Набедренник

Набедренник является частью облачения для богослужений священника Российской православной церкви. Он представляет собой матерчатый прямоугольник (плат), по центру которого размещен крест.

Что символизирует набедренник

Набедренник закрепляется на длинноватой ленте за два угла и носится через плечо на правом бедре. Он символизирует собой духовный клинок — слово Божие. В первый раз появился набедренник в Российской православной церкви около 16-го века, может быть, как переделанная форма палицы. Это российское явление, так как в Греческой Церкви такового вида облачения не было. И ранее, и в текущее время священники Греческой Церкви носят заместо набедренника палицы. Форма набедренника в виде прямоугольника символизирует Четвероевангелие. Это согласуется с понятием Слова Божия как клинка духовного.

Что такое палица

Палица — это равносторонний плат, имеющий форму ромба. Он закреплен одним острым углом на длинноватой ленте. Палица символизирует то же самое, что и набедренник. А не считая этого, палица имеет очередное значение. Ее носят в напоминание того полотенца, краем которого Господь вытирал ноги ученикам после омовения на Потаенной вечере. В Греческой Церкви палицу ранее носили только архиереи: числилось, что они являют собой образ Иисуса Христа — Небесного Архиерея. С 16-го века палица стала заслугой протоиреев в Российской Церкви. Ее необходимо было носить на правом боку, а набедренник — на левом.

Кому и в каких случаях вручается набедренник

Набедренник вручается священникам, иереям и иеромонахам в качестве первой заслуги за продолжительную и усердную службу. Как правило это происходит через три года после рукоположения. В первый раз как заслугу его стал вручать посреди 18-го века архиепископ Столичный Платон (Малиновский). Этот вид облачения необходимо надевать лишь на время Божественной литургии, также для совершения определенных праздничных обрядов. В период после войны российские архиереи часто кооперировали награждение набедренником с вручением других символов отличия (наперсный крест, скуфья, камилавка). Время от времени набедренники вручали выпускникам по окончании духовной семинарии либо академии.

Что такое камилавка и скуфья

Камилавка — это головной убор, имеющий твердую базу. Камилавка обтягивается бархатом, имеет цилиндрическую форму и немного расширяется наверх. Скуфья — это маленькая круглая мягенькая темная шапочка, складки которой образуют вокруг головы знамение креста.
Бархатная скуфья фиолетового цвета вручается как заслуга (2-ая после набедренника).

Полное богослужебное облачение священника

Полное богослужебное облачение священника состоит из 6 облачений (в согласовании с шестью Таинствами). В него входят подризник, поручи, епитрахиль, набедренник, пояс и фелонь. Общее значение церковных облачений для богослужения ? это выражение духовных одежд праведности и чистоты.

Конные лучники у ассирийцев (если судить по рельефам) были хорошими наездниками, но применению лука очень мешало отсутствие нормального седла и стремян. Реконструкция ассирийского конного лучника (около 650 г. до н. э.), выполненная на основе рельефа из дворца в Ниневии, позволяет представить себе воина на коне, рост которого в холке достигает примерно 145 см. Одежда всадника похожа на английский редингот с разрезами спереди и сзади. Пластинки на нем могли быть связаны при помощи ремешков из кожи, что позволяло легко подогнать его по фигуре воина. Сбрую коней ассирийцы красоты ради покрывали бронзовыми бляшками и украшали шерстяными кистями.

В чешуйчатые доспехи одеты и египетские фараоны, тоже изображенные на стенах дворцов и храмов. То есть в древнем мире, они, пожалуй, были самым распространенным видом защитной брони. Подобный панцирь, например, судя по мозаичному изображению из Дома Фавна в Помпеях, носил Александр Македонский в битве при Иссе. Причем конструкция у него была достаточно сложной: наплечники и нагрудная пластина из металла, а область талии как раз и составлена из металлических пластинок в форме чешуи, что явно было сделано с тем, чтобы обеспечить торс большей свободой движений. При этом на голове его лошади уже была даже небольшая пластинка наглавника, а вот нагрудная пластина (хотя они в это время они уже были) отсутствует.

Прекрасный портрет воина сармата был найден во время раскопок древнего города Танаис. Это небольшая мраморная плита, которая была вделана в какую-то постройку. На ней — греческая надпись о том, что эту постройку посвятил (вероятно, какому-то богу) Трифон сын Андромена, и рельефное изображение самого Трифона. Несмотря на греческое имя, это, несомненно, сармат. В довольно грубом, но выразительном рельефе скульптор изобразил Трифона сидящим на небольшом степном коне, скачущем во весь опор. Одетый в чешуйчатый панцирь, со шлемом на голове, Трифон сидит на коне вполоборота, держа наготове двумя руками длинное и тяжелое копье. За плечами всадника развевается надетый поверх панциря плащ. Судя по тому, что Трифон изображен в виде воина, и по тому, что рельеф нашли около развалин юго-западной крепостной башни Танаиса, можно подумать, что плита эта была вделана в кладку самой башни или примыкающей к ней оборонительной стены и что сам Трифон принимал участие в строительстве этих крепостных сооружений.
Как считал британский историк Рассел Робинсон, самыми ранними доспехами, которые нельзя отнести с каким-либо древним культурам или определенным стадиям в развитии человечества, были доспехи из ткани либо шкур животных. Причем носили их и самые бедные воины, и (в комплекте с другими) самые богатые и знатные. Разница была в том, что состоятельные воины надевали их под кольчугу или пластинчатые доспехи, с целью амортизации ударов или чтобы уменьшить трение, а вот первые ничего другого просто не имели.
Затем их дополнили доспехи, сделанные из дерева, кости, а затем и металла. В неолитических погребениях Забайкалья детали доспехов, сделанные как из кости, так и из металла, известны со II тысячелетия до н.э., ну а в ряде районов Сибири, помимо Забайкалья, они употреблялись с I тысячелетия до н.э. и вплоть до конца средневековья. Состояли они из пластинок с отверстиями для креплений, которые мы знаем по образчикам из скифских курганов VI — V вв. до н.э., и росписям в египетских гробницах. Ряды таких пластинок располагали на доспехах внахлест, аналогично устройству рыбьей чешуи или же черепице на крыше.

Доспехи из чешуи. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
На этрусских вазах также можно видеть изображения чешуйчатых панцирей в ассирийском стиле (хотя Апеннинский полуостров от Междуречья и очень далеко!), которые носили вплоть до времени, когда в употребление вошла кольчуга. В римской армии тоже были чешуйчатые доспехи, очень похожие на ассирийские, о чем свидетельствуют многочисленные изображения и находки археологов. Британские историки для такого рода доспехов используют два термина, которые в русском языке имеют практически одинаковое значение. Первый — «scale armour» — «чешуйчатая броня» — от слова «scale» (чешуя). Другое название — «ламеллярная броня» своей основе имеет слово «lame» или «lamellar», что в первом случае означает «тонкая металлическая пластинка», а во втором — просто «пластинка». Получается, что «scale armour» это, собственно, и есть броня из пластин-чешуек закругленной либо заостренной формы, а вот «lamellar armour», это броня из довольно узких вертикальных пластин. При этом «чешуйчатую броню» в римской армии носили и пехотинцы и всадники. А вот броня «ламеллярная» — была более дорогой, и в основном использовалась начальствующим составом и всадниками-катафрактами. В российской историографии используется также термин катафрактарии, но оба они, по сути, тождественны, и оба обозначают одетых в броню воинов, имеющих покрытых панцирными попонами коней!

Пластинки у римских панцирей были на удивление малы: 1 см в длину и 0,7 см в ширину, хотя размеры могли колебаться от 1 до 5 см. То есть мастерство их производителей было очень высоким! Интересно, что на рельефах с колонны императора Траяна (101- 102 гг.) в таких доспехах изображены войска сирийских лучников (наемники) и конница сарматов — союзников даков, а вот римские легионеры носят кольчуги или доспехи из полос.
Английский историк-исследователь Рональд Эмблетон реконструировал облик «римского воина-катафракта» эпохи Адриана и римского владычества в Англии, и в результате получился у него… самый настоящий средневековый рыцарь, вот только без «высокого седла» и стремян. Римский всаднический шлем на голове вместе с нащечниками, типичный всаднический овальный щит с умбоном, на ногах поножи, закрывающие колени, а торс в ламеллярном панцире из маленьких пластинок. Из них же состоит и панцирная попона у его коня, воссозданная по типу конской пластинчатой брони из Дура-Европос**.

Катафракт из Дура-Европос
Не слишком отличается это вооружение и от тех доспехов, которые носили сасанидские катафракты в древней Персии. Шлемы у них имели сфероконическую форму, на лицах были маски-забрала, хотя кожаные полоски птериги на плечах и на поясе (характерные для римских всадников) отсутствовали. Кроме копья и меча их оружием могла служить деревянная, либо окованная металлом, палица — в арсенал римских воинов обычно не входившая. Причем интересно, что в доспехах катафрактов можно увидеть не только чешую, но и выгнутые металлические пластины, соединенные кожаными ремешками, и охватывающие их конечности, и точно также имевшие вид черепичного покрытия.
Например, так выглядели и набедренники, один из которых реконструировал английский историк Рассел Робинсон, основываясь на находках из Дура-Европос. Пластины его плотно облегают бедро и заходят своими кромками одна на другую и соединяются полосами из кожи, которые приклепаны к ним изнутри. Очень похоже на рейтарские латы XVI — начала XVII вв., но только сделаны они были из бронзы! Более того, являются практически точной копией набедренников доспехов Джона Смита из королевской мастерской в Гринвиче (сделаны в 1585 году), но только сделаны они были из бронзы. Очевидна преемственность в развитии доспехов, но, по-видимому, придумать в данном случае нечто лучшее было попросту невозможно, да и зачем?! Кстати, известно, что император Марк Аврелий в 175 г. н.э. послал в Британию целый «полк» таких сарматских катафрактов — наемников, служивших Римской империи. Однако римские солдаты прозвали их «клибанариями», а словом «клибанус» римляне называли «духовой шкаф» для выпечки хлеба, то есть что-то вроде нашей российской печки-буржуйки!

Рельеф с колонны Марка Аврелия в Риме. Хорошо видны разные виды доспехов, бытовавшие в римской армии.
Другим доказательством очень широкого распространения чешуйчатых доспехов в Древнем мире являются рельефные изображения с колонны Марка Аврелия в Риме, установленной в честь его победы над германцами и сарматами в том же 175 г. н.э. и множество других античных изображений и барельефов.

Кстати, имеется достаточно много и археологических находок и тех же изображений, свидетельствующих, что чешуйчатые доспехи широко применялись в средние века и на территории Западной Европы. Например, мы видим их на печатях XVI века герцогов Мазовии, да и доспехи польских «крылатых гусар», что сохранились до нашего времени, говорят о том же! На юг, в Венгрию такие доспехи могли попасть через пришедших туда аваров, а в Италию через лангобардов. Последним свидетельством их применения в Европе стали находки в братской могиле воинов, убитых в битве при Висби, имевшей место на полуострове Готланд в 1361 году. Потом чешуйчатые доспехи из Центральной Азии через Монголию и Западную Русь попали к сибирским племенам. Чукчи и коряки делали такие доспехи во многом похожими на образцы, встречавшиеся в Тибете, хотя они и дополняли их щитом их дерева и покрытого кожей, защищавшим у них левое плечо. Возможно, доспехи такой формы помогали им защищаться от камней пращников, находившихся у них за спиной. Ну, а около V в. н.э., пластинчатые доспехи попали в Японию через Китай и Корею.
Англоязычные историки во многих своих трудах отмечают, что в XIII веке воины из Шотландии и Уэльса также продолжали их носить. Интересно, что сделанный уже в наше время экспериментальный панцирь такой конструкции весил около 8,5 кг. А чтобы его сделать, нужно было ровно 3000 железных чешуек и около 200 человеко-часов рабочего времени. То есть на его изготовление времени потребовалось хоть и много, но меньше, чем на кольчугу из колец.
В самой Японии эти доспехи сохранялись вплоть до 1867 года и последних восстаний самураев, а в Тибете они встречались в 30-х годы XX века. Вот почему о доспехе из пластинок можно говорить, и как самом древнем, и как о самом распространенном типе защитной одежды вообще!
В чешуйчатый доспех в кинофильме «Александр Невский» его постановщики одели князя Александра, в советском кинофильме «Черная стрела», по одноименному роману о войне Алой и Белой Розы, в нем сражается наставник Дика Шелтона «мастер Хетч». Конечно кино — есть кино. Но вряд ли будет большим преувеличением утверждать, что практически все те виды защитного вооружения, что впоследствии использовались рыцарями средних веков, появились значительно раньше, чем они сами!
* Псалии — пластинки-ограничители (первоначально из кости и рога) на удилах из кожаных ремней или веревки. Деревянные псалии были, но нужной прочностью они не обладали. Поэтому и удила, и псалии стали сначала костяными, а затем металлическими, причем их форма нередко была довольно причудливой. К псалиям прикреплялись поводья. Древнейшие крепления для них были очень простыми. Это была уздечка из кожаных ремней. Позже на ней появились специальные наносные и подгубные ремни, с которыми можно было лучше укрепить ее на морде лошади.

Костяные псалии эпохи бронзы. Рис. А Шепса.
**Античный город на реке Евфрат (недалеко от города Калат-эс-Салихия в Сирии), известный в истории примерно с 300 года до н. э. по 256 год. Приобрел популярность в связи с сохранившимися древними фресками и многочисленными находками археологов. «Дура» на арамейском языке значит «крепость».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *