О наградах

Русская православная церковь, давно отделенная от государственной структуры и лишенная статуса структурного элемента нашего государства, не существует изолированно от него. Их взаимное влияние и взаимодействие обусловлено нахождением на единой территории и единством населения. А потому государство и духовенство всегда оказывали и будут оказывать друг на друга взаимное влияние. Не обходит оно стороной и наградную систему и той, и другой структуры. Орден Сергия Радонежского — один из ярких примеров их взаимодействия и общих интересов в масштабах родного Отечества.

Сходство и взаимосвязь

Как православная церковь, так и государственная власть, на откуп которой отданы дела земные, имеют большое сходство в плане иерархического принципа построения своей внутренней структуры. От простых граждан до министерств и президента, и от прихожан церкви до митрополитов и патриарха — вся эта сложная иерархия должна каким-то образом управляться и регулироваться. Внутри любой структуры происходит движение ее членов по управленческой лестнице, и деятельность низших звеньев всегда стимулируется с помощью определенных методов управления.

Одним из действенных рычагов данного процесса является наградная система. И определенная роль в ней отводится церкви, как организации, осуществляющей значимую нравственную функцию, воспитывающую население и общественность на высоких моральных принципах и осуществляющую определенную подвижническую работу. Не случайно наивысшей церковной и одновременно государственной наградой определен орден в честь Андрея Первозванного. Нередко православно-церковные и государственные награды вручаются за заслуги одного направления, например, в сфере культуры.

Церковные наградные знаки отличия могут вручаться лицам, не имеющим к РПЦ никакого прямого отношения. И наоборот, структуры светской власти могут приставить к награде из ряда государственных знаков поощрения церковного священнослужителя.

И все же различия в данных наградных системах имеются, и достаточно значимые. В первую очередь, стоит сказать о демократичности той и другой системы. Церковные поощрительно-наградные знаки отличия жалуются метрополией намного проще, нежели государственные, раздаваемые куда более скупо и редко. К примеру, орден преподобного Сергия Радонежского может быть пожалован известному культурному деятелю, но трудно себе вообразить, чтобы некий священнослужитель вдруг был бы удостоен награждения в качестве заслуженного деятеля искусств или другой сферы светской деятельности.

Орден Сергия Радонежского

Нет нужды представлять русскому человеку имя этого великого святого, основавшего всенародно любимую и активно посещаемую до сегодняшнего дня обитель — Троице-Сергиеву лавру. На ее территории в Троицком соборе доныне покоятся мощи самого преподобного.

Дата учреждения награды — декабрь 1978 г., в период предстоятельства патриарха Пимена, которому покровительствовал преподобный. Орден имеет три наградных степени, все они отливаются из серебра, но самая высокая I степень имеет внешнюю позолоту. Помимо ордена, в этот же временной отрезок была узаконена и одноименная медаль, имеющая две степени значимости заслуг.

Первые награды

Первым орденоносцем награды имени преподобного Сергия стал собственно святейший патриарх Пимен. Высокая церковная награда была вручена ему в патриаршей резиденции, располагавшейся в Чистом переулке. Заслуги святейшего были оценены как значимый в государственном масштабе вклад в дело развития плодотворных взаимоотношений и значимых для всего общества взаимодействий между поместными церквами, не была забыта и его миротворческая, а также экуменическая деятельность. В роли вручителей выступили постоянные члены православного Синода, высшие представители нескольких метрополий.

Вторым после святейшего патриарха орден Сергия Радонежского получил владыка Алексий. Событие было приурочено к его полувековому юбилею в 1979 году. Торжественная церемония прошла в Троицком соборе города Ленинграда, награда была получена из рук Антония, занимавшего пост митрополита в северной столице.

А ко дню Светлого Христова Воскресения ордена был удостоен митрополит Ювеналий (председатель Крутицкой и Коломенской метрополии), занимавший на тот период пост председателя отдела по вопросам внешних церковных взаимодействий. Все они получили орден I степени, выполненный в серебре, покрытом позолотой.

Ордена II степени имени преподобного Сергия первым удостоился архиепископ Хризостом, правящий архиерей Курской и Белгородской епархии. Награда 3-й степени была вручена епископу Зарайскому Иову. Интересно, что все награжденные этим знаком отличия на протяжении первого периода времени после его учреждения были в определенной степени приближены к Ленинградскому владыке Никодиму. В частности, в разные периоды все они возглавляли отдел внешних сношений метрополии. Да и сам этот отдел вскоре (март 1981 г) был удостоен данной награды 1-й степени.

Описание ордена

Колодка наградного знака обтянута зеленой лентой с широкими золотистыми полосами и тонкой окантовкой зеленого цвета. Его девиз звучит как «смирением возвышаемый». Сам орденский знак представлен в виде четырехлучевого креста, концы которого расширяются к внешнему краю и имеют килевидное завершение. Во внутренней части лучей креста расположен узкий рельефный рант, форма которого повторяет крест и имеет треугольное окончание. Выполнен в зеленой эмали. Центральную часть занимает медаль круглой формы с нанесенным изображением Сергия Радонежского. На преподобном надета ряса и епитрахиль. Правой рукой он изображает благословляющий жест, в левой держит свиток. Имя преподобного в сокращенном виде написано за его плечами, с правой и с левой стороны.

Общая техника выполнения иконы, размещенной в центре ордена, соответствует ростовской финифти и технологии нанесения холодной эмали. По кромке знака проложен рельефно-выпуклый кант, украшенный стразами в количестве 12 штук. Между четырьмя концами креста изображены 20 двугранных полированных разноразмерных лучей, удлиняющихся по направлению к середине пучка.

Подвеска ордена

Представлена в виде медальона в позолоте, имеющего круглую форму и узкий рант. Внутри размещен четырехлучевой крест, повторяющий тот, что изображен на самом ордене. В середине — рельефная монограмма, принадлежащая святейшему патриарху, она покрыта холодной эмалью белого цвета. Снаружи медальон имеет выпуклое обрамление, в котором закреплены двадцать 2-хмиллиметровых страз. Лучи между планками креста повторяют форму аналогичных на ордене. Ушко для крепления выполнено в верхней перекладине креста.

II степень

Орденский знак аналогичен предыдущему, но изображение преподобного на центральной иконе выпуклое. Обрамляющий поясок имеет двойную форму.

III степень

Отличие от предыдущих степеней — в отсутствии лучей. Материал — посеребренная латунь.

Размерные параметры орденов всех степеней одинаковые, крепление к одежде предусмотрено с помощью специальной булавки. Предназначение награды — отличие за заслуги по укреплению международного мира и общенациональной дружбы.

Русская православная церковь, не являясь структурным элементом государства, оказывает на него влияние. В свою очередь государственные институты часто взаимодействуют с духовенством, и оно принимает во внимание действия государства. Эта взаимосвязь имеет место потому, что Синод, приходы, правительство, ведомства находятся на территории одного государства и поэтому обречены к взаимодействию друг с другом.

Знак ордена св. Апостола Андрея Первозванного
Русская православная церковь (РПЦ), действующая в духовной сфере и аппарат власти, занимающийся делами земными, в отдельных моментах очень похожи. И церковь, и государство являются структурами иерархичными, есть лидеры (патриарх, президент), руководители в определенных направлениях (митрополиты, министры), начальники среднего и низшего звена (епископы, главы администраций, мэры). Внизу этой пирамиды власти находятся рядовые граждане и паства.
Обе эти сложные структуры должны каким-то образом регулироваться. Должно осуществляться движение в карьере чиновников и стимулироваться деятельность простых граждан. Одним из рычагов этого регулирования в любом государстве является наградная система. Церковь, выполняя очень важную функцию нравственного воспитания людей, защиты общества от порочных явлений, поддержки культуры, поощряет священнослужителей и мирян за их подвижническую работу, которая порой осуществляется в крайне неблагоприятных, а иногда опасных условиях.
Анализ государственной и церковной наградных систем показывает их близость. Высшей церковной и высшей государственной наградой являются одноименные ордена святого апостола Андрея Первозванного. Как государственный институт наград, так и церковных имеют высшую группу наград — ордена, которым сопутствуют медали. И государственные и церковные награды выдаются в некоторых случаях за одинаковые заслуги (например, в области культуры). Некоторые церковные награды могут быть даны лицам не духовного звания и наоборот, государство может наградить священника.
Наряду со сходством имеются и различия в системах наград и поощрений. Если условно представить Синод русской православной церкви в качестве какого-то ведомства, то окажется, что награды его жалуются более демократично, нежели знаки, грамоты, звания любого министерства или комитета. Режиссер Н.С. Михалков получил церковный орден преподобного Сергия Радонежского. Но трудно себе представить, чтобы кто-то из митрополитов стал «Заслуженным деятелем искусств РФ»…
Награды государства многочисленны и, как показывает история России, уже в значительной мере девальвированы. Ордена и медали РПЦ появились в основном по 2-й половине XX века, жалуются весьма скупо и число их мало.
Цепь ордена св. Апостола Андрея Первозванного
Естественным отличием церковных наград от светских являются названия. Все они носят имена православных святых. В многонациональном государстве, где существуют несколько религиозных конфессий, в наименовании орденов и медалей в их форме, как правило, учитывают религиозные чувства граждан. О наградной системе Российской Федерации этого не скажешь.
Базовым символом орденов и медалей православной церкви является крест (андреевский, простой четырехконечный или четырехконечный слегка вытянутый вниз).
РПЦ в своих орденах и медалях отражает свою миротворческую роль. Эти награды не выдаются за участие священнослужителей в боевых действиях, хотя церковь не отрицает своей роли в деле защиты Отечества. Традиционно еще со времен Павла I, подвиги священников на поле брани отмечались государственными наградами. В советское время этой проблемы естественно не было. В настоящее время, когда в российской армии вновь вводят институт военных священников, вопрос о награждении их церковными знаками отличия ставится на повестку дня.
В отличие от светской наградной системы, где почти все наградные знаки имеют ленты определенных цветов и крепятся на колодках, большинство церковных орденов и медалей лент не имеют, а колодки же отдельных церковных наград украшены не лентами, а православной символикой (восьмиконечным крестом, треугольником с «всевидящим оком). В повседневной жизни награжденные знаками отличия государства не носят сами награды, заменяя их стройными рядами прямоугольных колодок, цвета лент, которых соответствуют орденам и медалям.
Церковнослужители, получившие наградные знаки из рук патриарха, как правило, носят их на одежде в торжественных случаях, если же награды снимаются, то заменяющие их символы не надевают, поскольку эта замена в церковной системе наград, очевидно, не предусмотрена.
Институт наград РПЦ не является замкнутой системой: ордена и медали церкви жалуются не только лицам православного вероисповедания. Орден Святого равноапостольного Великого князя Владимира может быть жалован за общецерковные заслуги католикам и протестантам, что роднит его с государственной наградой Российской Федерации — орденом «Дружбы».
Поддерживая традицию наградного дела России, церковные ордена представляют из себя не только кресты с ликами святых, но и восьмиконечные звезды, которые порой обсыпаны искусственными драгоценными камнями. Однако есть и отступление от традиции. Орденские звезды всегда указывали на высшие степени ордена (первую или вторую). Знаками же ордена считались звезда, крест и лента.
В современных церковных наградах звезды иногда сами выполняют роль соответствующей степени. Церковный орден сейчас это либо знак, степени которого представлены только крестами без звезд, либо только звездообразными символами, либо восьмиконечными звездами без сопутствующих крестов и крестом в качестве низшей степени (орден святого равноапостольного Великого князя Владимира).
Если иметь в виду эстетическую ценность церковных орденов и медалей, то следует отметить, что, к сожалению, не все они равноценны. Не очень удачно выполнен орден преподобного Сергия Радонежского, напоминающий скорее какой-то значок, а не награду. Не лучше дело обстоит с медалью этого ордена, а также с медалью ордена Святого благоверного князя Московского Даниила. Они похожи на брелки с невыразительными изображениями ликов святых.

Превосходно сделаны ордена Святого апостола Андрея Первозванного, святого благоверного князя Московского Даниила, святого равноапостольного князя Владимира и Святой равноапостольной Великой княгини Ольги.
Одни исследователи наград РПЦ считают, что церковные ордена и медали были учреждены после Великой Отечественной войны, другие говорят о времени горбачевской перестройки. Действительно, основная группа наград появилась в конце 80-х годов, но еще в XIX веке статус церковного ордена имел наперсный крест, которым награждали заслуженных иереев за долголетнее беспорочное служение.
Церковная система знаков отличия это развивающаяся система, реагирующая на требования времени. Не так давно Русская православная церковь учредила еще один орден — Святого мученика Трифона. Награда полагается за активную деятельность по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и другими «вредоносными явлениями, разрушающими психическое и физическое здоровье общества».
***
Если привести церковные ордена и медали в определенный порядок, то получится довольно стройная система высших духовных наград.
1. Высшая награда РПЦ — орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Звезда ордена св. Апостола Андрея Первозванного
Эта одностепенная награда учреждена в честь одного из первых проповедников-апостолов и ближайших учеников Иисуса Христа. Этот знак отличия состоит из двух частей: алмазной звезды, которую носят на груди справа, и знака ордена на ленте. Ленту надевают через левое плечо, а знак располагается под звездой. Орден выполнен из серебра с позолотой и украшен искусственными драгоценными камнями.
2. Орден Святого равноапостольного великого князя Владимира основан в честь выдающегося деятеля Древней Руси, главным делом которого было принятие Киевской Русью христианства как государственной религии и крещение населения.
Орден св. равноапостольного великого князя Владимира 1 степени
Награда многостепенная. Первая степень представляет собой выпуклую, штампованную, восьмиконечную золотую звезду, лучи которой, чередуясь, имитируют крест. Вторая степень представлена такой же, но серебряной звездой.
Третья — красный эмалевый крест. Орденом этим награждают духовных лиц за многолетнее служение в священном сане или за выдающиеся заслуги перед РПЦ. Этой наградой жалуются и церковные деятели, не имеющие священного сана — за усердную педагогическую работу в духовных школах, за ученые богословские труды или за другие заслуги, представители автокефальных (самостоятельных) православных церквей, представители инославных исповеданий.
3. Орден святого преподобного Сергия Радонежского, основан в 1978 году в честь великого русского церковного и государственного деятеля, основавшего Троицкий монастырь и внесшего большой вклад в организацию отпора Золотой Орде.
Орден преподобного Сергия Радонежского 1 степени
Орден многостепенный. Все три степени выполнены из серебра в виде плоских восьмиконечных звезд на прямоугольных колодках. Знак первой степени позолочен. Этим знаком отличия награждаются священнослужители за церковные и миротворческие заслуги, а также государственные и общественные деятели за укрепление мира и дружбы между народами. Вместе с орденом была учреждена одноименная медаль, представляющая собой серебряный кружок с изображением Сергия Радонежского. Медаль крепится к одежде на прямоугольной (слегка скругленной внизу) колодке с православной символикой.
4. Орден Святого благоверного князя московского Даниила учрежден в честь первого князя московской династии — сына Александра Невского, который первым начал возвышение Москвы.
Орден святого благоверного князя Даниила Московского 1 степени
Орден трехстепенный. Знаки 1-й и 2-й степеней выполнены из посеребренного мельхиора, украшены искусственными драгоценными камнями и эмалью. Награда представляет собой равноконечный крест, концы которого расширены. Между ними у 1-й степени арматура с церковной символикой, а у 2-й и 3-й — исходящие из центра ордена лучи. В центральном медальоне в обрамлении венка святой князь Даниил, имя которого написано на концах креста.
У ордена есть одноименная медаль, выполненная почти в той же манере, что и медаль Святого преподобного Сергия Радонежского. В отличие от этой медали, которая имеет две степени, медаль ордена Святого князя Даниила одностепенная и крепится к небольшой пятиугольной колодке.
Орденом награждают как духовных, так и светских лиц. Орден князя Московского Даниила 2-й степени Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, вручил известному шахматисту А. Карпову.
5. Женский церковный орден святой равноапостольной Великой княгини Ольги основан в честь выдающейся деятельницы Древней Руси, сумевшей укрепить границы Киевской Руси, проведшей первую налоговую реформу, наладившей тесные связи с Византией, где в столице Константинополе приняла христианство.
Орден святой равноапостольной княгини Ольги 1 степени
Награда трехстепенная, а во внешнем виде угадывается та же идея, которую мастера реализовали в ордене Святого Даниила. Равноконечный крест с прямыми концами и в центральном медальоне образ святой Ольги. Крест в зависимости от степени позолоченный или посеребренный и покрыт эмалью. Орден предназначен для награждения женщин-деятельниц русской православной церкви.
6. В начале 1995 года церковь учредила еще один орден — Святого мученики Трифона трех степеней.
Награда полагается за активную деятельность по борьбе с тяжкими пороками современного общества — наркоманией и алкоголизмом. Орденом могут быть награждены священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, служащие правоохранительных органов, деятели науки, культуры и искусства, писатели, журналисты, медики, работники просвещения, детских и молодежных организаций, благотворительных фондов, предприниматели, способствующие «духовно-нравственному оздоровлению общества, утверждению христианских норм морали и возрождению православных традиций нравственного воспитания». Первая степень — серебряный крест с позолотой, вторая степень — серебряный крест, третья степень — серебряный крест из ювелирного сплава.
7. Орден святителя Иннокентия был учрежден в Русской Церкви в 1997 году в связи с празднованием 200-летия со дня рождения угодника Божия.
Орден святителя Иннокентия 2 степени
Святитель Иннокентии (Вениаминов; 1797 — 1879) занимает особое место в истории русской святости. Он прошел путь от сельского приходского священника в Иркутской епархии до кафедры Московских Святителей. Апостол Сибири и Америки, он поистине пронес благовестие Божие «даже до края земли», проповедовал якутам, чукчам, эскимосам и алеутам, составил грамматику и первый словарь алеутского языка. Уже будучи митрополитом Московским, основал Православное Миссионерское общество.

8. В наградной системе Русском Православной Церкви особое место занимает орден святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца.
Учрежден 29 сентября 1997 г. совместно Российским Детским Фондом и Московским Патриархатом. Согласно статуту ордена им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников.
Каждое представление носит индивидуальный характер, список кандидатов представляется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, который и принимает решение о награждении. Святой благоверный царевич Димитрий, злодейски убитый в Угличе 15 мая 1591 года был младшим сыном царя Иоанна Грозного. Сосланный с матерью в результате дворцовых интриг в Углич, отрок-царевич мирно жил в этом старинном русском городе, пока и здесь его не настигла рука посланных из Москвы убийц.
***
Изучение наград Русской православной церкви находится в начале пути. Публикаций по этой проблеме почти нет, а если и есть, то это скорее популярное представление экзотических знаков. Серьезная работа в этом направлении может идти, если будут изучены церковные архивы, текущая документация Синода, публикации в церковных изданиях, которые с большим трудом можно достать провинциальному исследователю.
Краткая характеристика церковных орденов и медалей является первым шагом в изучении довольно сложной наградной системы РПЦ, в которую, наряду с высшими наградами, входят наградные знаки, кресты, панагии, головные уборы, элементы одежды и сопровождающий чин священника атрибуты.
А.Я. Алхасов
Изображения всех существующих орденов и медалей РПЦ можно посмотреть .

Положение о наградах Русской Православной Церкви

4 дек. 2017

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРАДАХ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ВВЕДЕНИЕ

Награды Русской Православной Церкви являются формой поощрения духовенства и мирян во внимание к пастырскому служению, богословской, научной и административной деятельности, возрождению духовной жизни, восстановлению храмов, миссионерским, благотворительным, социальным, просветительским и иным трудам во славу Божию на благо Святой Церкви.

Настоящее Положение о наградах содержит в себе сведения о богослужебно-иерархических наградах для духовенства, общецерковных наградах: орденах, медалях – и прочих наградах, существующих в Русской Православной Церкви.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Святейший Патриарх Московский и всея Руси (далее – Святейший Патриарх) возглавляет наградную систему Русской Православной Церкви.

1.2. Решение о награждении Патриаршими богослужебно-иерархическими и общецерковными наградами принимается исключительно Святейшим Патриархом.

1.3. Решение Святейшего Патриарха о награждении не пересматривается.

1.4. Положение о наградах Русской Православной Церкви принимается Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Изменения и дополнения к нему принимаются Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее — Священным Синодом), с последующим утверждением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

1.5. К ведению Патриаршей наградной комиссии относятся богослужебно-иерархические и общецерковные награды Русской Православной Церкви.

1.6. Патриаршая наградная комиссия является структурным подразделением Московской Патриархии.

1.7. Руководителем Наградной комиссии является председатель, назначаемый на должность (освобождаемый от должности) Указом Святейшего Патриарха.

1.8. В структуру Наградной комиссии входят: Геральдический совет при Патриаршей Наградной комиссии (далее – Геральдический совет), аппарат Наградной комиссии, казначей Наградной комиссии. Члены Наградной комиссии и члены Геральдического совета назначаются Распоряжением Святейшего Патриарха.

1.9. Наградная комиссия производит проверку поступающих документов на предмет соответствия критериям, предъявляемым к испрашиваемому награждению, в случае необходимости запрашивает недостающую информацию, направляет документы на рассмотрение Святейшему Патриарху, исполняет решения Святейшего Патриарха по вопросам награждения: подготавливает грамоты на ордена и медали, Патриаршие грамоты, Указы о награждении, а также иные документы.

1.10. Председатель подчиняется непосредственно Святейшему Патриарху.

1.11. Председателю подчиняются заместитель председателя, члены Наградной комиссии, Геральдический совет, сотрудники аппарата и казначей Наградной комиссии.

1.12. Геральдический совет разрабатывает эскизы новых общецерковных наград, проводит экспертизу учреждаемых наград Автономных и самоуправляемых Церквей, экзархатов и митрополичьих округов Русской Православной Церкви, наград синодальных отделов и учреждений, епархиальных наград, а также юбилейных медалей и знаков Русской Православной Церкви.

1.13. Аппарат Наградной комиссии осуществляет техническое делопроизводство в рамках своей компетенции.

1.14. Председатель возглавляет заседания Наградной комиссии и осуществляет руководство аппаратом Наградной комиссии.

1.15. В случае отсутствия председателя или невозможности им исполнять возложенные на него обязанности руководство Наградной комиссией возлагается на заместителя председателя Наградной комиссии (далее — заместитель председателя).

1.16. Казначей ведет учет орденских и других наградных знаков и вещей, осуществляет контроль за качеством изготовления наградных знаков в соответствии с утвержденными образцами, а также их хранение и учет. Казначей Наградной комиссии является материально ответственным лицом.

2. БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

2.1. 2.1.Общие положения о богослужебно-иерархических наградах

2.1.1. Богослужебно-иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя об их достойном служении.

2.1.2. Богослужебно-иерархическими наградами священнослужителей являются:

1) возведение в сан;

2) части богослужебного облачения, несущие духовно-символическое значение;

3) богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…» или по «Отче наш…»).

2.1.3. Награждение богослужебно-иерархическими наградами производится в строгой последовательности.

2.1.4. Инициатива награждения архиереев и право вручения им наград принадлежит Святейшему Патриарху.

2.1.5. Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем.

2.1.6. Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.

2.2. 2.2.Богослужебно-иерархические награды епископов

2.2.1. Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения.

Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию.

Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания.

2.2.2. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита — права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета.

2.2.3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины.

2.2.4. Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.

2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит.

2.2.6. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви).

2.2.7. Права преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий.

2.3. Богослужебно-иерархические награды пресвитеров

2.3.1. Последовательными очередными богослужебно-иерархическими наградами для пресвитеров являются:

1) право ношения набедренника;

2) право ношения камилавки;

3) право ношения наперсного креста золотого цвета;

4) право ношения палицы;

5) право ношения наперсного креста с украшениями;

6) возведение в сан протоиерея;

7) право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…»;

8) право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»;

9) право ношения митры (для протоиереев), возведение в сан архимандрита (для иеромонахов и игуменов);

10) право ношения второго креста с украшениями

2.3.2. Особыми богослужебно-иерархическими наградами, инициатива награждения которыми принадлежит исключительно Святейшему Патриарху, являются:

1) право ношения Патриаршего наперсного креста;

2) возведение в сан протопресвитера.

2.3.3. Право ношения набедренника. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после пресвитерской хиротонии (пять лет для иеромонахов и священноиноков).

Правила ношения: надевается под фелонь на левое плечо и носится с правой стороны во время богослужения.

2.3.4. Право ношения камилавки. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения правом ношения набедренника (иеромонахи и священноиноки не награждаются).

Правила ношения: Камилавка должна быть фиолетового цвета. Надевается во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Награждение правом ношения камилавки предусматривает право ношения скуфьи фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи, как в храме, так и в повседневной обстановке принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии).

2.3.5. Право ношения наперсного креста золотого цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения правом ношения камилавки (для иеромонахов и священноиноков — не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения набедренника).

Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.

Примечание: восьмиконечный наперсный иерейский крест серебряного цвета возлагается на пресвитера при рукоположении.

2.3.6. Право ношения палицы. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста золотого цвета. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятнадцати лет.

Правила ношения: надевается под фелонь на левое плечо и носится с правой стороны исключительно во время богослужения (при этом набедренник носится слева).

2.3.7. Право ношения наперсного креста с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения палицы. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати лет.

Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.

2.3.8. Возведение в сан протоиерея. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати пяти лет (иеромонахи и священноиноки не награждаются).

2.3.9. Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…». Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями для иеромонахов и священноиноков).

2.3.10. Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…» Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…»

2.3.11. Право ношения митры (для протоиереев), Возведение в сан архимандрита (для монашествующих клириков). Награждение производится указом Святейшего Патриарха за особые заслуги, но не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…». Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее сорока лет. Срок может быть сокращен в связи с назначением настоятелем кафедрального собора или наместником монастыря, священноархимандритом которого является епархиальный архиерей.

Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом).

Примечание: При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра.

2.3.12. Право ношения второго наперсного креста с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет.

2.3.13. Право ношения Патриаршего наперсного креста. Награждение производится в исключительных случаях во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви по инициативе и решению Святейшего Патриарха, независимо от продолжительности служения и предшествующих наград.

Правила ношения: клирик, удостоенный права ношения Патриаршего наперсного креста, может носить его вместе с крестом с украшениями. Клирики, награжденные правом ношения Патриаршего наперсного креста и рукоположенные в сан епископа, могут носить данный крест во время богослужений вместо креста с украшениями.

2.3.14. Возведение в сан протопресвитера. Награждение производится в исключительных случаях, во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от продолжительности служения и предшествующих наград.

2.3.15. По Указу Святейшего Патриарха, в храме может быть благословлено совершение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…».

2.3.16. В кафедральных соборах всех епархий благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…».

2.4. Богослужебно-иерархические награды диаконов

Последовательными богослужебно-иерархическими наградами для диаконов являются:

право ношения двойного ораря;
право ношения камилавки;
возведение в сан протодиакона;
возведение в сан архидиакона.

2.4.2. Право ношения двойного ораря. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого.

Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря; передний конец ораря спускается с левого плеча под правую руку, затем орарем опоясывается спина, а затем он спускается вниз через левое плечо.

2.4.3. Право ношения камилавки. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения двойного ораря (иеродиаконы не награждаются). Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее пятнадцати лет. Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед Святейшим Патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей.

Правила ношения: Камилавка должна быть фиолетового цвета. Надевается во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Протодиакон, награжденный правом ношения камилавки, может носить скуфью фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи принадлежит каждому клирику со дня его хиротонии).

Примечание: Право ношения черной камилавки во время богослужения принадлежит каждому иеродиакону со дня его хиротонии.

2.4.4. Возведение в сан протодиакона. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения камилавки. Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее двадцати лет (монашествующие клирики не награждаются). Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед Святейшим Патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей.

2.4.5. Возведение в сан архидиакона. Награждение производится по инициативе Святейшего Патриарха независимо от продолжительности служения и предшествующих наград. Данной награды могут быть удостоены старшие протодиаконы Патриарших кафедральных соборов, старшие иеродиаконы в Лаврах, а также в особо значимых мужских ставропигиальных монастырях.

2.5.Награды настоятельниц и насельниц женских монастырей

2.5.1. Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, возводятся в сан игумении с вручением посоха и возложением наперсного креста золотого цвета. В случае оставления ими должности они сохраняют сан игумении и право ношения наперсного креста золотого цвета, но лишаются права использования посоха.

2.5.2. Во внимание к продолжительным трудам на благо Святой Церкви в должности настоятельницы, указом Святейшего Патриарха игумения монастыря может быть удостоена права ношения наперсного креста с украшениями, которое сохраняется пожизненно.

2.5.3. За особые заслуги в трудах на благо Святой Церкви указом Святейшего Патриарха монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно.

2.5.4. В исключительных случаях, по инициативе и указом Святейшего Патриарха, независимо от выслуги лет и предшествующих наград, игумении могут быть удостоены права ношения Патриаршего наперсного креста. При этом Патриарший наперсный крест носится в качестве второго креста.

2.6.Об игуменском звании

Чин поставления в игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, совершается над лицами, назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. При этом игумену вручается посох. Игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесенных трудах.

2.7.Правила использования жезла и посоха

2.7.1. Жезл служит знаком власти над подчиненными и законного управления ими. Разновидностью жезла, используемого вне богослужения, является посох. Только Святейший Патриарх использует жезл без сулка за богослужением и входит с ним в алтарь через царские врата. То же право имеет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви.

2.7.2. При посещении Святейшим Патриархом епархий Русской Православной Церкви епархиальный архиерей данной епархии имеет право использовать жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха. Во всех других случаях архиереи Русской Православной Церкви не используют жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха.

2.7.3. При соборном архиерейском служении вне Патриаршей епархии или ставропигиальной обители жезл используют первенствующий иерарх и епархиальный архиерей. Вне богослужения каждый архиерей может использовать посох.

2.7.4. Викарные архиереи не используют жезл при сослужении епархиальному архиерею и посох в его присутствии.

2.7.5. Настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей имеют право использовать деревянный игуменский посох без креста и украшений по должности, в пределах своей обители. В случае оставления должности настоятель (наместник) или настоятельница не имеет права использовать игуменский посох.

2.7.6. Во время архиерейского богослужения сослужащие настоятели (наместники) не имеют права использовать игуменский посох. В присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужение Патриарха, а также епархиального архиерея данной обители, настоятель (наместник) не имеет права использовать игуменский посох при совершении богослужения. В присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужение иного архиерея настоятель (наместник) может использовать игуменский посох при совершении богослужения. В присутствии архиерея вне богослужения настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей не имеют права использовать посох.

2.8. Порядок и сроки подачи ходатайств

о награждении духовенства богослужебно-иерархическими наградами

2.8.1. Основным условием награждения клирика богослужебно-иерархической наградой является усердное исполнение им возложенных Священноначалием церковных послушаний. При представлении к богослужебно-иерархическим наградам могут приниматься во внимание возраст, продолжительность служения Святой Церкви, а также образовательный ценз кандидата к награждению. В этой связи межнаградные сроки, установленные настоящим Положением о наградах, являются необходимым, но не определяющим условием для награждения.

2.8.2. Решение о награждении пресвитеров: правом ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета, а для диаконов — правом ношения двойного ораря — находится в компетенции епархиальных архиереев.

2.8.3. Сведения о награжденных в течение года правом ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета указываются в годовых отчетах епархиальных архиереев, направляемых Святейшему Патриарху. В случае сокращения установленных настоящим Положением о наградах межнаградных сроков в отчете указываются причины сокращения.

2.8.4. Решение о награждении последующими богослужебно-иерархическими наградами принимается Святейшим Патриархом. С этой целью епархиальные архиереи подают в канцелярию Московской Патриархии ходатайства на имя Святейшего Патриарха о награждении достойных кандидатов.

2.8.5. В случае принятия священнослужителем монашеского пострига епархиальный архиерей может обратиться к Святейшему Патриарху с рапортом о подтверждении (восстановлении) бывших у клирика наград. До получения соответствующей Патриаршей резолюции клирик не возлагает на себя прежние награды, а носит восьмиконечный иерейский наперсный крест серебряного цвета и те награды, которыми в своей компетенции удостоил его епархиальный архиерей.

2.8.6. Награждения богослужебно-иерархическими наградами производятся к празднику Святой Пасхи.

2.8.7. Документы о награждении богослужебно-иерархическими наградами подаются осенью, до 1 декабря предшествующего награждению года.

2.8.8. Ходатайства о награждении оформляются по форме, указанной в Приложении № 1 и направляются в канцелярию Московской Патриархии.

2.8.9. Недопустимым следует считать награждение клирика в один год богослужебно-иерархической и общецерковной наградами, а также награждение ими два года подряд.

Исключениями могут быть следующие поводы:

· Великое освящение храма, в созидании которого потрудился данный клирик;

· 50-летний и 75-летний юбилеи со дня рождения;

· 25-летие и 50-летие служения в священном сане (только для клириков в диаконском сане);

· 25-летие и 50-летие пресвитерской хиротонии.

Право ходатайствовать о награждении сотрудников Синодальных отделов и структурных подразделений Московской Патриархии, принадлежит руководителям этих учреждений и подразделений. Представления о награждении клириков должны быть согласованы с епархиальными архиереями или управляющими викариатствами города Москвы.

2.9. О внеочередных богослужебно-иерархических наградах для духовенства

2.9.1. Представление к внеочередной богослужебно-иерархической награде подается на имя Святейшего Патриарха с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков.

2.9.2. Назначение клирика на начальственную должность не дает само по себе права ходатайствовать о его награждении внеочередной богослужебно-иерархической наградой. Такое ходатайство может быть подано в случае, если данный клирик положительно зарекомендует себя на новом послушании в течение не менее трех лет.

2.9.3. В случае принятия решения о рукоположении протодиакона и архидиакона в пресвитерский сан епархиальный архиерей может направить ходатайство на имя Святейшего Патриарха о возложении на клирика палицы при хиротонии.

2.9.4. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии имеет право ношения митры с крестом и использования жезла с сулком.

2.10. О награждении выпускников духовных учебных заведений

и лиц, имеющих духовное образование и ученую степень

2.10.1. Выпускники духовных учебных заведений в сане пресвитера могут быть удостоены епархиальным архиереем следующих наград:

1) магистры богословия, а также выпускники академии, защитившие выпускную квалификационную работу, — права ношения набедренника и камилавки;

2) кандидаты богословия — права ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета.

2.10.2. Диаконы, защитившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, могут быть удостоены епархиальным архиереем права ношения двойного ораря.

2.10.3. Данное правило распространяется также на лиц, рукополагаемых в священный сан после окончания духовных учебных заведений и защиты выпускных квалификационных работ, а также после защиты кандидатской диссертации. Данное правило также распространяется на священнослужителей, получивших духовное образование и защитивших выпускную квалификационную работу или кандидатскую диссертацию после принятия священного сана.

2.10.4. Лица в пресвитерском сане, защитившие диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия в образовательной системе Русской Православной Церкви, удостаиваются Святейшим Патриархом правом ношения докторского креста. То же касается и лиц, имеющих степень доктора богословия и принимающих пресвитерский сан. Докторский крест может носиться в качестве наперсного священнического креста, но не может использоваться в качестве второго креста.

3. ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НАГРАДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

3.1. Общие положения

3.1.1. К общецерковным наградам относятся ордена, медали Русской Православной Церкви, медали орденов Русской Православной Церкви, Патриаршие знаки, Патриаршие грамоты, Патриаршие юбилейные медали и знаки.

3.1.2. Общецерковными наградами могут быть награждены архиереи, клирики, миряне, а также светские лица и представители традиционных религий и конфессий.

3.1.3. Для награждения общецерковной наградой необходимы основания и повод.

3.1.4. Общецерковные награды вручаются по следующим основаниям за конкретные деяния во славу Божию на благо Святой Церкви: постройку храмов, детских домов, школ и иных церковных и социальных зданий; героические общественно-значимые деяния (например: спасение человека); материальные жертвы на благое дело; длительные (не менее 20 лет) результативные труды на ниве пастырского, просветительского, миссионерского служения, иных административных, епархиальных, приходских церковных послушаниях; добросовестные деяния на ниве социального, духовно-нравственного воспитания; вклад в сохранение традиционных ценностей в обществе.

3.1.5. Поводами для награждения общецерковной наградой могут быть:

юбилейные (кратные 25 годам) значимые события церковной жизни;
Великое освящение храма, окончание строительно-восстановительных работ;
юбилеи (50-летие и 75-летие со дня рождения), а также круглые даты: 60-летие, 70-летие, 80-летие со дня рождения и далее даты, кратные пяти годам;
круглые даты хиротонии кратные 10 годам (от 20 лет и выше) – для клириков;
иной повод по благословению Святейшего Патриарха.

3.1.6. Не могут быть поводами к награждению общецерковными наградами:

праздник Святой Пасхи и иные церковные праздники;
визит Святейшего Патриарха в епархию;
светское мероприятие;
ежегодный профессиональный праздник, иное событие, проводимое с определенной периодичностью, в том числе и церковное.

3.1.7. Не предусмотрены:

массовые награждения по одному и тому же поводу;
награждения организаций, коллективов, групп лиц и прочих объединений;
повторные награждения по одному и тому же поводу или за одни и те же заслуги;
повторное награждение одной и той же общецерковной наградой, за исключением Патриаршей грамоты;
посмертное награждение общецерковной наградой.

3.1.8. Если награжденный умрет прежде получения общецерковной награды, то она возвращается в Наградную комиссию. Награды, оставшиеся после смерти, в Наградную комиссию не возвращаются.

3.1.9. Если клирик запрещается в священнослужении, ему не дозволяется носить общецерковные награды до снятия запрещения. Миряне, находящиеся под прещением епархиального архиерея, не возлагают на себя знаков церковных наград до снятия с них наложенного прещения. Клирик, имеющий общецерковную награду, и извергнутый из сана, лишается права ее ношения.

3.2. Порядок и сроки подачи ходатайств о представлении к общецерковным наградам

3.2.1 Право ходатайства о награждении общецерковной наградой перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси принадлежит епархиальным архиереям, управляющим викариатствами города Москвы, руководителям Синодальных отделов и структурных подразделений Московской Патриархии.

3.2.2 Представления руководителей синодальных отделов и структурных подразделений Московской Патриархии о награждении клириков должны быть согласованы с епархиальными архиереями или управляющими викариатствами города Москвы.

3.2.3 Для награждения общецерковными наградами документы подаются не позднее, чем за три месяца до даты предполагаемого награждения, которая указывается в тексте рапорта. При нарушении сроков подачи документов в том же рапорте следует разъяснить причину такой задержки.

3.2.4 Ходатайство должно содержать:

1) рапорт на имя Святейшего Патриарха с просьбой о награждении;

2) таблицу по образцу (Приложение № 2);

3) фотографии внешнего и внутреннего видов всех заявленных объектов: храмов, зданий, — если награждение испрашивается в связи с предстоящим их освящением. Фотографии должны свидетельствовать об окончании выполненных работ.

3.2.5. Ходатайства о награждении общецерковными наградами направляются на имя Святейшего Патриарха в канцелярию Московской Патриархии в соответствии с установленными требованиями.

3.2.6. Награждение общецерковными наградами производится как правило в следующем порядке: Патриаршая грамота — общецерк

В Храме Христа Спасителя проходит церемония интронизации Патриарха Московского и всея Руси.

Церемония интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Прямая трансляция

Предстоятелем Русской Православной Церкви на этой неделе стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. На Поместном соборе он набрал 508 голосов, в то время как управляющий делами Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент — 169 голосов. Третий кандидат, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, взял самоотвод в пользу Кирилла, который после смерти Алексия II был назначен местоблюстителем Патриаршего престола.

Интронизация (настолование) — это торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного Патриарха на патриаршую кафедру. Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного Патриарха в патриаршие одежды и вручением ему знаков патриаршего достоинства. Такими знаками являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман, предносной крест и жезл (посох).
Облачение Патриарха несет особый смысл. Оно является символом той предстоящей жизни, к которой должен стремиться христианин. Облачение Патриарха состоит из специального архиерейского одеяния. Богослужебная одежда допетровских патриархов могла весить более 16 килограммов, а современное облачение Патриарха весит не так много — 3-4 килограмма.
Вне богослужения Патриарх обычно одет в черную рясу. На голове его — белый куколь. На Патриархе может быть надета и длинная мантия, надеваемая поверх рясы. У епископов она бывает фиолетового цвета, а у митрополитов — голубого. Цвет патриаршей мантии – только зеленый.
Куколь патриарха имеет форму круглого колпака, обтянутого белой тканью, ниспадающей на спину и плечи. На лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых ангелов, венчает куколь крест. Белый цвет являет собой символ божественного света и душевной чистоты.
Панагия — медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа. Одно из наименований Богоматери — Всесвятая, по-гречески — «Панагия». Патриарху полагается носить две панагии и крест, но все три нагрудных знака Предстоятель носит только во время богослужения. Обычно на груди у Патриарха можно видеть одну панагию.
Жезл (посох), воплощает идею странничества, проповедничества и является символом пастырства, мудрого руководства и власти. При интронизации Патриарха Кирилла будет соблюдена древняя традиция использования на церемонии посоха XIV века, принадлежавшего митрополиту Московскому Петру, который впоследствии вручался при интронизации всем Предстоятелям Русской Православной Церкви как символ преемства первосвятительского служения. Посох митрополита Петра использовался и на интронизациях в XX веке — он вручался патриархам Сергию, Алексию Первому, Пимену и Алексию Второму при их восшествии на престол Московских патриархов. Как полагают ученые, посох был изготовлен московскими мастерами перед поездкой нареченного митрополита Петра в Константинополь, где совершалась возведение его в сан митрополита Земли Русской. Скорее всего, часть облачения и атрибуты архиерейского сана гости привозили с собой. По преданию, посох был вручен митрополиту Петру Константинопольским патриархом Афанасием в 1308 году при поставлении его в митрополиты Русские. После интронизции Патриарха Кирилла посох будет возвращен в Оружейную палату, где он находится на постоянном хранении. Как следует из описи, посох митрополита Петра поступил в музей в 1924 году как часть Патриаршей ризницы Успенского собора Кремля. Он прост, на нем нет драгоценных камней. Как описывает посох каталог музеев Московского кремля, он изготовлен «из черного дерева, восьмигранный с закругленными гранями». «Рукоять-навершие в серебряной золоченой оправе, посередине навершия, спускаясь с двух сторон на древко посоха, фигурные серебряные золоченые пластины с резными изображениями Голгофы, Креста с венком на перекрестье, копья и трости с губкой и черепа Адама с соответствующими надписями, — сказано в описании. — На древке посоха — три позолоченных серебряных кольца с резным растительным орнаментом». Имеется надпись: «Смиренный Петръ митрополитъ всея Русии». В 1677 году раритет был «поновлен» при патриархе Иоакиме
Параман представляет собой четырехугольник из ткани с изображением креста. По углам к нему пришиты завязки. Надевается параман таким образом, что четырехугольник оказывается на спине, а завязки образуют на груди крест. Патриарший параман одевается поверх подрясника только перед богослужением.
Патриарший предносной крест — это художественное изображение распятия Христа, прикрепленное к древку. Во время богослужения его носят перед патриархом. Крест — самый главный христианский символ. Знак победы жизни над смертью, напоминающий христианам о подвиге Христа ради спасения.
На торжественной интронизации Святейшего Патриарха будут присутствовать иерархи Русской Православной Церкви, клирики и миряне — члены Поместного собора и почетные гости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *