О толерантности

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Реферат

по дисциплине: «Патриотическое воспитание школьников»

тема: «Религиозная толерантность»

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

«Педагогическое образование:

учитель истории»

Петрова Ольга Геннадьевна

г. Москва, 2016г.

Религиозная толерантность.

понятия толерантности 4

  1. Сущность религиозной толерантности 8
  2. Проявления религиозной терпимости 9
  3. Механизмы обеспечения религиозной терпимости 10
  4. Заключение 14
  5. Литература 15

1. Введение.

Сейчас в России, как и во всем мире, остро стоят проблемы межнациональных отношений, национальной обособленности, сепаратизма. Социальная ситуация в России усугубляется усилением этнической миграции населения, увеличением межкультурных, межэтнических контактов. Все это может привести к развитию межэтнической напряженности, конфликтов.

Особенно беззащитны перед сложившейся ситуацией молодые люди, чьи личности еще только формируются. Причем этот процесс идет в резко расслоившемся на богатых, бедных и просто нищих людей обществе с его глубоко укоренившимися имперскими, авторитарными и люмпенскими стереотипами. Эти обстоятельства накладываются на свойственные юношеству максимализм, скептицизм в отношении мира взрослых, стремление вырваться из-под их опеки, некритичность к выбранным молодежью для себя кумирам, тенденцию к объединению в замкнутые группы и кланы. Поэтому молодежь – благодарная аудитория для любой пропаганды, растравляющей «обиды», нанесенные обществом, и персонифицирующей обидчика в образе другого народа или конкретного человека иной национальности. Все это может приводить к возникновению в менталитете молодого человека зародышей этноцентризма, шовинизма, ксенофобии, этнических и расовых предубеждений.

Известно, что установки, закрепившиеся в юности, с большим трудом меняются в зрелом возрасте. Сформировавшиеся в ходе социализации юноши этнические стереотипы, предпочтения, ориентации будут влиять на его сознание, поведение на протяжении всей его жизни и на то, как он, в свою очередь, будет воспитывать своих детей. Иными словами, этнические ориентации нынешнего юношества – это ориентации взрослых людей начала ХХI века и последующих за ними поколений. В подобной ситуации возникает проблема межкультурного взаимодействия, терпимости к «иному» — облику, поведению, языку, в целом к другой культуре.

В наши дни речь идет о необходимости формировании не просто терпимости, а о воспитании толерантности (в том числе религиозной и этнической) у всех жителей планеты. Мировое сообщество определяет толерантность как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур современного мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. И очень важно, что Декларация принципов толерантности, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО, подчеркивает, что «толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания прав и основных свобод человека». Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным,политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, нисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

2. Историко-философские основы и сущность понятия толерантности.

В начале XVIII-гo века понятие толерантности (от лат. «tolerantia»), отождествляемое в то время с понятием «терпимость», было достаточно новым. До этого изначально латинское «tolerantia» имело то же значение, что и русское «терпение», как и соответствующие слова в европейских языках вплоть до XVI века. Потом в силу социокультурных и политических факторов происходит лексическая эволюция, которая в течение одного-двух столетий приводит к утверждению особого понятия «терпимость» как понятия из лексикона гражданского общества.

Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVII-XVIII века. Значительный вклад в разработку оформления и законодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости внесли гуманисты эпохи Возрождения, деятели эпохи Просвещения, мыслители Немецкой классической философии.

Важную роль в развитии философии толерантности сыграл английский мыслитель Д. Локк (1632-1704) и его «Письма о веротерпимости» (1689, 1692) где философские и политические позиции определили его отношение к религии. Автор выступает за самую широкую веротерпимость, а также за полное невмешательство государства и церкви в дела друг друга. Локк рассматривал естественное состояние общества как естественное состояние равенства. Люди в естественном состоянии «свободны, равны и независимы». Ограничивает свободу человека лишь естественный закон, который гласит: «Никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье либо имуществе».

А. Коллинз (1676-1729) в своих сочинениях «Рассуждение о свободомыслии» (1713) и «Исследование о человеческой свободе» (1715) обосновал неотъемлемое право каждого человека думать свободно, потому что это «…самый верный и самый лучший путь нахождения истины». Свобода мысли была для Коллинза основой человеческой добродетели и выступала гарантом защиты от жестокости религиозных фанатиков, от кровавых битв, духовного опустошения.

Основы человеческой нравственности в понимании толерантности усматривал К. Шефсбери (1671-1713). Он считал, что злоба, коварство, мстительность и т.п. — все это противоестественные, не соответствующие «природе человека» аффекты. Они не только наносят вред людям, но и делают несчастными и одинокими тех, кто ими наделен.

Французские философы XVIII в. продолжили работу по утверждению принципов толерантности, начавшуюся в эпоху Возрождения. Самым последовательным критиком религиозного фанатизма и защитником толерантности был Вольтер (1684-1772). В «Философских письмах» он снискал себе славу резкой критикой устоев феодального общества, вел философскую полемику с религиозной рознью, фанатизмом и несправедливостью. В своем «Трактате о веротерпимости» Вольтер не критиковал ни одну конкретную религию, но показывал, что все верования должны иметь возможность для выражения, при этом отмечал, что «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах».

Во всеоружии научных знаний боролся со старым порядком Ш. Монтескье (1689-1755). Он критиковал христианство, претендующее на то, чтобы считаться религией любви и кротости. «Никогда не было царства, в котором происходило столько междоусобиц, как в царстве Христа» писал он в «Персидских письмах». Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания общественного порядка и сохранения нравственности. Как просветитель он считал, что люди равны от рождения, что никакого превосходства одних рас над другими не существует.

Немецкая классическая философия продолжила и довела до логического конца основополагающие идеи толерантности в достижении свободы, в становлении и самоопределении личности, в познавательном процессе. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант (1724- 1804) приходит к выводу, что достижение гражданского, управляемого правовыми законами общества, в котором каждый гражданин свободен в границах, определяемых свободой его граждан, составляет высшую задачу человечества. По его мнению, самостоятельность гражданина и равенство граждан перед законом являются сущностными характеристиками человеческой свободы.

Теоретическим обоснованием правового государства, демократического переустройства общества становится Понятие свободы у Ф. Шеллинга (1775-1854). Он предполагает такую систему права, которая обеспечивает равенство всех граждан перед законом, установленным посредством их свободного волеизъявления.

Из сферы этики выходит на проблему создания проекта социальных преобразований Л. Фейербах (1804-1872). Он уверен в том, что решить социальные вопросы можно только через свободную личность. Проблема обретения человеком свободы являлась для немецкого мыслителя не только теоретической проблемой, она приобрела практический смысл. Фейербах стремился восстановить веру человека в себя, принцип гуманизма и тем самым сделать человека свободным.

Из этого видно, что сама идея толерантности восходит к истории философской мысли как решение проблемы человеческих отношений и подразумевала принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими и инакомыслящими, включающими в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов. Эти проблемы не теряют своей значимости и в наши дни, когда проблема толерантности приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации, сталкивающей цивилизационные, религиозные, национальные и этнические идентичности различных культур и народов.

Анализ понятий «толерантность» и «религиозная толерантность» позволяет сделать вывод о том, что данные термины имеют ряд общих и различных характеристик. Специфика понятия «религиозная толерантность» заключается в том, что, во-первых, она понимается как вид толерантности, в основе которого — принятие «иного», обусловленного принадлежностью к какой-либо религиозной группе. Во-вторых, толерантность может рассматриваться как черта личности, характеризующая спектр личностных проявлений, тогда как религиозная толерантность понимается как комплекс установок по отношению к другим религиозным группам. Исходя из этого, толерантность как личностная черта является более стабильной характеристикой, а религиозная толерантность, обусловленная как внутренними, так и внешними факторами, легче поддается изменению.

Рассматривая религиозную толерантность как комплекс установок, можно выделить в ее структуре следующие компоненты:

1. Когнитивный (представления о других религиозных группах, их культуре, межэтнических отношениях; знания о феномене толерантности, правах людей вне зависимости от религиозной принадлежности);

2. Эмоциональный (отношение к другим религиозным группам);

3. Поведенческий (конкретные акты толерантного/интолерантного реагирования, проявляющегося в стремлении общаться/дистанцироваться/ демонстрировать агрессию в отношении представителей других религиозных групп).

«Терпимость с религиозной точки зрения состоит в том, что один может без ненависти переносить несовершенство и заблуждения религии другого, хотя и испытывает при этом неудовольствие. Кто истинной религией считает то, что является в моей религии заблуждением, ни в коем случае не должен быть предметом ненависти» — писал в свое время в «Лекциях по этике» известный немецкий философ И. Кант. Во времена Канта достижение даже религиозной терпимости, в изложенном им содержании было делом весьма сложным. С тех пор человечество существенно продвинулось по пути формирования религиозной терпимости. Вместе с тем, глобализация, массовая миграция населения, увеличение разрыва в благосостоянии между различными странами и между этнических группами внутри стран существенно усилили угрозу эскалации различных форм нетерпимости, которая приобрела планетарный характер. Не обошли они стороной и Россию. По данным центра по исследованию проблем ксенофобии и экстремизма ИС РАН уровень ксенофобии в последние четыре года по сравнению с предыдущим периодом вырос почти в 2 раза. Существенно выросла религиозная нетерпимость. Среди современной молодежи она проявляется в два с лишним раза чаще, чем у людей старшего возраста.

3. Сущность религиозной толерантности.

Религиозную толерантность можно сформулировать следующим образом: «это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других». Тем не менее, религиозная толерантность – явление многоаспектное и содержательное. Поэтому не случайно, что это понятие имеет различные интерпретации и восприятия. Не углубляясь в них, отметим, что их можно разделить на два основных вида – позитивный и негативный.

  • В позитивном восприятии религиозная толерантность предполагает знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев.
  • В негативном восприятии религиозная толерантность предполагает безразличие к религиозно-конфессиональным взглядам и системе ценностей других, в результате чего обеспечивается отсутствие вражды и столкновений на религиозной почве.

В обоих случаях, независимо от того, на чем основана религиозная толерантность в отношении иноверцев – на уважении или безразличии, она обеспечивает общественную стабильность и сосуществование различных религиозно-конфессиональных групп. Тем не менее, из двух вышеотмеченных видов религиозной терпимости предпочтителен первый – приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей других, поскольку безразличие, зачастую обусловленное незнанием, рано или поздно может привести к проявлениям нетерпимости. Не случайно, что Г.Шлимова, говоря об обеспечении общественной консолидации в стране, отличающейся этническим и религиозным многообразием, подчеркивает важность в этом деле роли просветительской работы, которая должна быть направлена на повышение уровня взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп. Действительно, зачастую причиной нетерпимости становится незнание. Не зная ценностей и идей других, человек может относиться к ним с пренебрежением и безразличием, что может привести к нетерпимости. Тогда как знание ценностей и взглядов других создает ощутимую положительную настроенность по отношению к ним.

4. Проявления религиозной терпимости.

Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта (в данном случае, человеческое общество), в отношении которого она проявляется.

  1. Первая – толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, мусульманин-буддист, христианин-буддист и т.д.),
  2. Вторая – толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, протестант-адепт православной церкви (в христианстве), суннит-шиит (в исламе) и т.д.),
  3. Третья – толерантность к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений друг к другу),
  4. И наконец, толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

5. Механизмы обеспечения религиозной терпимости.

Механизмы обеспечения религиозной терпимости, в зависимости от двух вышеупомянутых подходов к восприятию ее содержания (негативный и позитивный), также можно разделить на две группы:

  • Негативные механизмы, предполагающие безразличие к религиозно-конфессиональным идеям и системе ценностей иноверцев.
  • Позитивные механизмы, предполагающие знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных идей и системы ценностей иноверцев.

Из негативных механизмов можно выделить в основном два – атеизм и секуляризацию.

1. Атеизм, хоть и предполагает нетерпимость ко всем религиозным течениям и конфессиям, в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религии и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Результаты проведенных в 2001г. в России социологических исследований показали, что, хоть и с небольшим преимуществом, но, тем не менее, не верующие в Бога настроены к инаковерующим с большей толерантностью и более открыты в плане контактов, нежели верующие.

Увеличение терпимости в условиях атеизма можно увидеть также на примере армянских реалий. До утверждения советского строя между адептами Армянской Апостольской церкви и армянами-католиками существовал огромный психологический барьер. Они были изолированы друг от друга, и общение между ними было весьма ограниченным. Царила атмосфера взаимной нетерпимости. Однако в советские годы этот психологический барьер почти полностью стерся, и между армянами-католиками и адептами ААЦ наладились нормальные, не скованные конфессиональными различиями отношения. В этом, пожалуй, существенную роль сыграла проводимая в советский период на государственном уровне политика атеизма, стершая психологический барьер между двумя конфессиональными пластами армян.

Таким образом, несмотря на все негативные аспекты, царящая в советский период атмосфера атеизма сыграла положительную роль с точки зрения национальной консолидации армян, стерев психологический барьер во взаимных восприятиях армян-католиков и адептов ААЦ. Не исключено, что проводимая в советский период на государственном уровне политика атеизма имела четкую политическую цель. Она была направлена на стирание психологического барьера между различными религиозно-конфессиональными пластами советского гетерогенного (полиэтнического, полирелигиозного, поликультурного) общества, обусловленного религиозно-конфессиональными различиями.

2. Роль секуляризации как фактора, способствующего повышению уровня религиозной толерантности, ярко выражена в современных западных обществах. Здесь несравнимо меньше вражды и столкновений, происходящих на почве религиозных различий. Это, по всей видимости, обусловлено не только демократической культурой, но и секуляризированностью общества, отодвинувшей на второй план религиозно-конфессиональные вопросы и отдающей приоритетное значение отношениям и сферам деятельности светского характера. В этом контексте между людьми с различными религиозно-конфессиональными взглядами и ценностями стерты существовавшие некогда психологические барьеры. Четкое отделение государства от церкви, взаимное невмешательство в дела друг друга, становление гражданского общества, нацеленные на решение общих проблем совместные усилия в светских обществах отодвинули на второй план религиозно-конфессиональные различия между отдельными людьми и группами.

Позитивные механизмы нацелены на внедрение и обеспечение в обществах религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей. В этом контексте важное значение имеет подчеркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру (школа, СМИ и пр.), что становится основой не только для религиозной толерантности, но и для общественной солидарности и консолидации. Подчеркивание общностей имеет место в религиозной, национальной и государственно-гражданской плоскостях.

1. В религиозной плоскости подчеркивание общностей предполагает несколько аспектов. Важно подчеркнуть, что:

  • все религии (христианство, ислам, буддизм и т.д.) имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Наконец, различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость – абсолютно разные явления и понятия. А различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно.
  • идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. В этом плане, хотя «любая религиозная традиция претендует на свою исключительность и превосходство (или, по крайней мере, предполагает их)», тем не менее, «потенциал толерантности содержится во всех известных религиозных системах человечества».
  • общность между различными конфессиями в рамках одной и той же религии заключается в самой религии и вере. Лучшим примером в этом вопросе является армянская община Сирии, три конфессиональных пласта которой (армяне-католики, армяне-протестанты и адепты Апостольской церкви) взаимоинтегрированы и составляют одно единое, сплоченное целое – сирийскую армянскую общину. Основанная на религиозной терпимости интеграция и солидарность настолько углубились, что, к примеру, в евангелические церкви Сирии ходят также адепты Апостольской церкви. По словам духовных предводителей армянской евангелической общины Сирии, главное – христианская вера, конфессия же (конфессиональные отличия) имеют второстепенное значение.

2. В национальной плоскости подчеркивание общностей различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае подчеркивается, что «…конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство нужно искать в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых должен быть национализм в своем высоком смысле этого слова». Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов у них укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации.

3. В государственно-гражданской плоскости подчеркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным нациям. То есть, в этом случае подчеркивание общностей в этнической плоскости не действует. Вместо этого подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам внушается идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами (социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр.), имеют общие интересы и требования и, следовательно, общие задачи, что является не менее важной предпосылкой для обеспечения общественной солидарности и пресечения раздоров и бедствий в обществах на религиозно-конфессиональной почве.

6. Заключение

Анализ литературы свидетельствует об определенной напряженности в межнациональных отношениях, особенно в молодежной среде. Прослеживается тенденция двойных стандартов в отношениях к представителям других национальностей.

Данным исследованием выявлены особенности религиозной толерантности среди молодых людей. Такое состояние вещей, которое наблюдается, требует проведения мероприятий по развитию религиозной толерантности как признания, принятия, понимания человеком человека другой веры. Существует необходимость в разработке программы работы с молодежью с учетом основных факторов, способствующих формированию толерантности, а также возрастных особенностей обучающихся. Которая бы состояла из общих блоков, направленных на самопознание и поиск идентичности, и специализированных блоков, направленных непосредственно на работу с религиозными установками.

7. Литература

Толерантность в христианстве

Толерантность (веротерпимость) является добродетелью в христианстве. Во время Своего служения Иисус много раз демонстрировал это различными способами. Ученики Иисуса хотели остановить тех, кто исцелял Его именем, но несмотря на то, что эти люди не были частью «Его» группы, Иисус запретил им делать это (Евангелие от Луки 9:50, Марка 9:40). Когда один из иудейских лидеров, считавших себя праведным, решил бросить камень в женщину, уличенную в прелюбодеянии, Иисус обличил его и остальных в поспешном суде (Евангелие от Иоанна 8:1-11). Иисус постоянно проводил время с «грешниками и сборщиками налогов». Иисус очень дружественно отнесся к самаритянке, с которыми иудеи даже не общались (Евангелие от Иоанна 4:1-42). Иисус точно общался бы с гомосексуалистами, пьяными и да, даже с мусульманами, если бы Он сегодня жил с нами.

Он точно был толерантным со многими людьми и чувствовал себя свободно общаться со всеми. Но, несмотря на то, что Он по-доброму относился к грешникам, нищим, обездоленным и т.д., Он никогда не был толерантным или терпимым ко греху! Для нас, как для христиан, это очень тонкая грань, которую порой сложно найти. Трудно бывает найти баланс в этом вопросе. Нам нужно быть гостеприимными, принимающими и любящими, как Иисус, по отношению к гомосексуалистам, например, но в то же самое время нам нужно призывать их не принимать участие в сексуальных грехах. Нам нужно любить, уважать и даже ценить мусульман, индусов, буддистов и атеистов, но в то же самое время, насколько это от нас зависит, влиять на них, призывая их пересмотреть свою ложную веру и стать христианами.

Теперь давайте поговорим о других религиях. Как и с грехом, мы не «терпимы» по отношению к другим религиям, но мы уважаем искренность тех, кто относится к ним. Мы должны искать общее основание. Мы должны относиться к ним, как хотим, чтобы они относились к нам. Что мы НЕ должны делать, так это говорить, что это здорово, что они и дальше будут оставаться в ложной религии. Тем не менее если мы начинаем наши отношения именно с противоречий, то никогда не призовем их к изменениям. Давайте еще раз вспомним случай с женщиной, уличенной в прелюбодеянии. Если бы Иисус не был толерантным с ней, то у нее никогда больше не было бы шанса покаяться и перестать грешить.

Нам нужно быть толерантными по отношению к другим религиям, в том смысле, что нам надо уважать и ценить доброе и хорошее. Нам необходимо начинать с общего основания, а затем двигаться по направлению к различиям, призывая людей к истине. Но если мы начинаем с того, что осуждаем людей, то подобные диалоги никогда не будут успешны. Нам никогда не надо вести себя подобным образом — быть нетерпимыми. Отсутствие толерантности и веротерпимости показывает высокомерие и отсутствие любви. Нам необходимо быть веротерпимыми и объяснять/призывать людей к покаянию, не забывая о терпении, любви и добром отношении. Очевидно, что это очень тонкая грань, на которой трудно балансировать, но нам важно научиться этому, если мы хотим подражать Христу. Иисус — наш пример для подражания, и мы должны учиться у Него этому качеству, если хотим призвать людей к покаянию.

В случае с фарисеями выглядит так, что Иисус скорее призывал их покаяться в грехах, нежели был толерантен с ними. Но это было по причине их лицемерия и неискренности. Если мы толерантны по отношению к атеисту или мусульманину, имеется в виду, что мы ценим то добро, что они делают, и мы слушаем их и пытаемся найти общее основание. Тем не менее если мы обнаружим, что все их добрые дела лицемерны, что это лишь прикрытие, чтобы не слушать истину, тогда, возможно, это хорошее время для того, чтобы начать говорить о различиях и покаянии. Но наша первая реакция должна выражаться в доброте, принятии и эмпатии.

Можем ли мы сказать, что Иисус Христос был толерантным по отношению к другим религиям? Нет. Мы также не можем сказать, что он был толерантен ко греху. Что мы можем сказать, так это то, что Он был толерантен по отношению к людям, которые относили себя к другим религиям. Как Он был толерантен по отношению к людям, которые находились во грехе. Мы можем быть толерантны по отношению к людям без «толерантности» по отношению к их ложной вере или деяниям. Быть толерантным в плане религии означает быть готовым к диалогу, к рассказу о своей вере с терпением, уважением и добротой. Это означает, что мы готовы искать общее основание там, где оно есть. Это не значит идти на компромиссы. Это значит любить.

Джон Окс

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих

Толерантность и православие

В проповедях Иоанна Крестителя не было агрессии, однако, фарисеи прямо были названы порождением ехидны и лицемерами, ведь они пришли принять крещение не по убеждению, а чтобы убежать от гнева Божьего. Иисус, придя в храм и увидев торгующих в нем, был совсем не толерантным, когда бичом выгонял менял и торгашей.

Иисус выгоняет торговцев из храма Божьего

Истина остается истиной, терпимое отношение к греху не освобождает от ответственности как того, кто грешит, так и того, кто толерантен. Нельзя путать терпимость и миролюбие с беспринципностью.

Православие.Ru

Слово толерантность (от латинского tolerantia – терпение, терпеливость, принятие) стало чрезвычайно популярным в последнее время. Нас все время призывают быть толерантными и терпимыми. И возникает соблазн спутать, смешать терпимость с терпеливостью и терпением, а ведь терпение – одна их христианских добродетелей. Как не попасть в эту ловушку? Где граница между терпением и терпимостью, между терпимостью и толерантностью? Надо ли быть толерантными к иному мнению, к другой расе, к противоположному полу? И не приводит ли толерантность и терпимость к предательству – своих убеждений, прежде всего? Когда надо быть нетерпимыми? Отвечают пастыри Русской Церкви.

Быть нетерпимыми, прежде всего, к своим грехам

Игумен Лука (Степанов):

– Толерантность – слово мутное. Не хочу повторяться, пускаясь в изъяснения его гниловатой этимологии. А если вопрос – о терпимости, доводящей до предательства, то это, прежде всего, терпимость к своей собственной неисправности пред Господом, освобождающая человека от чувства долга всеусердно сопротивляться всякому греху или неопустительно оплакивать любую его победу над нами.

Иеромонах Иларион (Резниченко):

– Думаю, тут у каждого своя граница. Это – и к сожалению, и к счастью. С одной стороны, есть люди крайне нетерпимые, принципиальные к тому, что того заслуживает: развлечения, телевидение, пресса, привычки и т.д. И хорошо, когда человек так принципиален в отношении самого себя, – это похвально.

Очевидно, что если граница тут расплывчата, то перед нами предстает другой тип человека: он себя любит, все позволяет, все «кушает» с телеэкрана, из газет, не имеет своего мнения, не утруждает себя мышлением – то есть он все приемлет, на все согласен, ко всему терпим. Это тупиковый путь. Вот здесь можно назвать такую терпимость предательством – прежде всего Бога и самого себя. Именно в таких, личных вопросах зарождается отношение человека к окружающей действительности. Поэтому тут могут зародиться или твои принципы, или твоя мягкотелость. Но такое предательство не очень-то заметно самой жертве. Это что касается внутренней жизни человека.

Есть и иное измерение, общественное, когда ты должен проявить себя в той ситуации, где тебе она кажется неприемлемой. Например, вы видите, как в магазине мать или отец начинают истошно орать на ребенка или бить его. Правильно здесь все-таки тактично обратить внимание на ситуацию, чем промолчать. Если тут смалодушничать – это предательство, проявление малодушия.

Ответ один: «Я с Богом, и даже до смерти»

Протоиерей Сергий Правдолюбов

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

– Я знаю два объяснения слова «толерантность», но не буду сейчас об этом говорить. Удивлюсь только, зачем такие слова употреблять. Нет в них точности, нет в них одинакового прочтения и понимания. Слово «толерантность» переосмыслено в русском контексте и дает довольно смешные, уродливые и чудные значения.

Бывает спокойствие и выдержка, и неопровержение другого мнения, и восприятие как равного другого человека – другой расы или противоположного пола… Но при чем тут толерантность? Я лично протестую!

Не знаю точного происхождения слова «толерантность», то ли оно от фамилии Талейран – был такой министр-приспособленец во Франции, то ли от какого-то другого…

Хочу напомнить, что во Франции до сих пор существует штраф за употребление слов с английскими корнями и/или американского происхождения. Так зачем же они нам?!

Поэтому я буду говорить не о толерантности, а о добром, и нормальном, и спокойном отношении к другому мнению, к другой расе, к противоположному полу. И то, и другое, и третье существует в рамках православного христианского учения, евангельского отношения, и поэтому здесь нет никакого противоречия.

Отношения к другому полу толерантностью не могу объяснить. Я не думаю, что нормой является вражда одного пола с другим. Разделение на пол идет от Бога. Это Божие повеление, Божие благословение и Божие устройство. Господь так повелел, а мы… Мало ли что нам в голову взбредет! Надо относиться к человеку другого пола как к человеку, как к ближнему. И относиться так, как в Евангелии написано, без всякой непонятной толерантности, которую не принимаю душой.

Когда толерантность и предательство идут рядом? А вот тут, простите, у вас к личности человеческой должна быть постоянная осторожность, чтобы твое доброе отношение к другому не стало дружеским к вражде против Бога – дружеским и любвеобильным тогда, когда против Бога идут. В таких случаях нужно твердо и совершенно определенно говорить: «Этого я не могу». Я могу быть добрым, могу быть корректным, могу быть относительно того или другого вопроса сдержанным и не восставать против, но если дело касается Бога или Божественного устройства мира, то тут добрым я быть не могу. А если это переходит границы возможного, то моя доброта становится больше чем предательством! Если тебя спросят: «Ты с кем: с Богом или с атеистами?» – «Я с Богом, и даже до смерти». Так что доброе отношение и предательство могут идти рядом.

Да, доброе отношение Господь даже к врагам благословил, более того – благословил относиться к врагам с любовью. Но это вовсе не значит, что мы должны и поступать, как враги Бога. Тут нет ничего затруднительного, всё очень просто и очень просто решается в обычной жизни. И мы разрешали этот вопрос многие годы в недавнем нашем прошлом, никогда не предавали и не отрекались от Бога и не принимали ценности, которые враждуют с религией, с Богом и с Церковью.

Мы никогда не примем пропаганду греха

Протоиерей Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов:

– На мой взгляд, нужно отличать толерантность (хотя слово «толерантность» из какого-то «птичьего языка», но все мы понимаем, что стоит за ним) от соглашательства с грехом. Терпимость, в хорошем смысле слова, в том числе и веротерпимость, – это наше понимание того, что человек, придерживающийся иных, чем мы, взглядов, будет в этих взглядах коснеть. И если мы попытаемся его насильно и грубо от этих взглядов отвратить, то никакого положительного результата не получим, более того – результат будет прямо противоположный. Это касается не только вероучительных заблуждений, но и нравственной жизни человека, его мировоззрения. При попытках перешибить плетью обух ничего хорошего не выходит. Действовать нужно больше убеждением, примером и побуждением.

Но это не означает, что мы должны не замечать, как очевидным образом – жизнью и особенно соединением жизни и публичного призыва – пропагандируется грех. И вот тут делать вид, что мы ничего не замечаем, поддерживать с такими людьми отношения ради выгод, которые наше общение с ними может принести, стараться избегать проблем и конфликтов – это самое настоящее предательство – предательство молчанием.

Терпимо относиться к другому, чтобы спасти его

Протоиерей Олег Стеняев

Протоиерей Олег Стеняев:

– Толерантность – это терпимое отношение к чему-либо. Когда мы общаемся с людьми, которые не исповедуют христианство, мы можем проявить терпимое отношение к ним, исходя, прежде всего, из того, что они пребывают в неведении. «Они не ведают, что творят», как говорил Христос. Но если при нашей терпимости человек остается в таком же неведении, как и прежде, то мы его, можно сказать, слегка подставили. Если же мы с пониманием снисходим до уровня такого человека, чтобы потом его поднять, – это другое дело. Правда, тут важно самим не остаться на этом низшем уровне. Проблема западных миссионерских структур как раз в этом. В свое время католики и протестанты активно использовали такую стратегию: спустись на уровень простых людей, чтобы им потом подняться до нашего уровня; но, спустившись на низший уровень, они на этом уровне и остались: принялись говорить на языке мирских людей, рассуждать в их категориях, а результатом стал не прогресс, а регресс. Тут кроется большая опасность. Если Христос сходит во ад, Он сходит туда для того, чтобы опустошить ад и вывести души из ада в рай.

Толерантностью прикрывают равнодушие и безыдейность

Священник Валерий Духанин:

– Толерантность как явление возникла не так давно. Само слово вроде бы не такое плохое, означает терпимость. Терпимости, и правда, многим из нас не хватает: терпимости к иной культуре, к иному мнению. Быть терпимым – значит не осудить другого человека, оставить ему возможность верить и жить так, как он сам изберет.

Но сегодня толерантность стала означать размытие ценностей, утрату своей идентичности. Толерантность прикрывает собой, во-первых, личную безыдейность и пустоту, а во-вторых, часто служит оправданием всевозможных извращений и нетрадиционности. В религиозном смысле толерантность выражается в тезисе: все религии равны, и какую ни возьми, она хороша. Как однажды выразился Будда: истин столько, сколько опавших с дерева листьев. Иными словами, верь, как хочешь, ибо всякий раз ты окажешься прав. И это уже страшное обольщение, потому что «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11: 14), он способен за истину выдавать любое ее искажение.

Когда-то я прочитал в одном из патериковых сказаний, как некий молодой инок шел из обители с каким-то поручением и по пути разговорился с иудеем. Тот выразил сомнение в Божественности Иисуса Христа, а инок из мнимой вежливости сказал примерно так: «Может быть, ты и прав, но Иисус Христос сделал много доброго». Когда он вернулся в обитель, старец прозрел, что инок лишился благодати Святого Духа.

Согласие с позицией, заведомо лживой, согласие с искажением истины – это предательство.

А самый лучший ответ на поставленный вопрос уже дан преподобным Феодосием Печерским. В своем знаменитом «Завещании князю Изяславу» он писал: если мы видим человека нуждающегося, то, какой бы веры он ни был, каких бы взглядов ни придерживался, мы должны накормить его и напоить, помочь всем, чем только возможно; но говорящему: «И ваша, и наша вера – от Бога» – преподобный Феодосий советует ответить так: «Кривовер, или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь, что говорит Писание: »Един Бог, едина вера, едино крещение” (Еф. 4: 5)?» Есть у преподобного Феодосия и такие слова – я запомнил их на всю жизнь: «Кто хвалит чужую веру, тот все равно что свою хулит». Вот, собственно, где толерантность совпадает с предательством.

Опасность толерантности в том, что она подменяет верность Христу мнимым уважением к различным религиозным традициям. Христос воспринимается лишь как один из многих выразителей истины. В таком случае истины нет вообще, каждый себе ее сам придумывает. Ясно, что с такими мыслями невозможно хранить верность Христу. Надо бы держаться подальше от такой толерантности.

Уважать носителя иных взглядов – но не соглашаться с искажением истины

Священник Александр Сатомский:

– Никогда толерантность и предательство не идут вместе. Толерантность есть не что иное, как признание того факта, что человек может быть другим, отличным от меня во всем или многом. И такое принятие другого вовсе не означает соглашательства с человеком и его позицией. Я могу быть сколь угодно толерантен к инаковерующим, но это абсолютно не означает, что я с ними согласен.

Диакон Владимир Василик

Диакон Владимир Василик:

– Мне вспоминаются слова преподобного Максима Исповедника: «Блажен человек, который всякого равно любить может». В любви становятся все равны и едины: нет ни иудея, ни эллина, ни мужеска пола, ни женского, но везде во всех Христос (ср.: Кол. 3: 11), потому что Христос исходит из души любящего человека.

И я могу уважать носителя других взглядов, например мусульманина. Я могу уважать то лучшее, что есть в его традициях: что он почитает единого Бога, что у него есть понятие о добре и зле, что его религия запрещает ему убивать детей и велит почитать стариков, трудиться и раздавать милостыню. Более того, это я не только могу, но и должен уважать.

Но я не могу уважать мусульманские представления о Христе, потому что они ложные. Когда мусульмане считают, что Христа никто не распинал, а на кресте был либо призрак, либо, прости Господи, Симон Киринеянин, – это богохульство, которое я не имею права уважать. Я не могу уважать мусульманские представления о рае, потому что там происходит массовый блуд с гуриями. А нам во Христе открыто иное представление о рае: в раю «не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах» (Мф. 22: 30).

Я могу уважать буддиста как доброго человека, могу уважать его представление об аскезе, о добре и зле, о милостыне. Но я не могу уважать буддизм, потому что это религия небытия. Когда Будду спросили, есть ли Бог, он широко и загадочно улыбнулся во все 32 зуба и нечего не ответил. А человеческие жертвоприношения в тантрическом буддизме и флейты из человеческих костей?! Если я скажу, что я это уважаю, то я становлюсь предателем. Именно предателем.

Я могу уважать католиков за их подвижничество, могу уважать в католической вере те догматы и каноны, те представления о нравственности, которые не расходятся с православными. Но я не могу уважать католическое учение о чистилище, потому что оно ложно. Я не могу уважать учение католиков о Римском папе как о непогрешимом авторитете по особенному наитию Божию и особенной помощи апостола Петра. Мне и миллионам людей противен любой папизм – безразлично, восточный или западный, ибо я считаю, что ни Патриарх, ни Папа не может быть выше Собора. Не может один человек определять бытие всей Вселенской Церкви!

Вопрос по поводу другого пола кажется странным. Почему нам не воспринимать разделение на пол как данность? «Сотворил Бог человека, мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27). Предательством же тут является нарушение наших обетов – брачных или монашеских.

Вообще толерантность по сути своей означает омертвение организма, ибо это невосприимчивость к боли того или иного его участка. А что для организма смерть, понятно каждому. Все разговоры о толерантности ведутся для того, чтобы убить нашу веру, наше упование, нашу идентичность. И всякий раз, когда в результате толерантности предается истина, это иудин грех.

Терпимые грехи

Гуманные принципы современного общества основаны на лжи дьявола. Многие грехи, такие как раздражение, крик, неуважение родителей, сплетни и другие оправдываются плохим характером, воспитанием в неполной семье, но хотя грех остается грехом, но в современном мире к нему стали относиться либерально даже в церкви.

Гражданский брак

Дьявол посягнул на святое святых — семью, она является таковой после венчания в храме или росписи в ЗАГСе.

Важно! Нет в православии понятия гражданский брак, это блуд и нарушение заповедей Божьих. Никакие постулаты о свободе любви и оковах брака не приняты в христианстве.

О какой свободе, от кого и чего говорится при рассмотрении союза двух любящих людей? Какие цепи могут быть в венчанном браке, при благословении Бога, церкви и близких?

Православная церковь негативно относится к сожительству и гражданскому браку

Толерантное отношение к незаконным семейным отношениям равнозначно участию в преступлении. Бог наказывает через псалом Давида не ходить в собрания нечестивых, то есть не поддерживать людей, нарушающих христианскую мораль.

В данном случае толерантность — наплевательское отношение к законам Церкви и потакание распутству.

Экстрасенсы и бабки

Библия четко говорит, что гадатели не войдут в Царство Божье(1 Кор. 6:9), но почему СМИ пестрят объявлениями о снятии порчи, приворотах, исцелении? Спрос рождает предложения, и это в исконно христианской стране, где основная масса населения считает себя православными.

Лояльные к чародеям люди, пользующиеся их услугами, понесут такое же наказание, как и посланники сатаны. Ибо, экстрасенсы и гадатели стоят на одной ступени с прелюбодеями, убийцами и идолослужителями.

Важно! Православие не только не одобряет всякого вида гадания, но и предупреждает, что наказанием для таких людей будет проклятие всего рода до четвертого поколения.

Либерализм в отношении к гомосексуалам

Гомосексуализм является грехом, а не болезнью и отклонением в природе, как это преподносят западные СМИ. Господь не создал людей однополыми по причине того, что главная задача первых людей и остального человечества состояла в том, что плодиться и размножаться во славу Всевышнего.

Из-за скотского поведения, потакания низменным страстям города Содом и Гоморра были сожжены огненной серой, там не нашлось и десяти праведников. Задумайтесь, ведь изначально это были города, в которых поклонялись Богу, упал один грешник, потом второй, а общество оставалось толерантным к их грехам, пока болото похоти не захватило всех жителей.

Ныне модно оправдывать сексуальные отклонения, хотя до недавнего времени это было грехом в глазах Церкви и преступлением по законам общества, за гомосексуализм изгоняли из храмов и сажали в тюрьму.

Отношение церкви к гомосексуализму крайне негативное

Гей-парады привлекают тысячи людей. Полиция многих стран, которая содержится на деньги налогоплательщиков, охраняет грешников, молчаливые наблюдатели смеются, некоторые очень лояльны к проявлению извращенцев, пленивших сцену.

Нельзя забывать, что просвещенное общество Помпеи было в одно мгновение накрыто огненной лавой вулкана. Иоанн Златоуст на основании завета Иисуса о том, что врагом надо любить, призывает проклинать и обличать все нечестивые действия, но при этом молиться о грешных людях, чтобы они познали свет спасения.

В послании евангелиста Матвея (Матв. 13:24-30) говорится о разделении пшеницы и плевел, так и мы должны ненавидеть сходки еретиков и извращенцев, но при этом нельзя посягать на их жизнь. Церковь считает толерантность в отношении секс-меншинств еретическим течением.

Современные извращенцы сделали непотребное половое поведение нормой жизни, для них традиционные отношения становятся ущербными, поэтому среди христиан не может быть либерализма в отношении к ним. Святые отцы однозначно высказывались об отношении Церкви к мужеложству (лесбиянству) и совокуплению со скотом.

Святой Василий требовал на таковых накладывать епитимью на 15 лет, из них грешник:

  • четыре года кается в слезах;
  • затем 5 лет слушает слово Божье;
  • четыре года находится на заднем дворе храма;
  • два года допускается в храм без причащения.

Это закон и наказание, в котором нет адвокатов.

Толерантность захлестнула общество, но суд Божий никто не в силе отменить. Страшные природные катаклизмы накрывают землю, но люди не спешат меняться. Все надеются, что чаша гнева Господнего минет его. Не минет. «Бог поругаем не бывает». (Гал 6:7)

Многие партии в современной России проповедуют толерантное отношение к греху, но христиане должны оставаться верными учению Христа.

Важно! Для православных верующих во главе угла должен стоять страх Божий и понимание ответственности, особенно это касается людей, которые принимают законы современного общества. Религиозность и толерантность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *