Нравственность, что это такое?

В современном обществе всерьёз говорить о нравственности — это, мягко говоря, моветон. Современная культура и СМИ различными способами стараются создать ироничное и пренебрежительное отношение к нравственным дисциплинам — дескать, это рудимент прошлого, несовременно и, вообще, удел религиозных фанатиков. Когда кто-либо заводит разговор о нравственности, люди чаще всего реагируют так, как их научили: либо воспринимают с язвительной иронией, либо настойчиво пытаются выяснить, в какую «секту» попал тот, кто поднимает тему нравственности. Однако даже те, кто считают себя нравственными людьми и придерживаются каких-то правил, могут проявлять весьма своеобразные формы якобы нравственного поведения.

Всё дело в том, что нравственность — понятие очень и очень растяжимое. Взять хотя бы различные религиозные течения, в которых сегодня много рассуждают о вопросах нравственности. К примеру, в некоторых религиях безнравственным считается лишь причинение вреда людям, а, скажем, поедание животных и жестокое обращение с ними в ряде религий не только не осуждается, но даже порой культивируется и превозносится как достойное и угодное Богу поведение. С жестоким обращением в отношении животных порой даже связаны общепринятые религиозные ритуалы. При этом адепты таких религий пребывают в полной иллюзии, что они высоконравственные люди. А если пойти ещё дальше, то вспомним времена «Святой» Инквизиции и Крестовых походов, когда людям навязывалась весьма, мягко говоря, специфическая нравственная парадигма и безнравственным не считалось не только убийство животных, но даже убийство людей. Более того, это считалось «богоугодным» делом. Поэтому понятие нравственности у той или иной группы людей может быть своё и различаться в зависимости от религии, страны, культуры, традиций и так далее.

Нравственность — это то, что отличает нас от животных

Как живут животные? Их поведение полностью диктуется инстинктами. Поэтому понятие нравственности для них попросту неактуально. Глупо говорить, что поедание овечки волком — это безнравственно. Волк должен есть овец. Такова его Дхарма. Таково его предназначение. И он должен в силу причин его исполнять. Другой вопрос — почему он воплотился волком? Но это уже, как говорится, совсем другая история. Итак, у животных, в общем-то, нет выбора. Они вынуждены следовать своей природе — своим инстинктам. Другое дело — человек. У человека есть выбор: пойти по демоническому пути развития или по божественному. Таким образом, мы каждый день делаем выбор, в какую сторону мы движемся. У животных же этого выбора нет. И именно по этой причине говорится, что из мира животных душе очень сложно вырваться в миры повыше: животное не может сделать выбор в пользу какой-либо нравственности, потому что этой самой нравственности для него попросту не существует.

Случаются, конечно, периодически примеры, когда животные поступают порой даже лучше, чем люди. Когда, к примеру, собака спасает жизнь человеку. Но это, скорее, исключение, которое говорит нам о том, что данная душа, скорее всего, имеет богатый опыт воплощений, а может быть, и вовсе является бодхисаттвой, который сознательно воплотился в животном мире с целью помощи другим живым существам. Дело в том, что иногда такие существа, как бодхисаттвы, сознательно выбирают воплощение в животном мире, чаще всего хищниками, и, поедая живых существ, завязывают с ними кармическую связь, чтобы потом «вытащить» их в мир повыше. Но это частный случай. Для большинства животных всё предопределено их инстинктами.

Итак, возможность нравственного выбора — это то, что отличает нас от животных. Но, к сожалению, далеко не все пользуются данным преимуществом. Говорится, что невероятно трудно обрести это драгоценное человеческое рождение, и потому, воплотившись в мире людей, вести себя повинуясь своим инстинктам, а не зову сердца — есть крайнее невежество. К сожалению, современная культура всячески способствует этому. Почему? Причин может быть много. Основная из них — безнравственным и духовно слабым народом проще управлять. Его проще ориентировать на потребление и можно, в принципе, вынудить совершить любую подлость. Именно поэтому сегодня в фильмах часто демонстрируется безнравственное поведение, и люди подсознательно просто перенимают шаблоны такого мышления и модели безнравственного поведения.

Золотое правило нравственности

Как же среди множества различных концепций и понятий о нравственности найти истину и не попасть на удочку различных философских и религиозных учений, которые предлагают нам, мягко говоря, странные идеи? Есть простой принцип, который был сформирован ещё философами древности, и этот принцип так или иначе отражён во многих мировых религиях. Звучит принцип примерно следующим образом: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Такая концепция, пожалуй, может быть некоторым ориентиром, путеводной звездой в бескрайнем океане жизни, полной уловок и опасностей. Данный принцип отражён в ряде мировых религий, что свидетельствует в какой-то мере о его объективности и истинности:

  • В иудаизме принцип звучит следующим образом: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Немного отвлечённая трактовка золотого правила нравственности, но посыл примерно тот же.
  • В христианстве: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Этот принцип изложен в Евангелии от Матвея. Тоже самое сказано и в Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Этому принципу неоднократно учил Иисус, его апостолы также часто повторяли в своих проповедях этот принцип.
  • В исламе: пророк Мухаммед также учил своих учеников: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
  • В индуизме: в древнем писании «Махабхарата» также присутствует упоминание золотого правила нравственности: «Пусть человек не причиняет другому того, что неприятно ему самому».
  • В конфуцианстве: китайский философ Конфуций учил своих учеников: «Чего не желаешь себе, не делай другому».

Примечательно, что золотое правило нравственности присутствует во всех мировых религиях, а также многих философских учениях, что указывает на то, что многие Учителя человечества и философы в своих размышлениях и духовных поисках пришли к одному и тому же выводу: нужно транслировать в мир только то, что хотел бы получить сам. Это понимание приходит из осознания и принятия закона о причинно-следственной связи — «Что посеешь — то и пожнёшь». Когда к человеку приходит осознание того, что каждый поступок имеет причину и будет иметь последствия, тогда приходит понимание того, что, совершая вред другому, совершаешь вред самому себе. Однако, несмотря на то что большинство религий и философских учений сходятся во мнении, что не стоит делать другому то, что не хочешь получить сам, тем не менее адепты этих религий продолжают совершать неадекватные поступки, да и сами некоторые религии порой предлагают весьма странные концепции, которые явно не соответствуют этому правилу. Взять хотя бы мясоедение, которое рядом религий не считается безнравственным поступком.

В чём же проблема? Осознавая, что человек получает всё то, что проявляет другим, тем не менее существуют религии и учения, которые имеют весьма странную нравственную основу. Проблема в том, что в современном обществе понятие добра искажено до неузнаваемости. Происходит это само собой или по чьему-то злому умыслу — сказать сложно, но факт остаётся фактом. Очень распространено в нашем обществе убеждение, что всё, что приносит удовольствие, является благом. Таким образом, приносить людям удовольствия — значит совершать благо. Но, к сожалению, получение удовольствия и развлечения ещё никого не привели к развитию. Примеров просто не существует.

Всё развитие и вся эволюция происходит только тогда, когда живое существо вынуждено выйти из зоны комфорта. Комфортная среда не способствует развитию. Когда родители пытаются доставить своему ребёнку удовольствие, развлекают его, забрасывают подарками и вкусностями, они просто «снимают» с него благую карму, тратят его потенциал, который он в будущем мог бы использовать более разумно. Но в обществе такое поведение считается чуть ли ни исполнением родительского долга. Но самое интересное, что такие родители, скорее всего, сами зависимы от удовольствий и развлечений, и получается, что золотое правило нравственности здесь не нарушается: доставляя ребёнку удовольствия и развлекая его, они готовы и хотят получить тоже самое для себя. В этом и есть опасная подоплёка золотого правила нравственности. Большинство людей сегодня, на самом деле, стремятся совсем не к тому, к чему следует стремиться нравственному человеку, и именно поэтому «причиняют добро» окружающим, исходя из тех ценностей, которые им внушила та система потребления, которая сегодня существует в нашем мире.

Синонимы нравственности

Стоит обратить внимание на синонимы слова «нравственность», которые дают нам понять, насколько это важная составляющая нашей жизни. К примеру: мораль, честность, благородство. Целомудрие также синоним слова «нравственность». Цело-мудрие — то есть целостность мудрости, её гармоничность. И действительно, нравственность проистекает из мудрости. Хотя известны случаи, когда некоторые религии применяют просто запугивание, чтобы заставить своих адептов жить нравственно. Но такая нравственность из страха, как показывает исторический опыт, ни к чему не приводит. Как только желание совершить безнравственный поступок станет сильнее страха — этот поступок будет совершён. Из менее распространённых синонимов можно отметить такие, как справедливость, бескорыстность, чистота, добродетель. Добро-детель — то есть «делание добра». В этом и есть суть нравственности. Важно лишь понимать, что такое добро и когда и как его нужно совершать.

Понятие нравственности с объективной точки зрения

Каково же объективное понятие нравственности? Как уже сказано выше, понятие добра и зла в современном мире искажено практически до неузнаваемости, и человек может творить зло, пребывая в полной иллюзии, что он высоконравственный человек и поступает правильно. Более того, порой люди причиняют вред самым своим близким людям и пребывают в иллюзии, что делают благо. Именно об этом сказано в цитате: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Порой люди, желающие совершить добро, причиняют больше зла, чем все злодеи мира, вместе взятые. Не будем вдаваться в подробности, лучше рассмотрим, как же поступать, так чтобы добро было объективным, а не субъективным. Вся Вселенная, все живые существа так или иначе стремятся к эволюции — сознательно или неосознанно. Поэтому добром с объективной точки зрения является то, что ведёт к эволюции. И если ребёнка нужно наказать и преподать ему урок, или даже дать ему подзатыльник, так сказать простимулировать Сахасрара-чакру для «микро-просветления», значит, нужно это сделать. Важно действовать не из чувства гнева, а из чувства сострадания, с полным пониманием того, что ваш поступок приведёт к эволюции и к тому, что ребёнок на всю жизнь усвоит полезный урок. И это будет благом. А то, что ведёт к деградации, является злом, даже если это выглядит красиво и благородно. Когда родители щедро одаривают ребёнка бесполезными подарками, балуют его и закармливают сладостями — всё это, конечно, весьма трогательно выглядит, только к какому результату это приведёт ребёнка? Вопрос риторический.

Таким образом, золотое правило нравственности «Делай другим то, что хотел бы получить сам» работает только в том случае, если у человека более-менее адекватное понимание о добре и зле, а также адекватные мотивации и стремления в жизни. И если человек стремится к самосовершенствованию, то очевидно, что он не стремится к развлечениям и наслаждениям, а значит, не будет это проявлять для других, чтобы не получить тоже самое для себя. Поэтому прежде чем применять в жизни золотое правило нравственности, следует основательно поразмыслить о понятии добра и зла и о том, что является полезным, а что вредным. Как следует поразмыслить.

Основы нравственности

Каковы же основы объективной нравственности? Одна из наиболее нравственных парадигм изложена мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Практикам йоги предписывается утвердиться в нравственной дисциплине, прежде чем приступать к практикам. Что же предлагает нам мудрец Патанджали? Основных предписаний для гармоничной жизни существует всего пять. Но идеально исполнять хотя бы одно из них — задача непростая. Пять предписаний нравственности изложены в первой ступени «восьмиступенчатой системы Патанджали», так называемой Яме:

  • Ахимса — ненасилие. Ненасилие предписывается соблюдать на трёх уровнях: тела, речи и ума. И если на уровне тела соблюдать ахимсу более-мене несложно, то на уровне речи, а тем более на уровне ума — задача весьма непростая. Но именно на уровне ума и зарождается то зло, которое мы транслируем в мир.
  • Сатья — благожелательная правдивость. Человек, который говорит неправду, в первую очередь причиняет вред самому себе. Потому как ложь создаёт некую пелену иллюзии вокруг того, кто эту ложь произносит. И человек начинает жить неадекватно.
  • Астея — неприсвоение чужого. По закону сохранения энергии всё, что мы несправедливо себе присвоили, мы всё равно потеряем. Так есть ли смысл брать чужое, причиняя человеку страдание, если мы всё равно это потеряем?
  • Брахмачарья — воздержание от чувственных наслаждений. Любое чувственное наслаждение — это потеря энергии. И чем ниже и грубее удовольствие, тем больше энергии мы теряем. И если у человека есть в жизни какая-то цель или предназначение, которое он призван исполнить (а оно есть у каждого), то недопустимо тратить свою энергию на страсти и удовольствия, так как количество энергии у каждого человека ограничено.
  • Апариграха — нестяжательство. Помимо удовольствий и развлечений, нашу энергию также тратят и материальные блага. Поэтому накопление материальных благ ради самого накопления — просто глупость, которая будет тратить нашу энергию. Хорошо говорил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья-аватара»: «Словно ограбленный, я уйду из этого мира». Так и есть. Всё материальное, что мы накапливаем, мы оставим здесь. И даже собственное тело нам не принадлежит, что уж говорить о материальных накоплениях. Поэтому тратить энергию на их накопление неразумно. Гораздо разумнее тратить её на совершение благих дел и изменение мира вокруг к лучшему. Так как в свою будущую жизнь мы сможем забрать опыт в практике, благодарности и благую карму. Следовательно, только это и следует накапливать.

Это пять базовых предписаний Патанждали для практиков йоги. Существуют также пять дополнительных. В отличие от первых пяти, которые предписывают воздерживаться от безнравственных поступков, вторые пять предписывают то, что следует в себе взращивать. Однако тот, кто сможет освоить хотя бы пять базовых нравственных предписаний, уже будет достойным и благородным человеком, и ему не грозит накопление негативной кармы. Но для этого овладеть этими принципами следует в совершенстве. В современном обществе это сделать далеко не просто, однако дорогу осилит идущий.

Социальная голодовка

В наше время поиск правильной дороги в жизни беспокоит человека куда меньше, чем социальный дискомфорт. Родители больше заботятся о том, чтобы ребенок стал хорошим специалистом, нежели счастливым человеком в будущем. Важнее становится вступить в благополучный брак, чем познать настоящую любовь. Родить ребенка важнее, чем осознать истинную потребность в материнстве.

Моральные требования в своем большинстве апеллируют не к внешней целесообразности (если поступишь так-то, то добьешься успеха), а к моральному долгу (нужно поступить определенным образом, так как это продиктовано долгом), имея, таким образом, форму императива, рассматриваемого как прямое и безусловное повеление.

Нравственные нормы и поведение людей тесно взаимосвязаны. Однако, задумываясь о законах морали, человек не должен отождествлять их с регламентом, а выполнять их, руководствуясь собственным желанием.

Связанные понятия, ориентиры и позиция

Существует несколько смежных терминов, которые нельзя оставить без внимания. Например, духовно-нравственный ориентир – это цели и табу, формирующие поведение. Личность устанавливает для себя границы и старается не выходить за их пределы. Они контролируют деятельность индивида, способствуют поиску места в социуме, определяют степень порядочности. Ведь некоторые не могут совершить воровство, измену или предать других ввиду собственных установок.

Позиция подразумевает то, что персона оценивает правила общественной жизни, пропуская их будто через «внутренний» фильтр, чтобы потом использовать, как ориентир. Сюда входят:

  • самоконтроль поступков и действий;
  • совесть;
  • ощущение человеческого достоинства;
  • поведенческие побуждения.

И, наконец, принципы – основа для выстраивания социальных и межличностных взаимоотношений. Они являются универсальными и регулируются посредством порицания или одобрения деятельности социумом.

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

Какие бывают нравственные качества личности: список

Сразу же скажу, что помимо хороших, существуют отрицательные свойства: завистливость, злость, властность, лживость. При низкой степени нравственности подобные деяния рано или поздно начнут казаться допустимыми, а может даже и предпочтительными. Чтобы этого не допустить, необходимо, в первую очередь, следить за собой и своими поступками.

Этот перечень поможет выявить сильные или слабые стороны и наметить курс на самосовершенствование. Но это только первые шаги к улучшенной версии себя. Если вы решительно настроены на развитие положительных характеристик, то записывайтесь на мою консультацию.

Ответственность

Индивид обязан понимать, что его деятельность и даже ее отсутствие ведет к конкретным последствиям. Увы, такая черта присуща в основном зрелым личностям, отличающимся самостоятельностью и обладающим самоуважением. Ведь тем, кто привык, что за них все проблемы решают другие, будет довольно сложно отвечать за собственные поступки.

Ответственность зависит от воспитания. Ребенок, зная о правилах и запретах, понимает, что нарушив их, он будет наказан. Взрослым развить это свойство уже сложнее. Для этого можно за каждый проступок придумать штраф. Например, сделать то, что не очень хочется, но полезно.

Гуманизм

Это высокое нравственное качество, без которого жить в обществе было бы гораздо сложнее. Сюда входят сопереживание, заботливость. Но затруднение в том, что вызвать эти чувства специально практически невозможно, так как они просто возникают. Также довольно сложно любить всех вокруг. Но если присмотреться к окружению, интересоваться их жизнью, наблюдать за ними, любовь становится оправданной.

Верность

Эта характеристика сегодня в большой цене. Ее проявление подразумевается не только к возлюбленному, но и к себе и к собственным обещаниям. Если индивидуум желает, чтобы его ценили и уважали, то ему следует сдерживать слово. В противном случае нужно заранее предупредить о трудностях, чтобы не испортить взаимоотношения.

Дисциплина

Это пример морального качества человека, когда необходимо соблюдать все сложившиеся общественные нормы, чтобы не наткнуться на санкции со стороны государства. Но в психологии также есть понятие девиантной личности. Оно применимо в том случае, если индивид не может соблюдать законы и порядочно себя вести.

Честность

В первую очередь, открытым нужно быть перед собой. Ведь жить в «розовых очках» в наше время чревато нехорошими последствиями. Но перед тем как довериться другим, будьте очень внимательными. Стоит убедиться, что перед вами надежное плечо. В противном случае вы просто облегчите ему задачу в поиске ваших слабых мест.

Разновидности норм: какие бывают

Установки со стороны нравственности похожи на правовые. Они также формируют поступки людей, но при этом не зафиксированы в письменном виде, а просто известны всем.

Записаться на консультацию

Такие ценности воплощают мораль, ведь она определяют сознание индивидуума в различных сферах, будь то семья, профессиональная деятельность или межличностные взаимоотношения. И если за нарушение закона государством применяются санкции в виде административной или уголовной ответственности, то несоблюдение нравственных устоев карается общественным осуждением и возникновением внутренних негативных эмоций, что мы называем угрызениями совести.

Если говорить о видах норм, то представим себе шкалу с двумя противоположными полюсами: плюс и минус. Это поощряемые и порицаемые поступки, влекущие за собой определенные последствия.

К первым можно отнести всем известные требования:

  • уступать место в транспорте беременным, детям и пожилым;
  • приветствовать и прощаться;
  • помогать нуждающимся.

Каждое из этих правил имеет свой антипод. Он и станет недопустимым в социуме действием. Сохранить нейтральную позицию в системе невозможно, так как даже бездействие повлечет за собой конкретные события. Именно поэтому личности приходится следовать имеющимся нормам, чтобы успешно жить в обществе.

Самокритичность

Урок вежливости в детском саду и в школе должен начинаться с рассказа преподавателей о критике. Маленьким детям она встречается нечасто, но чем старше становится человек, тем чаще он сталкивается с критическим мнением. Мало кто умеет нормально воспринимать осуждающее мнение о себе или же, о своей работе. Но нужно иметь в виду, что каждый окружающий вас человек имеет право на свободу слова. По этой причине люди могут критиковать все, что видят. Каждый индивид с детства должен стать самокритичен. Зачем? Чтобы научиться отличать полезную критику от злословья. Иногда окружающие не хотят обидеть вас или же предмет вашего творчества. Они хотят помочь и высказывают свое мнение, которое может оказаться компетентным. По этой причине его нужно выслушать и взять на заметку. А негативное высказывание, которое не поддержано никакими аргументами, следует научиться пропускать мимо ушей. А главное — нужно научиться не отвечать на злословие и не мстить в ответ. Каждый человек должен уяснить простую истину, с людской завистью бороться невозможно. Завистливая персона – это несчастная личность, которая нуждается в сострадании и любви.

Что указывает на зрелость

Степень развития зависит от социализации индивидуума. То есть человек усвоил систему общепринятых ценностей и следует ей не из-за страха быть наказанным, а благодаря четкому осознанию правильности собственного поведения.

Выделю 6 критериев:

  • Широкое ощущение «Я». Оно появляется еще в раннем возрасте, сформировывается в течение первых 10 лет и позже начинает расширяться с приобретением опыта и увеличением социальных ролей. Важным фактором является целенаправленная активность.
  • Проявление заботы об окружающих. Выражение глубоких чувств к близким, способность любить и дружить.
  • Принятие себя. Зрелая личность имеет свои взгляды и ценности и может их транслировать, учитывая мнение других.
  • Восприятие реальности, достижение целей. Индивид сосредоточен на конкретной задаче, забывая об удовольствиях, эгоизме. Это связано с ощущением ответственности, что является идеалом зрелости.
  • Самообъективация. Незрелый человек может совершать поступки напоказ, не отдавая себе отчета в том, что это выглядит неестественно. Более развитый индивидуум понимает, что поддельных личностей быть не может.
  • Жизненная философия. Наличие представления о единой цели в жизни.

Отмечу также, что социализация не прекращается даже у взрослых. Она вообще не имеет окончания, но всегда преследует конкретную цель, будь она осознанной или нет. Поэтому слова «зрелость» и «взрослость» – это не синонимы.

Понятие релятивизма – что это такое

Говоря о морально-этических качествах, стоит затронуть тему и об этом философском течении. Его сторонники уверены, что понятий абсолютного добра и зла не существует. Согласно этой теории, мораль не привязана к универсальным правилам. Всякое суждение является оценочным и относится к конкретному субъекту, генам, эпохе или культуре.

В связи с этим термин рассматривается с двух сторон:

  • мнение о добром и злом условно;
  • социальная нравственность также относительна в зависимости от установленных стандартов.

История термина «мораль»

Моральные качества — что это такое

Термин «мораль» берет начало от латинского слова «mores» – традиция, обычай, нрав. Древние римляне переводили слово как «соответствие добрым традициям». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». Таким образом, этимология слов мораль и нравственность синонимична.

Точно не установлено, когда нравственные законы прочно вошли в человеческое общество. В литературе уже в одной из притч царя Соломона описана четкая система применения норм морали. При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность. Конфуций призывал современников быть человеколюбивыми, милосердными, добропорядочными. Цицерон считал неразделимыми простые понятия права и нравственности, вывел в обиход определение «мораль». Пифагором, Сократом, Платоном и Кантом также поднимались вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводились примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.

На протяжении веков многие ученые и философы занимались вопросами норм морали, высказывали свои соображения на данную тематику, формулировали новые понятия моральных норм. Кроме того, обществознание свидетельствует, что в разное время и отдельных социальных группах моральные правила и нормы были отличными.

Пару слов о развитии нравственных устоев

Как же моральные ценности формируются у детей? Существует 3 этапа развития детского сознания:

  • Доморальный (от 4 до 10 лет). В этот период в приоритет ставится собственная безопасность и выгода. Малыш стремится избежать наказаний и поэтому поступает так, чтобы получить одобрение взрослых. Затем наступает вторая стадия, где действия детей направлены непосредственно на вознаграждение.
  • Конвенциональный (от 10 до 13). Происходит осознание установленных правил и системы ценностей. Сначала авторитетом выбирается близкий. И нежелание его расстроить становится причиной соблюдения этих норм. Затем ребенок начинает понимать причину рамок и использует их для отстаивания собственных прав.
  • После 13 лет. В этот период подросток формирует свой комплекс взглядов путем корректирования социального шаблона. На первой ступени большое внимание уделяется требованиям, обеспечивающим спокойствие жизни. А на второй – создается индивидуальный устойчивый свод.

В этом возрасте человек уже сможет вынести осуждение, если поведение массы покажется ему отдаленным от справедливости.

Явление безнравственности

Процессы в обществе происходят циклично. Поэтому наступает момент, когда нравственность переживает упадок. Причиной этого может стать постоянная трансляция образа успешной личности, не берущей в счет мораль, идущей к своей мечте, разрушая на пути все имеющиеся стереотипы.

Все это, конечно, подается под соусом романтики, так привлекающей молодежь, легко поддающейся влиянию. Однако молодое поколение в большинстве своем не может оценить масштабность последствий. Ведь игнорирование требований ведет к анархии, хаосу и беззаконию.

Безнравственный социум — это сообщество, где люди следуют на поводу у собственного эгоизма. Они не испытывают угрызений совести, когда наносят вред окружающим. Все это ведет к глобальной катастрофе. Разрушаются исторически сложившиеся установки, размывается граница между добром и злом.

Примеры нравственных качеств и чувства

Эмоции зависят от того, совпадают ли действия с принятыми обществом правилами или нет. Если поступки индивида были совершены с соблюдением моральных устоев, то ощущения у него положительные. Но если они идут вразрез с одобренными моделями поведения, то негатив будет обеспечен.

Приведу наглядные ситуации из жизни:

  1. Юноша поддался всплеску раздражительности и нагрубил пожилому. Если уважение к старшим является одним из его ориентиров, то он будет осуждать себя и корить за подобный проступок.
  2. Девушка дожидается своего возлюбленного из армии, проявляя верность и преданность. Она будет испытывать внутреннее удовлетворение от того, что ее дело соответствует общепринятым принципам.
  3. Путешественник долго ездил по разным странам и наконец возвращается на родину. В момент возвращения у него возникает ощущение патриотизма, что также вызывает положительное состояние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *