Нечто о характере поэзии Пушкина

Стихотворение Пушкина «Пророк» относится к философской лирике и посвящено извечной теме поэта и поэзии, которую невозможно исчерпать. Оно рассказывает о рождении истинного поэта, творца.

Лирический герой томится «духовной жаждою» в «мрачной пустыне», он желает познать истину в мире, где нравственные ценности, душа потеряли свою значимость. На распутье, в момент выбора дальнейшего жизненного пути, ему является ангел. Серафим наделяет героя острейшим зрением («отверзлись вещие зеницы»), тончайшим слухом («моих ушей коснулся он — и их наполнил шум и звон»), одаривает мудростью мысли и меткостью слова («вырвал грешный мой язык и жало мудрыя змеи вложил»), превращает его сердце в уголь, пылающий огнем, что, причиняя невыносимую духовную боль, делает чувства ярче.

Но несмотря на всё это лирический герой остаётся неподвижно лежать в пустыне до тех пор, пока не слышит божий глас. Ведь лишь вдохновение, воля Творца наделяет даром «глаголом жечь сердца людей».

Сам же Александр Сергеевич Пушкин в «Пророке» жжет наши сердца четырёхстопным ямбом. Строки становятся единым целым благодаря перекрёстной рифме (абаб). Притом нечётные строки объединены мужской рифмовкой, а чётные – женской.

Это произведение невероятно богато и средствами художественной выразительности. Читатель видит здесь и огромное количество эпитетов («пустыне мрачной», «перстами лёгкими»), сравнений («отверзлись, как у орлицы»), метафор («угль во грудь водвинул»).

Стихотворение построено на иносказаниях. Каждое действие Серафима определяет одну из основных черт истинного поэта, что подчеркивается синтаксическим параллелизмом четырёх частей, на которые условно можно разделить «Пророка». Произведение хочется читать медленно, отчетливо проговаривая каждое слово. Этого автор достигает за счёт инверсии («пустыне мрачной», «внял я», «грешный мой язык»), частого употребления однородных членов («и празднословный и лукавый»), особого языка, забытого в наше время. Здесь устаревшие слова и их формы («жаждою» вместо «жаждой», «виждь» вместо «видь», «мудрыя» вместо «мудрой») органично вписываются в авторскую речь, тогда как сегодня они встречаются далеко не часто.

Мы можем долго говорить об особой художественности языка Пушкина, однако главное в стихотворении – его идея. И эта идея вечна, как поэзия.

(1) Летом каждый день как воскресенье, а как известно, воскресенье бывает не только в городе, но и в деревне. (2) Не успел Тимоша проснуться – на пруд помчался, посмотреть, какой у природы день отдыха. (3) Вчера в заводях и вдоль берега плавали среди зелёных круглых листьев кувшинки, да столько – воздух над водой вызолотили! (4) А сегодня – ни одной! (5) Неведомый злодей ограбил само лето! (6) Тимоша бросился домой, к бабушке: – Браконьеры! Весь пруд обобрали, все кувшинки сорвали! (7) Бабушка внимательно посмотрела на внука и вдруг рассмеялась: – Ступай, дружочек, ступай обратно! (8) Тимоша в недоумении спустился с крыльца и побежал назад. (9) Вот он, пруд. (10) Вот она, пустыня. (11) И вдруг мальчик увидел две кувшинки. (12) Видно, просмотрел. (13) Пошёл вдоль берега: ещё две, ещё, ещё…(14) Кувшинки появлялись из ниоткуда… (15) Он сел на пенёк и не отрываясь смотрел на воду. (16) Золотые кувшинки, радуясь, что их ждут, всплывали хороводами. (16) Десять лет прожил Тимоша на Лушной горе, у пруда, и до сих пор не знал: кувшинки спят под водой, а как солнышко, как свет – всплывают.
Определи род,склонение,число и падеж одной из форм имени существительного из 11 предложения.
Найди и выпиши из 14 предложения все формы имен прилагательных с именами существительными,к которым они относятся.
Определи число,род (Если есть),падеж одной из форм имени прилагательного из 14 предложения.
Найди и выпиши из 15 предложения местоимения,определи и запиши его лицо и число.
Найди и выпиши из 11 предложения все глаголы в той форме,в которой они употреблены в предложении.
Определи спряжение,время,лицо (если есть),число,род (если есть), одной из форм глагола из 8 предложения?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *