Монтессори

Раннее развитие по методике Монтессори набирает все большую популярность по всему миру. Ранее мы уже делали подборку игр по методике Монтессори для детей от 1 до 2 лет. Сегодня же предлагаем вам новые игры для двухлеток, чтобы превратить развитие ребенка дома в увлекательную игру.

Замечательный педагог Мария Монтессори не зря снискала всемирную известность — ее метод обучения и воспитания действенный и уникальный, а его основой является предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий. Родители все чаще следуют принципам методики Монтессори при самостоятельном обучении ребенка, при этом полностью обустраивая дом по методике Монтессори, чтобы создать все условия для полноценного развития своего малыша.

Занятия по методике Монтессори помогают в первую очередь развить самостоятельность, ведь невмешательство взрослого в процесс — один из главных постулатов по воспитанию от Марии Монтессори. Также все игры Монтессори для раннего развития детей направлены на развитие мелкой моторики ребенка, что послужит прекрасным фундаментом для правильно речи и письма малыша. А главное — для занятий не потребуются дорогостоящие игрушки, ведь ими могут быть любые предметы в доме.

Историческая справка

Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии.

После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.

Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.

Мария возглавляет новую школу, созданную специально для обучения детей с ограниченными возможностями.

Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.

Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.

Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.

Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.

Мария понимает, что классические методы обучения крайне неэффективны и решает перенести свою систему на обычных детей. Она открывает свою первую школу и вскоре о методике узнает весь мир.

Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.

Суть методики Монтессори

Девиз методики: «Помоги мне сделать это самому”. И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.

Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.

Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости.

А ребенок, в свою очередь, вправе сам выбирать материалы, с которыми будет заниматься. Каждый малыш уникален, поэтому не допускается оценивать или сравнивать между собой малышей.

Среди родителей существует миф, что эта методика разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В классах Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т.к. все же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать:

  • не следует мешать другому ребенку, если тот занят
  • выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других
  • не нужно шуметь — это может помешать остальным
  • закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту
  • если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим

В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы.

6 базовых принципов обучения

Выделяют следующие основные принципы в методике:

  • Свободное передвижение по классу
  • Дети изучают специальные материалы Монтессори
  • Дети самостоятельно выбирают и изучают материалы без помощи педагога
  • В группе дети разного возраста
  • Подготовленный педагог
  • Обучение проходит в специально подготовленной среде, разделенной на различные зоны

Суть методики Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Эта женщина была врачом, педагогом и ученым, потому созданная ею методика основана не только на научных фактах, но и личном опыте. Монтессори первая женщина-врач, получившая диплом в Италии. Помимо этого, она работала с детьми, у которых диагностировали умственные отклонения.

Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании. Изначально она ее опробовала на пациентах, с которыми работала (напомним, это были умственно отсталые дети), и ребята уже через пару месяцев продемонстрировали результаты, превзошедшие их сверстников с нормальным развитием.

Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит. Именно потому используются развивающие игрушки, которыми малыши с удовольствием играют. А занятия проводятся зонировано. Каждая зона развивает те или другие личностные составляющие.

По этой системе обучалось немало известных людей. Например, принцы Гарри и Уильям, Сергий Брин, Габриэль Гарсия Маркес (писатель), Джефф Безос, Джимми Уэйлс и многие другие выдающиеся люди современности. Так что доказывать эффективность данной методики не имеет смысла.

Принципы системы

Система Марии Монтессори включает двенадцать основных принципов:

  1. Ребенка учит то, что вокруг него.
  2. Критика по отношению к малышу учит его осуждению.
  3. Похвала по отношению к крохе учит его оценивать.
  4. Враждебность по отношению к ребенку учит его драться.
  5. Честность по отношению к малышу учит его справедливости.
  6. Высмеивание учит быть робким.
  7. Обеспечение безопасности крохи учит его верить (доверять).
  8. Частые попытки опозорить учат чувству вины.
  9. Частое одобрение учит хорошо относиться к себе.
  10. Снисходительность учит быть терпеливее.
  11. Подбадривание делает более уверенным.
  12. Жизнь в дружной атмосфере позволяет чувствовать себя нужным и учит находить в мире любовь.

Согласно этой методике дети должны были обучаться с рождения до школы, получая знания на практике.

Составляющие программы

Рассматриваемая методика имеет три составляющие:

  • ребенок;
  • окружающая среда;
  • педагоги.

Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Одним из самых важных составляющих программы является ребенок, а точнее то, насколько он восприимчив к обучению.

Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости:

  • от рождения до 6 лет — речевое развитие;
  • от 0 до пяти с половиной лет — сенсорное;
  • от 0 до трех лет — этап установления и восприятия порядка;
  • от полутора лет до пяти с половиной — развитие мелкой моторики;
  • от года до 4 лет — освоение разных действий;
  • от двух с половиной лет до шести — социализация.

Что касается окружающей среды, здесь важно, чтобы малыша окружали вещи, которые ему понятны и доступны. Например, ребенок никогда не научится одеваться, когда вся одежда спрятана в шкафу на верхней полке, куда он не сможет достать. А вот если с вечера приготовить одежду и оставить ее на стульчике возле кровати, дети обычно быстро осваивают, как собираться. Конечно, поддержка взрослых им нужна, но не такая капитальная.

Составляющая учителя, пожалуй, самая интересная. Ребенок должен стать учителем сам для себя. Взрослые только наблюдают и объясняют, если в этом возникает необходимость. Родитель или педагог не должен что-то делать вместе с ребенком или за него. Девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Игры по методике Монтессори: сопоставление

Цвета. Игра с сопоставлением цветов очень популярна в занятиях для раннего развития ребенка. Все, что потребуется — разноцветные прищепки и картонный круг с соответстующими по цветам ячейкам или картонки разных цветов. Ребенку очень понравится разучивать цвета в игровой форме.

Машины и животные. Ребенок с еще большим удовольствием будет сопоставлять картинки с имеющимися у себя игрушками: фигурками животных или машинками. Родителям надо будет только подготовить картинки с похожими изображениями.

Достопримечательности. Такая игра в сопоставления особенно подойдет тем деткам, чьи родители часто путешествовали и собрали коллекцию фигурок достопримечательностей из разных стран. Фигурки можно заменить на магниты с достопримечательностями, и пусть ребенок отыскивает к ним соответствующую картинку.

Носочки. Перемешайте в корзине носочки малыша, а он пусть разложит их по парам. В такую игру можно превратить даже разбор мокрого белья после стирки, к тому же ребенок с радостью почувствует себя маминым помошником.

Игры Монтессори для детей: сортировка

Форма и оттенки цвета. Сортировка и распределение по категориям — одно из самых популярных упражнений в методиках раннего развития. Перемешайте карточки с разными оттенками цвета, а ребенок пусть их группирует. Тоже сделайте, например, и с крекерами разных форм.

Столовые приборы и фигуры. Развивая ребенка по методике Монтессори, в играх можно применять все, вплоть до столовых приборов, ведь такой подручный материал как нельзя кстати подходит для игр в сортировку. А еще баночки, мячики, бутылочки, разные емкости и, конечно же, бруски из деревянного конструктора ребенка.

Ход игры:

Возьмите разные бутылки, банки, чтобы крышки были все разные по размеру. Начинайте медленно отворачивать крышки на глазах у ребенка. Расскажите малышу как подбираются крышки. Затем смешайте все крышки, предложите ребенку найти подходящие крышки для каждой емкости, которые у Вас на столе.

«Прищепки»

Цель: Развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности.

Отличный материал для развития мелкой моторики малыша обычные бельевые прищепки. Давайте возможность ребенку вместе с вами развешивать белье, пусть ребенок использует прищепки как игрушки, как украшение или как составление орнамента.

«Найди на ощупь»

Цель: Развивает внимание, усидчивость, мелкую моторику рук, тактильное восприятие.

Подготовкой материала можно заняться вместе – это весело и полезно. Пусть ребенок сам насыпает крупы, потрогает их ручками и опишет вам свои ощущения.

Для этой игры нам понадобятся: воздушные шары одинакового цвета и размера, песок, мука, горох, фасоль, крупы

Рассыпаем все заготовленные материалы: песок, муку с водой, горох, фасоль,различные крупы: манку, рис, гречку и др., в удобные широкие миски, чтобы малыш мог потрогать каждый материал ручками. Берем шарики и поочередно наполняем их материалом. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Для наполнения шариков используем воронку. Когда материал готов, предлагаем воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители, ребенку. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

«Чьи семена»

Цель: Учить детей сравнивать различные семена, и находить к какому растению они принадлежат.

«Ключи – замочки»

Цель: Развивать внимание, координацию, мышление, логику и моторику рук. Учить соотносить внешний контур ключа с внутренним контуром замка.

«Разбитый кувшин»

Цель: Учить находить и называть различные виды бумаги. Развивать мелкую моторику. Закреплять знания геометрических фигур.

«Одним словом назови и запомни»

Цель: учить классифицировать предметы по заданным признакам.

Ведущий раздает карточки с изображением различных материалов (стекло, дерево, резина, пластик, ткань, металл). У ведущего картинки с изображен6ием различных предметов (ведро, стел и т. д., он их называет, а дети стараются найти подходящие по своим свойствам предметы.

Занятия по методике Монтессори для детей: последовательность действий

Блоки цилиндров. Раскладывание предметов в правильной очередности — важный этап формирования логического мышления ребенка. Для занятий с последовательностью действий можно использовать цилиндры и блоки с отверстиями, а также конструкторы по принципу нанизывания.

Рассказы и истории из книг. Имеете домашний пальчиковый театр или марионеток из кукольного театра? Используйте их для упражнения с последовательностью действий: вы читаете рассказ, а ребенок поочередно демонстрирует тех персонажей, которые появляются в истории.

Упражнения по методике Монтессори: развитие мелкой моторики

Обувь. Игры со шнурками прекрасно развивают мелкую моторику ребенка. Подобный деревянный макет ботинка можно с легкостью заменить нарисованными кедами и дать ребенку зашнуровывать их. Родителям нужно лишь проделать несколько дырочек на картоне.

Животные-шнуровки. Используйте специальные рамки с отверстиями для шнуровки или сделайте макет самостоятельно. Пусть малыш играется со шнурком, развивая при этом свою мелкую моторику. Такие игры отлично подготавливают ребенка к самостоятельному завязыванию шнурков. Больше идей, как научить ребенка завязывать шнурки, читайте по ссылке.

Бусинки разных форм и цветов. Используя лишь разноцветные бусинки и шнурки, предложите ребенку сделать украшение, например, бусы для мамы своими руками. Можно нанизывать только бусинки определенных цветов и форм или полностью фантазировать.

Бумага. Самый простой и доступный материал для игр — бумага. Ребенок может создавать собственные узоры из бумаги, разрезанной на полосочки, или следовать определенной схеме.

Игры по методике Марии Монтессори: упражнения с жидкостью

Вода. Предложите ребенку игру с переливанием воды из разных сосудов. Идея проста, но довольно увлекательна для малыша. Главное условие игры — стараться ничего не разлить, а если не получилось, то сразу вытереть.

Сок. Цель упражнения — научить малыша самостоятельности и аккуратности. Ребенок при этом сам наливает себе сок в стакан. Чтобы разнообразить упражнение, можно предложить узнать вкус сока с закрытыми глазами.

Игры Монтессори для раннего развития: мелкие предметы

Монетки, бусинки, камушки. Перекладывание мелких предметов из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки — довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Зерно. Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.

Игры по методике Монтессори: учимся резать

Хлеб и масло, ножницы. В возрасте двух лет вы уже можете потихоньку привлекать ребенка к работе с ножницами и ножом. Предложите ребенку сделать самостоятельно бутерброд и он точно от такого не откажется. А практиковаться нарезать можно и на пластиковых овощах.

Занятия по методике Монтессори: пишем и читаем

Буквы. Разучивать буквы и звуки с ребенком 2-х лет можно, применяя в играх карточки с изображением букв, сенсорные мешочки с фасолью или карточки с пунктиром для письма. Полезно и весело!

Игры Монтессори для раннего развития: учимся считать

Цифры. Для игр с цифрами пригодятся счетные палочки, бумажные полосочки с точками, а также карточки с шероховатыми цифрами на них. Пусть малыш раскладывает палочки в соответствии с цифрами и наоборот. Карточки с разными на ощупь цифрами помогают не только разучивать эти цифры, но и развивают тактильные ощущения.

Игры по методике Монтессори: сенсорное развитие

Сумка для определения предметов. Занимательная игра на развитие сенсорики, где ребенку на ощупь надо угадывать предметы, спрятанные в сумке. Поверьте, восторгу малыша при правильном угадывании не будет предела.

Звуковые цилиндры. Музыкальные инструменты своими руками, сделанные из подручных средств, развивают острый слух у ребенка. Сделайте такие «звуковые» цилиндры, насыпав в несколько емкостей разных материалов: круп, монет, камешков.

Рисуем пальчиками. Одно из самых увлекательных занятий для малышей — рисование пальчиками. Такое занятие развивает мелкую моторику, любознательность, фантазию, а также помогает выучить новые цвета в результате смешивания. А еще это очень весело!

Сенсорная коробка. Полезная и развивающая игра, которая способна надолго увлечь ребенка. По ссылке — варианты сенсорных коробок и как сделать ее своими руками.

Занятия по методике Монтессори для детей: быт

Повседневные дела. Когда малышу поручают что-то делать самостоятельно, он будет относится к этому со всей серьезностью. Позвольте ребенку самому чистить зубы, расчесываться, складывать грязные вещи в корзину и вы увидите, как у ребенка это будет входить в привычку.

Одежда. Пуговки, липучки, молнии, кнопки — все это может стать прекрасным элементом игры. Пусть ребенок тренируется застегивать и растегивать все что угодно, чтобы в будущем это не вызывало у него никаких проблем.

Моем руки. Даже самостоятельное мытье рук может быть увлекательным занятием для ребенка, если преподносить такое важное занятие в игровой форме.

Занятия по методике Монтессори для раннего развития: дела по хозяйству

Митье окон и посуды. Привлеките своего маленького помошника к уборке в доме. Малыш может помочь вам помыть или вытереть посуду, окна, зеркала. Играя таким образом, вы получите неимоверную самоотдачу от ребенка. Главное —сдерживайте себя, чтобы не переделывать все за ребенком, просто позвольте ему похозяйничать.

Накрываем на стол. Нарисуйте схемы, по которым ребенок сможет правильно расставить приборы, и расскладывайте их на стол перед тем, как собраться на семейный обед/ужин.

Оформляем букет. Это развивает у ребенка креативность, воображение, творческий подход и фантазию. И не обязательно постоянно использовать живые цветы, для начала можно потренироваться и на искусственных.

Коврик. Если у малыша есть свой коврик для игр, используйте и его в занятиях, ведь даже сворачивание и разворачивание любого коврика очень увлекательно для ребенка и помогает развить аккуратность.

Эти и другие игры для раннего развития по методике известного итальянского педагога Марии Монтессори развивают в детях самостоятельность и ответственность, а также готовят мышцы рук к письму. Но главное, что все занятия ориентированы на интересы ребенка. Родителям остается лишь наблюдать за изменением этих интересов у детей и вовремя распознать готовность к дальнейшим этапам развития.

Как построить занятия дома

Для результата нужно создать подходящую атмосферу. Первый этап – это зонирование пространства. Каждая из зон наполняется, так называемым, дидактическим материалом. На первый взгляд это может показаться неудобным, но подобный порядок позволяет держать вещи в отведенном для них месте. В итоге, это поможет не только детям осваивать мир, но и взрослым придерживаться порядка.

Занятия нельзя проводить только в какое-то время или заставлять малыша делать то, что он не хочет. Дети занимаются, когда им это хочется. Пример стандартной ситуации, когда система работает – когда мама убирает в квартире, а ребенок идет в свой уголок практики, берет веник или совок и помогает. На первых порах малыша можно попросить помочь, но в идеале нужно, чтобы это было его решение.

Интересно то, что занятие по этой методике часто не предусматривают какого-то специального оборудования или игрушек. Все необходимое обычно уже есть в доме, где живет малыш. А если нет, инвентарь можно создать своими руками.

Занятия с малышами до 1 года

Рассматриваемая методика влияет на развитие детей до 1 года. Занятия по ней можно проводить с самого раннего возраста. Важно выбирать «игрушки», которые помогут малышам получить побольше сенсорных ощущений. Например, они могут шуметь, быть яркими, мягкими или твердыми, гладкими или шершавыми.

Малышам до 6 месяцев интересны игры, показывающие свойства предметов:

  • чтобы тренировать захват, можно протягивать крохе различные предметы, и ждать пока он их схватит;
  • чтобы развивать память — называть предметы, которые находятся у него в руках;
  • чтобы тренировать координацию — перекладывать предметы из одной руки в другую.

Чтобы было веселее, подобные действия можно сопровождать песенками или стишками. В качестве игрушек для самых маленьких можно использовать тканевые мешочки с различными наполнителями из круп, муки и т.п. А ткань может быть разной фактуры. Также можно использовать пуговицы, бусины и другие вещи, которые есть дома. Главное, чтобы кроха игрался под родительским присмотром.

Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет

Когда ребенок немного подрастает, методика раннего развития Марии Монтессори для детей от 1 года подразумевает использование более сложных игр. Уже можно давать детям элементарное понятие о соблюдении порядка, более активно тренировать моторику и сенсорное восприятие. Ребята уже способны концентрироваться и подражать взрослым, понимают последствия некоторых своих действий.

Теперь дети могут играть самостоятельно, но недолго и только если игрушки, которыми они в тот момент пользуются, абсолютно безопасны.

Несколько игр:

  1. В коробке сложить баночки, флакончики, тюбики и т.п. Важно, чтобы они были плотно закрыты, а если внутри были какие-то жидкости (шампунь, моющее средство для посуды) их желательно вылить, а емкость помыть. Внутрь можно засыпать какие-то крупы. Откручивание крышек флакончиков поможет развить моторику и погасить пожар любопытства малыша.
  2. В тазик можно насыпать крупы и закопать в них более крупные предметы. Например, можно использовать каштаны, ракушки и т.п. Родители показывают, что эти предметы можно искать в тазике. Малыши, как правило, быстро разбираются, что и как делать, получая от игры настоящее удовольствие. Но таким крохам лучше играть под присмотром. К тому же эта игра универсальна и для более взрослых детей, достаточно усложнить задачку, предположим, поиском вещей какого-то одного цвета.
  3. Игра с пластилином обычно захватывают детей надолго. Разноцветный, яркий материал, из которого можно вылепить что угодно, очень нравится малышам. Обычно дети до двух лет лепят шарики или колбаски, но постепенно задания можно усложнять. Если ребенок любит все пробовать «на зубок», можно сделать свой пластилин из теста и кулинарных красителей.
  4. И конечно, дети обожают рисовать. Обычные карандаши или фломастеры и лист белой бумаги всегда должны быть под рукой, если юному художнику захочется блеснуть своим мастерством.

Помимо перечисленных игр можно использовать специальные монтессори-игрушки. Например, шнуровки, башенки и т.п.

Занятия родителей и детей от 2 года до 3 лет

Ребята двух-трехлетнего возраста уже умеют играть самостоятельно и им очень нравится общаться с другими детьми. Но потребуется небольшое вмешательство взрослого, ведь дети от 2 лет еще совсем крохи и многого не знают. Они рады копировать действия взрослых или своих товарищей однолеток. В этом возрасте ребята любят учиться, поскольку к ним приходит понимание, что так можно добиться лучшего результата.

В возрасте 2-3 лет крохи с удовольствием осваивают следующие занятия:

  1. Конструирование. Помочь в этом могут любые многофункциональные предметы: тканевые отрезки, камушки, брусочки из дерева, веревки и т.п. Они не ограничивают детей и помогают подготовиться к ролевым играм.
  2. Нарезание. Разрезать можно книжные картинки, открытки, или просто разноцветные листы бумаги, делая из них нечто вроде пазла. Дети могут сами разрезать или только собирать готовые детальки. Зависит от их интереса.
  3. Распределение предметов на группы. В коробочках нужно рассортировать предметы: по размерам (от больших до маленьких), форме, цвету, специфике применения и т.п. Эта игра развивает мышление, речь, учит детей проводить классификацию и систематизацию.

Взрослый все больше переходит от функции учителя к функции наблюдателя. Дети становятся творческими. Им более интересно создавать что-то новое, меняя предметы.

Метод для детей от 3 до 6 лет

Согласно методу Монтессори уроки для детей от 3 до 6 лет отличаются от методов, которые использовались для самых маленьких ребяток. Главный упор делается на попытки сделать ребенка полноценным членом семьи. Он может иметь права взрослых и выполнять посильные обязанности.

Дети после трех лет могут закреплять полученные ранее навыки в плане ухода за собой, уборки в доме, ухода за животными или растениями. Так малыш будет развиваться и помогать родителям.

Ребята в возрасте 4-5 лет могут заниматься более сложными делами:

  • рисовать с закрытыми глазами;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • учиться писать с помощью штриховки или доски и разноцветных мелков;
  • учиться читать и считать (можно создавать самодельные карточки или книжки с буквами и цифрами).

В возрасте 5-6 лет детям интересно все об окружающем мире. Можно рассказывать крохе о других странах и их обычаях. Показывать, какие животные живут в других странах. Для этого можно использовать картинки, книжки с рисунками, фотографии, мультфильмы и т.п.

Это творческий этап становления личности, который нельзя ограничивать. Если ребенок заинтересуется растениями, можно позволить ему делать гербарии или аппликации. Пусть он лепит из глины, пластилина, много рисует. Можно не ограничиваться четырьмя стенами, и сводить малыша в зоопарк, на выставку или просто поехать на дачу, где он сможет вдали от города изучить природу.

Зонирование помещений

По системе Монтессори выделяют такие основные зоны:

  1. Практики или реальной жизни. В ней дети будут получать основные бытовые навыки. Тут могут быть помещены средства для уборки, стирки, пуговицы и шнурки.
  2. Восприятия или сенсорная. Чтобы дети смогли развиваться, все предметы которые расположены в этой зоне, должны быть разной формы, веса, размера и оттенка. Использовать можно баночки, коробочки и т.п. Кроха будет тренировать мелкую моторику и научится различать вещи по тактильным ощущениям. Кроме того, в этой зоне он сможет потренировать память и внимание.
  3. Математики. Данная зона способствует развитию абстрактного мышления, воспитывает усидчивость и терпение. Материалами могут быть счетные палочки, фигуры (квадраты, треугольники и т.п.).
  4. Языка. Здесь дети могут учиться писать и читать, потому в этой зоне должны быть различные кубики с буквами, прописи и азбуки.
  5. Космическая. Как понятно из названия, данная зона используется для того чтобы малыш мог познакомиться с окружающим миром. Например, с другими странами, погодой, животными и т.п. В этой зоне можно расположить фигурки животных, карты, книги т.п.

Это авторский вариант зонирования, но более современные вариации методики предполагают использование еще зон физического развития, музыки, искусства, танцев, иностранных языков и т.п. Вот только места для них в среднестатистических квартирах редко хватает. Зато подобное углубленное зонирование всесторонне развивает ребенка.

Зона реальной жизни

Эту зону называют практической, так как ее главная задача – приучить малыша к бытовой стороне жизни, привить гигиенические привычки.

Занятия в этом участке помогают детям освоить следующие навыки:

  • как ухаживать за собой (складывать одежду, проводить гигиенические процедуры, кушать и даже готовить);
  • как ухаживать за окружающим пространством (убирать, поливать цветы, кормить домашних животных);
  • как передвигаться (ходить тихо, по прямой линии);
  • как создавать коммуникации (общаться с родителями, воспитателями, сверстниками, в социуме).

В рассматриваемой зоне можно использовать такие материалы, как:

  • досточки с пуговицами, ремешками, замочками и т.д.;
  • посуду разных форм и размеров;
  • комнатные растения и срезанные цветы;
  • веник и совок.

В принципе, можно применять любой предмет, который используется в обиходе. Но применение игрушек нежелательно – все вещи должны быть настоящими. Хотя о правилах безопасности забывать не стоит и такие предметы как ножницы, ножи и т.п. использовать только тогда, когда ребенок начнет понимать, какую опасность эта вещь может принести, и как ею правильно пользоваться.

Сенсорная зона

Этот участок способствует развитию сенсорного восприятия.

Помогает улучшить:

  • мелкую моторику;
  • зрение;
  • осязание;
  • слух;
  • барическое чувство (ощущение веса).

Чтобы дети могли полноценно играть в этой зоне, используются такие предметы:

  • разноцветные таблички;
  • разноразмерные вкладывающиеся цилиндры;
  • таблички с шершавыми и гладкими поверхностями;
  • тканевые лоскутки;
  • колокольчики;
  • тяжелые и легкие предметы;
  • ароматные мешочки.

Главная сложность оборудования этой зоны — сделать акцент на все сенсорные чувства, не выделяя какое-то одно. Потому важно собрать разнообразные материалы. Одни будут влиять на слух, другие — на зрение, третье — на обоняние и т.п.

Зона математики

Зоны сенсорики и математики взаимосвязаны. Сравнивая между собой материалы, ребенок измеряет их, проводя математические операции. Зона сенсорики только подготавливает малыша к исчислительным операциям. В математической дети уже начинают осваивать математические понятия.

Для этого потребуются специальные материалы:

  • цифры из ткани (можно изготовить из бумаги, но тогда риск их порвать выше);
  • карточки с числами;
  • линейки;
  • бусины для освоения основных математических действий;
  • круги, разделенные на доли;
  • геометрические фигуры.

Главное, чтобы материалы были наглядными. Ребенку проще запомнить цифру, если он сможет ее ощупать или повертеть в руках.

Языковая зона

Данная зона тесно связана с зоной сенсорики и развивает мелкую моторику.

Именно потому практически весь инвентарь в ней направлен на развитие сенсорных ощущений:

  • буквы из тактильно приятных материалов;
  • вкладыши;
  • подвижный алфавит;
  • рамки для штриховки;
  • карточки интуитивного чтения.

Все эти приспособления способствую правильному формированию речевых навыков и их развитию. Материалы расширяют словарный запас малышей.

Космическая зона

Второе популярное название этой зоны – естественнонаучного воспитания. Дети здесь получают информацию об окружающей среде, предметных связях, узнают исторические факты и получают представление о биологии, географии, естествознанию и другим наукам.

Чтобы ребята могли получить как можно больше знаний в этой зоне, можно оставить следующий инвентарь:

  • энциклопедии и справочники (естественно, детские, с обилием красочных картинок);
  • карты (географические и природные);
  • макеты (например, солнечной системы, гор, вулканов);
  • материалы по типологии животных и растений;
  • календари;
  • материалы для экспериментов (что-то безопасное, например, картошка и йод, чтобы увидеть крахмал);
  • семена и листья растения.

В общем, это могут быть любые материалы, благодаря которым ребенок сможет получше узнать мир, где он живет.

Как сделать Монтессори-игрушки своими руками

Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.

Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.

Рамки-вкладыши

Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».

Для изготовления понадобятся:

  • коробка (можно взять из под съеденных конфет);
  • альбомный лист, но лучше ватман;
  • разноцветный картон.

Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.

Пирамидка

Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.

Для работы потребуются:

  • ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
  • лента-липучка;
  • материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.

Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.

Но важно, чтобы пирамида не переворачивалась, нижние слои наполнять более тяжелыми материалами.

Цветные ежики

Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.

Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:

  • листы разноцветного картона;
  • разноцветные прищепки.

Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.

Шнуровки

Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.

Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:

  • деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
  • отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
  • пуговицы, приклеенные к основанию;
  • шнурок.

Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.

Мягкие шарики

Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.

Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:

  • плотный картон;
  • втулка (через нее будут проходить шарики);
  • бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
  • мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.

Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.

Плюсы и минусы системы

Как и у любой системы, у методики Монтессори есть противники и поклонники. К какой группе отнести себя большинству людей будет проще выяснить после того, как они ознакомятся с плюсами и минусами системы.

Плюсы

Среди преимуществ системы можно выделить:

  • на развитие детей взрослый практически не влияет или делает лишь незначительное вмешательство, что позволяет малышу осваивать мир без навязанных предубеждений;
  • методика позволяет детям самовыражаться и учитывает индивидуальные особенности;
  • детей не заставляют, а мотивируют учиться, их не хвалят, но и не ругают, потому процесс обучения проходит не настолько травматически;
  • дети получают свободу, независимость и развивают умение самостоятельно планировать и организовывают свою деятельность;
  • система учитывает периоды развития детей, совершенствует мелкую моторику, развивает чувства;
  • быстро прививает навыки самообслуживания, ответственности, самоконтроля;
  • развивает интеллект, речь, логически-аналитическое мышление;
  • дает представление о мировых реалиях и контактах с другими людьми (если малыш воспитывается по этой системе и в группе).

Для использования системы Монтессори не нужно выделять какое-то время. Прелесть этой методики в том, что ею не занимаются периодически, а живут в ней. Причем такая форма быта достаточно удобна для взрослых. Дети сами себя развивают в том темпе, который им удобен, а задача взрослого сводиться к тому, чтобы обеспечить малыша всем необходимым и следить за его безопасностью. Кроме того, данная методика «недорогая». Весь инвентарь стоит недорого, особенно, если его сделать самостоятельно.

Минусы

Есть у методики и просчеты:

  • больший упор на интеллектуальную сторону развития ребенка во вред его эмоциональности и творческим задаткам;
  • игнорирование сюжетно-ролевых игр, аргументируя тем, что они отвлекают ребенка;
  • упущения, связанные с особенностями темперамента детей (не все дети попросят помощи, и не всем будет интересно);
  • методика кардинально отличается от методов воспитания и подачи материала в детских садах и школах, что создает ребенку трудности в адаптации к школьному графику и особенностях взаимодействия с учителями;
  • недостаток физической активности.

Учитывая эти недостатки, классическую Монтессори редко воплощают в «чистом» виде. К ней добавляют больше активных игр и элементов контроля над деятельностью ребенка, чтобы ему было проще социализироваться в учебных заведениях.

Метод Монтессори . Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого – просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт – опыт мысли, чувства, действия.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения – переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. – действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он – совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие – появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

5 плюсов и 3 минуса методики Монтессори

Существует много критиков этой системы обучения, но еще больше последователей и сторонников. И это совершенно нормально, ведь всё грандиозное и успешное всегда подвергается усиленной критике.

К минусам можно отнести:

  • не адаптированность под гиперактивных детей — непоседам будет сложно соблюдать тишину и не мешать другим
  • разновозрастные группы — многие родители боятся непонимания и конфликтности «старших” и «младших”
  • отсутствие творческой составляющей — пожалуй, самый главный недостаток по мнению критиков.

Из плюсов можно отметить следующие:

  • малыш обучается без вмешательства взрослых, привыкая к самостоятельности
  • метод воспитывает свободу личности — залог самоуважения и уважение к окружающим
  • нет оценок и суждений — не страдает самоуважение ребенка
  • обучение проходит в игровой форме — малыш учится с удовольствием
  • разновозрастные группы (этот пункт относят и к плюсам, и к минусам) — старшие помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших

Методика монтессори долгие годы была подвергнута гонению во времена войн и тяжелой политической обстановки в мире. Тем не менее, в конце двадцатого века стала восстанавливать свою популярность.

В наши дни практически не осталось родителей, которые не слышали об этой методике. Сейчас даже в маленьких провинциальных городах есть школы, сады и центры Монтессори.

А в этом коротком видео очень доступно рассказано про смысл методики

Использовать ли эту методику? Решать только вам)

Что касается моего мнения, то я всегда вспоминаю систему финского образования. В некоторых моментах оно мне очень напоминает педагогику Монтессори. Есть ряд схожих законов, таких как свобода выбора, равенство, отсутствие оценок (в начальных классах). В общем демократии там много.

И знаете что с этим финским образованием? Оно одно из лучших в мире!

Надеюсь, что вам понравилась эта статья и помогла разобраться, в чем же на самом деле заключаются суть и принципы методики Монтессори.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *