Н к никольский

Константин Никольский: биография

Константин Никольский — талантливый российский певец, которого нередко называют «символом эпохи» и «первопроходцем отечественного рока». И действительно, песни «Мой друг, художник и поэт», а также «Я сам из тех», «Птицы белые мои» и «Ночная птица» стали едва ли не народными — их текст помнят наизусть даже те, кто не является поклонником рок-культуры. За долгую артистическую биографию Константин Никольский завоевал любовь тысяч фанатов и поучаствовал в добром десятке музыкальных проектов.

Видеокурс «Весенний»

Ландшафтный дизайн для занятых, красивый сад и огород без хлопот

Учебный курс для тех, кто хочет сделать свою дачу красивой и предпочитает разумно тратить время, силы и деньги.

Специальное предложение! Скидка 50%! Проведи самоизоляцию с пользой!

₽ 1200.00 ₽ 600.00

ПОДРОБНЕЕ ❯❯❯

Сольная карьера

В биографии Константина Никольского есть информация, что до 1986 года он выступал сольно. Музыкант не собирал толпы народа, но все же нашел свою аудиторию. В этом же году талантливый артист познакомился с ударником Виталием Бондарчуком. Ребята решили создать группу «Зеркало мира». Однако мужчины не смогли сработаться. В 1990 году Константин уже с головой ушел в сольную карьеру.

В 1992 году у знаменитого артиста вышел первый сольный альбом «Я бреду по бездорожью…». Следующую пластинку музыканту получилось записать только в 1996 году. В данный сборник входили старые хиты Константина, но с некоторыми изменениями в музыке.

В 2001 году Никольский отметил свой пятидесятилетний юбилей и в это же время создал новую пластинку под названием «Музыкант». Через три года артист выпустил альбом, который назвал «Мне только снится жизнь моя». Следующие несколько лет мужчина решил посвятить своему здоровью, которое в последнее время его подводило. А в 2007 году Константин записывает новый сборник — «Иллюзии».

Детство и юность

Будущий музыкант родился в Москве 1 февраля 1951 года. С детства Константина привлекала музыка, и уже в 12 лет отец помог мальчику выбрать первую гитару. Так Никольский стал осваивать аккорды и переборы.

Музыкант Константин Никольский

К 15 годам Константин уже вполне прилично играл и даже присоединился к рок-коллективу как ритм-гитарист. Эта подростковая группа, носившая громкое название «Крестоносцы», осваивала музыкальное ремесло, исполняя композиции популярных в то время «Битлз» (The Beatles) и «Роллинг Стоунз» (The Rolling Stones).

Вскоре «Крестоносцы» изменили название, став «Атлантами» (дело в том, что все участники группы были как на подбор высокого роста). Группа выступала в местных ДК, школах и на небольших концертных площадках.

Константин Никольский в молодости

Примечательно, что именно «Атлантам» российская эстрада обязана появлением коллектива «Машина времени», созданного Андреем Макаревичем: концерт этой группы вдохновил его на основание собственного музыкального проекта.

Окончив школу, Константин Никольский поступил в институт, однако вскоре бросил учебу и отправился отдавать долг родине. Служить в армии музыканту довелось в Украине. В то время и была написана самая известная композиция певца под названием «Музыкант» (первое название этой песни — «Венецианский музыкант»).

Новые ступени творчества

Новшество принес 1974 год. Константина Никольского приглашают в группу «Цветы» как профессионального гитариста и музыканта. После того, как были выпущены две пластинки, группа начинает работать в областной филармонии Москвы и активно гастролировать. Это стало осложнять жизнь двух лидеров группы (Намина и Лосева), которые были студентами, и «Цветы» распались.

На то время К. Никольский был известным музыкантом, поэтому его приглашает в ансамбль «Магистраль» певец Юрий Антонов. Но однажды во время концерта прожекторный луч ослепляет его. Константин, играя соло, фальшивит, после чего музыканта увольняют.

Его сразу же принял Стас Намин в новосозданную группу. Их дебютная небольшая пластинка вышла в 1977 году. Ее изюминкой стала песня «Старый рояль» (муз. Никольского и Слизунова, сл. Солдатова). Участник группы Ю. Фокин через год эмигрирует в Америку. Ему Константин посвящает песню «Прощание с другом» (второе название – «Ночная птица») и тоже уходит из коллектива.

Активное участие принимает он в работе ансамбля «Фестиваль», пишет свои песни, музыкальные композиции к фильмам и гастролирует вместе с коллективом. Правда, его немного отвлекает учеба в институте им. Гнесиных. Однако Никольский берет участие в записи пластинки «Фестиваля» и заканчивает обучение.

На концерте группы «Галактика» Константин знакомится с барабанщиком Бондарчуком. Вместе они создают «Зеркало мира». Оно просуществовало до 1990 г., пока Никольский не занялся сольной карьерой.

Музыка

Вернувшись из армии, Константин Никольский продолжил выступать в компании старых товарищей. Группа получила новое название — «Осколки вертолета Сикорского», а репертуар команды пополнился тем самым «Музыкантом», а также песнями «Ты хотел увидеть мир» и «Россия», которые Никольский тоже написал во время службы.

Через некоторое время коллектив в очередной раз меняет название, став «Счастливым семейством», а в 1974 году Константин Никольский уходит из группы, чтобы присоединиться к новой музыкальной команде — группе Стаса Намина «Цветы». Как это часто случается с молодыми группами, коллектив вскоре развалился, а Стас Намин начал новый проект под названием «Группа Стаса Намина», в который пригласил и Никольского.

До 1979 года Константин Никольский сменил еще несколько коллективов, а затем основал собственную группу — «Воскресение». Поначалу Константину помогали музыканты Евгений Маргулис, Андрей Сапунов и Сергей Кавагоэ.

Константин Никольский и группа «Воскресение»

Вскоре у «Воскресения» появилась первая пластинка, в которую вошли композиции «Музыкант», «Ночная птица», «Поиграй со мной, гроза» и другие. Многие из песен с того самого первого альбома до сих пор любимы меломанами.

Через некоторое время распалось и «Воскресение»: музыканты не добились успеха, и стимула выступать не было. Однако Константин Никольский не терял веры в собственный талант и в 1981 году вновь собрал группу, чтобы записать вторую пластинку. Этот альбом вышел под названием «Воскресение — 2». Больше всего меломанам полюбилась композиция «Один взгляд назад», но в целом и этот альбом популярности не снискал. Группа «Воскресение» вновь развалилась.

Константин Никольский до 1986 года продолжил выступать сольно, собирая небольшие залы и медленно, но верно завоевывая известность и популярность. В 1986-м музыкант объединился с ударником Виталием Бондарчуком для записи альбома. Этот временный союз получил название «Зеркало мира», однако музыканты не сработались. А уже в 1990 году Константин Никольский окончательно ушел в сольное плавание.

Первая сольная пластинка Никольского — «Я бреду по бездорожью…» — вышла в 1992-м. Следующий альбом музыкант записал в 1996-м. Эта пластинка стала сборником уже полюбившихся хитов Константина, записанных с новой аранжировкой.

Константин Никольский с гитарой

В 2001-м музыкант отпраздновал 50-летний юбилей концертами и выходом сборника «Музыкант». Тремя годами позже дискография Никольского пополнилась еще одной пластинкой, которая получила название «Мне только снится жизнь моя». Из-за проблем со здоровьем следующие несколько лет музыкант отдыхал от записи альбомов и клипов, а в 2007 году появилась долгожданная новинка — альбом «Иллюзии».

Творчество Константина Никольского действительно можно считать неотъемлемым символом рок-сцены своего времени.

Неожиданный поворот

После окончания школы с физико-математическим уклоном (1968 г.) К. Никольский не хочет продолжать обучение в высшем учебном заведении. Кстати, его брат сделал математику своей профессией и достиг высоких результатов. А вот Константина весенним призывом 1969 года мобилизуют в ряды Советской армии. Таким образом, «Атланта» остается без творца песен и меняет название. Коллектив стал называться «Осколки вертолета Сикорского», а вскоре и совсем распался.

Тем временем Никольский, неся срочную службу на территории Украины, сочиняет известный хит «Музыкант» (1969 год) прямо на посту.

После армейской службы Константин записался на курсы профессиональных звукооператоров, а после их окончания начинает работать на телевидении по специальности. После знакомства с любителями рока – коллективом «Счастливое семейство» – Никольский становится его участником, а также начинает писать новые песни как на свои стихи, так и на слова других авторов. Особенно увлекают его поэтические произведения французской литературы в переводе И. Эренбурга. Так появляются песни «Голос» и «Четыре дерева». Сам К. Никольский развивает то направление российского рока, что было основано Александром Градским.

Личная жизнь

Личная жизнь Константина Никольского, равно как и карьера, сложилась счастливо. Избранницей музыканта стала девушка по имени Марина, с которой Константин познакомился еще в школе. После окончания учебы Марина и Константин Никольский не общались много лет, а затем случайно встретились и больше не расставались. В 1985 году супруга подарила Никольскому дочь. Девочку назвали Юлия.

Константин Никольский и его дочь Юлия

Юлия Никольская пошла по стопам отца: девушка талантливо поет. И хотя профессия Юлии не связана с музыкой (дочь Никольского в институте изучала иностранные языки), она неоднократно выходила на сцену вместе со звездным отцом.

Биографическая справка

Андрей Александрович Никулин — известный российский политолог, придерживающийся либеральных взглядов. Его политический стаж насчитывает около 10 лет. Примкнув к партии «Демократический выбор», Андрей Александрович перешел в оппозицию к действующей в России власти и стал ее критиковать на различных интернет-площадках и в телевизионных программах.

В качестве эксперта-политолога Никулина приглашают на политические ток-шоу, которые транслируют по телеканалам «Россия 1» и «Первый». В обязанности Андрея Александровича входит не соглашаться с мнением российских патриотов. Программы с его участием вызывают острый конфликт в студии и бурю негодования в социальных сетях. Никулина критикуют почти все россияне.

Несмотря на негативное отношение и нелестные отзывы политолог по-прежнему приходит на телепередачи и смело высказывает свое мнение по поводу происходящих в России событий.

Откуда родом и семья

Родился Никулин в Москве 3 октября 1980 года. Андрей Александрович является коренным москвичом. В столице России прошло его детство. Родители Никулина — интеллигентные люди. Андрей Александрович с теплотой вспоминает свое детство и считает своим долгом заботиться о родных, помогать им, всячески поддерживать.

Где и как прошли юные годы

Детство и юность будущего политолога прошли в столице. В Москве Никулин пошел учиться в школу № 1286, которая находится в Южном Тушево. Из предметов больше всего любил историю и литературу, отставал только по физкультуре. Учился на пятерки и четверки. После окончания школы сразу поступил в вуз. В армии не служил из-за плохого здоровья.

Полученная специальность и где учился

После окончания общеобразовательной школы Никулин поступил в самый престижный столичный вуз — МГУ. В университете Андрей Александрович изучал философию. Окончил вуз в 2003 году. После окончания университета получил право работать преподавателем философии.

В 2002-2005 годах Никулин прослушал курсы менеджмента в московском ВШЭ. В этом учебном заведении познакомился с либерально настроенными молодыми людьми. Взгляды недовольных действиями власти граждан оказались близки и самому Андрею Александровичу. Окончив ВШЭ, решил стать политологом.

Как пришел в политику и его позиция

В России всегда были люди, недовольные действиями правительства. Одни из них открыто шли на конфронтацию и призывали к свержению власти. Другие, наоборот, просто критиковали некоторые решения руководства, но никогда не высказывались радикально. Андрей Николаевич принадлежит к числу либералов.

Его политические взгляды формировались под влиянием различных идей, витавших в политбомонде столицы. В 2010 была создана партия «Демократический выбор». Члены этой организации призывали к полной перезагрузке власти. Никулин вступил в эту партию, так как его взгляды совпадали с идеологией «Демократического выбора». С тех пор Андрей Александрович стал представлять интересы какой-то определенной части граждан России, недовольных действиями руководства.

В 2009 году у Никулина появился свой блог на «Эхе Москвы». Политолог высказывался по поводу происходящих в стране событий и критиковал некоторые действия власти. Вскоре либерала стали приглашать на телевизионные ток-шоу, где люди разных политических взглядов высказывали свое мнение по поводу актуальных событий. Никулин критически относился к тем моментам, которые вызывали восторг у представителей президентской партии.

Такая позиция принесла столичному политологу славу врага №1 в России. Хотя Никулин ни разу не был на приемах в иностранных посольствах, не получал денег от Госдепа и не числился в рядах иностранных агентов.

Чем знаменит

Прославился Андрей Никулин благодаря участию в телевизионных ток-шоу. Политолог приходил на телепередачи, где несколько человек высказывали противоположные мнения по поводу происходящих в России событий. В обязанности Андрея Александровича входило критиковать некоторые действия руководства России и специально не соглашаться со взглядами представителей президентской партии. Каждое участие Никулина в ток-шоу вызывало острую полемику в студии и бурю критики в социальных сетях.

В самом начале столичный политолог работал на «НТВ» в программе «Своя игра». Затем Никулина стали приглашать в другие ток-шоу. В качестве политолога он принимал участие в передаче «Время покажет» на «Первом канале», а также «Кто против» и «60 минут» на телеканале «Россия 1». В ток-шоу Андрей Александрович высказывался по поводу происходящих в России событий и часто критиковал действия власти. Либеральная точка зрения принесла политологу славу оппозиционера. Правда, сам Никулин никогда не призывал к свержению власти, просто критически относился к некоторым ее решениям.

Константин Никольский сейчас

В 2017-м музыкант и продюсер Сергей Миров написал книгу о судьбе и творчестве группы «Воскресение» и Константина Никольского. Однако музыкант отреагировал на это негативно: певец не просто не обрадовался такому вниманию, но и высказался резко против издания книги. Поэтому на страницах произведения имя певца не упоминается ни разу. Сергей Миров заменил его на аббревиатуру ТКНН (тот, кого нельзя называть).

Константин Никольский в 2020 году

Хотя музыкант давно не радовал поклонников музыкальными новинками, фото Константина Никольского постоянно появляются на афишах городов страны. Даже сейчас Никольский продолжает собирать залы и радовать фанатов сольными выступлениями. Кто знает, возможно, рок-звезда готовит сюрприз и вскоре объявит о выходе новой пластинки.

Будто жизнь сорвалась с вековой сосны… (Несколько слов об Андрее Никольском, русском барде и поэте) Осенью 1985 года я впервые услышал записи Андрея Никольского у моего приятеля. С десяток кассет валялось россыпью на магнитофоне. Компания у нас была большая, кто-то воткнул кассетку. Не обращая внимания на шум, я стал прислушиваться к записи. Мелодичный, страстный голос, наполненный такой душевною болью в лирических песнях и такой залихватски бесшабашный в стилизациях блатных и казачьих песен! Манера исполнения, музыкальное сопровождение, а главное — стихи! Не тексты, а именно — стихи, — я был потрясён! Давно не приходилось слышать что-либо подобное. Слова исполняемых песен были глубоки и душевны. Если была бы возможность их как-то материализовать, то я назвал бы их «хрустальными». Поэтический талант, яркая индивидуальность, щедрость дара Божьего исполнителю — всё на виду! Ну, что ты хочешь от меня?.. Зачем опять глядишь с укором? Зачем ненужные слова Вплетать в бесцелье разговора?.. Оторвавшись от компании, я сидел и тихо слушал. Что-то ещё неуловимо знакомое было в этих песнях… Странно, чем больше я слушал, тем они мне казались всё более и более знакомыми. И вдруг, словно током прошибло! Я настолько был увлечён голосом и манерой исполнения, что сначала не понял, что каждая из этих песен — это куски моей личной жизни! Реальные события, происходившие со мной (кстати сказать, происходящие и по сей день), моё отношение к жизни, моё поведение в тех или иных ситуациях, люди, встретившиеся мне в жизни — всё было в этих песнях. Кассета подписана не была, и имя автора неизвестно. Забрал я эту кассету у приятеля, тем более что он не мог вспомнить, откуда она у него и кто принёс. В зиму того же 1985 года я встретился со своим товарищем А., у которого я долгое время записывал музыку. А. занимался звукозаписью подпольно, опустим разговор об этом времени, о нём уже написано достаточно. Коллекция была у него отменная, качество большинства записей весьма и весьма превосходное, пожалуй, лучшая фонотека у нас в городе. Так уж получилось, что на некоторое время мне пришлось уехать, и временно устраниться от музыки, в частности, и от звукозаписи вообще. За время моего вынужденного отсутствия произошло много перемен, но когда я вернулся, то А. так же было не до звукозаписи, он решал личные проблемы. И вот, спустя какое-то время — всё позади, мы встретились. Я сразу же поинтересовался новинками. Новиков, Токарев, Розенбаум, масса других интересных исполнителей, которых я слышал раньше только мельком. И тут он мне показал катушку с надписью «Андрей Никольский». Без даты и названия концерта. — Кто это? — спросил я. — Да цыганщина какая-то, я сам толком не слушал, катушку получил недавно. Давай, послушаем, если хочешь? Я захотел. С первых слов всё понял. Так у меня появились первые записи Андрюши Никольского. Небольшая оговорка: на сегодняшний день во многих коллекциях ставится дата записей Андрея Никольского — 1986 год (например, концерт в Ленинграде). Это самая ранняя дата, встречавшаяся мне. Так вот, могу уверить, что я первые записи Андрея Никольского услышал не позднее осени 1985 года, это был именно Ленинградский концерт. У кого бы я ни интересовался, никто мне толком не мог сказать — кто же такой Андрей Никольский. Один говорил, что, мол, сиделец (какой блатняк пишет!), другой — что эмигрант, третий — что это братан Константина Никольского. В течении почти десяти лет я записал ещё пару-тройку каких-то огрызков из концертов Никольского в довольно посредственном качестве. Но не качеством записи оказались дороги для меня эти песни! В 1988 году услышал песню Никольского в исполнении Шуфутинского «Играй, гитара!». Ну, думаю, точняк — эмиграция. Потом стала сочится информация о выступлениях Никольского, о том, что песни Андрея исполняет Ирина Мирошниченко… Самое интересное, что Никольский в эти годы, я имею ввиду период с 1986 по 1991 гг.., оставался как-то «за бортом» музыкальных коллекций, во всяком случае, тех, с которыми мне приходилось сталкиваться, а те записи Никольского, что проходили в тот период, почему-то были довольно скверного качества звучания. Замечательные песни — исполнение, музыкальное сопровождение… А вот качество записи оставляло желать лучшего. Именно в этот период запели все, кому не лень. Из столичных студий звукозаписи один раз в неделю приходило по 5-6 «магнитоальбомов» в большинстве своём всякой хреномундии, так сказать «блатной попсы», срок жизни которой определялся довольно коротким временем, но качество записи было довольно добротное. А несомненный, безусловный талант Андрюши Никольского, великолепное исполнение и музыкальность — оставались в тени… Почему?! Мне кажется, что Андрей, будучи застенчивым человеком, не стремился «к звёздам», писал и писал себе. Но этим песням не суждено было оставаться безмолвными листами в пыли ящиков стола. Они рвались наружу. Их автор — баловень Судьбы. Редкий случай, когда характер человека без всяких надуманностей и художественного вымысла так чётко отражён в стихах и песнях. За то время, что мне посчастливилось познакомиться с творчеством Андрея Никольского, сам автор стал мне невероятно близким человеком. Возможно, что близость состоит в наших корнях. Это ведь и о моих предках написано и спето Никольским… Ой, ты, сотник смелый! Гарный был старик… Знаю, ты полдела делать не привык или: Ты прости меня, родная, коль себя не сберегу. Где умру я — знать не знаю, буйну голову сложу… Но самое важное для меня то, что в своих песнях Андрей Никольский рассказал мне то, что будет со мной, и напомнил то, что уже было… Скажите, чем не знамение?! Снится сон мне: двое на эстраде, один с гитарой, другой — за клавишами. Поёт один, который с гитарой. А второй мне говорит: «Вот это и есть Андрюша Никольский». А через пару месяцев, в сентябре 1994 года, я был на концерте Андрея Никольского и Ирины Мирошниченко ( кстати, «Всех моих девчонок звали Ирки…» тоже)… Ну чем не сон в руку?! Тогда, 6 сентября 1994 года в Анапе, на концерте Андрея Никольского, мне стало досадно. Досадно за тех, кто не пришёл на встречу с настоящим талантом. Всё понятно: на вкус и цвет…Однако, любое дарование, как мне кажется, интересно само по себе. Киноконцертный зал «Победа» в разгар бархатного южного сезона вечером был пуст… От силы человек 20-25. Я подошёл к нему за кулисы после концерта. Он выглядел уставшим, но счастливым и радостным. Доброта, желание общения, отрада, что его творчество востребовано, кому-то нужно… Это не он мне сказал, это я сам увидел в его глазах… Бывал я на концертах многих исполнителей, работающих в разных направлениях музыки. С некоторыми общался. Но ни одно общение не проходило так доброжелательно и искренне как общение с Андреем Никольским. Но это личное… А в остальном — творчество Андрея Никольского — это Душа моего народа, его характер, его чаянья и тревоги. Боль моей Страны и её радость, её бесшабашность и удалая лихость, её слёзы и её соль, её Судьба… Удачны все без исключения, хотя и такие разные по тематике песни Андрея Никольского. Почему? Да всё же потому, что песни эти — голос Души, они не надуманы — они пережиты, они выстраданы. Не случайно один из дисков Андрея Никольского называется «Песни, спетые сердцем». Так оно и есть: и спеты, и написаны большим и добрым Сердцем, проколотым иглами трепетной любви к России… …Насквозь раненное сердце Теплотой к родной земле… В каждой травинке полей русских, в шелесте морского прибоя, в пыли степей бескрайних, в лесах и озёрах мне слышится голос Андрея Никольского, голос Души моей страны… Тонет в сиреневом цвете сказочный лес у ручья, Тихо поёт на рассвете Русская наша земля. Много в ней солнца и света, много в ней горя и слёз… Кто здесь родился — не сможет жить без кудрявых берёз… Можно много и долго говорить о песнях Андрюши Никольского, исполнять которые почитают за честь маститые мэтры отечественной эстрады. Но лучшее исполнение, несомненно, — авторское. Великий дар — передать в стихах и песнях самого себя. Да и невозможно слушать песни Андрея Никольского, исполняемые кем-то: песню голосом спеть можно, а вот сердцем — это вряд ли… Не знаю, как кому, но — личное авторское — это личное моё… Кто любовь спасёт от обидных слов? Кто убережёт от кошмарных снов? Кто огонь зажжёт и тепло схранит, Когда в сердце хлад, и засов закрыт?… К сожалению, я недостаточно хорошо знаю русскую поэзию, но то, что мной прочитано, даёт право говорить об уникальности творчества Андрея Никольского. Его стихи пронизаны духом двух прошедших веков. Невозможно определить возраст автора, прослушивая диск «Я поднимаю свой бокал»! Как может написать один человек такие совершенно разные песни?! Наряду с современной «Мой взгляд — вопрос», исполняется «Старинная Москва», которую ,судя по теме и манере стиха, можно отнести к концу позапрошлого века, а «Люстры старинного зала» к 20-м годам прошлого века… И тут же щемящая душу, переполненная бескрайней любовью к России — «Над Окой»… Манерой исполнения собственных песен и стихов, Андрей Никольский ведёт доверительный, откровенный разговор со слушателем. И слушатель этот — не сторонний, случайный, а близкий автору человек. Именно тот, с кем можно всегда поделиться сокровенным… И в душе невольно отвечаешь откровением на откровение. Бесконечно спокойно и легко становится на сердце, когда я слушаю лирику Андрея Никольского… Как же хотелось написать хорошо о хорошем, талантливом, добром и близком человеке… Не знаю, получилось ли… Мне петь не трудно, я привык, с двухсот перехожу на крик. Я жду желанный, самый главный в жизни миг, Когда откроюсь до конца, и лучше втрое, чем вчера Меня поймут, к себе приблизив навсегда… Задуманное сбылось, спасибо за Ваши песни. Что можно Вам пожелать? Вероятнее, Вам будет приятнее это… Говорила мама: «Береги себя!». Говорила мама добрые слова… «Сердцу всё под силу только до поры, Так что ты, Андрюша, сердце береги!» P.S. В марте прошлого года Андрей Юрьевич Никольский отметил свой 50-летний юбилей. Не верьте, ему намного меньше… Андрей Хекало

Дискография

Константин Никольский за всю свою жизнь выпустил всего десять альбомов.

  1. «Миньон» — 1977 год.
  2. «Фестиваль» — 1978 год.
  3. «Воскресение-2» — 1982 год.
  4. «Счастлив певец» — 1981 год.
  5. «Зеркало мира» — 1987 год.
  6. «Я бреду по бездорожью…» — 1992 год.
  7. «Один взгляд назад» — 1996 год.
  8. «Музыкант» — 2001 год.
  9. «Мне только снится жизнь моя» — 2004 год.
  10. «Иллюзии» — 2007 год.

Теперь вы знаете, как сложилась жизнь музыканта Константина Никольского. Пожелаем ему долгих лет жизни и творческих успехов!

Автор Виктор Коваленко 04.08.2020 10:49

Музей стекла и хрусталя в городе Никольске в Пензенской области берёт своё начало с 1764 года. Первоначально это была всего лишь комната образцов на Никольско-Бахметевском стекольном заводе Алексея Ивановича Бахметева, которая с 1914 года стала полноценным музеем.

А.И. Бахметев разрешение на строительство стекольного завода получил от Екатерины II. 120 лет заводом управляли три поколения Бахметевых. В 1863 году завод заслужил право стать поставщиком Императорского двора. На всемирной выставке в Париже в 1900 году Николо-Бахметевский стекольный завод был награждён Большой золотой медалью.

Образцы для экспозиции музея собирались Бахметевыми, а также последним частным владельцем завода князем А. Д. Оболенским. Большую часть экспонатов, конечно, составляли изделия собственного завода, ну а с начала ХIХ века в Никольск стали привозить образцы иностранного стекла, в основном, богемского и французского.

После революции завод был национализирован, а в 1923 году был переименован и стал «Красным гигантом». Музейная же коллекция продолжала пополняться.

Музей вначале располагался в здании заводоуправления, потому вход в него для не заводчан был ограничен и лишь с 1964 года стал общедоступным, оставаясь по-прежнему в составе завода. В 1990 г. Музей стекла и хрусталя отметил новоселье в новом, специально построенном для него, здании, а спустя 15 лет получил статус филиала Пензенской областной картинной галереи им К. А. Савицкого, войдя в структуру государственных музеев РФ.

Сейчас экспозиция Музея стекла и хрусталя размещена в залах двух этажей в хронологическом порядке. Правда, посетители смогут увидеть только треть от всех имеющихся экспонатов. Полностью выставлены изделия Никольско-Бахметевского завода ХVIII-ХIХ вв., выборочно — последующих периодов. Представлена только небольшая часть коллекции западноевропейского стекла, фарфора европейских и русских заводов, а также предметов, полученных музеем в дар.

Экспозиция ХХ века начиная с 1930-х гг. почти полностью строится на авторских уникальных произведениях мастеров и художников Никольско-Бахметевского стекольного завода — «Красного гиганта».

Музей по праву гордится представленными в экспозициях работами известных мастеров и профессиональных художников. Это авторы уникальных художественных произведений Николай Воинов, Елена Дубская, Виктор Ежов, Александр Иванов, Анна Липская, Вера Мухина, Адель Якобсон, Екатерина Яновская и другие, чьё творчество внесло большой вклад в историю российского художественного стекла.

В последние годы коллекция Музея стекла и хрусталя пополняется благодаря частным дарителям, а также за счёт работ, оставляемых художниками после симпозиумов по художественному стеклу. С 2006 года в Никольске прошло уже девять Международных симпозиумов и Молодежный фестиваль, в которых приняли участие художники со всех уголков России и зарубежных стран: Австрии, Беларуси, Китая, Латвии, Литвы, Люксембурга, Польши, Турции, Финляндии, Франции, Чехии и Японии, по окончании которых студентами и художниками подарено около трёхсот декоративных композиций и скульптур из стекла.

В музее работает постоянно обновляемая выставка стекольных предприятий города, что позволяет ориентироваться в продукции, которую сегодня изготавливают в Никольске.

Сегодня музей хранит более 14500 экспонатов. Это огромный фонд, который позволяет проводить выставки по самым разным темам и даёт посетителям представление о богатстве коллекции. Здесь можно не только познакомиться с историей мирового и отечественного стекольного производства, но и увидеть новые художественные достижения в стекле. Уникальность коллекции состоит в том, что она отображает и местные историю и традиции, и общемировую школу мастерства и творчества.

Музей принимает более 12 тысяч посетителей в год и стремится найти индивидуальный подход к каждой группе, чтобы хотелось вернуться сюда ещё не один раз.

Ольга Панюшкина,

заведующий Музеем стекла и хрусталя.

Адрес: Пензенская обл., г. Никольск, ул. Комсомольская, 21.

30 апреля 2005 года исполняется сто лет выдающемуся математику 20-го столетия академику РАН Сергею Михайловичу Никольскому.

Ему принадлежат фундаментальные исследования в области функционального анализа, теории приближения функций, теории квадратурных формул, теории вложения функциональных пространств и ее приложениям к вариационным методам решения уравнений с частными производными. В настоящее время С.М. Никольский является всемирно признанным главой созданной им большой научной школы по теории функций и ее приложениям.
Для Московского физико-технического института, особенно для кафедры высшей математики, личность С.М. Никольского является знаковой. Достаточно сказать, что он прочитал в 1947 году самую первую лекцию студентам Физтеха – это была лекция по математическому анализу, а последнюю лекцию в стенах Физтеха он прочитал в 1997 году в возрасте 92 лет. Вообще, формирование того стиля преподавания математики на Физтехе, которое во многом определяет так называемую «систему Физтеха», проходит при самом активном участии профессора С.М. Никольского.
В начале 1947 года по рекомендации академиков И.М. Виноградова, С.А. Христиановича и М.В. Келдыша, Сергей Михайлович был приглашен на работу в должности профессора и заместителя заведующего кафедрой высшей математики вновь созданного физико-технического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
С 1952 г. по 1954 г., когда физико-технический факультет МГУ преобразовывался в МФТИ, Сергей Михайлович заведовал кафедрой высшей математики, и, следовательно, был первым заведующим кафедрой высшей математики Физтеха как самостоятельного учебного заведения. Физтех, хотя и был вначале создан как факультет МГУ, однако существенно отличался от других его факультетов даже в организации учебного процесса. Учебные программы и методики обучения во многом определялись так называемыми «базовыми кафедрами». Кафедра высшей математики, откликаясь на запросы потребителей в лице этих «базовых кафедр», была вынуждена разрабатывать новые методики обучения студентов, направленные на практические навыки применения математических методов при решении конкретных физических и технических задач. Вся эта большая организационная и методическая работа легла на плечи первых руководителей кафедры и, в частности, на С.М. Никольского. В первые годы работы Физтеха Сергей Михайлович возглавлял комиссии по математике во время вступительных экзаменов. Надо отметить, что с самого начала организация приема будущих студентов Физтеха существенно отличалась от традиционной, обычно принятой в других вузах. Так, например, каждый абитуриент, кроме вступительных экзаменов, которые проходили в два этапа, должен был пройти собеседование на специальной комиссии. До прихода на Физтех С.М. Никольский читал более 15-ти лет лекции по математическому анализу, но, как отмечает Сергей Михайлович, «физтеховский курс отличается своей широтой и насыщенностью». В 1972 году вышел в свет написанный на основе лекций С.М. Никольского двухтомный курс математического анализа, который признан как учебник для студентов физических и математических специальностей во многих вузах России и других стран. Этот, ставший уже классическим, курс переведен на многие иностранные языки. В 2002 году совместно с другими профессорами кафедры высшей математики, С.М. Никольский получил премию Правительства РФ за «Углубленную математическую подготовку инженерно-физических и физико-технических специальностей университетов».
Сергей Михайлович имеет много государственных премий и наград.
В 1952 году за исследования по теории приближений он получил Сталинскую премию второй степени, в 1977 году он совместно с О.В. Бесовым и В.П. Ильиным получил Государственную премию СССР за монографию «Интегральные представления функций и теория вложения». В 1987 году С.М. Никольский совместно с Я.С. Бугровым получил Государственную премию СССР за комплект учебников «Высшая математика для технических вузов». Его монографии по теории дифференцируемых функций многих переменных стали настольными книгами всех математиков, занимающихся теорией функций.
Третья Государственная премия получена за серию учебников по математике, которые приняты за основные во многих технических вузах России и других стран СНГ. В этих учебниках был отражен опыт преподавания разных разделов высшей математики как в технических вузах, так и в МФТИ. Все книги комплекта переведены на английский, французский, испанский и португальский языки.
С.М. Никольский уделяет большое внимание уровню и содержанию преподавания математики как в вузах, так и в школах. В конце семидесятых годов прошлого столетия, когда наметилась тенденция к снижению качества математической подготовки студентов и, в частности, к существенному снижению количества академических часов в учебных планах институтов, он возглавил комиссию Научно-методического Совета Минвуза СССР по составлению новых программ по математике. Эта комиссия аргументировано доказала опасность наметившейся тенденции для всего образования в технических вузах и сумела убедить министерство увеличить число учебных часов по математике и утвердить новые программы. Более десяти лет С.М. Никольский возглавлял Методическую комиссию МФТИ и на этом посту оказал большое влияние на формирование программ и учебных планов по всем учебным предметам для студентов первых четырех курсов. В этом качестве он проявил себя не только как профессор математики, но и как крупный ученый, видящий цели и методы фундаментальной естественно-научной подготовки будущих исследователей проблем физики и техники.Выпускники Физтеха, которые сами уже стали известными учеными, член-коррами и академиками, всегда с благодарностью вспоминают лекции Сергея Михайловича и особо отмечают их глубину и эмоциональность.
С.М. Никольский искренне болеет за судьбу математического образования в России. Сегодня, когда надвигается очередная реформа высшего и среднего образования, он как член Президиума Научно-методического совета по математике при Министерстве образования, возглавил комиссию по школьному образованию, и, как всегда, настойчиво доказывает, что некоторые новации, предлагаемые Министерством, могут полностью погубить как высшую, так и среднюю школу.
В год своего столетия С.М. Никольский продолжает интересоваться, что происходит на его родной кафедре, как меняются программы, как устраиваются в жизни выпускники МФТИ, сколько из них остается работать в науке или в наукоемких отраслях производства, и очень огорчается, когда жизненные обстоятельства заставляют способных научных работников заниматься деятельностью, к которой их не готовили. Он никогда не был равнодушным ни к судьбам своих учеников, ни к судьбе своей любимой науки – математики, ни к судьбе нашей постоянно перестраиваемой России.
Не быть равнодушным, чувствовать ритм жизни и быть активным созидателем – вот те черты, которые являются определяющими для выдающегося русского ученого-математика, академика С.М.Никольского.

Г.Н. Яковлев,
зав. каф. высшей математики,
член-корр. РАО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *