Московский старец аристоклий

Декабрь 12, 2018


Приход храма великомученика Никиты известен с первой трети XVI века.

Храм был построен в 1595 году.

Главный престол освящён в честь великомученика Никиты, боковые пределы – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и равноапостольной княгини Ольги.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт и передан в народное хозяйство в 1936 году. В 1957-60 году в здании храма была проведена научная реставрация.

С 1991 года здание храма передано для размещения подворья Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне при Патриархе Московском и всея Руси.

С 1992 года по настоящее время в задании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.

В 1996 и в 2000 гг. великая святыня с Афона – ковчег с главой великомученика Пантелеимона – побывала на подворье. В 2005 г. Подворье праздновало юбилей – 1700 лет со дня мученической кончины великомученика Пантелеимона. Торжество возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Рака с мощами преподобного Аристоклия, старца Московского. Икона Божией Матери «Скоропослушница» с автографом преподобного Аристоклия. Иконы с мощами великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Богослужение на подворье имеют особенности, характерные для афонского устава: все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30).
Поздняя Литургия по воскресным дням совершается в 9.00.
В будние дни вечернее богослужения начинается в 17.00.
Литургия ежедневно – в 7.30 утра.
В воскресенье вечером читается акафист св. вмч. Пантелеимону, в среду вечером – прп. Аристоклию ( у раки с мощами), в пятницу вечером – в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

ДУХОВЕНСТВО

Игумен НИКОН (Смирнов Вадим Васильевич), настоятель.
Родился 25 апреля 1940 года.
Образование: Московская Духовная Академия.
18 октября 1967 года рукоположен в сан диакона.
28 августа 1970 года рукоположен в сан иерея.
04 января 1994 года монашеский постриг.

Иеромонах ПЕТР (Бондаренко Дмитрий Вадимович).
Родился 24 апреля 1970 года.
Образование: среднее.
07 июня 2007 года рукоположен в сан диакона.
25 февраля 2008 года рукоположен в сан иерея.
24 ноября 2014 года совершен монашеский постриг.

Иеродиакон ГРИГОРИЙ (Кутыш Дмитрий Иванович)
Родился 25 ноября 1977 года.
Образование: высшее
28 ноября 2012 года совершен монашеский постриг.
27 июля 2013 рукоположен в сан иеродиакона.

Иеродиакон НАФАНАИЛ(Родионов Филипп Николаевич).
Родился 30 мая 1986 года.
Образование: Владимирская Духовная Семинария.
30 марта 2010 года принял иноческий постриг.
30 апреля 2010 года рукоположен в сан диакона.

«Чадо мое возлюбенное! – говорил старец Аристоклий. – Если бы ты знала, как мне хочется спасти вас, пусть Господь вас спасет».

Однажды художнику Михаилу приснилась святая блаженная Матрона, которая задала ему «странный» вопрос: «Почему ты ко мне на могилку ходишь, а другого святого старца, который здесь похоронен, не почитаешь?» Стал Михаил расспрашивать народ – кто из почитаемых подвижников еще похоронен на Даниловском кладбище. И узнал! Им оказался преподобный Аристоклий Афонский (он же Московский). С тех пор Михаил стал посещать его могилу, расположенную недалеко от Никольской часовни, что рядом с храмом Сошествия Святого Духа.

Историю эту рассказал мне настоятель Афонского подворья в Москве, игумен Никон (Смирнов). Он же показал портрет преподобного Аристоклия, приобретенный у того самого Михаила. Этот портрет, вернее две его половинки, художник обнаружил на Измайловском вернисаже. Узнав в изображенном старца Аристоклия, он решил купить два куска полотнища и отреставрировать картину. На портрете и сейчас можно увидеть место склейки двух частей. До поры до времени полотно находилось у художника. А в 2004 году (в год прославления отца Аристоклия и в день Ангела старца) Михаил принес портрет на Афонское подворье.

Молитва подняла

Святыми не рождаются, святыми становятся. Вот и преподобный Аристоклий поначалу был простым отроком Лешей Амвросиевым. Родился он в Оренбурге в 1846 году в семье мещан. В раннем детстве остался без отца. А в восьмилетнем возрасте так заболел, что у него отнялись ноги – два года был прикован к постели. Врачи старались изо всех сил, но помочь не смогли. Его мать Матрона уже почти отчаялась. Молясь со слезами перед образом святителя Николая, она дала обет посвятить сына Богу, а самой уйти в монастырь, когда Леша подрастет. И произошло чудо – на второй день мальчик встал на ноги, на третий начал ходить, сначала опираясь на костыли.

Когда Алексею исполнилось 17 лет, Матрона удалилась в монастырь. А ее сын мечтал стать монахом. Он много размышлял об этом и решил, что лучшего места, чем Афон, ему не найти, ведь Сама Матерь Божия является Игуменией этого места и Заступницей в нелегкой духовной борьбе монахов с кознями дьявола. В тридцатилетнем возрасте молодой человек отправился на Святую Гору и поступил в Русский Пантелеимонов монастырь. Это было время духовного расцвета обители.

11 марта 1880 года Алексей принял монашеский постриг с именем Аристоклий, в честь священномученика Аристоклия Саламинского. Спустя четыре года нового монаха рукоположили во иеродиакона, а вскоре после этого – во иеромонаха. По истечении еще двух лет Аристоклий был пострижен в схиму без перемены имени.

Послушание

Одиннадцать лет подвизался иеросхимонах Аристоклий на Святой Горе. В 1887 году его отправили на послушание в Москву в Пантелеимонову часовню на Никольской улице. Эта часовня, самая большая в Москве, была построена около Владимирских ворот Китайгородской стены для хранения святынь, доставленных с Афона. Среди них были чудотворный образ Спасителя, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и Иверская, частицы святых мощей и икона святого целителя Пантелеимона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. В городе эта часовня считалась самой богатой реликвиями.

Праздник великомученика Пантелеимона отмечали в Москве с большой торжественностью. Каждый год в день памяти святого (27 июля по ст. ст.) из часовни на Никольской к Богоявленскому монастырю отправлялся крестный ход. Вся Никольская улица была запружена людьми. В «Московских церковных ведомостях» за 1887 год сохранилась заметка об этом крестном ходе. Впереди процессии шел настоятель обители, преосвященный Мисаил, он нес масличную ветвь от дерева, под которым была отсечена глава целителя Пантелеимона. Газета сообщала, что эту святыню привез с Афона иеросхимонах Аристоклий. С 1891 по 1894 год он возглавлял Афонское подворье и был настоятелем часовни.

На Полянке

Преподобный внес большой вклад в строительство Афонского подворья на Большой Полянке. При его участии здесь были построены два трехэтажных здания. В одном разместилась библиотека, в другом – богоугодные заведения. На верхнем этаже была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», которую старец очень почитал и много перед ней молился. Церковь была освящена Святейшим Патриархом Тихоном (Белавиным) 30 сентября 1918 года, уже после смерти старца. На том же этаже находилась и келия иеросхимонаха Аристоклия, где он принимал посетителей – в день не одну сотню человек. Он был опытным старцем, обладавшим дарами прозорливости, исцеления и чудотворения. Никогда его не видели гневающимся. Он излучал тихую радость.

В 1888 году на подворье начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», рассказывающий о жизни русских монахов и афонских подвижников на Святой Горе, о чудотворных иконах в монастырях. Благодаря усердию настоятеля подворья Афон становился для России идеалом духовной жизни. Увеличивался поток паломников на Святую Гору, многие оставались там навсегда. Число русских святогорцев быстро росло, на стыке XIX и XX столетий их насчитывалось до 6000 человек на всем Афоне. В одном только Пантелеимоновом монастыре их было около 2000. На Афон потекли щедрые пожертвования из России. Обители и другие строения, принадлежащие русским, стали благоустраиваться.

«Помаши мне ручкой»

Отец Аристоклий имел большую паству и много духовных чад, благодаря которым до нас дошли сведения о его чудотворениях. Вот один из случаев. Тяжело заболела духовная дочь старца – парализовало ноги. Отец Аристоклий пришел утешить ее и, когда уходил, сказал: «Чадушко мое любимое, не унывай, а молись и благодари Господа. Я вот пойду, и, когда буду выходить, ты подойди к окошку и помаши мне ручкой, а я помашу тебе». Больная смутилась: «Батюшка, я же не могу встать…» Старец улыбнулся: «Ничего-ничего. Помаши». Когда отец Аристоклий вышел за дверь, женщина почувствовала силу в ногах и встала. Подошла к окну и увидела батюшку, который помахал ей рукой, а она в ответ ему.

Еще одно удивительное чудо произошло со слепорожденным мальчиком. По совету местных врачей молодая мама привезла его в Москву. Когда сделали снимок глаз и назначили день операции, она очень волновалась, не решаясь на такой важный шаг. Проходя мимо Пантелеимоновой часовни, она увидела множество различного люда и узнала о старце Аристоклии. На следующий день привезла сюда сына. Старец крестообразно помазал мальчику глаза маслом из лампадки от иконы «Скоропослушница». А потом спросил у женщины: «У тебя муж-то кто?» Не получив ответа, произнес: «Сам сатана!» И тут женщина со слезами рассказала, как муж накануне великих праздников делается как зверь, бьет ее, и она убегает с сыном к матери. А на другой день супруг становится тихим, добрым, и она возвращается. Выслушав женщину, батюшка посоветовал операцию не делать, а все дни, пока она в Москве, приходить в часовню с мальчиком на молебен. «А на будущий год опять приезжай с сыном ко мне… А потом приедешь с мужем», – сказал он.

Пантелеимонова часовня, одна из красивейших и самая крупная в Москве, была снесена вместе с Китайгородской стеной в 1934 году. Сейчас на месте часовни располагается торговый центр «Наутилус»

На следующий год она опять приехала с сыном и опять ежедневно ходила в часовню, а старец крестообразно мазал ребенку глаза святым маслицем. Потом отпустил их со словами: «Господь знает, кому что нужно». На третий год женщина приехала к старцу с исцеленным голубоглазым мальчиком и… одержимым мужем. Супруга подводили к старцу несколько мужчин, он высоко подпрыгивал и с криком падал на пол. Если бы не молитвы монаха, он бы разбился. Старец Аристоклий исцелил и его. Примечательно, что когда мальчику в больнице сделали вторичный снимок здоровых глаз, на нем проявились кресты от помазания маслом.

Дар прозорливости

В 1894 году на старца Аристоклия поступил ложный донос, касающийся финансов. И это на человека, который помогал неимущим, доставал средства на обучение детей из бедных семей, отдавал пожертвования беднякам. Пришлось покинуть Москву и вернуться на Афон. И, вот чудо, в обители его назначили не кем-нибудь, а казначеем и духовником Пантелеимонова монастыря.

В 1909 году, оправданный, иеросхимонах Аристоклий Собором духовников Пантелеимоновой обители вновь был отправлен в Москву и назначен настоятелем Афонского подворья. Как только старец вернулся, тысячи людей опять стали приходить к нему.

Отец Аристоклий обладал даром прозорливости. Беседуя со своей духовной дочерью, монахиней Варварой (Цветковой) в марте 1917 года, он сказал, что начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Начало в России, а потом дальше. По рассказам монахини Варвары, которая постоянно бывала у батюшки в эти трудные годы, он сказал ей как-то: «А вы уедете в другие страны. И открыто». Отец и старший брат монахини Варвары сидели в это время на Лубянке. Неожиданно брата освободили с условием «высылки за границу», а потом вышел и отец с той же формулировкой. Вместе с профессорами семья была отправлена в Германию. Предсказал батюшка монахине и Вторую мировую войну, сообщив, что узнает она о ней, когда будет в другой стране.

Софиюшка

Одна из духовных чад батюшки работала в гостинице и здесь обратила внимание на печальную красивую молодую барышню, которая всегда была в черном. Однажды горничная спросила, что томит женщину. Красавица поведала ей о своей прежней счастливой жизни с любимым мужем, генералом царской армии, который погиб на фронте. В двадцать лет она овдовела и никак не может забыть мужа. Горничная предложила Софье Николаевне обратиться за советом к старцу Аристоклию. Барышня отнеслась к этому скептически, но неожиданно согласилась, заявив: «Хорошо! Если он такой волшебник, то пусть узнает, что я вдова».

На встречу Софья вырядилась как на бал – шикарное платье, бриллианты, шляпа. В храме батюшка помазывал верующих елеем, очередь была большая, и барышне это наскучило, она собралась уходить. И тут старец воскликнул: «Кто ко мне пришел-то! Софиюшка! Вдовица!» Барышня вздрогнула, упала на колени и, рыдая, ползком направилась к старцу, ничего не замечая вокруг. Батюшка поднял ее, благословил и помазал елеем. Софья Николаевна рассказала ему все о своей жизни. Старец пристально посмотрел ей в глаза и сказал: «Софиюшка, вот что я тебе скажу: все, что имеешь, раздай нищим и убогим. Оставь себе пару верхней и нижней одежды и иди в храм мученика Никиты. Убирай его даром, денег не бери… А вот когда будешь в тюрьме, помолись за меня, а я за тебя помолюсь».

Эта встреча так преобразила Софью Николаевну, что она в точности исполнила наказ старца. Все раздала, пошла мыть полы, денег не брала, жила на подаяние, ходила в рваных валенках. После революции кто-то донес на бывшую барыню, и ее посадили в тюрьму. Несколько раз ее выпускали и сажали вновь. Так в тюрьме она и скончалась.

Море слез

В последние годы жизни у отца Аристоклия обострились хронические заболевания, он страдал водянкой и болезнью ног, но, несмотря на это, продолжал принимать людей. 6 сентября 1918 года он мирно скончался в своей келии на Полянке в двенадцатом часу ночи.

Утром к келии стали стекаться массы людей, почитавших старца, хотя официально о смерти объявлено не было из-за большевиков. Все московские монастыри предлагали похоронить отца Аристоклия у себя на кладбище. Однако монахи подворья решили, что он должен остаться на Полянке.

«Пока хлопотали о разрешении, – писал в письме архимандриту Кирику монах Иларион (приемник отца Аристоклия), – тело старца находилось в храме четыре дня, и в это время что творилось возле гроба, даже и трудно описать: море слез было вылито его духовными чадами и почитателями; тут были люди всяких званий и рангов, и каждый изливал пред его прахом свою скорбь. Да, все имели к нему… большую любовь и веру».

Похоронили отца Аристоклия на Афонском подворье в подклете домового храма, который создавался его руками.

В стране нарастала волна жестоких репрессий. Все домовые церкви подлежали ликвидации. В ноябре 1922 года эта печальная участь постигла и церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница», большевики ликвидировали и само Афонское подворье, в зданиях которого устроили общежитие для студентов горной академии.

В 1923 году гроб с телом старца Аристоклия верующие, спасая от надругательства, перенесли на Даниловское кладбище, о чем святой предсказывал еще до своей кончины. Но и на кладбищах было неспокойно, особо рьяные комсомольцы разоряли могилы священников. Поэтому отца Аристоклия похоронили в стороне от места, где был установлен крест. Это выяснилось не так давно, в 2004 году, когда монахи Афонского подворья приступили к обретению его святых мощей.

И не чаяли

После смерти старца чудеса продолжались. По молитвам к нему люди спасались от голода и даже от самой смерти. Есть совершенно уникальный случай, который произошел во время Великой отечественной войны, о нем рассказала раба Божия Мария. В 1941 году ее послали копать траншеи недалеко от Даниловского кладбища. Во время перерыва одна работница предложила сходить на кладбище к отцу Аристоклию: «Пойдем поклонимся его могилке, он помолится за нас». Мария и некоторые другие согласились и позвали еще женщин, но те были неверующими, они начали ругаться и непристойно отзываться о старце. Православные ушли, помолились на могилке у батюшки, приложились к ней и вернулись обратно. И что же они увидели? Во время авиационного налета немцы сбросили бомбу – взрывной волной и осколками убило тех, кто хулил старца…

И еще одна совсем невероятная история, особенно по нынешним временам. Умерла одна из духовных дочерей старца Аристоклия – Евдокия. Ее сестра очень желала похоронить родственницу на Даниловском кладбище, поближе к старцу. В то время хоронили только по месту жительства, а жили они в Новогирееве, которое не было еще Москвой. Однако гроб привезли на Даниловское кладбище. Естественно, администрация отказала наотрез – нет прописки. Что делать? Уже вечер, машина уехала, гроб стоит на земле. Пошли на могилку к старцу и начали молиться: «Батюшка, приехало твое духовное чадо, Евдокия. Определи ей место, где ее положить». Не прошло и получаса, как подошли работники кладбища и спросили: «Ну, показывайте, где вам вырыть могилу?» И оказалась Евдокия рядом со своим духовным отцом, около Никольской часовни.

Прославление

5 февраля 2001 года Синодальная комиссия по канонизации святых опубликовала постановление, согласно которому ее члены, «учитывая праведное житие подвижника, чудеса, явленные по его молитвам при жизни и после смерти, сложившееся почитание в Московской епархии, не нашли препятствий для прославления иеросхимонаха Аристоклия в лике преподобных, как местночтимого святого Московской епархии».

Это постановление послужило импульсом к обретению мощей старца, которое произошло в 2004 году. В том же году 6 сентября состоялась канонизация иеросхимонаха Аристоклия. Настоятель Афонского подворья, которое находится ныне на Гончарной улице, игумен Никон (Смирнов) рассказал, что канонизация была назначена на другой день, но была перенесена именно на 6 сентября – день блаженной смерти старца. И это не случайно, как и то, что в тот же год на подворье пришла женщина и предложила купить (она очень нуждалась в средствах) икону святого великомученика Пантелеимона с автографом отца Аристоклия на обороте. Ныне этот образ находится в храме великомученика Никиты на Афонском подворье напротив раки с мощами святого Аристоклия. Рядом с ней икона Божией Матери «Скоропослушница», келейный образ старца, перед которым он в последний раз перекрестился и испустил дух. Игумен Никон рассказал, что эта икона долгое время находилась в Никольском храме на Маросейке, там, где почивают мощи московского старца Алексия Мечева. Отец Никон просил у настоятеля храма отдать эту икону на подворье, на что тот отвечал: «Вот когда понесут мощи святого Аристоклия на подворье, тогда и отдадим».

И вот в 2004 году по Москве идет огромный крестный ход, переносят мощи святого Аристоклия на Афонское подворье. У ворот крестный ход сливается с другим крестным ходом – из храма на Маросейке несут икону «Скоропослушница»! Удивлению игумена не было конца, он уже успел забыть о бывшем разговоре.

Сейчас «Скоропослушница» вновь рядом со старцем в Ольгинском приделе Никитского храма. Любой человек может прийти сюда и помолиться перед образом, к которому обращал свои прошения о других людях святой московский старец Аристоклий.

Полезная информация:

Тропарь прп. Аристоклию
Процвел еси яко финикс на святей горе Афонстей и яко кедр на земли русстей умножился еси, Духа Святаго стяжав чистотою богоугоднаго жития, и мир Христов воцарися в души твоей, преподобне отче Аристоклие, моли Христа Бога спастися душам нашим

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 2–3 февраля 2016 года, было принято решение благословить общецерковное почитание преподобного Аристоклия Московского, включив его имя в месяцеслов Русской Православной Церкви.

День памяти – 6 сентября

Галина Дигтяренко, фото Олега Серебрянского

PanteleimonMonastir222Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издавна имел свои подворья в России. После трагических событий 1917 г., начала гонений на православие и закрытия большинства храмов страны, были ликвидированы и афонские подворья. И лишь с падением коммунистического режима Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь восстановил свои представительства в России и Украине. На сегодняшний день афонские подворья действуют в Москве и Киеве.

Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве

Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве действует при храме св. великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой.

Приход храма великомученика Никиты известен с первой трети XVI в. Современное здание храма было построено в 1595 г.

В годы атеистических гонений в СССР храм был закрыт советской властью и в 1936 г. переоборудован под хозяйственные склады.

Moskov-Afon-Podvorie

В 1991 г. здание храма было передано для размещения подворья Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне при Патриархе Московском и всея Руси.

Главный престол храма освящен в честь великомученика Никиты, боковые пределы — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и равноапостольной княгини Ольги.

При подворье хранятся святыни: рака с мощами преподобного Аристоклия, старца Московского, икона Божией Матери «Скоропослушница» с автографом преподобного Аристоклия, иконы с мощами великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского.

Настоятель подворья — игумен Никон (Смирнов).

Богослужение на подворье имеют особенности, характерные для афонского устава: все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30). Поздняя Литургия по воскресным дням совершается в 9.00.

В будние дни богослужения начинаются в 17.00. Литургия ежедневно в 7.30 утра.

В воскресенье вечером читается акафист св. вмч. Пантелеимону, в среду вечером — прп. Аристоклию (у раки с мощами), в пятницу вечером — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Адрес: 109240, Россия, Москва, ул. Гончарная, 6
Телефон: (495) 698-05-58
Факс: (495) 698-05-59

Паломническая служба Афонского подворья в Москве:
Моб. тел.: 007-903-800-3904 (Вадим Яковлев)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

————————————————————————————————————————

Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в Киеве

PodvorieKievПодворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Киеве действует при храме святителя Михаила, первого Митрополита Киевского и всея Руси.

Подворье расположено на живописных киевских холмах, где в XI в. располагалась одна из древнейших православных обителей Киевской Руси – монастырь Влахернской Ризы Божией Матери на Клове, заложенный в честь чуда с Влахернской Ризой Богородицы под стенами Константинополя во время его осады войском киевского князя Оскольда (Аскольда) в 860 году.

Древний Влахернский (или «Стефаньч») монастырь на Клове был основан около 1078 г. Преп. Стефаном (+ 1094), третьим игуменом Киево-Печерским и преемником Преп. Феодосия Печерского. Остатки монастырского каменного храма XI—XIII вв. раскопаны в усадьбе по ул. Шелковичная, 25-а. Здесь же были обнаружены древние монастырские пещеры.

В обители, как и в Киево-Печерском монастыре, строго соблюдался афонский устав, а ее насельники подвизались в монастырских пещерах, в подражание подвижникам Святой Горы Афон. Просуществовала обитель вплоть до монголо-татарского нашествия, когда в 1240 г. была целиком разграблена и сожжена полчищами Батыя. Руины монастыря можно было увидеть еще в XVIII в.

Неподалеку от месторасположения древнего Влахернского монастыря в 1893-95 гг. был возведен новый храм в честь святителя Михаила, первого Митрополита Киевского и всея Руси. Однако в период коммунистических гонений на православие в 1930-е гг. храм был разрушен и восстановлен лишь в конце 1990-х гг.

28 марта 2012 года игумен Свято-Пантелеимонова на Афоне монастыря священно-архимандрит Иеремия (Алехин) обратился к Священному Синоду Украинской Православной Церкви с просьбой благословить возрождение в Киеве подворье этой афонской обители, которое существовало в Украине до 1923 года.

PodvorieKiev2Получив благословение от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на состоявшемся 20 июля 2012 года заседании Синод УПЦ принял решение об открытии Подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Киеве при храме святителя Михаила, первого Митрополита Киевского и всея Руси (журнал № 50).

Престольный Праздник подворья установлен в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона (27 июля/9 августа). Настоятелем Киевского Афонского подворья Духовный Собор Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне назначил иеромонаха Алексия (Корсака), который подвизался на Святой Горе 13 лет. Духовником подворья назначен настоятель больничного храма в честь святителя Михаила Киевского протоиерей Роман Барановский.

По замыслу Собора Старцев Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, Киевское подворье призвано стать «кузницей кадров» монахов, послушников для Святой Горы. Поскольку на Афоне среди братии не хватает певчих, врачей и т.д., то при Подворье будут готовиться послушники, которые будут знакомиться с Афоном, его наследием, воспитываться для послушания на Святой Горе.

При подворье существует «Афонское Братство» — благодаря которому у Христолюбивых братев есть уникальная возможность поехать на послушание в Русский на Афоне Свято- Пантелеимонов монастырь сроком до 3-х месяцев. При организации паломничеств Братство руководствуется принципом, что «АФОНСКИЙ ПАЛОМНИК – это Боголюбивый христианин, который на время паломничества на Святую Гору добровольно приобщается к монашескому подвигу и послушанию в монастыре».

На Афонском подворье существуют «Братские Литургии» (только для мужчин), которые совершаются по афонскому уставу, с характерным афонским распевом.

На поклонение после Божественной Литургии, по афонской традиции, выносятся хранящиеся при Киевском подворье мощи и святыни:

• Часть Честного и Животворящего Креста Господня (самая большая частица в Украине);
• Глава св. мч. Виктора (Фивейский легион);
• Глава св. мч. Мариана (Фивейский легион);
• Главы из Болдиногорского монастыря в Чернигове, одна из них мироточивая (мироточица);
• Глава святителя Феодула, архиепископа Черниговского;
• Главы Синайских преподобномучеников;
• Глава из Давидо -Гареджийского монастыря в Грузии;
• Ковчег с мощами св. вмч. Пантелеимона Целителя;
• Ковчег с мощами св. Алексия человека Божиего;
• Ковчег с мощами Апостола Андрея Первозванного;
• Ковчег с мощами св. муч. Иустина Философа;
• Шуйца с мощами преп. муч. Евгении Римской (+ 262);
• Десница св. Максима Мученика;
• Десница св. Иоакима, прпмч. Вифлеемского (+614 г.);
• Десница мч. Иоанна Черниговског;
• Ковчег с косточками прпмч. Палестинского от персов убиенного в 614 г.;
• Ковчег с частицей мощей св. вмц. Варвары;
• Ковчег с частицей мощей Матроны Московской;
• Ковчег с частицей мощей св. вмч. Иоанна Сочавского;
• Ковчег с частицей мощей прп. Гавриила Седмиезерского;
• Ковчег с косточками мощей свв. муч. Киприана и муч.Устинии;
• Ларец с частицей мощей св. Ирины Римской.

На Афонском подворье хранятся более 300 частиц мощей святых, в т.ч. всех преподобных Киево-Печерских и Афонских святых.

Кроме того, при Киевском Афонском подворье действует Паломническая служба, которая занимается организацией паломничеств на Святую Гору Афон.

Паломническая служба Подворья Свято — Пантелеимонова на Афоне монастыря:

Адрес: 01023, Украина, г. Киев, ул. Шелковичная, 39/1 (на территории Александровской больницы; проезд до станции метро «Палац спорта» или «Кловская»)

Московские Святые. Преподобный Аристоклий, старец Афонский и Московский чудотворец

Преподобный Аристоклий,
старец Афонский и Московский чудотворец
память – 24 августа / 6 сентября

Старец Аристоклий родился на Урале в благочестивой крестьянской семье, предположительно в 1838 году, при крещении был назван Алексеем. Отца Алексей потерял в раннем детстве. В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у него отнялись ноги. Матушка Алексея, Матрона, долго слёзно молила святителя Николая о предстательстве пред Господом об исцелении сына, в те дни дала обет уйти в монастырь, как только сын войдет в иноческий возраст, и в этой жизни с ним больше не встречаться. В день празднования Церковью святителя Николая, 6/19 декабря произошло чудесное исцеление Алексея. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь, а Алексей по благословению матери отправился на Святую Гору Афон. При постриге послушнику Алексею было дано имя Аристоклий, в честь Кипрского священномученика пресвитера Аристоклия Саламинского. Более четверти века подвизался иеромонах Аристоклий в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе, а в середине 1880-х годов был направлен в Москву на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, расположенное на Большой Полянке. Десять лет он возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика Пантелеимона. Люди тянулись к доброму пастырю, по молитвам которого совершались чудесные исцеления больных. Старец вразумлял, наставлял, молился за своих чад, всей душой желая им спасения. Слухи о прозорливом старце быстро разлетелись по столице. Сотни людей нуждающихся в молитвенной помощи старца ежедневно бывали на подворье афонского монастыря. Многочисленные пожертвования верующих старец отдавал нуждающимся людям: оплачивал обучение детей из неимущих семей, устраивал жизнь многих людей. Благодаря стараниям старца на Афонском подворье с 1888 года начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», который рассказывал о жизни русских монахов на святом острове, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам, мудрыми мыслями святых отцов. Благодаря его просветительской деятельности русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую. На щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров постройки старинных монастырей, возводились новые храмы в честь почитаемых на Руси святых. Однако в 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться в родную обитель.

Только из сообщений «Душеполезного Собеседника» духовные дети старца могли узнать о жизни духовного отца. В выпусках журнала сообщалось, что отца Аристоклия избрали казначеем и духовником монастыря, а в 1909 году имя иеросхимонаха Аристоклия (к тому времени принявшего схиму) стояло первым в списке кандидатов в наместники настоятеля монастыря.

Пятнадцать лет духовные чада старца посылали письма в Синод и на Афон, в которых умоляли вернуть им любимого пастыря. Наконец собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве.

В семидесятилетнем возрасте старцу предстояло вернуться в Россию. К тому времени он страдал от многочисленных болезней и нуждался в преданном ему помощнике.

В последние годы своего пребывания в обители он сблизился с послушником Ипатием Ставровым. По просьбе старца Аристоклия послушника Ипатия постригли в монахи с именем Исаия, рукоположили и благословили помогать старцу в Москве. Отец Исаия (будущий знаменитый старец Исаия) стал не только келейником старца, но и секретарем, незаменимым помощником во всех делах подворья.

После отъезда старца 1894 на Афон приход уменьшился, и казна опустела, не на что было ремонтировать здания.

По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить в часовню. С 1909 по 1918 на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря выросли два трехэтажных здания: одно для книг, в другом же разместились монастырские службы и богоугодные заведения, а на третьем этаже в одной из угловых комнат батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушницы».

Земная жизнь старца закончилась 26 августа / 8 сентября 1918, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Отпевали иеросхимонаха Аристоклия три московских владыки: епископ Арсений, епископ Трифон (Туркестанов) и епископ Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского.

Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви – ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий, а в 1921 году – иеромонах Феофан… Поэтому духовные чада старца в 1922 году приняли решение о его перезахоронении. Хоронили тихо, чтобы не привлекать внимания властей. Монахи вынесли гроб с нетленным телом иеросхимонаха Аристоклия из усыпальницы, погрузили на телегу и повезли на Даниловское кладбище. Очевидцы рассказывали, что голуби, которых старец при жизни любил кормить, слетелись со всех сторон и, кружась, образовали в небе живой крест. До самой могилы живой голубиный крест сопровождал старца.

Следует отметить, что незадолго до смерти иеросхимонаха Аристоклия, одна из духовных его дочерей А.П. Солнцева, проживающая в Духовском переулке, рядом с Даниловским кладбищем, пригласила старца в гости. Старец ласково ответил на приглашение: «Чадо мое возлюбленное, скоро, скоро я к тебе приду. Приду навсегда». Вскоре батюшка умер, так и не побывав у нее в гостях, женщина недоумевала. А через четыре года после смерти старца (в 1922 году) женщина, случайно встретив похоронную процессию недалеко от своего дома, узнав, что хоронят старца Аристоклия, вспомнила о пророчестве духовного отца.

Из воспоминаний Матушки Варвары (Цветковой): «По молитвам афонского старца Божия Аристоклия в Пантелеимоновой часовне на Никольской совершалось много чудес, исцелений больных и несчастных одержимых. Батюшка принимал на Большой Полянке в Афонском подворье, бесконечных посетителей, жаждавших его духовных советов и руководства. Батюшка всегда утешал нас, молился и говорил, что будет. Однажды, когда и брат, и отец находились на Лубянке, и не было никакой надежды на то, что выйдут они оттуда живыми, и мне было невыносимо тяжело, батюшка вдруг весело сказал:

— А вы уедете в другие страны, и открыто.

Я просто оторопела:

— Да ведь нет никакой возможности!

— А вам будет.

Говорил он об этом в 1918 году, незадолго до своей смерти, а случилось все по его слову в 1922 году: брат неожиданно и необъяснимо вышел из тюрьмы с предписанием высылки за границу, через несколько дней отца отпустили без всякой видимой причины, и нас отправили в Германию. Воистину это было для нас чудом. Дорогого батюшки с нами уже не было. Я часто с болью вспоминала, как за 10 дней до его кончины я была у него, и он как-то особенно тепло меня благословил: «Прощай, чадушко, прощай…» Помню, как-то в разговоре о судьбе России после революции, я ему сказала, что надеюсь на Белую Армию, которая тогда образовалась. «Нет, не надейся, – сказал батюшка, – потому что дух не тот». Спрашивала я его о войне, которая тогда еще не закончилась, а он ответил: «А еще и другая будет… И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда… Что оружие немецкое бряцает на границе России». Так и случилось, в Иерусалиме мы именно эти слова и прочитали. Конечно, по-английски. Батюшка дальше сказал так: «Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевистской власти, но это не так. Немцы, правда, войдут в Россию и много что сделают, но они уйдут, так как еще не время будет спасения. Это будет потом, потом…» Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: «Ведь и крыло мухи имеет вес, – говорил батюшка, – а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией».

Из воспоминаний монахини Евфимии:

-У мамаши моей очень болела рука уже несколько лет. И каких только лекарств мы ни испробовали, и к каким докторам ни обращались, но боль не унималась. Я говорю раз: «Поедем к старцу, он поможет».

Поехали утром. Старец был не совсем здоров и находился в келье. Он с такой любовью принял нас! А сам как-то все улыбался, сидел он не на своем месте, а как бы кого дожидаясь. Благословил нас и стал разговаривать. Взял руку, стал ее тереть. Я сняла с нее кофту, он все продолжал тереть руку, а сам улыбался, точно для нас у него было нечто утешительное, и он не мог от удовольствия не улыбаться. Потом оставил матушкину руку, дал просфорочку, помазал маслом и так, радуясь, отпустил. С тех пор болей не было. Думаю, мой старец и радовался, зная, что за его молитвы Господь исцелил мою мамашу.

А как батюшка утешал меня своими беседами! Бывало, скажет: «Ах, чадо мое возлюбленное, если бы ты знала, как хочется мне спасти вас! Все бы претерпел ради вас, пусть Господь вас спасет! Только бы вас к Нему привести! Только бы вы спаслись, нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу, и нет серьезнее дела на земле, как спасение души…» Батюшка всегда радовался, когда видел усердие наше, детей духовных, друг ко другу или к другим. У него была необычайная благодарность за малейшее участие со стороны другого. Удивительно он любил детей. И всегда – всегда его окружали дети, были такие приверженные к нему, что никак не хотели уходить от своего батюшки…

Бывало, старец идет из кельи двором, а уж народ его ожидает, он всех благословит, затем ему подадут ящик небольшой с кормом для голубей, и батюшка с молитвой им насыплет и благословит. И так каждое утро, а голуби – где только не усядутся, дожидаясь его. Потом старец входил черным ходом, и дети его уже ждали вместе со старшими, с парадного же впускались только взрослые. Сперва он принимал всех с детьми, а потом шел в большую комнату, всю заставленную иконами, наподобие часовни, для общего благословения. Батюшка изнемогал от народа, бывали дни, когда он принимал не одну тысячу человек.

Старец Исаия был очевидцем воскрешения по молитвам старца Аристоклия мертвой девочки, об этом он сам рассказал после смерти старца Аристоклия старцу Даниилу из Донского монастыря. Однажды к старцу Аристоклию пришла женщина, неся на руках мертвую девочку. Она рассказала, что приехали они из Рязани, так как были наслышаны о чудесах старца. Она везла ему свою больную доченьку в надежде, что батюшка исцелит ее. Но в дороге девочка скончалась. И теперь мать умоляла старца оживить дитя. Она не сомневалась в силе молитвенного предстательства старца пред Господом и с верою ждала от батюшки чуда. И чудо свершилось: по молитвам старца Аристоклия девочка ожила и исцелилась от болезни. Мать прижимала к себе ожившую дочку и не могла найти слов благодарности, а лишь повторяла: «Дай Бог вам здоровья, батюшка, дай Бог вам здоровья!»

Господи, молитвами старца Аристоклия, спаси нас!

Акафист преподобному Аристоклию, старцу Афонскому и Московскому чудотворцу

Кондак 1

Избранниче Божий и дивный подвижниче благочестия, скорый заспупниче в нуждах и напастех сущий, усердный молитвенниче о всех чающих твоея помощи, к тебе припадаем и молимся, во еже спастися нам, избави нас от належащия мглы греховных обстояний, с любовию и умилением тебе зовущих: Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче.

Икос 1

Ангелом небесным уподобился еси в земном житии и благое иго Христово на рамо свое подъял еси, всю надежду на Бога возложив, и шед за Христом, достигл еси Царствия Небеснаго. Сего ради с верою приносим ти песнь сию: Радуйся, равноангельнаго жития ревнителю, Радуйся, спасительнаго ига Христова безропотный носителю. Радуйся, яко вся скорогибнущая земная блага возненавидел еси, Радуйся, яко райская жилища взыскал еси. Радуйся, сладость житейскую отвергнувый, Радуйся, Хлеба небеснаго Христа вкусивый. Радуйся, Источнику живыя воды приобщивыйся, Радуйся, на камени веры утвердивыйся. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче.

Кондак 2

Видев Господь ревность яже по Бозе благочестивыя твоея матере, молящияся о тебе, тяжко недугующем, прия слезное ея прошение и дарова предстательством святителя Николая тебе исцеление. Ты же, востав от одра болезни здрав, воспел еси Врачу душ и телес Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разум возраста совершеннаго стяжав, познал еси тщету мира, лежащаго во зле, и, Христа возлюбив, стопы своя направил еси по словеси Его: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», и тако обрел еси в сердце своем Спаса Христа. Мы же, видяще твое произволение, поем ти сице: Радуйся, измлада сладчайшаго Иисуса возлюбивый, Радуйся, Тому единому смиренно последовавый. Радуйся, молитвою матере попечению святителя Николая врученный, Радуйся, завет ея чтити сего Угодника Божия исполнивый. Радуйся, яко в часы напастей к нему с верою притекал еси, Радуйся, яко многою помощию от него душу твою спасал еси. Радуйся, многоразличныя беды от лукавых духов претерпевый, Радуйся, христоподражательным крестоношением славу от Царя Небеснаго улучивый. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче.

Кондак 3

Силою любве Божия влекомый и хотяй всего себе предати служению в Троице славимому Богу, избрал еси узкий путь богоугоднаго монашескаго жития и, оставив суету многомятежнаго мира, пришел еси во удел Пресвятыя Богородицы, на святую гору Афонскую, в радости Спасителю Богу поя: Аллилуия.

Икос 3

Имеяй ревность в подвизех иноческаго жития, всего себе вверил еси духовному водительству богомудрых афонских старцев русския обители Макария и Иеронима и их молитвами, стяжав мир Христов в сердце своем, преуспел и умножил еси добродетели души своея. Сего ради вопием ти, во умилении зовуще: Радуйся, красоту мира сего презревый, Радуйся, славу земную нивочтоже вменивый. Радуйся, в духовный вертоград Божия Матере вселивыйся, Радуйся, под Ея Богоматерним омофором добропобедно подвизавыйся. Радуйся, отсечением воли своея диавола препобедивый, Радуйся, силою послушания старцем вся козни его посрамивый. Радуйся, воздержанием похоть плоти и очес своих укротивый, Радуйся, смиренномудрием гордость житейскую поправый. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче.

Кондак 4

Бурю многострастнаго житейскаго моря преплыв, обрел еси немятежное пристанище страны Афонския, восходя тамо на гору духовнаго совершенства, ничтоже помышляя земная, точию горняя взыскуя, и тако угодил еси Человеколюбцу Богу, немолчно воспевая Ему: Аллилуия.

Икос 4

Слыша Господь твоя усердныя молитвы, сподоби тя пострига монашескаго и великия схимы и возведе на степень иерейскаго служения, ущедрив многими дары духовными, аки пятию талантами, да умножиши их в поте трудов монашескаго жития во спасение не токмо души своея, но и многих братий и ближних. Мы же, видяще плоды подвигов твоих, взываем ти сице: Радуйся, монашеских обетов непреложный блюстителю, Радуйся, чистоты сердца своего неуклонный хранителю. Радуйся, многих даров Духа Святаго сподобивыйся, Радуйся, на поприще старчества неослабне потрудивыйся. Радуйся, в служении Богу дарованные ти таланты зело умноживый, Радуйся, вся повеления Домовладыки Господа прилежно исполнивый. Радуйся, Бога в души своей и телеси прославивый, Радуйся, храм Духа Святаго в себе благодатию Божиею устроивый. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче.

Кондак 5

Богоугодное бысть житие твое, преподобне отче Аристоклие, и яко раб, ведый волю Господина своего, в послушании отцем обители быв, притекл еси во град Москву подъяти труд устроения Афонскаго подвория и тамо послужити призвавшему тя Богу Небесному, к Нему же приводил еси всех ищущих спасения, воспевая: Аллилуия.

Икос 5

Видеша людие твое богоугодное житие, узреша тя великаго светильника веры, надежды и любве и текоша к тебе яко к целебному источнику, да обретут себе богопросвещеннаго утешителя и наставника в богоугодном житии. Сего ради и мы взываем к тебе, в благодарении зовуще: Радуйся, седящим во тьме луче умнаго Солнца Христа, Радуйся, всего себе воли Его покоривый. Радуйся, повелению отцев духовных вопреки ничтоже глаголавый, Радуйся, в кротости стопы своя во град Москву абие направивый. Радуйся, во смирении бремя служения в нуждах сущим понесый, Радуйся, любовию во Христе и молитвами многия к Богу приведый. Радуйся, заповедей евангельских ревнителю, Радуйся, добродетелей христианских неленостный учителю. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче.

Кондак 6

Проповедник любве и милосердия неотступно был еси, егда дух ненависти и злобы обдержа в помрачении страну российскую и вверже корабль Церкве в пучину лютых бед и напастей, мнози же в страсе смятошася, ищуще избавления от скорыя погибели, и текоша к тебе яко к доброму пастырю. Приимше же тобою утверждение в православней вере, с радостию возопиша Богу Спасителю: Аллилуия.

Икос 6

Возсия неизреченным светом яко велия свеща твоя жизнь во Христе, прогоняя в людех тьму неверия и заблуждения, по множеству беззаконий нашедшую на ня, постави бо тебе Господь на свещнице, да видят тя вси обремененнии грехми и исходят от тьмы нечестия к свету Божественныя Истины. Мы же, ведуще толикую благодать в тебе, вопием ти сице: Радуйся, свеще неугасимая веры и благочестия, Радуйся, светило духовное, тьму греха прогоняющее. Радуйся, зерцало Солнца Правды Христа, милость и любовь Его отражающее, Радуйся, смирением и терпением вся искушения побеждаяй. Радуйся, огнем ревностнаго служения терния безверия попаляяй, Радуйся, путевождю, от сетей врага заблудшия избавляяй. Радуйся, яко предстательством твоим вся ложная и суетная изгоняется, Радуйся, яко тобою вера христианская утверждается. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче.

Кондак 7

Хотя Многомилостивый Господь избавити от работы вражия всех ищущих спасения, дарова ти великую силу чудотворений, да обратятся людие всем сердцем своим в покаянии ко Всемилосердному Богу, глаголющу: Не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, да воспевают вси Человеколюбцу Христу: Аллилуия.

Икос 7

Новаго чудотворца московскаго и богоноснаго старца афонскаго яви тя Господь, егда пришел еси в меру преспеяния духовнаго и стяжал еси Духа Святаго в непорочнем сердце своем. Мы же, видяще велию силу благодати в тебе, со умилением поем: Радуйся, Бога Промыслителя дивный избранниче, Радуйся, заповедей Христовых неустанный проповедниче. Радуйся, алчущих правды Божия напитавый, Радуйся, жаждущих от источника истины Христовой напоивый. Радуйся, нагих одеяние и гладных насыщение, Радуйся, болящих исцеление и страждущих утешение. Радуйся, гонимых за веру укрепление, Радуйся, во отчаяние впадших доброе вразумление. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче.

Кондак 8

Странника и пришельца себе в мире сем помышляя, Аристоклие преблаженне, взыскал еси Града Небеснаго и многую паству свою вел еси на пажити духовныя, уча служити точию Богу, а не мамоне, работати же Господу со страхом и радоватися Ему с трепетом, да вси вернии раби поют Христу Богу: Аллилуия.

Икос 8

Весь в Бозе пребыв, яко благий и верный слуга Господина своего, в посте, бдении и молитве подвизаяся, многая искушения претерпел еси, яко истинный пастырь, входяй дверьми ко овцам своим, душу за овец полагал еси. То ведуще чада твоя, с любовию воспеша тебе песнь сию: Радуйся, от Бога к пастырству призванный, Радуйся, доме спасения для чад духовных назданный. Радуйся, Пастыреначальнику Христу уподобивыйся, Радуйся, подвигом душепопечения духоносных пастырей научивыйся. Радуйся, яко никогоже приходящих к тебе изгонял еси. Радуйся, яко многих пастырским словом ко Христу приводил еси. Радуйся, яко горохищных овец во едино стадо собрал еси, Радуйся, яко из рва погибели заблудших свободил еси. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче.

Кондак 9

Всякое естество ангельское славит твое равноангельное житие, и, видев деяния твоя в деле спасения погибающих, радуется даже о единем грешнице кающемся, наипаче же о множестве словесных овец твоего стада, тобою спасаемых, Богу же, дивному во святых Своих, непрестанными гласы воспевает: Аллилуия.

Икос 9

Ветии велеречивии не могут изрещи достойную похвалу Богу Промыслителю, премудре спасающему род человеческий и благовременне призывающему избранников своих к служению Церкви Христовой, да ни един от сынов света звероуловлен будет волки мысленными. Ты бо воистинну явился еси, отче Аристоклие, яко древний Моисей, изводяй заблудших из египетскаго рабства греху, ничесоже страшася, токмо единаго Бога. Сего ради вопием ти: Радуйся, Бога Промыслителя дивный избранниче, Радуйся, Пастыреначальника Христа к погибшим овцам посланниче. Радуйся, розго, от лозы Христа произрастившаяся, Радуйся, храмине, токи благодати Божия исполненная. Радуйся, древо афонское, на земли русстей насажденное, Радуйся, ниво, благословением Божиим мног плод принесшая. Радуйся, странствующих в пустыни неведения Истины управителю, Радуйся, добродетелей в душах ищущих спасения насадителю. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя души христианския от вечныя погибели, преподобне отче Аристоклие, болезновал еси о всех согрешающих, изрядно же почитая образ Пресвятыя Богородицы «Скоропослушницы», со Афона принесенный, многочастне к Ней притекаше с велием дерзновением, да Ея предстательством Всемилостивый Господь помилует всех, о нихже ты молитву со слезами проливал еси, взывая Ему: Аллилуия.

Икос 10

Стена несокрушимая веры и упования на Бога был еси, блаженне Аристоклие, егда сотворил, еси велие чудо: исцелил еси отрока слепорожденнаго, помазав его елеем от чудотворныя иконы «Скоропослушницы» и тем паки прославил еси Христа Бога, даровавшаго древле зрение слепу от рождения во свидетельство Божества Своего пред неверовавшими иудеи, и то ведуще, в веселии зовем ти сице: Радуйся, неразрушимая крепосте веры, Радуйся, непоколебимый каменю надежды. Радуйся, слепоту телесную силою свыше врачуяй, Радуйся, слепоту духовную благодатиею Божиею исцеляяй. Радуйся, от святыя иконы Богородицы токи милости удостоивыйся, Радуйся, Ея милосердием многих в смятении сущих умиротворивый. Радуйся, яко в часы недоумения со тщанием к Ней прибегал еси, Радуйся, яко мысль благу в сердце от Нея влагаемую сохранял еси. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче.

Кондак 11

Пение умиленное и благодарение Богу приносяще, радуются чада твоя духовная, великаго и неустаннаго в трудех тя старца имущая. Книзи, тщанием твоим изданныя, утоляша алчущих и жаждущих правды Божия, да вси чтущии их, аки пищу духовную вкушающе, Господу Человеколюбцу поют: Аллилуия.

Икос 11

Светозарный образ твоего богоугоднаго жития паче луч солнечных сияет в стране российстей, такожде и на святей горе Афонстей, просвещая всякаго человека, с верою тя просяща, по блаженней же кончине твоей никакоже оставил еси паству твою, с любовию чтущую тя и в хвалении поющую ти: Радуйся, верныя от тлетворных духов злобы ограждаяй, Радуйся, неверныя глаголами вечной жизни просвещаяй. Радуйся, по отшествии твоем из мира сего в кровы небесныя чтущих тя не оставляяй. Радуйся, с горних обителей труды их во спасение души благословляяй. Радуйся, святыя горы Афонския маслино многоплодная, Радуйся, превопрестольнаго града Москвы лампадо богозданная. Радуйся, яко кокош птенцы чад своих от хищных врагов покрываяй, Радуйся, яко горлица, непорочностью души всех удивляяй. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче.

Кондак 12

Благодать неоскудевающи излияся в месте твоего земнаго упокоения всем, в надежди помощи к тебе притекающим, и по всеблагой воли Бога Жизнодавца причисли тя, яко достойнаго праведника, к лику святых Церковь Русская, да ведает мир христианский тя истиннаго угодника и слугу Божия, вшедшаго в радость Господа своего – в обители Царя Небеснаго, идеже в веселии ты с ангельскими чины воспеваеши Ему непрестанно: Аллилуия.

Икос 12

Поет и торжествует Церковь православная, обрете бо твоя святыя мощи аки сокровище нетленное в утешение всех немощствующих телом и душею, да уведят, что есть слава Божия, и в благодарности да славословят Его всеблагую волю, еюже премудре устрояется душевное их спасение ходатайством и заступлением угодников святых. Темже и мы тебе ликующе поем: Радуйся, неустанными подвиги, яко воин Христов, Бога Отца прославивый, Радуйся, жертвенною любовию к ближним Богу Сыну последовавый. Радуйся, добродетельми многими Духа Святаго стяжавый, Радуйся, благодать Божию от своих мощей источаяй. Радуйся, удела Богородицы благий делателю, Радуйся, земли русския добрый сеятелю. Радуйся, яко тобою святая гора Афонская украшается, Радуйся, яко тобою земля московская духовне преображается. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче.

Кондак 13

О, пречудный старче московский и святыя горы Афонския подвижниче, великославный наш заступниче и усердный пред Престолом Божиим молитвенниче. Твоими непрестанными о нас молитвами умоли Господа от всякия бесовския напасти нам избавитися, и грядущия муки свободитися, да вси мы, спасаемии твоим ходатайством, воспоем Богу: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва ко преподобному Аристоклию Афонскому, чудотворцу Московскому

О, святый угодниче Божий и преславный старче Аристоклие, святыя горы Афонския подвижниче и града Москвы неустанный молитвенниче! Прилежно чтуще твою честную память, припадаем к святым твоим мощем и тепле вопием: призри на нас, чад твоих духовных, ищущих в бедах твоея помощи и заступления, в болезнех душевных и телесных исцеления, в скорбех утешение и вразумление. Сотвори твоими молитвами нашу веру непоколебиму, да ею спасаемся от всякия напасти и действа вражия, соблюди нашу надежду непостыдну, да не впадем в уныние в час злых искушений, потщися возгревати в нас, малодушных и немощных, любовь нелицемерну, да не всуе подъемлем труды христианскаго подвига и во след Христа грядуще добропобедно понесем крест нашего земнаго жития, ты бо обещался еси по кончине своей слышати прошения всякаго, аще с верою приидет к месту твоего упокоения. И ныне по прославлении тя Церковию Божиею рака твоих честных мощей явися залогом твоея любве и попечения о нас, чающих твоего предстательства пред престолом Царя Небеснаго. Испроси у Бога Вседержителя стране нашей мир и тишину, пастырем мудрое окормление, монашествующим обетов соблюдение, народу нашему благочестие и вся, яже ко спасению полезная. Не премолчи о нас молитися в Троице славимому Богу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Аристоклию, глас 4

Процвел еси яко финикс на святей горе Афонстей и яко кедр на земли русстей умножился еси, Духа Святаго стяжав чистотою богоугоднаго жития и мир Христов воцарися в души твоей, преподобне отче Аристоклие, моли Христа Бога отче Аристоклие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Новою звездою на небе церковнем возсиял еси, прошед путь многотруднаго монашескаго жития, подвигами добродетелей венцы нетленныя обрел еси, и поприще послушания во граде Москве мужественне скончал еси. Темже и Христос Бог даром чудес обогати тя, преподобне отче Аристоклие, Афонская похвало и земли российския украшение, поминай нас, чтуших святую память твою.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *