О стахий

Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия,

17 января нов.ст. (4 января ст.ст.)

Святые апостолы от 70-ти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий (I)

  • Тропарь апостолам Тропарь, глас 3:
  • Апостоли святии, молите милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.
  • Кондак, глас 8:
  • Яко священная сокровища Всесвятаго Духа, и Солнца Славы сияния, по долгу воспоим мудрыя апостолы: Апеллия, Урвана же и Аристовула, Амплия, Наркисса и Стахия: яже благодать Собра Бога нашего.
  • Величание
  • Величаем вас, святии апостоли, Стахие, Амплие, Урване, Наркиссе, Апеллие и Аристовуле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

Святой апостол Андрей Первозванный рукоположил Стахия в сан епископа Византийского, где он и святительствовал шестнадцать лет, ревностно проповедуя Евангелие Христово и обращая язычников к истинной вере. Святой Амплий был епископом в городе Диосполе; святой Урван – в Македонии. Святительствовали они также с благословения святого апостола Андрея. За проповедь Евангелия были преданы мученической смерти иудеями и эллинами-язычниками. Святой Наркисс был святителем в городе Афинах. Святой Апеллий святительствовал в Ираклии. О святом Аристовуле сведения помещены 16 марта.

Собор св. 70-ти апостолов.

Святой апостол Стахий

Св. апостол Стахий упоминается св. ап. Павлом между римскими христианами и называется «возлюбленным». «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» (Римл. XVI, 9.). Из этого заключают, что Стахий был учеником апостола Павла, и, вероятно, им был обращен ко Христу. Но никаких достоверных известий о св. Стахии в новозаветных книгах кроме имени не сохранилось.

По церковному преданию (Дорофей, Ипполит и др.), св. Стахий был поставлен, св. апостолом Андреем Первозванным во епископа в Византии (впоследствии Константинополь, или Царьград), в Аргирополе (одно из предместий греческой столицы). В Синаксаре святогорца Никодима о св. Стахии сказано: «Стахий был первый епископ Византии, поставленный Андреем Первозванным.

Он устроил церковь в Аргирополе (часть Константинополя, ныне Фундуклея) и там учил свою паству и собрал множество христиан. Потрудясь 16 лет в апостольских трудах, он скончался о Господе» (31 октября). Такие же сведения о св. Стахии находятся под 31 числом октября у св. Димитрия Ростовского и великих Четьи Минеях Московского митрополита Макария. В сказании о 70 апостолах, приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому о св. Стахии сказано: «Стахий, его же апостол в римской епистолии поминает Андрей апостол Понтское море преплыв и дошед до Агрикополя, епископа его в Византии устрои».

В Послании патриархов Восточно-Кафолической церкви о православной вере в 10 члене о церкви сказано: «Св. Иоанн Дамаскин в 4-м своем письме к Африканцам говорит, что церковь вселенская вообще вверена была епископам, что преемниками Петра признаются в Риме Климент (первый епископ), в Антиохии Еводий, в Александрии Марк; что св. Андрей поставил на престоле Константинопольском Стахия; в великом же святом граде Иерусалиме Господь поставил епископом Иакова…» (Константинопольский собор в 1723 г. при патриархе Иеремии, см. Христианское Чтение, 1838, ч. I, стр. 75).

В службе св. Стахию, (31 октября) также говорится, что он был первым епископом Византии (Константинополя): «Ведший тя Андрей Византии постави тя епископа, иже тамо верно плавающыя, Стахие священнейше, управляющаго к пристанищем тихим, божественною благодатию» (2-й стих, 5-й песни канона, 31 октября).1

В службе св. Стахий называется «божественным иерархом». О роде смерти св. Стахия нет определенных сведений. В Синаксаре Никодима в двустишии к кратким сведениям о св. Стахии сказано, что он, как клас (имя Стахий означает колос) был поражен серпом. В великих Четьи Минеях Макария эти слова греч. Синаксаря переведены так: «Стахие серпом скончаваем, яко и клас, от сего жития бывает пожат».

У Никодима сказано, что мощи св. ап. Стахия были обретены в Аргирополе (Фyндyклии) близ Византии, при погребении тела священномученика Адриана, епископа Византийского, пострадавшего при Ликинии (Синаксарь, август, 281 стр.). По месяцеслову Императора Василия мощи св. Стахия вместе с другими (?) апостолами были принесены и помещены в Пигах (источники).

Русский паломник Антоний, бывший в Константинополе в 1200 г. говорит: «и есть церковь и в ней 7 апостолов, и та церковь прежде Царьграда поставлена Стахием, первым епископом Византии. Память св. Стахия в Правлавной церкви совершается 31 октября вместе с другими апостолами (Амплием, Урваном, Апеллием, Наркиссом, Аристовулом, и в соборе св. 70 апостолов 4 января У католиков память св. ап. Стахия также 31 октября.

Примечания

1. В житии св. ап. Филиппа (14 ноября) упоминается некий Стахий. Он 40 лет был слепым. Св. ап. Филипп и Варфоломей встретили его в Иераполе (во Фригии) и, вероятно, он (Стахий) был родом из этого города. Св. апостолы возвратили ему зрение и он прозрел.

Весть об исцелении слепого Стахия разнеслась по всему городу и многие больные притекали к апостолам и получали от них исцеление, вследствие чего множество крестилось и апостолы устроили в Иераполе церковь и поставили в ней епископом Стахия. Этого Стахия некоторые смешивали с ап. Стахием, но, очевидно, что это был другой — епископ Стахий.

Святой апостол Амплий

Имя св. ап. Амплия, как и св. Стахия, упоминается только однажды в Новом Завете и именно в послании к Римлянам (XVI, 8): «целуйте (приветствуйте) возлюбленного моего (Амплия) о Господе». Изъясняя эти слова, св. Иоанн Златоуст пишет: «Апостол обращает в похвалу любовь свою, потому что Павлова любовь была любовь для Бога и заключала в себе бесчисленные блага. Ежели за великое почитается заслужить любовь царя, то какая похвала быть возлюбленным Павла!

Кто не обладал многими добродетелями, тот не привлек бы его любви к себе. Апостол живущих худо и беззаконно не только не любил, но даже предавал проклятию». (30 беседа на послание к Римлянам). Но кто был Амплий совершенно неизвестно. Видно, что он принадлежал к римской христианской церкви, отличался между членами оной особенными добродетелями, трудился над распространением евангельского учения в столице тогдашней всемерной Империи. Вероятно, сам Амплий ко Христу обращен был ап. Павлом и, как видно, был из любимых его учеников.

Некоторые думают, что он принадлежал к рабам Императорского двора в Риме (был от «Кесарева дома» Филипп. IV 22) и был умерщвлен при Нероне после пожара (в 64 г. Фаррар На заре христианства, 105, 525 стр.). Скудны о св. Амплии и церковные предания. В Синаксаре Никодима под 31 октября об Амплии и Урбане замечено, что они были епископами и посвящены ап. Андреем Первозванным: «Амплий в Одиссополь, а Урбан в Македонию».

В статье, И. И. Малышевского, профессора Киевской академии («Спутники ап. Андрея», между его учениками и спутниками не встречено имени Амплия, а есть Аппиан (Труды Киев. акад. декабрь, 1889). Не разумеется ли под этим именем св. Амплий? В Синаксаре, изданном в Щево-Печерской Лавре в 1874, при перечислении св. 70 апостолов, Амплий назван Амфиатом («Амплий иначе Амфиат»), но почему не сказано.

В упомянутом Синаксаре (под 31 октября) сказано: «Амплий и Урбан от св. ап. Андрея Первозванного епископами поставлены, Амплий в Одиссе, нижней Мизии, Урбан же в одном из городов Македонии, и понеже Христа проповедающе, идолы потребляху, от Иудей и Еллинов побиени бывши» (74 ст.). В полном месяцеслове Востока архиепископа Сергия, (в примечании к 4 числу января) сказано, что Амплий, епископ Одиссы — Македонской, но Одисса не в Македонии, а в Мизии, ныне г. Варна.

В Библейск. Словаре протоиерея П. Солярского о Св. Амплии замечено, что он, по преданию, «был епископом в Диосполе, что в Вифинии, при Черном море» (т. I, стр. 98). В Четьи Минеях св. Димитрия под 4 числом января: «(Амплий) бысть епископ, проповедуя Христа в Диосполе, и во Одиссе граде, и тамо от еллинов убиен бысть».

(В сказании о 70 апостолах А. С., 1900 г. стр. 282 — сказано: «умерщвлен в городе Одиссе (?) язычниками…» В службе св. апостолам — 4 января св. Амплий называется «божественным иерархом, яко воистину сущим служителем Слова, паче (выше) ума» (1-й песнь канона), что он (Амплий) «крепостью божественнаго духа укрепляем, живущыя во тме сынами света показал и сладкою солию учения очистил гнилость лести» (4 января, канон 31 октября).

Память св. ап. Амплия в православной церкви совершается 31 октября вместе с Стахием, Апеллием, Урбаном и Наркиссом, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. У католиков св. Амплий (Ampletus) вместе с Урбаном и Наркиссом воспоминаются 31 октября (подробнее см. apxиеп. Димитрий. Собор св. 70 апостолов, вып. 1-й, стр. 30—34 стр.).

Святой апостол Урван

Св. апостол Урван (Урбан), как и Епенет, Андроник, упоминаются ап. Павлом в Послании к Римлянам (XVI, 8—9): «приветствуйте Урвана, сотрудника нашего во Христе», и болee о св. Урване ничего неизвестно; как о тех, так и о сем апостоле можно сказать, что он принадлежал к выдающимся членам христианской церкви в Риме, что он содействовал св. Павлу в распространенна евангельского учения среди язычников, за что назван сотрудником (споспешником) о Господe; может быть, как называет имя его (Urbanus) был римлянин (язычник), житель города.

Вероятно, св. Урван ко Христу был обращен ап. Павлом и трудился с ним в благовестии во время последнего его путешествия. Церковные предания и при том позднейшего времени немного доставляют об ап. Урбане сведений. В Четьи Минеях св. Димитрия Ростовского о св. Урване под 4 числом января сказано:

«Урван святый, его в той же (т. е. Римской) епистолии Павел святый воспоминает, глаголя: целуйте Урвана споспешника нашего о Господе, бысть епископ в Македонии». (44 л.); а под 31-м октября тот же святитель пишет об Амплии и Урбане (вместе): «Амплий же и Урван, и тии (как Епенет, Стахий) епископи быша, от того же св. Андрея поставлени, Амплий в Диосполисе, Урван же в Македонии.

Проповедающи же Христа, и идолы потребляющи, воздвигоша на ся иудеи и еллины, от тех побиени быша, венец мученический себе соплетоша (л. 109). Таковы же сведения о св. Урване и в Греческих Минеях (Синаксарь Никодима святогорца; Октября 31; 208 стр.).

В Великих Четьи Минеях митрополита Макария об Урване сказано: «и Урван (как и другие, прославляемые св. церковью 31 октября) в той же град (Диосполис) пришед, учаше веровати во Христа и той (Урван) во един день… скончася» (Октябрь 2051 стр.), город Диосполь находился в Палестине, к северо-западу от Иерусалима. Славян. Четьи Минеи, октябрь, 637).

В г. Тарсе, в Киликии, па родине св. ап. Павла, был епископом Урван и поставлен был самим ап. Павлом (С. Терновский. Очерк из церковной истории и географии. Православный Собеседник, июль, 72 ст.). Едва ли этот Урбан одно лицо с тем, которого ап. Андрей Первозванный поставил во епископа в Диосполь и память которого совершается 31 октября.

В службе св. Апостолам 31 октября св. Урван упоминается несколько раз (8), но, к сожалению, без всяких исторических сведений, называется только наравне с другими «всеблаженным, премудрым» и т. п. В службе св. 70 апостолов 4 января (по особо, составленной книжке, Киев, 1899) св. Урвану посвящен особый стих в 9-й песни следующего содержания: «Божественный Урван, слово жизноточное и благодать врачеваний источив, привлече люди к просвещению Божественного разума, яко подражатель воплотившагося и мир спасшаго» (стр. 33).

В Месяцеслове Императора Василия сказано, что мощи св. апостолов Стахия, Амплия и Урвана принесены (откуда?) и положены в Пигах (πηγαι источники, вероятно, в храм, построенный при источниках) близ Константинополя. Русский паломник Антонии в 1200 г. был в Царьграде и заметил в своем описании путешествия «и есть церковь, а в ней 7 апостолов лежит — Урванова чадь (дружина), а та церковь прежде Царьграда поставлена» (Полный Месяцеслов Востока apxиеп. Серия.

Примечание к 31 октября). Под дружиною Урвана, вероятно, разумеются св. апостолы, память коих православная церковь совершается 31 октября, ныне только шесть: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул. Кто же седьмой? 30 октября память также нескольких апостолов из 70-ти: не подразумевается ли какой (у Антония) апостол, память коего отправляется 30 октября.

Св. Урвану, вместе с вышеупомянутыми апостолами память совершается 31 октября, а также он прославляется в соборе 70 апостолов — 4 января. У католиков память св. Урвана (Урбана) положена также 31 октября.

Святой апостол Наркисс

Ученые (Неандер, Целлер и др.), на том основании, что ему наравне с другими ап. Павел в Послании к Римлянам шлет приветствие, не самому Наркиссу, а его домашним («Целуйте же от Наркиса о Господе» (XVI, 11). Приветствуйте из домашних Наркиса тех, которые в Господе) Предполагают, что Наркисс или Нарцисс был известный любимец Нерона, вольноотпущенник, который, благодаря своему патрону, имел много рабов, среди которых были и христиане, которым ап. Павел посылает свое приветствие. Есть, пожалуй, достаточные к такому предположение основания:

1) посылая им приветствие сущим от (дома) Наркисса, а не самому Наркиссу, подобно, как тоже апостол в послании к Филиппийцам написанном, им в Риме, шлет христианам Филиппийской церкви от дому Кесаря (т. е. Императора, IV, 22);

2) ап. Павел приветствует «сущим от Наркиссова» (его дома) не всех, а только тех, которые веруют в Иисуса Христа, что обозначается словом «о Господе». Как из Кесарева дома некоторые писатели (Дорофей Тирский и др.) сделали собственное имя Кесаря, так и из домашних придворного Наркисса (Нарцисса) образовали новое лицо Наркисс.

Как Кесаря, так и Наркисса те же писатели обратили в апостолов от 70. Имя Наркисс (Нарцисс) было весьма употребительное в век апостольский. В Риме из придворных — вольноотпущенных носили имя Нарцисса, кроме любимца Неронова, также любимец императора Клавдия. Между учениками и спутниками св. апостола известно несколько лиц с этим же именем:

2) Наркисс, спутник Филиппа (апостола из 12-ти), которого он как почтенного и достойного мужа, поставил епископом в одном из городов Греции, (вероятно, в Афинах);

3) Наркисс, домашних коего приветствует ап. Павел; если будет отвергнуто мнение о тожестве этого Наркисса с придворным императора Нерона, то последний Наркисс, приветствуемый ап. Павлом, по греч. Минеям (Синаксарь Никодима) был поставлен ап. Павлом во епископы в Афины. Ап. Андрей также своего спутника поставил во епископы в Патрах (или Афинах).

Таким образом выходит, что все три апостола Андрей, Филипп и Павел поставляют во епископа Наркисса и в одно и то же место: очевидно, что эти три Наркисса могут быть соединены в одно лицо. У архиепископа Сергия (Полный Месяцеслов, Замет. 31 октября) о Нарциссе сказано, что он после ап. Андрея Первозванного, вероятно, продолжал в Патрах проповедническую его деятельность.

В службе св. апостолов, память коих совершается в православной церкви 31 октября несколько раз (8) воспоминается имя Наркисса и называется божественным и всеблаженным учеником Христа, проповедником Пресвятой Троицы, просвещающим сущих во тьме, Христовым апостолом и пр.; во 2-м стихе 6-й песни канона Наркисс называется «председателем (епископом) Афинян».

«Милости водителя Бога проповедал еси, и лести свободил еси, божественный Наркисс, душы благочестивых, великий быв Афинян председатель и насадитель садов красных, богоблаженне». В Восточной церкви св. Наркисс воспоминается 31 октября и 4 января; у католиков память его положена также 31 октября.

Святой апостол Апеллий

Его упоминает ап. Павел в Послании к Римлянам (XVI, 10). «Целуйте Апеллия, искусна о Христе». Преосвященный Феофан, в Толковании сего послания пишет «Апеллия искусна, или искусного, хорошо умеющего и проповедовать веру и утверждать в ней, и защищать ее и вообще все вести дела о Христе Господе; или испытанного, так что на него во всем можно положиться; ибо он делом доказал, что искренно верует, искренно предан делу веры и всем верующим» (Изд. 2, Москва 1890. стр. 399).

«Ничто не равняется с этою похвалою, говорит св. Иоанн Златоуст, — быть неукоризненным и даже не подавать повода к укоризне в делах по Богу. И когда апостол называет Апеллия искусным о Христе, то выражает тем все добродетели (Толков. св. Златоуста на Послание к Римлянам Спб. 1902).

Но кто был Апеллий (или Апеллес)? Его имя упомянуто в Новом Завете только один раз, в Послании к Римлянам, то, думают, что он был членом христианской церкви в Риме и одним из выдающихся, хотя может быть, и незнатного рода. В службе собору св. 70 апостолов 4 января упоминается о нескольких Апеллиях и называется то Апеллием (4 песнь канона; имя Апеллия упоминается в службе 4 раза), то Апеллом (отличным от Аполосса, в 3-м стихе на Господи воззвах в этом стихе упоминаются Апеллий и Аполлос, также и как в 2-м стихе).

В греческих и славянских Минеях этот апостол называется Апеллием, Апеллом, Апслессом. Из разнообразного и главное неоднократного упоминания (особенно в службе 4 января, где большинство из 70 апостолов упомянуты только по одному разу), видно, что Апеллиев было несколько.

В Синаксаре (Греческ. Минеях) Никодим различает двух Апеллиев, одного из них считает просто апостолом, а другого одним из 70 апостолов. «Нужно, — пишет он, — различать двух Апеллиев. Сей (речь идет об апостоле Апеллие, память которого 7 сентября) Апеллий апостол, а другой — Апеллий, бывший епископ во Фракии Ираклийской, воспоминается 31 октября вместе с Стахием, Амплием и др.). Первый Апеллий (10 сентября) был светильником и просветителем (епископом) Смирны и благочестно послужив, отошел ко Христу; а второй Апеллий (31 октября) был епископом Ираклии, и многих приведши ко Христу, имел блаженную кончину».

В русских, более авторитетных месяцесловах, упоминается один только Апеллий (31 октября), а другой предполагаемый 10 сентября называется Аполлосом (Месяцесловы митрополита Евгения, протоиерея Д. Вершинского и др.) В полном Месяцеслове Востока архиепископа Сергия — память св. Апеллия показана 7, 10 сентября и 31 октября и в Заметках к 10 сентября он пишет: Апостолы от 70-ти: Апеллий, Лука и Климент. Алеллий — лицо отличное от Аполлоса (8 декабря) упоминается в послании к Римлянам (XVI), епископствовал в Смирне прежде Поликарпа.

По мнению Никодима, он отличен и от Апеллия, бывшего епископа в Ираклии Фракийской (31 октября). Из вышесказанного видно, что в числe 70 апостолов был один Апеллий, что же касается до второго Апеллия, то это во 1-х смешение по сходству имен Апеллия (Апелла и Апеллеса) с Аполлосом (Аполло, Аполлон), и под 10 числом сентября память не Апеллия, а Аполлоса; во 2-х, если допустить двух Апеллиев, то окажется, что второй из них (празднуемый 10 сентября), был, как и Аполлос епископом в Смирне, так как между епископами Смирны был Аполлос Александриец (8 декабря) а не Апеллий (31 октября).

В Мартилоге Римском под 10 сентября положена память св. Алеллия, Луки и Климента, в Вифинии, а под 22 апреля память св. Апеллия и Луки, бывших из первых учеников Господа, в Смирне. (Подробнее о св. ап. Апеллие и его отличии от Аполлоса см. y архиеп. Димитрия. Собор св. 70 апостолов, вып. 1-й, стр. 63—70).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *