Мощи в белгороде

Белгородская область богата не только святынями, но и святыми источниками. «АиФ-Черноземье» рассказывает о самых известных из них, расположенных на территории Белгородской и Старооскольской епархии. С каждым связаны различные предания. Все они в разное время были освящены епископом Белгородским и Старооскольским, архиепископом Белгородским и Старооскольским, а ныне – митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном.

Белгород

Святой источник Серафима Саровского

Святой источник на Харьковской горе забил в 2001 году, когда был освящен храм Георгия Победоносца. Надкладезную часовню освятили во имя святого преподобного Серафима Саровского.

Святой Кошарский источник

Фото: Сайт «Святой источник»

Источник существовал с XVIII века, но долгое время был в забвении – работы по его восстановлению были закончены в 1998 году, незадолго до престольного праздника храма на Кошарах — Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. Часовня над источником была возведена в 2010 году.

Белгородский район

Святой источник в Монастырском лесу

Из истории известно, что здесь в начале XVIII века была явлена чудотворная Корсунская икона Божией Матери. Позже была построена часовня, святое место перешло в ведение Рождество-Богородицкого женского монастыря. В советские годы часовня была разрушена и лишь в 90-х годах XX века источник и его сооружения начали восстанавливать.

В 1996 году близ часовни, построенной над святым источником, Господь явил чудо — огненный столп от воды до неба. В источнике люди не раз исцелялись от различных, порой очень тяжёлых болезней.

Святой источник Иоасафа, епископа Белгородского, в с.Петропавловка

Фото: Сайт «Святой источник»

В селе Петропавловка находился загородный архиерейский дом епископа Иоасафа Белгородского. Им был освящён родник в этом селе. В память об этом событии здесь возведена ротонда-часовня.

Шебекинский район

Святой колодец поселка Неклюдово

Фото: Сайт «Святой источник»

Колодец находится около Петропавловского храма, в месте, где, по преданию, верующим людям явилась Божия Матерь. Вода в нём считается целебной.

Святой источник иконы Николая Ратного

Фото: Сайт «Святой источник»

Источник находится в бывшем селе Устинка, ныне это пригород Шебекино. По преданию, здесь была явлена великая святыня — икона святителя Николая Ратного. Ежегодно 21 мая чудотворную икону доставляют на источник, где совершается молебен с акафистом и чин освящения воды.

Святой источник с. Белый Колодезь

Фото: Сайт «Святой источник»

В православный праздник Крещения Господня в 2009 году благоустроенный источник освятили – он был обустроен в честь 310-летия основания села и сам дал ему название. Первыми жителями, по преданию, были участники стрелецкого восстания, которые были сосланы на южные рубежи страны по приказу Петра I.

Корочанский район

«Ясный колодец» в Короче

Фото: Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального района «Корочанский район»

Существует легенда об этом источнике. Во время строительства крепости на горе Белой в XVII веке русские сторожевые войска постоянно сталкивались с набегами татар. И однажды во время неравного боя сын воеводы Ясень был ранен. У него была возлюбленная, которая решила, что если омоет его раны родниковой водой, то спасет любимого. Но на горе не было родников, и она отправилась к подножию, принесла воды родниковой, омыла раны Ясеня — и они быстро зажили. С тех колодец и прозвали Ясным, а воду в нём считают целебной.

Старооскольский район

Святой Жуковский колодец

Фото: Сайт «Святой источник»

Колодец расположен в урочище Жуково Старооскольского городского округа. Деревни Жуково уже давно нет, а колодезь жив и дарит людям живительную воду. Здесь в XIX веке была явлена икона Божией Матери «Знамение». По словам старожилов, здесь многие получили исцеление от своих напастей и болезней, даже от слепоты. После революции, во времена гонений источник хотели засыпать, но не получилось — трактора, подъезжая к месту, где расположен колодезь, глохли и вперед не двигались. Вода, набранная в колодце, сохраняет свою свежесть долгое время.

Потуданский родник

Фото: Сайт «Святой источник»

Источник расположен у поселка Логвиновка, близ села Потудань. Он освящен в честь Николая Чудотворца и является самым известным родников района, это памятник природы регионального значения. По преданию, явление иконы Святителя Николая в роднике у истока реки Потудань произошло в начале XVIII века. Практически с момента явления иконы сюда совершались паломничества. После революции часовню сожгли. Восстановили и освятили её в 1994 году.

Бабанинский родник

Фото: Сайт «Святой источник»

Расположен в западнее села Обуховка, на северной окраине села Бабанинка, в пойме реки Котел. По преданию, здесь была явлена икона Божией Матери «Знамение», после чего родник стал местом паломничества.

Новооскольский район

Святой источник Параскевы Пятницы в с.Старая Безгинка

Родник этот в народе называется «Пятенка», он находится у подножия горы, на которой возвышается Покровский храм. В дни празднования в честь чудесного обретения иконы здесь служат молебен и поют акафист в честь святой Параскевы, после чего набирают целебную воду.

Чернянский район

Родник «Крестовоздвиженский» посёлка Чернянка

Фото: Сайт «Святой источник»

Святой источник расположен на западной окраине поселка, в пойме реки Оскол.

Колодец возле Свято-Троицкого Холковского монастыря

Фото: Сайт «Святой источник»

Монастырский источник находится прямо у входа в обитель, у подножия холма, на котором расположен монастырь.

Киевской митрополии, учреждена, вероятно, вскоре после создания равноап. кн. Владимиром в 991 г. крепости Белгород на р. Ирпень на границе кочевого поля (совр. с. Белогородка Киевской обл., Украина). В XI — 1-й пол. XIII в. Белгород наряду с Переяславом играл важную военно-политическую роль. В кон. XII в. город являлся столицей кн. Рюрика Ростиславича, одного из соправителей Киева и Киевского княжества.

Территория Б. е. охватывала правобережье Днепра со столицей Руси и митрополичьей кафедрой — Киевом и городами Белгород, Вышгород, Звенигород, Василёв, Треполь, Витичев, Чернобыль, Вручий, Искоростень и др. В офиц. документах и летописных сообщениях Белгородские епископы упоминаются сразу после Киевского митрополита, вместе с к-рым они участвовали в поставлении епископов, освящении храмов и др., а в отсутствие митрополита выполняли его функции. Белгородские архиереи также упоминаются вместе с Переяславским и Черниговским епископами, к-рые управляли ближайшими к Киеву епархиями. В к-польском перечне рус. епископий 70-80-х гг. XII в. Белгородская кафедра (Πελογράδων, др. греч. название — ἁ Ασπρόκαστρον τὸ μέγα) названа первой перед Новгородом (Darrouzès. Notitiae. N 12; cf. N 17).

Известны 7 Белгородских архиереев. Первый из них, Никита, упоминается в 1072 г. как участник торжества перенесения мощей святых Бориса и Глеба. В летописных свидетельствах об освящении киевской ц. арх. Михаила (1088) и Успенской ц. Печерского мон-ря (1089) первым после Киевского митрополита назван Белгородский еп. свт. Лука, поставленный на кафедру из Печерского мон-ря. Запись о его смерти 22 авг. (1089 или 1090) сохранилась в виде граффито на стене Софийского собора, в к-ром, вероятно, происходило его отпевание. Белгородский еп. Никита II участвовал в перенесении мощей святых Бориса и Глеба в 1115 г. Еп. Феодор вместе с печерским игуменом выполнял в 1148 г. ответственные функции посла киевского кн. Изяслава Мстиславича к черниговским князьям Ольговичам. В Кормчих книгах сохранилось Правило 2 епископов — Новгородского архиеп. Иоанна (Илии) (1165-1186) и его современника, анонимного Белгородского епископа, разъясняющее трудные случаи при совершении литургии. Возможно, этот Белгородский архиерей являлся местоблюстителем митрополичьего престола после окончания управления митрополией Михаилом II, упоминаемым в 1171 г., до появления в 1183 г. митр. Никифора II. Белгородский еп. Максим торжественно венчал в Киеве в 1187 г. в присутствии 20 князей сына Рюрика Ростиславича Ростислава с дочерью Всеволода Большое Гнездо Верхуславой. В сборниках XV-XVI вв. встречается Поучение против пьянства Философа, еп. Белгородского, изданное А. И. Соболевским. В кон. XII в. Белгородская и Юрьевская епископии временно объединились под управлением еп. Адриана.

Б. е. существовала до разорения Белгорода монголо-татарами в 1240 г., после чего территория Белгородской епархии вошла в Киевскую митрополичью область.

Ист.: РИБ. Т. 6. Стб. 75-78; Патерик Киевского Печерского мон-ря. СПб., 1911. С. 60; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207-208, 456; Т. 2. Стб. 199, 706-707; Т. 9. Стб. 65; Т. 15. С. 230; Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV вв. К., 1966. № 10; Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 62; Darrouzès. Notitiae, № 367.

Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 664; Кн. 3. С. 431; Голубинский. История РЦ. Т. 1 (пол. 1). С. 668-669; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XIII вв. СПб., 1913. С. 156; Poppe A. Państwo i Kościół na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 160; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси XI-XIII вв. М., 1978. С. 189-190; он же. Государство и Церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 35-37, 207.

Я. Н. Щапов План кафедрального собора в честь Двенадцати апостолов в Белгородке. 1197 г.
План кафедрального собора в честь Двенадцати апостолов в Белгородке. 1197 г. Городище в с. Белогородка (площадь ок. 100 га) прямоугольной формы; разрез валов показал, что его стены были многометровой высоты, сложены (возможно, при участии строителей из Византии) из сырцового кирпича и бревенчатых срубов с насыпями.

Изучение городища сыграло важную роль в становлении славяно-рус. археологии. Оно началось с найденного в 1877 г. памятника византино-рус. иконографии — круглого золотого оберега-«змеевика» XII в. с образом Божией Матери «Умиление» и греч. надписью. Раскопки, начатые в 1909-1910 гг. В. В. Хвойкой и др. и приуроченные к XV Археологическому съезду, открыли в детинце остатки 2 каменных храмов, построенных в правление кн. Рюрика Ростиславича на месте прежних деревянных церквей. Ц. Двенадцати апостолов (освящена в 1197; т. н. Большой храм), шестистолпная, трехапсидная, с нартексом (диаметр купола ок. 6,7 м), построена в равнослойной кирпичной кладке, имела лопатки сложного профиля; под куполом был расположен омфал из шиферной плиты, стены (в 1909 их высота составляла 1,5 м) были расписаны фресками (в т. ч. по золоченому фону).

План Малого храма в Белгородке. Кон. XII в.
План Малого храма в Белгородке. Кон. XII в. Малый храм (кон. XII в.; во имя арх. Михаила?), четырехстолпный, одноапсидный, со скошенными внешними углами, построен, возможно, мастером гродненской архитектурной школы. Оба храма имели полы из поливных плиток «под мрамор», причем пол деревянной церкви на месте Малого храма был также вымощен поливными плитками и шифером. Б. А. Рыбаковым под Малым храмом открыто погребение в белокаменном саркофаге романского стиля с чешуйчатой кровлей, что позволило ему предположить, что церковь возвели над кельей и погребением еп. Максима.

Работами 2-й пол. XX в. (Г. Г. Мезенцева и др.) доказано, что в X в. было построено на месте более древнего мысового слав. городища. Открыто множество жилых и хозяйственных построек домонг. времени, гончарные и кузнечные мастерские; за валами изучен дружинный некрополь X — нач. XI в.; среди находок свинцовые вислые княжеские и митрополичьи печати-буллы. Работы на городище в наст. время продолжаются.

Лит.: Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв. Л., 1982. С. 28-29; Линёва Е. А. Вопросы развития и типологии Белгорода Киевского // Древнерусский город. К., 1984; Пуцко В. Г. Бiлгородська гривна // Старожитностi Русi-Украïни. К., 1994. С. 193-198.

Л. А. Беляев

Есть на окраине Белгорода, в месте, именуемом Кошары (а когда-то здесь было село Архангельское), Крестовоздвиженский храм, построенный в 1862 г., в связи с удивительным событием, чудом… Храм этот не столь, конечно, знаменит, как, скажем, его соименник и ровесник, бочком прилепившийся к Ливадийскому Царскому дворцу. Но своя история — у него есть.

О постройке Кошарской церкви в честь Воздвижения Креста Господня описатель Дренякин сообщал в книге «Белгород с уездом» (1882), уже через двадцать лет после освящения храма — что строительство велось на средства графини Анны Варламовны Богданович (Ластовской) и купцов виноделия, братьев Николая и Егора Мухановых. Более поздние источники давали также дату 1863 г.

…У входа в храм очень людно. Праздничная служба идет в церковном дворе, правит ее в этом году протоиерей Олег Кобец, настоятель кафедрального Преображенского собора Белгородской и Старооскольской епархии, в сослужении двух протоиереев — настоятеля Крестовоздвиженского храма Иоанна Борчука и благочинного прихода свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Сергия Колия.

Еще один батюшка, клирик храма Владимир Чумаков принимает исповедь у южной стены, в тени могучего древа. В самом начале молебна под столик к о. Владимиру приходит похожий на западно-сибирскую лайку большой черный пес с белой опушкой лап, судя по всему, «свой», ибо укладывается основательно, а позже — уходит «в народ», мирно и утешительно дремать на боку прямо у ног стоящих прихожан.

Служебное пение и все возглашения слышны хорошо — подзвученные качественной усилительной техникой, которая установлена на микроавтобусе у храмовой ограды. Столь же внятно слышно и прекрасное пение мужского хора — сегодня это четверо из митрополичьего хора под управлением о. Николая Кацы, разместившихся под другим высоким деревом.

От ворот красивой ажурной ограды до входа в храм тянется любовно выложенная на асфальте нарядная травяная дорожка, украшенная головками осенних цветов, народ благоговейно стоит по обе стороны от нее.

Слева, рядышком, высится голубенькая, с золотым шлемовидным куполом, часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, возведенная над глубинной скважиной и освященная митрополитом Иоанном совсем недавно, в 2010 г.

В часовню выстроились богомольцы, поскольку именно в ней и установлен для поклонения чудотворный Кошарский Крест XVIII в., белгородская святыня.

В часовенке набирают и воду из краников бювета — она построена на месте святого источника, где был обретен Чудотворный крест.

Работы по восстановлению кошарского целебного источника, за десятилетия безбожной жизни оказавшегося в забвении, были закончены лишь к 1998 г., уже в новейшие времена, при настоятеле храма о. Иоанне Борчуке, когда приходская жизнь заметно ожила: начались капитальный ремонт и реставрация храма, благоустройство территории.

За часовней вдали видны гигантские, страшноватые красно-полосатые трубы цемзавода, храм стоит на пригорке у самой трассы, сегодня тут много автомобилей, все прибывающих и прибывающих. Вот молодая особа выскочила из такси, набросила покров на главу и, словно враз отбросив спешку и суету, тихонько двинулась к храму. Прибыла и машина с надписью «Мир Белогорья. Телекомпания», с неизменным свидетелем и хроникером таких событий, народным артистом России Виталием Стариковым и телеоператором. На одном из припаркованных у самых врат красном авто обращает на себя внимание наклейка на заднем стекле — с флагом Новороссии (Андреевский синий косой крест в белой окантовке, на красном фоне) и слоганом «Я за Новороссию!».

Отец Олег произносит прочувствованное слово о празднике, о разысканиях Креста Господня царицей Еленой, о сопутствовавших этим событиям чудесах, говорит о восхождении Христа на Крест, о духовном космическом смысле этого события, прилагая его к жизни и крестной ноше каждого христианина.

Причащаются православные у троих батюшек, народу много. Подносят младенцев, смиренно стоит с грудничком на руках молодой — высокий и несокрушимый — папа в черной футболке с надписью на спине «Россия. Военно-морской флот».

Потом свершается Крестный ход — чудотворный кошарский Крест по возобновленной традиции православные обносят вокруг Крестовоздвиженского храма, с остановками по четырем сторонам света, во время которых батюшки читают Евангелие. Этот обычай возрожден с 1999 г., в том же году для Креста был изготовлен специальный киот.

История обретения Чудотворного Креста, вызвавшего к жизни кошарский храм, такова. Рассказывают, что здесь, в Кошарах, еще во времена святителя Иоасафа, который, напомним, был на Белгородской епископской кафедре с 1748-го по 1754 г., жил богатый землевладелец Юрий Выродов. В его доме и находился Крест, присланный родным братом, послушником монастыря Святой Горы Афон. Однажды, раздраженный тем, что на охоте звери разорвали его любимую собаку, помещик «остановил взгляд на Кресте и в гневе приказал слугам вынести его из дома и бросить в болото», дескать, ничего чудотворного в Кресте, оказывается, нет, и не приносит он «никакой пользы».

Предание сообщает, что хозяин имения впоследствии умер «лютой смертью грешника»…

А в конце XVIII в. произошло чудо: один слепец «во сне услышал голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски Креста. Его удалось найти. И лишь только слепой приложился к святыне — тотчас прозрел и начал славить Бога! А на месте обретения Креста появился источник».

Весть об обретенном Кресте разнеслась по окрестностям и привлекла тысячи богомольцев, многие из которых получили исцеление от различных недугов.

Сначала Крест был обустроен на подмостках, а позже перенесен в каменную часовню, построенную землевладельцем Пузановым, а еще позже — в Белгородский Николаевский монастырь, где и находился около трех десятилетий.

К Чудотворному Кошарскому Кресту и целительному роднику паломники прибывали даже из очень далеких мест. И проводили здесь по месяцу и дольше. Собиравший материалы о чудесных исцелениях отец Порфирий Амфитеатров в начале ХХ в. выстроил здесь странноприимный дом. Сообщалось, что у Чудотворного Креста и целительного родника регулярно служились молебны, и при большом стечении богомольцев Крест из храма выносился и устанавливался на специальных подмостках у колодца.

Интересны детали кошарской прихрамовой жизни. По воспоминаниям местных жителей, в летние месяцы ученики церковноприходской школы, помогая работникам храма, записывали имена людей для церковной молитвы об их здравии. За такую работу каждый юный писарь, по благословению священника, получал вознаграждение — одну копеечку от каждого заказчика молебна. Нередко, в периоды обильного притока паломников, крестьянская детвора, усвоившая грамоту, вносила своими трудами ощутимый вклад в бюджет своих семей.

Отец Порфирий записал рассказы о двенадцати случаях улучшения здоровья или полного выздоровления после молитв у святого Креста и целительного родника.

Старожилы Кошар чаще других вспоминают трогательную историю, рассказанную Марией Сергеевной Зубаревой. «Незадолго до октябрьских событий 1917 г. хористы (в их числе и ученица церковноприходской школы Маша Зубарева) собрались в храме на очередную спевку. Но батюшка сообщил, что занятие в этот раз отменяется: приехала женщина с больным сыном и просит отслужить молебен Чудотворному Кресту. Во время молитвы сильно утомленный дорогой больной юноша стал заметно бодрее, и мать, окрыленная надеждой, приняла решение остаться в Кошарах на более длительный срок. Почти все лето провели паломники из Пензы у кошарских святынь. И деревенские ребятишки с интересом наблюдали за тем, как вначале парализованного юношу на коляске возила мать, как он делал первые самостоятельные шаги» и как оставил коляску, как в конце лета решительно, пешком, с чемоданом отправился на железнодорожную станцию. И потом прислал из Пензы благодарственное письмо церковному старосте и всем, с кем успел здесь подружиться, кто отнесся к нему с теплом и помогал.

Жители Кошар оставили очень теплые воспоминания о священнике Порфирии Ивановиче Амфитеатрове — публицисте, педагоге Белгородского Духовного училища, заведующем церковноприходской школой, считавшейся одной из лучших в Курской епархии, добром пастыре и молитвеннике, наставнике и печальнике о страждущих. О. Порфирий был настоятелем Крестовоздвиженского храма с 1898 по 1915 гг. А потом — настоятелем Успенско-Николаевского собора Белгорода, начальный вклад в строительство которого, напомним, дал в 1709 г. Император Петр Великий, направлявшийся через Белгород и Харьков на Полтавскую битву.

О. Порфирий был арестован и расстрелян почти одновременно с епископом Никодимом (Кононовым), священномучеником, честные мощи коего были обретены в 2012 г. неподалеку от пещерки свт. Иоасафа и теперь покоятся в Троицком домовом храме Белгородской митрополии. Однако тело о. Порфирия прихожанам, увы, найти не удалось.

Рассказывают поразительную историю из времен воинствующего безбожия, когда большевики, изъяв в 1922 г. из Крестовоздвиженского храма «22 предмета из серебра весом 1 пуд 5 фунтов 11 золотников», решили, что называется, посягнуть на главную святыню храма. Как рассказала полвека спустя внучка священника Виктория Стефановна Литвинова, в 1927 г. представители безбожной власти, после антирелигиозной агитации, приступили к решительным действиям. Член губернского партийного комитета Кравцов самолично сорвал в храме чудотворный Крест и бросил его на подводу, после того как местные жители отказались это сделать. Он уселся на Крест и сказал: «Ну вот и весь ваш Бог, ничего он мне не сделал. И вам ничего не делал». …

Но отъехал «товарищ Кравцов» не очень-то далеко: на перекрестке улиц Гостенской и Полянской (в советское время ул. Фрунзе, ныне просп. Славы) он был убит молнией.

Свидетели подчеркивают, что небо в тот день было ясное, и лишь ненадолго появилась маленькая тучка, с небольшой грозой.

Крест был возвращен на прежнее место, но сам храм в начале 1930-х — закрыт. Ктитор Мария Ивановна Киреева, отправившись в Москву, добилась личного разрешения у «всесоюзного старосты» М.И. Калинина на открытие храма. Богослужение здесь не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. К счастью, храм не был подвержен разорению, и в нем сохранилось несколько старинных икон — например, икона Божией Матери «Скоропослушница», а также образ Архистратига Михаила.

О благодатной помощи Чудотворного Креста собраны свидетельства и в наши дни. Есть рассказ москвички Галины Николаевой, исцелившейся в 1999 г. от сильной кожной аллергии. И преподавателя биологии Ирины Викторовны Горбунцовой, у которой после литургии в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня вернулись чувствительность и частичная подвижность пальцев правой руки, утраченная прежде в результате неизлечивавшейся невропатии правого локтевого нерва.

О нескольких случаях новейших чудесных исцелений от Кошарского Креста рассказала матушка Светлана Кобелева в статье «Сила Божия в немощи совершается», опубликованной в газете «Белгородские епархиальные ведомости» в 2002 г.

В Крестовоздвиженский день мы с особым чувством повторяем эту молитву: «О дивный чудодейственною силою четвероконечный и трисоставный Крест Христов, у подножия твоего во прах распростертый, поклоняюся ти, честное Древо, отгоняющее от нас всякое демонское стреляние и освобождающее нас от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо жизни, ты еси очищение воздуха, освящение святаго храма, ограждение нашего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает мя со дня моего крещения, оно со мною и на мне во вся дни живота моего на суше и на водах, оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой, оно бо, святое знамение Чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и праведнаго Суда Божия.

О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующаго в непобедимую силу твою, огради мя от всякаго врага и супостата, исцели вся недуги моя душевныя и телесныя.

Господи, Иисусе Христе Сыне Божий! Силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго. Аминь».

…Отец Олег, возглавляющий Крестный ход, окропляет и окропляет нас всех святой водой. Удивительное все же дело: летит три-пять капель, а попадает на каждого! С тем и расходимся, — радостные.

Фото автора

Культурные достопримечательности Белгорода

  • Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» — один из самых посещаемых музеев города. Музей был открыт в 1987 году, и включает в себя несколько экспозиций, таких как Зал боевой славы, На земле опаленной и др. Перед музеем установлена смотровая площадка с боевым орудием и танковой техникой.

Сюжет диорамы, расположенной на втором этаже музея, посвящен Прохоровскому танковому сражению. Здесь можно увидеть рельефный макет, площадью более 1000 кв.м, а также военное обмундирование, оружие, предметы с фронта. Почтить память погибшим героям Белгорода приходят тысячи местных жителей и гостей города.

  • Государственный историко-краеведческий музей открыт в Белгороде с 1924 года. Сегодня коллекция музея превышает более 100 тысяч экспонатов, и передает культуру местного народа на протяжении нескольких веков.

Среди экспонатов музея можно увидеть старинные монеты, деньги, археологические предметы раскопок, средневековую посуду, предметы быта и интерьера, одежду, оружие, архивные документы. А экскурсии, проведенные сотрудниками музея, позволят больше узнать о самобытности народа, заселявшего белгородскую землю.

  • Художественный музей один из самых молодых музеев города, открытый в 1983 году. Основу музейной коллекции составляют полотна местного художника М.Добронравова, а также работы Куприна, Шегаля, Молодых, Щербакова, Иванова и др. художников.

Помимо полотен 18-20 столетий, отдельная экспозиция посвящена современному искусству, периода конца 20 – 21 столетия. В концертном зале регулярно проводятся творческие мероприятия и встречи, а в холе музея можно приобрести памятные сувениры, книги и картины современных мастеров.

  • Литературный музей в городе работает с 1999 года. Музейные экспозиции разделены по залам, в зависимости от эпохи времени. Среди коллекции музея представлены личные вещи белгородских писателей, а также рукописи, письма, документы, фотографии, сценические костюмы. Здесь можно узнать не только о литературной жизни Белгорода, но и всей России. Многие писатели останавливались в регионе, путешествуя по стране.
  • Музей мороженного – необычный музей города, основанный Белгородским хладокомбинатом на территории своего предприятия. Здесь можно ознакомиться с историей создания и развития предприятия, а также узнать все о процессах приготовления мороженного и увидеть его производство собственными глазами.

Важно! Экскурсии на завод включают в себя дегустацию сладостей. Однако стоить помнит, что посещение проводится в составе экскурсионных групп, по предварительной записи. Стоит записать заранее.

Святыни Белгорода

  • Смоленский собор возведен в 1703 году, после знамения от иконы Смоленской Пресвятой Богородицы. Каменный собор построен в 1727 году, на месте деревянной святыни.

К сожалению, во время Великой Отечественной Войны, собор существенно пострадал. После чего советские власти пытались дважды взорвать святыню, но попытки не удались.

В 80х годах прошлого столетия собор пережил полную реконструкцию, однако сохранить его первозданный вид так и не удалось. С 1991 года собор вернули верующим, где по сей день проводят службы для православных прихожан.

  • Марфо-Мариинский монастырь был основан в далеком 1626 году. Гордостью монастыря были его храмы: Успенско-Николаевский собор, Покровская церковь и святыни хранившиеся в них.

Во время правления советской власти монастырь был упразднен, а строения обители использовались в хозяйственных нуждах. Лишь в конце 20 столетия, монастырь вернули верующим. А после реконструкции обители, в стену монастыря встроили часовню царственных мучеников и страстотерпцев. Именно у этой стены, советские власти расстреливали православных священников.

Сегодня службы в монастыре возобновлены, приклониться к святыням приходят сотни православных верующих.

  • Часовня Ротонда Рождества Христова символически открыта 7 января 2000 года, при въезде в город, таким образом, встречая всех гостей города.
  • Преображенский кафедральный собор был построен в 1813 году, на месте деревянной святыни. Однако в советские годы храм был закрыт, а здание его занимал краеведческий музей.

В 1991 году собор вернули православным верующим. И после реконструкции здесь проводят Богослужения для всех прихожан.

  • Монастырский лес — Винокуренный Лог, это место где обрели образ Божьей Матери, еще в 17 столетии. Во время советской власти, многие храмы, построенные после этого события были разрушены.

Однако, по сей день сюда стремятся любители природы, чтобы насладиться прогулками и набрать святой воды в источнике Лога.

Куда сходить в Белгороде? Развлечения и памятные монументы города

  • Белгородский зоопарк занимает территорию в 3 гектара, и размещает около 90 видов животных. Зоопарк работает с 1991 года и разбит по видам животных.

Здесь можно увидеть амурского тигра, волков, медведей, крокодилов, жаб, верблюдов, кенгуру и других животных и птиц. Зоопарк не удивит необычным разнообразием обитателей, но подарит массу впечатления, особенно если Вы путешествуете с детьми.

Приехав в Белгород, стоит посетить парк Ленина, это любимое место для прогулок у местных жителей и туристов. Здесь можно прогуляться в тени деревьев, отдохнуть на скамейках. Для детей в парке обустроены аттракционы и игровые площадки. После прогулок можно посетить местное кафе.

  • Белгородское водохранилище называют еще – Белгородское море, это самый крупный водоем региона. Со временем водоем утратил свое практическое назначение.

Сегодня водохранилище – это любимое место для купания и рыбалки. Всего лишь в 20 км от города Вас ждет оборудованный пляж с раздевалками, туалетами, беседками, спортивными и детскими площадками.

А рыбалка на водоеме порадует, даже самых требовательных рыбаков. Обязательно стоит посетить водоем в летний период, чтобы искупаться и получить отличный рыбный улов.

  • Заповедник «Белогорье» образован в окрестностях в 1999 году. Здесь водится множество видов птиц и животных. А туристы могут включить его в список туристического маршрута и посетить старинную усадьбу Богородицко-Тихвинский женского монастыря, которая частично сохранилась до сегодняшних времен.
  • Соборная площадь – исторический центр Белгорода, где расположено большинство культурных достопримечательностей города. Туристы здесь любят прогуляться и делать памятные фото, территория площади – пешеходная зона.

Посетив Белгород, стоит запечатлить себя на фоне удивительного монумента – солнечные часы. Композиция, высотой в 11 метров покрыта изображениями созвездий, которые загораются ночное время. А днем, часы отражают время, с точностью до 10 минут.

Еще один необычный монумент города – памятник честному ГАИшнику, открытый в 2004 году. Сфотографироваться с ним желают все туристы города.

В Белгороде много памятников и монументов, которые смогут Вас удивить. Небольшой, уютный город откроется с другой стороны для туристов, остановившихся здесь на 2 или больше дней.

Как «Святое Белогорье против детского рака» помогает онкобольным и пожилым

Подробности Раздел: Белгород Опубликовано: 07.04.2020 19:16 Дарья Яготинцева, Елена Зачепа

Фото: «Мир Белогорья»В Белгородской области есть организации, которые сейчас не могут принять дополнительную помощь волонтеров. Работают своей командой, потому что их подопечные нуждаются в повышенных мерах защиты. Речь о фонде «Святое Белогорье против детского рака».

Каждый день в импровизированном ателье организации работает по 2-3 волонтера. Им в подмогу домашние швеи, которые кроят маски, а затем привозят их в фонд. Все они – мамы подопечных фонда. Кто-то хорошо шьет, кто-то утюжит готовые изделия. Общими усилиями сшили уже порядка 400 многоразовых гигиенических масок для детей и взрослых. За швейной машинкой и руководитель фонда Евгения Кондратюк.

Более 300 метров разноцветной ткани, нитки и резинки, а еще желание помочь другим и трудолюбие – всё, что нужно. Что-то из материалов приобрели сами на добровольные взносы, часть пожертвовали магазины и неравнодушные жители. За день у команды выходит до 20 масок. Большую часть изделий уже успели оценить дети и их родители.

Помощь онкобольным детям и их родителям в непростой период самоизоляции особенно нужна. И не только масками. Доставляют продуктовые корзины. Их привозят прежде всего семьям с больными детьми, чей иммунитет особенно уязвим. Но душевного тепла и помощи в этом фонде хватает и для пожилых. Заявки принимают и от подопечных службы соцзащиты.

«Мы присоединились к общероссийскому движению «Мы вместе» и выступаем в роли волонтеров, которые покупают продукты пожилым. Также для нас важно не оставлять наших подопечных без помощи. Наши дети, которые прошли лечение и находятся теперь дома, они итак сейчас в изоляции и наш центр был как раз создан для того, чтобы их отвлечь от этого всего, чтобы они учились жить заново», – рассказала руководитель благотворительной общественной организации «Святое Белогорье против детского рака» Евгения Кондратюк.

В продуктовых корзинах все самое необходимое: крупы, макароны, консервы, подсолнечное масло – и даже вкусные сюрпризы для детей: шоколад и печенье. Каждый набор для семей рассчитан на неделю. Волонтеры развозят их не только по областному центру, но и в районы.

Сейчас под опекой фонда находятся уже 12 семей, где есть онкобольные дети. Их родители не могут рисковать. Тогда волонтеры и приходят им на помощь. Для белгородки Ирины Губаревой такие гости самые долгожданные.

«Мы состоим в фонде на учете, нам помогают. И сейчас мы находимся на режиме самоизоляции, потому что у ребенка достаточно тяжелое заболевание, прогрессирующее, и еще ослаблен иммунитет. Поэтому любое инфекционное заболевание, а тем более такое опасное, для ребенка может иметь серьезные последствия», – сказала мама подопечной благотворительной общественной организации «Святое Белогорье против детского рака» Ирина Губарева.

Сейчас волонтеры фонда из соображений безопасности стараются поддерживать связь с семьями дистанционно. Каждый день добрые волшебники и специалисты-психологи проводят онлайн-занятия и мастер-классы для детей, читают им сказки и мастерят поделки. Непростая ситуация с коронавирусом в скором времени непременно пройдет, а положительные эмоции и забота друзей всегда будут важны для подопечных фонда.

Полная картина ситуации по коронавирусу в Белгородской области – в нашем специальном материале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *