Нравственные законы

Cм. НРАВСТВЕННОСТЬ И ДУХОВНОСТЬ

  • Естественный нравственный закон мученик Иоанн Васильевич Попов
  • Нравственные правила свт. Василий Великий
  • О нравственном законе и нравственном действовании Г.И. Шиманский
  • Религиозная сущность нравственности и Богооткровенный нравственный закон Божий проф. И.М. Андреевский
  • Нравственный закон и народность. Н. Дебольский. О содержании нравственного закона М.М. Тареев
  • Естественный нравственный закон архим. Платон (Игумнов)

Нра́вственный зако́н — установленный Богом закон, определяющий нормы и правила мыслей, желаний, действий и поведения человека, подразумевающих возможность их нравственной оценки, соответствующих высшему призванию и предназначению человека.

Если грешник способен нарушать требования Божественного нравственного закона, то не следует ли из этого, что в строгом значении слова нравственный закон — не закон?

Как и любое творение Божье человек обусловлен рядом утвержденных Богом законов: физических, химических и др. Кроме того, как существу личностному человеку дан нравственный закон. В соответствии с этим законом все люди являются нравственно ответственными перед Создателем, ближними и самими собой.

Являясь богоучрежденным законом, нравственный закон подразумевает необходимость подчинения ему всех без исключения людей. Однако, в отличие от физических законов, действующих на человека с безусловной необходимостью, вне зависимости от того, хочет он подчиняться этим законам или не хочет, к исполнению норм нравственного закона люди обязываются, но не непреодолимо.

Согласно учению Церкви, нравственный закон естественным образом проявляется в человеке в связи с его нравственным чувством; требования этого закона регулярно звучат в голосе его совести (Рим.2:14-15); однако человек волен не прислушиваться к этому голосу.

Требования «естественного нравственного закона» (выразительницей которого и является совесть) подкреплены требованиями «откровенного нравственного закона» (по сути речь здесь идёт не о двух разных законах, но о двух формах сообщения человеку Божественной воли относительно его нравственной жизни). Отчасти положения «откровенного закона» были переданы людям во времена Ветхого Завета, но с большей полнотой — Господом Иисусом Христом во время Его земного служения.

Видя, что беззаконники могут свободно игнорировать требования нравственного закона, многие даже не признают этот закон за закон. Мол, что же это за богоучрежденный закон, если его можно не соблюдать? Коль скоро, считают они, этот «так называемый закон» действует лишь на тех, кто сам желает его соблюдать, то он и не должен восприниматься как объективно существующий закон, но в лучшем случае — как субъективное представление определенных людей о морали, о том, что такое зло и что такое добро.

Между тем это не так. Нравственный закон — именно закон, и как закон действенен в отношении всех людей вообще, однако его действие проявляется не в форме фатальной, непреодолимой силы, влекущей человека к Добру, а иначе: побуждая к добру, но не насилуя волю; при этом человек имеет возможность следовать наперекор данному побуждению.

Однако, сказанное вовсе не означает, что фактом невыполнения грешниками нравственного закона отрицается и сама его действенность: если грешники не исполняют требований нравственного закона, тогда его действие проявится по отношению к ним в соответствующем их греховности воздаянии, в том числе в посмертном, на Частном суде, и в окончательном, на Страшном Суде.

Влияние кумиров, авторитетов на поведение человека и его жизнь.

Иногда на поведение человека и его мировоззрение могут повлиять авторитеты или кумиры. Например, в романе Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников преклоняется перед личностью Наполеона. Объясняя и оправдывая свою теорию, он обращается к именам известных полководцев и ученых. Разве не имел бы права Ньютон пожертвовать сотней человеческих жизней, чтобы подарить миру свои открытия? Этот вопрос задает себе Родион и называет своих кумиров «законодателями и установителями человечества». По мнению Раскольникова, каждый гений является преступником уже потому, что «разрушает настоящее во имя будущего». В своей теории он ставит в один ряд и художников, и святых, и полководцев, и ученых только на том основании, что они велики. Однако он не задумается о том, какой ценой они изменили будущее. Себя Раскольников мечтает поставить себя в один ряд с этими людьми, хотя все его «новое слово» заключается только в его теории. Для Раскольникова убийство стало психологическим экспериментом, тестом на собственную гениальность. Как Наполеон сделал Европу ареной собственных побед и устлал ее трупами жертв, так и Родион хотел дерзко переступить все границы и нормы. Однако важно понимать, что не всегда те, кто сотворяют себе кумиров, до конца понимают мотивы и мировоззрение тех людей, на которых они хотят быть похожими.

Что значит быть истинно милосердным?

Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова является примером человека, способного на истинно милосердные поступки. Она жертвует собой, чтобы спасти семью. Проявляя истинное сострадание, она спасает Родиона Раскольникова от духовной гибели. Она бросает все и едет за арестованным, ничего не требуя взамен. Ее поведение можно назвать поистине милосердным.

МОДУЛЬ 1.

Философия Древней Индии и Китая. Античная философия.

1. Древнеиндийский литературный памятник:

A. Книга истории

B. +Веды

C. Книга перемен

D. Книга обрядов

E. Книга песен

Какая из частей вед наиболее древняя?

A. Яджурведа

B. Самаведа

C. +Ригведа

D. Атхарваведа

E. Упанишады

Какие философские школы Древней Индии относятся к ортодоксальным?

A. +Признающие авторитет Вед: веданта, вайшешика, йога, миманса, ньяя, санкхья

B. Признающие авторитет учения Будды: хинаяма, махаяна, вирдаяна

C. Не признающие авторитета Вед: локоята(чарвака),буддизм, джайнизм

D. Признающие авторитет сунны: сунниты,

E. Признающие авторитет учения Конфуция

Какие философские школы Древней Индии относят к «неортодоксальным»?

A. Признающие авторитет Вед: веданта, вайшешика, йога, миманса, ньяя,санкхья

B. +Не признающие авторитета Вед: локоята (чарвака),буддизм, джайнизм

C. Признающие авторитет учения Будды: хинаяна, махаяна, вирдаяна

D. только буддизм хинаяны

E. только буддизм вирдаяна

Что такое «брахман» в древнеиндийской философии?

A. +высшая объективная Реальность, безличное Абсолютное начало Бытия

B. высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека

C. круговорот жизни

D. закон воздаяния

E. путь богов

Что такое «атман» в древнеиндийской философии?

A. высшая объективная Реальность, безличное Абсолютное начало Бытия

B. +высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека

C. круговорот жизни

D. закон воздаяния

E. путь богов

Четыре благородные истины являются центром какого учения Древней Индии?

A. джайнизма

B. брахманизма

C. +буддизма

D. индуизма

E. веданты

8. Сиддхартха Гаутама основатель религиозно-философского учения:

A. даосизма

B. кинизма

C. +буддизма

D. конфуцианства

E. джайнизма

В каком произведении впервые был систематизирован буддизм?

A. «Махабхарата»

B. «Рамаяна»

C. «Веды»

D. +»Типитака» («Три корзины учений»)

E. «Благавад-Гита»

В каком учений одна из главных истин гласит: «Жизнь – это страдание»?

A. в даосизме

B. в конфуцианстве

C. в джайнизме

D. +в буддизме

E. в индуизме

Какова цель познания с точки зрения буддизма?

A. Пробуждение к высшим духовным ценностям

B. +Освобождение от страданий

C. Доказательство существования бога

D. Исследование законов природы

E. Поиск первопричины

12. Закон человеческого существования в индийской философии выражен в понятиях:


A. +карма, сансара

B. нирвана

C. креационизм

D. дао и мокша

E. атман и брахман

13. В древнеиндийской философии концепция, означающая «колесо перерождений»:

A. +сансара

B. познание

C. истина

D. красота

E. вера

14. В древнеиндийской философии закон действия и нравственного воздаяния:

A. нирвана

B. познание

C. +карма

D. атман

E. вера

Каким понятием в древнеиндийской философии определялось освобождение от сансары и земной кармы?

A. нирвана

B. жень

C. дао

D. брахман

E. +мокша

16. Какой термин означает конечную цель всех человеческих усилий, освобождение в философии буддизма:

A. +нирвана

B. познание

C. красота

D. атман

E. вера

17. Целью «Восьмеричного Благого Пути» в буддизме является:

A. +нирвана

B. познание

C. карма

D. атман

E. сансара

18. Основоположником джайнизма являлся:

A. Сидхартха Гаутама

B. Мо-цзы

C. Джаймини

D. +Джина Махавира

E. Шан Ян

Какое философское учение Древней Индии считается материалистическим?

A. Индуизм

B. Джайнизм

C. Буддизм

D. +Локоята (чарвака)

E. Веданта

20. Какие первоначала утверждала школа локаята(чарвака)?

A. апейрон

B. +земля, вода, огонь, воздух

C. дерево, металл

D. монада

E. единое

21. Учение, какого философа заложило с древности идеологический фундамент китайского общества:

A. Лао-цзы

B. Мо-цзы

C. +Кун Фу-цзы

D. Мао-цзе-дун

E. Ден-сяо-пин

Кто из древних китайских мыслителей является автором книги «Люнь Юй» («Беседы и суждения»)?

A. Сюнь Дзы

B. Мэн Цзы

C. Лао Цзы

D. +Конфуций

E. Ван Чун

23. Какие вопросы находились в центре внимания конфуцианства?

A. развитие мира

B. вопросы диалектики

C. +проблемы воспитания, образования, социальной стабильности

D. проблемы бытия и становления

E. гносеология

24. Суть этико-политических взглядов Конфуция в теории управления с помощью:

A. +добродетели

B. государства

C. законности

D. насилия

E. общества


25. Центральный принцип добродетели философии Конфуция:

A. +путь «золотой середины»

B. путь приобщения к божественным сущностям

C. избавление от страдания

D. удовлетворение потребностей

E. эгоизм

26. Укажите категории учения Конфуция:

A. порядок, добродетель, бытие

B. +порядок, добродетель, человечность

C. диалектика, мера, истина

D. разум, мужество, истина

E. номинализм, реализм, схоластика

27. Основное понятие этики Конфуция:

A. «Инь» и» янь» – мужское и женское начало

B. «Тянь» – небо

C. «Чень» – истина

D. +»Жэнь» — человеколюбие, гуманизм

E. «Дао»- путь

28. Краеугольным камнем социальной организации древнего Китая является понятие «ли», что оно означает:

A. культ предков

B. +правило, церемониал

C. путь

D. почитание родителей

E. почитание старшего брата

А. даосизма

В. легизма

С. моизма

D. + конфуцианства

Е. натурфилософии

A. переименование

B. +исправление действительности

C. воспитание отдельного человека

D. праведная вера

E. медитационная практика

32. «Естественный путь» вещей в древнекитайской философии:

A. инь

B. янь

C. жень

D. сяо

E. +дао

33. Учение о пути в древнекитайской философии:

A. +Даосизм

B. Конфуцианство

C. Джайнизм

D. Буддизм

E. Индуизм

D. Гуан Чжу

Е. Ян Чжу

B. средневековья

C. +античности

D. нового

E. просвещения времени

42. Понятие, впервые введенное Пифагором, для обозначения единства мира в противоположность хаосу:

A. +космос

B. логос

C. атом

D. воздух

E. вода

43. Впервые термин «философия» употребил:

A. Фалес

B. Гераклит

C. +Пифагор

D. Платон

E. Аристотель

44. Пифагор утверждал:

A. +»Числу все вещи подобны»

B. «Война – отец всех»

C. «Понимание у людей – околосердечная кровь»

B. Фалес

C. +Гераклит

D. Анаксимандр

E. Зенон

B. Зенон

C. Анаксимен

D. Анаксимандр

E. +Гераклит

D. Сократ

E. Эпикур

51. Афоризм «Бытие есть, а небытия нет» принадлежит:

A. Сократу

B. Гегелю

C. Платону

D. +Пармениду

E. Пифагору

C. Парменид

D. +Анаксагор

E. Платон

53. Основатели атомистики:

A. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр

B. Парменид, Зенон, Мелисс

C. +Левкипп, Демокрит

D. Протагор, Горгий

E. Сократ, Платон, Аристотель

E. Знание — сила

58. Форма диалектики, которая была наивной и стихийной, характерна для материализма:

A. ХІХ в.

B. средних веков

C. +античности

D. нового времени

E. возрождения

59. Укажите античную трактовку диалектики:

A. +искусство спора, диалога, вид прения

B. теория движения

C. теория развития

D. учение о бытии

E. учение о человеке и обществе

D. Учение о сверхчеловеке

E. Существование двух категорий: сущность и явление

D. Пифагор

E. +Сократ

63. Автор изречений: «Познай самого себя», «Знаю, что ничего не знаю»:

A. Гераклит

B. Парменид

C. +Сократ

D. Аристотель

E. Фалес

D. Сократ

E. Гераклит

D. Чувственность

E. Влечения

71. Кто из философов основал первую в мире академию?

A. +Платон

B. Аристотель

C. Гераклит

D. Демокрит

E. Эпикур

72. Фраза «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит:

A. Пифагору

B. Гераклиту

C. Анаксимандру

D. +Аристотелю

E. Эпикуру

73. «Кажущееся бытие» Платона:

A. атомы

B. идеи

C. космос

D. мировая душа

E. +чувственно воспринимаемые вещи

C. Цицерон

D. Сократ

E. Эмпедокл

D. Плотин

E. Тертуллиан

МОДУЛЬ II.

D. феноменология

E. экзистенциализм

2. Видный представитель христианской философий, автор произведений «О граде Божьем», «Исповедь»:

A. Ансельм Кентерберийский

B. Пьер Абеляр

C. + Августин Аврелий

D. Фома Аквинский

E. Иоанн Росцеллин

3. Основные труды Фомы Аквинского:

A. +»Сумма теологии», «Сумма против язычников»

E. проблемы человека

C. Гилозоизм

D. Дуализм

E. Деизм

8. Аврелий Августин доказывал:

A. +Гармонию веры и разума

B. Противоположность веры и разума

C. Подчинение веры разуму

D. Неотделяемость души от тела

E. Все выше перечисленное

9. Схоластика – это:

A. +Средневековая европейская христианская философия

B. Средневековая арабская философия

E. Сигер Брабантский

13. Философия была «служанкой» у богословия в :

A. +средневековой Европе

B. Новое время

C. античности

D. эпоху Ренессанса

E. в эпоху Просвещения

14. В своей философии Аврелий Августин опирался на наследие:

A. +Платона

B. Аристотеля

C. Конфуция

D. Аль-Фараби

E. Сократа

E. Пьер Абеляр

17. Согласно канонам христианской философии, истину надо искать в:

A. науках

B. чувствах

C. +боге

D. интуиции

E. откровении

E. Пьера Абеляра

19. К основным идеям Западной философии средних веков не относится:

A. Креационизм – творение мира из «ничего».

B. Идея бессмертия как приобщение души к духу.

C. Зло в мире не от Бога, а от человека.

D. +Реабилитация телесного начала человека.

E. Моральный долг человека – спасение своей души.

20. К реалистам (утверждавшим, что реальны универсалии, а не единичные предметы) относятся:

A. Р. Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк

B. П.Абеляр, И.Росцелин, У.Оккам

C. К.Маркс, Ф.Энгельс

Что такое теология?

A. учение о космосе

B. учение о логосе

C. +учение о Боге

D. учение о первооснове мира

E. учение о бытии

23. Три основные позиции — теоцентризм, креационизм, провиденциализм — в рамках которых решались философские вопросы, относятся к:

A. Возрождению

B. +средневековью

C. античности

D. эпохе Просвещения

E. Новому времени

24. Основная цель средневековой схоластики:

A. разработать Символ веры

B. исправить труды «отцов церкви»

C. +упорядочить и сделать доступной христианскую догматику

D. необходимость изучения природы

B. патристика

C. материализм

D. агностицизм

E. +креационизм

26. Автор афоризма: «Верю потому, что нелепо» (вера есть высшая истина):

A. Ф. Аквинский

B. +К. Тертуллиан

C. Э. Роттердамский

D. А. Августин

E. П. Абеляр

C. Э. Роттердамский

D. А. Августин

E. +П. Абеляр

C. метафизика

D. софистика

E. майевтика

31 Термин «схоластика» означает:

A. учение «отцов церкви»

B. +школьная философия

C. божественная философия

D. символ веры

E. служанка богословия

E. идеализм и материализм

A. Фому Аквинского

B. Альберта Великого

C. +аль-Фараби

D. Пьера Абеляра

E. Авиценну

D. «Сумма теологии»

E. «Источник знания»

E. Иоанн Росцеллин

39. Автор произведений «Канон врачебной науки», «Книга исцеления», «Книга знания»:

A. аль-Фараби

B. Аристотель

C. Ибн-Рушд

D. аль-Газали

E. +Ибн-Сина

40. Арабо-испанский философ, представитель восточного перипатетизма:

A. +Ибн-Рушд

B. Аристотель

C. аль-Фараби

D. аль-Газали

E. Ибн-Сина

41. Средневековое религиозно-мистическое учение в исламе:

A. схоластика

B. софизм

C. +суфизм

D. дуализм

E. пантеизм

42. Выдающийся мусульманский философ и теолог, представитель суфизма:

A. Ибн-Рушд

B. Аристотель

C. аль-Фараби

D. +аль-Газали

E. Ибн-Сина

E. «Слова назидания»

45. Основное философское произведение Ж. Баласагуни:

A. «Три истины»

B. «Следы шаманства у киргизов»

C. «Дивани хихмет»

D. +»Кудатгу билик»

E. «Слова назидания»

46. Труды какого философа аль-Фараби перевел на арабский язык, сопровождая их комментариями:

A. Сократа

B. Фомы Аквината

C. Конфуция

D. +Аристотеля

E. Бруно

D. Данте

E. Кузанский

C. Ж. Боден

D. Т. Мор

E. Д. Бруно

58. Характерной чертой философии Возрождения является:

A. +Гуманизм

B. Креационизм

C. Теоцентризм

D. Позитивизм

E. Гилозоизм

59. Основатель гелиоцентрической системы мира, представитель философии эпохи Возрождения:

A. Птоломей

B. +Н.Коперник

C. Архимед

D. Лаплас

E. Н.Макиавелли

60. Выдающийся философ эпохи Возрождения, обвиненный за свое свободомыслие в ереси и сожженный на костре церковной инквизицией:

A. Леонардо да Винчи

B. Н.Кузанский

C. Л.Валла

D. Т. Кампанелла

E. +Дж.Бруно

61. Автор произведения «Город Солнца»:

A. Мор

B. +Кампанелла

C. Макиавелли

D. Бруно

E. Кузанский

62. Один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергший предшествующие убеждения, что государство зависит от церкви как якобы высшей власти на Земле:

A. Ж.Боден

B. Д.Бруно

C. Т.Мор

D. +Н.Макиавелли

E. М.Монтень

63. Итальянский гуманист, последователь этического учения Эпикура:

A. Ж.Боден

B. +Л.Валла

C. Т.Мор

D. Н.Макиавелли

E. М.Монтень

A. государство

B. +искусство

C. религию

D. бога

E. космос

70. Определите понимание человека, характерное для философии Возрождения:

A. человек – это общественное животное

B. человек – это мыслящее существо

C. +человек – это творец, художник

D. человек – это созданное богом существо

E. человек – это политическое животное

МОДУЛЬ III

D. Буддизм и даосизм

E. Схоластика и патристика

7. Основатель эмпиризма в решении проблемы метода научного познания:

A. Г.Лейбниц

B. Ф.Аквинский

C. +Ф.Бэкон

D. И.Кант

E. Д.Юм

D. Рене Декарт

E. Джордано Бруно

10. Исследуя проблемы гносеологии и, в частности, природу человеческих заблуждений, Ф. Бэкон разработал:

A. +Учение об идолах

B. Учение о родах

C. Учение об идеях

D. Учение об универсалиях

E. Все выше перечисленные

B. Беркли

C. Спиноза

D. Юм

E. Локк

C. Диалектика

D. Индукция

E. Наблюдение

23. Суть гносеологии Рене Декарта выражают слова:

A. +Необходимо, в начале усомниться во всем

B. Знание – сила

C. Свобода есть осознанная необходимость

D. Человеческий разум — есть чистый лист бумаги

A. Р.Декарт

B. И.Кант

C. +Гегель

D. Лейбниц

E. Спиноза

E. Спиноза

E. Б. Спиноза

D. «Знание — сила»

E. +»Свобода есть осознанная необходимость»

C. Декарт

D. Лейбниц

E. Руссо

30. Европейский философ и ученый 17 века, ядро философской системы которого составляло учение о «монадах» – монадология:

A. Спиноза

B. Локк

C. Декарт

D. +Лейбниц

E. Гюйгенс

C. Гоббс

D. Локк

E. +Лейбниц

33. Кто заложил основы механистического и метафизического материализма:

A. Галилей

B. +Ньютон

C. Дидро

D. Руссо

E. Лейбниц

34. Субстанциальную концепцию пространства и времени в наиболее полном системном виде разработал:

A. Аристотель

B. Лейбниц

C. +Ньютон

D. Кузанский

E. Сартр Ж..-П.

35. Выделите основную идею философии Просвещения XVIII в.:

A. +культ науки и прогресс человечества

B. божественная предопределенность всего

C. идея солидарности и всеединства

D. идея множественности миров

E. идея коммунизма

36 Ламетри, Гельвеция и Дидро объединяет:

А +механический материализм

B объективный идеализм

Cутопическийсоциализм
Dдиалектическийматериализм
E субъективный идеализм

37 Материя существует само по себе, являясь причиной всего, утверждал французский материалист:

A Вольтер

B +Гольбах

C Руссо

D Дидро

EГельвеций

38 Философ-просветитель, автор произведения «Система природы»:

A Руссо

B Вольтер

C Гельвеций

D Ламетри

E +Гольбах

39 Философ-просветитель – автор произведения » Об уме»

A Ламетри

B Руссо

C Гольбах

D Вольтер

E +Гельвеций

40 Философ, характеризовавший человека как «мыслящий тростник»:

A Спиноза

B Локк

C Платон

D +Паскаль

E Юм

C. греховен

D. +свободен от бога

E. существо страдающее

43. В теории познания французские материалисты были:

A. +сенсуалистами

B. рационалистами

C. агностиками

D. скептиками

E. догматиками

44. Позиция французских материалистов XVIII в. в вопросе о познаваемости мира:

A. мир непознаваем

B. +мир в принципе познаваем

C. познаваемость мира сомнительна

D. вопрос этот не ставится совсем

E. нет четкой позиции

45. От природы человек добр, злым его делают несовершенные общественные отношения — такого мнения придерживались:

A. +французские просветители

B. И.Кант

C. Сократ

D. К.Маркс

E. Конфуций

D. Вольтер

E. Дидро

E. Дидро

48. Французский философ-просветитель, автор трактата «Об общественном договоре»:

A. Ш. Монтескье

B. +Ж. Ж. Руссо

C. Вольтер

D. Мюрелли

E. Мабли

D. Шеллинг

E. Фейербах

B. «Критика чистого разума»

C. «Критика практического разума»

D. +»Наука логики»

E. «Критика способности суждения»

57. Сознание, осуществляющее мыслительную деятельность и познание по И.Канту:

A. абстрактная идея

B. абсолютный дух

C. способность к суждениям

D. «практический разум»

E. +»чистый разум»

C. Фихте

D. Шеллингу

E. Фейербаху

E. Фихте

C. С чувства

D. С материи

E. С удивления

65. Характерная для философии И.Канта черта, согласно которой категории рассудка доопытны и не имеют отношения к миру вещей в себе:

A. монизм

B. +априоризм

C. реализм

D. гилозоизм

E. пантеизм

66. Характерная черта теории познания И.Канта:

A. +агностицизм

B. скептицизм

C. сенсуализм

D. эмпиризм

E. монизм

67. Моральный закон: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства» сформулировал:

A. Конфуций

B. М.Монтень

C. +И.Кант

D. Г.В. Гегель

E. Л.Фейербах

68. У кого из философов его творческая деятельность делится на «докритический» и «критический периоды»:

A. Гегеля

B. Фейербаха

C. Хайдеггера

D. +Канта

E. Ясперса

69. В какой области философии совершен революционный переворот И.Кантом:

A. онтологии

B. аксиологии

C. этике

D. +гносеологии

E. эстетике

D. И.Ньютон

E. Г.Гегель

71. Основоположником немецкой классической философии является:

A. К. Маркс

B. Л. Фейербах

C. +И. Кант

D. Г. Гегель

E. Л. Фейербах

72. Абсолютный, всеобщий, необходимый нравственный закон у И. Канта называется:

A. априори

B. +категорический императив

C. апостериори

D. трансцендентальный абсолютизм

E. вещь-в-себе

73. Термин, обозначающий у И. Канта знание, полученное после опыта:

A. антиномия

B. феномен

C. +апостериори

D. вещь в себе

E. ноумен

74. Впервые в философии рассматривал специфику познающего субъекта:

A. +И. Кант

B. Г. Гегель

C. Ф. Шеллинг

D. И. Фихте

E. Л. Фейербах

75. Заполните недостающее звено в перечислении философских имен, представителей немецкой классической философии: Кант – … – Шеллинг — Гегель — Фейербах:

A. Гете

B. Гердер

C. +Фихте

D. Маркс

E. Лейбниц

76. Укажите название основного произведения И.Фихте:

A. «Критика чистого разума»

B. «Наука логики»

C. «Сущность христианства»

D. +»Наукоучение»

E. «Идеи философии природы»

77. Укажите тип философского мировоззрения, представленный философом И. Г. Фихте:

A. +субъективный идеализм

B. материализм

C. рационализм

D. позитивизм

E. прагматизм

D. разум человека

E. природа

E. отрицание

91. Какие моменты философского учения Гегеля наиболее ценны:

A. +метод

B. система

C. этика

D. эстетика

Е философия религии

92. Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа» получает у Г. Гегеля название:

A. философское право

B. идея разума

C. философская идея

D. абстрактная идея

E. +абсолютная идея

93. Какой философ выдвинул механизм развития: тезис- антитезис – синтез (триада)?

A. И. Кант

B. +Г. Гегель

C. Ф. Шеллинг

D. И. Фихте

Е. Л.Фейербах

94. «Дух для себя» по Гегелю:

A. объективный дух

B. +абсолютный дух

C. философская идея

D. абстрактная идея

E. субъективный дух

95. Человеческое познание по Гегелю:

A. есть «припоминание» идей

B. есть эмпирический опыт

C. есть процесс постоянной детализации

D. есть интеллектуальная интуиция

E. +есть слияние субъективного духа с объективным разумом

D. Фихте

E. Шеллингу

E. Фихте

100. С именем Л. Фейербаха можно связывать:

A. начало немецкой классической философии

B. +конец немецкой классической философии

C. вершину немецкой классической философии

D. забвение немецкой классической философии

E. вечность немецкой классической философии

101. Что является предметом философии с точки зрения Л. Фейербаха:

A. философия – это учение о природе

A. И. Кант

B. Г. Гегель

C. Ф. Шеллинг

D. И. Фихте

E. +Л. Фейербах

МОДУЛЬ IV.

D. И.Канту

E. Сократу

A. Ф.Энгельс

B. Ч.Дарвин

C. Л.Морган

D. +Б.Франклин

E. Л.Фейербах

B. А. Камю

C. Р. Декарт

D. Ж.Ж. Руссо

E. Т. Гоббс

E. позитивизм

D. Лоренц

E. Декарт

33. Понятия «я», «оно», «сверх -я» являются основными в:

A. экзистенциализме

B. +учении Фрейда

C. философии Бердяева

D. махизме

E. ницшеанстве

34. Что включает понятие «сверх — я» по З.Фрейду?

A. сферу сознания

B. +нормы общества, воспринятые человеком

C. слой бессознательного

D. материальные объекты

E. идеальное и материальное

D. Сенсуализм

E. Гедонизм

C. Фихте, Гегель, Шеллинг

D. Конт, Спенсер, Милль

E. Федоров, Соловьев, Бердяев

D. Л. Фейербах

E. +А. Камю

C. И. Кант

D. Г. Фихте

E. Шеллинг

D. Д. Дьюи

E. Э. Дюркгейм

E. неопозитивизм

50. В неопозитивизме центральное место занимает проблема:

A. этики

B. бытия

C. познания

D. мышления

E. +логико-лингвистического анализа

51. О.Конт (основатель позитивизма) разделил историю познания природы на три стадии: теологическую, метафизическую и …

A. диалектическую

B. идеалистическую

C. +позитивную

D. философскую

E. мифологическую

C. Шлегель

D. +Гуссерль

E. Гоббс

B. марксизма

C. прагматизма

D. +экзистенциализма

E. позитивизма

60. Термин «биосфера» ввел:

A. В.И.Вернадский

B. +Э.Зюсс

C. де Шарден

D. Ч.Дарвин

E. Ж.Б.Ламарк

61. Кто ввел в философию понятие «осевой эпохи»:

A. +К.Ясперс

B. П. де Шарден

C. А.Тойнби

D. О.Шпенглер

E. Н.Данилевски

62. Автор труда «Закат Европы», определявший цивилизацию как «конечный момент в развитии культуры народа, означающий ее «закат» или «упадок»:

A. +О.Шпенглер

B. К.Ясперс

C. Ф.Энгельс

D. А.Тойнби

E. Н.Данилевский

63. Автор произведения «Постижение истории», рассматривавший историю как последовательный ряд «цивилизаций», проходящих одинаковые фазы в своем развитии:

A. +А.Тойнби

B. Д.Скот

C. Р.Бэкон

D. П.Абеляр

E. У.Оккам

64. Автор теории «информационного» общества:

A. +О. Тоффлер

B. З. Бжизинский

C. А. Этциони

D. Дж. Гэлбрейт

E. Р. Дарендорф

65. Автор теории «технотронного» общества:

A. О. Тоффлер

B. +З. Бжизинский

C. А. Этциони

D. Дж. Гэлбрейт

E. Р. Дарендорф

66. Автор теории «постиндустриального» общества:

A. О. Тоффлер

B. +З. Бжизинский

C. Д. Белл

D. Дж. Гэлбрейт

E. Р. Дарендорф

67. «Истинно то, что выгодно, полезно, приводит к успеху» — положение, характерное для:

A. конвенционализма

B. +прагматизма

C. релятивизма

D. догматизма

Е. интуитивизма

E. клеточную систему

C. Д. Дьюи

D. А. Тойнби

E. О. Шпенглер

75. Автор произведения «Одномерный человек», основатель одного из направлений неофрейдизма — маркузианства:

A. Э. Фромм

B. +Г. Маркузе

C. К. Юнг

D. О. Конт

E. О. Шпенглер

76. Основоположник иррационализма:

A. +А. Шопенгауэр

B. Г. Гегель

C. Ф. Шеллинг

D. И. Фихте

E. Л. Фейербах

77. Один из основоположников «философии жизни»:

A. +Ф. Ницше

B. Г. Гегель

C. Ф. Шеллинг

D. И. Фихте

E. Л. Фейербах

78. Представитель философского направления – логический атомизм, выдвинувший концепцию «логически совершенного» или «идеального» языка:

A. А.И. Герцен

B. Н.П. Огарев

C. К.Д. Кавелин

D. В.Г. Белинский

E. +Л. Витгенштейн

79. Американский историк и философ, который ввел понятие «парадигма»:

A. Г. Гегель

B. А. Тойнби

C. +Т. Кун

D. Р. Декарт

E. И. Кант

80. Автор сочинения «Экзистенциализм – это гуманизм»:

A. К. Ясперс

B. И. Кант

C. Г. Гегель

D. Л. Фейербах

E. +Ж.П. Сартр

D. П.Сорокин

E. Г.Гегель

83. А. Шопенгауэр в качестве альтернативы гегелевского абсолютного духа предлагает:

A. свободу

B. разум

C. чувственное начало

D. + волю

E. экзистенцию

84. Ж. Деррида предлагает в своей философии:

A. реформацию европейской культуры

B. +деконструкцию европейской культуры

С. ренессанс европейской философии

D. обращение к казахской философии

E. обращение к восточной культуре

85. Представитель современного постмодерна:

A. Кант

B. Хайдеггер

C. Гадамер

D. Камю

E. +Делез

86. Организации знания общества по типу «дерева» Ж. Делез противопоставляет организацию знания по типу:

A. плода

B. цветка

C. листа

D. сосудов

E. +корневища

87. «Язык» по определению М. Хайдеггера – это:

A. философский текст

B. система кодировки информации

C. + дом бытия

D. опыт мира

E. средство коммуникации

B. онтологии

C. гносеологии

D. теологии

E. все выше перечисленные

Кто из казахских мыслителей является автором произведения «О мусульманстве в степи», «Записки о судебной реформе», «Предания и легенды киргиз-кайсацкой орды» и др., а также первым перевел на русский язык киргизский эпос «Манас»?

A. Абай Кунанбаев

B. Ы. Алтынсарин

C. А. Букейханов

D. +Ч. Валиханов

E. К. Шакарим

E. чем-то другим

C. А. Байтурсынов

D. А. Кунанбаев

E. С. Торайгыров

103. Подобно Ч.Валиханову, кто из казахских мыслителей стоял на позициях деизма –

E. Ш. Кудайбердиев

E. природа

E. «Кудатку билик»

108. Выдающийся казахский поэт, мыслитель, представитель казахской демократической интеллигенции начала ХХ века, автор романа-поэмы «Камар-сулу», статьи «Социализм» и множества стихов философско-мировоззренческого характера:

A. А.Байтурсынов

B. А.Букейханов

C. +С.Торайгыров

D. М.Ж.Копеев

E. Ж.Аймауытов

109. Выдающийся просветитель-демократ, поэт, писатель, ученый-лингвист, философ, видный общественный деятель начала ХХ в.:

A. А.Букейханов

B. +А.Байтурсынов

C. М.Дулатов

D. М.Ж.Копеев

E. С.Сейфуллин

C. Авиценна, Аверроэс

D. +Абай Кунанбаев, Ч. Валиханов, И. Алтынсарин

E. С.Сейфуллин, С.Торайгыров, И. Есенберлин

111. Шаманство у казахов означало:

A. почитание Аллаха

B. веру в искупление греха на том свете

C. веру во влияние неба после смерти

D. +веру во влияние неба от рождения до смерти

E. соблюдение мусульманских обрядов

112. Философия этого мыслителя представляет собой спекулятивную теологию:

A. С.Сейфуллин

B. +Шакарим

C. Торайгыров

D. Яссауи

E. аль-Фараби

C. Буддизм

D. Иудаизм

E. +Исихазм

D. Мабли

E. +Все выше перечисленные

D. «Что делать»

E. +»Апология сумасшедшего»

B. Н.П. Огарев

C. Л.Н. Толстой

D. В.Г. Белинский

E. +В.И. Вернадский

133. Автор книги «Россия и Европа», выдвинувший теорию обособленных «культурно-исторических типов», развивающихся подобно биологическим организмам:

A. О.Шпенглер

B. А.Тойнби

C. +Н.Данилевский

D. В.Ключевский

E. П.Сорокин

C. формационный

D. +натуралистический

E. структурный

135. Представитель русской философии 16 века, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим»):

A. М. Грек

B. А. Курбский

C. +Филофей

D. И. Волоцкий

E. Н. Сорский

136. Философия Н.Федорова концентрируется вокруг идеи:

A. идеи победы над смертью

B. + идеи братства

C. идеи равенства

D. идеи всеобщей любви

E. идеи правового государств

МОДУЛЬ V.

Теория философии.

1. В переводе с греческого «философия» означает:

A. логика рассуждений

B. душевное счастье

C. +любовь к мудрости

D. любовь к миру

E. любовь к истине

Что такое философия?

A. наука об обществе

B. вера в истины откровения

C. мировоззренческая форма постижения природы

D. +специфическая форма общественного сознания о всеобщих законах функционирования и развития бытия и мышления человека

E. космологическая теория о движении небесных тел

3. Учение о наиболее общих принципах, законах функционирования и развития бытия и мышления человека называется:

A. Аксиологией

B. Онтологией

C. +Философией

D. Гносеологией

E. Рационализмом

D. Идеология

E. Этика

7. Гносеология как часть философии есть:

A. Теория истины

B. Концепция метода

C. +Теория познания

D. Теория науки

E. Учение о бытии

8. Учение о возможности познания человеком предметов, явлений действительности, их свойств и отношений, об основных закономерностях познавательного процесса, об источниках, путях и методах познания, о формах, в которых осуществляется познавательный процесс, — это:

A. Философия

B. +Гносеология

C. Онтология

D. Антропология

E. Рационализм

9. Раздел философии, который изучает общественную жизнь:

A. Философская антропология

B. +Социальная философия

C. Гносеология

D. Онтология

E. Аксиология

10. Философская антропология – это:

A. Философия культуры

B. +Философия человека

C. Философия истории

D. Философия религии

E. Философия права

11. Философским учением о ценностях является:

A. Идеология

B. Феноменология

C. +Аксиология

D. Гносеология

E. Онтология

12. Наука о развитии философских знаний, становлении научно-философского мировоззрения, называется:

A. +История философии

B. Философия жизни

C. Натурфилософия

D. Философия любви

E. Антропология

13. Философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме.

A. философия истории

B. философия политики

C. +философия культуры

D. философия науки

E. философия жизни

A. мировоззренческая

B. +методологическая

C. мыслительно-теоретическая

D. социальная

E. аксиологическая

17. Функция философии, которая способствует формированию целостной картины мира:

A. +мировоззренческая

B. методологическая

C. мыслительно-теоретическая

D. социальная

E. аксиологическая

18. Определение мировоззрения:

A. совокупность знаний об обществе

B. +система взглядов на мир, на место человека в мире

C. система нравственных принципов

D. совокупность утверждений, выражающих познаваемость мира

E. религиозный взгляд на мир

D. Миф

E. Идеология

B. логика

C. +мироощущение

D. онтология

E. гносеология

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *