Мытарь закхей

Сайт Горловской и Славянской епархии

Ровно за месяц до начала Великого поста в православных храмах читают историю о встрече с Богом Закхея — человека грешного и презираемого всеми.

Не только его образ жизни и способ неуёмного обогащения настраивали людей против себя, но даже малый рост этого персонажа был предметом насмешек. Однако в дом именно к этому человеку — казалось бы, ничтожному и телом, и душой — вошёл Спаситель мира.

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(Лк. 19:1-10)

Пять примеров преображения души

Читая Евангелие, мы встречаемся с потрясающими чудесами Иисуса Христа: воскрешением мёртвых; исцелением парализованных, слепых, поражённых проказой и других больных; хождением по поверхности моря и превращением воды в вино. Каждое из этих чудес подтверждает мысль, что Иисус Христос — истинный Бог, которому подвластны судьбы людей и стихии природы.

Но в воскресные дни, предшествующие Великому посту, характер евангельских историй меняется. Вместо явных и проявляемых внешне чудес мы погружаемся во внутренний мир людей, которых, на первый взгляд, никак не назовёшь примерами для подражания.

Закхей — «начальник мытарей и человек богатый». Он собирал с иудеев непомерные налоги на содержание римских оккупантов, за что был презираем всеми.

В следующее воскресенье речь пойдет ещё об одном мытаре, зашедшем в храм помолиться (Лк. 18:10-14). Этот человек даже сам себя презирал.

Ещё через неделю мы будем говорить о блудном сыне (Лк. 15:11-22), растратившем отцовские деньги и питавшемся из одной посуды со свиньями.

Почему Церковь предлагает нам эти пять примеров? Почему в них нет эффектных и зримых чудес? Да потому что главное чудо — это покаяние закоренелых грешников, их изменение к лучшему, преображение души и внутренняя работа над собой. А внутренний мир бывает гораздо богаче внешнего.

Это как в цирке: если спросить ребёнка, кто ему больше всего запомнился, он наверняка ответит, что клоуны и фокусники. Их выступления проходят ярко и понятно для большинства. Но если задуматься, понимаешь, насколько сложнее выступать под куполом цирка эквилибристу, когда он идёт по канату или показывает другие номера. Казалось бы, он «просто» идёт. Его внутреннее напряжение, переживания и сосредоточенность не так заметны. А между тем, он балансирует на грани возможностей. Поистине высший пилотаж!

Контроль над производством и торговлей

На грани возможностей проявил себя и Закхей из Иерихона. Вряд ли в городе нашёлся бы кто-то из известных личностей, кто был настолько грешен, как он. «Начальник мытарей» — это кто-то вроде областного или городского руководителя по сбору налогов. Собираемых с народа денег хватало и для того, чтобы передавать их римлянам, и для безбедной жизни собственной семьи. «Человеком богатым» называет его евангелист Лука. Богатство было явно наворовано.

В то время Иерихон был одним из важнейших центров восточного Средиземноморья: здесь сходились торговые пути, было много источников воды, существовала система водопровода, город славился обилием растительных культур. Из некоторых растений делали ароматические масла и благовония, которые тут же и продавали. В Иерихоне делали сахар и «галаадский бальзам», заживляющий раны. Поэтому начальнику мытарей Закхею, «смотрящему» за местным бизнесом и собиравшему дань с ремесленников и торговцев, было несложно нажить свой капитал.

Таких как он считали предателями. Ведь деньги, собранные с иудеев, шли на языческие храмы, на армию завоевателей, на содержание верхушки римской власти. Полицаями называли подобных людей в годы Великой Отечественной войны. Как говорят в таких случаях, клейма на них уже негде ставить.

В переводе с иврита имя «Закхей» означает «достойный, чистый». Это имя настолько не соответствовало его образу жизни, что наверняка и это вызывало насмешки.

Методика поиска Бога

И вдруг — совершенно неожиданный поступок. Узнав, что через Иерихон проходит Иисус Христос, Закхей взбирается на смоковницу (инжир, его ещё называли фиговым деревом), которая способна расти в высоту до нескольких метров. Сидя на ветке, он настойчиво пытается увидеть Христа. Представьте себе современного руководителя областного масштаба в такой ситуации! Его бы высмеяли во всех социальных сетях.

Нужно сказать, что Иерихон вообще имел дурную славу. Более чем за тысячу лет до Рождества Христова город был разрушен войсками Иисуса Навина — преемника пророка Моисея. В живых тогда осталась только блудница Раав и те, кто был у неё в доме. Заклятью подвергались и все, кто восстанавливал впоследствии этот город. Но даже таких мест и таких людей не гнушался Господь Иисус Христос.

Закхей «искал видеть Иисуса, кто Он». Удивительно, но этот человек явственно ощутил жажду богопознания. Он понимает, что в проходящей мимо толпе есть Тот, Кто может ответить на любой его самый сокровенный вопрос.

Но как выглядит Иисус Христос, как выделить его среди других людей? Кто Он? Закхей не знает. Однако стремление мытаря к встрече с Богом чувствует Христос. И Он первый идёт навстречу. «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», — неожиданно слышит грешник и, не понимая, откуда Иисусу известно его имя, с радостью спешит сделать то, что говорит ему Господь. Он спускается с дерева и принимает гостя у себя в доме. Ничтожный, небольшого роста человек и сошедший с высот небесных Сын Божий о чём-то разговаривали.

Христианское толкование

В святоотеческой литературе толкование истории Закхея ведётся двумя основными путями. Первый — буквалистское толкование, второй — аллегорическое, Феофилакт Болгарский называет его нравственным толкованием. При буквалистском толковании более подробно разбирается жизнь Закхея, его действия, к примеру, разбирается вопрос — Почему Закхей обещал воздать тем кого обидел именно вчетверо? Согласно закону Моисееву, так должен поступать человек совершивший воровство (Исх.22:1), а Закхей, вероятно, при сборе налогов брал с людей больше, чем должен был. Аллегорическое толкование истории о Закхее — своеобразная попытка приблизить историю о Закхее к жизни современного христианина. Например:

  • Закхей был богат — также как и все люди богаты грехами;
  • толпа народа — это суетные заботы, наши грехи, страсти, мечты, прежние привычки;
  • Закхей ростом был мал — это значит то, что хотя человек и называет себя христианином, но всё же он духовный карлик, и поэтому не может видеть Христа, будучи подавлен своими грехами;
  • Подняться на дерево — значит начать молиться;
  • После слов Христа Закхей спустился с дерева — это означает покаяние;
  • Дом — это сердце; двери, которые могут быть открыты для Господа, — двери покаяния

Святитель Григорий Богослов призывает: «Будь Закхеем, который вчера был мытарем, а сегодня стал щедрым; все принеси в дар Христову Пришествию, чтобы и тебе оказаться великим, хорошо увидеть Христа, хотя ты мал ростом».

В «Толковой Библии под редакцией Лопухина» примечателен акцент, сделанный автором на том эпизоде, где Иисус Христос обращается к вроде-бы незнакомому Закхею по имени. Александр Лопухин предполагает, что Иисус Христос и Закхей либо встречались ранее, либо Христос услышал имя мытаря из толпы, удивившейся необычным положением Закхея на дереве.

Смоковница Закхея

Смоковница Закхея, Иерихон

Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей сохранилась до наших дней. Знаменитое дерево находится в центральной части Иерихона. «Смоковница Закхея» представляет собой сикомору (Фикус сикомора — (Ficus sycomorus L.) семейство Тутовые (Moraceae)), имеет высоту 15 метров при диаметре кроны в 25 метров и окружности ствола (на высоте 130 см) в 5,5 метра. На высоте 4 метров единственный ствол с четырьмя контрфорсами разделяется на несколько стволов. Единственный ствол имеет внутри открытое конусовидное дупло естественного происхождения, свидетельствующее о начале разделения единственного ствола на несколько самостоятельных стволов, что свойственно представителям рода фикус. Отмечается массовое отмирание скелетных и обрастающих веток. Наличие дупла и характерное оплывание наружных слоев древесины ствола в его нижней части свидетельствует о древности данного дерева.

Участок земли с «деревом Закхея» площадью 1,1 га был приобретен в 1886 году иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы Елены Резниченко. Однако позднее у отца Иоасафа испортились отношения с Иерусалимским патриархом, и он был вынужден срочно покинуть Палестину. Перед отъездом он подарил участок Императорскому православному палестинскому обществу. Участок был оформлен на председателя ИППО великого князя Сергея Александровича. На участке остался разведенный отцом Иоасафом апельсиновый сад и несколько построенных им глинобитных зданий. Однако до конца этот участок не был освоен и постепенно пришел в запустение. После 1917 года внимания к этому, как и к другим объектам российской недвижимости в Палестине, практически не было. В 1995 году глава ПНА Ясир Арафат своим указом передал участок в собственность правительства России. 18 января 2011 года был открыт новый музейно-парковый комплекс в Иерихоне на участке, принадлежащем Российской Федерации.

Упоминание истории о Закхее в современности

История о Закхее фигурировала в неприятном эпизоде с фреской «Входа Господня в Иерусалим» в Иоанно-Богословском кафедральном соборе города Рудного. На фреске среди людей, встречающих Иисуса можно было обнаружить человека, похожего на Сергея Кулагина. Отец Иоанн, протоиерей рудненского собора, пояснил, что Кулагина на фреске можно сравнить с Закхеем, видимо имея в виду глубочайшее смирение Закхея.

Протодиакон Андрей Кураев заметил, что параллель между Закхеем и Сергеем Кулагиным весьма смелая, так как если сопоставить Закхея с Кулагиным, то придётся последнего обвинить в воровстве (Закхей обещал воздать тем кого обидел вчетверо, а вчетверо, согласно закону Моисееву (Исх.22:1), воздают именно те, кто совершил воровство).

Примечания

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

«Пришло спасение дому сему»

Историю о посещении Иисусом Христом жилища Закхея читают не только в храмах за месяц до Великого поста. Этот евангельский фрагмент всегда звучит в домах и квартирах, когда их освящает священник. Ведь в этот момент священник олицетворяет собой и Христа, и Церковь. А значит, и Сам Господь приходит в дом. Это Он голосом священника произносит слова, две тысячи лет назад сказанные в адрес Закхея: «Ныне пришло спасение дому сему».

Сколько чести услышать любому из нас ещё одну евангельскую фразу: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме»! То есть Господь желает спасения всему дому, всей нашей семье! А зачастую бывает, что к встрече с Богом готовится лишь кто-то один из домочадцев, кто регулярно ходит в храм. Другие же члены семьи в лучшем случае равнодушно, а в худшем — враждебно воспринимают чин освящения.

У Закхея никакой враждебности не было. Встреча с Богом привела к духовному перерождению: исчезли гордость, высокомерие, самовосхваление и жажда материальной наживы. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», — с глубочайшим покаянием произносит он. Фактически, он раздаст все свои деньги.

Подняться и довериться Богу

Удивительно, но никто не требовал от Закхея в этот момент возмездия за нанесённые обиды. Вряд ли вместе с Господом в дом к начальнику мытарей зашли нищие, которые стали просить переписать на них половину закхеевых владений. Плоды покаяния раскаявшийся грешник творит сам. Он видит свой главный грех — сребролюбие, и без сожаления покрывает его добродетелью милосердия.

Находясь в одном доме с источником Света, невозможно самому оставаться в тени. В стихире, читаемой в храмах в Неделю о Закхее, есть такие слова: «Да увижду я пустоту и суету гордости моея, да приду к Тебе, Спасе, якоже нищий. И да будет смирение мое рубищем моим! Сердцеведче, Господи, приими мя кающегося и спаси мя!»

Осознать свою греховность и положиться на волю Божию — это то, что должны сделать и мы. И пусть пример Закхея, который после покаяния стал учеником Христовым и, согласно преданию, был первым епископом церкви Кесарии Палестинской, показывает нам, что духовное исцеление возможно всегда, если мы его ищем и ждём. Главное — сделать первый шаг, подняться хотя бы на одну ступеньку выше, а далее уже Господь поведёт по Своему пути.

Протоиерей Олег Кручинин

Наступила вторая подготовительная неделя к Посту; мы вспоминаем сегодня Закхея-мытаря. Имя «Закхей» значит «праведность», «справедливость»; как несуразно это имя в контексте его жизни, с какой горькой насмешкой, должно быть, люди думали о том, как этот человек назван и как он живет. Все люди, которые были им унижены, обездолены, обкрадены, притесняемы, вероятно, произносили его имя, принимая его как оскорбление, как насмешку: как можно такого человека назвать таким именем, сделать его знаком таких великих, святых вещей как праведность, справедливость, когда вся его жизнь — глумление над справедливостью, когда вся его жизнь — служение мамоне неправды?

Но вот пришел какой-то час; и этот человек, чья жизнь была так уродлива, была в таком противоречии с его именем и как бы его глубинным призванием, вдруг оказался лицом к лицу со Спасителем Христом. Он захотел Его видеть и для этого не побоялся подвергнуться глумлению, насмешкам своих сограждан: человек, вероятно, пожилой, поземному достойный, богатый, взбирается на дерево, потому что он слишком мал ростом, чтобы через головы других людей увидеть Спасителя. И Спаситель, проходя мимо, как говорит Евангелие, его видит; разве Он не видел других людей? Конечно, видел! Но в тот момент Христос заглянул в глубины этого человека и увидел, что не напрасно он назван святым именем справедливости, святым прозвищем праведности… И Он его подозвал к Себе; Он поверил самому святому, что в этом человеке было где-то зарыто — зарыто всей его жизнью, затуманено всем; Он вошел в его дом; и когда Закхей вгляделся в своего Спасителя, увидел в Нем полноту человеческого величия, бесконечную крепость и бесконечное милосердие, любовь до креста, жалость и сострадание и вместе с этим неумолимые правду и праведность, — он сломился, годы и годы недостойной жизни вдруг, как пыль, разлетелись, и остался перед Христом настоящий, подлинный человек, способный на покаяние, способный сказать, что, если он чем обидел кого бы то ни было, — достаточно тому человеку прийти и потребовать исправления неправды: он четверицею ему возвратит; или, если он кого-нибудь унизил или оклеветал, — он ему все сполна отдаст…

Он поверил во Христа; он поверил в себя самого, он поверил в человеческое величие, в святость и дивность человеческого призвания; он почувствовал, что быть таким, каким он прожил все годы своей жизни, — недостойно; он захотел вырасти, как говорит сегодняшнее Послание, в полную меру роста Христова, вырасти в стать человека. Через веру он действительно стал сыном Авраама…

Что же нам мешает пройти тем же путем? В прошлое воскресенье нам был представлен образ Вартимея-слепого, который от слепоты своей не мог видеть ни сияющего солнца, ни осиянного мира, ни проходящего Христа, ни ближнего своего, ни себя, ни пути перед собой; и Христос открыл ему очи на все. Закхей представляется нам примером человека, который способен преодолеть зло, задерживающее нас на пути жизни. Да, мы тоже неспособны видеть мир, осиянный благодатью Христа, действующего в нем царственно, видеть ближнего своего и путь свой. Но мы еще ослеплены иным образом: тщеславием, страхом перед судом человеческим. Мы видим, мы не совершенно слепы; но Бога мы не видим, а видим только насмешливые, пугающие нас лица людей и читаем на этих лицах осуждение и насмешку, тогда как часто на них написана жалость, боль о том, что мы так унижены, так недостойны себя самих… Лицемерный человек, по слову Иоанна Лествичника, это человек, который Бога не боится, а перед людьми дрожит и пресмыкается; разве мы не таковы? Кто из нас, для того чтобы лицом к лицу предстать перед Спасителем своим Христом, способен, как Закхей, поставить себя в такое положение, в котором все его осмеют? Разве мы способны на это? Как редко мы бываем достаточно мужественны, чтобы лицом к лицу встретить насмешку и поругание!

Закхей этого не побоялся; и вот что он нам говорит: не бойся человеческого суда, не бойся его насмешки, не бойся!. Не будь ослеплен лицами, множеством лиц людей, посмотри на единственный лик, который есть подлинно человеческий лик — лик Христа, твоего Бога и твоего брата по человечеству, твоего Спасителя; забудь все, вглядись в Него и открой Ему дверь в свою жизнь, в свое сердце, в свой ум! Откройся Ему до конца! Открой свой дом, свое сердце, свой ум — но дорогой ценой: Закхей не только преодолел страх перед людьми, но дал слово выправить свою жизнь, которое он выполнил, — вот второе его нам наставление… Если мы хотим стать детьми Авраама, то есть детьми веры, мы должны быть готовы выправить жизнь дорогой ценой, как сделал это Закхей…

Вдумаемся же в этот образ, как в прошлое воскресенье мы вдумались в образ Вартимея-слепца, и в эту неделю по-новому, смело, радостно приступим к тому, чтобы, открыв глаза, преодолев слепоту, увидеть единственное на потребу и стать свободными людьми — не рабами своей слепоты, не рабами своего страха, не рабами любого человека, который захочет нас взять в плен, не рабами того, что нам принадлежит, что мы приобрели, чем мы будто обладаем и что на самом деле нами обладает, — и станем свободными, и ступим одним шагом дальше в глубины Царствия Божия, в радость полноты жизни, полноты меры роста Христова. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

счетчик (82)

, начальник мытарей в Иерихоне, встреча к-рого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1-10) (пам. греч. 20 апр.). Словом «мытарь» (τελώνης) в рим. период называли сборщиков пошлин, к-рые выкупали на аукционе право собирать пошлины на данной территории, а также чиновников по сбору налогов с населения, находившихся на службе у местного правителя или имперской администрации (Donahue. P. 337). В Евангелиях в основном имеются в виду первые. Греч. слово ἀρχιτελώνης — «начальник мытарей» (Лк 19. 2) — уникально для греч. античной лит-ры (A Greek English Lexicon / Ed. H. G. Liddell et al. Oxf., 1996. P. 253). Оно, по-видимому, обозначает не гос. чиновника, управлявшего группой сборщиков налогов, а человека, к-рый сдал в аренду свое право собирать пошлину или пользовался услугами наемных сборщиков пошлин (Donahue. P. 337). Мытарей презирали и считали обманщиками и взяточниками, изверженными из числа избранного народа (Nolland. P. 907).

Обращение Закхея. Миниатюра из Псалтири. XI в. (Ath. Pantokr. 62. Fol. 118)
Обращение Закхея. Миниатюра из Псалтири. XI в. (Ath. Pantokr. 62. Fol. 118) Когда Спаситель, направляясь в Иерусалим на Свою последнюю Пасху, проходил через Иерихон, З. хотел Его увидеть, но толпа народа плотно заслонила Христа. З., невзирая на свое солидное положение, влез на сикоморовое дерево (Ficus sycomorus), «потому что мал был ростом» (Лк 19. 3), и увидел Спасителя. В слове о З., приписываемом свт. Иоанну Златоусту, говорится, что залезть на дерево его заставила божественная любовь, и «она уже не позволяет ему ни глядеть на земное, ни сноситься с людьми; но, поглядев на любовь, он ожидал небесного» (Ioan. Chrysost. In Zaccheum publicanum: // PG. 61. Col. 768). Иисус Христос, проходивший мимо, увидел его на дереве и сказал З.: «…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19. 5). З. на радостях устроил у себя большое угощение для Гостя и Его спутников (ср.: Лк 5. 27-32). В результате общения с Господом мытарь осознал неправедность своей жизни и во время пира во всеуслышание пообещал половину своего состояния раздать нищим, а из др. половины возместить вчетверо убыток тем, кто могли пострадать от поборов. Это было свидетельством признания своей вины пред Богом (ср.: в Исх 22. 1-4 предписывается взимать с вора, в частности, вчетверо за сворованную и убитую или проданную овцу) и желания изменить свой образ жизни, хотя за неправедно приобретенные деньги по закону Моисееву требовалась компенсация в виде той же суммы, к к-рой прибавлялась 1/5 ее часть (см.: Лев 6. 1-5; Числ 5. 5-7). Блж. Феофилакт Болгарский заметил, что евангелист, описав этот сюжет, «научает и нас, что нет никакой пользы, если кто, имея богатство неправедное, милует иных, а обиженных оставляет без внимания… Истинная же милость не просто убыток возвращает, но и с прибавлением, согласно с законом» (Theoph. Bulg. In Luc. 19 // PG. 123. Col. 1021). Свт. Василий Великий, рассуждая о З., говорит, что «Христос не иначе приемлет щедрость к нищим, как по вознаграждении обиженных за отнятое у них корыстолюбием» (Basil. Magn. De miseric. 2).

В ответ на этот порыв Христос сказал З., что «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк 19. 9). Эти слова указывают на то, что Спаситель считал, несмотря на мнение толпы и особенно фарисеев (Лк 19. 7; ср.: 5. 30-32), З. членом народа Божия (ср.: Лк 19. 10). Свидетельством этому стало покаяние З. Свт. Григорий Богослов призывает христиан быть «Закхеем, который вчера был мытарь, а ныне стал щедр: все принеси в дар Христову вхождению, чтобы оказаться тебе великим, хорошо увидеть Христа, хотя мал ты ростом телесным» (Greg. Nazianz. Or. 40 // PG. 36. Col. 404).

В одной из гомилий, приписываемой свт. Иоанну Златоусту, отмечается композиционно-смысловая параллель между внутренним переворотом З. и предыдущим исцелением в эпизоде со слепцом (см.: Лк 18. 35-43): «Вслед за прозрением слепца прозрел другой, кто был слеп душою. Кто именно? Начальник сборщиков податей, слепой ко всему, кроме денег, с душою, ослепленною жадностью» (Ioan. Chrysost. In caecum a Christo Sanatum et in Zacchaeum. 3 // PG. 59. Col. 603). Один из совр. исследователей указывает на социальное измерение совершенного Иисусом Христом: «С избавлением в сцене с нищим, погруженным в слепоту и жалкое прозябание, соотносится сцена избавления человека, охваченного погоней за деньгами и погрязшего во взяточничестве» (Nolland. P. 907).

По мнению ряда исследователей, в рассказе Евангелия от Луки о З. прежде всего раскрывается тема божественной заботы, проявляющейся в служении Господа Иисуса Христа, Спасителя отверженных, выходящего, подобно пастуху, на поиски заблудших людей. З. «представлен как образец человека, предпринимающего настойчивое усилие найти и увидеть Иисуса; З. — это пример радостной отзывчивости на призыв Христа, признающий в Нем Господа и выказывающий правильное отношение к богатству» (O’Toole. P. 1033).

Лит.: Angarano F. A. Zaccheo // BiblSS. Vol. 12. Col. 1456-1457; Donahue J. R. Tax collector // ABD. Vol. 6. P. 337-338; O’Toole R. F. Zacchaeus // Ibid. P. 1032-1033; Hillyer N. Τελώνης // NIDNTT. Vol. 3. P. 754-764; Nolland J. Luke. 18: 35-24: 53. Dallas (Tex.), 1993. Vol. 3. P. 902-908. (WBC; 35с); Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ᾿Αϒιολόϒιον. Σ. 160.

П. Ю. Лебедев

Иконография

Сцена обращения З. представлена на позднеантичных саркофагах и предметах малой пластики, напр. на диптихе из слоновой кости (ок. 400, Кастелло Сфорцеско, Милан; вместе с композициями «Воскрешение Лазаря» и «Явление Христа Марии Магдалине» (Noli me tangere)). В эпоху зрелого средневековья она встречается в визант. книжной иллюминации, напр. в Псалтирях XI в., Хлудовской (ГИМ. Греч. № 129. Fol. 84v) и из мон-ря Пантократор на Афоне (Ath. Pantokr. Cod. 61. Fol. 118). Вероятно, под визант. влиянием образ З. получил распространение на Западе, особенно в оттоновский период: миниатюры из Евангелия имп. Оттона III (X в., школа Райхенау. Сокровищница кафедрального собора в Ахене. Fol. 340); «Perikopenbuch» имп. Генриха II (ок. 1000, школа Райхенау. Monac. lat. 4452. Fol. 200; вместе со сценой трапезы в доме З.). Об использовании арсенала визант. искусства свидетельствует т. н. Фрайбургский лист (ок. 1200, Музей августинцев, Фрайбург-им-Брайсгау), в верхней части которого воспроизведена фигура благословляющего Иисуса Христа и сидящего на дереве З.

1–10. Мытарь Закхей. – 11–27. Притча о минах. – 28–48. Вход в Иерусалим и очищение храма.

Лк.19:1. Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

Лк.19:2. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

Лк.19:3. искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

Лк.19:4. и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

История мытаря Закхея составляет особенность Евангелия Луки, у других евангелистов она не сообщается. Когда Господь, направляясь в Иерусалим, проходил через Иерихон (об Иерихоне см. комментарии к Мф. 20:29), то начальник местных мытарей (в Иерихоне получалось немало пошлин с производства и вывоза бальзама и потому было несколько мытарей), человек богатый, по имени Закхей (с еврейского – чистый), очевидно, иудей, старался увидеть между проходившими Иисуса. «Кто Он», т.е. кто из проходящих именно Иисус. Но это ему не удавалось, потому что он был мал ростом.

«Забежав вперед», т.е. на ту улицу, которую Христос еще не прошел, но должен был пройти (по лучшему чтению – εἰς ἔμπροσθεν, а по Textus receptus – просто ἔμπροσθεν).

«Взлез на смоковницу» – дерево это, очевидно, было довольно высокое.

«Мимо нее». В греческом тексте стоит слово δί ἐκείνης, но предлог διά здесь лишний, его нет в лучших кодексах.

Лк.19:5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

Лк.19:6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

Знал ли Господь Закхея раньше – неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве.

«Сегодня надобно Мне быть…» Господь указывает Закхею на особенную важность для него нынешнего дня: Христос, согласно высшему определению (ср. стих 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μεῖναι – «быть» с Ин. 1:39).

Лк.19:7. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

«Все» – гиперболическое выражение. Речь идет об иудеях, которые сопровождали Христа до дома Закхея и видели, как Закхей встретил Господа при входе.

«Зашел» – точнее: вошел для того, чтобы здесь остановиться (εἰσῆλθε καταλῦσαι).

Лк.19:8. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Вероятно, беседа, которую имел Христос с Закхеем, придя к нему, произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь, – к нему пришел Сам Мессия.

«Обидел» (ἐσυκοφάντησα), т.е. если я кому повредил в материальном отношении своими доносами. Закхей мог, действительно, как глава мытарей, играть большую роль в деле штрафования торговцев, не внесших узаконенную пошлину за товар.

«Вчетверо». Он рассматривает свой поступок как воровство, а за воровство, по закону Моисееву, полагалось уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимости украденного (Исх. 22:1).

Лк.19:9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

«Сказал ему» – правильнее: в отношении к нему, Закхею (πρός αὐτόν), обращаясь при этом к Своим ученикам и к бывшим в доме гостям.

«Дому сему», т.е. всей семье Закхея.

«И он сын Авраама», т.е., несмотря на свое презираемое всеми иудеями занятие, и Закхей имеет известные теократические права на спасение через Мессию. О его нравственном достоинстве здесь речи нет, и следующий стих подтверждает мысль, что Закхей действительно принадлежал к людям, которых не напрасно называли «погибшими».

Лк.19:10. ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Здесь Господь подтверждает истинность сказанного Им в 9-м стихе. Действительно, семье Закхея пришло спасение, потому что пришел Мессия, чтобы отыскивать и спасать подпавших вечной погибели (ср. Мф. 18:11).

Лк.19:11. Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.

Притча о минах сходна с приведенной у евангелиста Матфея (Мф. 25:14–30) притчей о талантах. Евангелист Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение о спасении дома Закхея (стих 9) слышали ученики Христа и, вероятно, бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, которого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы рассеять такое ожидание, Господь и сказал нижеследующую притчу.

Лк.19:12. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;

Очень может быть, что когда Господь говорил о человеке, хлопотавшем о получении себе царской власти, то имел в виду иудейского царя Архелая, который через путешествие в Рим добился своего утверждения в царском достоинстве, несмотря на протесты его подданных (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 11, 1). Так и Христос, прежде чем получить славное царство, должен будет уйти в «дальнюю страну» – на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей. Впрочем, такое сравнение нет необходимости делать, так как главная мысль в притче не эта, а мысль об осуждении лукавых рабов (стихи 26–27).

Лк.19:13. призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

Человек призвал десять своих собственных (ἑαυτοῦ) рабов, от которых мог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. Мф. 25:14).

«Мин». Мина еврейская равнялась ста сиклям, – т.е. 80 рублям 23. Аттическая мина равнялась ста драхмам – если это была мина серебряная, т.е. 20 рублям 24. Но мина золотая равнялась 1 250 рублям 25. В Евангелии от Матфея счет ведется более крупный – на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство.

«Употребляйте их в оборот», т.е. заведите на них торговлю.

Под «рабами», конечно, нужно понимать учеников Христовых, а под «минами» – разные полученные ими от Бога дарования.

Лк.19:14. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

Под «гражданами», не пожелавшими упомянутого выше человека иметь своим царем, нужно понимать единоплеменников Христа, неверующих иудеев.

Лк.19:15. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

(См. Мф. 25:19).

«Кто что приобрел» – правильнее: «кто что предпринял».

Лк.19:16. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

Лк.19:17. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

(См. Мф. 25:20–21).

Лк.19:18. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

Лк.19:19. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

Лк.19:20. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,

Лк.19:21. ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

Лк.19:23. для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

Лк.19:24. И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

Лк.19:25. И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

Лк.19:26. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

(См. Мф. 25:22–29).

Лк.19:27. врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

Здесь царь отводит свой взор от лукавого раба и вспоминает о своих врагах, о которых шла речь в 14-м стихе.

«Избейте предо мною» – образ, обозначающий осуждение врагов Христа на вечную смерть.

Притча, таким образом, касается как судьбы неверующих во Христа иудеев, так – и это главный ее предмет – будущей судьбы учеников Христа. Каждому ученику дан известный дар, каким он должен служить Церкви, и если он не использует как должно этот дар, он будет наказан исключением из Царства Мессии, тогда как прилежные исполнители воли Христа получат высшие награды в этом Царстве.

Лк.19:28. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Лк.19:29. И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,

Лк.19:30. сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;

Лк.19:31. и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.

Лк.19:32. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.

Лк.19:33. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?

Лк.19:34. Они отвечали: он надобен Господу.

Лк.19:35. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

Лк.19:36. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.

Лк.19:37. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

Лк.19:38. говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

Здесь евангелист Лука говорит о входе Христа в Иерусалим согласно с евангелистом Марком (Мк. 11:1–10; ср. Мф. 21:1–16). Но при этом он делает некоторые прибавления, а кое-где – и сокращения.

«Пошел далее» (стих 28) – точнее: «шествовал впереди (ἐπορεύετο ἔμπροσθεν) Своих учеников» (ср. Мк. 10:32).

«К горе, называемой Елеонскою» (стих 29) – правильнее: «к горе Елеон» (ἐλαιῶν – масличная роща; Иосиф Флавий также употребляет название «Елеонская гора» («Иосиф Флавий». «Иудейские древности», VII, 9, 2).

«Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской» (стих 37). Там, где был спуск с горы, можно было видеть Иерусалим во всем его великолепии. Поэтому понятен внезапный взрыв восторженных криков народа, сопровождавшего Христа как своего царя, вступающего в Свою столицу.

«Учеников». Это ученики в самом широком смысле этого слова.

«Какие видели они» – конечно, раньше, когда ходили за Христом.

«Благословен Царь» (стих 38). Царем ученики обозначают Господа только у евангелистов Луки и Иоанна (Ин. 12:13).

«Мир на небесах и слава в вышних!» Этими словами у евангелиста Луки заменено восклицание «осанна в вышних» (Матфей и Марк). Он, так сказать, разделяет «осанну» на два восклицания: «мир на небесах», т.е. спасение на небесах, у Бога, Который и будет раздавать теперь это спасение через Мессию, и затем «слава в вышних», т.е. Бог будет прославлен за это Ангелами в вышних, на высоте.

Лк.19:39. И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

Лк.19:40. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Лк.19:41. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем

Лк.19:42. и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,

Лк.19:43. ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

Лк.19:44. и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Этот раздел находится только у евангелиста Луки. Некоторые фарисеи, выйдя из толпы народа, в которой они находились, обратились ко Христу с предложением запретить Своим ученикам так кричать. Господь отвечал на это, что такого взрыва хвалы, обращенной к Богу, нельзя остановить. При этом Он употребил поговорку о камнях, которая встречается и в Талмуде. Затем, когда Он приблизился к городу, то, поглядев на него, заплакал – заплакал о нем громко (ἔκλαυσεν ἐπ´ αὐτήν, а не ἐδάκρυσεν, как при гробе Лазаря, Ин. 11:35).

«И ты» – подобно Моим ученикам.

«В сей твой день», т.е. в этот день, который мог бы быть для тебя днем спасения.

«Ибо придут на тебя дни…» (стих 43). Господь только что сказал, что от иудейского народа скрыто то, что служит к его спасению. Теперь Он доказывает эту мысль, ссылаясь на кару, несомненно ожидающую этот народ.

«Обложат тебя окопами». Это исполнилось во время осады Иерусалима римлянами, когда Тит, для того чтобы не допускать подвоза в Иерусалим съестных припасов, обложил его валом или палисадом, который был сожжен осажденными и потом заменен уже стеною.

«Разорят тебя» (стих 44) – точнее: «сровняют тебя с землей» (ἐδαφιοῦσι).

«Побьют детей твоих в тебе». Город в Священном Писании часто представляется под образом матери (см. Иоил. 2:23; Ис. 31:8), а поэтому под детьми нужно понимать обитателей города.

«Времени посещения твоего», т.е. определенного момента времени, когда Бог проявил о тебе особенное попечение, предлагая тебе принять через Меня мессианское спасение (τόν καιρόν τῆς ἐπισκοπῆς – ср. 1Пет. 2:12).

Лк.19:45. И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,

Лк.19:46. говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

Лк.19:47. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,

Лк.19:48. и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

Об очищении храма евангелист Лука говорит согласно с Марком (Мк. 11:15–17) и отчасти – с Матфеем (Мф. 21:12–13).

«И учил каждый день в храме». Евангелист Лука отмечает факт ежедневного появления Христа в храме как учителя для того, чтобы сделать переход к предмету следующей главы. На это «учение» намекает и евангелист Марк (Мк. 11:17).

«Неотступно слушал». Внимание, с которым народ слушал Христа, являлось препятствием для врагов Спасителя в их замыслах против Него.

Использованные материалы

  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития Святых:
  • Свт. Николай (Велимирович), Охридский Пролог:

«Ὁ Ἅγιος Ζακχαῖος ὁ Ἀπόστολος», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .

Свт. Николай (Велимирович), Охридский Пролог, .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *