они видны в объекте или нам известно, что они у него есть? Ведь даже самый гиперреалистический портрет (как иконический знак) не имеет ничего общего со своим референтом ни по фактуре, ни по подвижности, ни по объему и т.д. Приемлемым решением можно было бы считать определение иконического знака по свойству изоморфического подобия своему объекту. Иконический знак может обладать следующим качествами объекта: оптическими (видимыми), онтологическими (предполагаемыми), конвенциональными (условно принятыми, смоделированными — например, лучи солнца, смоделированные в виде черточек). Иконический знак представляет собой модель отношений между графическими феноменами, изоморфную той модели перцептивных отношений, которую мы выстраиваем, когда узнаем или припоминаем какой-то объект, то есть графическая схема воспроизводит соотношения схемы умственной.

Проблема специфики визуального восприятия с семиотической точки зрения, как и развернутая критика пирсовского иконизма, представлена также в фундаментальном труде Льежской группы μ: (Groupe μ Traité du signe visuel. Pour une rhétorique de l’image). Они тоже не считают возможным говорить об «иконичности» как о чем-то вполне понятном и естественном, а именно: как об исходном подобии знака объекту. Иконический знак создает модель отношений (между графическими феноменами), которая гомологична модели перцептивных отношений, которые мы выстраиваем, встречая или вызывая в памяти данный объект. Однако понятие изоморфизма тоже не абсолютно и требует дальнейшего прояснения, ибо это «зависящее целиком от культурных предпосылок решение идентифицировать или не идентифицировать семиотический феномен как изоморфный референту». Изоморфизм может иметь различные степени свободы (интерпретации).

Для Эко проблема иконического знака — это симптом кризиса концепции знака в целом. Кризис знака – это, прежде всего, референциальный кризис, ибо ясно, что референтом оказывается не фактически существующий объект, а модель объекта, относящегося к определенному классу. В свою очередь объекты не существуют как эмпирическая реальность, они создаются разумом, их идентификация и устойчивость имеют временный характер; это результат произвольного выделения из субстанции. Если иконический знак имеет референта, то этот референт не является «объектом, извлеченным из реальности, но всегда — порождением культуры».

Несмотря на довольно критическое отношение к оригинальной трактовке иконизма у Пирса, большинство современных теоретиков, занимающихся анализом визуальных репрезентаций, предпочитают использовать этот подход , ибо Пирс предложил единственную альтернативу лингвистическому универсализму: далеко не все коммуникативные феномены можно и нужно объяснять с помощью лингвистических категорий, чем злоупотребляла соссюрианская традиция семиологии, и, прежде всего, это касается «визуальных фактов». Кроме того, именно Пирс легитимировал представления как об иконическом характере знаков (не только визуальных), так и о знаковости изображений. Современный взгляд на проблему иконического знака позволяет так же пересмотреть понятие конвенциональности, долгое время рассматривавшееся Соссюром и его последователями как антитеза «аналогическому» («естественному, миметическому) характеру изображений. То есть выяснилось, что изображение – не только не является «естественным» знаком, но, напротив, представляет собой более сложный и многоуровневый феномен, нежели знак лингвистический. В то же время не стоит рассматривать изображение и вербальный знак как антитетические понятия; они сосуществуют в семиотическом континууме, где можно обнаружить и другие типы знаков (не являющиеся ни лингвистическими, ни иконическими), и, как полагал К.Метц, было бы более плодотворно считать, что семиология изображения существует заодно с семиологией лингвистических знаков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *