Мормоны, это кто?

Если Вам интересно знать кто такие мормоны, то найти ответ на этот вопрос будет проще простого. Мормоны – это члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Мне кажется, что это самое распространенное и избитое определение, которое только можно найти в интернете, и оно не дает полного понимания того, кем являются эти люди, как они живут и во что на самом деле верят. Именно поэтому мы подготовили для вас более подробный и углубленный ответ, а вместе с ним и возможность узнать больше, чем все остальные могут найти на популярных страницах в интернете.

Что означает название «мормоны»?

Название «мормоны» происходит от названия Книги, которую члены Церкви СПД принимают как Священное Писание – Книги Мормона. Мормон – это имя пророка и историка, который собрал, сократил и дополнил собрание пророчеств народа, который жил на Американском континенте.

Чем мормоны отличаются от других христианских церквей?

Любая христианская церковь – это система верований и обрядов, которые собственно и отличают их между собой. Мормонизм, как и православие, католицизм и протестантизм, сосредоточен на жизни и учениях Иисуса Христа, но имеет некоторые особенности:

  • Природа Божества – мормоны верят, что Бог-Отец и Иисус Христос имеют прославленные физические тела, подобные человеческим (Быт. 1:27), а Святой Дух – это духовная личность, которая физического тела не имеет. Также мормоны считают, что Бог-Отец – это буквально Отец всех человеческих духов.
  • Дополнительные Священные Писания – мормоны верят, что Библия – это не единственное Священное Писание, которое Бог дал человечеству. Они верят, что Бог обращался через своих пророков к людям в разных местах и в разное время, а так же верят, что Он открывает Свою волю сейчас и будет открывать в будущем.
  • Восстановленное Евангелие и власть Священства – мормоны верят, что после вознесения Иисуса Христа и смерти Его Апостолов, истина была утрачена, и учение Христа было искажено. Через пророка Джозефа Смита эта истина была восстановлена, а вместе с ней и власть Священства, т.е. сила и полномочия действовать от имени Бога.

Ниже вы можете посмотреть короткое (около 4 минут) видео с личным свидетельством одного из руководителей Церкви о том, как Он стал членом Церкви и узнал о верованиях СПД.

Если у Вас все еще остались вопросы и сильное желание узнать подробней кто такие мормоны, вы можете просмотреть художественный фильм «Знакомство с мормонами», в котором собраны короткие истории о жизни преданных членов Церкви. Также вы можете написать нам письмо и спросить о том, что было не понятным, или о чем-то важном, что мы забыли упомянуть.

Кто такие мормоны

Джозеф Смит-младший и его последователи

Движение мормонов основал американец Джозеф Смит-младший два столетия назад. Он называл Мормоном некоего пророка, жившего на американском континенте в IV веке, ещё до колонизации Америки европейцами. По его утверждениям, пророк написал свои религиозные откровения на золотых пластинах, а Смит, в свою очередь, благодаря подсказке ангела обнаружил эти пластины и перевёл священный текст на английский язык.

Так появилась Книга Мормона – основа учения мормонов. В основном учение напоминает протестантские направления в христианстве – мормоны признают основы христианской веры и чтут Библию. Однако серьёзные добавления, привнесённые Смитом, не позволяют считать мормонов христианами.

Семья превыше всего

Бригам Янг, второй президент мормонской церкви, и его жёны

Именно благодаря идеям Смита крупнейшая группа мормонов, объединённая в Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, много десятилетий практиковала многожёнство. В итоге это вызвало серию конфликтов с властями Соединённых Штатов, и в конце XIX века церковь мормонов пошла на попятную, запретив своим мужчинам иметь несколько жён.

Но и без многожёнства культ семейных ценностей у мормонов весьма силён. Они считают, что создание семьи – самая сложная, но вместе с тем самая существенная работа, которую человек должен делать на Земле. Традиции семейных и молодёжных вечеров, поддержка связей с близкими и дальними родственниками, желание иметь много детей – всё это способствовало тому, чтобы мормоны стали обращать внимание на историю своих предков.

Крещение мёртвых

Крестильная купель в мормонской церкви

Ещё одной причиной, усилившей интерес к генеалогии, была идея крещения предков. В мормонской церкви живой человек может выступить посредником при крещении мёртвого. Посредника, как и полагается, крестят водой, но во время обряда он должен произносить имя умершего человека.

Естественно, в первую очередь мормоны задумывались о своих близких родственниках и друзьях, но не только. Они успели «крестить» президентов и отцов-основателей США, Христофора Колумба и даже Адольфа Гитлера. С их точки зрения, они таким образом дают скончавшимся людям возможность спасения.

Самые кропотливые генеологи в мире

Метрическая книга с записями актов гражданского состояния

Далеко не каждый человек знает в деталях историю своей семьи на много поколений назад. Но архивы стараются хранить информацию о том, когда тот или иной гражданин родился, когда умер, а когда заключил брак. Чаще всего подобные записи делают государственные органы, а в прошлом этим нередко занимались церковные приходы. Властям было важно знать, кто населяет подконтрольные им территории, и потому эти данные бережно собирались, а затем оседали на архивных полках.

Чтобы найти сведения о своих предках, мормоны отправились в американские архивы, а позже и в другие страны. Ведь США были основаны потомками иммигрантов из Европы и других континентов. Мормоны делают общее дело, не задумываясь о том, ищут ли они предков для членов их церкви или же для тех, кто впоследствии придёт к ним и захочет крестить всю свою родословную.

Библиотека семейной истории в Солт-Лейк-Сити, США

Мормонская церковь не жалела средств для копирования метрических книг, записей актов гражданского состояния, данных различных переписей… Миллионы томов документов стекались в Библиотеку семейной истории в городе Солт-Лейк-Сити – в этом городе, столице американского штата Юта, расположена штаб-квартира мормонов.

Оцифрованная база данных

Современные технологии позволили упростить сбор генеалогической информации. Мормоны копировали архивные документы на микрофильмы, а с конца XX века эти микрофильмы стали сканировать, а данные из них – оцифровывать. Работа по оцифровке ведётся в архиве мормонов в Гранитной горе, расположенной недалеко от Солт-Лейк-Сити. По некоторым подсчётам, на миллионах рулонов микрофильмов содержится до трёх миллиардов генеалогических записей.

Вход в архивохранилище мормонов в Гранитной горе

Мормоны не стремятся запереть на ключ накопленные данные, поэтому ознакомиться с их базой данных можно в специально созданных «центрах семейной истории» по всему миру. Туда ходят исследователи-генеалоги, а также люди, ищущие информацию о своих предках. Какую-то часть огромной базы данных можно увидеть и в Интернете – постепенно мормоны выкладывают её в свободный доступ. Зачем ездить в труднодоступные архивы, если вся работа по сбору информации уже проведена?..

Мормоны-генеалоги в России

Хранение микрофильмов в мормонском архиве

Далеко не везде мормоны получили возможность проводить свои исследования. Нередко общественность в той или иной стране была возмущена их идеей крестить мёртвых, хотя Церковь Святых последний дней не разглашает информацию о том, кого именно из миллионов найденных ею людей она проводит через обряд крещения.

После развала Советского Союза и падения железного занавеса российские архивы стали весьма доступными для зарубежных граждан. Этим воспользовались мормоны, скопировав множество данных из различных регионов России. Но впоследствии архивное законодательство ужесточилось, и, чтобы не нарушить законы нашей страны, собранные микрофильмы мормоны не выкладывают в Интернет – посмотреть их можно только в их центрах семейной истории (один такой центр есть и в Москве).

Дореволюционная метрическая книга

Ужесточение затронуло и практику массового копирования документов, содержащих личные данные людей, и потому далеко не все архивы успели оказаться под пристальным вниманием мормонского движения. Уже много лет архивным поиском в России они не заняты.

Впрочем, если вы беспокоитесь, что вашего предка мормоны могут крестить без вашего, да и без его желания, то стоит знать подробнее об обряде крещения мёртвых. Согласно мормонскому учению, умерший человек волен как принять, так и отклонить навязанное ему крещение. Можно сказать, даже после смерти у человека всегда остаётся выбор.

Старообрядцы

Староверы, они же старообрядцы, они же раскольники появились во время церковной реформы патриарха Никона — это те православные, которые новые положения реформы отказались принимать. Для них принципиально креститься двумя пальцами, а не тремя, потому что это выражение того, что они верят в двуединую, а не триединую природу бога. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак покорности; печатных икон не признают — икона должна нести в себе печать духовного усердия, а значит — от и до сделана быть человеческой рукой.


Современные старообрядцы.

Хотя существует стереотип, что старообрядцы живут только в Сибири и Поморье, на самом деле они раскиданы по всей России, а после революции — и не только по России. Старообрядцев можно встретить, например, в Новом Свете. Не всегда старообрядцы соблюдают старые заветы. Например, им запрещено «скоблить бороду», но поскольку борода сама по себе не искупает грехов — а нагрешишь, хочешь или не хочешь, пока молод, с три короба в одном или в другом, многие находят, что тогда уж и бороду можно не носить. Всё одно каяться.
Самые суровые староверы чураются города, живут в деревне, на земле. Женщины не носят украшений, не красят и не стригут волос. Мужчины свято соблюдают запретные для интимных отношений дни, не трогая жену (а таких дней в году большинство). Все избегают табака, телевидения и интернета, а вот картошку и электричество могут признавать и в самых суровых общинах — только не допускать их в храмы и часовни. (Картошка и табак плохи тем, что их привезли из противоземель, с той стороны земли, то есть). Надо сказать, что, хотя старообрядцы кажутся равнодушными к суете мира, именно из их среды вышло некогда немало крупных купцов.


Старообрядцы в двадцатом веке.

Нельзя сказать, чтобы одевались старообрядцы в деревнях точно так же, как до никоновской реформы, но на мало знакомого с историей костюма человека их наряды производят впечатление: сарафаны, платки, подпоясанные рубахи. Держаться принято строго, без лишней живости, и эта манера держаться на многих производит чуть ли не большее впечатление, чем парное молоко по утрам: словно люди перед тобой узнали нечто особенное. Оттого в последнее время немало желающих креститься в старообрядчество.
Теоретически это возможно, но на практике старообрядцы строго охраняют свою веру от свойственных неофитам искажений, чрезмерных порывов и так далее. Каждый, кто хочет перейти в «старую веру», должен как следует изучить теоретическую часть, читая книги и разговаривая с наставниками. Кстати, венчаться старообрядцам можно только внутри своих общин. Даже с православными, но послереформенного толка они венчания не признают.

Боярыня Морозова для старообрядцев — мученица веры, одна из важных исторических фигур.

Возможно вы вообще не знаете, кто это такие.
Я, живя в Манитобе, их видел. Они вроде даже у нас по-иному называются: меннониты или как-то так.
Хотя посмотрел в гугле — живут и у нас под своим именем.
Но что точно — они живут в глубинке, на своих фермах. В своих общинах.
Живут, как хотят, как понимают смысл жизни.
И, заметьте, в свободной стране никто не придёт к ним с проверкой, а что, мол вы так странно живёте.
Никто не станет учить как жить.
Иногда даже свобода их запредельная — они, например, не верят в переливание крови, и люди погибали из-за этого упрямства.
Я считаю, что если дело касается взрослых, то ради бога — мри себе.

Но часто они мешают жить детям.
Тогда канадские законы (не знаю американских), возьмут верх и их увезут в больницу и кровь перельют вне зависимости от воли родителей.
Что уже делалось и что есть правильно.
А странные обычаи — да ради христа. Места у нас тут — завались. Практикуй — не хочу.
Отец-создатель
Якоб Амман (Jacob Amman, Ammann) — меннонитский идеолог и лидер в Эльзасе, проповедовавший во второй половине XVII века, приверженец анабаптизма. Ревностный приверженец учения Менно Симонса. Настаивал на буквальном соблюдении основополагающих меннонитских канонов, утверждённых Дордрехтской конференцией 1632 года.
Игрушки
Детям-амишам дают играть в куклы без лиц, а не барби. Это делается для того, чтобы взрастить веру в то, что челдовек хорош «внутри», а не на лицо.

Разделённая перегородкой кровать.
Никакого электричества.
Они вот верят, что электричество скорее мешает, чем помогает.
Мы читали про это уже у Ильфа с Петровым и про то, чем это кончилось.
Только в Вороньей слободке места было мало, а тут — раззудись плечо и все остальные члены.

Румспринга.
В отношениях между амишами и окружающим миром есть одна черта, свойственная, пожалуй только амишам. Это — испытательный срок для подростка в возрасте от 16 лет (обычно) до принятия осознанного решения о крещения по вере в Церкви Амишей ; он может решить отказаться креститься и покинуть общину амишей. Подросток в это время называется «румспринга»: бегающий вокруг да около. Он может увидеть все стороны жизни окружающего мира, как позитивные, так и негативные, как приятные вещи, так и опасности с бедами.
И сделать совершенно осознанный добровольный выбор между жизнью «в миру» и жизнью в религиозной общине амишей. И это важно понимать: каким бы необычными или даже странными ни казались образ жизни и верования амишей сторонним людям — каждый из амишей это выбрал сам, имея альтернативу. Насколько же тем, кто сделал такой выбор, можно идти на компромиссы с окружающим миром — этот вопрос в разных группах амишей решён по-разному.
Они здоровы.
В их общинах запрещены табак и алкоголь. Без первого я вполне себе живу, а от второго отказываться не собираюсь. Ну да я ж и не амиш какой. Они выращивают свои органические овощи и у них, вследствие этого, низкая заболеваемость раком.
Свой язык
У амишей есть свой язык, хотя они редко употребляют его за пределами общин. Он известен под названиями «Амиш», ‘Low German’ и даже ‘Pennsylvania Dutch’. (внимание: Dutch — это не датский, а голландский). Подробнее тут:

Кроме английского, большинство амишей старого обряда говорит на особом немецком диалекте, известном как пенсильванско-немецкий диалект, чаще именуемом как «пенсильванский голландский» (Pennsylvania Dutch). Пенсильванско-немецкий происходит от диалектов германского Палатината XVIII в., испытал сильное влияние американского английского, и заметно отличается от диалектов других групп анабаптистов.

Поначалу, на пенсильванском диалекте немецкого говорили многие германоамериканские иммигранты в Пенсильвании и окружающих местностях, особенно прибывшие до 1800 года. Сейчас на нём говорят, в основном, только амиши старого обряда и меннониты старого обряда. В нескольких, довольно больших, общинах амишей старого порядка, чаще говорят на швейцарском диалекте немецкого, нежели на пенсильванском. Амиши Би́чи, особенно те, кто родились примерно в 1960 году или позднее, склонны к преимущественному использованию английского языка для домашнего общения. Все другие группы амишей используют пенсильванский или один из швейцарских диалектов немецкого как язык для серьёзных бесед внутри группы. Существуют небольшие диалектные различия между общинами, поселившимися в разных местах. Амиши осознают эти языковые различия, а иногда даже испытывают трудности в общении с единоверцами из других регионов.

Две большие разницы

По незнанию, начав писать пост, я думал, что амиши и меннониты — одного поля ягоды. Оказывается — нет, и если их спутаешь, они могут обидеться. Разница есть. Меннониты не так суровы, у них могут быть сравнительно современные дома и машины. Я знал одного меннонита в Манитобе, у него было две машины. Мой приятель по прежней жизни Юрий Клаз, с которым мы ездили в Ирландию на конкурс хоров, по приезду в Канаду по линии особо одарённых личностей, дирижировал меннонитским хором.
Мейдунг.
Нарушение внутреннего порядка (орднунга) и изгнание из общины из-за провинности типа связи с девушкой или мужчиной вне общины (исключая меннонитов), постоянные контакты с людьми не из общины. Мейдунг до смерти, то есть пожизненный, если не раскаешься должным образом.
Их одежда
Одёжка вот такая. яркие тона и украшения запрещены.
Инбридинг.
Все американские амиши произошли всего лишь от 200 семей. У них большая проблема с инбридингом т.е. близкородственными связями. Поэтому часто рождаются больные дети, которые часто погибают. Смертность среди новорожденных амишей очень велика. Сами же амиши говорят в таких случаях: «Такова воля бога…» («Gottes Wille”)
Усы нельзя, бороду можно.
Женщинам нельзя стричь волосы, иначе прогонят из общины

Образование
Амиши не стремятся дать своим детям большее образование, чем обязательные восемь классов средней школы, полагая, что и этих базовых знаний вполне достаточно, чтобы подготовиться к жизни амиша.

Почти никто из амишей не получил высшего образования; немногие учились и в колледже. Во многих общинах амишей есть собственные школы; обычно это однокомнатные школы , учительницами в которых работают молодые незамужние женщины из той же общины. В этих школах обучают многим ремёслам, что можно считать должным профессиональным образованием, соответствующим (или эквивалентным) национальному образовательному стандарту для десятилетней школы.

Некоторые дети амишей обучаются в неамишских общеобразовательных школах, даже если эти школы расположены далеко от их дома (такое бывает в очень маленьких и отдалённых группах амишей).
Не выёживаются
Очень симпатичная черта в поведении амишей: они не заносчивы.
В отличие от православнутых на всю голову и мусульман, они не будут вталкивать свою религию вам в глотку.
Они с пониманием относятся к вере других и считают, что вера в то, что их религия «самая лучшая» будет противоречить принципам их религии.

Свадьбы

Амиши играют свадьбы обычно по вторникам и четвергам в ноябре и начале декабря, после уборки урожая. Невеста надевает новое светло-голубое льняное платье, которое она может потом снова надевать в других торжественных случаях. Амишки не пользуются косметикой и не надевают обручальные кольца, потому что «Орднунг» запрещает персональные украшения, ношение драгоценностей. Брачная церемония может занимать несколько часов, за которой следует собрание общины, включающее в себя банкет, песнопения и сказы. Новобрачные проводят брачную ночь в доме родителей невесты. Сельдерей — символическая еда на амишских свадьбах. Сельдерей также ставят в вазы и используют для украшения дома вместо цветов. Скорее всего, молодая супружеская чета проведёт несколько выходных в гостях у друзей и родственников, присутствовавших на их свадьбе, прежде чем полностью посвятить себя работе и домашним делам.

Их дома
Достаточно вместительные для большой семьи — всего амишей сейчас насчитываентся около 300 000 в Канаде и США.
Непротивленцы
Они редко защищают себя физически или даже в суде; во время войны они получают статус «conscientious objector» — людей, по идейным соображением отказывающихся от прохождения военной службы. Их собственное предание содержит истории о героическом непротивлении злу насилием, таких, как история Якоба Хочстетлера (Jacob Hochstetler, 1704—1775) из поселения амишей в Нордкилле (англ. Northkill Amish Settlement), который убеждал своего сына не стрелять в индейцев, убивших одних членов их семьи и взявших в плен других. Во время Второй Мировой войны, амиши привлекались к альтернативной гражданской службе США — гражданской общественной службе (англ. Civilian Public Service).
Крупные стройки осуществляют всем миром
Не любят, когда их фотографируют

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *