Николо теребенский монастырь

Этот памятник отечественной архитектуры и истории издавна пользуется заслуженной популярностью и признанием. Известно, что основанный в XVI веке православный женский Николо-Теребенский монастырь (Тверская область) вначале был мужским. Сегодня сюда приезжают бездетные семейные пары вымаливать детей.

Рассказывают, что до революции Николо-Теребенский монастырь был пещерным — здесь можно осмотреть сохранившиеся своды подземного храма Александра Свирского. Остальные ходы пока недоступны для посетителей – их заложили ввиду возможности провала грунта. По праздникам и выходным дням в Благовещенском храме проходят богослужения. По рассказам очевидцев, в Никольском соборе Николо-Теребенского монастыря в Тверской области, в котором пока не проводятся регулярные службы, сами собой стали проявляться фрески. Верующие называют их «живыми», так как появляющиеся на стенах собора картины из жизни Иисуса Христа представляют собой живые колышущиеся изображения. Особое впечатление на посетителей производит фреска, на которой явственно проступают персонажи «Тайной вечери».

Место, где расположен Николо-Теребенский женский монастырь, по отзывам, является поистине удивительным. Каждый, кто сюда приезжает, получает замечательную возможность насладиться здешним покоем и тишиной. Многих восхищают окрестные роскошные, поистине левитановские пейзажи – живописная излучина реки Мологи с ее песчаными берегами и бескрайние, необозримые русские просторы.

Николо-Теребенский женский монастырь (Максатиха) : знакомство

Этот монастырь русской православной церкви был основан во 2-й половине XIX века как мужской во имя Николая Чудотворца. Николо-Теребенский монастырь (фото представлено в статье) находится в поселке Труженик (ранее назывался — Теребени) Максатихинского р-на Тверской области. В 30-е годы двадцатого века монастырь закрыли, но с середины 90-х он стал возрождаться уже как женский.

Легенда

Согласно одной из легенд, в далеком 1492 году российский помещик Михаил Обудков принял решение возвести в одном из своих сел под названием Теребени храм во имя Святителя Николая. Им было выбрано подходящее для строительства место, где и поставили образ святого. Но несколько раз икона чудесным образом оказывалась неподалеку от реки Мологи и раскинувшегося рядом озера, на берегу которого росли несколько берез и находился колодец.

Помещик увидел в этом удивительном перемещении иконы чудесное знамение и расценил его как волю Чудотворца, противиться которой не счел возможным. На месте, которое, как понял Обудков, было указано самим святым Угодником, выстроили небольшую деревянную церковь. Со временем село Теребени было даровано помещиком церковным служителям для вечного поминания о нем и его роде.

Место Никола указал

Согласно легенде, в 1492 г. в центре села был заложен фундамент церкви Николая Чудотворца. Помещик Михаил Обудков принёс принадлежавший ему образ Николы и поставил его на месте строительства. Но ночью образ исчез и был найден на окраине села, ближе к берегу Мологи, где «стояли пять берёз и был водный кладезь». Обудков ещё несколько раз пытался вернуть икону на изначально выбранное им место, а она каждый раз возвращалась к пяти берёзам у колодца. Пришлось смириться и строить там, где указал сам Никола.

Крестный ход

Крестный ход в Бежецк с иконой Николая Чудотворца был одним из самых больших в России. Он начинался 5 июля и длился двадцать дней.

Историческая справка

Когда в 1492 г. помещик Михаил Обудков построил церковь во имя Николая Чудотворца, к ней потянулись монашествующие, возник монастырь. Однако он был разрушен во времена Смуты в начале XVII столетия.

В 1641 г. обитель начала возрождаться стараниями монахов Авраамия и Артемия, которые, разгребая завалы после пожара, обнаружили сохранившийся, хотя немного тронутый огнём образ Николы. Это сочли чудесным явлением, монастырь стал расти. В 1654 г. разразилась эпидемия чумы, и жители Бежецка выпросили к себе из монастыря образ Николы. Когда он был доставлен в город, моровое поветрие быстро пошло на спад. С тех пор начались крестные ходы из Теребеней в Бежецк. Каждый год икону помещали на специальную лодку с часовней и везли вверх по Мологе. Лодка периодически приставала к берегу, икону носили по окрестным селениям. В Бежецке её встречали толпы народа, и восемь дней она пребывала в городе, а потом таким же образом возвращалась назад. Ныне крестный ход возобновлён.
Соборный храм святителя Николая Чудотворца с престолами Николая Чудотворца, Владимирской иконы Божией Матери и Иакова Боровичского был освящён в 1833 г. В комплекс монастыря входят также церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1883 г.) Церковь имеет главный купол и 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположенные попарно вокруг стен церкви в честь двенадцати апостолов, осеняемых главой, олицетворяющей Иисуса Христа. В церкви находится чудотворный образ святителя Николая Чудотворца. В настоящее время реконструируются Никольский собор, Благовещенская церковь, церковь преподобного Александра Свирского, настоятельский и братский корпуса (середина XIX в.) и стены монастыря.

Как добраться

От пос. Максатихи 42 км по асфальтированной дороге. В 2-3 км к северу, в устье р. Кезы, при её впадении в р. Мологу, археологами открыт и частично раскопан древнерусский комплекс (конец 1 – начало 2 тыс. н.э.), состоящий из большого селища и курганного могильника. В 8 км к югу находится с. Лощемля с каменной церковью Михаила Архангела (1829), восстанавливается.

Николаевская Теребенская женская пустынь (Тверская епархия).

В XV веке село Теребени принадлежало благочистивому помещику Михаилу Обуткову (или Обудкову). В 1492 он решил построить в своём селе Николаевскую церковь в честь чудесного явления ему иконы Николая Чудотворца. Он избрал для церкви понравившееся ему место на краю села. Там было заложено основание церкви, и Обутков поставил образ на это основание. Но когда наступила ночь, образ невидимою силою поднялся с церковного основания и перенесся на полпоприща от села к озеру и реке Мологе, где стояли 5 берез и колодезь и где, по-видимому, был в прежнее время храм. На следующий день Обутков, думая, что кто-нибудь случайно перенёс образ, опять поставил его на церковное основание, но ночью образ снова перенесся. Утром Обутков вторично перенес образ, но все повторилось, так продолжалось несколько дней. Обутков построил там деревянную церковь во имя святителя Николая, внёс в неё образ и другие иконы и отдал село Теребень священнослужителям той церкви в вечное поминовение себе и роду своему. Образ прославился чудотворениями и привлекал к себе много богомольцев.

Первые насельники

Примерно через 100 лет после основания храм пришел в запустение, но, несмотря на полуразрушенность церкви, сохранился чудотворный образ.

Вскоре после литовского нашествия на Русь пришёл в эти места инок Онуфрий (в 1611) из Новгородской области, вынужденный покинуть свою обитель и искать пристанища. На месте села Теребень в то время осталось пепелище.

Онуфрий выкопал себе пещеру, прикрыл её сучьями, хворостом и мхом. Ему помогал благочистивый помещик Артемий из боярского рода Мозовских (или Морозовских), проживавший в 5 верстах от Теребени в своём селе Топольском, тоже опустошенным. Но Онуфрий прожил здесь недолго, пустынное оскуднение и недостатки заставили его уйти.

В 1641, когда государство умиротворилось, в царствование Михаила Федоровича прибыл к этой церкви из Онеги священноинок Авраамий, который застал ещё в живых Артемия Мозовского и вместе с ним поставил келью. Эти 2 инока стали жить вместе в молитве и посте. Но так как совершать богослужения, особенно литургию не было возможности по причине запустения и ветхости прежней церкви, то они решили близ её поставить другую, малую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, затем исправили прежнюю и испросили у новгородского митрополита Афония благословения освятить обе церкви. Когда церкви были освящены, они стали совершать богослужение по уставу пустынножителей. Так было заложено начало Теребенской обители. Со временем к Авраамию и Артемию присоединяется священноинок Феодосий, бывший крестьянин князя Федора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили её. Авраамий был первым настоятелем.

Чудотворный образ святителя Николая постоянно привлекал в обитель большое число богомольцев, быстро росла и сама обитель.

Спасения от моровой язвы (1654)

В 1654 году повсеместно свирепствовала моровая язва (чума) в Тверской губернии. В живых осталась лишь малая часть жителей, их не хватало даже для погребения усопших. Особенно сильно охвачен был Бежецк и окрестности. Жители Бежецка послали просить о заступничестве Николая Чудотворца у его образа и, получив дозволение, перенесли его с торжеством рекою Мологою 30 июня в Бежецк в сопровождении священнослужителей собора и множества народа. Образ поставили в соборном храме Воскресения Христова. Когда иереи совершили всенощное бдение и святую литургию о спасении дущ христианских, когда язва начала прекращаться и вскоре в Бежецке и его пределах совсем затихла. В память этого события ежегодно совершался крестный ход с 23 июня по 12 июля в Бежецк и попутные селения.

Храмы монастыря

Соборная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, с колокольней (1838)

Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. 5 куполов и глав. Колокольня о 2 ярусах со шпилем и крестом высотой 17 саженей. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен и на полименте. При храме имеются в трапезе 2 придела: во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя святого праведного Иакова Боровичского. Храм отштукатурен и выкрашен светло-зеленой краской, карнизы отбелены известью. Храм украшают фрески, резной сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца.

Благовещенский храм (1883)

Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, ещё 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположенные попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых высшею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа.

Иконостас тройной, средняя часть соответствует престолу в честь Благовещения, а по сторонам его уступами вперед 2 меньших иконостаса, направо для придела во имя Арсения Тверского, а налево для помещения в его центре под вызолоченной сенью чудотворного образа Николая Чудотворца. Главный престол освящен 9 октября 1883 Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским, а придел освящен 4 декабря 1883 настоятелем игуменом Арсением.

Настоятели

  • сщмч. Василий (Богоявленский) (6 мая — 11 августа 1917)
  • Ольга (Назмутдинова), мон. (XXI в.)

Использованные материалы

  • Николаевская Теребенская пустынь. Историческое описание. Издательство «Леушинское подворье», Санкт-Петербург, 2003 год.
  • Статья «ТЕРЕБЕНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ» в энциклопедии «Тверская область», 1994 г., страница 283.

История: чудесная находка

Поначалу это была приходская церковь, но вскоре неподалеку от нее построили монастырь. В смутные времена обитель оказалась разоренной поляками. В 1611-м здесь поселился инок Онуфрий, но вскоре он не вынес пустоты этих мест и покинул их. Запустение продолжалось еще около тридцати лет, до самого начала строительства двумя иноками, Артемием и Авраамием, часовни (1641 год). Во время строительных работ ими была обнаружена чудотворная икона Святителя, сохранившаяся целой и невредимой в течение сорока лет.

Обрадованные иноки вместо часовни построили на этом месте небольшой деревянный храм. Таким образом, Теребенская обитель была возрождена на своем старинном месте. Слава о чудесном явлении образа распространялась очень быстро, богомольцы прибывали и не скупились на жертвоприношения. Благодаря этому обитель постепенно стала богатой, цветущей и благоустроенной.

О заступничестве святых икон

Помимо образа святителя Николая, обитель хранит также легендарную Теребенскую икону Божией Матери. Летом 1654 года в столице, окрестных городах и деревнях Бежецкого края началась страшная эпидемия моровой язвы. Бежечане обратились к Богу и Его Пречистой Матери с мольбами о прощении грехов и помиловании.

Веруя в несокрушимую силу молитв и заступничество святителя Николая и Девы Марии перед Господом, огромное количество бежечан прибыло в Теребенскую обитель, где им были переданы чудотворные иконы Святителя и Теребенской Божьей Матери. В тот же день, когда с великой надеждой и благоговением святые иконы были выставлены в помещении кафедрального собора Воскресения Христова (Бежецкий Верх), моровая язва в самом городе и всем крае пошла на убыль.

О проведении Большого Бежецкого Крестного хода

В благодарность Господу, Богородице и святителю Николаю православные в продолжение трех дней служили перед дивными образами молебны, после чего святые иконы с великими почестями были водворены в Теребенскую обитель. В память о том, как чудесно был избавлен Бежецкий край от мора, решено было совершать ежегодный Крестный ход с иконами Теребенской обители в Бежецкий Верх. Икону Теребенской Божией Матери с тех пор стали почитать как чудотворную.

Большой Бежецкий крестный ход был возобновлен лишь в 1990-м. С того времени ежегодно день 6 июля обитель отмечает как великий праздник. Иконы проносят на руках в село Пятницкое, где служат водосвятный молебен у источника св. мученицы Параскевы Пятницы, после чего везут в Максатиху (районный центр) и в Бежецк.

История Николо-Теребенского монастыря в Максатихе (мужского)

До октябрьской революции Николо-Теребенскому мужскому монастырю принадлежало 1350 гектаров земли. После секуляризации земля продолжала принадлежать обители, насчитывающей всего лишь примерно сорок монахов, которые трудились не покладая рук. Монастырь содержал духовную семинарию в Твери, помогал детям-сиротам. В 20-е годы обитель прекратила свое существование. Благочестивые жители смогли сохранить ее святыни. В середине 90-х, после восьмидесяти лет безбожия и тотального поругания веры, началось восстановление старинной Теребенской пустыни.

Сегодня

В 2004-м Николо-Теребенскому монастырю (Тверская область) был присвоен статус женского. Настоятельницей назначили монахиню Ольгу (Назмутдинову). При монастыре функционирует центр обучения и медицинской реабилитации детей-сирот. Обитель владеет 640 гектарами земли. Здесь планируется создание сельхозпредприятия, на базе которого учащиеся могли бы проходить практику.

Непосредственно на территории обители сохранились требующие серьезной реконструкции объекты: Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы; Никольский Собор; подземная церковь преп. Александра Свирского; жилые корпуса; стены монастыря. Хозяйственные постройки Николо-Теребенского монастыря (Тверская область) разрушены полностью. До основания разрушена и Сретенская церковь.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Этот храм основан в 1882 году. Вначале его построили вместе с кельями и хозяйственными помещениями, но вскоре здание разобрали и сложили новое. Теперь в нем помещалась библиотека монастыря, насчитывающая сотни томов различных художественных и богословских книг. Известно, что в хоре здесь когда-то пел знаменитый Шаляпин. При советской власти в здании церкви торговали курами. Сегодня церковь отреставрирована и в ней проходят богослужения.

Никольский собор

Известно, что деревянная церковь святителя Николая, возведенная в восемнадцатом веке, была неоднократно перестроена. Окончательно строительство собора было завешено в 1833 году. Крыши его были покрыты белым железом. Здание располагало пятью куполами, двухъярусной колокольней, украшенной шпилем и крестом, высота которого достигала семнадцати саженей (примерно 36 м) , чугунным полом, резными позолоченными вратами, позолоченным иконостасом. Храм был освящен в 1838 году.

При храме имеются два придела. После того как монастырь был закрыт, собор сохранился. Объясняется это тем, что его здание работники совхоза сначала использовали для хранения удобрений, а затем здесь был открыт спортзал.

Колокольня

По архивным сведениям, каменная колокольня была возведена в 1835-м и представляла собой 3 яруса: первый — четырехугольный; второй — восьмиугольный с восемью полуколоннами; третий — четырехугольный с восемью колоннами. Колокольня располагала двенадцатью медными колоколами, была покрыта железом, выкрашенным медянкой, и украшена железным, вызолоченным на гульфарбу крестом. Высота колокольни достигала 16 саженей (примерно 34 метра). С крестом ее высота составляла 17 саженей (около 36 метров). Под колокольней была расположена палата для хранения монастырской казны. В 1996-м началась реставрация колокольни. При советской власти ни одного колокола на ней не осталось, все были утеряны. Вопрос начали решать в 1999-м. В 2000-м были отлиты и установлены новые колокола.

«Живые фрески»

По свидетельствам очевидцев, после того как в Никольском соборе отслужили первую божественную литургию, на его стенах, к которым уже в течение многих лет не прикасалась рука человека, начали сами по себе проявляться фрески.

Сначала проступают отрывочные фрагменты сюжетов: части лица, цветы, одежды, потом — различные куски связных композиций. Под каждой из фресок можно прочитать надпись – отрывки из Святого писания. Матушка Ольга (настоятельница обители) уверена, что восстановление древних фресок на стенах и сводах собора является божественным знамением. Специалисты никаких внятных объяснений пока дать не могут. Предположительно авторами росписи стен собора являются калязинские живописцы Никифор Крылов и Алексей Тыранов, в будущем ставшие учениками знаменитого художника А. Г. Венецианова, неоднократно бывавшего в монастыре.

О подземном храме преподобного Александра Свирского

Как свидетельствуют историки, помимо обширного монастыря, раскинувшегося на поверхности земли, существовал еще и подземный. В 18 веке столетии землей был построен храм преподобного Александра Свирского. По преданиям, в этом монастыре святой начинал свой подвиг богослужения. Именно ему, единственному из всех русских подвижников, явилось видение Святой Троицы.

Известно, что в одном из подземных помещений находился храм, а другой использовался в качестве жилья монахами-затворниками, не выходившими на белый свет. Под всей территорией монастыря (около семи гектаров) были прорыты подземные ходы. В настоящее время все они заложены из-за обвалов грунта. Спуск под землю возможен только в одном помещении – там, где находится образ «Блаженное Чрево». Эту икону считают еще одним чудом Николо-Теребенского женского монастыря. Считается, что бездетным парам непременно следует обращаться в эту обитель и молиться перед ее иконами. Благодаря молитвам перед чудесной иконой «Блаженное Чрево», многим парам удалось обзавестись детьми. Бездетность, по мнению монашек, бывает послана людям в качестве испытания, для того чтобы они обратились к Богу.

Как сюда добраться?

Как доехать к Николо-Теребенскому монастырю в Тверской области? Такой вопрос нередко задают туристы и паломники. Адрес обители: ул. Садовая 24, поселок Труженик, Максатихинский район, Тверская область.

Лучше всего ехать на собственном транспорте. Для удобства знатоки рекомендуют воспользоваться GPS-координатами: 58.0090583983039, 35.6585080549121. К сведению посетителей: при обители функционирует отель для паломников.

А росписи обновляются сами Чудеса в Николаевской Теребенской обители, что в Максатихинском районе, происходят с первых лет основания монастыря. По преданию, еще в 1492 году помещик Михаил Обутков решил построить здесь церковь во имя святителя Николая. Он заложил в Теребенях основание будущего храма, поставив там образ Николая Чудотворца. Однако эта икона чудесным образом несколько раз переносилась в другое место. В конце концов это убедило помещика построить храм именно здесь. Можно сказать, так и началась история монастыря. Сегодня обителью, расположенной близ села Труженик, управляет матушка Ольга. Все на ее плечах – хозяйственные заботы и церковная жизнь (хотя постоянных служб здесь нет, священник служит в праздничные дни). Матушка нашла время рассказать о тех чудесах, которые по сей день происходят в обители. Первым делом она подвела нас к иконе святого Пантелеймона, что в Благовещенском храме. — В 1920-х годах, когда храм разрушался, эта икона была вынесена одним из местных жителей, — говорит настоятельница. — Он подпилил в алтаре решетки, ночью вынес ее и спрятал в траве. Таким образом икона сохранилась. Уже в наше время икону вернули в храм, от нее происходит много исцелений. Одной женщине из местных назначили операцию, у нее заболевание щитовидной железы, вот она две литургии отстояла у нас, поехала в больницу, но врачи ничего не обнаружили, все прошло. Росписи проявляются каждый день! Обитель в Максатихинском районе разделила участь тысяч церквей по всей стране. Она была разорена, в храмах устраивали птичник, склады… В середине девяностых монастырь стал потихоньку возрождаться. А лет пять — шесть назад здесь в Никольском соборе начали обновляться росписи, которые около двухсот лет назад выполнил знаменитый художник Венецианов. — Это происходит каждый день, — говорит матушка Ольга. — Думала, как же мы будем расписывать собор, а оказалось, росписи сами проявляются. Господь сам обновляет, мы ничего не трогали. — Вот носик проявились, глазки, — умиляется матушка, указывая на херувимов на сводах храма. — Я не знаю, чтобы такое происходило где-то еще… Преподобный Александр поможет зачать Настоятельница показала нам подземную церковь Александра Свирского. С ней тоже связаны свои чудеса. — Нашу обитель основали пустынники, монахи, которые молились в лесу, а кто-то под землей – там у них были специальные затворы, — продолжает матушка. — Два раза в год они поднимались на поверхность, в Пасху и Рождество. Мощам этого святого около 500 лет. С молитвой к Александру Свирскому обращаются молодые пары, он избавляет от бесплодия. Было много таких случаев. Одна женщина родила в 42 года. Ребенку уже два года, она недавно приезжала благодарить преподобного, что у них в семье произошло такое чудо. Приезжали еще две пары, одна женщина беременная, вторая родила – девочке уже годик. Одна пара с Севера приехала. Проезжали мимо, заехали. Помолились и в этот же месяц зачали ребенка. Чудесные иконы По дороге в домовую церковь матушка показывает икону над воротами Никольского храма. Перед приездом в село Труженик советских чиновников ее постоянно закрашивали, но лик Божией Матери на следующий день непременно проявлялся. А в домовой церкви – еще святыни! — Вот икона Воскресения Христова, она была серо-черной, — продолжает свой рассказ матушка. — Не прошло и года, стала яркой и красивой. Сам Господь показывает тем, кто сюда приезжает: обитель у нас благодатная. В нашем монастыре есть икона Николая Чудотворца, ее девять лет носили крестным ходом. Эта икона мироточила. А два года назад она серьезно пострадала, во время крестного хода поднялся страшный ураган, икону побило камнями. 6 июля будет крестный ход, понесем, как я предполагаю, подлинную икону Николо-Теребенской Божией Матери. Список с этой иконы написан Венециановым. Недавно порозовели щечки на лике Богоматери, апостольник начал краснеть. О ней известно, что спасала Бежецкую округу от моровой язвы. Эта икона пятнадцатого века, когда-то она мироточила. И действительно, на иконе как будто видны следы слез… Бомжи – божьи люди — В монастыре я одна, но по Божей милости мне помогают, — делится с нами хозяйка монастыря. — Вот приехали девочки-маляры из максатихинского ПТУ, подкрашивают собор. Большое спасибо отцу Геннадию. Если бы не он, развалилось бы здесь все. Люди ходили не в обитель, а к батюшке. Сейчас он, правда, уехал. Но Господь все время кого-то присылает. Вот бомжи – мы их называем Божьи люди – жили здесь несколько месяцев, не пили, не курили, много помогали. Тяга к вольной жизни все-таки сказалась: сначала один ушел, потом второй. Уходили – стали похожи на людей. Меня одна женщина из Максатихи просила: «Возьмите моего мужа к себе, может, он придет в чувство». Для меня было бы большим счастьем если не восстановить обитель, то хотя бы сделать так, чтобы она не разрушалась, — говорит матушка. Справка «КП» Николо-Теребенский монастырь был очень богатым, делал отчисления Тверской епархии 20000 рублей в год (для сравнения: одна корова стоила 5 рублей). При монастыре была духовная семинария, сюда приезжал Николай II, на клиросе в Никольском соборе пел Федор Шаляпин. Считается, что Николаевская Теребенская обитель – третья по значению в мире из тех, что были построены в честь Николая Чудотворца.

Преображенское кладбище основано в 1771 во время эпидемии чумы и являлось одним из центров старообрядчества.
В 1784 году там возводят соборную часовню старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.И.Соколов), которая первоначально называлась Успения Пресвятой Богородицы.
В 1857 пристраиваются алтари, т. к. федосеевцы не имели священников и обходились без алтарей. После чего освящен свт. Филаретом, митр. Московским, как единоверческий храм.
В 1866 стал собором учрежденного при нем Никольского единоверческого монастыря, который был закрыт в 1920е годы.
В 1930-х храм заняли обновленцы и продали его переднюю часть старообрядцам новопоморского брачного согласия, которые продолжают ее занимать. Трапезная с двумя приделами — свт. Николая Чудотворца (сев.) и Успения Пресвятой Богородицы (юж.) принадлежит православным. Между трапезной и храмом сделана глухая стена.
Вернемся к монастырю.
Вот его старые изображения (как и часть информации взято отсюда)
Митрополит Филарет добился, чтобы в 1854—1857 гг. три храма на Преображенском кладбище и один на Никольском стали единоверческими. Важной мерой для укрепления единоверия Филарет считал создание единоверческого монастыря, который должен был подготовить собственное духовенство. Филарет полагал, что такое духовенство будет пользоваться большим доверием и авторитетом.
В 1866 году по настоянию митрополита Московского Филарета на месте федосеевской мужской обители был открыт Никольский единоверческий мужской монастырь. Жившие там старообрядцы были выселены.
В 1887 и 1897 годах в Никольском единоверческом монастыре проходили съезды противораскольничьих миссионеров. А в 1907 году там находились игумен, 22 монаха и 41 послушник. Никольский монастырь благодаря деятельности его настоятеля архимандрита Павла Прусского (1821—1895) стал центром миссии среди поповцев и полемики с расколом.
О жизни монастыря в последний период его дореволюционного существования рассказывает письмо очевидца, приведенное в сборнике «Сорок сороков»:
«Монастырь этот имеет очень уединенный вид — настоящее убежище для любителей созерцательной жизни. Красивый, как будто готической архитектуры храм темно-красного цвета с желтыми украшениями, довольно стройная кирпичная колокольня, вдали кельи, тоже в готическом стиле, одноэтажный белый домик настоятеля, пятиглавая зимняя церковь над святыми воротами с знаменитой Хлудовской библиотекой при нем…»
От монастыря сохранились храм Воздвижения Креста Господня (Преображенский вал, 17, на моих фото его нет)
надвратный храм (кон. XVIII в.)(если я правильно понимаю, то вот он)
братские корпуса (1801) — не совсем ясно о чем идет речь и есть ли они на фото у меня не знаю,
и колокольня (1876—79; арх. Ф И.Горностаев)
детали колокольни на фото далее
Список упоминаемых церковных течений. Вся информация из интернета
Старообрядцы, староверы — совокупность христианских групп и церквей в России, не принявших церковных реформ XVII века и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви («раскол»).
Старообрядцы редко шли на переговоры с «антихристовой властью». С их т.з., «последние времена» уже наступили, близился конец света, и спасти от «никоновской мерзости» могло лишь «огненное крещение» — массовое самосожжение. Впервые такое случилось в 1672 в Н.Новгороде и с тех пор повторялось всё чаще. Старообрядцы считали самосожжение «неоскверняемым крещением огнём» и шли на него для того, чтобы «не погибнуть зле духом своим». А зло олицетворяла светская и духовная власть, проводившая никоновскую реформу. Никона же раскольники давно считали Антихристом. В 1716 правительство предприняло перепись раскольников, чтобы обложить их двойным налогом, но 12 МР 1798 вышел указ о разрешении старообрядцам строить свои церкви во всех епархиях. До 1906 преследовалась властями. Имеет ряд течений (поповцы, беспоповцы), толков, церквей, согласий.
Федосеевцы — наиболее распространенное название старообрядцев, кот. в настоящее время принадлежат к одному из относительно небольших беспоповских течений (федосеевскому течению); не признают церк. браков и не имеют единого руководящего центра. Роль авторитетного дух. центра традиционно сохраняется за федосеевским обществом в Москве, имеющим официальное название «Общество христиан-староверцев старопоморского безбрачного согласия».
Новопоморское брачное согласие. В начале 30-ых годов XIX века произошел раскол на старопоморское и новопоморское согласия. Особенностью новопоморцев было введение формальной брачной книги. Благодаря этому нововведению, позволившему официально передавать имущество по наследству, с середины XIX века новопоморские общины начали активно распространяться, поглощая старопоморцев и федосеевцев.
Единоверее — форма существования старообрядцев в лоне РПЦ, учрежденная в 1800 по представлению московского митрополита Платона. Было задумано по модели западной унии: при сохранении старого дониконовского богослужебного чина, древних книг и обычаев единоверцы официально подчиняются Синоду, т. е. принимают священство от господствующей Церкви и поминают на литургии Синод (или патриарха). Однако единоверцы не получили своего епископа и оставались верующими второго сорта. Единоверие не получило широкого распространения, но при Николае I насильственное «обращение в единоверие» стало излюбленной формой борьбы царских властей со старообрядцами. После объявления закона о веротерпимости в 1905 единоверие лишилось преимущественного положения по сравнению со старообрядством, и единоверческие приходы стали быстро распадаться: часть прихожан перешла в РПЦ, большинство же возвратилось к староверству.
С конца 1980-х в СССР начали предприниматься попытки возродить единоверие на несколько иной основе. Идея создания единоверческого прихода исходит снизу, от самих верующих Московской патриархии РПЦ, но какие-либо организационные структуры выше приходского уровня не существуют. В конце 1990-х в Росии было 8 единоверческих приходов, 6 священников. Приблизительная численность верующих — 6-12 тыс.
Обновленцы движение в Русской православной церкви, оформившееся после Октябрьской революции. Выступали за «обновление церкви», модернизацию религиозного культа. Боролись против руководства официальной Русской православной церкви, заявляли о поддержке советской власти и лояльном отношении к ней. В 1943-46 самоликвидировались, влившись в состав Русской православной церкви.
Больше фото и текста
Дополняйте, поправляйте, ибо все не так просто.
Вот некоторые источники

Посмотреть на карте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *