Нимб Иисуса

Центральное место на любом православном иконостасе всегда занимает икона Иисуса Христа. Долгое время церковь запрещала изображать Бога, однако ввиду человеческого происхождения Спасителя, все же разрешила иконы с портретом Мессии. Подробнее о святом лике и его значении для христиан читайте далее.

Значение иконы Христа Спасителя

Образ Господа является главенствующим для православных христиан и служит постоянным напоминанием о том, что Иисус был живым человеком. Глубинный смысл лика Спасителя – неразделимый союз физического и духовного, знак того, что каждый может воссоединиться с Богом, если будет вести праведную жизнь.

Значение иконы Христа Спасителя

В миру человека подстерегают опасности, горести, проблемы, различные недуги. Такая тяжкая судьба – это расплата за первородный грех, сотворенный нашими предками. Во времена житейских неурядиц икона Христа напоминает праведнику, что у того есть Небесный Защитник, Помощник и Спаситель. Молитва Господу помогает отвлечься от повседневной суеты, поразмыслить о собственной судьбе, пересмотреть свои ценности.

К святому образу дозволено обращаться в любое время. Неважно, это просьба о помощи или просто благодарственная молитва. Правильное общение с Богом должно приносить душевное умиротворение, облегчение, надежду на светлое будущее. Если такого эффекта не происходит, стоит обратиться за советом к священнику – возможно, вы неправильно понимаете суть Евангелия.

О чем молиться образам Христа Спасителя

Образы Иисуса призваны напоминать человеку о Божьей любви и жертве, которую он принес ради спасения человечества. Считается, что он является Богом Живым в прямом смысле, а не просто описанным персонажем. Иисус – посредник между мирским и божественным, помогающий быстрее донести молитвы людей до Бога Отца. Поэтому молясь Иисусу Христу, верующие устанавливают с ним личные отношения как с надежным, верным помощником.

Как правило, в доме есть образ Спаса Вседержителя – он может помочь тем, кто переживает трудности, стоит перед тяжелым выбором или разуверился. К иконам Господа обращаются в ежедневной молитве «Отче наш».

Спасу Нерукотворному молятся те, кто ищет исцеление от телесных и душевных недугов. Иисус прошел через муки, но не отказался от всеобъемлющей любви к людям, в чем помогает и молящимся ему. Молитва избавляет от тревог, отчаяния, сомнений и дает силы следовать по истинному пути.

Как молиться

Молитва Господу Богу Иисусу Христу – самая важная молитва, которую должен знать каждый. Молитва, которой учат с самого детства, обращение к Богу:

«Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила, и слава

Отца, и Сына, и Святого Духа во веки.

Аминь».

Эта молитва – личное и сокровенное. Это особый разговор с Господом. Она настолько чистая, возвышенная, что после ее прочтения, непременно, каждому станет легче, спокойнее и комфортнее.

Молитва Господу Вседержителю:

«Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистей Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившыя Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки, аминь».

Освященная икона Господу Богу Иисусу Христу должна обязательно присутствовать в каждом доме, дабы обегать дом от нечистой и даровать благодать верующим.

Храни Вас Господь!

Смотрите и видео об иконах Иисуса Христа:

Символика образов Иисуса Христа

В первые столетия своего существования христианство подвергалось жестоким гонениям, а потому икона Спасителя являла собой различные символические рисунки. Чаще всего на ней изображались рыбы, отождествлявшиеся с проповедями. Чтобы как-то распознать друг друга среди многочисленной толпы, христиане даже носили небольшие амулеты в виде этих морских жителей.

Также встречались изображения Агнца, символизирующие смерть Мессии. Как правило, жертвенное животное рисовали стоящим на вершине холма (что означало церковь), по склонам которого стекало четыре ручейка (знак Евангелия). Нередко на древних иконах можно было увидеть виноградную лозу, знаменующую евангельский образ Спасителя. Ветки означали членов церкви, а сами грозди – великое Таинство Евхаристии.

В конце VII столетия было принято решение заменить символические рисунки на человеческое воплощение Христа. Долгое время иконописцы спорили насчет внешности Иисуса, пока, наконец, не выработался общий исторический типаж Спасителя:

  • пропорциональное лицо;
  • большие глаза;
  • тонкий, ровный нос;
  • темные, слегка волнистые волосы до плеч;
  • аккуратная бородка.

Основы православных иконографических канонов

Стоит отметить, что с приходом новой эры иконографии скрытая символика не исчезла со святых образов. Каждый элемент, изображенный на иконе, имеет свое значение, раскрывающее суть веры. Так, над головой Иисуса всегда рисуют нимб, как знак Божественного света и двойственности природы Бога. Нередко в руках у Мессии можно заметить Евангелие – учение, которое Христос принес мирянам. А вот крест знаменует Распятие – страшную казнь, которой Спаситель искупил все грехи человеческие.

Несмотря на то что Господь вочеловечился, как представитель семитов, многие народы и расы изображают его согласно своим представлениям – негром, индейцем или азиатом.

Видео «Символические иконы Иисуса Христа»

В этом видеоролике представлены некоторые образы Всевышнего.

Что такое нимб? Это частый вопрос, который интересует людей. Нимб (сияние, или гало) (nimbus) с латинского переводится как «облако» или «туча». Нимб – значение слова «ореол святости» – обозначает особое сияние вокруг головы или всего тела (в том числе и духовного) у Бога, святых и Ангелов. Благодаря ореолу в искусстве и иконографии становится возможным выделение на фоне остальных участников композиции святых, представителей мира Ангелов, Пресвятой Богородицы, Троицы.

Форма нимба над головой у святых, Ангелов, Бога может быть разной:

  • треугольной,
  • круглой,
  • шестиугольной.

Треугольная форма ореола с вершиной наверху характерна для икон Бога Отца. Отличительной чертой икон второй ипостаси Троицы Господа Иисуса Христа является круглый позолоченный нимб, в который вписаны 3 луча от креста. Традиция таким образом передавать святость Спасителя (или Бога Слова) и передавать Его подвиг распятия на Кресте характерна для православных изображений. В католических иконах вокруг духовных фигур художники просто означают свет, сияние.

Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)

Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.

Существуют три теории о происхождении этого символа:

  1. Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
  2. Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
  3. Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.

Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.

Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .

Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.

Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).

Самые распространенные образы

Иконы Иисуса Христа не могут похвастаться таким разнообразием, как образы Богородицы или лики Николая Чудотворца. В православной иконографии особенно выделяются такие лики Спасителя:

  1. Мандилион, или «Спас Нерукотворный». С этой святыней связано интересное предание. Больной проказой правитель Эдессы послал за Иисусом своего гонца, чтобы Он пришел и избавил его от недуга. Однако посланник не смог приблизиться к Христу из-за толпы народа, а потому даже нарисовать портрет Спасителя было невозможно. Тогда Иисус смочил лицо и вытер его платком, на котором проявился Святой Лик. Молясь этому полотну, эдесский правитель пошел на поправку, а в иконографии появился новый тип, где изображают одно лишь лицо Господа, освещаемое нимбом.
  2. Пантократор, или «Спас Вседержитель». Самый распространенный образ, на котором Христос одной рукой держит Священное Писание, а другой благословляет молящихся. Мессию изображают по пояс или же в полный рост восседающим на троне. Ярким примером является образ «Спас в силах» знаменитого русского иконописца Андрея Рублева.
  3. «Спас Эммануил». На этих иконах Иисус всегда пишется отроком или младенцем, а сам лик называется «С нами Бог». Чаще всего такой образ Христа можно встретиться в тандеме с Пресвятой Девой Марией, где Они образуют Божественную Пару.
  4. Деисус. Это изображения Господа в окружении других жителей Царства Небесного (Богородицы, святых, ангелов, апостолов и т. д.). Как правило, Спаситель пишется сидящим на троне, обязательно по центру композиции. На основе византийской иконографии русские иконописцы создали свою вариацию Деисуса, назвав икону «Ангельской». На ней изображен маленький Христос, рядом с которым стоят два архангела (Михаил и Гавриил).

Не менее знаменитым является «Спас благое Молчание», где Мессия изображен в виде ангела, воплощенного в юношу с крыльями. «Спас Великий Архиерей» показывает нам Спасителя с царским венцом на голове, держащего Священное Писание. А вот образ «Добрый пастырь» показывает Иисуса как пастуха, возвращающего заблудшие души на праведный путь. Нередко на нем Христос пишется с овцой на плечах.

Спас НерукотворныйСпас ВседержительСпас ЭммануилДеисус

Редкие иконы Христа

Самый известный лик Спасителя, представляющий особую историческую ценность, принадлежит кисти Евграфа Сорокина. Знаменитый русский иконописец изобразил Спасителя с длинными волнистыми волосами, спускающимися на плечи, и выразительными, печальными глазами. Данный образ больше напоминает портрет, чем традиционную икону, а потому его крайне редко можно увидеть в православных храмах.

Не так часто попадаются образы Христа, описывающие сюжет Его погребения. На них Мессия представлен с Божией Матерью, которая обнимает Своего Сына, лежащего в гробу. Иногда иконописцы меняют некоторые детали, однако общая композиция всегда остается узнаваемой. Крайне редко встречается лик «Христос во гробе». На нем Иисус, снятый с Креста, лежит на каменной плите, обернутый белоснежной плащаницей. На теле Его можно увидеть раны от гвоздей и копья.

Иконы, изображающие посмертные сюжеты, призваны напоминать людям о той великой цене, которую Христос отдал за спасение всего человечества.

Обязательные элементы изображения

В чем помогает образ Спасителя

Господь Бог всемогущ, а потому обращаться к Нему можно с любой просьбой. Более того, священнослужители рекомендуют молиться образу Иисуса Христа, даже когда в жизни не возникает проблем, чтобы поблагодарить Спасителя за данную благодать.

Однако чаще всего к Мессии обращаются в таких нуждах:

  • исцелить от тяжкого недуга;
  • утешить в скорби;
  • разрешить житейские трудности;
  • укрепить веру;
  • направить на путь истинный;
  • излечить от зависимостей;
  • оградить от страстей;
  • успокоить тревожный ум;
  • защитить от нечистой силы;
  • восстановить лад и гармонию в семье.

Как правильно молиться

Возносить молитвы Христу можно дома и в храме. Во время церковных богослужений сила слова значительно больше, однако если просьба идет от чистого сердца, Всевышний услышит ее везде. Стоит также помнить, что чудеса творит не портрет святого, а та Божья благодать, которой напитан образ, а потому желаемое получает лишь тот, кто обладает сильной верой.

Чтобы молитва была услышана, священники рекомендуют придерживаться нескольких простых правил:

  • зажгите перед иконой церковную свечку или лампадку;
  • постойте в тишине несколько минут, прежде чем начать молиться;
  • абстрагируйтесь от мирских забот, постарайтесь очистить разум от посторонних мыслей;
  • общайтесь с Господом шепотом или про себя;
  • сконцентрируйтесь на произносимых словах и не старайтесь нарисовать в воображении лик святого.

Возносить молитвы Христу можно дома и в храме

Иконы Иисуса Христа несравнимы по своей значимости с другими православными образами. Несмотря на то что долгое время Господа запрещалось изображать в человеческом обличье, эти лики почитались с самых первых дней возникновения христианства. Сегодня они есть абсолютно в каждом храме, а на иконостасе занимают почетное центральное место.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кто такой Ангел

© Ольга Авдеева/ Getty Images

Итак, давайте разберёмся, кто такой Ангел-хранитель, и для чего он приходит к человеку.

Само слово Ангел происходит от греческого слова Άγγελος,

которое дословно переводится как
Посланник.
Считается, что Ангелы приносят людям божественные послания и руководства, чтобы помочь им прогрессировать в жизни, в нашем физическом мире, входить в контакт с духами, повышать их осознанность и частоту, а также приближать их к высокому (духовному).

Итак, Ангелы — это небесные духовные, бесплотные существа, происходящие из совершенно иного Творения, чем мы. А так как они берут начало из Мира Духов, то лишены телесной оболочки, свойственной людям.

В отличие от демонов, они путешествуют с целью создания. Им свойственно созидание, а не разрушение.

Ангелы пульсируют Божественной энергией, одно только их присутствие (видимое или невидимое) может изменить атмосферу в комнате и настроение тех, кто находится рядом с ними.

Считается, что эти создания обладают сверхъестественными возможностями и удивительной духовной силой.

И хотя многие считают, что Ангел –это перевоплощение просветленного человека, чаще всего их происхождение отличается. К сожалению, окончательно постичь тайну этих великолепных существ, мы еще не способны.

Иногда случается так, что Ангел связывается с человеком. Стоит сказать, что такое случается в очень редких случаях. Так почему же Ангелы связываются с нами?

Чаще всего они доставляют нам важное сообщение в самый подходящий период в жизни, когда мы больше всего в нем нуждаемся.

Это сообщение исходит от божественного источника (богов или другого высшего создания).

Особенности нимба Спасителя

Попытки выделить образ Спасителя особыми знаками, вписанными в кольцо, существовали с самого зарождения иконописной традиции христианства. Сперва художники использовали греческие буквы «χ » и «ρ » (хрисма), а также первую и последнюю букву алфавита («альфа» и «омега»).

Позднее в окружность возле головы Спасителя стали вписывать крест — главный символ спасения. Этот атрибут прочно закрепился в иконописной традиции и используется до сих пор. Форма и цвет вписанного креста изменялась на протяжении многих веков. Художники могли изображать его плоским, имеющим условный объем или украшенным драгоценностями.

Со временем символы внутри божественного гало изменились на греческое слово «ό ών», переводимое как «сущий».

Крещатый нимб, распятая любовь,
Прощальный взгляд, прощальная вечеря,
И небо в отраженье синих вод,
Непостижимое, жестокое забвенье…
Как капли чистых слёз у ног твоих,
Сегодня снег на нашу землю падал,
И таял воск, и брезжился рассвет,
И холод этот показался адом!
Ничто не может душу обогреть,
Как та любовь, спустившаяся с неба,
Но тем, кто распял, не нужны слова,
Им нужно только зрелища и хлеба.
Звериный род, привыкший убивать,
Опомнись и открой в себе благое!
В цветении садов к нам спустится весна,
И небо станет близкое, родноё.
Крещатый нимб, усталый тихий взгляд,
А мы спешим, но жизнь не проживаем!
Не до того, и мы бежим… куда?
И в спешке этой Бога забываем.
Но вдруг, очнувшись, словно ото сна,
Мы понимаем тщетность наших планов,
И плачем, словно дети, у Креста,
Становимся посмешищем у хамов.
Бессмысленная жизнь в отрезке дней,
Наполненная смыслом Вечность,
По вере оставляются грехи,
По вере оставляется беспечность.
Крещатый нимб, печальные глаза,
Кресты оставленные – попранная святость!
И Он один, и снова тишина…
Но будет Воскресение и радость.
А значит, есть и Истина, и Жизнь,
А значит, есть надежда и спасенье,
Всё запоёт, всё к Богу, к небесам
Прорвётся в день бессмертный – Воскресенье!

Порой всего одна буква в слове, спор о том, ставить ее в нем или нет, могут послужить причиной очень глубокого раздора. Конечно, само слово должно быть для этого очень важным, иметь исключительное значение.

До середины XVII века наши предки первую часть имени Господа Иисуса Христа произносили как «Исус», а писали как «Iсус». Мы уже писали в «Толковом словаре» «Христос: Помазанник», что записанное в древнегреческой транскрипции как ὁ Ἰησοῦς (Iisus) это имя еврейского происхождения. Восходит оно к глаголу «спасать» и значит на иврите «Спаситель». В русском языке два первых звука «и» имени Господа и, соответственно, две первых буквы слились в одну. Так греки и русские стали писать и произносить имя Иисуса Христа по-разному.

В середине XVII века патриарх Никон начинает печально знаменитую по своим последствиям церковную реформу, которая вызвала глубокий раскол в русской Церкви и обществе. Никон решил изменить некоторые сложившиеся к тому времени богослужебные обряды, а также исправить некоторые богослужебные тексты, чтобы привести их в соответствие с греческими.

Московская Русь после взятия Константинополя турками (1453 г.) и падения Византии, оставшись единственной православной страной в мире, начала мыслить себя как оплот, как единственную и последнюю защиту Вселенского Православия. Отсюда родилась знаменитая идея «Третьего Рима»: два первых пали, третий стоит, а четвертому не быть. Считается, что патриарх Никон намеревался создать Вселенское православное царство с центром в Москве и занять среди православных патриархов главенствующее положение. Для этого надо было уравняться с греками в обряде и чине.

Среди главных нововведений были введение трехперстного, а не двухперстного крестного знамения, тройной, а не сугубой (двойной «Аллилуия»), совершение крестного хода вокруг церкви «противосолонь» – против солнца, то есть с запада на восток, а не наоборот, и т.д. В том числе в имя «Ісус» (под титлом «Iс») добавили еще одну букву, и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).

Реформы проводились очень поспешно, насильственными методами. Это вызвало неприятие многих священнослужителей и мирян и в результате послужило причиной раскола Русской Православной Церкви, последствия которого не изжиты до сих пор. Старообрядцы были преданы церковной анафеме, на протяжении почти двух с половиной столетий их преследовали и всячески ограничивали в правах.

Только в 1971 году Поместный Собор Русской Православной Церкви окончательно подтвердил признание старых русских обрядов спасительными и равночестными новым и упразднил анафематствование всем, кто их придерживается: «Освященный поместный собор Русской Православной церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Освященный поместный собор Русской Православной церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения».

По хорошему – в расколе середины XVII века были виноваты обе стороны, каждая по своему отличившаяся нетерпимостью и глухотой. Если «никониан», как говорят старообрядцы, упрекают в карательной политике, осуществлявшейся при помощи государства, то старообрядцам обычно ставят в вину их «обрядоверие» и слепую приверженность букве. Ведь сказано же апостолом Павлом: «Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3:6).

Эти слова часто цитируют в подтверждение той мысли, что старообрядцы словно застряли в XVII веке, «уцепившись» за малозначимые с точки зрения сути веры вещи. В конце концов, разные Поместные Православные Церкви отличаются друг от друга некоторыми обрядами, но это не мешает им считать себя частями единой Православной Церкви.

Между тем интересно отметить, что апостол Павел вовсе не порицает служение букве как таковое и вовсем не противопоставляет букву духу. Ведь в следующем стихе этого Послания он говорит, что «служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей» (2 Кор 3:7). То есть, он называет служение «смертносным буквам» настолько славным, что евреи даже не могли смотреть на исходившее светом лицо Моисея, когда он принес им скрижали Завета.

Да, апостол говорит дальше, что служение духа гораздо более славно, чем служение «смертоносным буквам». Но и служение букве славно тоже, пусть и в меньшей степени. Это словно необходимая предварительная стадия – чтобы славно послужить духу, сначала нужно умертвить себя буквой и послужить ей. Так в сказках доброго молодца сначала обливают мертвой водой, чтобы потом воскресить водой живой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *