Монастыри Чувашии

Владимирская горка

Любой человек, впервые прибывший в Че­боксары по Волге, наверняка обратит внимание на живописный ансамбль храмов, рас­положившихся на холме в южной части Чебоксар­ского залива. Да и чебоксарцы, спешащие по делам через Московский мост, задержат иной раз свой взгляд на сверкающих белизной в лучах утреннего солнца или окрашенных в розовые закатные тона уходящего дня стенах этих храмов. Сквозь городской шум нет — нет да пробьются оттуда удары колокола, отмеряющего бег времени…

Имя этому удивительному уголку — Влади­мирская горка. Но это не просто географическое понятие на карте города, а скорее образ жизни, отстраненной не только от городской сутолоки, но и как бы от всего земного. С тех пор, как здесь вновь возродилась монашеская обитель, уже с трудом вос­принимается другое ее название — Коммунальная слобода, закрепившееся за ней немногим более 70 лет назад. Унылой и безликой слободой на окраине города она и выглядела еще совсем недавно.

Среди памятных мест Чебоксар Владимир­ская горка по праву может считаться одним из главных. Богатством исторических событий и своеобразием архитектурных памятников она не уступит любому другому уголку города. В последние годы многим чебоксарцам она стала дорога и как место обретения душевного покоя. Уединенность здешней обители, особая, как бы дарованная свыше, атмосфера добра, притягивают сюда людей.

Время не сохранило для нас более ранних документальных свидетельств о том, когда это место стало впервые обживаться людьми, но ряд преданий и косвенных данных свидетельствуют, что у него богатая и не во всем еще до конца изученная исто­рия.

Подъезжая сегодня к Владимирской горке, расположенной в пологой местности междуречья Чебоксарки, Сугутки и Трусихи, невольно обращаешь внимание на необычность этого возвышения, напоми­нающего скорее искусственный курган, чем естествен­ное природное образование. До сих пор у проживаю­щих здесь старожилов бытует предание, что холм этот насыпной. Утверждал это на рубеже 19-20 вв. и один из жителей д. Протопопиха который слышал от своих дедов, что холм насыпан солда­тами. Очевидно, подобные легенды, а также пытли­вое изучение хранившихся при церквях архивов, по­зволили в начале XX в. церковному историку и зна­току местного края, священнику Иоанну Барсову пред­положить, что еще до основания города-крепости Чебоксары на этом месте «уже была воинская сила”, встретившая здесь летом 1555 г. первого архиепис­копа Казанского и Свияжского Гурия, которому было поручено Иваном Грозным освятить место буду­щего строительства городского поселения и его главного храма.

Думать, что Св. Гурий, — писал историк, — пристал к городу в том месте, где теперь находятся пароходные пристани, было бы ошибочно. Волга в то время держалась левого берега; а против Чебоксар, где долина Волги суживается до 2-3 верст, такое положение удержалось даже в памяти старожилов. Для того, чтобы пристать к селе­нию, именуемому Чебоксарами, нужно войти в устье Чебоксарки и подняться по реке, чтобы из судов высадиться на удобном месте. Таким удобным мес­том оказался небольшой холм, где впоследствии основался Сретенский монастырь и на его развали­нах Владимирская пустынь. Отсюда Св. Гурий и отправился со своими спутниками на гору, где и заложил соборный храм во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы. А на месте высадки и встречи Св. Гурия вскоре появившиеся русские на­сельники и основали монастырь, назвав его Сретенским, в благодарное воспоминание встречи св. иконы Владимирския Божией Матери.

Дли­тельное время в память об этом событии в Чебок­сарах ежегодно 6 июля (н.ст.) проводился крестный ход из Введенского собора во Владимирскую церковь. Отметим, кстати, что эта икона пережила все советское лихолетье и до настоящего времени хранится с левой стороны от царских врат, в иконостасе Введенского собора г.Чебоксары.

В 2015 году 3 июня, так же в день празднования иконы Владимирской Божией Матери, по решению игумении Сергии и по благословению митрополита Чебоксарского Варнавы, было положено начало того святого обычая. Духовенство монастыря, Игумения Сергия с сестрами и прихожане крестным ходом прошли до Введенского собора, где был отслужен молебен перед стариной чудотворной иконой святителя Гурия — Владимирской иконой Божией Матери. А 6 июля кресный ход пришел с Введенского собора. Перед этим событием, в обители была отслужена литургия, молебен, крестный ход вокруг храма с чтением Евангелия, была встреча митраполита Варнавы и самого крестного хода. По благословению игумении Сергии, были приглашены к праздничной трапезе все жилающие богомольцы.

Таким образом, предположение, что именно с этого холма ведет свое начало история русского города-крепости Чебоксары не лишено основания. Действительно, возвышенное место, обнесенное деревянным частоколом, окруженное густым лесом и естественными водными преградами — тогда еще полноводными и достаточно широкими реками Чебоксаркой и Сугуткой, реально могли обеспечить вполне надежную защиту для военного лагеря, который, в свою очередь, сам прикрывал город со стороны важного стратегического направления — Курмышской дороги.

В 1899 г. этому тихому и уединенному месту, столь почитаемому чебоксарцами, было вновь суждено стать колыбелью монашеской обители, на этот раз женской. Стараниями обретших здесь уединение от мирской суеты женщин облик холма совершенно изменился. Разбитый ими фруктовый сад стал самым крупным и одним из лучших в городе. В памяти старожилов остался и богатый рыбой сооруженный здесь же пруд.

До закрытия монастыря, игуменией его была, ныне прославленая в лике святых — преподобномученица игумения Тамара

Стих найденый при аресте прпмуч. игумении Тамары:

Востребованный нашим нелегким и противо­речивым временем возврат к духовным началам оп­ределил дальнейшую судьбу этого места. Начавший восстанавливаться в 1990 г. стараниями протоиерея отца Григория бывший Владимирский храм уже через год стал главным храмом Спасо-Преображен­ского женского монастыря, который раскинулся по юго-западному склону холма.

В июле 1991г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению Архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы на основании постановления Священного Синода состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь».

Трудами и заботами матушки игумении Сергии, монахинь и послушниц вновь воссозданной обители облик этого древнего Чебоксарского уголка буквально преобразился.

Подробности Просмотров: 1037

Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (Алатырь)

Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь в городе Алатырь основан в 1639 году игуменьей Ладинского Прилуцкого монастыря Елисаветой, которая вместе с 52 монахинями пришла из Киева.

Тот монастырь существовал на территории Речи Посполитой. В 1638 г. из-за усилившихся гонений католической знати на православную церковь начались карательные походы не только на казаков и крестьян, но и на монахов. Игумены с монахами и монахинями Густынского и Ладинского монастырей, не дожидаясь своей очереди, бежали в пограничный город Путивль и были пристроены в Путивльский Духовской девичий монастырь, откуда вскоре из-за нищеты по указу царя в конце августа 1638 года направлены в город Брянск в Воскресенский девичий монастырь.

Затем указом царя Михаила отправлены в г.Алатырь в Никольский девичий монастырь. Но постройки монастыря оказался очень ветхими и было принято решение построить новую церковь и келии на новом месте. Вновь возведенный монастырь получил название Киево-Николаевского Новодевичьего, по месту своего предыдущего пребывания сестёр и в отличие от уже существующего в то время в Алатыре Николаевского женского монастыря, который получил новое наименование: Старо-Николаевского женского монастыря.

Адрес: 429822, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Кирова, 25

Телефон: +7 (83531) 2-51-32

Рождественский мужской скит (Алатырь)

В пяти километрах от города Алатырь, по благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, в 1999 году был основан скит в честь Рождества Господа нашего Иисуса Христа. На территории скита сооружен храм Рождества Христова в 2001 году, также имеется источник преподобного Сергия, игумена Радонежского. Скит относится к Алатырскому Троицкому мужскому монастырю.

Подворью принадлежит 564 га, из них на праве собственности — 400 га земли, где насельники монастыря выращивают зерновые, кормовые, плодовые, овощные культуры, имеют более 100 голов крупного рогатого скота, занимаются птицеводством, выращивают рыбу в искусственном пруду.

Адрес: 429800, Чувашская Республика, Алатырский район, территория Ахматовской сельской администрации (15 км от г. Алатыря)

Электронная почта: astmm@mail.ru

Александро-Невский мужской монастырь (Каршлыхи)

Александро-Невский чувашский мужской монастырь расположен в Моргаушском районе в местечке Каршлыхи. Обитель была основана в 1903, в миссионерских целях, в лесу, ныне 14-й квартал Ильинского лесничества, в месте, где раньше, собирались и совершали моления чуваши-язычники. Сначала в 1890 была построена часовня и потом в короткое время был образован монастырь — комплекс из двух церквей – во имя святого Александра Невского и преподобного Серафима Саровского, дома настоятеля, келейного двухэтажного корпуса, гостиницы для паломников, пекарни, кузницы, водяной мельницы и др. хозяйственных построек. Все строения были деревянными, в стиле эклектики с элементами классической и барочной архитектуры.

Первое упоминание о необходимости создания чувашского мужского монастыря в Казанской губернии относится к 1881 году. «ВЫСОЧАЙШИМ повелением, воспоследовавшим в 9-й день мая 1881 года (соб. узак. и расп. Прав. 1881 г. № 82 ст. 552), в благодарность Господу Богу за чудесное спасение АВГУСТЕЙШЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ от угрожавшей опасности при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. А также и с целью просветительного влияния на инородцев-чуваш» было решено образовать в Казанской губернии мужской монастырь.

Адрес: 429530, Чувашская Республика, Моргаушский район, п/о Каршлыхи

Телефон: +7 902 2401588

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *