Несь Архангельская область

У этого термина существуют и другие значения, см. Нарьян-Мар (значения).

Город Нарьян-Ма́р
Няръяна мар»

Флаг Герб
Страна Россия
Субъект федерации Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование городской округ «Город Нарьян-Мар»
Город Нарьян-Мар
Координаты Координаты: 67°38′16″ с. ш. 53°00′24″ в. д. / 67.637778° с. ш. 53.006667° в. д. (G) (O) (Я)67°38′16″ с. ш. 53°00′24″ в. д. / 67.637778° с. ш. 53.006667° в. д. (G) (O) (Я)
Внутреннее деление
Руководство города

Глава администрации: Фёдорова Татьяна Васильевна

Представительный орган: Совет городского округа «Город Нарьян-Мар»

Основан
Город с
Площадь 42,657 км²
Высота центра 6,4 м
Тип климата
Население ▲ 21 338 человек (2010)
Агломерация 28 720
Национальный состав русские, ненцы, коми, украинцы
Этнохороним нарьянма́рцы, нарьянма́рец
Часовой пояс
Телефонный код +7 81853
Почтовые индексы 166000,166001,166002,166004
Автомобильный код 83
Код ОКАТО
Официальный сайт
Прозвище Заполярная столица
День города первое воскресенье сентября

Нарьян-Ма́р (нен. Няръяна мар» — «Красный Город») — город (с 1935) в России, административный центр Ненецкого автономного округа. Город находится за полярным кругом, расположен в низовьях реки Печоры, в 110 км от Баренцева моря.

Расстояние от Москвы до Нарьян-Мара — 1500 км, от Архангельска до Нарьян-Мара — 660 км. Ближайшая железнодорожная станция — Усинск — находится на расстоянии 350 км, добраться до неё по суше можно только по зимней автомобильной дороге (зимнику).

История

Предыстория

Основные события, связанные с идеей постройки города в низовьях реки Печоры, возникли давно. Богатый животный мир, красивые места, большая судоходная река, возможность торговать лесом — все это влекло людей на Север, сведения русских летописей не оставляют сомнений в том, что уже с ХII века район Нижней Печоры хорошо был известен. Здесь местные племена — югра, печера — сначала осуществляли меновую торговлю с русскими. По мере роста могущества Новгородской республики, а затем и Московского государства меновая торговля была заменена данью. В 1499 году возникает Пустозёрск. В XVIII—XIX веках появляются новые села и деревни на берегах устья Печоры; Великовисочное, Оксино, Тельвиска, Куя — жители которых занимались традиционным хозяйством, рыбным, зверобойным промыслами, оленеводством. Во второй половине XIX в. началась отправка за границу печорского леса. С 1897 года Товариществом Архангельско-Мурманского срочного пароходства налажены морские рейсы между Архангельском и низовьем Печоры (деревня Куя). В 1903 году на территории современного Нарьян-Мара основан Печорский лесозавод, созданный товариществом «Стелла Поляре» во главе с норвежским лесопромышленником Мартином Ульсеном.

Основание города

В 1924 году в урочище Белощелье открыто агентство Северного морского пароходства. Штат состоял из восьми человек. Были построены 2 каркасных склада и навес, который разбирался на зиму.

4 сентября 1931 года в Белощелье состоялось заседание комиссии Архангельского крайкома ВКП(б). Единственный вопрос «О строительстве Печорского порта». Главной причиной строительных преобразований было открытие геологом Г. А. Черновым в 1930 году Воркутинского месторождения угля. Для доставки угля к потребителю существовал только один путь — через Печорский порт. Так образовался рабочий посёлок Нарьян-Мард (Красный город). Чтобы образовался поселок, пришлось объединить территории и население лесозавода, Белощелья, поселков Калюш, Карманово (Городецкого), Носово (Качгорт) и деревни Екуша. Первые постройки на территории будущего города — жилой барак на 65 человек, восьмиквартирный дом, столовая, почта, «дом ненца», больница, типография.

18 декабря 1931 г. принимается постановление президиума Ненецкого окрисполкома: «Ввиду несоответствия пониманию вытекающего из слова «мард» наименование рабочего посёлка писать «Нарьян-Мар»».

Постановлением ВЦИК от 2 марта 1932 года административный центр Ненецкого национального округа, Северного края, был перенесён из села Тельвисочного в рабочий поселок Нарьян-Мар.

9 апреля 1934 года V пленум Ненецкого Окрисполкома принял Решение о преобразовании рабочего поселка Нарьян-Мар, в котором проживало свыше 8000 человек, в город Нарьян-Мар. 10 марта 1935 года. постановлением Президиума ВЦИК рабочий поселок Нарьян-Мар Ненецкого округа Северного края преобразуется в город.

1930-е годы

В 1934 году решением поселкового Совета были названы первые улицы. Ими стали улица Набережная, улица Партизанская (сейчас ул. Пырерки), проспект Заполярный (ныне ул. Смидовича), улица Оленная (с 1936 года это ул. им. Выучейского) и улица Полярная. В этом же году руководством города было принято решение приступить к строительству Дома Советов. В 1934 году своих первых специалистов выпустило педагогическое училище. В 1932 году начала работу оленеводческая зональная станция. В 1933 году была организована контора рыбтреста. Параллельно наращивал темпы работы морской порт. В том же 1934 году начала просветительскую деятельность библиотека, а затем был открыт окружной музей. Не отставало от общего развития города и развитие образования. С 1934 года в городе работали культпросветшкола и две общеобразовательные школы.

В 1936 году было создано бюро оповещения погоды.

В 1937 году открыт профессиональный драматический театр, впоследствии переведённый в город Котлас.

Торговля была представлена двумя универмагами, специализированным гастрономом и специализированным магазином с товарами для тундрового населения.

13 февраля 1933 года была открыта первая заполярная авиалиния, которая связала Архангельск с Нарьян-Маром. В 1932 году начал работу первый радиоузел с 110 радиоточками, а в 1937 году власти установили прямую телеграфную связь с Архангельском.

30 марта 1937 года, в Нарьян-Маре, на лед Печоры приземлились самолеты экспедиции, следовавшей на Северный полюс, чтобы организовать первую в мире полярную дрейфующую станцию Северный полюс-1. Из-за непогоды остановка в Нарьян-Маре затянулась на две недели. 12 апреля 1937 года самолёты вылетели на полярную станцию Маточкин Шар (Новая Земля). На доме в котором жили полярники установлена мемориальная доска.

Великая Отечественная война

В годы Великой отечественной войны Нарьян-Мар был тыловым городом. С октября 1941 года в городе начал действовать военный аэродром , который относился к 772-й авиабазе Беломорской военной флотилии. Самолеты из Нарьян-Мара выполняли разведывательные полеты в Арктике. 22 июня 1943 года над Нарьян-Маром единственный раз за всю войну пролетел немецкий самолет «Ю-88», предполагается, что он осуществлял аэрофотосъёмку города и близлежащих населенных пунктов.

В День авиации 1944 года работники Нарьян-Марского морского порта передали летчику Беломорской военной флотилии В.В. Томашевскому самолет-бомбардировщик Ил-4 «Работник Печорского флота», купленный на деньги портовиков. 7 сентября 1944 года передовые труженики Ненецкого округа передали летчикам Беломорской военной флотилии истребитель Як-7Б Нарьян-Марский судостроитель, который был вручен Герою Советского Союза капитану А.К. Тарасову. В 1946 году истребитель был доставлен в Нарьян-Мар и установлен в сквере как памятник советским людям, трудившимся в тылу (утрачен в 1956 и восстановлен в 2010 году).

16 августа 1942 года из поселка Хабарово в Нарьян-Мар вышла группа кораблей. В ее состав входили буксирные пароходы «Комсомолец», «Норд» и «Комилес». «Норд» буксировал неисправный «Комилес» и лихтер «Ш-500», а буксирный пароход «Комсомолец» — баржу П-4. На последней находилось 300 человек, большинство из которых были заключенными лагерей «Норильстроя». 17 августа около 7 часов утра, когда караван проходил в двух милях от северного побережья острова Матвеев в Баренцевом море, вблизи него всплыла германская подводная лодка U-209, открывшая артиллерийский огонь. Лихтер «Ш-500», баржа П-4 и буксирный пароход «Комилес» были потоплены. Буксирный пароход «Комсомолец» загорелся и выбросился на берег. Пароходу «Норд» удалось уйти. Из 328 человек, находившихся на судах уничтоженного каравана, 305 утонули, либо погибли в ходе артиллерийского обстрела. В память об этом событии в Нарьян-Маре, на улице Сапрыгина в ноябре 1968 года был установлен памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец».

1940-е — 1980-е годы

Местную промышленность в 30-е и 40-е годы представляло кустарное предприятие по производству кирпича в Екуше. В 1940 году им было выпушено 1 млн. 100 тыс. штук кирпича. И жилфонд города на тот момент представлял собой 52,4 тыс. кв. м. общей площади. Новый этап развития города в конце 40-х и 50-е годы обозначен строительством квартала жилых домов по улице Выучейского. В 60-е годы были введены в эксплуатацию первые кирпичные здания — ДК и школа № 3. В 1975 году строители сдали первое многоэтажное здание в кирпичном исполнении — здание окружкома КПСС, ныне городской администрации. А в 1981 году рабочие Нарьян-Марского СМУ получили квартиры в первом в городе новеньком панельном доме. Строительство было переведено на промышленную основу. С началом строительства кирпичных и панельных домов внедряется централизованное водоснабжение и локальная система канализации с местными очистными сооружениями. Совершенствовалась и система обслуживания горожан. В 1955 году открылся первый автобусный маршрут. С созданием городской дизельной электростанции в 1959 году налажено устойчивое электроснабжение, а в начале 60-х годов жилые дома стали переводить на центральное отопление.

С 1973 года нарьянмарцы смотрят телевизионные программы через станцию «Орбита». А в 1978 году в жилые квартиры пришел природный газ, был начат перевод котельных на газовое топливо. В 1973 году построен 92-метровый мост через р. Качгортинскую курью, а затем, в 1983 году — 57-метровый через р. Лесозаводская курья. В 80-е годы введены новые мощности на электростанции, нефтебазе, построен хлебозавод, в 1989 году — построен четырёхэтажный корпус окружной больницы. В 80-е годы построены новая поликлиника и аптека, гостиница «Печора», школа-интернат со спальным корпусом, универмаг, музыкальная школа. Появился целый квартал современных панельных жилых домов.

1990-е годы и наши дни

В 90-е годы темпы развития города, как и всей страны, снизились, некоторые жители стали покидать Нарьян-Мар. Однако и в это время в городе было построено несколько жилых домов, здания «Промстройбанка», расчетно-кассового центра, федерального казначейства. С начала XXI века с ростом нефтедобычи в НАО город получил новый толчок в своем развитии, за первое десятилетие появились десятки современных монолитных и кирпичных зданий, строятся и ремонтируются дороги и коммуникации, идет активный снос ветхого жилья и переселение жителей в новые благоустроенные квартиры.

В сентябре 2009 года Нарьян-Мар посетил Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, который участвовал в торжествах посвящённых 80-летию НАО.

4 октября 2011 года в Нарьян-Маре Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев провел заседание президиума Госсовета по проблемам ЖКХ.

29 июля 2012 года Нарьян-Мар с официальным визитом посетил Президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг.

История

Несь была основана во второй половине XVIII века мезенскими крестьянами, которые занимались в этих местах сезонной ловлей рыбы. До 1903 года Несь входила в состав Дорогорской волости Мезенского уезда Архангельской губернии. В 1903 году Несь стала центром Несской волости. С 1924 года село Несь было центром Канино-Чёшской самоедской волости Мезенского уезда, объединившей кочевое население Канинской и Тиманской тундр. Позднее Несь стала центром Несского сельсовета Мезенского района. В 1934 году Несский сельсовет с населёнными пунктами Мгла и Несь перешёл из Мезенского района Северного края в состав Ненецкого национального округа. В 2005 году Несь стала центром муниципального образования «Канинский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа.

Население

Численность населения села, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, составляла 1368 человек.

Уроженцы

  • Андреев, Клавдий Валерьянович (1924 год — 29 июня 1981 года) — капитан рыбопромыслового флота. Герой Социалистического Труда.
  • Коткин, Сергей Николаевич — депутат Государственной думы Российской федерации.

Экономика

Основные занятия населения — рыболовство и оленеводство. Центральная база СПК РК «Северный полюс» и СХПК Ненецкая община «Канин»

Транспорт

Регулярные авиарейсы два раза в неделю, из Нарьян-Мара и Архангельска на самолете Ан-2 или на вертолете Ми-8. Грузы доставляются морем в период навигации из Архангельска, а также по зимнику из Мезени.

Инфраструктура

Средняя школа, пришкольный интернат, детский сад, участковая больница, почта, филиал Сбербанка РФ, пекарня, магазины, аэропорт, метеостанция, электростанция.

Улицы

Сотовая связь

Оператор сотовой связи стандарта GSM: МТС.

Радио

  • 102,0 Север FM

Телевидение

  • Первый мультиплекс
  • Второй мультиплекс

Напишите отзыв о статье «Несь (село)»

  1. , итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, Архангельскстат, 2012

Ссылки

Карты

Населённые пункты Заполярного района

Районный центр: Посёлок Искателей
Амдерма • Андег • Белушье • Бугрино • Варнек • Великовисочное • Верхняя Пеша • Вижас • Волоковая • Волонга • Выучейский • Индига • Каменка • Каратайка • Кия • Коткино • Красное • Куя • Лабожское • Макарово • Мгла • Нельмин-Нос • Несь • Нижняя Пеша • Оксино • Ома • Осколково • Пылемец • Снопа • Тельвиска • Тошвиска • Устье • Усть-Кара • Харута • Харьягинский • Хонгурей • Хорей-Вер • Чёрная • Чижа • Шойна • Щелино

Это заготовка статьи по географии Ненецкого автономного округа. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Отрывок, характеризующий Несь (село)

На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались.
Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно.
– Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье.
– Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой.
Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же.
– С богом! – сказал Ефим, надев шляпу. – Вытягивай! – Форейтор тронул. Правый дышловой влег в хомут, хрустнули высокие рессоры, и качнулся кузов. Лакей на ходу вскочил на козлы. Встряхнуло карету при выезде со двора на тряскую мостовую, так же встряхнуло другие экипажи, и поезд тронулся вверх по улице. В каретах, коляске и бричке все крестились на церковь, которая была напротив. Остававшиеся в Москве люди шли по обоим бокам экипажей, провожая их.

Наташа редко испытывала столь радостное чувство, как то, которое она испытывала теперь, сидя в карете подле графини и глядя на медленно подвигавшиеся мимо нее стены оставляемой, встревоженной Москвы. Она изредка высовывалась в окно кареты и глядела назад и вперед на длинный поезд раненых, предшествующий им. Почти впереди всех виднелся ей закрытый верх коляски князя Андрея. Она не знала, кто был в ней, и всякий раз, соображая область своего обоза, отыскивала глазами эту коляску. Она знала, что она была впереди всех.
В Кудрине, из Никитской, от Пресни, от Подновинского съехалось несколько таких же поездов, как был поезд Ростовых, и по Садовой уже в два ряда ехали экипажи и подводы.
Объезжая Сухареву башню, Наташа, любопытно и быстро осматривавшая народ, едущий и идущий, вдруг радостно и удивленно вскрикнула:
– Батюшки! Мама, Соня, посмотрите, это он!
– Кто? Кто?
– Смотрите, ей богу, Безухов! – говорила Наташа, высовываясь в окно кареты и глядя на высокого толстого человека в кучерском кафтане, очевидно, наряженного барина по походке и осанке, который рядом с желтым безбородым старичком в фризовой шинели подошел под арку Сухаревой башни.
– Ей богу, Безухов, в кафтане, с каким то старым мальчиком! Ей богу, – говорила Наташа, – смотрите, смотрите!
– Да нет, это не он. Можно ли, такие глупости.
– Мама, – кричала Наташа, – я вам голову дам на отсечение, что это он! Я вас уверяю. Постой, постой! – кричала она кучеру; но кучер не мог остановиться, потому что из Мещанской выехали еще подводы и экипажи, и на Ростовых кричали, чтоб они трогались и не задерживали других.
Действительно, хотя уже гораздо дальше, чем прежде, все Ростовы увидали Пьера или человека, необыкновенно похожего на Пьера, в кучерском кафтане, шедшего по улице с нагнутой головой и серьезным лицом, подле маленького безбородого старичка, имевшего вид лакея. Старичок этот заметил высунувшееся на него лицо из кареты и, почтительно дотронувшись до локтя Пьера, что то сказал ему, указывая на карету. Пьер долго не мог понять того, что он говорил; так он, видимо, погружен был в свои мысли. Наконец, когда он понял его, посмотрел по указанию и, узнав Наташу, в ту же секунду отдаваясь первому впечатлению, быстро направился к карете. Но, пройдя шагов десять, он, видимо, вспомнив что то, остановился.
Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливою ласкою.
– Петр Кирилыч, идите же! Ведь мы узнали! Это удивительно! – кричала она, протягивая ему руку. – Как это вы? Зачем вы так?
Пьер взял протянутую руку и на ходу (так как карета. продолжала двигаться) неловко поцеловал ее.
– Что с вами, граф? – спросила удивленным и соболезнующим голосом графиня.
– Что? Что? Зачем? Не спрашивайте у меня, – сказал Пьер и оглянулся на Наташу, сияющий, радостный взгляд которой (он чувствовал это, не глядя на нее) обдавал его своей прелестью.

Экономика

Промышленность

  • Морской порт и речная пристань
  • Предприятия пищевой промышленности
  • ОАО «Ненецкая нефтяная компания»
  • Нефтяная компания OOO «НарьянМарНефтегаз»
  • ОАО «Нарьян-Марсейсморазведка»
  • ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд»
  • Газопровод от месторождения Василково, конечный пункт Нарьян-Мар

Торговля

В городе представлены следующие торговые сети:

  • Сеть продовольственных магазинов «Белые Ночи»
  • «Евросеть»
  • «Связной»
  • «Позитроника»
  • «Эльдорадо»
  • «МТС»
  • «Мегафон»
  • «Билайн»

Банки

В городе расположены отделения следующих банков:

  • «Сбербанк России»
  • «Петрокоммерц»
  • «Московский индустриальный банк»

Население

Год Население
1939 ▲13 700
1959 ▼13 222
1970 ▲16 864
1979 ▲23 435
1989 ▼20 182
2002 ▼18 611
2010 ▲19 820
2011 ▲21 338
2012 ▲22 375

Численность населения города на 1.01.2011 года — 21 338 человек.

Достопримечательности

  • Здание администрации Ненецкого автономного округа
  • Окружная библиотека
  • Краеведческий музей
  • Здание почты
  • Памятник 500-летию Пустозёрска
  • Памятник Яку-7Б
  • Культурно-деловой центр «Арктика»
  • Памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец»

Уроженцы

См. категорию Родившиеся в Нарьян-Маре.

Транспорт

Вид на город со стороны реки ПечорыВид на город со стороны р. Качгортинская Курья

Городской

В городе с 1955 года действует автобусный транспорт, в настоящее время обслуживающий 6 маршрутов:

  • Маршрут № 411: г. Нарьян-Мар — п. Искателей
  • Маршрут № 2: Морской порт — ул. Ленина
  • Маршрут № 4: Морской порт — Аэропорт
  • Маршрут № 4а: ул. Ленина — Аэропорт
  • Маршрут № 7: Морской порт — оз. Безымянное
  • Маршрут № 8: Морской порт — ул. Мира

На маршрутах используются автобусы ЛиАЗ-5256, ПАЗ-4234 и ПАЗ-3205.

Междугородные связи

Нарьян-Мар не связан с другими городами ни постоянной автомобильной дорогой, ни железной дорогой. С 1991 года ведётся масштабное строительство дороги Нарьян-Мар — Усинск протяженностью 386 км. Недостроено 80 км. Трасса должна соединить Ненецкий автономный округ с Республикой Коми, обеспечить ему доступ к железнодорожному узлу в Усинске. С декабря до апреля в Нарьян-Мар можно проехать по зимнику из п. Харьяга. В период навигации на Печоре действует паромная переправа Щельяюр — Нарьян-Мар.

Пока автомобильная дорога не построена, основным видом транспорта, которым можно попасть в Нарьян-Мар, остается авиация. Аэропорт Нарьян-Мара принимает самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-12 Ту-134, Як-40, Як-42, Ил-18, Boeing 737, ATR 42, вертолеты всех типов. Эксплуатант аэропорта — ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», имеющий в своём авиапарке самолёты Ан-2 и вертолёты Ми-8 . Выполняются регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Киров, Сыктывкар, Усинск, а также по местным воздушным линиям.

Грузы в город доставляются морским путём из Архангельска, а также по реке из города Печоры.

Климат

Климат Нарьян-Мара субарктический, с длительной зимой и коротким нежарким летом. Город находится в зоне вечной мерзлоты, однако вечномёрзлых грунтов в черте города нет. С 14 по 30 декабря длится полярная ночь. Зима сравнительно мягкая для полярных широт вследствие влияния Баренцева моря, однако весна и осень длительные и холодные, а лето прохладное. Среднесуточная температура переходит через ноль только в мае, и снова переходит за ноль уже в начале октября. С 30 мая по 15 июля длится полярный день, с апреля по август наблюдаются белые ночи. Лето холодное, средняя его температура всего 13 градусов (с довольно сильными вариациями от года к году, самый тёплый июль отмечался в 1974 году, а самый холодный в 1968 году, со средними температурами соответственно +18.8 и +7.7). Летом иногда город могут достигнуть горячие воздушные массы из степей Казахстана, тогда температура может превысить +30 °C в тени.

Средства массовой информации

Газеты

  • Няръяна вындер
  • Выбор НАО

Информационные агентства

  • Нарьян-Мар on-line

Телевидение

Название канала Номер канала
«Россия 2» 1
«Россия 1″/»ГТРК Поморье/»ТРК Заполярье» 3
«Первый канал» 5
«Пятый канал» 8
«НТВ» 11
«Россия К» 27
«ТВ Центр» 31
«Звезда»/»Север» 40
Первый мультиплекс

Радиовещание

Название канала Частота канала
«Радио России»ГТРК Поморье/»ТРК Заполярье» 66,20 МГц
«Радио Маяк» 67,76 МГц
«ЮFM» 68,84 МГц
«Нарьян-Мар FM»/»Дорожное радио» 102,5 МГц
«Русское радио» 103,0 МГц
ПЛАН «Наше радио» 87,5-108 МГц

Сотовая связь

Операторы сотовой связи стандарта GSM: МегаФон, МТС, Билайн, Tele2.

Интересные факты

  • С ненецкого языка на марийский Нарьян-Мар переводится как Йошкар-Ола (Красный город).

Города-побратимы

  • Каутокейно (Норвегия)
  • Москва (Россия)
  • Ухта (Россия)
  • Усинск (Россия)
  • Мариуполь (Украина)

Виды Нарьян-Мара

  • Городская администрация

  • Культурно-деловой центр «Арктика»

  • Гостиница «Заполярная столица»

  • Вид на улицу Ленина, начало 2000-х

  • Здание общественно-политической газеты «Няръяна Вындер»

  • Вид на Морской порт

  • Городской стадион

  • Улица Ленина, 2010-й год

См. также

  • Список улиц Нарьян-Мара
  • Административно-территориальное деление Ненецкого автономного округа
  • Флаги Ненецкого автономного округа
  • Нарьян-Марская и Мезенская епархия

Примечания

  1. 1 2 Чупров А. В. Нарьян-Мар: альбом (Исторические очерки). Нарьян-Мар. 2004.
  2. Постановление ВЦИК от 2 марта 1932 года «Об изменениях в административно-территориальном делении Северного края
  3. Знаменитых героев-папанинцев в Нарьян-Маре угощали олениной!
  4. Команда: На взлет…
  5. Трагедия в Баренцевом море: полная версия
  6. Истомина У. А. Документы и память о ХХ веке, (под ред. М. М. Коловангиной). — Нарьян-Мар, 2010.
  7. Аргиш подарков и поздравлений
  8. Визит президента Вьетнама
  9. Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1.01.2010 г.
  10. Численность населения по муниципальным образованиям Архангельской области на 1 января 2011 года от предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года

Литература

Ссылки

Нарьян-Мар в Викицитатнике

Нарьян-Мар на Викискладе

  • Официальный сайт муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар»»
  • Официальный сайт Совета городского округа «Город Нарьян-Мар»
  • Печорский край. Секунда истории»

Ненецкий автономный округ

Административный центр: Нарьян-Мар
Города: Нарьян-Мар

Административно-территориальное деление:

Городские округа: Нарьян-Мар
Муниципальные районы: Заполярный район

Статьи: География | Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг

Архангельская область

Административный центр: Архангельск
Города: Вельск | Каргополь | Коряжма | Котлас | Мезень | Мирный | Нарьян-Мар1 | Новодвинск | Няндома | Онега | Северодвинск | Сольвычегодск | Шенкурск

Административно-территориальное деление:

Городские округа: Архангельск | Коряжма | Котлас | ЗАТО Мирный | Нарьян-Мар1 | Новая Земля | Новодвинск | Северодвинск
Муниципальные районы: Вельский | Верхнетоемский | Вилегодский | Виноградовский | Заполярный1 | Каргопольский | Коношский | Котласский | Красноборский | Ленский | Лешуконский | Мезенский | Няндомский | Онежский | Пинежский | Плесецкий | Приморский | Устьянский | Холмогорский | Шенкурский

1 В составе Ненецкого АО

Статьи: География | Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг

Морские порты России
Азовского моря Азов • Ейск • Кавказ • Ростов-на-Дону • Таганрог • Темрюк
Балтийского моря Выборг • Высоцк • Калининград • Санкт-Петербург (Большой порт и Пассажирский порт) • Приморск • Усть-Луга
Баренцева моря Варандей • Мурманск • Нарьян-Мар
Белого моря Архангельск • Беломорск • Витино • Кандалакша • Кемь • Мезень • Онега • Северодвинск
Берингова моря Анадырь • Беринговский • Провидения • Эгвекинот
Восточно-Сибирского моря Певек • Черский
Карского моря Амдерма • Диксон • Дудинка • Игарка
Каспийского моря ¹ Астрахань • Махачкала • Оля
Моря Лаптевых Тикси • Хатанга
Охотского моря Корсаков • Магадан • Москальво • Мыс Лазарев • Николаевск-на-Амуре • Охотск • Поронайск • Пригородное
Тихоокеанского побережья
Камчатки и Курильских островов
Петропавловск-Камчатский
Чёрного моря Анапа • Геленджик • Новороссийск • Сочи • Тамань ² • Туапсе
Чукотского моря Мыс Шмидта ³
Японского моря Александровск-Сахалинский • Бошняково • Ванино • Владивосток • Восточный • Де-Кастри • Дунай • Зарубино • Находка • Невельск • Ольга • Пластун • Посьет • Преображение • Рудная Пристань • Сахалинский Западный • Светлая • Славянка • Советская Гавань • Углегорск • Холмский торговый • Шахтёрск
¹ Каспийское море фактически является озером. ² Порт Тамань строится, но уже открыт для сообщения. ³ Порт Мыс Шмидта с 2006 г. входит в состав порта Певек.

Отец Иаков, епископ Нарьян-Марский и Мезенский.

Так далеко на Севере храмов больше ни у какой другой страны нет. И вряд ли будут: здесь оканчивается земля…

Нарьян-Марскую епархию называют ещё Арктической – почти вся её территория находится за Северным полярным кругом.

Русь – единственная страна, избравшая Север как благословение свыше. Всем хорошо известно ставшее классическим изречение Михайло Васильевича Ломоносова: «Россия будет прирастать Сибирью и ледовыми морями». Однако Ломоносов, констатировал то, что было в его время уже реальностью на протяжении по крайней мере трёх столетий. Речь идёт о государственной стратегии Руси, избравшей Север доминантой своего бытия со времён преподобного Сергия Радонежского – единственного святого, стяжавшего имя Игумен (то есть хозяин и попечитель) Земли Русской.

Если обратиться к истории освоения Севера, мы увидим, что главными мотивом были поиски Северного морского пути, который наконец стал бы кратчайшей стезёй, связывающей Запад и Восток. И если посмотреть беспристрастным взглядом на карту Земли, мы увидим, что единственный и естественный кратчайший путь между двумя мирами, определившим судьбы человечества: Европой и Востоком, Индией и Китаем – это именно Северный морской путь. Всё остальное, – и Суэц и Панамский канал, – дела рук человеческих, иллюстрирующие истину – пророчество древнейшей книги Библии, книги Иова: «Человек на гранит налагает руку свою, с корнем опрокидывает «горы», в скалах просекает каналы, и все драгоценное видит глаз его…» (Иов. 28, 9-10). Вот почему так усердно на протяжении столетий люди искали Северный морской путь. Вот почему он будет всегда лучше, нежели пути, изобретенные человеком, в скалах Панамского перешейка и в выжженном египетским солнцем Суэцем «просекшего каналы». За Северным морским путём, пролегающем в российских арктических морях – будущее.

К сожалению, покорение Севера оставило недоброе бремя, которое предстоит ещё долго нести нам, северянам. Например, на Земле Франца-Иосифа скопились десятки тысяч бочек с горюче-смазочными материалами. Слава Богу, по указанию российского Президента наконец началась масштабная программа по уборке Севера. Но эту «уборку» я предлагаю осмысливать глубже – главным образом как «воссозидание» того, что начинали делать русские первопроходцы. При всей очевидности того, что они шли добывать зверя, моржовый клык, рыбу, наши предки воспринимали эти акватории, земли, острова как Землю, которую вручил нам Господь, как часть Святой Руси. Они несли свою миссию на протяжении тысячелетия бытия России.

По данным международных исследований, северное сияние входит в десятку самых популярных ожиданий у туристов всего мира. С открытием Северного морского пути путешественники все чаще выбирают Русский Север

То, что сейчас будет сделано, определит нашу будущность как государства, народа и Церкви. Поэтому проект «Русская Арктика», которому Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл придал Патриарший статус, можно назвать возвращением к истокам.

Русская Арктика – это не просто история или культурологический феномен: она стала нашим общим достоянием и наследием; она передана нам русскими и российскими первопроходцами, мореплавателями, миссионерами, государевыми людьми, шедшими всё дальше и дальше на север. В этой же когорте освоителей Арктики особое и достойное место занимает плеяда советских полярников.

В созидании Русской Арктики явлено нерасторжимое единство религиозной идеи – веры, создавшей Русь, Россию, каковой она была и есть, и государственной мощи, направленной к её достижению.

Прирастание Российской Державы ознаменовали кресты, которые воздвигали на берегах новооткрытых земель первопроходцы. Приметные кресты свидетельствовали, что отныне эти земли принадлежат России. И лишь много позже на границах российских появились столбы с державной символикой собственно государства. Кресты поморов на Кольских берегах, Груманте, Новой Земле, Вайгаче, Северной Земле; кресты, поставленные казаками на побережьях Якутии и Чукотки, на Камчатке и Курилах, на протяжении столетий служили символами синергии деяний государственной и духовной ветвей власти.

Нынешние времена благих перемен, отмеченные печатью государственных созидательных дел на Русском Севере, говорят о том же. И на острове Александры (архипелаг Земля Франца Иосифа) появился самый северный храм России и мира – церковь Николая Чудотворца. Она была построена на самой северной погранзаставе «Нагурское» – при деятельном участии Пограничной Службы России. Освящение этой церкви произошло в августе 2012 года – юбилейного, 1050-летнем году бытия государства Российского. Тогда же, в сентябре 2012-го в ходе российской высокоширотной экспедиции освящён Северный Полюс. В 2013 году во время перехода новейшего патрульного судна Пограничной Службы из северной столицы России через все моря Русской Арктики на Сахалин – освящён Северный морской путь, важнейшая геополитическая транспортная артерия III тысячелетия. В феврале 2014 года содействием Русского географического общества, АСПОЛ и РусГидро совершено великое освящение храма Живоначальной Троицы на земле Антарктиды, некогда открытой российскими мореплавателями Ф. Беллинсгаузеном и М. Лазаревым.

Сейчас в самой северной епархии Отечества создаётся духовно-просветительский центр и Арктический Собор России содействием и реальной помощью государственной власти в лице губернатора Ненецкого автономного округа Александра Цыбульского и руководства компании «ЛУКОЙЛ». Стратегия развития Севера и возрождения Российской Арктики, означенная президентом РФ В.В. Путиным, осуществляется – в синергии государственного и церковного строительства, что и есть подлинное возрождение Русского Севера.

67 000 человек — население самой северной русской епархии, охватывающей Ненецкий автономный округ, два северных района Архангельской области и два архипелага: Новая Земля и Земля Франца Иосифа.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

«История освоения Арктики является замечательным примером самоотверженности и героизма, с которым наш народ служил своему Отечеству. Без пассионарности не может быть героев, а без героев не может быть нации»

Факт

Самый северный храм России и мира – церковь Николая Чудотворца на острове Александры (архипелаг Земля Франца Иосифа) был построен на самой северной погранзаставе «Нагурское» – при участии Пограничной Службы России

Сейчас в самой северной епархии России создаётся духовно-просветительский центр и Арктический Собор России содействием и реальной помощью государственной власти в лице губернатора Ненецкого автономного округа Александра Цыбульского и руководства компании «ЛУКОЙЛ». Стратегия развития Севера и возрождения Российской Арктики, означенная президентом РФ В.В. Путиным, осуществляется – в синергии государственного и церковного строительства, что и есть подлинное возрождение Русского Севера.

В России появится новый субъект Федерации. Меморандум об этом подписан в Нарьян-Маре. Новый российский регион образуется слиянием Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Меморандум подписали временно исполняющие обязанности глав регионов: от Архангельской области – Александр Цыбульский, от Ненецкого АО – Юрий Бездудный, сообщает ТАСС.

Численность населения Архангельской области – 1 миллион 137 тысяч человек, а Ненецкого автономного округа – чуть более 44 тысяч человек.

Это первое объединение регионов в России с 2008 года. Референдум об объединении двух субъектов Российской Федерации пройдет 13 сентября. Архангельская область и Ненецкий автономный округ в случае слияния будут представлять административную матрешку по примеру Тюменской области, куда входят как самостоятельные регионы Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

НАО также одновременно является самостоятельным субъектом и входит в состав Архангельской области. Вопрос объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа может решиться в течение года-двух, если на референдуме решение поддержит более половины пришедших на голосование избирателей. Окончательно оно оформляется федеральным законом и затем вносится в Конституцию. Сейчас в Конституции зафиксированы 85 регионов России.

Объединение менее развитых регионов с более развитыми позволяет нивелировать уровень экономического развития регионов, а также обеспечить относительно равные условия жизни всем гражданам, независимо от территории проживания. Кроме того, решается вопрос малочисленность населения округа, с одной стороны, и необходимость выстраивания единой политики в области добычи нефти и газа и управления Северным морским путем, с другой.

2 апреля 2020 года губернатор Архангельской области Игорь Орлов подал в отставку. На его должность был временно назначен губернатор Ненецкого округа Александр Цыбульский, а НАО временно возглавил его заместитель Юрий Бездудный.

С 2003 по 2008 год при объединении экономически взаимосвязанных регионов прекратили существование шесть автономных округов. В частности в Пермский край слились Пермская область и Коми-Пермяцкий округ, Красноярский край образовался за счет объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа, Камчатский край образовался за счет Камчатской области и Корякского округа, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области, в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа был образован Забайкальский край.

Просмотры: 5 812

Как известно, несколько лет назад патриарх Кирилл запустил процесс бесконечного, как уже кажется, дробления епархий — якобы для «сближения епископата с народом», на деле же — для увеличения поборов в казну патриархии.

Многие епархии уже раздробили на 3-4, а отдельные — на 5 и даже 6 частей, засыпав их архиерейчиками, епархиальными управленьицами, епотдельчиками и благочинными, которые благочинствуют над двумя-тремя подчиненными священниками. Близости к народу по-прежнему особо не видно, зато настоятели уже просто исстонались от регулярно возрастающей суммы взносов на епархию (вон, например, скандально известный юный епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий (Голинченко), не так давно заступивший на кафедру, уже поднял своим приходам епвзнос в два раза — и понятно, что сделал он это не по своему желанию, а по «братскому совету» сверху, от Красноярского митрополита, потому что, небось, взносы в патриархию с митрополий тоже выросли).

Так вот, это деление на мини-епархии порой доходит до абсурда, как можно увидеть хотя бы на примере малоизвестной Нарьян-Марской епархии Архангельской митрополии. Давайте познакомимся с этой епархией поближе.

Главная страница сайта «самой северной епархии России», как гласит подзаголовок, встречает гостей цитатой правящего архиерея, епископа Иакова (Тисленко):

«На моем рапорте Святейшему Патриарху о планах проекта «Русская Арктика» рукой Первосвятителя Русской Церкви начертано: «Благодарю за труды. Согласен придать Патриарший статус программе «Русская Арктика». Богу содействующу был бы готов посетить Нарьян-Мар для закладки кафедрального собора…»

Я верю: то, что благословлено Патриархом, исполнится, если, Богу содействующу, мы все будем соработниками в деле возрождения Русской Арктики, которую Святая Русь оставила нам как свое наследие — возрождающейся России».

Также на главной странице сайта сообщается, что епархия была создана в 2011 году и включает в себя «Ненецкий автономный округ, Мезенское благочиние (Мезенский район Архангельской области), Усть-Вашское благочиние (Лешуконский район Архангельской области), благочиние Арктических архипелагов: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа».

Сколько же священников окормляет столь большую территорию? Согласно разделу «Духовенство», в штате епархии 5 (пять) священников, из них 2 (двое) уже несколько лет в запрете, а еще один скончался более четырех лет назад, но продолжает «числиться»… Еще раз, по слогам: епархия, у которой есть архиерей и два — согласно официальной информации сайта, — служащих священника. И четыре благочиния…

Правда, в новостях сообщается, что в июне 2019 года архиерей рукоположил еще одного священника, но в разделе «Духовенство» информации о нем не появилось.

Подсчитать количество приходов епархии оказалось невозможным — такой информации просто нет. Только в разделе «Расписание богослужений» упоминается наличие кафедрального собора в Нарьян-Маре и храм в поселке Искателей.

Зато в разделе «Приходы» вместо списка приходов почему-то висят ссылки на две статьи, видимо, наиболее важные для православных епархии: «Официальное разъяснение ОВЦС о предстоящем Всеправославном Соборе» и протоиерей Андрей Новиков «Необходимые пояснения в связи с нападками протодиакона А. Кураева на Патриарха и Церковь».

Информации о составе епархиальных отделов или хотя бы их наличии на сайте нет.

Зато на сайте в разделе «Разное» выложена путаная подборка информации о каком-то «шамане Коле», в тексте часто упоминается питерский депутат православного разлива Виталий Милонов.

Последнее епархиальное собрание состоялось 14 июня 2019 года, на нем, помимо архиерея, присутствовали два священника и несколько мирян, преимущественно женщины пожилого возраста.

Епархиальное собрание

«Темой собрания стало предписанное Управлением делами Московского Патриархата рассмотрение проектов документов «О светской трудовой деятельности священнослужителей» и «Положение о церковных наказаниях клириков». Священнослужителям и епархиальному собранию правящий архиерей разъяснил актуальность и важность в жизни Русской Православной Церкви принятия упомянутых документов».

Собирать мирян, чтобы они выслушали абсолютно ненужную им информацию — ну, в принципе, тем же самым занимаются и клирики на всех епсобраниях — выслушивают зачитывание бумажек, которые они легко могут прочитать сами и дома, получив оные по электронной почте.

Открываем раздел «Новости».

31 декабря уже прошлого года выложен красивый календарь на 2020 год. Последняя реальная новость перед этим — от 9 сентября 2019 года, сообщающая, что Нарьян-Марский епископ служил вместе с прочими архиереями на Соловках.

Местный архиерей очень любит отсутствовать на своем рабочем месте, под предлогом участия в научных экспедициях. (Этим он занимался и раньше: «участвовал в миссионерских экспедициях в Антарктиду (2004, 2009), на Сахалин и Курилы (2007, 2009, 2010), на Северный Полюс (2009), по Северному морскому пути (2011)».)

Например, епархиальный сайт дает новость от 15 августа 2019 года под претенциозным названием «РАН и РПЦ первая научно-богословская арктическая экспедиция».

В материале сообщается, что в течение всего июля епископ Иаков участвовал «в экспедиции на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш», проводимой Институтом океанологи им. Ширшова (РАН) в пределах самой северной епархии России: арктический архипелаг Новая Земля, акватория Карского моря».

Оказывается, «экспедиция фактически подтвердила плодотворное соработничество российской академической науки и Русской Православной Церкви, чему было посвящена встреча Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сарове 31 июля сего года».

В чем была научность экспедиции — в материале поясняется вполне понятно, а вот насчет «богословия» сказано так:

«Экспедиция стала фактически первым и весьма успешным опытом современного взаимодействия академической науки и богословия, что имеет не только перспективы дальнейшего соработничества, но и значение восстановления традиций, которые были прерваны по известным причинам принятия советским государством атеистической идеологии, практически упразднявшей всякое системное научно-богословское осмысление научных фактов и познаний, накопленных как советской, так и мировой наукой во всех областях естествознания. Актуальность объективного подхода в изучении мира обусловлена не идеологическими установками, какими бы они ни были, но самой сутью духовной природы человека и предназначением, целью бытия человечества».

В общем, вы поняли. Я вот, кстати, не особо…

Впрочем, далее было разъяснено богословско-практическое значение экспедиции: сначала был отслужен молебен перед отправлением судна, потом установлены несколько поклонных крестов на архипелагах, которые, разумеется, были освящены архиереем, он же отслужил несколько литургий на корабле, а потом даже написал статью для академического издания «Новая Земля».

Епископ Иаков на фоне освящаемого им креста

Вот такая любопытная епархия: практически без клира, с мертвым сайтом, но с епископом-путешественником.

Правда, непонятно одно: чем бы хуже на этом поприще справился какой-нибудь благочинный да или тот же Тисленко, но в качестве иеромонаха-миссионера? Зачем городить высокое начальство, называться важно «епархией» там, где для этого нет и еще много лет не будет никаких оснований? Или свет православия ярче сияет, если каждый провинциальный храм в глуши назвать «кафедральным», а в каждой деревне посадить по архиерею?..

Справка:

Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков (Тисленко) — род. 1960.

Постриг — 1991, иеродиакон — 2001, иеромонах — 2008, епископ — 2012.

Образование:

МГУ (филолог), МДА, кандидат богословских наук, преподавал в МДС.

Автор нескольких книг и фильмов церковно-исторической тематики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *