Монастырь в сарове

Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь основан в начале XVII века на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне г.Саров Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, один из самых почитаемых православных подвижников и святых.
Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иван Федорович Попов, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда). Освящение первого храма Саровской обители совершилось 16 июня 1706 года. Этот день считается днем основания монастыря.

Памятная доска в честь основателя Саровской пустыни иеромонаха Иоанна

Число братии в 1733 году было 36 человек. В 1744 году возведен и освящен первый каменный храм – церковь Успения. В 1752 году построена каменная церковь Иоанна Предтечи над источником под горой. В 1758 году построено каменное здание церкви Живоносного Источника. Также к этому году возведены каменные стены, две угловые башни и святые врата.

Монастырь в 1764 году. Cо старинной гравюры.

Главной святыней и украшением Саровской Пустыни был Успенский собор. Внешний его вид имел сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Он был освящен в 1777 году. В 1784 году был построен каменный Храм преподобных Зосимы и Савватия.

Успенский собор

Церковь Зосимы и Савватия

В 1789 году началось строительство монастырской колокольни (строительство завершено в 1799 году). С 1825 года Саровская пустынь стала местом всероссийского паломничества.

Саровская колокольня

Храм святого Иоанна Предтечи был построен в 1827 году. Здание монастырской трапезной было построено в 1828 году. В 1861 году над могилой о. Серафима была устроена часовня. В 1864 было закончено строительство церкви Живоносного Источника.

Храм Живоносного Источника и Успенский собор

В 1878 году построен каменный двухэтажный корпус для помещения посещающих Саровскую пустынь богомольцев из простого народа.

Монастырь в 1878 году

В 1897 году в Саровской Пустыни заложен храм Серафима Саровского, освящен в 1903 во время канонизации преподобного.

Храм Серафима Саровского


Монастырь в начале XX века. Фото с колокольни.

В 1927 году монастырь был закрыт. С 1954 Саров имеет статус города.
С 1992 года началось постепенное возвращение зданий монастыря в ведение церкви. В 2006 году Священный Синод Русской православной церкви принял решение о возобновлении монашеской жизни в Саровской пустыни.

СХЕМА МОНАСТЫРЯ
Вид сверху (карты Google)

1) Колокольня (сохранилась)
2) Церковь святых Зосимы и Савватия (восстанавливается)
3) Храм Живоносного источника (планируется восстановление)
4) Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (планируется восстановление)
5) Храм Иоанна Предтечи (действующий)
6) Храм Серафима Саровского (действующий)
7) Церковь Всех Святых (действующая)
8) «Царский» дворец (сохранился)
Б) Угловые башни (3 из 5 сохранились)
Д) Детская поликлиника (новая постройка)
Зеленый — сохранилось (или уже восстановлено), желтый — планируется к восстановлению (или уже восстанавливается).
Информация с веб-сайта Саровская пустынь.
Кликните, чтобы закрыть

Святыни

  • Келья прп. Серафима Саровского (восстановленная)
  • Усыпальница («Сень») прп. Серафима Саровского
  • Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»
  • Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Умиление»
  • Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Живоносный источник»
  • Камень, на котором тысячу дней и ночей молился прп. Серафим Саровский
  • Домик-келлия прп. Серафима Саровского на Дальней пустыньке (восстановлен)
  • Памятник прп. Серафиму Саровскому (скульптор Вячеслав Клыков)

Престольные праздники

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Серафим Саровский, преподобный — 15 января, 1 августа

Как добраться

Адрес: 607190, г. Саров, Нижегородская область, проспект Мира, д. 40

Телефоны: (83130) 3-09-28 (канцелярия), (83130) 7-71-44 (вахта)

Электронная почта: sarovmonastir@gmail.com

Паломнику

Фото

Ссылки

  • Официальный сайт монастыря
  • На земном небе. Три поездки в Саров и Дивеево
  • Успенский мужской монастырь Саровская пустынь
  • САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ. Справочная информация
  • Успенский мужской монастырь Саровская пустынь. Общие сведения
  • История Сарова

Главные святыни

Сегодня одной из главных святынь Дивеевского монастыря считается икона Божьей Матери «Умиление». Это любимая икона Серафима Саровского. Он проводил перед ней долгие часы в молитве, а елеем из горящей перед иконой лампадки помазывал больных. Сейчас перед этим образом молятся об исцелении от различных хворей, икона помогает зачать дитя и облегчить роды, у Богородицы просят семейного счастья и усмирения злых сердец.

Здесь же, в Дивеевском монастыре, хранятся и мощи преподобного Серафима Саровского. Перед ними всегда очередь из паломников – люди поклоняются мощам, чтобы помолиться о здравии, избавлении от уныния и добрых отношениях в семье.

Просят верующие и заступничества у Богородицы. Для этого в Дивеевской обители есть особое место – Святая Канавка. Сооружать её начал сам преподобный Серафим. Как-то к старцу явилась Божья Матерь и наказала вырыть вокруг храма канавку, которая защитит монастырь от любого зла, ведь даже Антихрист не сможет перейти через небольшой ров. Копать канавку должны были монахини, живущие в обители, а мирянам дозволялось лишь носить землю и насыпать вал. Сейчас на валу устроена тропинка, и, чтобы заслужить заступничество Царицы Небесной, нужно пройти по ней, прочитав молитву Богородице 150 раз.

Купальни на источнике преподобного Серафима Саровского. Фото: Commons.wikimedia.org

Неподалёку от монастыря расположены четыре святых источника. Самый почитаемый из них – источник преподобного Серафима. Считается, что вода в нём целебная. Около источников устроены купальни, можно набрать воду с собой.

Наша справка Дивеевский монастырь расположен в 169 километрах от Нижнего Новгорода и в 60 км от города Арзамас. Из Нижнего Новгорода до Дивеева ходят автобусы, которые отправляются от автовокзала. Также до Дивеева можно доехать от станции Арзамас‑2 на автобусе. Кстати, на этой станции останавливаются поезда из Москвы, следующие в Казань и Чебоксары.

Канавка в Дивеево

Духовнику обители, святому Серафиму Саровскому, было видение, как Богородица проходит с молитвой в Дивееве по особому пути, и тогда же он получил указание вырыть на этом месте канаву с валом. Святые говорили, что каждую ночь Матерь Божия молится на Канавке. Именно поэтому по святой Канавке не просто ходят, а идут с молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Прочесть эту молитву нужно 150 раз, и многие во время этого пути ощущают мир и покой.

За свою историю Канавка пережила строительство, разрушение и восстановление.

На данный момент это сооружение представляет собой канаву, имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Сам вал Канавки, по которому ходят, вымощен брусчаткой и огорожен изгородью

Святые источники

Дивеево богато и святыми источниками. Они находятся не только в самом селе, но и в его окрестностях. У каждого источника своя история возникновения. Вода в них не только чистая и вкусная, но и целебная. Люди окунаются в источниках с молитвой, набирают ее в емкости и увозят с собой. Есть множество записанных свидетельств исцеления от разных болезней.

Игуменский корпус

Слева от колокольни расположен игуменский корпус. Место для игуменского корпуса было указано преподобным Серафимом по указаниям Пресвятой Девы.

По сути это административное здание, совмещенное с библиотекой. В нем также были расположены архиерейские и игуменские покои, кельи должностных лиц женского монастыря. Батюшка называл его «начальнический корпус».

Это довольно большое старинное двухэтажное здание в виде буквы «П». Два его крыла окружают внутренний двор. У построенного корпуса было 7 деревянных крылечек, 190 окон, и 48 печей. Была своя домовая церковь по имя Марии Магдалины. Такие вот масштабы!

Игуменский корпус интересен и в архитектурном отношении. Это замечательный дом в псевдорусском стиле. Особую выразительность фасаду придает необычное крыльцо. Оно вписано в двухэтажный эркер (выступающую часть здания), который завершается кокетливыми «кокошниками».

При советской власти корпус был разорен. В недавнее время проведены большие реставрационные работы.

Сегодня корпус выглядит очень домашним и уютным. Украшен в лучших традициях русских деревянных построек.

Двухэтажное здание голубого цвета чрезвычайно нарядно. По наличникам – белое резное деревянное кружево. Очень выразительны белые переплеты окон. Отреставрированный эркер выглядит просто как в сказке.

Храм также восстановлен и заново освящен. Но посторонних на службы не допускают.

Интересную историю церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины мы позже тоже расскажем.

Культурная жизнь монастыря

Наверное, странно касаться этой темы в рассказе о духовной обители. Но, тем не менее, здесь есть что сказать.

В Серафимо-Дивеевском монастыре есть своя типография, где печатают книги духовного содержания и журнал. Есть музей Паши Саровской – дивеевской блаженной. В холе игуменского корпуса выставлена экспозиция фотолетописи монастыря. При монастыре вот уже несколько десятилетий действует православная гимназия.

Существует и культурно-просветительский центр, и своя библиотека. Есть свои гостиницы для паломников.

Монастырские скиты

Не все вновь прибывшие в Серафимо-Дивеевский монастырь в курсе, что этот женский монастырь является одним из самых крупных в России. И его комплекс не ограничивается соборной площадью с великолепными храмами.

На самом деле у монастыря много земель или, как принято говорить, угодий. И это не роскошь, а необходимость. Надо кормить сестер монастыря и всех паломников, приезжающих в это святое место. Поэтому обширное монастырское хозяйство с полями, огородами, пасеками и скотными дворами располагается в основном в скитах.

Скит – это своеобразный маленький мирок. Как правило, там есть храм или церковь, небольшие жилые постройки и хозяйство. Туда тоже можно приехать в паломничество, и многие опытные православные именно так и поступают. С одной стороны там много физической работы, и можно потрудиться на благо обители, с другой – там нет суеты и многолюдья, как в Дивеево. Тишина, покой, молитвенный настрой.

Дивеево живет своей особенной жизнью, где почти все связано с монастырем и тем духовным стержнем, который он дает. Ежедневные церковные службы, обилие святынь, щедро дарованных Богом этому месту, настраивают совершенно на другой лад. И те, кто живет в Дивеево постоянно, и те, кто сюда приезжают, одинаково ощущают этот дух. Здесь Небо близко, и молитва к Богу идет быстрее.

Татьяна Страхова

Современный период

После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было «перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы». До 1931 года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После 1931 года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.

С ноября 1938 года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в 1941 году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.

В период с 1942-1943 гг. здесь был налажен выпуск корпусов снарядов для реактивных минометов «катюша». Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, имел корпус, изготовленный на заводе N550.

В 1946 году Саров избирается Ю.Б.Харитоном и И.В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После 1946 года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, «Населенный пункт КБ-11», надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-300, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю.Б. Харитоном и И.В.Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать.

Пещерный комплекс

Пещерный комплекс

С давних времен монахи строили и обосновывали Саровские пещеры. В пещерах они жили, молились и значительно расширяли подземные ходы. В 1709 году был построен подземный храм Антония и Феодосия Печерских, который сохранился до наших дней и доступен для посещения.

Подземные пещеры находятся на глубине 6-12 метров длиною около 300 метров (длина самых популярных и доступных ходов). Вследствие водопроводной аварии (1992 г.), когда было вылито 50 тонн воды, открылись новые тоннели и входы в пещеры. Состояние новых пещер признано аварийным, свободный доступ закрыт, ведутся реставрационные работы.

Ближняя и Дальняя пустынька

Дальняя пустынька Серафима Саровского

На территории Ближней пустыньки находится часовня и место моления Серафима на камне. На территории Дальней пустыньки находится: келья Серафима, новая часовня, колодец Серафима у реки Саровки, крест моления и памятник преподобного.

Экскурсия в Саровский подземный комплекс – это посещение уникальных мест XVIII века, история основания Саровской пустыньки, архитектура строений древнего подземного комплекса.

Все экскурсии в Сарове

В начале октября 2019 года в издательском отделе Нижегородской епархии вышло фундаментальное издание о Саровском монастыре «Успенский Собор Саровской пустыни. История строительства и возрождения» тиражом 3500 экз. Автор — архимандрит Тихон (Затёкин) настоятель Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, председатель епархиальной комиссии по канонизации святых, заведующий музеем Русского Патриаршества в городе Арзамасе, член Московской областной организации Союза писателей России, краевед (см. фото).

Прекрасно изданная книга из более 600 страниц формата А4 напечатана на мелованной бумаге и богато иллюстрирована. В работе над книгой автор как настоящий учёный-историк использовал документы и фотографии многих архивов и музеев.

А также многочисленные печатные источники, в т.ч. книги местных саровских авторов – бывшего члена нашего Исторического объединения «Саровская пустынь» В.Степашкина (ныне сотрудника городского краеведческого музея) и действующего члена ИО СП А.Подурца.

Кроме детального изложения истории создания Успенского собора и торжеств по канонизации прп.Серафима Саровского 1903 года, в книге приводятся многочисленные современные фотографии и документы о воссоздании Успенского собора.

Нельзя не обратить особое внимание на фотографию и сведения об уникальном кресте-мощевике 1730г., изъятом из Саровской обители в начале 1920-х годов и возвращённом обратно при освящении воссозданного Успенского собора 31 июля 2019г. Это не просто уникальное произведение искусства 18 века. Список частиц реликвий и святых мощей в нём просто поражает – частицы ризы Господней и Богоматери, креста и гроба Господня, Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Павла и Андрея Первозванного, трёх из четырёх евангелистов, Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Александра Невского и др. – всего 73 наименования! Такого сосредоточения христианских святынь в одном артефакте я прежде не встречал.

Это лишь первые впечатления от книги при поверхностном ознакомления с ней. Не сомневаюсь, что при её более детальном изучении краеведов и историков порадует знакомство с многими новыми сведениями по истории Саровского монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *