Монастырь самтавро

Туристы, ни разу в жизни не посещавшие древние монастыри Грузии, определенно ничего не знают об этой удивительной стране, ведь святыни являются значительной частью ее истории. Монастырь Самтавро в городе Мцхета один из таких, он — сама гордость и душа страны. О нем знают далеко за пределами родины, ведь храм выступает в качестве усыпальницы первых правителей Грузии: именно здесь покоятся останки царя Мириана и его жены Нино. Много веков назад они перешли в христианство с помощью святой Нины, которая по легенде обратила весь грузинский народ в веру в 324 году. Неудивительно, что название Самтавро переводится как «царская территория».

Общая территория включает в себя Преображенский собор, колокольню монгольской эпохи, церковь святой Нино и ряд других построек. В центре города святыня хорошо видна, туристы часто посещают ее сразу после Светицховели. Также современная церковная история связывает это место с личностью святого Гавриила.

Церковь расположена при слиянии рек Мтквари и Арагви, она находится в ведении католикос-патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского. Сам храм является крестовокупольным, его обрамляет оригинальный орнамент, аналогов которого нет во всем грузинском зодчестве. Строение достаточно большое и вместительное, оно имеет несколько ярусов и тонкую отделку, ему присущи лаконичность, строгость и совершенство форм. Место очень чтят верующие из-за нахождения в церкви ряда христианских святынь, на протяжении всего времени существования она выступала в качестве центра христианской церковной жизни.

Самтавро сейчас является действующим женским монастырем, при его посещении необходимо оставить в нем подаяние. Фотографии на территории комплекса запрещены.

Официальный сайт монастыря Самтавро

Как таковой официальный сайт у монастыря отсутствует, тем не менее узнать чуть больше о святыне можно во время посещения сайта святого Гавриила Самтавийского. На портале можно рассмотреть фотографии из музея храма, оценить документальный фильм о жизни Гавриила и ознакомиться с его историей как при жизни, так и после смерти. Также сайт содержит ряд историй исцеления людей, воспоминания о старце Гаврииле и его духовные наставления.

История храма

История святыни берет начало в IV веке и имеет прямое отношение к святой Нине. Тогда нынешняя территория храма была расположена за пределами крепостной стены города, рядом с краем оврага, который выступал в роли крепостного рва. Прибыв в город, равноапостольная Нина на какое-то время остановилась в жилище царского садовника, который жил за стеной и оврагом, позже она поселилась в уединенном месте рядом с северной границей Мцхеты. Ее домом стал шалаш в кустах ежевики, это временное жилье называется в церковной истории Маквловани или «ежевика», деятельностью святой продолжало оставаться чтение проповедей.

Царь Мириан, придя в христианство и в дальнейшем возведя церковь Светицховели, начал проходить через этап психологической трансформации: мысли о собственной греховности препятствовали его вхождению в основной храм, сооруженный в этой местности. Из-за этого он принял решение основать другую святыню, проще имеющейся. Это привело к постройке храма на месте куста ежевики, его стали называть «Верхней церковью». Записи историка Вахушти Багратиони сообщают, что храм обладал каменным куполом, это было достаточно странно, так как в IV веке купольная архитектура еще не была изобретена. До нашего времени святыня не дошла, о ее размерах также нет никакой информации, предполагают лишь, что это была базилика.

Кончина царя Мириана пришлась на 361 год, похоронили его в этом же храме. Сразу слева от входа, в углу, стоит его саркофаг из камня, за которым выложена мозаика, она изображает царя с царицей. С тех пор святыня известна по большей части захоронением первого христианского правителя страны, даже на дверях храма изображены Мириан и его жена.

В 470-е годы с легкой руки царя Вахтанга Горгасала мцхетское епископство стало католикосатом, тогда же резиденцию Епископа Мцхетского перенесли из Светицховели в Самтавро.

Подходящий к концу VI век принес печальные новости: из Некреси вывезли в Мцхету и убили ассирийского отца Або Некресского, впоследствии его мощи попали в Самтавро. В настоящее время они расположены в алтарной части под престолом.

Приблизительно в это же время святыня стала кафедральным храмом Самтаврской епархии, которая просуществовала на протяжении почти всей истории страны и была ликвидирована лишь в 1811 году. Позже она была объединена с Мцхетской епархией.

Состояние внешнего вида храма с IV по XI века историкам неизвестно. В начале XI века он подвергся перестройке, тогда католикос-патриарх Мелхиседек I приказал расширить святыню, пристроить к ней южные врата и украсить оригинальным орнаментом, также был украшен храмовый интерьер.

На протяжении всей своей истории церковь многократно разрушалась и восстанавливалась. В 1283 году из-за сильного землетрясения храм лишился своего купола, спустя сотню лет он предположительно пострадал от Тамерлана. Летописцы полагают, что купол был восстановлен сразу после обрушения, в это же время рядом с храмом была построена колокольня.

Кладбище при монастыре, © Мария Чахнашвили

История

Важную роль в истории грузинского православия сыграло появление Святой Нины. Изначально церковь была построена за пределами города у оврага. С точки зрения защиты поселения и решения других практических задач выбранный вариант не имел смысла. Причиной строительства именно на этом месте стала остановка Святой Нины на ночлег, здесь она сделала себе более или менее сносное жилище под ягодным кустом.

Эти строительные работы оказали серьёзное влияние на формирование современного образа города Мцхета.

Строительством Самтавро лично руководил царь Мириан III, который позже похоронен в этой самой церкви. Через 4 года после захоронения мужа умерла царица, она также удостоилась захоронения в монастыре Samtavro. Верующие вносили значительное количество пожертвований, так что храм в Mtskheta быстро стал одним из богатейших в Georgia. В последующей истории выделяются такие значимые события:

  • первая половина 9 века во время правления Георгия I — расширение церкви;
  • 15-16 века — строительство стоящей поныне колокольни;
  • 17 век — возведение башни с функциями крепости.

В качестве монастыря Самтавро в Грузии стал действовать с 11 века, когда здания приобрели современный вид. Мы привыкли, что купол является обычной частью храма, но такая традиция существовала не всегда, во время строительства первой версии здания купольная архитектура ещё не применялась. Сейчас уже невозможно восстановить, как мцхетский монастырь выглядел в изначальном варианте. Историю разрушений и восстановлений также сложно охватить в полном варианте, здание часто страдало от войн и землетрясений. Женский монастырь начал тут работать в 1820 году.

Как добраться до храма

Монастырь Самтавро находится на мцхетской площади в центре, так что не возникает проблем, как его найти. Город Мцхета не отличается большими размерами, так что любого интересующего вас объекта легко достигнуть в пешей прогулке. Статус города этот населённый пункт получил лишь в 1956 году, а основан он был в 5 веке, уже после строительства самтаврского храма.

о самого монастыря добраться легко, а вот путь в город может осуществляться различными способами. От столицы Грузии до сюда 25 км, так что надо потратить на дорогу в одну сторону порядка 40 минут. Возможны такие варианты перемещения:

  • общественный транспорт;
  • личный автомобиль (или взятый в аренду);
  • такси;
  • электричка.

Общественный транспорт не всегда придерживается строгого расписания. Часто маршрутки выполняют отправления из Тбилиси не в установленное время, а по мере заполнения салона. Проще всего самому сесть за руль.

Мощи Гавриила Ургебадзе в монастыре Самтавро

Самтаврский монастырь хранит много воспоминаний и предметов, имеющих отношение к личности человека, которого сейчас именуют святым Гавриилом Самтавийским. Рожденный в Тбилиси в 1929 году, он стал известен возведением храма во дворе своего дома в квартале Исани, который дошел до наших дней. В 26 лет он принял монашество под именем Гавриила, а спустя 16 лет занял пост настоятеля Самтаврийской святыни. Его местом обитания стала большая круглая башня, сейчас ее можно заметить рядом с собором, тем не менее ее часто путают с соседней колокольней. Гавриил был известен на всю страну, он часто принимал у себя людей и оказывал им помощь.

После смерти святого в ноябре 1995 года его останки захоронили на северной стороне от Преображенского собора. На могилу Гавриила почти тотчас же стали стекаться паломники. Зимой 2012 года его канонизировали как преподобного, а уже спустя два года было замечено, что его мощи неподвластны тлению. Останки святого на виду у большого скопления народа перенесли в собор Светицховели, позже они были возвращены в Самтавро. На протяжении всего 2015 года рака с мощами находилась внутри святыни, с приходом осени для нее была отстроена специальная каменная сень в северо-западном углу церкви.

Помимо мощей Гавриила храм является хранилищем множества других святынь, так, здесь размещена часть животворящего столпа, хранятся мощи святых Абибоса Некресского и Шио Мгвимского, чудотворная икона святой Нино, которую пожертвовал из Петербурга своим внукам царь Георгий XII, чудотворная икона Иверской Божьей матери, также тут можно увидеть часть камня с могилы святой Нино.

Женский монастырь святой Нино

В 1820 году российской администрацией при храме был учрежден женский монастырь имени святой Нино. Здесь долгие годы функционировало духовное училище для девушек, во главе которого находилась владыка Исидора. Во времена гонений на церковь при Советской власти оно было закрыто, но уже в 1990-х годах его открыли вновь, а в 1994 году место, как и прочие памятники города, внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Женская монашеская обитель святой Нино является небольшим древним храмом и типичным образцом крестово-купольного стиля. Особенность постройки в том, что в ее основании находится воображаемый крест. Вход в святыню стал его основанием, боковые приделы — перекладиной, а алтарная зона — возглавием креста.

Храм прошел через большое количество незначительных переделок, тем не менее сохранил в себе черты раннехристианской грузинской архитектуры, его легко отличить от более поздних построек города. Внешний вид монастыря производит строгое и даже немного угрюмое впечатление, как бы пытаясь соответствовать непростой жизни самой Нино, одновременно с этим место привлекает своей простотой и скромностью.

Церковь святой Нино, © Мария Чахнашвили

Как добраться до монастыря Самтавро в Мцхете

Доезжают до территории храма из Тбилиси от станции метро «Дидубе», сойдя на которой пересаживаются на маршрутное такси до центра Мцхеты. Оттуда уже можно дойти до места пешком за 7 минут. Номера на такси отсутствуют, название маршрута написано по-грузински, поэтому лучше уточнить у местных жителей, в каком месте находится нужный транспорт в сторону Мцхеты. Поездка на маршрутке отнимает 20–25 минут.

Помимо этого, в сторону церкви движутся электрички, сходят на станции «Мцхета». Данный путь менее удобен, так как от станции до центра города далеко, если преодолевать расстояние своим ходом, следует идти вдоль реки.

На собственном транспорте едут по трассе Е60 в направлении Мцхеты или через Tbilisi — Senaki — Leselidze Hwy/ს1, во втором случае путь займет около 40 минут.

Сократит время в пути одно из приложений по вызову такси: Uber, Яндекс. Такси или Максим.

Самтавро-Преображенская церковь и женский монастырь св. Нино расположен при слиянии Мтквари и Арагви. Монастырь находится в ведении католикос-патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского Илии II. Мцхета в старых источниках называли вторым Иерусалимом.

Обращение Грузии (Иберии) тесно связано с равноапостольной, каппадокийской девой св. Нино, собравшей грузинский народ и приведшей его к Богу.

В этих местах находится «ежевичник» (Маквловани), где св. Нино проповедовала христианство, свет которого озарил всю Грузию, в связи с чем в 324 году христианство было объявлено государственной религией во времена святых царей Мириана и Наны.

Ежевичник св. Нино, как источник духовной благодати, находит аналог в Библии, в «неопалимой купине» Моисея. По выражению Святейшего и Блаженнейшего Патриарха всея Грузии Илии: «По Божественному пути Андрея Первозванного и Симеона Кананита, следующий путь св. Нино, или дорога дорог каждого грузина и путь этот есть Свет Христов».

Известно, что на протяжении веков Самтавро был центром христианской церковной жизни и духовного подвига.

«Картлис цховреба», словами св. царя Мириана говорит: «и построил церковь на этом «ежевичнике» (подразумевается малая церковь в Маквловани), и построил верхнюю церковь (Самтавро) для себя и народа Грузинского, потому, что нижняя церковь (Светицховели) назывались Святая святых и не дерзал всегда прикасаться к дверям её».

После преставления св. Нино, вернувшийся из Бодбе равноапостольный царь Мириан пожелал выстроить храм Самтавро: «пошли царь и весь народ, и строили верхнюю церковь из камня и закончили на четвёртом году.» Участие «всего народа», желание царя и четыре года строительства это признак того, что храм был довольно масштабный.

По свидетельству Вахушти Багратиони «Мириан построил церковь с каменным куполом, великолепную и сам был там похоронен» Церковь Самтавро стала усыпальницей «и похоронен был Мириан к югу от среднего столпа, и на четвёртый год умерла царица Нана и похоронена к западу от того же столпа, где был похоронен царь.»

Из-за того, что святая обитель со дня своего основания стала усыпальницей предстоятелей церкви, её и назвали «Самтавро» (Мтавари-глава). Из сохранившихся летописей видно, что благодаря крупным пожертвованиям храм был одним из богатейших в Грузии.

В I половине XI века, во времена царствования Георгия I, по указу католикоса Мелхиседека храм расширили, пристроили южные врата и украсили оригинальным орнаментом. Также украсили храмовый интерьер.

После царя Мириана, Преображенский храм многократно разрушался и восстанавливался. Обновление храма было при царе Арчиле, Вахтанге Горгасали, во время Католикоса Мелхиседека и др.

Во второй половине XIX в. во времена экзархата, храм обновила игуменья женского монастыря св. Нино, Нино Амилахвари. Также было основано женское духовное училище (4-х классная прогимназия), которую потом перенесли в Тбилиси. По словам Якоба Гогебашвили: «многим грузинским женщинам в этом монастырском училище было дано настоящее христианское воспитание, хорошее образование, знание рукоделия и воспитаны прекрасные родители, настоящие матери».

Из многоцветного комплекса Самтавро, на сегодняшний день сохранились Преображенский храм, малая церковь св. Нино (Маквловани), колокольня, башня-крепость, храмовый иконостас XV века, фрески XVII века. В южных вратах церковь Михаила-архангела. В северном крыле храма две церкви. Восточная — св. Иоанна Крестителя, западная св. Иоанна Златоуста. Слева от большого алтаря — жертвенник, справа церковь св. Мириана и Наны.

Храм крестовокупольный, обрамлён оригинальным орнаментом, аналогов которых нет в грузинском зодчестве. Цилиндрическая башня построена в XVIII веке, колокольня в XV-XVII веках.

В храме Самтавро находится множество святынь, часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, на ней читается:»Свято-Иверский грузинский монастырь 1919 г», чудотворная икона св. Нино, пожертвованная из Петербурга царём Георгием XII своим внукам 1870 г, могилы св. царей Мириана и Наны, св. мощи св. Абибоса Некресского, под святым престолом в алтаре, св. мощи св. Шио Мгвимского, часть камня с могилы св. Нино из Бодбе и др.

Храмы, архитектура

Ныне стоящий храм Преображения Господня — крестово-купольная церковь первой половины XI века. Плановая композиция храма здесь сужена и укорочена так, что из подкупольных столпов только 2 западных стоят свободно, тогда как восточная пара сливается с выступом алтарной стены: подобное решение впоследствии стало правилом для грузинского зодчества. Барабан купола, разрушенный землетрясением в XIII веке, был восстановлен в XIII-XIV веках. Особый творческий подход ощущается в декоративном решении фасадов: южный и северный орнаментированы по-разному с учетом естественного освещения храма. На равномерно освещенной северной стороне орнамент оконных наличников размещен на плоской поверхности; наличники имеют угловатую форму, благодаря этому орнаментальный рисунок становится более четким и графическим. На сильно освещенном южном фасаде резьба находится на криволинейной выпуклой поверхности, что придает ей живописность и пластичность. Аналогов этого орнамента нет в грузинском зодчестве. Внутри храма сохраняются иконостас XV века и фрески XVII века.

Цилиндрическая башня монастыря построена в XVIII веке, колокольня в XV-XVII веках.

Ежевичный куст и цекровь святой Нины в монастыре Самтавро. Фото ок. нач. 2000-х гг.

Малая церковь при «ежевичнике» ныне посвящена равноапостольной Нине.

Игумении

Архитектура

Монастырский комплекс Самтавро состоит из нескольких памятников: главный храм, св. Церковь Нино, колокольня и ограда с башней. Главный храм представляет собой крестово-купольное здание 11-го века. Он построен из желтовато-коричневого цвета с хорошо сглаженными рамами. Купол опирается на две отдельно стоящие опоры и стены святилища. Восточная полукруглая апсида окружена широкой бемой. Капиталы, основания и поддерживающие арки куполообразных опор храма профилированы. Внутреннее пространство высокое, сплоченное и гармоничное. Внешние массы наглядно отражают схему внутреннего пространства, характерную для средневекового грузинского крестово-купольного здания. В храм можно попасть через южные ворота. Западные ворота поздние и в настоящее время отменены. Во время землетрясения 1283 года купол рухнул, и он был восстановлен на рубеже XIII-XIV веков. Восточный фасад прост и лаконичен. Он украшен традиционной схемой из пяти сплошных декоративных арок. В центре, в приподнятой арке, находится центральное окно, украшенное орнаментальным сапфиром и горизонтальной застежкой, каждая из которых с высокой и глубокой нишей украшена ажурными гирляндами по обе стороны от окна. Стороны боковых окон фасада и изображение креста, вставленного в передней части фронтона, относятся к более позднему периоду. Западный фасад почти не поврежден, с простыми арками. Украшение парного окна незакончено. Южный фасад характеризуется мягкими профилями и искусно украшенными орнаментами. Парное окно в центре фасада украшено широкими декоративными краями и обрамлено большой витой декоративной аркой. На северном фасаде находится одноэтажное здание, которое относится к XI веку. Он органично участвует в общем составе храма. На восточном фасаде этого здания находится невысокая фигура, датируемая 9 веком. Фрагменты картин XVII века сохранились на алтаре и куполе главного храма. Большая часть состава алтаря была разрушена. В юго-западном углу храма находятся гробницы первого грузинского христианского царя — Мириана и царицы Нана.

Церковь св. Нино представляет собой небольшое купольное здание 11-го века. Он построен из булыжника, при ремонте использовался камень и кирпич. Снаружи церковь имеет прямоугольный контур, восьмиугольная шейка купола возводится по прямоугольнику рядом с квадратом. Узкий неф на востоке имеет узкие арочные окна. К северу от стены апсиды находится полукруглая ниша, покрытая раковиной. Переход от прямоугольника купола к шейке купола осуществляется по границе, размещенной в углах. Триумфальная арка, западная арка моста на консолях, входная арка, внешняя ниша на западе, окна полукруглые. Капитаны и консулы храма профилированы. Интерьер расписан св. С жизненными композициями Нино и другими историями. Картина из позднего периода.

Колокольня представляет собой трехэтажное здание XV-XVI веков. Он построен из хорошо сглаженных желтовато-серых квадратов из песчаника. Первый этаж имеет квадратную форму, а его северный фасад встроен в стену забора. Кладовая имеет широкий арочный вход с цилиндрической аркой на юг. Второй этаж открыт с трех сторон с двойными арками. В западной части арки второго этажа было вырезано округлое отверстие, из которого можно подняться по кирпичной лестнице к панчатуру. Панчатур имеет многоэтажную пирамидальную крышу.

Забор датируется 18 веком. Только поврежденная цилиндрическая башня сохрантлась от этого забора. Настоящий забор восходит к 19 веку. В северной и северо-восточной части забора находится кладбище.

Некрополь

Кроме погребений в Преображенском храме, на территории монастыря погребён святой старец Гавриил (Ургебадзе), один из наиболее почитаемых грузинских подвижников нового времени, на могилу которого приходит множество паломников.

На склоне горы, между монастырем и Военно-Грузинской дорогой, в 1871 году был открыт обширный древний могильник. Нижний ярус гробниц заключает предметы начала железного века, верхний принадлежат к христианской эре: там находили монеты императора Августа. Черепа из самтаврских гробниц резко отличаются по форме от черепов нынешних обитателей Грузии и Кавказа и принадлежат к долихоцефалам.

Литература

Использованные материалы

Прилагательная форма в русском языке чаще всего — Самтаврский, реже: Самтавройс(с)кий, Самтаврийский, Самтавросский.

Цит. из Картлис цховреба.

Цит. по

По словам Вахушти Багратиони. Цит. по

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *