Нетрадиционные религиозные культы

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9

Чем отличаются нетрадиционные религии от традиционных. Мировые и национальные религии имеют богатое прошлое, у них миллионы последователей. Эти религии уже много столетий и даже тысячелетий тесно связаны с историей, культурой, духовной жизнью, обычаями и привычками целых народов. Буддизм, иудаизм, христианство и ислам стали ориентиром в великих свершениях и обыденной жизни. Принципы этих религий влияли на то, как многие поколения людей воспитывали своих детей, хоронили умерших, трудились, писали книги и создавали великие произведения искусства. Иными словами, эти религии стали неотъемлемой частью культуры и общественной жизни. Если вычеркнуть их из истории народа, то она обеднеет, лишится своей души, превратится в набор отдельных событий и имен. Такие религии называют традиционными.

В наши дни, наряду с традиционными, широкое распространение в мире получили новые религии, которые определяют как нетрадиционные.

Новые религиозные движения могут напоминать классические: как правило, они разрабатывают собственное вероучение на основе признаваемого священным текста, существует определенная система поклонения и ритуальная практика (чаще всего упрощенная), создаются культовые сооружения (залы царств, дома молитв) и.т.п. Непременно формируются система ценностей и правила поведения, обязательные для последователей.

Нетрадиционность проявляется в специфике их учения, идей, нравственных установок, а также в отсутствии связи с культурной и духовной жизнью конкретного общества.

Еще одним признаком нетрадиционных религий является то, что они противопоставляют себя традиционным вероучениям. Прибывшие из-за рубежа миссионеры заявляют о том, что имеющие давнюю историю конфессии не могут удовлетворить духовные потребности человека.

Некоторые новые религии полностью отвергают старые священные тексты, другие же предлагают их новую трактовку. В крайних формах нетрадиционные движения могут полностью отвергать общечеловеческие гуманистические ценности и требования морали.

Обратим внимание на то, что руководители и последователи новых религий обычно не признают их нетрадиционный характер. Они заявляют о том, что их вероучение не является новым, это лишь очищенное, исправленное и возвращенное к своей первоначальной сути учение.

Причины распространения новых религиозных учений. В 60-70-е гг. ХХ в. на Западе получили широкое распространение новые религиозные движения, организации и культы. Некоторые эксперты насчитывают только в Соединенных Штатах до 5000 «новых религий». В последние десятилетия они проникли и в Казахстан.

Широкое распространение нетрадиционные религии получают в условиях духовного и социального кризиса, когда разрушается старая система ценностей, а новая еще не сложилась. Способствует приходу всевозможных новых культов и кризис традиционных религиозных структур.

На рубеже к.1980-1990-х гг. в государствах, образовавшихся на месте бывшего Советского Союза, активизируется деятельность миссионеров зарубежных нетрадиционных религий, располагающих огромными финансовыми возможностями. В обстановке духовного вакуума и краха атеистической идеологии, падения авторитета традиционных церквей многие люди поверили в то, что миссионеры смогут помочь им легко и просто решить все проблемы.

Широкое распространение новых религий обусловлено многими причинами. В частности, по историческим причинам религиозные убеждения значительной части населения не являются достаточно глубокими. Религия вошла в жизнь большинства граждан Казахстана и других постсоветских государств лишь в начале 1990-х гг. Наследием атеистической эпохи стало то, что многие люди имеют поверхностное представление о своем вероисповедании, а требования культовой практики исполняют формально. Например, для части верующих принадлежность к христианству ограничивается ношением нательного креста, а принадлежность к исламу – отказом от употребления в пищу свинины. Немало наших сограждан посещает религиозные центры (церкви, мечети) лишь по крупным праздникам, в их обыденной жизни связи с религией практически нет. Сильны в обществе и мистические настроения. Всевозможные гадалки, маги, шаманы заполонили страницы газет и журналов, передачи оккультного содержания выходят в телеэфир. Одним словом, духовность зачастую подменяется ее суррогатом.

Классификация нетрадиционных религий.Нетрадиционные религии многочисленны и многообразны в своих проявлениях. У них немало различий в идеологии и образе действий, поэтому достаточно сложно дать их классификацию. На основе вероучения, догматики и некоторых других признаков ученые выделяют следующие типы нетрадиционных религий:

1. Неохристианские объединения. Они заявляют о своей ориентации на христианское наследие, однако при его трактовке используются нехарактерные для традиционного христианства схемы, привлекаются элементы восточных религий, упор делается на скором приближении конца света. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие организации: «Международная церковь унификации», «Дети Бога», «Церковь Последнего Завета» (церковь Виссариона), «Богородничное братство», «Белое братство» и др.

Некоторые учения вырабатывают собственное «Новое откровение», то есть тексты, которые предлагается считать священными (например, «Последний Завет» Виссариона). Другие предлагают собственные переводы и интерпретации Библии, значительно отличающиеся от канонических (например, «Свидетели Иеговы» и мормоны).

2. Неоориенталистские (от ориентальный – восточный) течения. В основу их культовой практики положены восточные религии, чаще всего индуизм, буддизм и даосизм. Как правило, восточные вероучения значительно перерабатываются и представляют собой адаптированный для западного восприятия вариант. К неоориенталистским течениям относятся «Общество сознания Кришны», «Брахма Кумарис», «Трансцендентальная медитация», «Аум Синрикё» и др. Акцент в их деятельности делается на раскрытие внутренних способностей человека с помощью различных психологических техник, включая медитации.

3. Сатанистские группы. Среди них можно назвать «Церковь сатаны», культы дьявола и другие разновидности зловещих антигуманных объединений. Они объявляют себя носителями зла и антиподом христианства.

4. Оккультизм и целительские культы. Речь идет о распространении мистических учений, магии, теософии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других явлений.

Деструктивные культы. Некоторые нетрадиционные религии называют деструктивными культами. Деструктивными называются не все новые религиозные течения, а лишь те, которые представляют опасность для общества, наносят ущерб здоровью, психическому и материальному благополучию своих последователей.

Не случайно такие культы называют деструктивными (разрушительными) и асоциальными (антиобщественными). Также их именуют псевдорелигиями. Приставка псевдо- означает, что данная организация внешне напоминает религии: используются всевозможные обряды, культовые действия, в своих выступлениях проповедники сект напоминают священников традиционных конфессий. Но при этом их действия направлены не на духовное возвышение человека и приобщение его к нравственным ценностям. Фактически совершается духовное и физическое насилие над личностью. Имеются многочисленные свидетельства того, что в культах происходит полное разрушение личности. Для освобождения из духовного плена бывшим адептам требуется длительная психиатрическая помощь. Молодые люди, попавшие под такое влияние, лишаются интереса к жизни, весь смысл их существования сводится к служению своей новой церкви.

Порой нелегко провести четкую грань между традиционными и нетрадиционными религиями, церквями и деструктивными культами. Поэтому попытаемся выделить признаки, наличие которых может свидетельствовать о том, что данная организация представляет опасность. Сразу обратим внимание на то, что конкретному культу не обязательно должны быть присущи все названные признаки, однако наличие хотя бы одного или нескольких из них должно заставить людей насторожиться. Итак, деструктивным культам присущи следующие черты:

1. Наличие харизматического лидера.Многие культы складываются вокруг харизматических лидеров, то есть личностей, наделенных харизмой (от греч. charisma – дар) – особыми свойствами, выделяющими его из толпы и позволяющими влиять на других. Такие люди зачастую утверждают, что говорят от имени Бога и имеют особое право учить других правилам жизни.

2. Замкнутость и противопоставление обществу. Зачастую культы складываются как особая община, большая семья. Причем правила поведения в этой «семье» значительно отличаются от общепринятых. Иногда устанавливается «общинная» форма собственности, а последователи культа отказываются от своих квартир, машин и прочего имущества, передавая его общине, а точнее ее лидеру. В общий фонд поступает и часть заработанных членами групп денег. В результате таких действий во владении лидеров сект может оказаться все имущество адептов.

3. Контроль над жизнью адептов. Деструктивным культам присущ строгий контроль над членами, не допускается критическое отношение к учению организации и ее лидерам. Иногда практикуется изоляция последователей от семьи и общества. Для этого они создают поселения в изолированных местах, где верующие живут общинами. От членов группы требуется полный разрыв отношений с прежним окружением. Если родные и близкие не хотят вступать в культ, то контакты с ними обрываются. Это приводит к тому, что рушатся семейные узы, дети порывают с родителями, супруги разводятся. В деструктивную организацию легко попасть, но выйти из нее трудно. От вступившего человека требуют совершить поступки, ставящие его вне традиционных моральных принципов или даже нарушающие закон. Уходящим грозят обнародованием компромата, а порой просто запугивают насилием.

4. Применение манипуляций. Контроль над членами сект осуществляется с помощью манипулирования их поведением. Там, где недостает силы обычного убеждения, лидеры групп используют гипноз, медитацию, длительные молитвы, многократное повторение одних и тех же фраз. Обычной практикой является жесткий контроль приема пищи и сна. Ограничение приема пищи доходит до полного отказа от употребления многих жизненно важных продуктов. Молитвы и прочие ритуалы могут продолжаются много часов подряд, в том числе и глубокой ночью. Это приводит к нарушению сна и психическим расстройствам. Зафиксировали случаи, когда лидеры применяли сильнодействующие медикаменты, подавляющие волю человека. Нравственная обстановка в такой общине может быть такой, что человек постепенно превращается в зомби – абсолютно аморфное существо, слепо выполняющее волю своего «учителя». Психологическая зависимость от жизни в культе бывает не менее сильной, чем зависимость от наркотиков.

5. Ожидание скорого конца света. Существенной особенностью вероучения «новых религий» является пропаганда неминуемого скорого конца света, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе.

6. Наличие двойного учения. Для многих современных религиозных течений характерно противоречие между провозглашаемыми принципами и реальной практикой. В своих листовках они заявляют о свободе совести, поисках духовности и Бога, а на деле требуют от последователей строгого следования жестким предписаниям, не терпя инакомыслия. При общении с миссионерами новообращенному говорят одно, однако в ходе пребывания в общине он понимает, что ее учение значительно отличается от того, о чем говорилось ранее.

Деструктивные культы охотно используют самые изощренные методы подчинения сознания адептов. Наибольшая опасность исходит от организаций, которые стремятся полностью изолировать своих приверженцев от окружающего мира. Они используют особые методы воздействия на верующих, в результате которых личность оказывается под полным контролем лидеров. Тоталитарные культы заставляют последователей отказываться от имущества, они не останавливаются перед финансовыми махинациями, применением физической силы, эксплуатацией бесплатного труда адептов. Порой насилие, жестокость, беспорядочные сексуальные связи, отрицание морали возводятся в принцип.

Французские мыслители, в 2000 году сформулировали за деструктивными сектами, десять критериев тоталитарного культа:

— дестабилизация сознания;

— непомерные финансовые притязания (поборы);

— навязывание разрыва с прежним окружением;

— покушение на физическое здоровье;

— вербовка детей;

— антиобщественные высказывания;

— нарушение общественного порядка;

— привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям;

— нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств);

— попытки проникновения во властные структуры.

Каждая организация имеет свои особенности, а степень ее деструктивности, или опасности для общества, различна. Отдельным культам могут быть присущи не все названные признаки, да и проявляются они по-разному. Надо помнить, что порой скрытое воздействие на психику бывает опаснее, чем явное физическое насилие. Ведь в первом случае происходит постепенное и незаметное разрушение личности, превращение ее в фанатика или зомби, а во втором случае человек сразу видит истинное лицо секты.

Некоторые культы выступают под видом культурных, образовательных или медицинских организаций. Многие из них, благодаря эксплуатации своих адептов, превратились в крупные финансово-промышленные корпорации, стремящиеся, в конце концов, добиться власти над всем миром.

В деструктивных организациях вера используется для достижения целей, не имеющих ничего общего с духовностью. Деструктивные культы можно назвать явлением псевдорелигиозным, поскольку они не являются плодом душевных поисков и стремления к абсолюту. Обычно они возникают не просто в результате какого-то внутреннего заблуждения их основателей, а с корыстными целями личного обогащения, господства над людьми, удовлетворения низменных потребностей.

Чаще всего жертвами деструктивных культов становятся малообразованные люди с податливой психикой. Легкой наживой для миссионеров могут стать те, кто испытывает серьезные личные трудности и комплексы.

Прежде всего, необходимо помнить, что обещания решить ваши личные проблемы и проблемы всего человечества – это ложь! Ни одна настоящая религия не берется в одночасье избавить весь мир от проблем и пороков.

Если деятельность какой-либо религиозной (или напоминающей религиозную) организации ведет к порабощению личности, приобщению человека к наркотикам или иной зависимости, то мы, скорее всего, имеем дело с деструктивным культом. Такие организации не ведут к духовному очищению и приобщению к вечному, а манипулируют личностью в интересах корыстных и даже преступных сил. Приобщение к культу может привести к тому, что ваше имущество окажется в руках всевозможных «учителей», гуру и прочих проходимцев, а вы лишитесь родных и друзей.

Признаки деструктивности в религии, о которых необходимо знать каждому, достаточно очевидны. Дадим лишь некоторые предостережения, о которых следует всегда помнить.

Будьте осторожны, если:

— обратившиеся к вам миссионеры не дают полной исчерпывающей информации о своей организации, не называют своих лидеров, не дают вам сведений о них, избегают сообщать свое точное название;

— миссионеры проявляют крайнюю настойчивость, всеми средствами навязывая вам свое учение;

— при общении с представителями организации создается ощущение, что на вас оказывается психическое воздействие, возможно, используются технологии манипуляции личностью;

— вас заставляют передать деньги или иное имущество в организацию (это может мотивироваться благотворительными или иными благородными целями);

— пребывание в организации противопоставляется контактам с семьей, друзьями, внешним миром;

— членам организации ограничивают свободный доступ к информации (книгам, телевидению, газетам, радио и т.д.);

— в организации существует культ руководителя, которому следует безоговорочно и слепо подчиняться;

— вас пугают скорым концом света и тем, что все, кто не присоединился к данной организации, будут прокляты или уничтожены.

В некоторых случаях деструктивные общины идут на прямое нарушение закона, приобщают своих последователей к наркотикам, алкоголю или иным формам зависимости.

Попасть в сомнительную организацию несложно, гораздо труднее выйти из нее. Тоталитарные культы имеют структуру, напоминающую военную или преступную организацию. Все адепты связаны жесткой дисциплиной, тех же, кто попытается ослушаться, подвергают жестоким наказаниям. Подчиненных заставляют привлекать к антигуманному культу своих родных и близких, либо человек вынужден расстаться с семьей. Новоявленные духовные вожди стараются подчинить личность всеми методами, включая незаконные. Для вступления в некоторые секты новые члены должны бывают совершить преступления либо отдать свое имущество.

Таким образом, личность попадает под неограниченный контроль самозванных «учителей» и «пророков» У человека полностью меняется система ценностей, вся жизнь становится подчиненной правилам псевдорелигиозной организации.

В большинстве государств законы запрещают деятельность организаций, наносящих ущерб психическому и физическому здоровью, имуществу граждан, разрушающих нравственные ценности. Но они могут проникнуть под видом обычных конфессий, представляя дело так, будто их деятельность связана с совершенствованием личности. Руководители псевдорелигий используют не только сложные периоды в жизни страны, но и проблемы отдельного человека. Пытаясь освободиться от оков прошлого, личность попадает в новые оковы.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ («религии Нового века», религиозные «культы», «новые религии», «тоталитарные секты») – общее и достаточно условное обозначение современных религиозных объединений, которые противостоят официальным и господствующим религиям. Разделения и размежевания внутри «традиционных» церквей – характерная черта развития религии, обусловленная в конечном счете исторически-конкретной социальной обстановкой, в которой эти церкви существовали (напр., постоянно возникавшие внутри христианства «расколы», «ереси» и секты). Однако новые религии сегодня существенно отличаются от форм прежнего религиозного диссидентства (см. Диссиденты).

Нетрадиционное религиозное движение представляет собой сложный историко-культурный феномен, по-своему воспроизводящий кризис устоев современной цивилизации, нараставший в течение 20 в.: истребительные войны, обострение глобальных проблем, крах либерально-прогрессистских концепций, отказ от европоцентризма, рост антисциентистских и мистических доктрин, обостренное внимание к мифологии и эзотерическому знанию. Одним словом, нетрадиционные религии – результат тех же умонастроений, что нашли выражение в различных иррационалистических и антропологических философских учениях, начиная с кон. 19 в. (философия жизни, экзистенциализм, персонализм), а также в литературе и искусстве (Ф.Кафка, сюрреализм, «театр абсурда» и т.д.). Фиксируя радикальные сдвиги в религиозном сознании, они свидетельствуют и о неспособности сложившейся системы церковных организаций удовлетворять изменившиеся духовные потребности верующих (поиски путей личностной идентификации и нравственных абсолютов, решения проблемы смысла жизни и предназначения человеческого рода и т.п.) в «обезбоженном мире» (Хайдеггер), когда в сознании многих привычный и милосердный «Бог умер». Эти явления вызывают глубокую обеспокоенность в богословских кругах, примером чего могут служить появление диалектической теологии в протестантизме, обратившейся ко многим идеям экзистенциализма, и курс на обновление («аджорнаменто») официального католицизма, все более активно ассимилирующего антропологические и персоналистские доктрины. Возникновение нетрадиционных религий отражает ту же реакцию, но не теологов, а спонтанно формирующегося массового религиозного сознания, стремящегося обрести свои институциональные формы. Маргинализации церковного сознания, растущему числу причудливых синкретических религиозных форм способствует стремление Запада (прежде всего США) распространить в качестве глобальных собственные духовные, в т.ч. и религиозные, ценности. Естественно, что в зависимости от специфики культурных традиций и социально-политической обстановки религиозные новообразования принимают различные, нередко полярные формы.

Среди диссидентских образований в религиеведении принято различать ересь и сектантство, относя появление последнего к кон. 16 в.. И ереси, и секты возникали внутри господствующих церквей, идя на разрыв с ними из-за несогласия с ортодоксальным толкованием тех же самых священных книг. Новые же религии, как правило, возникают самостоятельно, параллельно, отвергая традиционные церкви в целом. Наиболее наглядно это видно в противопоставлении собственных взглядов основателей новых религий Священному Писанию. Здесь, правда, трудно провести четкую временную разграничительную линию. Так, уже в теософии Е.П.Блаватской, в учении и деятельности мормонов, отчасти «Свидетелей Иеговы» и др. проявились характерные черты современных нетрадиционных религий, дающие основание рассматривать их как новый тип религиозных объединений, наиболее адекватно представляющих религиозный плюрализм кон. 20 в. Тем самым понятие «нетрадиционные религии» приобретает крайне широкий смысл; в него включают многочисленные версии неоориентализма, неоязычество, теософию, антропософию, космизм, различные врачевательные культы и т.д. Отсюда неправомерность приписывания всем новым религиям одних и тех же характеристик, отождествление, напр., последователей Ананды Марги и сатанистов, практикующих бесчеловечные ритуалы, с последователями респектабельного бахаизма и безобидными поклонниками летающих тарелок. Если церковно-догматические критики нетрадиционных религий, защищающие собственное «молитвенное пространство», обличают их как злостное «уклонение» от истинной веры, то для серьезного религиеведа они представляют явные или превращенные формы нового типа религиозности, имеющего глубокие социально-онтологические корни, а поэтому исторически закономерного.

Общественный интерес к нетрадиционным религиям возник после самоликвидации «Народного храма» Д.Джонса в 1978, когда погибло 914 американцев. Поскольку эта трагедия стала возможной лишь потому что Джонс сумел добиться собственного почитания (культа) в качестве «живого бога», то организации такого типа получили обличительное наименование «культы», которое и утвердилось в американской литературе. Тогда же выяснилось, что начиная с 1960-х гг. в США возникло около 2 тыс. необычных религиозных и квазирелигиозных образований, полностью порвавших с традиционными церквами. В печати их также стали называть «культами», хотя большинство из них составили аморфные и неустойчивые группы поклонников спиритизма, парапсихологии, телекинеза, летающих тарелок и различные «организации здоровья», которые точнее обозначать более широким термином, а именно «религии Нового века», или нетрадиционные религии.

Характерная для тех лет обстановка поисков американской молодежью альтернативных путей развития общества и личностной самореализации создала благоприятную почву для деятельности «небесных посланцев», преследующих сугубо материальные, корыстные цели. Наибольшую, часто скандальную известность приобрели «Церковь объединения» Сён Муна, «Дети Бога» Д.Берга и «Церковь сайентологии» Л.Хаббарда. Значительную долю новых религий в США составили неоориенталистские группы, основатели которых опирались на (и порой произвольно интерпретировали) богатый нравственно-психологический опыт Востока. Наибольшего влияния добились Общество сознания Харе Кришны, Миссия Божественного света, Организация здоровья, счастья и святости.

Проблема классификации нетрадиционных религий до сих пор вызывает острые разногласия среди специалистов. Прежде всего представляется целесообразным выделение «культов» (при всей спорности самого наименования) в особую группу, поскольку их специфика постоянно порождает конфликтные ситуации.

Во главе «культа» стоит харизматический лидер, который объявляет себя либо живым богом, либо его прямым посланцем, призванным спасти мир, погрязший в грехе. Цельное, детально разработанное вероисповедание подменяется проповедями, произвольно комбинирующими и вульгаризирующими элементы теизма, восточных религий, языческих верований и примитивной магии. Практикуется запугивание скорым концом света и Страшным судом. Каждый, кто не разделяет взглядов лидера, обличается как последователь Сатаны, обреченный на неминуемую гибель. Свою группу лидер рекламирует как «семью», в которой претендует на роль истинного «отца» (или «матери»), обеспечивающего защиту своих «детей» и контролирующего каждый их шаг. Все остальные люди (в т.ч. и подлинные родители) объявляются «слугами дьявола», достойными лишь ненависти. Некоторые «культы» имеют свои общежития, где царят жесткий аскетизм и нещадная эксплуатация. От неофитов, как правило, требуют передачи в пользу «семьи» всего имущества или, по меньшей мере, значительной части доходов. Широко используются изнурительные групповые мероприятия (многочасовые танцы, лекции, молитвенные собрания, зубрежка цитат), вводящие людей в полугипнотическое состояние, которое ставит их в полную зависимость от лидера и его доверенных помощников и лишает возможности свободного выбора. Не случайно многие эксперты приравнивают такие мероприятия к технике кодирования, к программированию сознания. О силе воздействия говорят акты коллективного самоубийства (последнее в апреле 1998 совершила калифорнийская группа «Небесные врата») и изуверские обряды сатанистов. Вместе с тем в «культах» (как и вообще в нетрадиционных религиях) широко применяются физиопсихотехника и различные психотерапевтические процедуры (обычно восточного происхождения), которые оказывают благоприятное воздействие на физическое состояние и самочувствие человека.

В 1970–80-х гг. религиозные «культы» распространились за пределами Северной Америки, прежде всего в странах Европы. В США «культы», нередко нарушавшие законодательство, сразу же столкнулись с активным противодействием властей, традиционных церквей и родителей, фактически потерявших своих детей. В результате некоторые организации утратили агрессивность, другие преобразовались в духовные транснациональные корпорации, которые имеют филиалы по всему миру, ведут прибыльную финансовую деятельность. В этом отношении наиболее преуспел основатель «Церкви объединения» Сён Мун, владеющий многомиллионной недвижимостью, отелями, периодическими изданиями, заводами по производству оружия, кораблями и т.п. Не меньшую коммерческую хватку проявляла и «Церковь сайентологии». За минувшие десятилетия движение нетрадиционных религий на Западе законсервировалось, многие «культы» распались или существуют в виде замкнутых колоний и групп.

С кон. 1980-х гг. нетрадиционные религии стали быстро распространяться в России. Этому способствовали как активность зарубежных миссионеров, располагающих огромными финансовыми возможностями, так и слабость отечественных («традиционных») церквей, обескровленных десятилетиями большевистских репрессий. Заметно активизировались и религиозные новообразования российского происхождения («Богородичный центр», «Белое братство», «Церковь последнего завета Виссариона», «Система Учителя Иванова» и др.). Ныне нетрадиционные религии существуют во всех областях и регионах, и численность их последователей растет быстрее (в кон. 20 в. примерно 200–300 тыс. человек), чем число верующих традиционных религий. Причины этого не сводятся лишь к возросшей активности новых религиозных проповедников. Главное в распаде всей системы прежних идеалов и идолов, в растущем массовом ощущении потерянности и беззащитности, в падении авторитета традиционных церквей, догматика и уставы которых воспринимаются (особенно молодежью) как препятствие к самовыражению, тогда как энергичные лидеры новых религий обещают духовный покой и решение всех – и социальных, и личных – проблем «здесь и сейчас». Людей привлекает и внутригрупповая («семейная») атмосфера, способность руководителей понятно формулировать свои цели, обеспечивать строгое выполнение моральных предписаний в сообществах. Наряду с объединениями, которые рекламируют себя как «новейший вариант» христианства и восточных религий, ныне реанимируются древние языческие верования, которые нередко поддерживаются местными властями как истинно «народные» – с целью обосновать свою независимость от центра.

В деятельности российских новых религий тесно переплелись искренние духовные поиски молодого поколения, вызванные болезненным состоянием общества, и цинично-расчетливая деятельность отдельных «спасителей» и «мессий», которые либо преследуют сугубо меркантильные цели, либо стремятся удовлетворить свои властные и политические амбиции. Деятельность нетрадиционных религий (у нас они обычно фигурируют под научно неприемлемыми наименованиями «тоталитарные секты», «деструктивные культы») встречает резкое противодействие со стороны традиционных религий, прежде всего Русской Православной Церкви. В силу сложности и динамичности описанных процессов проблематика, связанная с нетрадиционными религиями остается одной из наиболее неразработанных в современном религиеведении.

Литература:

1. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». М., 1985;

2. Он же. Религиозные «культы» в США. М., 1984;

3. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984;

4. Он же. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999;

5. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России (круглый стол). – «ВФ», 1996, № 12;

6. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1998.

Л.Н.Митрохин

НЕ варите песок, надеясь, что получите кашу.

Чжу Си

В 60-70-х годах XX в. существующая в мире религиозная традиция оборвалась. Возникли тысячи так называемых нетрадиционных культов и неорелигий под разными названиями — «религия нового века», «нетрадиционные религии», «внеконфессиональные верования», «позаканонични веры» и т. Д. В одной только Франции таких культов и религий насчитывалось более 300, а в США — почти 2000. Многие из этих культов функционируют и в Украине. их социальной базой является молодежь и люди в возрасте до 45 лет — образованные, материально обеспеченные, но отчаявшиеся в официальных ценностях потребительского технократического общества и в способности традиционных религий, прежде всего христианства, взять на себя ответственность за социальные проблемы. Чувство одиночества, бесцельности жизни, общественной невостребованности, другие социально-психологические факторы в этих условиях оказались стимулами поиска новой системы ценностей. Лидеры нетрадиционных религий сразу отреагировали на такие перепады в общественных настроениях, занялись разоблачением пороков «грешного мира», рекламой себя как уникальных спасителей человечества и глашатаев высшей мудрости.

Кроме отчаявшихся участников различных форм социального протеста, нетрадиционные культы и неорелигии привлекают к себе и тех обывателей, которые потеряли привычный для них ритм жизни. Все они в этих религиях привлекает четкая организация, строгие моральные правила поведения, авторитарность так называемых духовных пастырей.

Для сторонников неорелигий (в основном — выходцев из семей интеллигенции и военнослужащих) характерно неприятие существующего общественного строя, демонстративное игнорирование реалий жизни, в том числе политического. Своим лидерам они приписывают сверхчеловеческие свойства, выдают их за спасителей, посланцев неба, новых мессий. Лидеры, в свою очередь, проводят активную работу в направлении изоляции верующих от влияния внешнего мира и изменения их прежних духовных ориентиров.

Нетрадиционные культы и новые религии — порождение кризисных явлений в общественном сознании людей, причиной которых являются экономические трудности, региональные и глобальные проблемы экологического и демографического характера и тому подобное. Большом распространению нетрадиционных культов и новых религий в современном мире способствуют усилению неформальных связей между народами и государствами, новые средства коммуникации и информационные технологии.

Особенности классификации вероучений неорелигий и их культов

Нетрадиционные культы и новые религии достаточно специфичны. Как правило, они не имеют четко разработанной системы вероучений. их структура иерархическая и авторитарная. Культ в этих религиях имеет преимущественно коллективный характер. Его отправление характеризуется использованием средств психологического манипулирования и методов психотерапии, повышенным вниманием к прозелитов. Многие организации, имеющие отношение к этим религиям, являются межгосударственными бизнес-корпорациями с филиалами в разных странах мира.

Все разнообразие нетрадиционных религий в Украину можно условно разделить на пять групп: неоориентальну, неохристианских, сайентологическую, новую магию, или спиритизм, сатанинскую.

Среди неоориентальних культов и неорелигий наиболее известны «Международное общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддистский центр», «Миссия божественного света»,

«Трансцендентальная медитация». Все они являются модернизированными вариантами индуизма и буддизма, своего рода неоиндуизм и необуддизм, проповедующих различные способы медитации (размышление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отчужденность). их действия направлены на слияние с божественной природой, что скрытая, по их мнению, за иллюзорной действительностью. Медитация, по неоориенталистамы, проводится путем вынесения мантр — специальных слов или сочетаний звуков, наделяются мистическим смыслом. В процессе такой церемонии вероучительные особенности религии отступают на задний план, а на передний выдвигаются «следования истинным путем», личный опыт и авторитет гуру (учителя).

К неохристианских объединений принадлежат «Церковь унификации», «Дети Бога», «Церковь Тела Христова» и др. Для них характерны синкретизм (от гр. — Соединение) христианской идеологии с элементами восточных религий, акцентирование эсхатологии (от гр. — Религиозное учение о конце мира и человека) и мессианства, наделение руководителя религиозного объединения статусом посланника Бога, передает через него новые откровения, высшие нравственные предписания.

Сайентологической направление образуют «Церковь сайентологии», «Общество Аетариус», другие «космические религии». Они проповедуют связь землян с высшими космическими силами, «космическим разумом». Согласно их учению, физические приборы имеют мистические свойства, поэтому влияние некоторых неизвестных и таинственных высших реальностей на физическую и биологическую природу можно регистрировать и даже измерять. Это учение явно спекулирует на еще неизвестных явлениях человеческой психики и окружающей среды.

В современном мире большое распространение приобретают новые магические учения и институты, пришедшие на смену колдунам, шаманам, волхвам. Они сочетают взгляды и практику восточных и западных, древних и современных традиций. Таким, например, является учение Карлоса Кастанеды, в основе которого мифология мексиканских индейцев.

Сатанинские группы превозносят зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла — демонами, сатаной и тому подобное. «Церковь сатаны», например, провозгласила себя сознательным носителем зла и антиподом христианства.

Наиболее полное представление о вероучении неорелигий, их культы и истинное назначение дает анализ содержания таких из них, как «Церковь унификации» Сен Мен Муна, «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» и «Международное общество сознания Крипто».

«Церковь унификации» основана в 1954 г.. Южнокорейским евангелистом Сен Мен Муном. Он родился в 1920 г. В протестантской семье. Образование получил в пресвитерианской миссии, позже посещал церковь пятидесятников. У1936 г.. Мун заявил, что встречался с Иисусом Христом, который признал неудачу своей спасительной миссии и поручил ему ее завершить. Биографы Муна пишут, что он был заключен за религиозные убеждения. Однако, как оказалось, в Корее Муна заключали за сексуальную распущенность и изнасилования несовершеннолетних, а в США — за финансовые махинации и неуплату налогов в сумме 16 млн долл. Биографы же Муна описывают его как исключительно праведную и морально чистого человека, основателя новой религии.

В 1973 г.. Мун издал книгу «Божественный Принцип». В ней он рассматривает историю человечества как состоящую из трех периодов: «возраста Ветхого Завета», «возраста Нового Завета» и «возраста Завершенного Завета». Каждому возрасту Бог, по мнению Муна, открывает истину в определенном объеме, на основании уровня духовного развития людей, через разных пророков и мессий. Истины первого и второго периодов Бог поместил в Библию, а в 1960. Объявил «возрастом Завершенного Завета». Свой «Божественный Принцип» Мун считает существенным дополнением откровения, а себя — настоящим мессией третьего периода, который борется с силами сатаны, несет людям послание истинной любви и единения. Расизм, войны, бедность и все другие проблемы по Муном — результат грехов в сердцах людей. Все люди должны объединиться в одну семью — образование высокой нравственности, любви и веры.

В «семьи» Муна нет формальных канонов и обрядов, а главное — люди помогают друг другу. Муниты жертвуют религиозной общине деньги, имущество. Каждая личность реализуется в группе, где полностью регулируется и ориентируется практическая деятельность человека. В этом суть ее «нового рождения».

Мун считал, что «обновление» человечества, практическая реализация «идеала мира под Богом» требует построения новой инфраструктуры, которая объединит все сферы человеческой деятельности. Она должна включать бизнес в области средств массовой информации, промышленности, техники, научных исследований, гуманитарных начинаний и искусств. Мун основал газеты и журналы, судостроительные компании, рыболовный флот, фармацевтические фирмы, госпитали.

Как и в большинстве культов, побудительным мотивом «Церкви унификации» есть деньги, стремление любой ценой добиться успеха. Мун безапелляционно объявил: «Мессия должен быть богатым. Только он способен владеть всем. Пока он этого не достигнет, ни он, ни Бог не будут счастливы». Мун — богатый человек. В Южной Корее он обладает многими предприятиями, в том числе военного характера.

«Международное общество сознания Кришны» имеет еще название «Движение Харе Кришна». Его основал в 1966 году. В Нью-Йорке индийский проповедник, бывший торговый служащий Абхай Чарин где (1896-1977). Его ритуальное имя — Бхактиведанта Свами Прабхупада. Он родился в Калькутте, в местном университете изучал английский язык, философию и экономику, затем занимался коммерцией, а с 1954 г.. Всецело посвятил себя служению Крышные.

В 1973 г. «. Движение Харе Кришна» насчитывал 4 тыс. Членов. Через 10 лет их количество выросло до 12 тыс. Они располагались в 40 «храмах» и «фермах». Сейчас только в США насчитывается более 20 тыс. «Полных членов» и десятки тысяч постоянных прихожан кришнаитский общин. 90% кришнаитов — молодые люди до 25 лет, в основном выходцы из семей со средним достатком.

Основу материальной базы «Движения Харе Кришна» составляют пожертвования государственных и общественных организаций. Эффективно работает пропагандистский аппарат. Сам Прабхупада за ЗО лет своей религиозной деятельности в Индии издал три книги, а за последние 12 лет проживания на Западе — 94 книги. Движение издает журнал «Назад к божественности», а его международный издательский трест выпускает миллионными тиражами кришнаитский литературу. Ему принадлежат более 380 храмов, половина из которых действует в СПИА. Штаб-квартира движения находится в СПИА, а его организации — во многих странах мира.

Основы вероучения своей организации Прабхупада изложил в книге «Бхагават-гита как она есть». Согласно ему, единственный абсолютный бог существует в трех аспектах: Бхагаван, Брахман, Параматма.

Бхагаван — аспект Бога как Верховной Личности. Это лицо обладает всем богатством, могуществом, славой, красотой. Брахман — аспект Бога как абсолютной истины, пронизывающий все. Он необъятный и бесплотный. Это излучение трансцендентального тела лица Бога. В Параматма отражается Верховная Душа, находящаяся в сердце каждого живого существа наряду с индивидуальной душой — дживой.

Бог в кришнаитов наделен высшей (духовной) и ниже (материальной) энергиями, у него множество имен, соответствующих множества выполняемых им действий. Главное его имя — Кришна («Тот, кто все привлекает»). Остальные боги — воплощение Кришны (Иисус Христос — одна из инкарнаций Кришны). Кришна находится в трансцендентном мире на планете Кришналока, где наслаждается лиламы (играми, развлечениями), одновременно помещаясь в каждой части Вселенной. Человек, согласно кришнаизмом, — дуализм тела и души. Индивидуальная душа — доля Верховной Души, она находится во власти трех гун (состояний, модусов, привязанностей) — невежливости, страстности, милосердия.

Материальный мир кришнаиты уподобляют трем уровням планет. Высший уровень населенный полубогами, душе каждого из которых находятся в состоянии (модусе) милосердия и добродетели. Это — кришнаиты, брахманы, ученые, философы и коровы. Средний уровень населяют те, чьи дживы (индивидуальные души) находятся в модусе страстности. Это все те, кто работают, стремятся иметь собственную семью, дом, хорошую репутацию. На планетах низшего уровня находятся дживы в модусе невежливости (праздность, безумие), из-за чего получают тела животных.

Культовая практика кришнаитов предусматривает формирование у них любви к Кришны, уважительного отношения к нему, стремление смотреть на мир его глазами. Такая высшая любовь достигается через религиозный экстаз в процессе индивидуальной и коллективной медитации — приглашенные мантр во время игры на музыкальных инструментах и ритмических танцев. Особое значение придается мантре «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе». Она означает прославление святых имен Господа и повторяется 1728 раз в течение дня, причем количество повторений подсчитывается с помощью бусинок на четках.

Кришнаиты живут в коммунах, которые возглавляют гуру. Гуру выступает не только духовным учителем, мудрым и авторитетным человеком, но и представителем бога и даже его воплощением. Он помогает своим ученикам совершенствовать их духовный мир, формировать приверженность Крышные.

Бхактиведанта провозгласил себя последователем бога Кришны. Члены его секты обязаны поклоняться ему как богу, беспрекословно выполнять его указания. С целью укрепления «Международного общества сознания Кришны», уже на закате своей жизни, он основал административный совет из 11 гуру, ныне коллегиально руководит кришнаитами в различных регионах мира. Среди членов совета нет ни одного индуса, только американцы или европейцы.

Итак, кришнаизм — это упрощенный индуизм. В обществе он выполняет социальную функцию, предлагает религиозный путь преодоления продовольственной проблемы, преступности, проституции и тому подобное. «Харе Кришна» осуждает наркоманию, сексуальную распущенность, вседозволенность, а также комфорт и чрезмерное удовольствие телесных потребностей. Религия, которая критикует недостатки и проявления бездуховности общества, импонирует определенной части молодежи, на которую и возлагаются кришнаиты в своем стремлении к выявлению социального протеста через религиозную активность. Применяя различные технологии психологического воздействия, они привлекают к своим общин молодежь, причем требуют от нее полного разрыва с семьей и внешним миром, выполнение многочасовых ритуалов и молитв, тяжелой и бесплатной работы на благо секты.

Второй по количеству сторонников и влиянием на Западе религиозно-мистическая организация «Международная коммуна саньясинив». Ее основателем и идеологом был индус Бхагван Шри Раджниш (1931- 1990). Он утверждал, что весной 1953 на него неожиданно сошло «озарения» стать духовным пастырем. Будучи профессором философии в одном из университетов СЕЛА, Раджниш овладел западные религии, разные течения индуизма, усвоил технику гипноза и медитации да и провозгласил себя божеством (Бхаван), выше Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда, создателем новой религии. Более 20 лет он выступал с публичными лекциями-беседами, тексты которых изданы в 340 книгах. Многие из них переведены на иностранные языки. В этих лекциях говорится об Иисусе Христе, Будду, дзен-буддизм, даосизм, хасидизм, суфизм, предоставляются различные советы ученикам.

Учение Раджниша — конгломерат религий, прежде всего восточных, совмещенный с наукообразным трактовкой различных явлений. В нем саньясинство (схимництво) переплетается с медитацией, индивидуальность характеризуется как фальшь, претензия, фасад; подчинение гуру заменено подчинением «мастеру». В «Беседах с саньясинамы» он призвал своих учеников к социальной пассивности, отказа от любых желаний, целей, планов; требовал забыть прошлое, надеяться на будущее, жить настоящим, углубившись в свой внутренний мир.

Согласно постулатам Раджниша, коммуны саньясинив должны стать местом «встречи» Востока и Запада. Члены коммун — ученые, художники, поэты, певцы, музыканты, медитируя йоги, мистики и др. их внешними приметами есть одежда цвета охры, ожерелье из 108 бусинами и медальоном с изображением Раджниша. В процессе посвящения в саньясу они получают от Раджниша новое имя; ежедневно практикуют медитации; в начале и в конце дня трижды провозглашают славу памяти всех «просветленных».

Учение Раджниша популярное во многих странах Запада, где созданы организации саньясинив. Эти организации подчинены своему центру — «Международной коммуне саньясинив» («Раджниш-центр», «Академия раджнишизму»), что находится в США. Центр издает газету «Раджниш тайме». В Великобритании издается «Европейский вестник Раджниша». Самые активные саньясины, которые направляют в «Раджниш-центра» свои заявления, автобиографические данные и фотографии, получают «диплом» о «посвящение в веру» с присвоением малайского имени. «Раджниш-центр» ведет активную миссионерскую деятельность, создает коммуны саньясинив во многих странах мира.

У1958. В США возникла еще одна религиозная секта — Движение (общество) трансцендентальной медитации «. Ее основано индуистским монахом Махариши Махеш Йогой. В отличие от других восточных движений, ориентированные на молодежь, этому обществу импонируют люди старшего возраста. Здесь религиозных руководителей называют не «гуру», а «инструкторами». Они учатся на специальных курсах в течение трех месяцев, после чего получают право «раздавать мантры» (индобуддийськи тексты, заклинания).

В движении практикуются методы и средства психотерапии с использованием многократного повторения мантр, в том числе без участия

«учителя». При этом медитирующий якобы испытывает облегчение, и это заставляет его верить, что мантра производит на него сверхъестественный влияние. Он воспринимает медитацию и сами мантры как магию, заклинания. Конечной целью медитации является облегчение психического состояния, освобождение от забот, достижения нирваны. Итак, социальная программа движения предусматривает через медитацию преодоления бедности, несправедливости, войн. Очевидно, что это программа социальных иллюзий и пассивности.

В США было создано также центр «Миссии божественного света». Эту секту основал популярный в Индии религиозный деятель Шри Хан Джи Махарадж. В отличие от большинства восточных нетрадиционных культов, в которых старательно поддерживается заморская экзотика в одежде, обрядах и обычаях, «Миссия божественного света» выступает в чисто американском стиле. Современным руководителем секты является самый молодой из четырех сыновей ее основателя. Бизнесмены и средства массовой информации обеспечили ему возможность широкой пропаганды своего вероучения. Последователи секты умело используют фрагменты Библии, Корана, Бхагават-Гиты (песен богов, трактата об основах брахманизма и индуизма) и других религиозных книг; доказывают, что Джи Махарадж заслуживает даже большей славы, чем Христос, Будда, Кришна.

Члены секты создают монашеские общины, дают обет целомудрия и послушания, передают свое имущество и сбережения в пользу секты, проводят активную миссионерскую деятельность, призывают своих последователей оставить все светские заботы и суету и стремиться к «сатсанга» — божественного озарения и получения «высшего знания» .

Для более полной характеристики современных нетрадиционных культов и неорелигий следует обратить внимание также на багаизм — «Всемирную веру бахаи». Это религиозное учение углубляется своими корнями в исламский Иран XIX в.

Место возникновения религии бахаи, как и многих других религий, — Восток. ее основателем был Бага-Улла (1817-1892), имя которого в переводе с арабского означает «слава Господня». Духовное наследие Баха-Уллы состоит из более чем 100 книг, а также молитв, законов и учения. По его мнению, это именно то, что необходимо человечеству для установления прочного мира и справедливого всемирного порядке. Главной в багаизми есть «священное книга», в которой Бага-Улла провозгласил свою миссию и сформировал основные принципы учения.

В духовном завещании основатель веры назначил своим преемником старшего сына Абдул-Баха (1844-1921), который должен был быть полномочным толкователем учения бахаи. При жизни Абдул-Баги религия бахаи укрепилась в 39 странах. Начался период, который последователи бахаи называют «веком формирования». Наследником Абдул-Баги стал его внук Шоги Эффенди (1896-1957), после смерти которого вопросы распространения и защиты веры взяли на себя назначенные им поверенные в делах. Так продолжалось до 1963

В 1963 г.., В соответствии с письменного завещания Бага-Уллы, на международном съезде был избран первый «Всемирный дом справедливости» — самый высокий духовно-административный орган бахаи. Девять его членов избираются каждые пять лет членами «Духовных собраний» (представителей религии бахаи из разных стран). Они управляют духовными и административными делами общин бахаи на всемирном уровне. Наделенный полномочиями решать вопросы, которые не освещены в Священном Писании, «Всемирный дом справедливости» учитывает потребности и условия меняющегося мира, поддерживает единство общин бахаи.

Сторонники веры бахаи обязаны распространять учение словом и делами, но не навязывать его, не использовать любое давление с целью привлечения людей к религии, активно участвовать в жизни общества и способами служить людям, соблюдать лояльности в порядок, что существует в стране, находиться вне политической борьбы.

Принцип единства человечества предполагает гармоничное объединение народов в духовную семью с сохранением и развитием их культурных и этнических особенностей. С этой целью человечество избавиться от всех расовых, национальных, классовых, религиозных, политических предрассудков; достичь гармонии между наукой и религией; предоставить каждому человеку возможность самостоятельного поиска истины; обеспечить общее образование, что соответствует уровню цивилизации; ввести единый язык дополнительно к родному; обеспечить равенство прав и возможностей для мужчин и женщин; решить экономические вопросы на основе духовных принципов, поскольку современный кризис является прежде всего кризисом духовности; социальными мерами уменьшить разрыв между бедностью и богатством; создать всемирную федерацию; ввести международное законодательство для установления всеобщего мира. Кампанию за мир, которую осуществляет движение бахаи, начато письмом «Всемирного дома справедливости» к человечеству всего мира в 1985 г.. В нем всех правителей мира призывают определить пути достижения всеобщего мира и мирового порядка.

Для бахаи термин «новый мировой порядок» имеет особое значение. Более 100 лет назад Бага-Улла применил его в своих «Священных Писаниях», имея в виду мировой порядок, он будет установлен в будущем в результате неизбежных изменений в политической, социальной и религиозной жизни всей планеты.

Главным догматом бахаизма является положение о том, что и Моисей, и Будда, и Зороастр, и Конфуций, и Христос, и Аллах выступают различными проявлениями одного и того же божественного разума. Итак, багаизм — синкретическая религия. Она имеет последователей примерно в 200 странах мира. ее международная штаб-квартира находится в Хайфе (Израиль). Живое «Всемирная вера бахаи» по составленному Бага-Уллой обрядовым календарем, состоящий из 19 месяцев по 19 дней в каждом. Новый год по этому календарю приходится на 21 марта. В багаистив форуме служителей культа, церковного устройства и религиозной иерархии. Они имеют только «учителей», которые ведут беседы в домах верующих или в багаистських центрах.

Итак, в основе нетрадиционных культов и неорелигий, как правило, составляют идеи индуизма и буддизма, реформированы восточные верования, перенесены на почву западной цивилизации. Главной их идеей е достижения (с помощью сеансов медитации и йоговских упражнений) мистического слияния с божеством. Всем им присущи такие характерные черты.

Во-первых, эклектизм и синкретизм. В неорелигии идеи индуизма и буддизма часто переплетаются с положениями христианства, ислама, мистических учений.

Во-вторых, непосредственная связь с теософией как учением о возможности Богопознания через интуицию и откровение.

В-третьих, усвоение многих положений по антропософии — учение о том, как человек, путем развития якобы скрытых в ней таинственных возможностей, способна достичь господства над природой.

В-четвертых, оккультный характер, поскольку они утверждают, что человек может с помощью определенных обрядов и заклинаний подчинять себе сверхъестественные силы.

В-пятых, спиритизм — вера в возможность непосредственного общения живых с душами умерших.

В-шестых, использование положений астрологии о влиянии небесных светил на судьбы отдельных людей и народов.

Каждая из современных неорелигий претендует на свою универсальность и исключительность. их сторонники нередко пытаются доказать, что их учение не имеет ничего общего с религией. Однако всем нетрадиционным культам и верованиям присуща основные признаки религии — вера в сверхъестественное, а сеансы медитации, упражнения йоги используются только для достижения религиозного транса — «слияния с божественным».

Основными формами организации неорелигий является «семьи», «братства», «коммуны», монастыри. их члены должны бесплатно работать, передавать своим организациям все сбережения и ценные вещи, а наставники таким способом накапливают в себе значительные богатства.

Общая характеристика нетрадиционных религий и их классификация. Причины распространения нетрадиционных религий в современной России

Московский Университет МВД

Кафедра профессиональной этики и эстетической культуры

Реферат

Тема: «Общая характеристика нетрадиционных религий и их классификация.

Причины распространения нетрадиционных религий в современной России».

Исполнил:

курсант 114 учебного взвода

рядовой милиции

Моисеев А.В.

Научный руководитель:

Реуцкая Г.М.

Москва 2004

Введение………………………………………………………………………..3

Общая характеристика и классификация нетрадиционных религий………4

Распространение религии в России………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………17

Список используемой литературы…………………………………………..18

ВВЕДЕНИЕ

За последнее десятилетие в России появились и расширили свое влияние

новые религиозные движения, организации и культы. В отечественной

литературе они получили название нетрадиционных религий. На Западе, где их

именуют «новыми религиями», они начали возникать в 70-80-е гг. ХХ в. По

утверждению некоторых экспертов, там насчитывается от 1500 до 5000 «новых

религий». Правда, многие из них представляют собой перенесенные на

чужеродную почву традиционные религиозные учения Востока.

В нашей стране распространение «новых религий» началось в конце 80-х

гг. Многие специалисты-религиоведы рассматривают их как проявление

иностранной духовной агрессии.

Общая характеристика и классификация нетрадиционных религий

Одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным

религиям, является то, что они формируются как разновидность

харизматических культов, т.е. во главе находится лидер, который наделен

харизмом (от греч. charisma – дар). Это особенное свойство личности,

выделяющее его из среды остальных. Оно является не столько

благоприобретенным в процессе жизнедеятельности, воспитания и образования,

сколько милостиво дарованным ему свыше. Содержание этого дара заключается в

уникальном умении влиять на настроение и поведение других людей и от имени

Всевышнего учить их праведной жизни.

Характерно, что лидер создает особую «семью», или «юммуну», в которой

его называют «отцом». Здесь устанавливаются обязательные для всех

абсолютные правила поведения и образа жизни, но не обязательные для самого

лидера, ведь он – особый, святой. Рядовые члены групп зачастую отказываются

от своего имущества, а вознаграждения за труд передают в кассу юммуны.

Многие представители «новых религий» живут в общежитиях, вне семьи, порвав

всякие отношения с родными и близкими. Иначе говоря, круг их общения крайне

узок, допускаются контакты преимущественно с членами своей группы, т.е.

неукоснительно поддерживается обстановка полной изоляции от внешнего мира.

Важно подчеркнуть еще одну характерную черту деятельности

нетрадиционных религий. Речь идет о том, что в рамках секты для контроля за

поведением ее приверженцев используются средства исключительного

манипулирования: гипноз, медитация, изнурительные, длительные молитвы и

заклинания. Культовые процедуры обычно носят здесь сугубо коллективный

характер, исключающий всякие субъективные, свободные проявления.

Существенной особенностью вероучения «новых религий» является

пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир,

предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание

уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированию к

условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения.

Общая характеристика деятельности таких религий включает в себя

следующие важные черты. Во-первых, большинство сект отличается активной

миссионерской работой, причем это касается не только лидеров, но и рядовых

сторонников, адептов. Здесь применяются разные формы и способы

распространения «новых» идей, включая выступления руководителей на

стадионах перед огромными массовыми аудиториями и доверительные беседы. Во-

вторых, широко используются средства массовой информации. Известно, что

многие секты для популяризации своих вероучений ведут регулярные передачи

по телевизору и радио, публикуют рекламные сообщения в прессе,

публицистические статьи в журналах. К этому можно добавить, что они

располагают огромными финансовыми возможностями. В-третьих, некоторые

нетрадиционные религии отличаются тоталитарной направленностью. Как это

понимать? Ученые-религиоведы отмечают, что религиозные объединения

практикуют методы порабощения сознания человека, духовного насилия над ним

путем насаждения жестко дисциплины и применения психотропных средств. Все

это представляет яркую опасность для физического и психического здоровья

людей.

В научной, учебно-популярной литературе дается подробная

классификация нетрадиционных религий. Специалисты-религиоведы из всего

многообразия культов условно выделяют пять их разновидностей.

1. Неохристианские объединения. К ним можно отнести распространенные

в СНГ следующие религиозные секты: «Международная церковь унификации»,

«Дети Бога», «Церковь тела Христа», «Богородничное братство», «Белое

братство» и др. Для них характерно стремление объединить христианские

вероучения с элементами восточных религий.

2. Сайентологическое направление. Название произошло от английского

слова sience – наука. Направление объединяет различные «космические

религии» (типичный представитель – «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда),

которые наукообразно и мистически трактуют различные неисследованные

явления психики человека и окружающей природы, например связь Земли и

высших космических сил, контакты с неопознанными летающими объектами.

3. Неоориенталистские культы. К ним относятся «Общество сознания

Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного

света», «Махарай Джи», и др. Это вероучения восточного происхождения,

представляющие собой западное воплощение индуистских и буддийских культур.

Характерной их особенностью является антирационалистическая направленность,

а также способы психофизического воздействия на человека.

4. Сатанинские группы. Среди них можно назвать «Церковь Сатаны»,

культы дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они

возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими

источниками зла – демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой

жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.

5. Религиозно-мистические культы. Речь идет о распространении

оккультных учений, новой магии, спиритизма, астрологии, колдовства,

целительства и других явлений. Как отмечают ученые-социологи, за последние

годы в России подобные организации уверенно лидируют и получают довольно

широкую популярность среди населения.

Перейдем к более подробному рассмотрению конкретных видов оккультно-

мистического мировосприятия. Как свидетельствуют результаты научных

исследований, оккультизм, вера в колдовство – это не извращение безбожного

ума, а сопутствующий элемент обыденного религиозного сознания. По данным

опросов, проведенных в 1993-1996гг., в эти виды культа верят больше, чем в

известные православные догматы. Возникает вопрос, кто же эти люди, каков их

социальный статус, возраст и образование? Как показывает анализ полученных

данных, это вовсе не какие-нибудь старушки и не «темнота некультурная», а

скорее наоборот. В астрологию, магию, спиритизм меньше всего верят лица с

начальным и неполным средним образованием. Неожиданно самой здравомыслящей

возрастной группой оказались пенсионеры, тогда как среди молодежи верящих в

колдовство и оккультизм в 2-3 раза больше по сравнению с теми, кому старше

55 лет.

Можно привести следующие убедительные результаты опроса возрастных

групп (в процентах), которые верят в колдовство, магию и т.д.:

| |18-25 года |Старше 55 лет |

|Колдовство, порча, дурной глаз |62,7 |31,4 |

|Существование дьявола |45,8 |18,8 |

|Предсказания астрологов |35,6 |17,4 |

|Общение с духами (спиритизм) |28,0 |8,5 |

Эти данные показываю, что самая экономически бедная часть нашего

населения оказывается не такой уж темной и духовно отсталой. А вот

относительно молодежи надо отметить, что ей не свойственно критическое

мышление, ее сознание доверчиво открыто всему таинственному и непознанному

наукой, она впитывает как религиозные учения, так и магию, оккультизм.

Элементарное наблюдение убеждает, что миросозерцание большинства

представителей современной молодежи весьма противоречиво и неустойчиво.

Здесь наряду с широким распространением прагматических взглядов не ценности

жизни встречаются явные суеверия. Рационализм, увлечение аудиотехникой и

компьютерами зачастую совмещаются с мистическими исканиями.

Выявленное различие мировоззрений «отцов и детей» (точнее дедов и

внуков), т.е. «безбожников» и тех, кто воспитывался в годы перестройки,

когда началось возрождение религии, по-видимому, отражает общий

идеологический кризис, который переживает Россия. Речь идет о том, что на

смену материалистической картины мира по разным каналам телевидения и

другим средствам массовой информации в сознание людей привносятся различные

виды религиозно-мистического мировосприятия.

В более широком плане активное распространение нетрадиционных религий

можно объяснить несколькими существенными причинами. И прежде всего это

общее состояние духовной культуры нашего общества, которое отличается

глубоким упадком. Наблюдается резкое снижение уровня нравственности

населения: страну захлестнула идеология морального релятивизма и

вседозволенности. Происходит безудержная пропаганда масскультуры, алкоголя,

сексуальной распущенности. Как остроумно заметил известный экономист Н.

Шмелев, «наше общественное сознание характеризуется тремя словами:

чернуха, порнуха и чертовщина». Следует помнить, конечно, и о том, что в

духовной культуре нашей страны образовался определенный вакуум, который

благодаря деятельности средства массовой информации, активно заполняется

всяческими суевериями и мистическими учениями.

В кризисные периоды развития общества, как правило, возарстает

интерес людей к новому, необычному. Это подтвердили и результаты

всероссийского опроса, проведенного фондом «общественное мнение» 18 октября

1997 г. (было охвачено 1500 человек). Респондентов спрашивали, какие из

паранормальных явлений они считают возможными, верят в них. Чаще всего люди

называли (данные в процентах):

|Сбывающиеся приметы |32 |

|Наведение порчи, сглаз, колдовство |28 |

|Экстрасенсорику |24 |

|Астрологические предсказания |15 |

Меньше всего россияне верят в возможность таких явлений, как

левитация (4%), полтергейст и спиритизм (по 5 %), а также деятельность

инопланетян на земле (7%)1.

Познание мира бесконечно, и поэтому всегда было и остается что-то

непознанное. «Есть многое на свете, «друг Горацио, что и не снилось нашим

мудрецам» (Вильям Шекспир «Гамлет»). Наиболее сложным объектом оказывается

сам человек. Именно на этом спекулируют представители парапсихологии,

психотроники и т.п., нередко выдавая за установленные факты проявления

телепатии и телекинеза. Зачастую здесь присутствуют обман и мистификация,

хотя многое заслуживает внимания ученых, тщательного изучения и объяснения.

Кроме того, одной из существенных причин стремления людей к новым

культам можно считать психологическое состояние нашего общества. Известно,

что здесь правят бал разного рода страхи, неуверенность в будущем, тревога

за жизнь, работу, личную судьбу и будущее страны. Страх перед насилием,

перед могуществом зла, его искусом делают некоторых людей запуганными, и

они стремятся искать защиту в потусторонних силах. На такой социально-

психологической почве и возникает игра на мнительности, настороженности

людей, находящихся в стрессовых ситуациях. В этих условиях проповедники

новых религиозных сект, астрологи, целители обещают простые и легкие

решения всех проблем. Они, как правило, используют человеческую

доверчивость, извечную тягу людей к чуду. Конечно, есть экстрасенсы,

обладающие особыми способностями общения и воздействия на людей, что

нередко позволяет оказывать им помощь, включая излечение каких-то недугов,

например феномен Джуны Давиташвили или способности прорицательницы из

Болгарии покойной Ванги. Эти факты психологического и психофизического

взаимодействия между людьми заслуживают серьезного научного изучения.

Но нельзя забывать, что на этом фоне объявилась многочисленная армия

мошенников, авантюристов, не обладающих какими- либо особыми способностями.

Они зарабатывают бешенные деньги, обманывая доверчивых и сбитых с толку

людей. Подобный самообман зачастую оборачивается жестоким разочарованием в

жизни, утратой веры в перспективу, а иногда и настоящими трагедиями.

В последнее время полосы российских газет заполнены предложениями

разного рода колдовских и экстрасенсорных услуг. В изобилии объявились

провидцы и маги, специалисты оккультных учений. Причем прейскурант цен и

перечень видов магической помощи весьма обширны.

Серьезные ученые, констатируя обвальный рост новых религиозных

культов, колдунов и магов, отмечают, что все это явное свидетельство

болезненного состояния российского массового сознания. И болезнь эта

проявляется во многих сферах: в активном строительстве финансовых пирамид,

в холявном поведении многих вкладчиков, в аморальности отдельных

представителей государственной власти. Специалисты категоричны в оценке

нашего общественного сознания: здесь наметился явный откат к

средневековью, к состоянию затемнения умов. Специалисты в области

психиатрии утверждают, что в нынешней социально-исторической ситуации

нарастает процесс обостренного осознания личностью смысла своего бытия в

утратившем стабильность мире.

Распространение религии в России

Религиозная жизнь россиян, ее конфессиональное разнообразие

является отражением пестроты национального состава жителей страны

как в прошлом, так и в настоящем. В России действует более 500

различных религиозных организаций и центров.

Вполне очевидно, что первенствующее положение занимает Русская

Православная Церковь.

В России начиная с XVII в. значительными группами населения

представлены старообрядцы — православные русские люди, не принявшие

нововведений патриарха Николая, следствием чего был раскол в

православной церкви в XVII в. В старообрядчестве образовалось много

толков и течений. Первое место по числу прихожан занимает Русская

Православная Старообрядческая Церковь. Среди московских старообрядцев

есть общины Московская Преображенская и Московская Поморская и

другие.

Среди православных автокефальных церквей в столице — храм

Грузинской Православной Церкви, храм подворья Болгарской Православной

Церкви, храмы при представительстве Антиохийского патриархата (церкви

Архангела Гавриила и Феодора Стратилата).

Помимо православия, христианство в России также представило

католицизмом, протестантизмом и монофизитам. К монофизитам (признающим

Иисуса Христа только Богом в отличие от большинства христиан,

видящих в нем, и Бога и человека) относится Армянская Апостольская

Церковь. Она представляет собой центр так называемой Ново-

Нахичеванской Российско-Армянской Епархии, объединяющей верующих армян

со всей территории бывшего СССР, кроме Закавказья.

Центральным московским каталитическим храмом для москвичей-

католиков является костел Св. Людовика, относящийся к концу XVIII

в. Служба также начала с недавнего времени проводиться и в

костеле на ул. Малая Грузинская. В России существует еще два

каталитических прихода. Один из них предназначен для англо-

американских католиков — часовня Богоматери Надежды. Кроме этого

существует немецкий католический приход при посольстве Германии.

Восстанавливается костел Святых Апостолов Петра и Павла.

Самостоятельную деятельность с 1992 г. в России разворачивает

католический орден матери Терезы из Культуры. Представители ордена,

как и в остальном мире, в России занимаются благотворительной

деятельностью, оказывая помощь в больницах, детских домах, приютах,

госпиталях, онкологических и психиатрических клиниках.

Достаточно разнообразно в России представлены протестанты.

Наиболее многочисленную группу, к тому же стремительно

распространяющую свое религиозное влияние, составляют баптисты.

Баптисты представляют наиболее массовое протестантское движение,

распространенное в России. Именно за счет численности баптистов

протестантизм занимает второе место в России по числу его

исповедующих.

Между Маросейкой и Варваркой, в Старосадском переулке, в здании

лютеранского храма прошлого века располагается

евангелическолютеранская церковь. Евангелические службы проходят и в

посольстве Германии, но они объединяют ограниченный круг верующих

из числа иностранцев.

Большая англиканская епископская церковь Св. Андрея находится

в Вознесенском переулке. «Англиканская кирха” появилась здесь еще

в 40-х годах прошлого века, но прежнее здание в начале 20 в. было

заменено новым, с башней, в котором сейчас и проходят службы.

Из представителей протестантизма есть так же адвентисты

Седьмого дня, общество которых находится там же, где и баптистский

Молельный дом. Число адвентистов, то есть христиан, проповедующих

скорое второе пришествие Христа, достаточно велико, и численность

их возрастает.

Появились в России и методисты. Они принадлежат к недавно

представленной в столице Объединенной Методисткой Евразийской Церкви.

В XVIII в. методисты (названия происходит от того, что они

требовали методического следования нормам христианской морали)

отделились от англиканства, создав самостоятельные общины.

На Большой Косинской улице в Москве находится Молитвенный дом

христиан веры евангельской, или, иначе, пятидесятников, очень

близких, как по вероучению, так и по большинству обрядов,

баптистам. Наконец, завершая разговор о протестантах, необходимо

упомянуть и религиозно-филантропическую организацию «Армия Спасения”.

Вероучение этой организации не отличается от методического, но

организована она на военный лад.

Иудаист в России посещают три синагоги. Первая из них была

основана в середине XIX в. вторая появилась в начале XX в. Позднее

всего была основана Марьино-Рощинская синагога.

Мусульманские — москвичи имеют в своем распоряжении три мечети.

Первая из них находится в Выползовом переулке, вторая — в

Замоскворечье. Кроме того, мечеть есть также в Исламском

культурном центре. Ведутся работы по созданию еще нескольких

мечетей.

Среди молодежи некоторой популярностью пользуются ответвления

индуизма — кришнаизм. Есть поклонники буддизма и дзэн-буддизма.

Новые тенденции в религиозной жизни России.

В целом современной религиозной жизни России

характерно несколько новых тенденций. Во-первых, в

противовес традиционным религиям, речь о которых шла выше, в

настоящее время все больше распространение получает экуменизм —

религиозное движение, стремящееся объединить все христианские

конфессии, а также подобные экуменизму аналогичные движения,

которые пытаются преодолеть традиционные различия в верованиях и

создать некоторые универсальные учения, включающие в себя элементы

и христианства, и ислама, и иудаизма, и прочих как мировых, так

и нетрадиционных конфессий.

Во-вторых, для религиозной жизни России характерно массовое

появление зарубежных проповедников и представителей различных

нетрадиционных для России религий и их очень активная

прозелитическая деятельность. Стены вагонов пестрят приглашениями на

проповеди Билли Грэма, на моления корейских христиан, в

многочисленные новые, часто не кому неизвестные религиозные группы и

организации. Пугает так свобода и быстрота, с которой они

осваивают Россию, тем более что при более внимательном рассмотрении

часто оказывается, что речь идет как минимум о шарлатанах.

Похоже, что в последнее время свобода в России обернулась

настоящим религиозным браконьерством. Любой иностранный проповедник,

чьи дела на родине пошатнулись, может с вложением минимальных

средств разворачивать не слыханные по массовости компании здесь, в

России. На пример американский проповедник Джимми Сваггер был отлучен

в США от своей общины по инициативе самих членов общины «за

грехи”, но в России ведет телепередачи. Наш эфир полон проповедями

«святейшего учителя Секо Асахара” о котором посольство Японии

предупредило, что «это одна из тех сект, что требуют постоянного

полицейского надзора”. В Москве открыто действует «Церковь унификации

преподобного Муна”, которого в 50-х годах арестовывали в Южной

Корее «за совершение извращенных действий” с членами своей общины,

а 70-х годах в США — за укрывательство от налогов и за «

хранение и распространение наркотиков”.

Международный христианский семинар по тоталитарным сектам в

России отнес к их числу известное «Белое братство”, Богородичный

центр, «Аум Синрике”, последователей Муна и его «Церкви

объединения”, тантристов, неосатанистов, мормонов, «Новоапостольскую

церковь”, «Церковь Христа”, «Живой поток”, секту «Юнивер” и др. При

всех различиях их объединяют жесткая иерархическая структура, военная

дисциплина и эклектичность вероучения («синтетические культы”) — в

их учениях все заимствовано, нет ничего своего.

Православная церковь их осуждает, предает эти секты анафеме.

Отчасти их деятельность должны были ограничить некоторые статьи

новой редакции «Закона о свободе совести”, по которым «зарубежные

религиозные организации » не пользуются правом на занятие «религиозно-

миссионерской, издательской и рекламно-пропагандисткой деятельностью”,

но часто секты просто обходят закон.

Тревогу, причем обоснованную, бьют психиатры. Дело в том, что

все эти религиозные секты требуют от своей паствы самоотречения,

смирения, подчинения, вырваться из них чрезвычайно трудно.

Богородичный центр, например, принуждает к периодическому

«мысленному посту” — полному отказу от «думанья” при полной

покорности руководителю движения. Секо Асахара считает необходимой

для ухода от мирской жизни в высшие миры «интенсивную практику

безумия” в ходе многочасовых медитаций. Она в свою очередь вызывает

у сектанта изменение сознания, развивая состояние гипноза и

самогипноза. В таких состояниях резко повышается внушаемость в

потерей реального восприятия окружающего мира и легко усваивается

установка проповедника на слепую веру в то, что он говорит и к

чему призывает. Так происходит кодирование, или программирование,

человека, которое впоследствии делает его духовно зависимым от

проповедника (причем, по мнению врачей, такая зависимость ничем не

отличается от алкогольной или наркотической). После этого человек

не отвечает за свои действия, становится биороботом.

Многочисленные религиозные шоу — это сеансы с элементами

массового гипноза. Под его влиянием у людей с зачатками

психических расстройств, депрессией болезнь может перейти в активную

фазу. Но и люди с уравновешенной психикой, хотя они «держатся”

дольше, тоже в конце концов поддаются «доводам” проповедника. Ведь

нельзя же считать всех членов «белого братства” — а их было

несколько тысяч человек, молодых и здоровых — психами или

подверженными стрессам и депрессии! Тем не менее самосожжению по

призыву Марии Цвигун и ее идейного наставника Кривоногова в день

объявленного ими конца света намеривалось предаться все «Белое

братство”, причем намеривалось на столько серьезно, что это

групповое самоубийство было предотвращено отнюдь не убеждениями, а

просто физическим вмешательствам сил правопорядка. То, что произошло

в «Белом братстве”, могло произойти и в других сектах, поскольку

механизм их деятельности достаточно одинаков. Примеров тому

множество — достаточно вспомнить судьбу общины Дэвида Корэша в США,

члены которой решили покончить жизнь самоубийством по призыву

проповедника, самоотравления более 280 членов религиозной общины по

призыву проповедника в Гайане в конце 80-х годов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении отметим, что новые религиозные течения проявляются и

распространяются потому, что на них существует реальный спрос. Как в былые

времена, так и сейчас есть много людей, желающих изменить свое

мироощущение, стремящихся к поиску истины, просветленному развитию. Тем

более это понятно в наше трудное время, в период беспрецедентного культурно-

морального кризиса. Особенно это касается молодежи с ее максимализмом и

тягой к новому, экзотическому. А ведь нетрадиционные вероучения умело

используют фрагменты различных древних культов и достижения современных

наук. Здесь вера в Бога сочетается с ролью биоэнергетических полей, а в

обрядах – оздоровительные комплексы с рок-музыкой. Служба сопровождается

пением под гитару, причем использует современный разговорный язык.

Официально признанные религии (православие, ислам, иудаизм и др.)

могут не отвечать внутренним потребностям новых верующих, и они идут в

нетрадиционные организации. Такая практика не противоречит Федеральному

закону «О свободе совести и религиозных объединениях», принятому в 1997г.

Однако следует различать религиозные организации и секты, которые в своей

деятельности не нарушают законодательство, и секты тоталитарные, с

криминогенной направленностью, деятельность которых сопряжена с причинением

вреда здоровью граждан, с иными посягательствами на права личности. Они

социально опасны и подлежат запрету. Именно такой позиции придерживается

наша общественность.

Список используемой литературы

1. П.И. Костюкович «Религиоведение». Минск ООО «Новое знание» 2000.

2. Ш.М. Мунчаев «Религия: история и современность». Москва «Культура и

спорт» 1998.

3. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации.

4. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных организациях»от 29

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *