Монастырь пюхтицы

Пюхтицкий Успенский монастырь расположен на Богородицкой горе возле деревни Куремяэ в Эстонии.

Это место тесно связано с именем многих святых и подвижников Русской православной церкви. Например, со св. Иоанном Кронштадтским и патриархом Алексием II. Поездка в эту православную святыню будет интересна и полезна не только паломникам, но и тем, кто еще не открыл для себя света Православной Веры.

История возникновения обители

Возле эстонской деревни Куремяэ есть холм, который с незапамятных времен зовут «святым», по-эстонски Pühtitsa. На нем до сих пор растет дуб, возраст которого ученые-дендрологи оценивают никак не меньше, чем в тысячу лет. По всей видимости, на этом холме у финно-угорских племен было место языческого поклонения.

Вот на нем, оправдывая русскую поговорку «свято место…», в XVI веке два эстонских пастуха увидели необыкновенную женщину, излучавшую неземное сияние. Не посмев обратиться к ней напрямую, эти пастухи сбегали в деревню за односельчанами и, вернувшись, на месте видения обнаружили икону Успения Пресвятой Богородицы. С этого момента Пюхтица стала не языческой, а почитаемой православной святыней.

Явление Пресвятой Богородицы на Пюхтицкой горе

На месте обретения иконы была построена деревянная часовня, в которой и пребывала чудотворная икона до момента начала строительства на этом месте православной обители.

Эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской

О том, чтобы это святое место приобрело приличествующий его статусу вид, очень радели князь Сергей Владимирович Шаховский, губернатор Эстляндии, и его супруга Елизавета Дмитриевна Шаховская. Их усилиями, в 1885 году на Богородицкой горе, возле дуба, где была обретена икона, построили деревянный двуглавый храм с колокольней, в стенах которого заключили часовню и почитаемую икону.

С этого года в Пюхтице образовался православный приход, который, как и везде, куда приходил свет Православной Веры, выполнял не только сакральные, но и просветительские, а также попечительские обязанности. В городе Йыхви, находящимся в семнадцати километрах от Куремяэ, были открыты приют для сирот, школа, больница, аптека. Все эти благотворительные заведения планировалось, после основания в Пюхтице женского православного монастыря, перенести поближе к нему.

29 апреля 1891 года Высочайшим соизволением Богородицкая гора была передана во владение Русской Православной Церкви. А 15 августа этого же года была открыта Пюхтицкая Успенская женская община. При ней действовали приют для сирот и лечебница.

Строительство Святых врат. На заднем плане первая Успенская церковь. 1892

За три года Пюхтица стала местом молитвенного поклонения и призрения убогих, ее популярность стала столь высока, что княгиня Е. Д. Шаховская ходатайствовала перед Св. Синодом о том, чтобы преобразовать общину в монастырь. Оно было удовлетворено 23 октября 1893 года. К моменту образования монастыря в нем проживали двадцать одна послушница, 22 воспитанницы приюта и две сестры милосердия.

Документальный фильм о Пюхтицком монастыре

Архитектурный ансамбль обители

Архитектурный ансамбль этой обители начал складываться в 1883 году. Автором его проекта выступил М.Т. Преображенский. Из-за сложностей рельефа и гидрологической обстановки (в момент образования монастыря местность была сильно заболочена) основные постройки были расположены в некотором отдалении от места обретения чудотворной иконы Успения Богородицы.

Ниже можно найти план и фото Пюхтицкого монастыря.

Схема монастыря

(1) Главный храм монастыря – пятиглавый Успенский собор. Он был построен в 1910 году, одним из жертвователей на строительство был св. праведный Иоанн Кронштадтский. Дорога, которая ведет к собору, проходит через арку ворот Святых врат (1895 год) – четырехугольной каменной постройки с шатровым верхом.

Успенский собор

(10) Справа перед входом в обитель находятся Святой дуб, где была обретена икона Богородицы, и (4) Николо-Арсениевский кладбищенский храм. Дальше за ней – Святой источник.

Справа — Святой дуб, слева — Никольский храм

За Успенским собором, где сейчас находится почитаемая икона Успения Пресвятой Богородицы, находятся еще два старейших здания обители:

(2) Симеоно-Аннинская церковь (1895 год), объединенная с трапезной.

Симеоно-Аннинская церковь

Деревянная Сергиевская церковь (3), у стен которой нашли упокоение супруги Шаховские – радетели и основатели монастыря.

Сергиевская церковь

Также в комплексе расположены: (5) Святые врата со звонницей.

Святые врата обители со звонницей

За все время существования обители она никогда не подвергалась гонениям, в ней ничего не разрушалось, а только дополнялось и украшалось. Не прекращалось в ней и богослужение. С 1986 по 1990 год в монастыре, радением митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (в последующем патриарха Русской Православной Церкви Алексия II), были построены:

(8) Дом для представительских целей.

(13) Монастырская гостиница для паломников (они находятся справа от Успенского собора, за Симеоно-Аннинской церковью).

Монастырская гостиница

(7) Крестильная церковь.

(6) Колокольня Сергиевской церкви.

Колокольня Сергиевской церкви.

Основной ансамбль обители обнесен каменной стеной с четырьмя башнями. В ней есть еще одни ворота, ведущие к часовне св. Николая.

Пюхтицкая обитель и св. Иоанн Кронштадтский

Св. праведный Иоанн Кронштадтский является одним из главных попечителей и радетелей обители. В принципе, она сама начала формироваться лишь после того, как он дал благословение на ее устроение княгине Е. Д. Шаховской и пожертвовал на это 200 рублей.

Он часто приезжал и надолго останавливался в Пюхтице. Именно благодаря его чудесному видению, был возведен Успенский собор. Святой Иоанн Кронштадтский очень любил этот монастырь. Известно его изречение, что от него до Бога всего три ступени.

Он также предрек: эта обитель будет стоять нерушимо, несмотря на то, что многие православные святыни будут уничтожены и осквернены. Это пророчество сбылось.

Сейчас в монастыре бережно сохраняют память об этом почитаемом русском святом. В монастырском музее можно увидеть его личные вещи и церковное облачение. Среди монахинь ходит немало книг, подписанных именно им. Они достались современным послушницам от своих предшественниц.

Паломничество в Пюхтицкий Успенский монастырь

Пюхтицкий Успенский Ставропигиальный (подчиняющийся только Патриарху РПЦ) женский монастырь открыт для посещения паломниками обоего пола. Вы можете приехать туда целенаправленно на богомолье или просто познакомиться с монастырем, как с одной из достопримечательностей Эстонии.

Программа пребывания в обители может быть светской, в ходе которой вы познакомитесь с архитектурным ансамблем, бытом, хозяйственным устроением, посетите музей, Святой источник, сможете купить то, что монахини делают своими руками в монастырской мастерской.

Все пребывающие в монастыре допускаются к службам в Успенском соборе. Для желающих принять Святое Крещение, действует крестильный храм. Обряд совершается по субботам и воскресеньям. Крестить можно и детей до 15 лет, и взрослых. Если у вас не христианское имя (Артур, Алина…) то выберите себе по святцам подходящее. Обладатели христианских имен таковыми и останутся.

Во время пребывания в обители, надо вести себя с приличествующим моменту благочестием. Женщинам обязателен строгий дресс-код: юбка ниже колен и платок. Мужчинам проще, им не запрещают ходить в шортах, майках с коротким рукавом и с непокрытой головой.

Как получить приглашение

Если Вы решили совершить целенаправленное паломничество в Пюхтицкий Успенский монастырь, то напишите письмо по электронной почте: kloster.ee@gmail.com, в котором сообщите:

  • Фамилию, имя, отчество латинскими печатными буквами.
  • Дату рождения (только цифры).
  • Серию и номер паспорта (только цифры).
  • Город проживания (латинскими буквами)
  • Консульский отдел, оформляющий визу.

Ответят вам на запрос в течение семи дней.

Кров и пищу во время паломничества можно получить прямо в монастыре. Денег за это с Вас не возьмут, хотя ответную вежливость, размеры которой никто не устанавливает, – пожертвование на устроение обители, примут с благодарностью.

Учесть надо лишь одно: в монастырской трапезной вы никаких особых разносолов не получите, а в дни постов меню будет вкусным, но особенно строгим. Про спиртное лучше сразу забыть.

Как приехать в Пюхтицу

Адрес 41201, Kuremäe, Эстония
Телефон +(372) 339 2124
Эл.почта
Официальный сайт

Добраться в эту обитель можно разными путями:

  • Из Москвы – сев на поезд Москва-Таллин, до станции Йыхви, а там, пересев на автобус №116 или поймав такси, добраться до Куремяэ.
  • Из Санкт-Петербурга – все тем же поездом или междугородним автобусом до города Йыхви.
  • С автовокзала Таллина автобусом до Йыхви и дальше автобусом №116.

Время в дороге — 3 часа.

Несмотря на то, что паломничество в эту обитель не обещает каких-то особенных развлечений, оно понравится вам просто каким-то непостижимым образом и запомнится надолго.

Как добраться

Селение Куремяэ находится в северо-восточной части Эстонии. Расстояние около 30 км отделяет его от российской границы. Автобусные маршруты, организованные из Таллина, действуют дважды в неделю. Кроме них к монастырю приезжают на междугородном автобусе, идущем в город Йыхви. Дальше поездка совершается на пригородном автобусе №116. Он совершает поездки к монастырю 8 раз за день.

Совершая путешествие в Эстонию на поезде, например Москва-Таллин, выйти нужно на станции Йыхви.

Интерес к монастырю возрастает с каждым годом. Несмотря на то, что количество женщин, решивших посвятить ему свою жизнь, сокращается, заведённые условия, порядок, ритуальные действия не меняются. Древнее пророчество о его вечной жизни на Святой горе Эстонии продолжает сбываться.

Фото

Каждый раз когда Йоссин отец оказывается в Ида-Вирумаа, он совершает паломничество в Пюхтицу — женский православный монастырь со святым источником. Собственно именно последний является для него магнитом притяжения. Там можно искупаться в купальне, а купаться он любит. Вот и в последний свой приезд (было это, правда, уже больше месяца назад, но август меня буквально сожрал) он тоже ожидаемо предложил туда поехать.

К православному монастырю в Эстонии — стране традиционно лютеранской — можно относиться, наверное, по-разному. Но нельзя не признать: для Ида-Вирумаа он уже давно стал одной из жемчужин, притягивающих многочисленных туристов и паломников. Когда мы там были, на парковке стояли автобусу с латвийскими и российскими (московскими) номерами. Слышалась русская, эстонская, немецкая речь. Ну а сами эстонцы, насколько я могу судить, вообще люди довольно терпимые. Не мешайте им и молитесь тогда хоть самому черту.

Правда, в официальной эстонской историографии Пюхтицкий монастырь, основанный стараниями эстляндского губернатора Шаховского и его жены, неразрывно связан с периодом насильственной русификации Эстонии. Князь Шаховской, кстати, похоронен здесь же в монастыре. Его могила:

Но тем не менее сейчас Пюхтицкий монастырь входит во все туристический путеводители. Да и сами эстонцы с удовольствием его посещают.
Пюхтицкий монастырь находится в деревне Куремяэ в 20 км от Йыхви. Из Йыхви сюда легко добраться на уездном автобусе.
По легенде монастырь был построен на том месте, где крестьянам явилась Богородица и где после ее явления была найдена икона. Само это место с давних времен почиталось эстонцами как святое. Не случайно и название Пюхтица — püha по-эстонски святой. В общем, языческий бэкграунд пришелся весьма кстати, как это часто бывает в христианстве.
Дуб, возле которого была обретена икона, до сих пор жив. Говорят, надо загадать желание и обойти его три раза, что мы и сделали.

Часовня на месте явления Богородицы была построена местными жителями аж в 16 веке. А вот сам Пюхтицкий монастырь появился только в конце 19-го.

Не уверена в точности, но, кажется, это был единственный действующий монастырь в Советском Союзе. Помню, где-то читала эту информацию, но сейчас не смогла ее найти.
Монастырь сам по себе очень красивый. Даже если вы далеки от религиозных чувств, как я, все равно стоит увидеть его своими глазами.

Довольно интересно так близко соприкоснуться с монастырской жизнью. Пока ходишь по территории, постоянно видишь передвигающихся по делам монахинь. Вся территорию монастыря открыта для посещения. Но обращайте внимания на таблички — уважайте приватность чужой жизни.

Хозяйство в Пюхтице большое и крепкое. Схема монастыря:

Монастырь расположен на горе и окружен добротной стеной из валунов, из которых построены многие православные храмы на юге Эстонии и в Причудье.
На территории монастыря разбиты цветники (как-то мало у меня оказалось фотографий цветов на этот раз, но поверьте, там всегда райский сад).
Жилые и хозяйственные постройки в основном деревянные. Все они в прекрасном состоянии. Без ужасных пластиковых стеклопакетов. Не знаю, следит ли за этом какой-то архитектурный орган надзора или просто у монахинь прекрасный вкус.Как бы то ни было ходить по монастырю сплошное удовольствие для истеразнной ужасами российской реновации души.
Есть и более поздние кирпичные здания. Это дом для представительский целей был построен в Советские годы при непосредственном участии Алексия II, уроженца Эстонии.
Хозяйственные постройки включают гараж.
Пасека с ярко окрашенными ульями
А где-то в стороне есть еще скотный двор
Для гостей построено несколько гостиниц. Паломников и просто туристов здесь действительно много.
Можно переночевать и в обычном мирском хостеле непосредственно в Куремяэ. Кстати, около этого хостела сидит мастер, продающий берестяные изделия — всевозможные туески, браслеты, обереги, детские игрушки и погремушки. Жаль, что мой Йосся уже вырос для них. Хотя подарку — маленькому берестяному кубику с горошинками внутри — он, конечно, все равно был очень рад.
Думаю, что очень интересно и познавательно походить по монастырю с монахинями. Такая возможность есть.
Большие круглые поленицы — один из символов Пюхтицкого монастыря.
Монастырь постоянно развивается. Обратила внимание, что площадь перед главным храмом сейчас вымощена камнем, а не плиткой, как несколько лет назад. Рядом с круглым поленицами возводится какое-то новое здания. За оградой появились ветряки — наверное, они тоже монастырские.
Святой источник, где когда-то древние эсты совершали жертвоприношения, находится за пределами монастыря. К нему ведет булыженная дорожка.
Здесь можно набрать воды и окунуться в купеле.
Если вы забыли тару под воду, не страшно. Бутылки разного объема можно приобрести у торговцев около парковки. Там же можно перекусить, купить мед, рыбу и всякие туристические безделицы.
В общем, лично я в Куремяэ ездить люблю. Место это хоть и религиозное, но, по-моему, довольно доброжелательное и к простым туристам.

Tags: Ида-Вирумаа, Пюхтицкий монастырь

Проповедь митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения в Пюхтицком монастыре 1 июля 2020 года

Ваше Преосвященство, досточтимая Матушка игуменья, сестры святой Обители, дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы празднуем день Сретения Пюхтицкой иконы Божией Матери, именуемой «У Источника». За всю двухтысячелетнюю историю Пресвятая Богородица неоднократно являла Свою милость народам, государствам, отдельным городам и весям. Пюхтицкий монастырь расположен на месте дивного явления Царицы Небесной в XVI веке. История Пюхтицкой иконы Божией Матери «У Источника» связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Проповедь митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения в день памяти святой блаженной Екатерины Пюхтицкой 5 мая 2020 года

Христос Воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сейчас продолжаются дни пасхальных торжеств и мы прославляем Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Сегодняшний день является особым для Пюхтицкого монастыря, потому что прославляется великая угодница Божия – блаженная Екатерина Пюхтицкая, которая подвизалась в святой Обители.

Не сохранилось до наших дней подворье Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Ревельское монастырское подворье почти ровесник монастыря — оно упоминается уже в 1894 году, ровно через три года после основания Пюхтицкой обители, когда одна из благотворительниц, жительница города Ревеля, принадлежавшая к купеческому сословию Пелагия Ермиловна Басаргина пожертвовала монастырю свой деревянный двухэтажный дом на Шубинской (с 1923 Реймани, с 1957 Анвельди, теперь опять Реймани) улице с прилегающими к нему садом и земельным участком. Вскоре здесь было устроено монастырское подворье, преследовавшее также миссионерские цели. На земельном участке была возведена небольшая деревянная церковь в честь св.великомученицы Варвары и преподобной Пелагии, освященная в 1896 году архиепископом Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым). Богослужения здесь совершались подобно монастырским уставным службам, читали и пели за богослужением сестры монастыря.
В 1898 году к храму был рукоположен священник Александр Зыбин, и начались регулярные службы, собиравшие множество прихожан, которых уже не мог вместить маленький деревянный храм, и начался сбор средств на сооружение нового. В числе других деньги пожертвовал также святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский. Строительные работы начались летом 1899 года, и уже 11 сентября 1900 отец Иоанн Кронштадтский, почетный председатель строительного комитета, совершил чин основания храма и заложил первые камни. Через два года храм был выстроен и освящен 22 сентября 1902 года Преосвященным Епископом Рижским и Митавским Агафангелом (ныне святитель, исповедник, митрополит Ярославский) в сослужении святого праведного отца Иоанна Кронштадтского.
Храм был построен по проекту Петербургского епархиального архитектора Н. Н. Никонова в русском стиле. Он строился высоким, просторным и светлым, имел вид шатрового храма подобно храму Василия Блаженного в Москве: открытый главный купол, восемь боковых главок и высокая колокольня. Храм был двухэтажным: на первом этаже разместились трапезная, просфорня и в послевоенное время также келии инокинь, на втором — трехпридельный храм. Колокола отливались на заводе П. И. Оловянишникова в Ярославле. Главный престол был освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, левый придел — в честь преподобной Пелагии, св. равноапостольной Марии Магдалины, преподобного Иоанна Рыльского и св. Василия Блаженного, правый же использовался как ризница. Вмещал в себя храм около 500 человек. Иконостасы были вырезаны из светлого дерева в мастерской известного санкт-петербургского резчика П.С.Абросимова, впоследствии он изготовлял иконостасы и для монастырского Успенского собора. Иконы в основном были написаны в монастырской иконописной мастерской.
Сохранилось подробное описание, составленное одним из усердных прихожан храма Иваном Спиридоновичем Столейковым, которое позволяет нам представить внешний и внутренний вид этого храма. Пол в храме был выложен разноцветными плитками красивым рисунком и устилался коврами и дорожками. Четыре большие изразцовые печи отапливали весь храм, а на хорах была особая печь. Множество окон, больших и малых, давали обилие света, внутреннее убранство и большое количество икон производило светлое и радостное впечатление на людей, посещавших храм. Люди так и запомнили храм светлым, просторным и уютным. Из храма через боковую дверь возле свечного ящика можно было спуститься в подвальное помещение, где в послевоенные годы обитали сестры, или подняться наверх, на второй этаж, к просторным хорам и на колокольню. Весь участок подворья со стороны Шубинской улицы был обнесен высокой каменной стеной с главными воротами посередине, остальная территория также была ограждена высокой деревянной оградой со вторыми воротами, через которые проходил крестный ход на Пасху. Здесь же, возле дома подворья, располагались большой фруктовый сад и огород.
Особо почитаемой святыней Введенского храма подворья была икона Божией Матери «Скоропослушница», перед этим образом постоянно совершались молебны и еженедельные акафисты, люди с благоговением и верою молились к Скорой Помощнице всех требующих помощи и заступления. В богослужениях по возможности соблюдался чин монастырских служб, только по воскресным дням и большим праздникам пел смешанный любительский хор под управлением регента, а в будничные дни всегда пел хор монахинь, в чтениях церковных также принимали участие монахини с уставщицей. Все напоминало здесь о монастыре — и пение монахинь, и одежды сестер. Все послушания по церкви выполняли сестры, их было до 12 человек. Во главе стояла заведующая подворьем (в последние годы — монахиня Евфалия), которая была в подчинении игуменьи монастыря, находившегося на расстоянии около 200 км от Таллина. Обычно на подворье служил один священник, без дьякона. Из треб часто служились панихиды и отпевания, крестины в довоенное время на подворье не совершались.
Во время Второй мировой войны в пожаре 1944 года сгорел дом подворья, пострадали малые купола храма, но тем не менее церковь оставалась украшением города. После войны храм был внесён в число памятников архитектуры. В 1953 и 1955 годах был произведён качественный ремонт.
Неожиданно в мае 1959 года епископ Таллинский и Эстонский Иоанн (Алексеев) получил предписание от советских властей ликвидировать подворье под предлогом необходимости проложить улицу Гонсиори. 21 июля 1959 года Таллинский горисполком издает приказ закрыть церковь. Верующие пытались обращаться к властям с просьбой сохранить храм действующим, однако прошения эти не были приняты во внимание, ходатайства отклонили. В ноябре прекратились богослужения. 16 января 1960 года начался снос храма. Так готовились отмечать XX годовщину Эстонской ССР. Известно, что одобрение из Москвы местная власть получила уже после сноса памятника архитектуры. На месте храма теперь стоит магазин «Каннике».
Последним духовником Пюхтицкого подворья в Таллине был протоиерей Валерий Поведский, духовный сын Алексия и Сергия Мечёвых. Он был назначен священником подворья в 1947 году и служил здесь до момента его закрытия в 1959 году. Это был истинный пастырь, к которому можно было прийти в любое время дня и ночи: забывая об усталости, он готов был отправиться в любой конец города, где его ждали люди и где была нужна его помощь. Все знали, что отец Валерий очень любил служить — служил много и часто и всегда строго по уставу, без сокращений, не пропуская ни одного слова.
Вот выдержки из Из «Слово прощального при оставлении Введенского храма Пюхтицкого подворья в Таллине» духоносного пастыря протоиерея Валерия Поведского:
«Самое главное утешение как в этом случае, так и во всех скорбных обстоятельствах нашей жизни — это вспомнить о Боге, ибо написано: «помянух Бога и возвеселихся». Это первопричина всего, ведущая нас ко спасению Своим божественным Промыслом. … Какие бы ни были причины того, что мы должны в данный момент лишиться возможности собираться для молитвы в этом чудном и родном для нас храме, мы должны знать, что вторые и третьи причины не стали бы действовать, если бы не позволила того Первопричина — Бог. (…) Какими бы ни были те благие цели, в жертву которым приносится возможность нашей молитвенной семьи собираться под кровом сего святого храма, под покровом Пресвятой Богородицы и святых сего храма, нами это переживается как великая утрата, как большая скорбь. (…) Нанося нам эту скорбь, Господь подвизает нас на покаяние. Подвизает к покаянию и всех, всю Церковь Свою. Возблагодарим Господа, что, долготерпя, оставляет нам время на покаяние. Начнем это покаяние словами благоразумного разбойника, скажем: «достойное по грехам нашим восприемлем». Будем это покаяние усиливать и продолжать, будем стучать покаянием в двери милосердия Божия, да продолжит Он милость Свою к нам. Да даст нам до конца дней наших посещать храмы Его святые и приносить мольбу и благодарение за жертву, которую Господь принес на алтаре крестом. (…) Простим и друг другу все, чтобы с миром Христовым выйти из храма сего. С миром изыдем о имени Господнем! Будем помнить, что всякое возмущение, даже смущение, не обретается в числе добродетелей. Как при гробе близкого умершего разрешаем плакать, но запрещаем роптать и возмущаться, так и сейчас разрешаю плакать, но тихо и смиренно! Как гроб близкого собирает и часто примиряет враждовавших, так это прощание с храмом да примирит всех нас. С миром изыдем и с миром и покаянием пойдем в другой храм.» (4 октября 1959 г., в неделю по Воздвижении, в отдание сего Праздника).
Когда Введенский храм в 1959 году был закрыт, а в 1960 году разрушен, весь инвентарь и иконы, в т. ч. Святой Образ Божией Матери «Скоропослушница», были вывезены на склад. Икона «Скоропослушница» очень почиталась в Таллине, перед ней часто совершались молебны. Протоиерей Валерий Поведский свидетельствовал, что благодатная сила исходила от этого Святого Образа. Надпись на обратной стороне иконы гласит: «Икона сия писана и освящена на св. горе Афонской в Русском св. Великомученика и Целителя Пантелеймона Монастыре, от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям, в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовью прибегающим к Всеблагой Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред пречистым Ея образом. 18… г». В конце 1960 года будущий таллинский митрополит, а тогда священник Вячеслав Якобс выкупил эту икону со склада, и она хранилась у него дома и использовалась в домашнем иконостасе до 2014 года. 25 июня 2014 года икона Божией Матери «Скоропослушница» была торжественно перенесена в новый храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в районе Ласнамяэ, где стала главной святыней этого храма.

Подворье Свято-Успенского Пюхтицкого Успенского женского монастыря

Архитектор: Бланк К. И.
Построен: 1762
Адрес храма: 103031, Москва, ул. Рождественка, 15/8 (м. «Кузнецкий мост», «Лубянка»).
Телефон храма: (495) 628-32-28, 742-05-00
Престолы: главный — Благовещения Пресвятой Богородицы,
приделы — свт. Николая,
приставной — свт. Алексия;
Усекновения главы Иоанна Предтечи;
прп. Сергия Радонежского;
Успения Божией Матери;
свт. Димитрия Ростовского.

История: Храм свт. Николая Чудотворца построен в 1762 — 1781 гг. на средства владельцев соседней усадьбы гр. И. И. Воронцова по проекту архитектора К. И. Бланка.

В начале XVII в. на этом месте находился «Убогий дом», а при нем деревянная Никольская церковь, замененная около 1657 г. на каменную.

Позже, с 1677 г., когда на этом месте размещалась слобода, заселенная звонарями колокольни «Иван Великий», церковь стали именовать «у Николы в Звонарях».

Существующий храм сооружен в стиле барокко и состоит из двухпридельного храма: главный — Благовещенский, приделы — Никольский и Иоанно-Предтеченский, с апсидой; двухпридельная трапезная: престолы — Сретения Господня и свт. Димитрия Ростовского. Трапезная, колокольня и ограда построены в начале XIX в. Небольшие пристройки, примыкающие к колокольне, сделаны в конце XIX в.

Храм закрыли в 1933 г.

До последнего времени здание принадлежало Московскому архитектурному институту.

Подворье Пюхтицкого монастыря учреждено в мае 1994 г. Интересен монашеский хор, который поет Пюхтицким распевом.

Святыни: чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших», икона Успения Божией Матери.

В половине восьмого вечера в храм заглядывает один из последних лучей заходящего солнца. Широкий и неожиданно тёплый, он в одно мгновение успевает вызолотить киот и до сияния отполировать серебряный оклад старинной иконы Преображения Господня, а потом устремляется наискосок прямо к чудотворной иконе Успения, напоследок осветив огромный, в человеческий рост, букет цветов, благоухающий перед главной храмовой иконой всем пюхтицким «разноцветьем» и, в особенности, невероятной красоты лилиями, белыми, розовыми и лиловыми, аромат которых чувствуется и на другой половине храма, где стоим мы с детьми.

Икона Успения Пресвятой Богородицы в Ильинском скиту

Через несколько минут луч солнца, на прощание скользнув по гранитным ступеням собора, погаснет. Солнце скроется за одну из многочисленных туч, которые весь день похаживали над эстонским местечком Куремяэ, то и дело проливаясь на головы сестёр и пока ещё немногочисленных паломников сильным и резким кратковременным ливнем.

Монастырю 123 года, каждый год монахини мхом выкладывают новые цифры

Основная часть паломников приедет в монастырь в субботу, мать Игнатия сказала нам, что на традиционный Успенский крестный ход из Васкнарвы в Куремяэ записалось около тысячи человек.

Начало Успенского крестного хода

Во всех монастырских помещениях, включая чердаки гостиниц, и даже в храмах готовят места для ночлега. В этот раз мы сумеем пройти лишь четвёртую часть пути, первые восемь километров до остановки в селе Яама, и девятилетний Ваня, который в прошлый раз, два года назад, основную часть крестного хода проехал на сопровождавшем шествие монастырском микроавтобусе, даже скажет с некоторым сожалением:

– У меня только стопы устали, а сам я не устал! Если заменить стопы, я бы еще столько же прошёл.

Крестный ход на первом переходе

Солнце вернётся в Успенский собор рано утром в субботу, к началу полунощницы, словно обойдя храм вокруг. Сноп света появится с восточной стороны и через высокие окна алтаря пройдёт над царскими вратами и дотянется до свечной лавки в противоположном углу, чтобы к херувимской песне, по мере восхода солнца, собрав мельчайшую взвесь пыли по всему храму, остаться в алтаре. В отвесном солнечном луче, который займёт всё пространство алтаря, будет плавать уже не пыль, а клубы фимиама, а на охваченную сиянием оконную раму будет больно смотреть, пока наконец священник не задёрнет светло-бежевый полог над царскими вратами…

Вечернее богослужение в пятницу совсем короткое – не больше двух часов. На правом клиросе поёт хор из троих монахинь. Под высокие своды Успенского собора уносится негромкое: «алчущия исполни благ и богатящиеся отпустил тщи».

Сегодня служит иеромонах из Псково-Печерского монастыря. Он медленно обходит храм, кадит перед каждым образом. Чуть дрожат от движения воздуха огоньки свечей перед большой иконой Владимирской Божией Матери. Высокая послушница в остроконечной «связочке», неслышно скользя по храму, протирает стёкла образов и тушит на подсвечниках огарки свечей. Такие связочки, которые не увидишь больше ни в одном монастыре, послушницы получают не сразу.

Сначала новых сестёр благословляют носить тёмное платье, ряску и платок с открытым лбом, потом разрешают закрыть лоб, после – благословляют ношение чёток и связочки или, как здесь ещё называют этот необычный головной убор, «колпачка». Следом сестёр постригают в рясофор, вручают рясу и камилавку. Это иноческий постриг, при котором послушница изменяет имя. Многие инокини до самой смерти живут в монастыре без пострига в мантию.

Послушница обители

– А кто такие богатящиеся? – шёпотом спрашивает Ваня.

Немного подумав, Маша отвечает:

– Это те, которые думают, что они богатые, а у них ничего нет.

В восемь над свечной лавкой мелодично бьют часы, и служба заканчивается. Такие часы с боем в обители повсюду: в Успенском соборе и в Ильинском храме в скиту, в коридорах и трапезных монастырских гостиниц, в покоях Игумении Филареты.

Сама Игумения весь день в трудах: то руководит ремонтом в гостинице, то распоряжается организацией размещения паломников, то поёт на клиросе или беседует с прихожанами в храме. Но мы знаем, что она обязательно найдёт время, чтобы и с нами, как и два года назад, пообщаться.

Это лето в Эстонии выдалось необычайно жарким, местные жители даже купались в традиционно холодном Финском заливе. А сейчас, в конце августа, природа берёт своё: в течение последней недели столбик термометра не поднимается выше семнадцати-восемнадцати градусов и постоянно идут дожди.

Но после службы – небеса чистые, и мы идём гулять по обители. Вон знаменитые пюхтицкие поленницы, заострённые, как связочки новоначальных сестёр, а вот могила покровителей монастыря эстляндского губернатора князя Сергея Шаховского и его супруги княгини Елизаветы, которая пережила мужа на сорок пять лет и в последние годы проживала около монастыря. В музее обители любовно хранится вышитая княгиней прекрасная скатерть с назидательными поговорками: «Не всё сбывается, что нам желается», «Бойся Всевышнего, не говори лишнего», «Толк да лад, в том и клад».

Стол с различными подарками и святынями, застеленный вышитой княгиней Шаховской скатерью

Внутренняя жизнь монастыря надёжно скрыта от постороннего глаза. В обители сто десять сестёр, ещё шестеро – в Ильинском скиту в Васкнарве. В этом удалённом от крупных городов монастыре на северо-востоке Эстонии нет газового отопления, котельная работает на жидком топливе, а печи до сих пор топятся дровами. Большинство пожилых монахинь с грыжами: ещё совсем недавно приходилось пилить дрова двуручной пилой, грузить на сани и везти в монастырь. Сестры и пахали сами, и сеяли, и воду от источника на коромысле носили. Послушания на скотном дворе и на кухне – тоже не из лёгких.

Пюхтицкие поленницы

– Кто много трудился, легко умирает, – рассказывает нам знакомая монахиня. – Иная сестра ещё вчера в бане парилась, утром в храм сходила, причастились, а вечером её не стало. Тем же, кто нёс легкие послушания, приходится потерпеть, поболеть, посмиряться.

В монастыре издавна живут немецкие овчарки, которые сторожат территорию обители по ночам. Куда ни пойдёшь в Пюхтице, обязательно встретишь кошку. «Как же, на земле живём, мыши повсюду», объясняет нам любовь к домашним животным мать Игнатия, но, глядя на умиротворённые и холеные кошачьи морды, понимаешь, что кошек здесь ценят не только за приносимую ими пользу.

Этому коту явно не до мышей

Иногда в Пюхтицу приезжают высокие гости, как церковное, так и светское начальство. Посмотрев на монастырский быт, многие вздыхают, что сёстры как-то бедненько живут. А пюхтицких монахинь это только удивляет:

– Почему же бедненько? Нам всего хватает. Атмосферу люди создают, а не стены.

Да, в Пюхтице радушно и хлебосольно принимают каждого гостя, независимо от вероисповедания. Сюда едут лютеране и католики со всей Прибалтики, и многие принимают православие. В Пюхтице проходят конференции и чтения, хотя зал в доме для представительских целей невелик и не приспособлен для многолюдных собраний. К святому источнику, к освященному дубу, на кладбище с могилами игумений, монахинь и благотворителей монастыря приезжают не только русскоязычные эстонцы: обитель притягивает к себе тысячи людей отовсюду, пожалуй, лишь россиян немного – визовый режим. В каждом уголке благоухают прекрасные цветы.

На кладбище: у послушницы Елены Блаженной всегда есть посетители

Могила игумении Варвары, строительницы монастыря, всегда в цветах

Но я давно заметил другое: пюхтицкие насельницы всегда улыбаются. Паломнику, который, подобно нашей семье, приехал поклониться святыням обители на несколько дней, не всегда заметен тяжёлый труд сестёр, но ещё более прикровенна молитвенная жизнь монастыря, тот источник сил, вдохновения и радости, который оставляет на лицах пюхтицких монахинь нездешний свет.

Нам с детьми в этих стенах и с этими людьми тепло и уютно. После ужина мы выходим посмотреть на звёзды, еле различимые на чёрном небе. Пора спать, завтра нас ждёт новый интересный день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *