О достоинстве

Готовимся к сочинению
Тема 2

Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Обычно выпускники помнят из комедии Фонвизина, которая изучается в начале 9-го класса, только смешные сцены обучения Митрофанушки счёту и чтению, афоризм госпожи Простаковой насчёт недворянской науки географии и заявление её сынка о том, чего он хочет и чего не хочет. С таким багажом браться за данную тему, единственную из 379 посвящённую XVIII веку, не стоит, потому что недостаточно для её раскрытия побранить помещицу и продукт её воспитания и рассказать, как их высмеял Фонвизин.

Серьёзное отношение к этой теме требует, нам кажется, подхода историко-литературного и даже, шире, философского. Вспомним, что XVIII век — эпоха Просвещения; это интеллектуальное и культурное движение, господствовавшее в Европе, распространилось и на Россию. Просветители верили, что свет разума может разогнать тьму предрассудков и суеверий, улучшить человека и общество. В каждом человеке от природы заложены качества, которые позволяют ему правильно строить жизнь. Но эти качества надо развивать, иными словами, надо просвещать и воспитывать людей. Задаче воспитания служили и философские трактаты просветителей, и публицистические выступления, и литературные произведения. Эпоха породила даже особый жанр — «роман воспитания”.

В «Недоросле» Д.И. Фонвизин, безусловно, воплотил идеи Просвещения — в его российском варианте: если европейские просветители очень дорожили мыслью о природном равенстве всех людей и считали сословные границы предрассудком, то деятели дворянского Просвещения в России настойчиво говорили прежде всего об особом долге дворянского сословия перед отечеством.

Ещё в давние времена сказано, что «комедия должна поучать, забавляя”. В комедии Просвещения забавного куда меньше, чем поучительного. И нашим современникам трудно поверить, что первые зрители «Недоросля» с живейшим интересом вслушивались в пространные монологи Стародума, а Фонвизин, задумав издавать журнал «Друг честных людей, или Стародум», писал, обращаясь к своему герою и объясняя выбор заглавия: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика и доныне с удовольствием слушает”.

Реплики четырёх названных героев с говорящими об их «положительности” именами призваны воспитывать читателей и зрителей — другого значения в пьесе у них нет, с действием комедии они почти не связаны, разве что помогают этим героям при знакомстве опознать друг в друге «своего” — единомышленника. Так, услышав рассуждения Милона о неустрашимости, Стародум восклицает: «Обойми меня, друг мой!”

Положительные герои убеждены, что «нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью”. Софья появляется на сцене с книжкой Фенелона «О воспитании девиц». Большинство суждений Стародум произносит по просьбе Софьи: «Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна”.

Суждения Стародума и его единомышленников выстраиваются в определённую нравственную систему. Главная из человеческих ценностей — душа, а ум и знания важны, но не они определяют достоинство личности: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”; «Всякий найдёт в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала»; «Ум коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт благонравие” (Стародум); «Прямое достоинство в человеке есть душа…” — говорит Правдин, а Стародум подхватывает: «Без неё просвещённейшая умница — жалкая тварь”. Есть в «Недоросле» рассуждения Стародума и о несчастных семьях, которые создаются без учёта сердечных склонностей и нравственных качеств жениха и невесты («И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель?”), и об истинной знатности, измеряемой «по числу дел, которые большой господин сделал для отечества… по числу людей, довольных его поведением и делами”, и об истинном и мнимом счастье.

Особое место в комедии занимают высказывания Правдина и Стародума о «должности”, или, как бы мы теперь сказали, о долге дворянина: по словам Стародума, «первое бесчестие” для дворянина — «не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить”. Взять отставку дворянин имеет право только в том случае, «когда он внутренно удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит”. Но служить отечеству не означает находиться при дворе, где почти невозможно сохранить свою душу и честь. Резкие выпады героя против безнравственного двора Екатерины соседствуют с уважительным упоминанием о царствовании Петра I: «Отец мой у двора Петра Великого… В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее”.

Из комедии мы узнаём не только об общих нравственных принципах добродетельных дворян, но и о выработанных ими конкретных правилах поведения. Например, Стародум говорит Правдину: «Постой. Сердце моё кипит ещё негодованием на недостойный поступок здешних хозяев. Побудем здесь несколько минут. У меня правило: в первом движении ничего не начинать” — и слышит в ответ: «Редкие правило ваше наблюдать умеют”.

Положительная программа просветителей в «Недоросле» представлена не только в уже процитированных сентенциях, но и «от противного” — в репликах и действиях «дворян, недостойных быть дворянами” (их в комедии ровно столько же, сколько дворян просвещённых, истинных). Слова Стародума «Невежда без души — зверь” подтверждаются поведением семейки Простаковых-Скотининых; на их скотскую сущность указывают не только фамилия и пристрастия Тараса Скотинина, но и многочисленные комические реплики, например слова г-жи Простаковой: «У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?” Напомним, что имя главного героя — Митрофана — в переводе с греческого означает «подобный матери”. Благодарные воспоминания Стародума о его отце, как в кривом зеркале, отображаются в рассказе Тараса Скотинина о его крепколобом батюшке, наставления Стародума Софье — в советах Простаковой: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка”, мысли о долге истинного дворянина — в её же возмущённых словах: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда хочет?.. да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?”

Примеры уроков безнравственности, бессердечности, «скотского” воспитания можно умножить; при этом они столь же отвратительны, сколь живы и забавны. В финале же поведение Митрофана по отношению к матери вызывает не только негодование Правдина: «Негодница!.. Грубиян!” — но и сочувствие зрителей к поверженной, отринутой сыном, пожинающей «злонравия… плоды” Простаковой.

В формулировке темы сочинения есть слово «проблема”, то есть вопрос. Если выпускник сориентирован на, условно говоря, академичный подход к делу, он может построить основную часть своей работы как ответ на вопрос: «Какие просветительские представления о воспитании содержатся в комедии и какими средствами они выражены?” Если же автор сочинения предпочитает более свободную, непринуждённую и эмоциональную форму, он может рассуждать о том, что в представлениях Фонвизина о воспитании кажется ему верным и актуальным, а что — безнадёжно устаревшим. Но и в этом случае опора на текст и понимание основных идей знаменитой русской комедии обязательны.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). — По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя». Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского «Православное догматическое богословие»

О чувстве собственного достоинства приходится говорить на консультациях не так уж и редко, особенно с женщинами. Как бы ни было это печально, но некоторые, как оказалось, не очень сведущи в том, что это такое, хотя многие в той или иной степени слышали об этом с детства.

«Ты должен (должна) вести себя достойно».

Знакомо?

Но, говорящий такую фразу, иногда далее продолжает речь не столько о чувстве собственного достоинства, сколько о гордыне.

Так давайте рассмотрим то и другое понятия, чтобы осознать их различия.

По Ожегову, гордыня – есть непомерная гордость, тогда как гордость – чувство удовлетворения от наличия чего-нибудь (часто своих достижений или каких-то качеств).

Достоинство в некоторых источниках трактуется, как осознание своей значимости и прав, раскрывающееся, например, в уважении к себе.

Чувство собственного достоинства – есть чувство принятия себя в качестве значимого человека (без сравнения с другими). Оно подразумевает наличие некого внутреннего спокойствия и уверенности.

Гордыня зиждется на возвеличивании себя над другими, предопределяется сравнением с прочими и, как правило, сопровождается эмоциональными всплесками.

Чувство собственного достоинства не подпитывается сравнением с другими и для своего существования не нуждается в бесконечной гонке за успехом и за заветным «Я лучше!».

Человек с развитым чувством собственного достоинства имеет здоровую самооценку, умеет говорить «нет», позволяет себе выбирать исходя из собственных воззрений и не испытывает необходимости доказывать что-то кому-то для того, чтобы утвердиться в своей значимости. Он не предаётся заискиванию и не совершает действий для того, чтобы кому-то угодить.

Он вполне может заботиться о близких, но по своему желанию или после взятых на себя обязательств, а не для создания репутации «хорошего человека».

Люди, обладающие чувством собственного достоинства, не сомневаются в своём праве на достойную жизнь и собственные интересы, которые вполне могут не совпадать с интересами прочих. Они признают существование таких прав у других и не делают ничего такого, чтобы ущемить их.

При возникновении спорных ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ вопросов человек с чувством собственного достоинства отстаивает свои взгляды твёрдо и спокойно, в остальном он вполне может проявить мягкость и пойти на уступки.

Для него важно быть честным с самим собой, а также не опускаться, например, до склок, интриг и безосновательных обвинений. Такая личность не позволяет другим выйти за эти границы в отношении себя.

Чувство собственного достоинства не приходит к человеку с его появлением на свет, а формируется в ходе заботы родителей, воспитания, внушений и считывания образцов поведения, увиденных в детстве.

Что делать взрослому, у которого с чувством собственного достоинства не очень?

Само понимание этого – уже полшага на пути преодоления проблемы.

А дальше?

А дальше можно принять решение развивать необходимое, наметить задачи и действовать. Ведь стать лучшей версией себя никогда не поздно, ни так ли?

Самовлюбленность

Проблема XXI в. заключается в раздутом людском самомнении. Говоря про достоинства и недостатки, в первую очередь хочется упомянуть о самовлюбленности. Люди настолько любят себя, что порой переходят все границы. Подобным личным качествам помогает развиваться интернет. Социальные сети наполнены фотографиями милых особ, которые проводят перед зеркалом не один час в день. Девушки и парни прихорашиваются, укладывают волосы и наводят марафет. А что же плохого в том, что человек хочет выглядеть хорошо? Персона не считает нужным развивать себя изнутри. Зацикленность на внешности не позволяет человеку расширять свой кругозор и круг общения. Поэтому не стоит удивляться, что мир сегодня заполнен пластиковыми куклами. Они красивы снаружи и имеют отличное здоровье. Но ничего, кроме привлекательной внешности, у них нет. Почему же общество это поощряет? Людьми, которые не умеют думать, управлять намного проще, чем умными персонами.

Честность

Давая характеристику достоинствам и недостаткам, люди приходят к выводу, что некоторые, казалось бы, положительные качества таковыми не являются. Например, возьмем честность. Человек, который будет откровенно высказывать свое мнение, может сильно раздражать окружающих. Никому не понравится искреннее мнение о том, что новая прическа выглядит хуже, чем старая, а проект, от которого ожидали, что он станет сенсацией, не оправдал ожиданий. Люди врут для того, чтобы не задеть чувства окружающих. Но следует помнить, что всем угодить не получится. Кого-то все равно придется обидеть. А если ложь всплывет наружу, а она это обязательно сделает, человеку будет только хуже. Честность поможет персоне получить авторитет среди знакомых и коллег. Если все будут уверены в том, что человек всегда откровенно высказывает свое мнение, то именно к нему станут обращаться за советом или помощью. Почему? Всегда приятно иметь дело с персоной, которая если и будет о вас плохого мнения, то выскажет его в лицо, а не за спиной.

Трусость

Достоинства и недостатки людей замечаешь не сразу. Человек может мастерски скрывать свои слабые стороны. Но как говорится в поговорке, «шило в мешке не утаишь». Сколько ни скрывай трусость, рано или поздно подобная черта характера проявит себя. В чем же проявляется трусость? Человек не может взять на себя ответственность, пытается юлить и вечно обвиняет в своих проблемах окружающих. Персона не может посмотреть правде в лицо и признать свои ошибки. Трусость проявляется не только в рабочих моментах, но и в личной жизни. Неуверенный в себе парень не может подойти к симпатичной ему девушке и познакомиться с ней. В итоге парень остается одинок. У трусов мало друзей. Люди с подобной чертой характера не сразу сходятся с людьми, а когда сходятся, могут отпугнуть их при первой же ситуации, где проявится их отрицательная черта. Если у вас есть проблема подобного плана, не пытайтесь ее маскировать. Искореняйте трусость с корнем.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Защита чести и достоинства

Не спешите писать жалобы администратору сайта или подавать иск в суд после очередного обидного поста или комментария «троллера», «оклеветавшего» вас. Сначала разберем само понятие клеветы. Для этого давайте обратимся к статье 128.1 УК РФ:

«Клевета — распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию».

То есть, клеветой считается информация, имеющая следующие признаки:

1) порочащий характер (т. е. носит очерняющий характер, отрицательно характеризует чьи-то качества);

2) факт распространения; (т. е. этот пост или комментарий должны увидеть другие люди)

3) несоответствие действительности (с этим, думаю всё понятно)

Кстати, клевета — это всегда утверждение о конкретных фактах. Оценочное суждение клеветой не является, потому что его нельзя проверить на соответствие действительности.

Например, если гражданин К. негативно высказался о красоте гражданина Н. в соц. сетях, то его высказывание не является клеветой, так как красота – понятие субъективное, её нельзя проверить на соответствие действительности.

А вот и пример из судебной практики:

Гражданка К. на почве личной неприязни к гражданке Х., разместила от имени Х. объявление в Интернете об оказание последней платных интимных услуг, указав при этом ее абонентский номер и адрес электронной почты, опорочив тем самым ее честь и достоинство. Суд решил признать указанные данные клеветой и взыскать с К. x (данные изъяты) рублей в пользу Х.

(решение № 2-667/2014 от 25 августа 2014 г)

Защита от оскорбления

«Оскорбление — унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме».

(статья 5.61 КоАП РФ)

То есть для оскорбления характерно следующее:

1) унижение чести и достоинства конкретного человека;

Например, если в беседе в социальных сетях гражданин К. написал, что «все присутствующие — … (далее следует неприличное выражение), то это не оскорбление.

2) непринятые к использованию в обществе слова и выражения.

Не является нарушением, если высказывание излагается в мягкой форме, не противоречит нормам этикета и не содержит матов. Например: «если бы я хотел совершить самоубийство, я бы прыгнул с уровня твоего эго на уровень твоего интеллекта».

Не стоит забывать о том, что информация, которая унижает, угнетает людей по признакам пола, расы, национальности, языка и пр. тоже может стать поводом для привлечения к уголовной и административной ответственности (статья 20.3.1 КоАП РФ, статья 148 УК РФ).

Пример из судебной практики:

На почве личной неприязни, гражданка В. опубликовала в сети Интернет оскорбляющие сведения, порочащие честь, достоинство и репутацию гражданки О., которая впоследствии обратилась с иском в суд. Суд частично удовлетворил требования О., обязав В. удалить сведения, содержащие нарушение, и опубликовать их опровержение, а также возместить компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

(судебное решение № 2-311/18)

Защита изображения гражданина

Пункт 1 статьи 152.1 ГК РФ ясно даёт нам понять, что общедоступность и размещение фотографии самим гражданином не дает права другим людям свободно использовать данное фото без согласия изображённого лица. Однако здесь имеются исключения:

1) изображение используется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) если в целом фотоснимок отображает информацию о проведенном публичном мероприятии.

Однако нельзя фокусировать внимание именно к изображению конкретного человека. Коллективные фотографии, где граждане, очевидно, выразили свое согласие на фотосъемку, может обнародовать любой из запечатленных на фото без получения дополнительного согласия от иных изображенных на фотоснимке лиц.

3) гражданин позировал за плату.

В некоторых случаях разрешение предполагается по умолчанию. Например, если социальная сеть имеет функцию «Поделиться изображением», размещение там фотографии может трактоваться как согласие на репост другими пользователями. Участник коллективного фотоснимка сможет использовать это изображение по своему усмотрению без получения согласия от соседей по фото. При этом есть два условия: если другие прямо не запретили использование и если изображение не содержит информацию о частной жизни других лиц.

В пункте 3 статьи 152.1 ГК РФ повествуется о праве гражданина требовать удаления изображения, полученного с нарушением его прав, пресечения дальнейшего его распространения.

После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей (пункт 1 статьи 152.1 ГК РФ).

Пример из судебной практики:

Гражданин К. без согласия гражданки Т. опубликовал видеозаписи с её изображением в Интернете, в связи с чем Т. обратилась с иском в суд. Суд, установив, что видео было удалено, запретил дальнейшее распространение изображения Т., взыскал с К. компенсацию морального вреда 5000 рублей.

(судебное решение № 2-1155/2018)

Защита частной жизни

Сведения о частной жизни гражданина — информация о его происхождении, месте пребывания либо жительства, личной или семейной жизни.

Согласно пункту 1 статьи 152.2 ГК РФ сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина не допускается.

Исключение составляют случаи, когда:

1) вышеуказанные действия выполняются в государственных, общественных и иных публичных целях;

2) когда информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле;

3) в соглашении между сторонами обязательства предусмотрена возможность разглашения информации о частной жизни гражданина, который является стороной или третьим лицом в этом обязательстве.

Информация о частной жизни гражданина также не может быть распространена при создании произведений науки, литературы и искусства, если это нарушает его интересы.

Если информация, полученная с нарушением закона, находится на материальных носителях, то можно обратиться в суд с требованием удалить эту информацию или запретить её дальнейшее распространение (если удаление невозможно без уничтожения носителя) (пункт 4 статьи 152.2 ГК РФ).

В случае смерти гражданина требовать защиту его частной жизни могут его дети, родители и супруг (пункт 5 статьи 152.2 ГК РФ).

Пример из судебной практики:

В сетевом издании «Е1.ру» опубликованы две статьи под заголовками: «На Эльмаше из окна высотки выпал молодой парень. Камеры видеонаблюдения засняли момент падения» и «Говорил, что пойдет на учебу: мать парня, который упал с 11-го этажа на Эльмаше, рассказала о трагедии. Работники ТСЖ, которые первыми обнаружили Ивана Кузнецова, уже не смогли ему помочь». Гражданка К. обратилась в суд с иском, так как вышеуказанное издание опубликовало сведения о частной жизни К., поскольку в ней раскрывается произошедшее с ее сыном. Суд установил нарушение и взыскал с нарушителя 50000 рублей.

(решение суда № 2-5122/2017)

Влияние — это «любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т. п. другого индивида». Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шёпотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» могла бы быть угроза увольнения.

Один человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей. Карл Маркс, который никогда не имел никаких официальных полномочий ни в одной политической организации и никогда лично не использовал такое средство, как насилие, имел непреднамеренное влияние на Ход событий двадцатого столетия… По нашему определению: власть — это возможность влиять на поведение других…

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руковщителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации — поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов…

Для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять — необходимо иметь основу власти. Здравый смысл подсказывает нам, что, для того чтобы обладать властью, вы должны иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, то, что создаст его зависимость от вас и заставит его или её действовать так, как желаете вы… Власть может принимать разнообразные формы. Исследователи в области власти и лидерства (руководства) разработали удобную классификацию основ власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его или её долг — подчиняться им… Законная власть бывает действенна тогда, когда подчинённый повинуется указанию руководителя только потому, что он или она стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *