Обет целомудрия

Смысл и история возникновения целибата

Целибат – обет безбрачия, принимаемый служителями различных религиозных конфессий.

С самого начала зарождения религии, служители культа считались не обычными людьми, а посредниками между окружающим миром, и неким параллельным, или потусторонним миром, населённым духами и божествами, душами умерших, демонами.

Способности к общению с божествами и духами, якобы даруемые первобытным колдунам, волхвам и жрецам свыше, превращали их обособленную «касту», стоящую выше рядовых общинников.

Соответственно, служители культа подчинялись иным правилам жизни, нежели прочие соплеменники. Эти особенности касались практически всех жизненных сфер – начиная от одежды и различных аксессуаров, и заканчивая бытовым укладом.

С развитием человеческого общества все эти различия не только не исчезали, но наоборот, всё более увеличивались. Одним из таких «особых отличий» священнослужителя от прочих людей являлся целибат, обет безбрачия.

Смысл его состоит в отречении служителя культа от всех мирских удовольствий. Ведь главное предназначение священнослужителя, согласно древнейшим религиозным канонам, — служение высшим божествам, исполнение роли медиума при общении простых людей с потусторонними силами.

От «квалифицированности» жрецов и колдунов зависело, помогут ли высшие силы племени, или наоборот навредят. Поэтому, священники с древнейших времён отрекались от множества общечеловеческих страстей и радостей, способных отвлечь их силы и разум от главного предназначения.

Основным из подобных греховных страстей у многих народов считалась любовь к женщине. Инстинкт продолжения рода является одним из сильнейших инстинктов в живой природе, не является здесь исключением и человек.

Поэтому отречение от любовного общения с лицами противоположного пола считался для священнослужителей наивысшим признаком полного ухода от мирской суеты, посвящению себя служению высшим силам.

Первые достоверно известные сведения об узаконенном религиозными догмами целибате относятся к временам Древнего Рима.

Так, служительницы культа Весты – древнеримской богини-покровительницы семьи, — обязаны были на протяжении всей жизни соблюдать девственность.

За этим следили старшие жрицы, уполномоченные регулярно проверять своих «подчинённых» на целомудрие. Участие в культовых мероприятиях, посвящённых Весте, жрицы-весталки, потерявшей девственность, считалось верхом святотатства.

Наказание за подобное было очень суровым — весталку замуровывали заживо в подземелье, а человека, введшего жрицу во грех, забивали насмерть плетями.

В христианстве целибат известен ещё с самого начала зарождения Церкви. Свидетельства о преднамеренном отречении от брака среди раннехристианских священнослужителей появляются уже в I веке.

Так, согласно церковным историкам и теологам, христианский целибат берёт начало от одной из проповедей апостола Павла.

В ней, в частности, говорит, что нет ничего предосудительного для служителя церкви в браке. Однако, «безбрачный служитель Господа поступает лучше, ибо он думает, как угодить Богу, а женатый больше думает, как угодить жене».

С чисто практической точки зрения неженатый служитель для раннехристианской церкви был более ценен, по крайней мере, по двум причинам:

  • Во времена становления христианства Церковь большое внимание уделяла распространению учения Христа посредством проповедей, миссионерской деятельности среди языческих народов. А решиться на далёкое и опасное путешествие было гораздо проще человеку, не обременённому семьёй, нежели имеющему на попечении жену и детей.
  • В первые века существования христианства, оно подвергалось регулярным гонениям со стороны римских властей. Проповедь учения становилась поводом к тюремному заключению, а часто и казни священнослужителя. Поэтому, чтобы избавить проповедников от лишнего морального груза в виде беспокойства за благополучие семьи и детей, в случае его ареста, ранние церковные апологеты рекомендовали им придерживаться целибата.

Целибат в современном христианстве

Сегодня официально целибат существует в двух из трёх основных христианских направлений – в православии и католичестве.

Протестантизм же отошёл от раннецерковной догмы о предпочтении безбрачных священнослужителей над женатыми.

В протестантизме (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм и т.д.) не делается различия между женатыми и холостыми священниками, равно как и между женатыми и холостыми прихожанами.

В православии целибат не является обязательным условием для священнослужителя. Данное положение исходит из постановления Четвёртого Вселенского собора (проходил в VII в.), которое гласит, что «любой законный брак честен, и супружеское ложе – не скверно».

Православные служители культа вправе самостоятельно выбирать, следовать ли им пути целибата, или же завести семью. Но, тем не менее, в современном православии существует некоторое неравенство в отношении чёрного (целибатного) и белого (женатого) духовенства.

Так, с давних времён среди народа монахи – иноки, старцы, святые отшельники и схимники, — пользовались куда большим почётом, нежели обычные священники («попы»).

Схожая «дискриминация» имелась и со стороны официальной Церкви. Так, женатые священники были ограничены в карьерном росте: стать епископом разрешалось только высшему представителю чёрного духовенства – архимандриту.

В виде редкого исключения допускается возведение в епископский сан представителя белого духовенства, но при этом должно быть исполнено два основных условия:

  • «Белый» священник не должен в момент посвящения иметь супруги (быть вдовым, либо не успеть, до этого, жениться, так как православие не признаёт разводов).
  • Он должен перед возведением в сан епископа принять на себя схимну – монашеский обет. То есть, по сути, он переходит из разряда белого в чёрное духовенство со всеми вытекающими последствиями, в том числе и с обязанностью соблюдения целибата.

Католичество относится к целибату ещё более жёстко, нежели православие. В римско-католической церкви безбрачие для священников установлено при папе Григории-I, но в полную силу данное постановление вошло только 1000-м годам.

Уже в наши дни, 2-й Ватиканский собор (1962-64гг.) подтвердил положения о неукоснительности целибата для католических священников. Греховная связь с женщиной могла стоить католическому священнослужителю сана, либо стать причиной иных наказаний.

Обязательному обету безбрачия подвергались и все члены средневековых орденов крестоносцев – Тевтонцев, Тамплиеров, Госпитальеров, Ливонцев и т.д.

Каждый из рыцарей-крестоносцев одновременно считался служителем культа, и как все прочие католические монахи, должен был обязательно соблюдать целибат.

К примеру, внутренним уставом крестоносцам-иоаннитам запрещалось даже случайно прикасаться к женщине. В противном случае на них налагалась тяжёлая епитимья – многодневный пост с молитвами.

В отличие от традиционной римско-католической церкви, греко-католики не придают такого значения неукоснительному соблюдению целибата.

Например, греко-католическим священником может стать женатый человек. Правда, после этого он уже не имеет права разводиться и повторно вступать в брак.

Не могут вступать в брак и все прочие греко-католические священники, если этого не произошло до их возведения в сан. В римско-католической церкви в последние годы также ведутся активные дискуссии относительно обязательности соблюдения целибата.

Целибат в прочих религиях

Помимо христианства, целибат встречается во многих древних и современных религий. Например, в ряде современных индийских духовных школ целибат выступает неукоснительным условием для внутреннего духовного развития и познания истины.

Например, многие учения йогов указывают отказ от секса как основной путь сохранения внутренней энергии, молодости и долголетия. На сегодня в Индии насчитывается свыше 5 млн. монахов-аскетов, практикующих полный отказ от сексуальных отношений.

Аналогично индуизму, в буддизме монахи также дают обет безбрачия. Цель в этом случае та же – углублённое самопознание через отказ от всех внешних благ и удовольствий.

В то же время, в некоторых религиях отношение к целибату крайне негативное. К ним относятся иудаизм и ислам. В иудаизме такое отношение диктуется прямым предписанием евреям в книге Бытия «плодиться и размножаться».

В связи с этим, в средние века неженатых евреев могли насильно женить по приговору суда. Точно так же поступали и с женщинами, не желавшими выходить замуж. Негативно относился к осознанному безбрачию и исламский пророк Мухаммед, всячески поощряя многожёнство и большое количество детей.

В словаре Д.Н. Ушакова

ПРЕДАВА́ТЬСЯ, предаюсь, предаёшься, повел. предавайся; предаваясь, ·несовер. (·книж. ).
1. ·несовер. к предаться. «Татьяна любит не шутя и предается безусловно любви, как милое дитя.» Пушкин. «Она охотно восторгалась и еще охотнее предавалась меланхолии и даже слезам.» А.Тургенев. «Не предавалась ты несбыточной надежде.» Некрасов.
2. страд. к предавать.

В словаре Синонимов

отдаваться, погружаться, углубляться, уходить; впадать; подчиняться; окунаться, отдавать самое дорогое, ударяться, удовлетворять, ублажать, вручать себя, посвящать себя полностью, посвящать себя целиком, посвящать себя, подкладываться, подстилаться, посвящать себя всецело, вверяться, сходиться, продаваться, пылать, подпускать, погрязать, доверяться

В словаре Синонимов 2

гл несов1. доверяться, отдаваться, вверятьсядоверяя кому-либо, давать этому человеку возможность распоряжаться собой, своей судьбой2. отдаваться, погружаться, углубляться, уходить3. отдаватьсяполностью посвящать себя какому-либо занятию4. отдаваться, погружаться, впадать

В словаре Синонимов 3

Вопрос. Правда ли, что если осознанно предаваться наслаждениям (т.е. оставаясь осознанными), то это не будет противоречить учению Будды и мы сможем оставаться независимыми от чувственных удовольствий.

Ответ. Боюсь, что на этот вопрос нужно ответить категорически отрицательно. Будда неоднократно и однозначно высказывался в том смысле, что чувственные удовольствия это то, от чего мы должны удерживать своё внимание. Приведу отрывок из МН22 (Алаггадупама Сутта), как вполне показательный в этом плане:

«Правда ли, Ариттха, что такая пагубная точка зрения появилась у тебя: «Насколько я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, то, что Благословенный называл препятствиями, не может помешать тому, кто этому предаётся»?»

«Именно так, Учитель, — — Насколько я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, то, что Благословенный называл препятствиями, не может помешать тому, кто этому предаётся».

«Заблудший ты человек, откуда же ты взял, что я обучал Дхамме именно так? Заблудший ты человек, разве не объяснял я во многих лекциях, что помехи действительно мешают и что они действительно мешают тому, кто им предаётся? Разве не подтверждал я, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии со скелетом, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии с куском мяса, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии с травяным факелом, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии с ямой, полной пылающих углей, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии со сном, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии с долгом, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии с плодами дерева, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии с топором мясника и колодой для рубки мяса, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии с мечами и копьями, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Разве не подтверждал я с помощью аналогии со змеиной головой, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, много страдания, много отчаяния и что они несут великую опасность? Но ты, заблудший человек, из-за своего неправильного понимания исказил смысл сказанного нами, причинил вред самому себе и накопил много неблагих деяний, что приведёт тебя к длительному вреду и страданию».

Иными словами, наслаждение чувственными удовольствиями это нечто противоположное учению Будды.

Нужно понимать, что мы при этом не уклоняемся в некий болезненный аскетизм. Речь идёт о том, что если в нашей жизни встречается нечто приятное, мы не задерживаем на этом внимания, не углубляемся в это, не приветствуем это, не ищем этого вновь (я опять практически цитирую сутты). Например, МН145, Пунновада Сутта:

3. Пунна, есть формы, познаваемые глазом, — желанные, вожделенные, приятные, привлекательные, связанные с чувственным желанием, вызывающие страсть. Если монах наслаждается ими, приветствует их, продолжает их удерживать, то наслаждение возникает в нём. С возникновением наслаждения, Пунна, имеет место возникновение страдания, я говорю тебе.

(далее Будда подобным образом проходит по всем каналам восприятия, включая ум).

Это значит, что мы уводим внимание от этого приятного явления, и даже более того, сознательно культивируем в себе восприятие этого явления как чего-то неприятного. Вот, например, МН152, Индриябхавана Сутта:

10. И что значит, Ананда, быть учеником, достигшим начальных ступеней, вступившим на путь? Вот, Ананда, когда монах видит форму глазом, когда монах слышит звук ухом, когда монах чует запах носом, когда монах чувствует вкус языком, когда монах воспринимает телесное ощущение телом, когда монах познаёт умственный объект умом, в нём возникает либо положительное отношение, либо отрицательное отношение, либо равнодушное отношение. Из-за этого возникшего положительного, отрицательного или равнодушного отношения он чувствует себя устыжённым, униженным и отравленным. Вот что значит быть учеником, достигшим начальных ступеней, вступившим на путь.

11. И что значит, Ананда, быть Благородным с развитыми органами чувств? Вот, Ананда, когда монах видит форму глазом, в нём возникает либо положительное отношение, либо отрицательное отношение, либо равно-душное отношение.

Если он желает воспринимать неотвратительное в отвратительном ― он будет пребывать, воспринимая неотвратительное в отвратительном.

Если он желает воспринимать отвратительное в неотвратительном ― он будет пребывать, воспринимая отвратительное в неотвратительном.

Если он желает воспринимать неотвратительное и в неотвратительном, и в отвратительном ― он будет пребывать, воспринимая неотвратительное и в неотвратительном, и в отвратительном.

Если он желает воспринимать отвратительное и в неотвратительном, и в отвратительном ― он будет пребывать, воспринимая отвратительное и в неотвратительном, и в отвратительном.

Если он желает, избегая и неотвратительного, и отвратительного, пребывать в спокойствии осознанным и бдительным ― он будет пребывать в спокойствии по отношению к этому, будучи осознанным и бдительным.

(далее в сутте перечисляются остальные каналы восприятия).

Удержание внимания от приятного или неприятного, что порождает цепляние, в суттах называется охранением органов чувств. Восприятие приятного как неприятного – это практика созерцания отвратительного, тоже постоянно встречающаяся в суттах.

Счастье или наслаждение, о котором говорит Будда, и в котором укореняется его ученик, это счастье и наслаждение спокойного ума, утихшей болезненной активности ума, гармоничного сочетания факторов просветления. Достижение такого рода счастья невозможно без достижения полной внутренней непричастности к чувственным удовольствиям. Почему? Потому что если приятное или болезненное продолжает дёргать наш ум туда-сюда, он не может быть безмятежным. Вот такой парадокс: если мы гонимся за удовольствиями, мы теряем способность испытывать по-настоящему глубокую радость.

В той же сутте МН152:

«Во мне возникло положительное отношение, во мне возникло отрицательное отношение, во мне возникло равнодушное отношение. Но всё это обусловлено, грубо, возникло зависимо. Тогда как спокойствие ― мирно и возвышенно». Возникшее положительное отношение, возникшее отрицательное отношение, возникшее равнодушное отношение прекращаются в нём и устанавливается спокойствие.

Кроме того, раз уж вы заговорили об осознанности, то давайте рассмотрим этот момент. Дело в том, что обычно под термином «осознанность” понимают просто наблюдение за воспринимаемым. И тогда получается, что, предаваясь наслаждению, мы можем вроде бы оставаться осознанными. Но проблема в том, что Будда под осознанностью понимал нечто иное, нежели просто наблюдение за воспринимаемым. Осознанность согласно Будде (по крайней мере так считают в нашем сообществе) это памятование о том, чтобы наблюдать, как внимание ума движется от одного явления к другому, памятование о том, чтобы наблюдать, КАК работает наш ум.

Теперь внимание: чтобы наслаждаться удовольствием, необходимо полностью в него погрузиться, вовлечься в него. Но тогда невозможно будет наблюдать за тем, КАК происходит это вовлечение, наблюдать за тем, что происходит в уме, потому что два эти состояния – вовлечённость и наблюдение за процессом вовлечения – противоречат друг другу. Таким образом, предаваться чувственному наслаждению, оставаясь при этом осознанным – НЕВОЗМОЖНО.

С позиции концепции Зависимого Возникновения, наслаждение чувственным удовольствием это уже как минимум упадана, цепляние. Если мы видим возникновение цепляния и не отпускаем его, то мы тем самым позволяем помрачённому процессу развиваться. Если же мы цепляние отпускаем, то пресекаем цепочку Зависимого Возникновения и в результате – о каком наслаждении может идти речь?

Осознанные наслаждения
Диана и Купидон. 1761 год. Батони Помпео
Миф
Артемида – сестра-близнец Аполлона, бога Солнца. Их мать, Лето, – божество природы, дочь двух титанов, а отец – верховный бог Олимпа Зевс.
Лето зачала от Зевса близнецов — Аполлона и Артемиду — вне брака. И жена громовержца Гера послала змея Пифона, чтобы он преследовал несчастную беременную женщину повсюду, не давая ей остановиться. Наконец Лето нашла убежище на пустынном острове Делос.
Артемида родилась первой и помогала Лето во время длительных и трудных родов Аполлона. В течение девяти дней и девяти ночей Лето страдала от ужасной боли, вызванной стараниями мстительной Геры. Артемиду, ставшую акушеркой для своей матери, почитали как покровительницу родов. Женщины обращались к ней, именуя ее «исцелительницей боли» и «не испытывающей боли». Они молили ее облегчить их родовые муки и помочь родить ребенка либо даровать им «легкую смерть» от ее стрел.
Когда Артемиде исполнилось три года, Лето перенесла ее на Олимп, чтобы познакомить с Зевсом и божественными родственниками. В «Гимне Артемиде» говорится, что она сидела на коленях своего великолепного отца, который приласкал ее со словами: «Когда богини рождают мне детей, подобных этой, гнев ревнивой Геры меня не пугает. Моя маленькая дочурка, у тебя будет все, что ты пожелаешь».
Артемида попросила лук со стрелами, свору гончих собак для охоты, свиту из нимф, тунику, достаточно короткую для бега, дикие леса и горы в свое распоряжение – и вечное целомудрие. Все это отец-Зевс охотно предоставил ей. Все это – плюс привилегию самостоятельно совершать свой выбор.
Артемида стала защитницей младенцев и всех животных, сосущих молоко, а также подростков и молодняка. В классическую эпоху Артемида стала абсолютной девственницей и хранительницей целомудрия. Потому перед свадьбой ей приносится искупительная жертва. Это богиня диких лесов, хищников и дичи, охоты и охотников. Она соперничает с мужчинами, прежде всего со своим братом Аполлоном.
Артемида была хранительницей дорог, что сближало ее и с Гекатой — хранительницей ночных путей и перекрестков. Эти богини составляли лунную триаду Артемида-Селена-Геката, которую можно представить и как триединую богиню Гекату.
Архетип
Артемида, богиня охоты и Луны, персонифицирует независимость женского духа. Как архетип, она дает женщине право преследовать свои собственные цели в избранной ею самой области.
Богиня-девственница
Как богиня-девственница, Артемида невосприимчива к любви. Она не подвергалась насилию, не знала супружеских уз. Архетип богини-девственницы выражается в ощущении нетронутости, самодостаточности, он определяет жизненную позицию «Я сама могу о себе позаботиться» и позволяет женщине действовать уверенно, независимо и самостоятельно. Женщина чувствует себя целостной, не испытывает потребности в мужчине-защитнике, преследует свои собственные интересы и выбирает область деятельности, не нуждаясь в мужском одобрении. Ее самоопределение и ощущение собственной значимости основываются скорее на том, кто она есть и что она делает, чем на том, замужем ли она и за кем.
Сестра
Из родственных связей для богини Артемиды главными были ее отношения с братом Аполлоном. Архетип Артемиды связан прежде всего с образом Сестры и сестринскими отношениями как с мужчинами, так и с женщинами.
Архетип Сестры не всегда дает быть ровной и спокойной подругой и спутницей: часто он побуждает начать конкурировать и состязаться с мужчинами. В этом случае для женщины чрезвычайно важно быть «не хуже мужчины». Достичь неких целей и, главное, следовать своим принципам оказывается гораздо важнее, чем устроить свою «женскую судьбу».
Артемида — это сестра-подруга для других девушек. Для нее не существует соперничества с другими женщинами из-за мужчины и домашнего очага. Возможно лишь там, где необходимо доказывать свою дее- и боеспособность, свои лучшие качества, часто физические или волевые.
Стрелок, сосредоточенный на цели
Богиня охоты, Артемида-стрелок может выбрать любую близкую или дальнюю мишень. Отправляясь в погоню за добычей, она знает, что ее стрелы безошибочно достигнут своих целей. Архетип Артемиды дает женщине способность полностью сосредоточиться на важном для нее предмете и не обращать внимания на нужды окружающих. Пожалуй, состязание с другими людьми лишь усиливает ее возбуждение от «охоты». Сосредоточенность и упорное стремление к цели помогают Артемиде добиться успеха. Этот архетип дает возможность самостоятельно, без посторонней помощи достичь нужного результата.

«Дикая охотница»
Артемида-богиня — лучница, охотница. Лук издавна воспринимается как оружие (и орудие труда) дикого человека. Стрельба из лука и Достижение стрелой цели всегда оказываются неожиданностью для жертвы. Охотница Артемида устанавливает и соблюдает законы дикого мира, естественной природы, практически не потревоженной человеком. Во всем этом есть терпеливое выжидание и напряжение, осторожность и стремительность, точность, ловкость и надежда на случай и удачу, хладнокровие и жажда убийства.
Именно архетип Артемиды влечет женщину к безлюдным местам и дикой природе. Благодаря ему женщина приходит к согласию с собой и, когда скитается по пустынным лесам и горам, засыпает под луной и звездами или, вглядываясь вдаль, гуляет по пустынному взморью, переживая ощущение единства с бытием.
Защитница слабых
Богиня Артемида была защитницей детей, подростков (юношества) и женщин. Она пестовала и охраняла новую молодую жизнь, всех юных и бесхитростных, а также тех, кто давал им жизнь, — матерей. В самой Артемиде было юное бесстрашие и прямолинейность, и она же стала защитницей мира молодых.
В наше время мы видим след Артемиды везде, где речь идет о реальной защите детей, молодежи, женщин или дикой природы. Но поддержка и защита Артемиды отличается от защиты Деметры. Последняя помогает по-матерински, успокаивая и утешая обиженного, подыскивая приют котенку, принимая у себя ушедшую от мужа подругу с детьми. Артемида не дает так много ласки слабым и беззащитным; она лишь позаботится об их безопасности и, по возможности, накажет обидчика. Ею движут в первую очередь стремление к справедливости и потребность совершить деяние. Каждый раз она способна доказывать, что «вся сила — в правде», по-женски настойчиво и по-мужски агрессивно.
Женщина Артемида
Детство и родители
Качества Артемиды проявляются в девочках в самом раннем возрасте. Обычно маленькая Артемида активна и всецело поглощена изучением новых предметов. Побуждаемая Артемидой к исследованию новых территорий, девочка выбирается из детской кроватки или покидает площадку для игр и отправляется в «большой мир». Артемида уверена в своих побудительных мотивах и жизненных принципах. Она защищает слабых и первой готова произнести: «Это несправедливо!» Артемиды-девочки, воспитываемые в семьях, где предпочтение отдается сыновьям, не могут с этим смириться. Они не воспринимают подобную несправедливость как «данность». Часто в младшей сестре, требующей равенства со своими братьями, можно различить будущего борца за права женщин.
Архетип Артемиды легко активизируется в девочках из многодетных семьей, где первенство и превосходство отдается мальчикам или же они сами — старшие сестры, неважно, братьев или сестер. Тогда девочка может просто подражать и копировать наиболее успешные (или обладающие силой) модели поведения — мужские. Или с детства может быть приучена к тому, что это она должна заботиться о младших, а то и о самой матери. В других случаях отец сам, не дождавшись сына-наследника, воспитывает девочку как мальчика, обучая ее всяким «мужским» занятиям.
Важно, чтоб родители «Артепиды», подобно Лето и Зевсу, гордились дочерью и способствовали воплощению в жизнь потенциала Артемиды, который таится в их дочери.
Проблемы возникают, когда родители критикуют Артемиду в своем ребенке, поскольку она не соответствует их представлениям о том, какой должна быть дочь. Мать, которая хотела бы иметь послушную, льнущую к ней девочку, но вынужденная заниматься воспитанием активного, отвергающего любые ограничения ребенка, может почувствовать разочарование и ощутить, что ее не принимают. Также архетип богини-девственницы в дочери-Артемиде усиливается вследствие недостатка уважения к слабой матери. Стараясь не быть похожей на мать, она всеми силами пытается избавиться от своей дочерней привязанности, скрывает собственную ранимость и прежде всего стремится к независимости.
Отрочество и юность
В подростковом возрасте дочь-Артемида демонстрирует врожденное стремление к состязанию, проявляя присущие ей упорство, смелость, волю к победе. Для достижения какой-либо цели она уже в этом возрасте вполне способна к самоограничению.
В ней присутствует некий дух бунтарства. Это время Дикой Весны, когда можно все, за что не поймают и не съедят. Это самое время для подросткового бунта. Девушки, в которых проявился архетип Артемиды, пытаются узнать новое и неизведанное, знакомятся с разнообразными компаниями, политическими или духовными течениями, окунаются в приключения. Сфера их интересов лежит вне области отношений между мужчиной и женщиной (как у Афродиты), а в области отношений человека со всем миром, окружающей природой или государством. Они тоже пускаются в авантюры, но не любовные или сексуальные: их тянет в многодневные походы на байдарках, они ездят автостопом по всей Европе, отправляются на Алтай. Знакомятся не с красивыми и богатыми молодыми людьми на дорогих иномарках, а с неопрятными безумными идеологами чего угодно. Часами рассуждают о верности и предательстве, долге каждого и смысле жизни. Друзья и приятели этого периода могут восприниматься самой девушкой как «братья» или «просто знакомые». Она обычно не вкладывает в общение с ними никакого эротического или матримониального смысла. Секс для нее часто — еще одно приключение, исследование мира.
Работа
Женщина-Артемида вкладывает много усилий в свою работу. Конкуренция и соперничество ее только подзадоривают. Она не будет ждать внезапного крупного выигрыша, как Афродита. Или неожиданностей, которые все изменят, как Кора-Персефона. Не станет рассчитывать на заслуженный успех, как Афина. Она стремится к победе в ситуации борьбы, соперничества с конкурентами. Противник для нее — лучший стимул для действия.
К тому же среди различных профессий больше всего характерных женщин-Артемид мы найдем среди спортсменок, особенно тех, кто занят в групповом спорте или там, где важны прежде всего физические показатели выносливости, быстроты и силы. Неудивительно, что они живут от соревнований к соревнованиям, от шанса на победу — к другому. Цель всегда ясна и понятна, и способы ее достижения тоже четко определены.

Нередко «Артемида» выбирает профессию юриста или же устраивается на иную работу, где может оказывать помощь другим людям. При этом интересы многих женщин-Артемид часто далеки от какой-либо коммерции, не совместимы с карьерным ростом и не обеспечивают ни славы, ни солидного счета в банке. Они идут непроторенными путями, преследуя цели, непонятные большинству, и при этом не успевают ни установить близкие отношения с людьми, ни добиться успеха в жизни. Защитница проигравшей стороны, непонятый реформатор, «глас вопиющего в пустыне», на который никто не обращает внимания, представительница «чистого», некоммерческого искусства – все это Артемида (впрочем, в последнем случае к Артемиде присоединяется Афродита, с ее влиянием на творчество и акцентом на субъективных переживаниях).
Взаимоотношения с женщинами: сестринские
Женщина-Артемида испытывает острое чувство женской солидарности. Подобно самой богине, окруженной спутницами-нимфами, ей очень важны дружеские отношения с другими женщинами. Эта модель поведения восходит еще к начальной школе. В «лучших подругах» у нее значатся те, с кем она разделила все, что важно в ее жизни. Такая дружба может длиться десятилетиями. Она любит общаться с девушками, может быть хранительницей чужих тайн и верной помощницей. Она всегда предоставит приют ушедшей из дому подруге и сделает все от нее зависящее в сложной ситуации. Ее раздражает только одно — мужчины этих женщин. Она не завистлива к «женским успехам» других, но может быть чрезвычайно ревнива к женской дружбе.
Работающие женщины-Артемиды легко объединяются в группы поддержки, различные женские организации, общества опеки молодых женщин в той или иной сфере деятельности – все это дает возможность выразить архетип сестры.
Взаимоотношения с мужчинами: братские
У женщины, в которой архетип Артемиды оказался самым главным, чаще всего в жизни есть братья и возлюбленные, с которыми она ведет себя как сестра, а также друзья, которых она воспринимает как братьев. Вообще, это самые распространенные ее отношения с мужчинами. У такой женщины может быть брат, с которым она проводит все свободное время и чьими делами и интересами живет. А всех своих молодых людей сравнивает с братом или выбирает по его образу и подобию. Но даже если у такой женщины нет и никогда не было брата, она строит со своими мужчинами братско-сестринские отношения соратников, а иногда и соперников.
Когда «Артемида» все же выходит замуж, ее супругом обычно становится сокурсник, коллега по работе или конкурент. В браке она остается поборницей равноправия . Ее тянет к творческим личностям с выраженными эстетическими и музыкальными наклонностями. Обычно он равен ей интеллектуально и разделяет ее интересы. Взаимоотношения типа «Артемида – Аполлон» предполагают сходные интересы. Оба партнера могут быть спортсменами или путешественниками. Подобные общие увлечения смягчают возможные разногласия между ними. Такие отношения могут привести к браку, в котором товарищеские отношения будут преобладать над половыми. В таком браке партнеры являются лучшими друзьями. Женщины-Артемиды даже выходят замуж за гомосексуалистов, поскольку превыше всего ценят дружеские отношения и полную свободу действий, которую в таких случаях партнеры предоставляют друг другу.
Дети
Считается, что в женщине Артемиде нет инстинктивного желания стать матерью. Тем не менее она любит детей. Если она рожает ребенка, то обычно становится хорошей мамой – как медведица, которая служит ее символом. Став матерью, она поощряет независимость в своих детях и может даже проявить жестокость, вставая на их защиту. Женщины-Артемиды, не имеющие собственных детей, получают удовлетворение, вкладывая энергию молодой тетушки в общение с чужим ребенком. Из них получаются хорошие мачехи и воспитатели. Принимая подобные роли, они, подобно самой богине Артемиде, покровительствуют девочкам на пороге зрелости.
Матери-Артемиды в первую очередь они смотрят в будущее, думая о том времени, когда их дети окончательно станут самостоятельными. Активные, склонные к исследованиям мальчики и девочки обнаруживают, что их мать-Артемида готова участвовать во всех их начинаниях. Однако, если ребенок зависим и пассивен, подобные методы воспитания лишь ухудшают ситуацию. Ребенок может чувствовать себя отверженным и неспособным жить согласно нормам, навязываемым ему матерью-Артемидой.

Средний возраст
Женщина, воплощающая в себе архетип Артемиды и лишенная качеств других богинь, в возрасте 35-45 лет переживает кризис среднего возраста. Артемида – образ, подходящий для молодой, энергичной, мечтающей о великих свершениях и целеустремленной женщины. Однако по мере того как идут годы, женщина-Артемида замечает, что на карте ее жизни остается все меньше «белых пятен». Она либо добилась успеха в достижении намеченных целей, либо потерпела неудачу и уже ничего нельзя изменить.
И тогда она обращается к своим внутренним глубинам. Здесь ею движет скорее Артемида – богиня Луны, чем богиня охоты. В период менопаузы в ней просыпаются те чувства и желания, которые она до сих пор игнорировала. Такая углубленная сосредоточенность на самой себе имеет отношение к старухе Гекате, богине темной стороны Луны, привидений и всего сверхъестественного. Геката и Артемида – они обе были богинями Луны и обе скитались по земле. Их взаимосвязь просматривается в женщинах-Артемидах старшего возраста, ступающих на духовный путь с тем же бесстрашием, с каким в молодости они преследовали иные цели.
Старость
Женщина-Артемида сохраняет свою энергию до самой старости. Ее активность никогда не иссякает; тело и ум всегда в движении. В пожилом возрасте она продолжает ясно мыслить, живо воспринимает мир, не чувствует груза прожитых лет и не способна остепениться. Она путешествует, изучая новые места и иные страны.
Психологические проблемы
Разрушительница и мстительница. Богиня Артемида не останавливалась перед наказанием тех, кого считала неправедными. Архетип Артемиды дает нам чувство уверенности в собственной правоте — безо всяких сложных обоснований, просто как факт, однажды принятый. Он же ведет к тому, что мы начинаем видеть мир в черно-белой гамме, делить людей на «своих» и «чужих», «правых» и «неправых».
Презрение к слабости. Мужчина интересен женщине-Артемиде лишь до тех пор, пока она испытывает потребность в охоте. Если мужчина стремится к глубоким эмоциональным отношениям и думает о женитьбе, возбуждение от «охоты» проходит. Женщина-Артемида теряет к нему интерес и, если он выказывает слабость и признаки зависимости, начинает относиться к нему презрительно.
Недоступность. Артемида была прозвана «Недоступной». Для женщины-Артемиды, полностью поглощенной своими целями и потому не замечающей чувств других, характерна эмоциональная дистанция с окружающими. Ее равнодушие по отношению к людям, которые о ней заботятся, приводит к тому, что те чувствуют свою ненужность и отверженность. Это вызывает у них возмущение и причиняет им боль.
Надеюсь, вам было интересно и познавательно!
До встречи!
Фотоматериалы взяты с ресурса pinterest.com
. Галина Борисовна Бедненко «Греческие богини. Архетипы женственности». — Серия: Библиотека психологии и психотерапии независимой фирмы «Класс», 2005
а также ознакомится с новым электронным изданием книги
Греческие боги и богини как ролевые архетипы: Новое электронное издание. — М.: Пряхи, 2013

Как святые отцы понимали добродетель целомудрия? Каким образом взращивали это важное качество в себе и в детях? Беседа с кандидатом педагогических наук игуменом Киприаном (Ященко).

Остров невезения

Господь, предвидя, что люди будут уклоняться от продолжения рода, дал им влечение друг к другу. Правда, современный человек все исказил, превратив естественную потребность во множество извращений, в целую индустрию. В Европарламенте узаконены однополые браки, усыновление детей в таких браках. Содомский грех оказался законодательной нормой. Во многих американских университетах абитуриенты нетрадиционной ориентации пользуются преимуществом при поступлении. Множество мэров европейских городов, епископов, священников были брошены за решетку за то, что выступили против гей-парадов, выразили свое недовольство. Грех стал нормой, а нормальный человек, который реагирует на грех, оказался преступником.

Игумен Киприан

Ко мне как-то одна наша прихожанка пришла с проблемой: у нас, говорит, семья распадается. Они очень обеспеченные люди, глава семьи – крупный банкир, у них все есть. И жена говорит: «Батюшка, познакомьте нас с нормальной православной семьей, чтобы мы с них брали пример, пригласили бы в гости, сами бы пришли. Потому что в нашем окружении – только ненормальные семьи». И я не смог, к сожалению, посоветовать ни одной семьи, которая могла бы стать для них образцом. Сложно найти нормальную целомудренную семью, которая так же, в целомудрии воспитывает детей. В такой реальности мы сейчас живем.

– Батюшка, а как же многодетные семьи священников?

– Есть, конечно, замечательные священнические семьи, которые передают традицию из поколения в поколение, – слава Богу. Но что произошло? У нас священников, епископов репрессировали, а потом говорят: давайте пастырей. А где их взять-то? Чтобы возникло священство, надо нескольким поколениям трудиться, передавать традицию. И все священники современные – как бы «новоделы», без корней. Я, к несчастью, такой же. Пути Господни неисповедимы, бывает, что из несвященнической семьи выходит хороший пастырь.

Ты на свете всех милее

Иоанн Лествичник говорит, что целомудрие – это целостное воззрение на мир. Нецеломудренный человек не может в целости воспринять ни другого человека, ни самого себя. Он видит фрагментарно, выхватывает какой-то аспект и абсолютизирует его. Но как Козьма Прутков говорил, всякий специалист подобен флюсу.

А как проявляется целомудрие? Как ведет себя целомудренный человек? Скромно, глаз потупя. Амвросий Медиоланский в «Увещевании к девству» пишет о том, что целомудренный человек молчалив и стыдлив. «Сусанна была в опасности и молчала, чтобы тем красноречивее можно было ей говорить своим молчаливым целомудрием. И вот стыдливость нашла себе защитника, который защитил ее целомудрие. И именно в приложении к ней прекрасно говорится в Писании, что Господь скрыл ее от бича языка». Действительно, целомудренный человек защищен Господом.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что ничто так не выражает эту добродетель, как любовь к своей жене, мужу: «Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех на свете. И станет смотреть на нее с великой любовью. И иметь с ней большое согласие. А с миром и согласием войдут в дом все блага». Еще Иоанн Златоуст пишет, что есть «две цели, для которых установлен брак. Чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами. Но главнейшая из этих двух целей – целомудрие».

Иоанн Златоуст

Действительно, в благочестивой семье, когда спросишь супруга, кто самая красивая в мире? «Ну конечно, моя жена». А жену – «Конечно, мой муж». И люди любят друг друга, и эта любовь заслоняет им всех. И наоборот, у нецеломудренных людей: только совершили брак, только их повенчали, начинает корабль штормить. Приходят и рассказывают истории: «Ничего не могу с собой поделать, остыл к жене, полюбил другую, все сердце горит. Батюшка, сердцу не прикажешь. Благословите». Как благословить, на что?! Человек, в блуде находящийся, просит еще благословения на этот блуд.

Мир вообще очень подвержен этой страсти. Один из старцев Печерского монастыря, отец Андриан, мне рассказывал, что было ему видение. Над Россией летает демон и кричит: «Я всю молодежь утоплю в блуде! Всех до единого, никто от меня не уйдет!»

Действительно, такое демонское воздействие, окружение влияет на многих молодых людей. Пребывая на дискотеке или даже в каких-то общественных местах, в транспорте, например, человек может заразиться этим духом.

Как приобрести целомудрие для себя, воспитать детей в целомудрии? Забор высокий построить? Такой опыт описан в житиях святых, когда некоторые отцы, дабы уберечь своих детей, их ограждали, строили заборы, и дети ни с чем грязным не соприкасались. Но так не может продолжаться до самой смерти.

Сейчас мы вторгаемся в область педагогики, где нет общих рецептов. Для некоторых детей как раз и нужна плотная опека, а для других – такой «прессинг» смерти подобен. Им, наоборот, надо дать возможность быть самостоятельными.

Существует педагогический закон: чем выше духовность, нравственность человека, тем больше степень его свободы. Чем ниже нравственность и духовность – тем ниже степень свободы. Если он совсем безнравственный и не может не совершать преступлений, то общество ограничивает его свободу стенами тюремной камеры. Вообще закон духовной жизни – это, прежде всего, свобода. Невольник – не богомольник.

Жизнь или добродетель?

В Хабаровске на праздник мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба беседовал с молодежью. Зал собрался тысячный, и я рассказывал о подвиге исповедничества, о мученичестве. После беседы ко мне подошла молодая девушка Женя, у которой было много накипевших вопросов. И мы с ней проговорили, наверное, часа три, вышли на улицу, ходили вокруг храма. Главным образом ее интересовала степень нашей жертвы Христу. Если мы преданы Спасителю, действительно ли эта ценность выше, чем человеческая жизнь? Человек ведь слаб, страстен. Что будет, если ему подставят нож к горлу? Ради того, чтобы спасти жизнь, можно отказаться от ценностей, кошелька, но можно ли отказаться от целомудрия и предать Христа? Она выясняла много таких подробностей, деталей.

Святитель Лука-Войно-Ясенецкий

На следующий день я улетел из Хабаровска в Москву. Прошло буквально три дня, и мне пришла телеграмма о том, что ее зверски убили. Она поехала в православный лагерь, но внезапно заболела мама. И девушка темным лесом, напрямую, пошла к электричке, чтобы навестить ее. И попала в руки даже непонятно кого, трудно сказать, как происходили события. Но в результате на следующий день нашли ее труп: несколько десятков ножевых ран, изуродованное, изнасилованное тело. Но лицо ее сияло, на нем была улыбка. Она мученица, да. Я помню ее последние слова, которые она произнесла, когда мы прощались: «Теперь мне все понятно. Действительно, за Бога можно даже жизнь отдать. Можно пострадать».

И вот Господь, видя ее решимость, взял ее в такой твердости, фактически причислив к лику святых, – она действительно пострадала как мученица. Многие ее любили, она была лидером – красивая, умная.

Господь даже намерения видит. Она дерзала, помню, пострадать. Я говорю: «Ничего не ищи, никаких приключений, не надо. Господь Сам все устроит, каждому Он дает по силам».

Вот Господь и дал по силам.

Неприкасаемые

Целомудрие начинается с простых вещей – поменьше говорить, смеяться, глазеть, отвлекаться, слушать. А как же быть с интернетом, без которого мы не можем творить ничесоже? Там же множество картинок. Вот отцы и говорят: не нужно заострять на них внимание, пусть мелькают, главное – чтобы не зацепили и не стали образом, который вошел бы в сердце.

«Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не обращайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твое склоняется по страсти похотения…» – пишет преподобный авва Дорофей. А что такое свободное обращение? Можете привести пример? Тактильное, да. Вроде бы дружеские у нас приветствия, поцелуи при встрече, при прощании. Но они могут передавать страсть. Особенно если мы к этому человеку питаем какое-то расположение. Это тоже некая вольность.

Некоторые священники в Москве строго запрещают юношам и девушкам друг до друга дотрагиваться, ходить ручка в ручку. И под ручку не разрешают. Как быть? Предложить клюшку, палочку спутнице, чтобы та не поскользнулась? Начинается с невинных прикосновений, надо же как-то выразить чувства. Они бурлят у молодежи. Потом молиться не могут, сон теряют, у них фантазии играют, целое кино в голове крутится. Это называют любовью. Но это не любовь, а влюбленность, страсть. И она подпитывается через тактильные ощущения, взгляды, через свободное или развязное общение.

– А смотреть человеку в глаза можно?

– Детям надо смотреть в глаза. Если виноваты – они сразу взор опускают. А в транспорте, при общении с людьми страстными я бы вам не рекомендовал долго смотреть глаза в глаза. Через такой взгляд передаются страсти.

Порок не должен именоваться

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3), – пишет апостол Павел в послании к Ефесянам. Если кто-либо где-то грешил блудной страстью или помыслами, святые отцы запрещают оказываться в этих местах. Это может всколыхнуть воспоминания и быть причиной того, что страсть воспламенится. Я уж не говорю про разглядывания своих «возлюбленных», каких-то школьных, юношеских увлечений.

Редко сейчас кто минует блудных пороков в своей жизни. И если уж человек впал в блуд, но все-таки пришел к созданию семьи, малой церкви, венчается – надо забыть все, перечеркнуть, больше никогда не вспоминать. Как будто этого ничего не было. Перед тобой супруг, супруга – и все.

Иногда приходит – поссорились. «Почему?» – задаю вопрос. «А он у меня спрашивал, не было ли кого у меня?» Оказывается, и она у него тоже допытывалась. «Вы что – сумасшедшие, зачем вы об этом говорите? Что за любопытство? Это же разрушение семьи!»

Старец Фаддей Витовницкий пишет, что «мысли, настроения, желания управляют жизнью нашей. Какие мысли нас занимают, такова и жизнь наша». А Паисий Святогорец дополняет: «Надо ежедневно вытеснять из своей души что-либо мирское или нечистое и заменять чем-то духовным, заменять коренящиеся в памяти греховные картины святыми образами, мирские песни – церковными песнопениями, вместо светских журналов читать духовную литературу».

Природа не терпит пустоты. Одна раба Божия страдала любовью к рок-музыке. Вообще подобная музыка, ритмичные произведения возбуждают блудную страсть, они на это направлены. Мы с ней два года боролись, чтобы перейти на классику. Вначале на бардовскую песню переключились, на Жанну Бичевскую – с «легким ударом», потом – к классическим произведениям. Через три-четыре года перешли к духовным песнопениям.

Потушить страсть

Святой старец Паисий пишет: «Юноша, повстречав красивую девушку, должен включить в работу добрые помыслы, чтобы смотреть на нее, как на живой образ какой-либо святой. А встретив девушку развращенную, он должен посмотреть на нее как на свою сестру. Ибо все мы дети Адама. И пожалеть ее, как сделал бы, если бы его родная сестра дошла до такого».

Один из монахов на Афоне обладал такой молитвой, что поднимался над землей. Его спрашивают: «Ты как этого достиг?» А он отвечает: «Да у меня был грех, я очень любил рассматривать красивые женские лица. Пришел к духовнику – как побороть такую страсть? А тот советует: «Ты, когда смотришь на красивое лицо, возводи молитву благодарения Богу, говори: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты создал такую красоту». Она ж не сама себя вылепила такой, это Господь создал ее». И вот он начал с искренностью, с той силой, которую питал к красоте, молиться Богу, благодарить его, и достиг такой молитвы, что стал подниматься над землей.

А как еще можно потушить страсть?

– Некоторые подвижники сжигали себе руки, лишь бы не согрешить. Вплавь удалялись в море…

– Да, если сильное разжение плотское – причиняли себе физическую боль.

– Поклоны поделать.

– Поклоны земные помогают. Дрова поколоть, душ принять холодный, в источнике искупаться – тоже отрезвляет.

– Старцы советуют представить себе этого человека в гробу, чтобы возникло чувство временности земной жизни, понимание, что плоть наша – тленна.

– Еще, говорят, если нравится девушка, сразу вспыхивают чувства – представь ее старухой. И у тебя ничего не будет вспыхивать.

– А если по-прежнему вспыхивает, то женись…

– Это тоже сразу охлаждает, да? Мысль о браке трезвит. Это действительно так. Если относиться к объекту своего вожделения, пристрастия как к настоятелю будущей малой церкви, отцу твоих детей, то все выглядит совсем иначе. Если бы юноша смотрел на девушку как на мать, которая родит детей, продолжателей его рода, это был бы совсем другой взгляд, другие отношения, иное общение. Господь дал потребность в продолжении рода, вот где корень-то. Такое понимание охлаждает, конечно, страсть блудную.

Силы души

«Я думаю, что страсти – это силы души. Бог дает человеку не пороки, но силы», – пишет святой старец Паисий. Бог же не создал блудную страсть. Он дал влечение, расположение, а это мы, искажая дары, превратили их в страсти.

Педагог и психолог начала XX в. протоиерей Василий Зеньковский писал, что энергия пола может быть преобразована, сублимирована в духовную творческую силу. И вообще – может ли человек молиться, вместо того чтобы перемалывать ненужные мысли? Вот приходят ко мне юноша и девушка. «Ты ее любишь?» – «Люблю». – «А ты?» – «До смерти люблю». – «Ну давайте тогда, молитесь друг за друга всеми силами своей души, просите, чтобы Господь вас соединил. Каждый вечер и каждое утро ты молись за него. А ты – за нее. И днем, когда вспоминаешь, говори: Господи, дай ей благодать быть моей святой женой». И они начинают молиться. Когда сила любви к другому человеку (может быть, не совсем чистая, так как к ней примешана физиология) начинает вливаться в слова молитвы, соединяться с именем Христа, Божией Матери, то происходит чудо. Действительно, Господь соединяет. А бывает, и разъединяет.

У меня одна прихожанка, чадо мое с малых лет, Наталья, очень хотела стать матушкой. Удивительной красоты и ума девица, такая русская красавица. Я преподавал в семинарии, думаю – познакомлю ее с хорошим семинаристом. Делал это не раз. Все время разворачивался один и тот же сценарий. Ее не полюбить невозможно, она очень красивая, умная и очень тихая, женственная. Семинарист влюблялся, начинал за нее молиться. Она молилась за него, но потом что-то происходило, никто не мог объяснить – что, какая-то тайна, и этот семинарист принимал монашество. Семь монахов для Русской Православной Церкви подготовила эта девица. Таковы плоды благочестивой молитвы. Если разобрать этот случай: у нее было сильное желание быть матушкой. У семинаристов – желание сделать ее матушкой. А Бог решал нечто третье – полезное для спасения души.

Вышла замуж за военного. Сейчас трое детей у нее.

Еще один важный момент, касающийся силы молитвы. Одна девушка, тоже удивительной красоты, пожаловалась: «Батюшка, не могу выйти замуж, мне уже 28 лет». Я спрашиваю: «С твоей-то внешностью? На тебя что, внимания не обращают?» – «Наоборот, проходу не дают. Но я не могу понять почему: с кем только ни начинаю дружить – ничего не получается». – «Ты сама-то замуж хочешь?» – «Да я мечтаю об этом, это главное дело моей жизни. Я детей хочу, мужа». Спрашиваю: «Как, сильно хочешь?» – «Каждый вечер с этим ложусь, каждое утро – встаю». По страсти ничего хорошего не бывает, и я ей говорю: «Давай мы это дело прекратим. Будем молиться, чтобы Господь устроил так, как полезно для спасения твоей души. Может, тебе в монахини надо пойти. Если Господу угодно, Он тебе Сам даст твоего спутника жизни, твою половинку».

Она серьезно к этому отнеслась и начала молиться. И у нее возникло спокойствие… Она приходила, исповедовалась частенько. Даже какие-то ребята появлялись, интересовались, а ей было все это неинтересно. Два или три месяца прошло – находится богатырь. Она его привела, говорит: «Батюшка, вот, не отстает». – «Тебе-то нравится?» – «Нравится». – «Ну давайте, полгода подружите». Полгода подружили, приходят. «Как, чувства прошли?» – «Нет, еще больше». – «Ну, Бог благословит». И хороший брак получился. Как страсть остыла, пошла молитва друг за друга, так Господь и соединил.

Или еще одна моя прихожанка пришла: «Батюшка, полюбила мусульманина». Я говорю: «Зови». Приходит азербайджанец, красивый, вежливый. Они умеют ухаживать. Я его спрашиваю: «Ты любишь Таню?» – «Ой, люблю, больше жизни, все отдам». Я спрашиваю: «А кто у тебя папа?» А папа у него – муфтий в мечети. Вся семья верующая, не просто рядовой мусульманин. Я говорю: «Слушай, тогда сделай доброе дело по любви к ней. Если ты ее любишь, оставь ее. Я не могу благословить ее на брак с иноверцем. У нее найдется жених, мы ее отдадим замуж». Он спрашивает: «Другой вариант есть?» – «Есть. Принимай Крещение, и мы вас с радостью повенчаем». – «А третий вариант есть?» – «Нет, третьего нет. Либо-либо». – «А сколько я могу подумать?» – «Месяц хватит тебе?» – «Хватит». Пришел через месяц: «Батюшка, крести». Я говорю: «Тебя же убьют». – «Господь меня защитит».

Вот пример настоящей любви. Действительно, Господь защитил, живут счастливо. Вот что по молитве бывает.

Хватай себя на месте преступления

«Научившись хватать нашего ветхого человека на месте преступления, мы поймаем и прочих грабителей, похищающих те блага, которые делает нам Господь. Таким способом мы сохраним наш духовный капитал».

Это пишет старец Паисий. Как только возник грязный помысел, здесь же, на месте, кайся перед Богом, не жди, когда в субботу будет исповедь. Хватай себя на месте преступления: «Ах ты такая, паршивая, что ты думаешь-то!»

Есть знаменитая афонская молитва от блудной страсти: «Иисусе мой, Господи, сладчайший мой Иисусе, ускори на помощь мне, и не даждь врагам моим полонить меня».

Паисий Афонский говорит, что если в юности человек поборол страсть, сохранил целомудрие, то Господь дает ему благодать на всю жизнь. За это полагается величайшая награда, потому что в старости плоть уже не восстает, пожилой человек живет в целомудрии естественным образом.

«Молодые люди, с ранних лет подогревающие в себе интерес к другому полу, спускают курок, не дождавшись благоприятного для этого времени, – пишет старец Паисий Афонский. – А когда должный срок подходит, они уже не могут ощутить радость, потому что пережили это раньше времени. А вот те юноши и девушки, которые были осмотрительны в этом вопросе, сохраняют душевный покой, а дождавшись подходящего времени, переживают большую радость. Посмотрите на женщин, которые до свадьбы сохранили целомудрие. Они имеют мирный дух, хотя обременены множеством забот… Пока девушка не примет решение, станет она инокиней или добродетельной женой и матерью, она должна жить целомудренно. Поэтому до этого она должна постараться по возможности всю себя посвятить учебе».

Важно найти детям достойное занятие. Безделие, праздность, неимение каких-то постоянных обязанностей в доме – почва для всех пороков. Святитель Лука Войно-Ясенецкий пишет: «Православные воспитатели всегда советовали родителям: держите дочь подальше от мира грез и фантазий. Постарайтесь лучше заинтересовать ее естественными науками, приучить к полезному рукоделию, дайте постоянное поручение домашнему хозяйству, требующему времени и ответственности. Девочка-подросток охотно принимает на себя такое постоянное поручение, особенно когда чувствует, что оно дано не в воспитательных целях, а всерьез, что она приносит реальную пользу семье».

А вот что сказал святитель Иоанн Златоуст: «Будем удалять детей и не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных, развратных песен, чтобы у них не польстилась душа».

Важно сохранить детскую стыдливость. Преосвященный Ириней в своей книге о воспитании детей дополняет: «Не допускайте, чтобы дитя перед другими показывалось голым или раздетым, чтобы дети одевались и раздевались вместе. Не оскорбляйте никогда чувство стыдливости ребенка, требуя от него сделать то, что противно его врожденной стыдливости. Не смейтесь над ним, когда он обнаруживает чувство стыда. Напротив, благодарите Бога, что имеете такое дитя и хвалите его за это».

Наши жены – ружья заряжены

Какова награда целомудренным? Об этом мы узнаем из жития преподобной Марии Египетской, которая поднималась в воздух во время молитвы. Целомудренному Господь дает благодать, в нем открываются духовные дары. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

В Киево-Печерской Лавре был монах Иоанн Многострадальный, который долго боролся против блудной страсти, пока, наконец, в ночь Христова Воскресения ему не явился Господь.

Иоанн Многострадальный

«И нисшел на меня неизреченный свет, в котором пребываю я, и теперь не нуждаюсь в свете ни днем ни ночью, и все приходящие ко мне достойно восхищаются этим светом, видя явное утешение, осветившее меня в ту ночь Воскресения, как надежда будущего света», – пишет Иоанн Многострадальный.

Когда меня постригли в монахи, старец Кирилл (Павлов) сказал: «Я тебя благословляю никогда не снимать подрясник, где бы ты ни находился».

Я не понял вначале всего замысла старца, но потом в своей жизни испытал множество удивительных моментов. Идешь в подряснике, например, по перрону вокзала, а бомжи, пьяницы вдруг встают и начинают креститься на меня, как на икону. Некоторые бегут за мной, каются, грехи называют. То есть человек, видя что-то достойное, начинает к этому тянуться. В этом мы действительно можем быть неким светом миру.

Поэтому я вас благословляю вести себя целомудренно, поскольку это вообще основа существования народа. Чтобы народ прекратил свое существование, его надо развратить. Иоанн Златоуст говорил: если в народе есть целомудренные жены, то этот народ непобедим.

Сейчас появились написанные и уже осуществляемые целые «программы» развращения молодежи. Мы наблюдаем, что множество умов не в состоянии сформулировать, куда идти, какова цель, даже если речь идет о простых вещах. У людей нет цельной картины мира. А спросите любого батюшку, любого монаха, любого духовного человека – и они вам скажут, что нужно сделать, чтобы народ воспрял.

Божие вам всем благословение, укрепляй, Господь, хранить целомудрие в себе, в своих детях, во вверенных людях. Если мы будем это в тихости сохранять, тем самым окажем великую помощь всему нашему Отечеству.

Мне много приходится ездить по миру, и я могу сказать: все-таки до сих пор русский народ – один из самых целомудренных в мире. Генетически это заложено в нас. И как бы этот народ ни развращали, он таким и остается. Будем благодарить Господа за это, будем достойными восприемниками нашего народа и Отечества.

Терпение

«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему»… Почему же в этом прошении говорится о терпении? Терпение – это качество, которое помогает человеку, в первую очередь, достигать поставленных жизненных целей. А без терпения невозможно достигать своих целей, больших или малых, потому что всякая цель достигается трудом, а труд всегда требует терпения. Нужно иметь терпение, чтобы дойти до цели. Вот так и устраивается наша жизнь, в значительной мере благодаря этому замечательному человеческому качеству – терпению.

Но терпение имеет и духовное измерение. Конечно, преподобный Ефрем Сирин, включая тему терпения в свою молитву, имел в виду именно это духовное измерение. Что же это означает? А это означает, что каждый человек, общаясь с другими людьми, подвергается, в большей мере или меньшей степени, влиянию с их стороны. Влияние может быть положительным, но бывает и отрицательным. И отрицательное влияние чаще всего сопровождаются вторжением злого начала в нашу душу – через людей, через слова, через образы, через жизненные ситуации. И для того чтобы иметь возможность отражать эти искушения, человек должен иметь терпение, а значит, терпение есть сила.

Но когда мы говорим об отражении разного рода искушений, злых посылов и вообще опасных влияний на нашу душу, мы имеем в виду не только необходимость иметь терпение в борьбе. Человек не может спасти душу, если он на зло отвечает злом, на неправду – неправдой. Даже самые отрицательные влияния, оказываемые на нас, не должны поколебать нашей веры и нашей верности Господу. И если требуется ответ на воздействие со стороны окружающего мира, то этот ответ не может нести в себе зло и неправду, потому что только правдой и добром можно победить зло.

«Побеждайте зло добром», учит нас слово Божие (см. Рим. 12:21). Эти слова, которые нередко проходят мимо нашего сознания, имеют огромное значение для нашей жизни, для нашего самочувствия, для достижения того, что мы на человеческом языке называем счастьем.

Человек не может быть счастливым, если он источает зло, потому что зло возвращается. Зло не может быть нашей реакцией на зло, обращенное в наш адрес. И если мы ясно сознаем, что единственным способом преодоления зла является добро, что даже на зло мы должны отвечать добром или как хотя бы нейтрально, если не хватает си на добро, то, несомненно, изменится наша личная жизнь. И мы почувствуем присутствие благодати Божией, потому что ни одно доброе дело, ни одно доброе слово, которое мы произносим, так же как и злое слово, злое дело, не проходят мимо Божиего промысла о нас.

Пусть Господь укрепит нас в делании добра даже в тех обстоятельствах, когда кажется, что единственно правильный ответ содержит в себе зло. «Побеждайте зло добром», и да поможет всем нам Господь набраться сил, в том числе в течение поприща Великого поста, чтобы овладеть этой мудростью и обрести силу, которая помогает побеждать любую нечистую силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *