Монастыри в башкирии

Еще в дореволюционный период народная молва утверждала, что на месте, где сейчас находится монастырь, в XVIII веке существовал Крестовоздвиженский мужской монастырь, который был упразднен при императрице Екатерине II. Документально это не подтверждено, но при закладке фундамента церкви в 1901 году, были найдены «…какие-то кирпичи странной формы, обломки глиняных сосудов, а также и человеческие кости». Дальнейших археологических раскопок на этом месте, ни в дореволюционное, ни в советское время, ни в современных условиях не производилось. Упразднение монастыря в XVIII веке, если таковой существовал, вероятнее всего произошло во время или несколько позже восстания под руководством Е.И. Пугачева.

Более хорошо известна история Георгиевского женского монастыря приблизительно до 1913 года. Первое чудесное явление наблюдал в районе Святых Кустиков местный крестьянин из Уса-Степановки Семен Иванович Сотников в 1856 году. Недалеко от этого места у него была полоса земли и, присев отдохнуть возле деревьев, он увидел старца в блестящих ризах с крестом в руках. Сотников рассказал об этом дома и односельчанам и люди стали приходить туда молиться, число их постоянно возрастало. Богомольцам являлись также видения Святого Животворящего Креста, от которого исходили золотые лучи, иконы Божьей Матери, на самих кустиках часто видели горящие свечи, были явления многих монашествующих, священника в облачении, многие, и довольно часто, слышали колокольный звон, многие излечивались от различных болезней.

В 1876 году эта земля отошла к башкирам, у которых ее купил крестьянин Уса-Степановской волости Григорий Алексеевич Поспелов. Он и стал впоследствии учредителем и первым благотворителем Георгиевского женского монастыря. По его обращению к епископу Уфимскому и Мензелинскому преосвяшеннейшему Антонию, последним был издан указ игуменье Бирского женского монастыря Магдалине о выборе из числа монахинь той, которая могла бы заняться устройством возникающей обители. Выбор пал на благочинную, инокиню Серафиму, которая и стала основательницей и первой настоятельницей (1901-1911 гг.) — до 1905 года — Георгиевской женской общины, а после выхода указа Священного Синода от 25 марта 1905 года — Георгиевского женского монастыря. Этим же указом м.Серафима была возведена в сан игуменьи.

Большую роль в благоустройстве и развитии монастыря сыграл благочинный монастырей, ректор уфимской семинарии о. архимандрит Андроник (впоследствии епископ), по ходатайству которого, в частности, императором Николаем II монастырю было пожаловано 38 десятин пахотной земли в 30 км от обители. Большую финансовую поддержку монастырю оказал досточтимый Иоанн Кронштадтский.

Уже в 1901 году были построены: домовая церковь (освящена 21.12.1901 г.) во имя святого благоверного великого князя Владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича, кельи для монахинь, св. колодец, два маленьких озерка. Монастырь постоянно развивался за счет неустанного труда монахинь, помощи жертвователей и трудовой безвозмездной помощи местных крестьян. В 1905 году было начато возведение кирпичного Успенского собора, который должен был стать главным храмом монастыря. В 1911 году, уже после смерти игуменьи Серафимы, была возведена небольшая Вознесенская деревянная церковь, которая недолгое время была главной в монастыре.

Большое событие произошло в монастыре 18 декабря 1907 года. Усилиями иеромонаха Ярославского Толгского монастыря о. Вениамина (Некрасова) и уже упоминавшегося ранее епископа Андроника, Георгиевскому женскому монастырю была передана великая святыня — икона с частицей Древа Животворящего Креста, частицей трости, которой был бит по голове Иисус Христос и двадцатью восемью частицами мощей святых угодников.

Сведения о жизни монастыря в годы I Мировой войны (1914-1918 гг.), гражданской войны (1918-1920 гг.) и в начале 20-х гг. ХХ века пока отсутствуют. Известно, что Георгиевский женский монастырь просуществовал до 1927 года, когда был распущен Советской властью. При описи изъятого имущества икона с частицей Древа Животворящего Креста, частицей трости, которой был бит по голове Иисус Христос, и двадцатью восемью частицами мощей святых угодников в список внесена не была и дальнейшая судьба ее пока неизвестна. На месте монастыря была создана коммуна «Октябрь», а в 1929 году было разрешено существование Православного христианского общества при Вознесенском храме. Но и они просуществовали недолго — до начала 30-х гг. После чего коммуна развалилась, христианское общество при храме было распущено, а все постройки уничтожены под корень, так что впоследствии было забыто, что на этом пустом холме в лесу обитали люди и существовал монастырь.

В 1998 году было принято решение о создании на этом месте Георгиевского подворья «Святые Кустики» от Успенского мужского монастыря г. Уфы. Начальником подворья был назначен эконом монастыря игумен Варлаам.

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви № 6957 от 26 декабря 2002 года Уфимский Успенский мужской монастырь был упразднен, а на месте его бывшего подворья был учрежден Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь. Игумен Варлаам, этим же постановлением, был утвержден в должности наместника новоучрежденного монастыря.

Постепенно стало формироваться и немногочисленное тогда, да и сейчас пока, братство монастыря. Была построена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери на месте чудом найденного фундамента часовни начала ХХ века, которая, в свою очередь, была установлена на месте Святых Кустиков. В 2003 году богослужения проходили уже в построенном, но тогда еще внутренне до конца не оформленном, храме Казанской иконы Божией Матери.

Началось строительство трапезного храма в честь иконы «Достойно есть» (построен в течение 2002-2003гг.), но самое главное, на обнаруженном старом фундаменте началось возведение нового Успенского собора.

18 августа 2007 года Высокопреосвященнейший архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон освятил храм в честь иконы Казанской Божией Матери.

На территории монастыря нходятся: Успенский собор, храм в честь иконы Казанской Божией Матери, трапезный храм, часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, двухэтажная монастырская гостиница, котельная, более десятка домов-келий для братии, несколько зданий хозяйственных построек.

На территории обители также имеется пасека, огород, птичий двор, летом текущего года построена теплица.

Важным каждогодним событием является проведение престольного праздника монастыря — Вознесения Господня. Этот праздник с дореволюционных времен был здесь одним из престольных и в настоящее время, как и раньше, собирает в монастыре сотни паломников.

В Богородско-Уфимском храме митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон отслужил праздничную литургию в честь явления иконы Богородской Божьей Матери. 25 лет назад она была внесена в список общероссийских святынь и был выделен день празднования этого чудотворного образа. К этому событию в храме приурочили и открытие Иверского женского монастыря.

Это епархиальный праздник. То есть Божественная Литургия в честь Богородско-Уфимской иконы Божией Матери иконы проходит в этот день не везде , а только в храмах Уфимской епархии. Но сама икона – это всероссийская святыня. Еще четверть века назад она считалась не только утраченной, но и забытой.

Буквально в паре кварталов от Богородско-Уфимского храма стоит эта часовня. Именно здесь почти четыреста лет назад согласно Богородским летописям и явилась людям чудотворная икона. Здесь же забил родник, действующий и сегодня. В начале 17 века на этом месте стоял лес, а до Уфы было почти двадцать верст.

В конце Божественной литургии, которую возглавлял митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон, произошло значимое для епархии событие. Владыка объявил об официальном открытии нового женского монастыря и вручил игумене Моисее особый жезл, символизирующий, что именно она станет его настоятельницей. Обитель находится здесь же при храме. Старое, но хорошо отреставрированное здание.

В трапезной монастыря полно народу, но это потому, что праздник. Нам разрешили снимать там, куда в обычные дни не пустили бы. Есть в монастыре своя библиотека. В коридорах тут и там растут комнатные растения. В мужских монастырях такого не бывает. Оказывается, монахини живут здесь уже четыре года.

Сейчас в обители проживают шесть монахинь. Было больше, просто не все выдерживают аскетичного быта. Да и мало кому в наш век соблазнов по силам монашеский подвиг.

В живописной горнолесистой местности Благовещенского района Республики Башкортостан расположен необыкновенный Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики». Почему же его так назвали?
Народное название «Святые кустики» произошло от трёх берёз и двух ив, которые переплелись между собой. Именно здесь с середины 19 века жители окрестных сёл и деревень стали наблюдать чудесные явления: то некого старика с иконой и крестом в руках, то видения иконы Божьей Матери, а то слышали колокольный звон. Сюда стали приходить верующие со всех деревень и молиться, получая исцеление.
Успенский Свято-Георгиевский монастырь основан в 1901 году и первоначально был женской общиной. Но есть версия, что на этом месте и в 18 веке существовал Крестовоздвиженский мужской монастырь.
С приходом к власти Советов монастырь был распущен и создана коммуна «Октябрь». Но просуществовала она недолго и в начале 30-х годов также была распущена, а все постройки – уничтожены под корень. О существовании монастыря было забыто на многие десятилетия.
И только в 1998 году было принято решение о создании на этом месте Георгиевского подворья «Святые кустики» от Успенского мужского монастыря города Уфы. Начальником подворья был назначен эконом монастыря игумен Варлаам.
С богослужения игумена Варлаама на праздник Вознесения Господня в 1998 году началось возрождение монашеской жизни на этом намоленном месте. Кругом было чистое поле, без признаков былого величия.
Первыми кельями для зарождавшегося монастыря стали бани, которые были пожертвованы местными жителями. Первые служения проходили в вагончике. Это сейчас монастырь и вся его территория облагорожены. Первым появился трапезный храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, выстроенный в русском стиле 17-18 веков. Затем – монастырская гостиница, стилистически и конструктивно объединенная с собором – он доминанта монастыря. Восстанавливать его начали в 2002 году на расчищенном фундаменте прежнего собора (он оказался пригоден для возведения нового строения). Строили «на глаз», с молитвой, не имея проекта, чертежей, схем и планов. Но инженеры утверждают, что все делалось чётко и правильно.
Над входом в собор размещается мозаичная икона «Ярославская оранта». Её автор – уфимский художник Татьяна Лукманова. Когда входим в храм, то взгляд останавливается на резном иконостасе. Его лучше один раз увидеть. Вырезан он из липы. Покрыт имитацией сусального золота – поталью. Сочиняли его в течение двух лет сорок умельцев: столяры, резчики, шлифовщики, позолотчики из мастерской «Уфимский иконостас». В алтаре собора возведена величественная сень, подчёркивающая святость места, могущество Творца и красоту созданного Им мира. Здесь возносятся молитвы во славу Бога и прощения за мир на земле.
Во время службы в храме тишина, полумрак, горят свечи. Только слышится голос батюшки, читающего молитвы, в это время чувствуешь себя наедине с Богом.
Основной объём построек был возведён за последние десять лет: монастырская гостиница, архиерейский дом, братский корпус, надёжная стена. На территории монастыря повсюду чувствуется византийский стиль, конкретно – афонский.
Особое место для паломников – Архондарик. Название это пришло с Афона. Так называют гостиницу для паломников. Он построен в греческом стиле строителями-греками, которых приглашали для этого в Россию. Пока здесь только чайная, в которой можно бесплатно угоститься монастырской выпечкой, горячим чаем. Почти каждый паломник увозит освященный белый хлеб, чтобы угостить своих близких. На территории монастыря расположены пасека, хозяйственные угодья, колодцы с водой.
В монастыре царит монашеский дух – строгий устав. Главное дело монахов – прославление Господа своей евангельской жизнью. Всю работу выполняют монахи: и на кухне, и в прачечной. Никаких помощниц нет.
Взаимодействие с миром – это возможность паломникам получать духовную пользу через участие в монастырских службах, таинствах исповеди и причастия от самого Господа. Но чтобы ощутить эту Божественную благодать, надо это место посетить, тем более, что от нас оно неподалёку.
В. ВЕРОВА.

Сегодня мусульмане мира празднуют один из самых великих праздников – Ураза-байрам (Праздник разговения). Он отмечается в первые три дня месяца Шавваль в честь окончания поста в месяц Рамазан. В связи с этим праздником мы решили вспомнить священные места в нашей республике.

Мавзолей хаджи Хусейн-бека – первого имама башкир

Хаджа Хусейн-бек считается первым имамом (духовным главой мусульман) на территории современного Башкортостана. Он был отправлен из Туркестана для проповедования ислама.

В башкирских землях он стал духовным судьей и носил титул кади. После определенных успехов в распространении ислама Хаджи-Хусейн-бек становится первым имамом башкир.

Он умер в 1341 (1342) году и был похоронен рядом с озером Акзират, на небольшом холме. Теперь это территория поселка Чишмы Чишминского района Башкирии.

Когда в 1393–1394 годах среднеазиатский завоеватель Тамерлан вступил на территорию Урала и наткнулся на могилу Хусейн-бека, он повелел построить вокруг него гробницу. Надгробную плиту привезли из Туркестана на 12 волах. На ней было написано: «Да будет милосердие Бога покойному Хаджи-Хусейн – беку, сыну Гумар-бека из рода Тарасов, из земли Туркестана. Господи, Боже мой, не оставь его твоей милостью! Хусейн-бек, сын Гумар-бека, умер в 744 году Хижри (в 1366 году по миляди), имеет от роду 76 лет. Внемлите, правоверные». Сейчас плита находится в Уфимском краеведческом музее. Гробница представляла собой квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом.

К XVIII веку мавзолей был полностью разрушен. И только в 1911 году уфимский муфтий принял решение о восстановлении гробницы, так как она была очень почитаемой мусульманской святыней. В связи с этим начались раскопки гробницы. В результате были обнаружены девять захоронений. В шести погребениях были дети, а в остальных – мужчина, женщина и сам Хусейн-бек. Археологи реконструировали его облик: рост примерно 160 см, среднеазиатский тип лица.

Среди местных ходит легенда, будто бы однажды над мавзолеем появился столп света. Раньше рядом с мавзолеем находился колодец, который тоже почитался как святой.

Мавзолей Хусейн-бека

Гора Ауштау и родник Аулия

Гора Ауштау и родник Аулия находятся на территории села Старобайрамгулово Учалинского района Башкирии, в 15 км от границы с Челябинской областью.

Согласно преданию, здесь местными жителями был убит аулия (святой) Рамазан. Ему отрубили голову, но он взял ее в руки и поднялся на вершину горы Ауштау. Затем над его телом запорхали ангелы. После смерти Рамазана на горе забил источник, прозванный родником Аулия, возле которого и захоронено тело святого.

Местные жители верят, что вода из родника имеет чудодейственную силу.

Вид с горы Ауштау

Мужавир хазрат, предсказавший войну с фашистами

Мужавир хазрат Сиражетдинов (1876–1967) был известен на весь СССР как народный целитель, лекарь и провидец, который лечил всех, несмотря на вероисповедание, национальность и пол. Он до встречи с человеком уже мог угадать, чем тот болен.

Мужавир хазрат имел дар предсказывания. За предсказание будущей войны с фашисткой Германией в 1939 году святой попал в застенки НКВД. Его приговорили к десяти годам тюрьмы. После проведенных в тюрьме шести лет, в 1945 году администрация тюрьмы выхлопотала Мужавир хазрату досрочное освобождение за исцеление тюремного начальства, их родственников и своих же сторожей.

Мужавир хазрат никогда не разрешал себя фотографировать. Хотя однажды этот запрет нарушил его сын, тайком сфотографировавший отца. Единственную фотографию разместили на обложке книги, посвященной ему.

Хазрат ушел из жизни в 1967 году. Он похоронен на кладбище возле родной деревни Бахтигареево (Баймакский район). По сей день на его могилу не иссякает поток паломников, считается, что даже земля с его могилы имеет целебную силу.

Могила Мужавир хазрата

Целитель Гатаулла ишан

Не один Мужавир хазрат был известен своим даром исцеления. Гатаулла Алибаев, известный религиозный деятель, ишан (духовный лидер в суфизме), живший во второй половине XIX века – в начале ХХ века, так же был известен как искусный лекарь. Этот религиозный деятель много путешествовал по свету, совершил хадж в Мекку, изучал ислам в Стамбуле и Багдаде.

Его считали святым – он не только лечил больных, но и предсказывал будущее. Могила ишана находится возле деревни Валитово Хайбуллинского района Башкирии.

Паломничество на могилу Гатауллы-ишана

Гора Нарыстау, исполняющая желания

Эта гора возле села Ильчигулово Миякинского района известна тем, что в ней похоронены сподвижники пророка Мухаммеда – сын и отец Зубаир бин Заит и Абдуррахман бин Зубаир.

С подножия горы стекает родник, вода которого имеет целебные свойства. Сюда приезжают не только со всей России, но и из Средней Азии и Казахстана. В мечети, которая построена рядом с горой, можно помолиться.

Согласно преданию, если загадать желание и обойти вокруг захоронений семь раз, то оно обязательно исполнится.

Захоронение на горе Нарыстау

Мавзолей Турахана, потомка Чингисхана

Мавзолей Турахана находится неподалеку от мавзолея Хусейн-бека. Он построен в XIV веке (по другим данным, XII веке).

Согласно легенде, Турахан был потомком Чингисхана, кочевал в районе Тобольска, а потом из-за распрей с родственниками оказался на башкирских землях. Большинство ученых предполагает, что в этом здании пытали, судили и казнили преступников. Сейчас мавзолей огорожен решеткой, на входе в него висит замок.

Находится в 12 км на юго-запад от поселка Чишмы, рядом с дорогой, ведущей в деревню Нижние Термы.

Мавзолей Турахана

Мудрая Бэндэбикэ, выступающая за мир

По башкирской легенде, Бэндэбикэ – женщина, прославившаяся своей мудростью. Она выступала за прекращение междоусобиц между башкирскими племенами. По той же легенде, Бэндэбикэ способствовала установлению долгосрочного мира между башкирами и казахами. Ее муж был известным воином и сэсэном (поэтом-импровизатором) Ерэнсой. Башкирский фольклор сохранил огромное количество легенд, преданий и анекдотов, связанных с этой семьей. Бэндэбикэ имела дар ясновидящей и предсказала поражение войска мужа от казахов и свою смерть.

Ее усыпальница находится на территории Кугарчинского района, на окраине села Максютово. Особенности кладки из кирпича-сырца и слабо обожженного кирпича, а также особый кирпичный орнамент внешних стен позволяют отнести время сооружения мавзолея к XIV веку. Старейшины этого села во все времена берегли святыню, охраняли ее как могли, передавали молодым историю славной семьи. Так она и дошла до наших дней.

Мавзолей Бэндэбикэ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *