О софроний сахаров

11 июля отошел ко Господу известный подвижник и духовный писатель старец Софроний (Сахаров). Почтим память старца, вспомнив его наставления.

Архимандрит Софроний родился в Москве, в православной купеческой семье, и прожил долгую жизнь, вместившую в себя почти весь XX век с его трагическими событиями, научными открытиями и техническими достижениями. Старец дожил почти до 97 лет и был горящим светильником для всех, кто встретился ему на жизненном пути.

Обер-офицер инженерных войск в Первую мировую войну и талантливый студент Академии художеств, он пережил два ареста ЧК и Лубянку, был успешным художником в Париже, а затем уехал на Афон. Подвизался в русском монастыре святого Пантелеимона, а потом и как отшельник на «страшной» Карулии – в суровом месте подвигов афонских аскетов. Жил в полной нищете, когда сокровищем становилась пустая консервная банка – из нее можно было пить воду.

Архимандрит Софроний (Сахаров) Отец Софроний стал учеником преподобного Силуана Афонского, находился при нем неотлучно с 1930 по 1938 год – до кончины преподобного – и написал книгу «Старец Силуан». Эта книга в кратчайший срок нашла отклик у широкого круга читателей – от новоначальных до ученых-богословов и монашествующих. Также известны его книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть».

В 1959 году старец основал монастырь святого Иоанна Предтечи в юрисдикции Константинопольского Патриархата в графстве Эссекс в Великобритании. Будучи настоятелем этого монастыря, он приобрел известность как выдающийся духовник, стяжавший дар духовного рассуждения. Тысячи людей из разных стран приезжали к нему за духовным советом. Было много случаев исцелений по молитвам старца и при его жизни, и после его смерти.

Почтим память старца, вспомнив его наставления.

Обстоятельства жизни

«В зависимости от того, как человек живет, складываются и внешние обстоятельства его жизни. Иногда по причине наших внутренних ошибок или, наоборот, исправлений изменяются к худшему или лучшему и внешние условия жизни…»

«Прежде чем совершить что-либо, нужно ждать, пока Господь даст на это силы. Например, если у нас есть желание уйти на Святую Гору, но нет сил на этот шаг, то, даже и исполнив его, мы не получим никакой пользы».

«Если Бог ожидает чего-либо от нас, то дает нам энергию, и благодать, и силу на совершение этого».

О семейной жизни

О выборе спутника жизни старец говорил: «Чтобы сделать выбор, необходима молитва. Чтобы сделать правильный выбор и для того, чтобы Бог дал подходящего человека, нужна сильная молитва».

«Благословение и молитва матери играет большую роль в жизни ребенка, поскольку обычно мать молится с болью. А молитва, творимая с болью, имеет особую силу».

«Великое значение имеет тот факт, если в ребенке течет кровь молящихся родителей и если мать молилась, когда ребенок был еще в утробе».

«Когда люди вступают в брак и Бог дарует им детей, они должны прославлять Бога. Если Бог не дает детей, они должны принять этот факт в мире и не удручаться».

Одна женщина спросила старца, каким молоком ей кормить свое дитя: своим или коровьим. Старец ответил: «Кто его родил: вы или корова?».

О пище

«Пища дает энергию телу. Мы нуждаемся в ней, чтобы трудиться и иметь силы для молитвы. У молящихся энергия пищи преобразуется в духовную энергию. У тех, кто молится немного, избыточная энергия пищи преобразуется в страсть и чревоугодие».

Общение с другими людьми

«Если кто искушается при общении с нами, предпочтительнее удаляться от таковых».

«Дерзость часто бывает пожигающим огнем. Поэтому требуется простота, а не дерзость».

«Если хочешь кого-нибудь погубить, скажи ему, что у него прекрасный голос или похвали его за какую-нибудь его добродетель».

«Даже совершенные претерпевают вред, когда слышат похвалу».

«Мы должны уважать свободу другого человека. То, что делается по принуждению, не пребудет ни во времени, ни в вечности».

Благодать Божия

«Когда к нам приходит благодать Божия, мы уже здесь живем в измерении вечности».

«Самое главное в духовной жизни – стремиться получить благодать Святого Духа. Она изменит нашу жизнь (прежде всего внутренне, а не внешне). Мы будем жить в том же доме, в той же обстановке и с теми же людьми, но жизнь наша будет уже другой. Но возможно это только при определенных условиях: если мы будем находить время молиться пламенно, со слезами на глазах. С утра просить благословения Божиего, чтобы молитвенный настрой определил весь наш день».

«Жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна».

О молитве

«Мы сможем полюбить других через молитву о них. Чтобы понять, чем живет другой человек, следует молиться за него от всего сердца. Тогда мы сможем увидеть и его нужды, ища способ, как облегчить их».

«Помыслы, приходящие во время молитвы, выявляют самые сильные из одержащих нас страстей. Затем нам предлежит подвиг и решительная борьба за исцеление от сих страстей. Прежде всего для этого необходимо исповедаться духовному отцу и искать наставления. Так молитва обнаруживает страсти, а покаяние по благодати исцеляет их».

Один брат пожаловался старцу, что плохо понимает книги святых отцов. Старец ответил: «Когда мы читаем сочинение какого-нибудь святого отца, мы должны молиться этому святому отцу, чтобы понять его слово так, как понимал его сам автор».

Мир в сердце

«Лучше предпочесть малый духовный труд, но с миром в сердце, чем стремиться ко многому и потерять сердечный мир».

«Лучше быть духовно на уровень ниже, но с миром в душе, чем выше с треволнениями».

«Простые люди приходят в умиление от малого, и это придает им силу. Но они также жалуются и ропщут от пустяков и легко изматываются ими».

Многословие

«Святые отцы не искали многих слов. Получив единое духовное слово, они уходили в пустыню и жили многие годы, питаясь этим единым словом и стараясь исполнять его. Мы же говорим и слышим многие слова, но ничего не делаем, чтобы их исполнить. Многословие ослабляет духовно».

«Беседуя о вещах, не познанных лично и превосходящих наше разумение, мы воздвигаем перед собой непреодолимую преграду (стену), не позволяющую нам затем пережить это опытно».

Духовное рождение и смерть

«Духовное рождение человека сотрясает весь мир, подобно тому, как сотрясается всё вокруг, когда самолет преодолевает звуковой барьер».

«Человек, идущий к Богу, после упокоения и выхода из своей физической телесной оболочки, подобно запуску космического корабля, взлетит в мощнейшем порыве к Богу. Если человек постоянно стремится к Богу, то и по смерти он, как ракета, понесется к Богу».

«Увлеченная любовью к Богу, покинув тело, душа пойдет к Богу; или, обратное сему: оттолкнувшись от Бога, она двинется «во тьму внешнюю” – к нескончаемым терзаниям противоположного любви состояния».

«Читал я об одном несчастном случае на авиационном заводе. Один инженер испытывал работу одного реактивного мотора. Двигаясь кругом пущенной машины, он, по неосторожности, попал в поток воздуха, который захватил его и, оторвав от земли, понес в направлении мощного двигателя. Ассистент инженера, увидев эту сцену, немедленно остановил мотор. Подбежав к упавшему на пол коллеге, он нашел его мертвым.

Ищущий молитву тоже может быть захвачен ее стремлением и оказаться вырванным из этого мира. Возвратившись, он также бывает «мертв” для страстных интересов и материальных стяжаний: он не будет искать никакой карьеры; он не слишком печалится, будучи отвергаем, и не гордится хвалимый; он забывает о прошлом, не прилепляется к настоящему, не заботится о земном будущем. Новая жизнь, исполненная Света, открылась ему и в нем; детские развлечения, занимающие огромное число людей, перестают интересовать его».

Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семёнович Сахаров, 22 сентября 1896, Москва, Российская империя — 11 июля 1993, Молдон, Эссекс, Англия) — священнослужитель Константинопольской православной церкви, схиархимандрит, ученик и биограф Силуана Афонского; основатель ставропигиального монастыря Святого Иоанна Предтечи в Мальдоне, Эссексе, Англии.

В 1921 году эмигрировал из России и несколько месяцев провёл в Италии и Берлине. В 1922 году переехал в Париж, где работал художником и выставлял свои картины в парижских салонах. В 1924 году на Пасху у него было видение Нетварного Света в связи с чем он решил посвятить свою жизнь Богу.

В 1925 году он поступил на подготовительные курсы в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, но вскоре уехал сначала в Югославию, а оттуда — на Афон, где 8 декабря 1925 года был принят в монастырь святого великомученика Пантелеимона и 18 марта 1927 года пострижен в монашество с именем Софроний.

В 1930 году познакомился со старцем Силуаном Афонским, который стал его духовным руководителем.

13 мая 1930 года монах Софроний был рукоположен во иеродиакона епископом Жичским Николаем (Велимировичем). В 1935 году иеродиакон Софроний тяжело заболел, но несмотря на то, что был на грани смерти, он выжил и 1 декабря 1935 года был пострижен в великую схиму. В 1938 году скончался духовный наставник иеродиакона Софрония — старец Силуан в связи с чем иеродиакон Софроний уходит в «пустыню»: сначала в Карульский, а затем в некоторые другие афонские скиты.

В 1941 году он был рукоположён во иеромонаха и с 15 февраля 1942 года стал духовником монастыря св. Павла на Афоне. С 1943 по 1947 годы — член братии Троицкой кельи в Новом Скиту.

После войны, по политическим соображениям иеромонах Софроний вместе с группой других русских монахов был выслан с Афона и в 1947 году приехал во Францию, где поступил на четвёртый курс Свято-Сергиевского богословского института. Ввиду перехода в клир Западно-Европейского Экзархата Московского Патриархата был исключен из института и начал служить помощником настоятеля Никольской церкви при Русском старческом доме в Сен Женевьев де Буа (1947–1956).

В 1948 году публикует первое ронеотипное ручное издание книги «Старец Силуан», а в 1952 году в Париже вышло первое типографское издание книги этого труда о Силуане Афонском (через несколько лет было публиковано первое издание этой книги на английском языке).

25 апреля 1954 года был возведён в сан архимандрита, а в 1956 году во Франции, на ферме Колара (близ Сен Женевьев де Буа), им была учреждена монашеская община, но основать полноценный монастырь во Франции у него не получается.

4 марта 1959 года он переехал в Великобританию, где основал монастырь Святого Иоанна Предтечи в графстве Эссекс в юрисдикции Константинопольского Патриархата. С 1959 по 1974 годы был его первым настоятелем. 1 сентября 1974 года отошёл от настоятельства и стал духовником обители.

Где родился старец Софроний (Сахаров)

Архимандрит Софроний (Сахаров) — москвич. И дом, где он жил первые годы, до сих пор сохранился — улица Гиляровского, 16а — в двух шагах от метро «Проспект мира».

Софроний (Сахаров) родился в 1896 году в семье преуспевающего ремесленника, и, отчасти, это предопределило многое — у мальчика была возможность проявлять свои творческие способности, он увлекся живописью. В 1918 поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.

В 1922 году, — будучи молодым человеком, — он эмигрировал в Европу. Ни христианства, ни мыслей о монашестве в его жизни еще не было.

Сергей Сахаров (будущий архимандрит Софроний) — автопортрет в юности.

Софроний (Сахаров) — художник

Говорят, творческие способности — это отражение духовной одаренности человека. Если так, то судьба архимандрита Софрония (Сахарова) — яркое доказательство этой идеи.

Картины будущего старца Софрония выставлялись в парижских галереях, и некоторые из них высоко ценились. Сам он интересовался современными течениями в живописи, жил соответствующим кругом общения — хотя и выделялся тем, что как можно больше времени старался проводить в собственной студии: за работой и размышлениями.

Одна из «до-афонских» работ Сергея Сахарова, будущего архимандрита Софрония.

Главный итог этих размышлений — внезапно для многих молодой художник покинул Францию, не прожив там и пяти лет. И его новым местом жизни стала святая гора Афон.

Сам архимандрит Софроний рассказывал, что в какой-то момент почувствовал, а затем и понял для себя окончательно, что вдохновение и любой творческий опыт по-своему конечен и имеет предел. В то время, как религиозные поиски, которые он вел параллельно, давали его душе более полные ответы. Некоторые же духовные переживания оказались настолько сильны и глубоки, что после них любое искусство и светская жизнь потеряли смысл вовсе.

В таких случаях принято говорить: Христос явил себя молодому человеку и призвал на монашеское служение.

Архимандрит Софроний и старец Силуан

Призвание быть афонским монахом — наверное, мечта любого инока. Иметь наставником святого старца — великий дар Божий.

Будущий архимандрит Софроний первые годы жил в русском Пантелеимоновом монастыре — на тот момент самом многочисленном (более 1500 человек братии!) и преуспевающем на Афоне.

Афонский Пантелеимонов монастырь, фото начала XX века.

(Совсем скоро ситуация поменяется: лишившись финансовой поддержки и потока монахов из коммунистической России, монастырь постепенно начнет «вымирать», пока ко второй половине XX века в нем не останется едва ли десяток иноков).

В монастыре Софроний познакомился со старцем Силуаном. Тогда еще преподобный Силуан не был канонизирован. Духовные дарования старца открывались только тем, кто близко с ним общался.

Преподобный Силуан Афонский.

Между двумя монахами возникла сильная духовная связь. Старец Силуан сильно повлиял на Софрония (Сахарова) — а возможно, в чем-то сформировал его.

Позже архимандрит Софроний напишет о преподобном Силуане книгу, которую так и назовет — «Старец Силуан» — та будет переведена на множество языков, найдет десятки тысяч читателей и многих приведет к православию. (Недавно мы составили рейтинг православных книг, и там подробно рассказывается о ней. Почитайте!).

После смерти старца Силуана иеромонах Софроний переселился на Карули — место самого строгого отшельничества на горе Афон.

Софроний Сахаров и отшельничество на Карулях

Отшельников, которые живут на отвесных карульских скалах, описывают так. Они почти не едят и не пьют. К ним никак не добраться, кроме как по веревочным дорогам. Они по возможности хранят себя от общения с окружающим миром.

Но это описание внешней стороны их жизни. Внутренняя их жизнь — вплоть до дыхания — состоит из одной лишь молитвы. Духовные опыты отшельников могут достигать таких высот, что их не описать словами. Архимандрит Софроний (Сахаров) признавался, что порой созерцал Нетварный Свет — в такой форме Господь иногда является исключительным подвижникам.

Одна из келий на отвесных скалах, которыми славятся афонские Карули.

В период жизни на Карулях старец Софроний (Сахаров) также был духовником монастыря святого Павла. Быть духовником монастыря — еще один признак того, что монах (или старец) высоко почитаем братией, и, вероятнее всего, имеет Богом данную мудрость.

Говоря мирским языком, монах Софроний имел безупречную «репутацию». И кто знает, как бы сложилась его жизнь, останься он на Афоне на всю жизнь? Возможно, мы бы о нем и не узнали, как не знаем о тысячах иных афонских подвижниках. Или бы знали, но — со слов других.

Сложилось же все иначе. Вскоре после Второй мировой войны Софроний (Сахаров) покинул Святую гору и вернулся в Европу.

Архимандрит Софроний (Сахаров).

Книги и богословие Софрония (Сахарова)

Самая известная книга — «Старец Силуан». Мы уже рассказывали о ней. Это большой труд, в котором не только излагается жизнь святого, но и подробно — словно, под микроскопом, — рассматривается духовная жизнь человека в целом.

Кроме нее, на русском выходили книги «Видеть Бога, как он есть», «О молитве», «Аз есмь», «Подвиг Богопознания», «Таинство христианской жизни» и другие.

Всех их объединяет одно: старец Софроний описывает христианскую духовную жизнь так, какой она открылась ему на Афоне и, в частности, в общении со старцем Силуаном.

В описании духовных процессов архимандрит Софроний (Сахаров) затрагивает такие глубины, за которыми уже распадаются слова и остается только вечность. Так писали и святые отцы первых веков, но архимандрит Софроний находит слова понятные современному человеку.

Архимандрит Софроний (Сахаров).

Есть мнение, что как преподобный Игнатий Брянчанинов раскрыл суть христианского пути для своего времени (XVIII–XIX века), так это же, — но уже для нашего времени, — сделал своими книгами архимандрит Софроний (Сахаров).

В конце этого текста мы собрали некоторые его изречения и цитаты. Посмотрите их!

Архимандрит Софроний — иконописец

Иконопись старец Софроний считал последним оставшимся на земле искусством. Подразумевая, что только в иконописи сохранилась та верная «расстановка» приоритетов, когда творческое эго автора отходит на второй план.

Отдельные попытки в иконописи Софроний (Сахаров) совершал еще на Афоне, но в полной мере вернулся к этому занятию в Великобритании.

Вот некоторые из написанных им икон:

Спаситель:

Богородица и Младенец:

Спаситель:

Икона преподобного Силуана Афонского:

Канонизация Софрония (Сахарова)

Константинопольская православная Церковь (Святого гора Афон находится под ее юрисдикцией) канонизировала архимандрита Софрония в конце 2019 года, причислив к лику преподобных.

Русская православная Церковь старца Софрония пока не канонизировала. Возможно, это случится в скором времени.

Икона святого Константинопольской православной Церкви Софрония (Сахарова).

Изречения старца Софрония (Сахарова)

«Вся наша земная жизнь от рождения до последнего вздоха в своем конечном завершении предстанет как некий единый, непротяженный акт. Его содержание и качество возможно увидеть в один миг. Представьте себе сосуд идеально чистого стекла полный воды; с первого взгляда можно сказать — чиста ли вода, или нет, и насколько. Так будет с нами по переходе в иной мир. Всякое движение, даже мимолетное, сердца или мысли оставляет некий след в общей сумме нашей жизни».

«Когда человек всем сердцем начинает вопиять к Богу, то в какие-то моменты, непредвиденные обычно, Бог дает ощутить Себя с такой силой, что человек уже реально ощущает и самого себя причастником вечности».

«Бог часто не отвечает на наши молитвы. Он МОЛЧИТ. Его молчание для многих является показателем того, что «Бога нет», «Он умер». Но если бы мы подумали, в какое положение мы ставим Бога нашими страстями, то видели бы, что у Него нет иного пути, как только молчать. Мы ищем от Него встать на нашу сторону в наших неправдах… МОЛЧАНИЕ Бога есть ответ на наши неправды, самый красноречивый, самый благородный».

«В начале покаяния преобладает горечь, но вскоре за тем мы видим, что в нас проникает энергия новой жизни, производящая чудесную перемену ума. Само покаянное движение предстает как обретение Бога любви. Пред духом нашим выявляется все яснее неописуемо великолепный образ Первозданного Человека. Узрев сию красоту, мы начинаем сознавать, какому страшному искажению подверглась в нас первичная идея о нас Творца».

«За время нескольких десятилетий моего духовнического служения я с печалью убедился, что редки люди, уразумевшие чувством сердца подлинную природу греха. Обычно они стоят на уровне человеческой морали, и если когда и поднимаются над ним, то все же недостаточно».

«Та любовь, которую проявил Сам Христос, есть совершенство. Но мы не способны к этой любви по гордости своей. Господь ожидает от нас «повторения» Его жизни на Земле — весь Мир спасся бы, стань каждый на путь подражания Христу «отдавать свою жизнь, чтобы жили другие». А сколько людей противятся этому!»

«Отсутствие детей в наше время считается привилегией. Для родителей дети — это мученичество. Либо же, родители творят из своих детей идолов: живут с ними всю свою жизнь и отождествляют себя с ними. Это — неправильно. Мужчина берет в супруги женщину как помощника в их взаимном совершенствовании. А дети — это Дар Божий. Когда люди вступают в брак и Бог дарует им детей, они должны прославлять Бога. Если Бог не дает детей, они должны принять этот факт в мире и не удручаться».

Старец Софроний (Сахаров)

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *