Монастырь это в древней Руси

С середины мая его перевозили из монастыря в монастырь, а 17 июля 1667 года был вынесен окончательный приговор собора о «расколоучителях», и последовало пятнадцатилетнее «сидение» его в срубе и в земляной тюрьме.

С каторгой неразрывно связано понятие и формирование специальных войск, необходимых для охраны государевых преступников, которых ранее просто убивали. И, как ни странно, но сохранение жизни и судебная защита простому человеку произошли в период правления «Грозного царя», который прекратил единоличный боярский суд. Ранее же подобной «привилегией» пользовались только высокородные «граждане» на Руси.

Законодательство древнерусских княжеств основывалось на «Законе Русском», обычном праве восточных славян и Древнерусского государства в 9−10 вв. «Закон Русский» частично отражен в договорах Руси с греками от 911, 944 и в Русской правде. Содержал нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права.

Русская Правда — свод древнерусского права. Включает отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защита жизни и имущества княжеских дружинников и горожан; положение зависимых людей, обязательственное и наследственное право и т. д. Три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Списки 13−18 вв.

Специальные люди для охраны преступников потребовались после того, когда, помимо внешнего «супостата», появился враг внутренний — каторжник, которого необходимо было охранять. Охраной же первых опальных бояр занимались монастыри, в которых высокородные «преступники» содержались под охраной монахов.

Патриарх Филарет, например, за развратную жизнь приказал сослать на Белое море, в Корельский монастырь, боярского сына Нехорошку Семичева, держать скованного в хлебне и кормить одним хлебом. В таком положении несчастный узник должен был находиться до смерти. Шуйский сослал в Иосифов монастырь князя Ивана Хворостинина, а затем патриарх Филарет приказал сослать его в Кириллов монастырь.

В России монастыри появились при Ярославе Мудром, когда в 1062 г. был основан Киево-Печерский монастырь. До середины XV в. было основано 180 монастырей, в ХV-XVI вв. — 300 монастырей, которые в основном имели особые функции — в качестве военно-фортификационных сооружений, и являлись крепостями, способными выдерживать осаду противника на важных направлениях для охраны границ государства.

Это хорошо проиллюстрировано в истории, когда Борис Годунов со своим «гуляй городом» маневрировал вблизи вооруженного пушками монастыря. О том, что монахи были боеспособными и обученными ратному делу людьми, говорят исторические факты: «Осада Ясногорского монастыря во время польско-шведской войны. Версия о значении обороны Ченстоховы» была создана приором монастыря Августином Кордецким в книге «Новая Гигантомахия», вышедшей в 1658 году.

Монашеская община Сергия Радонежского на Куликовом поле была представлена монахами Александром Пересветом и Ослябей. Поединок же Александра Пересвета с Темир-мурзой (Челубеем) и гибель обоих говорит о том, что монах был подготовлен и владел оружием, воинскими приемами и навыками ничуть не хуже прославленного татарского богатыря.

Троице-Сергиевская лавра выдержала осаду войска гетмана Сапеги в 1608—1610 гг., оттянув на себя значительное количество польских войск в «смутное время». Под защиту монастырских стен уходили местные крестьяне во время набегов и войн, «церковная десятина» обеспечивала запас продуктов питания обороняющейся братии в случае осады. И в данном случае игумен монастыря часто являлся единственным представителем власти, подчинявшим себе всю организацию обороны.

В этих же монастырях содержали опальных князей и бояр под охраной монахов, способных отбить нападение родственников «осужденных». Первыми монастырскими «сидельцами», по всей видимости, были родной брат князя Ярослава Мудрого и новгородский посадник Коснятин, которых пятый по счету русский князь «гноил в местах отдаленных».

История Соловецкого монастыря: во время Соловецкого бунта борьба с мятежными старцами превратилась в настоящую войну, в которой монахи успешно выдерживали осаду регулярных войск более 8 лет. В начале мятежа в монастыре находилось 673 человека, а к началу последнего штурма — не более 350. Около 100 соловецких сидельцев погибли при взятии обители, а из взятых в плен 62 старцев 28 были сразу же казнены.

После этого стало понятно, что доверять монастырским насельникам охрану государственных преступников полностью нельзя. И в государстве для врагов внутренних потребовалась внутренняя, особая полицейская служба, и, как «ни прискорбно» об этом сообщать, первым подразделением, несшим официальную внутреннюю службу, стали опричники, в числе которых был и будущий царь Борис Годунов.

Монастыри Соловецкий, Печенский, Устюжский, Спасо-Прилуцкий снабдили Скопина деньгами для уплаты шведам, которые брали на себя обязательства помогать русским войскам в войне с Польшей.

Монастыри собирали деньги и для формирования народного ополчения князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.

Монастыри служили не только местом «отсидки», но были и убежищем. В монастырях прятали княжеских детей во время междоусобиц. Так, во время «свары» Василия Темного и Дмитрия Шемяки в монастыре прятали великого князя Ивана III. В Троице-Сергиевом монастыре скрывался от стрелецкого бунта Петр I, добиваясь своего воцарения.

Теги: Российская Империя, преступность, Русь, интересный факт, монастырь, история

Летопись

Оригинальная русская литература возникла примерно в середине XI века. Многие из древнейших русских произведений не вписывались в каноны жанров, которые пришил к нам из других стран. Невозможно найти среди переводных произведений точное соответствие жанру русских летописей, «Поучение Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника»… И хотя эти произведения не были культовыми, богослужебными, они уже не могли стоять вне христианской традиции, христианской истории, а поступки людей и явления жизни в этих произведениях не могли не проверяться евангельскими заповедями.

Летопись – жанр древнерусской литературы, древнерусской, и только. Это был один из первых оригинальных жанров русской литературы, а завершилось летописание в XVIII веке, с завершением древнерусского периода литературы. Летописи немного напоминают византийские хроники. Как и хроники – и это исторические повествования о днях прошлых и рассказ о современных событиях. Хроникер, а часто и летописец начинают рассказ с древних библейских времен, с самого начала, от сотворения мира.

Отличие летописи от хроники состоит в том, что в хронике события располагаются по царствованиям, а летописи – по годам. Для летописца важна не продолжительность правлений, а последовательность событий. Каждая летописная статья начинается словами: «В лето…», а затем называется год от сотворения мира и излагаются события этого года.

В летописи нет сюжетного изображения событий, нет интриги, нет в целом связного рассказа об истории. Есть только отдельные факты и отдельные рассказы об отдельных же событиях5.

«Система изображения течения исторических событий у летописца есть следствие не «особого мышления», а особой философии истории6″, — писал Лихачев. Летописец описывает весь ход истории, а не соотнесенность событий. Он описывает движение фактов в их массе. Он показывает «суетность» истории.

В летописи отражались различные формы устной речи. Например, краткие речи, с которыми обращались князья к своим дружинам перед битвой, свидетельствуют об умении в немногих словах выразить емкое содержание ободрения и воодушевления воин.

Летописец, как правило, монах, не мог жить вне христианского мира, христианской традиции. Конечно, летописец не мог рассказать о событиях прошлого по собственным впечатлениям, поэтому переписывал старые, более ранние летописи и дополнял их рассказами о своем времени. Чтобы труд его не стал непомерно большим, приходилось какие-то события пропускать, другие – пересказывать своими словами. В отборе событий летописец вольно или невольно предлагал свой взгляд, свою оценку истории.

Крупнейшим центром летописания XI-XII вв. был Киево-Печерский монастырь, значительный в те времена очаг русской культуры и просвещения. Летописцы Киево-Печерского монастыря создали обширные летописные своды – драгоценные свидетельства прошлого русской земли.

Так, древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет». Составил ее монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII века. События летописи разворачиваются между двумя братскими соглашениями, попытками установления любви и мира и нарушении этого согласия. Нестор говорит, размышляет о значительных событиях в истории Руси: о крещении, о войнах, о победах и поражениях, праздниках, скоморохах, кудесниках. Обращается он к народным сказкам, легендам. От поэтических преданий переходит к деловым переговорам Руси с Константинополем, от житийного повествования о Борисе и Глебе – к военной повести.

Один из замечательных литературных памятников Киевской Руси – «Печерский патерик», собрание биографий наиболее монахов Киево-Печерского монастыря.

Ипатьевский свод позаимствовал условное название у одного из монастырей Костромы и хронологически связан с первым десятилетием XV в., но существуют более поздние редакции, известные под разными названиями и иногда существенно различающиеся по содержанию. И тут специалисты выделяют разные ранние источники. Считается, что главной основой стал свод XIII в. созданный в юго-западных русских районах и потому содержащий много сведений о Галицко-Волынском княжестве. В свод включена третья редакция Повести временных лет, а также исторические сведения до 1292 года; до 1200 г это в основном киевские события, а потом галицко-волынские.

Немаловажную роль в изучении древней Руси, разумеется, имеют и летописи из других мест; при этом стоит подчеркнуть их исключительное обилие. Летописное искусство развивалось еще веками, вплоть до XVI в., при чем в период раздробления и татаро-монгольского ига география записей сужалась, а их содержание посвящалось местным событиям. Так было в старейших летописных центрах, в Киеве, в Суздале, Галиче, то же произошло в Ростове Суздальском, Пскове и Твери, а потом и в Москве.

Все это разнообразие тем, событий, жанров служит определенной цели – помогает летописцу рассказать об истории Руси как пути от тьмы к свету – от язычества к христианству. На исторические события летописец смотрит с точки зрения христианской морали, видит в истории и делах людей борьбу дух начал – света и тьмы, Бога и дьявола.

Небесное в летописи едино с земным: к Богу с молитвой обращается летописец, с Ним чувствует постоянную связь, от Него ждет помощи в труде. Христос присутствует для летописца в каждом миге земного бытия7.

Вечное в летописи дано в аспекте временного. Чем сильнее подчеркивается временность событий, тем больше выявляется их вечный и вневременной смысл. Чем чаще летописец напоминает о быстротечности и мимолетности бытия, тем медленнее и эпичнее летописное изложение. Время подчинено вечности. В летописи все события подчинены ровному и размеренному течению времени8.

До XVII века несомненной оставалась для русского историка зависимость событий земных от высших небесной воли. Но авторы XVII века гораздо реже, чем летописцы прошлых веков, обращаются в своих книгах к событиям библейской истории, проводят с ними параллели, видят связь. И летописные повествования начинают не с давних библейских времен, как раньше водилось, а с событий самого недавнего прошлого. И тем разрушаются прежние правила летописного повествования. А вскоре завершается бытование и самого жанра летописи.

В новое время отдельно напоминают летописные многотомные истории XVIII-XIX веков, написанные В.Н. Татищевым, Н.М. Карамзиным, В.О. Ключевским, С.М. Соловьевым… Начинают историки рассказ с древних времен Руси, включают в свой труд и известные им летописные рассказы. Но излагают их уже по-своему, исключают вечный план событий – обращение к библейской истории, молитвы, оставляют – временный, проходящий, конкретный. История в их изложении – это чреда безвозвратно промелькнувших событий.

Историческое время изображено вне христианского закона, течет по законам жизни общества. Земная история – история общественная. Человек здесь – в центре исторического движения, успехи и поражения людей не зависят от воли Бога. Распалась связь земного и небесного, вечного и временного. Распался космос древнего летописца, на смену ему пришел иной образ мира – историка нового времени.

Таким образом, летописание продержалось на Руси и в России очень долго, хотя не вечно. С XVI в. стали развиваться и другие формы исторических записей, но еще в следующем столетии создавались летописи, особенно в Сибири. А в Новгороде они возникали даже в XVIII веке.

Самый древний монастырь в России

Первое упоминание о самом городе Муроме в «Повести временных лет» относится к 862 году, а о Спасо-Преображенском монастыре – к 1096 году. Однако есть все основания полагать, что он был заложен еще раньше, во времена княжения благоверного князя страстотерпца Глеба.

Получив в удел от своего отца великого князя Владимира Красное солнышко Муром, юный князь Глеб Владимирович, приехал сюда не просто княжить, а с целью обратить местное население в православную веру. Он не встретил радушного приема у муромлян и был вынужден поселиться за пределами города. Глеб Муромский построил свою резиденцию на берегу реки Ушня в двенадцати верстах от города, а на высоком берегу Оки устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, и затем – монашескую обитель.

В 1015 году Глеб и его брат Борис были вероломно убиты, а на Руси началась эпоха кровавых междуусобиц. Но и в такое тяжелое время Спасо-Преображенский монастырь продолжал оставаться центром православия на муромской земле.

Благодарность Ивана Грозного

Новое упоминание о Спасо-Преображенском монастыре относится уже к эпохе Ивана Грозного. В 1552 году царь предпринял третью попытку захватить Казань. Муром стал боевым лагерем великого князя: на берегу Оки раскинулись воинские шатры, здесь готовились плоты и струги для переправы. Молясь о даровании победы практически под стенами Спасо-Преображенского монастыря, царь дал обет: в случае взятия Казани построить в Муроме новые храмы.

Иван Грозный сдержал свое слово: вскоре после похода на Казань в Муроме началось каменное строительство, и вскоре город украсили четыре новых каменных храма. Тогда же был отстроен и новый собор в Спасо-Преображенском монастыре. Государь не забывал обитель на протяжении всего своего правления, делал немалые денежные вклады, подарил церковную утварь, облачения, книги.

Икона Божией матери «Скоропослушница» – спасительница обители

В последующие годы на долю Спасо-Преображенского монастыря выпало немало испытаний. Он был разграблен в годы Смуты, пострадал от церковных преобразований Петра I и от проводимой Екатериной II политики секуляризации монастырских земель. Спасский собор даже пришлось закрыть по причине ветхости: в нем было опасно служить, поскольку в любой момент могли обрушиться стены. Литургия в обители не могла совершаться из-за отсутствия хлеба и вина.

Но даже обедневший монастырь не утратил своего значения и продолжал славиться своей библиотекой с уникальным собранием древних памятников письменности.

А в 1878 году произошло настоящее чудо, с которого началось возрождение обители. Настоятель архимандрит Антоний (Ильенов) привез со Святой горы Афон чудотворную икону Божией матери «Скоропослушница», которая стала главной святыней обители. Многие отмечают, что лик Богородицы меняется в зависимости от событий дня – на праздники она радостна и улыбается, а когда происходят трагические события – темнеет и печалится.

Икона Божией матери «Скоропослушница» спасла монастырь от разорения: с ее появлением вдруг стали поступать деньги и пожертвования. На эти средства были восстановлены храм и настоятельский корпус, построен братский корпус, отреставрированы стены.

«Страшный» XX век

Останки, найденные на территории уничтоженного в советское время монастырского кладбища

В 1918 году в монастыре вспыхнул антибольшевисткий мятеж, в результате братию обвинили в поддержке белого движения, а монастырь закрыли и отдали под руководство военного ведомства. Часть имущества была передана Муромскому музею, а сам монастырь в 1930-х годах заняла воинская часть. В братских корпусах были устроены казармы для солдат, в Спасо-Преображенском соборе – спортивный зал. Некрополь, который находился за апсидами Покровского храма и Спасского собора, был разрушен, а на его месте был устроен плац. Солдаты маршировали по сути по костям захороненных здесь людей…

Часовня, где находится костница

После возвращения Спасо-Преображенского монастыря церкви плац был разобран, и на месте бывшего кладбища было обнаружено огромное количество останков из поруганных захорошенений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница. На ее стене выбита надпись: «Помни всякий брат: мы были как Вы, Вы будете как мы».

Достопримечательности обители

Икона Божией Матери «Скоропослушница», которая сыграла такую важную роль в истории Спасо-Преображенской обители, сейчас находится в Покровской церкви монастыря. Здесь же установлен мироточивый крест с частицей Животворящего Креста Господня. Рядом находится икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его ризы, икона и ковчег с частицей мощей святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских Чудотворцев.

В нижнем храме Покровской церкви находится рака с частицей мощей преподобного Илии Муромца, легендарного защитника Русской земли родом из Мурома. В конце он был пострижен в монахи в Киево-Печерском монастыре и прославлен в лике святых в 1643 году. Раку украшает скульптурный образ богатыря, который был воссоздан по нетленным мощам святого известным скульптором Сергеем Никитиным.

В 2005 году на берегу Оки была построена церковь Сергия Радонежского, особенностью которой являются колокола-била, отлитые по старинным «рецептам». Звонить в эти колокола могут все желающие, поэтому во время прогулки по монастырю в любое время можно услышать колокольный звон.

Своего рода достопримечательностью является и работающая в монастыре пекарня. Испеченный здесь хлеб пользуется повышенным спросом у местных жителей и гостей города. На территории обители пекут и калачи, символ Мурома, а монастырские просфоры расходятся по всем храмам муромской епархии.

Знает вся страна

Обращаясь к периоду основания первых монастырей на Руси, стоит упомянуть принципиально важные строения в Суздали. И сегодня они почитаются как невероятное богатство, исключительно значимое культурное наследие. Как говорят некоторые историки, с Юрьевым монастырем за право считаться самым древним может посоперничать возведенный в Муроме – он назван Спасо-Преображенским. Этот монастырь создан специально для мужчин. Даже если он и не является древнейшим, он определенно принадлежит к перечню самых старых, важных, значимых для культуры, истории и религии. Отличительная особенность – большое разнообразие сохранившихся с давних времен икон с нетипичными сюжетами. Чтобы увидеть эти прекрасные иконы, люди приезжают в Муром со всей планеты.

А что было дальше?

Вместе с прекращением существования Российской империи в славянских землях более нет поддержки религии. Советские власти начали программу переоформления и изменения функциональности зданий. Многие объекты разорились и закрылись, с тех пор стояли долгое время заброшенными или остаются такими и по сей день. В некоторых открыли клубы, кафе. В последние годы монастыри активно возрождаются. Открываются новые религиозные учреждения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чадаева, Светлана Владимировна, 2003 год

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской культуры. М.: Наука, 1977.-320 с.

2. Аксаков К.С. Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням // К.С. Аксаков, И.С. Аксаков. Литер, критика. М., 1982. -330 с.

4. Андроник (Трубачев), игумен. Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец // Москва. 1991.- № 1. — С. 166-188.

7. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России: философский аспект. М.: РАН ИНИОН, 1992. — 82 с.

8. Ахундов М.Ю., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры // Вопр. философии. 1992.- № 12. — С. 42-54.

11. Белинский В.Г. Россия до Петра Великого // Русская идея. М.: Республика, 1992. — С. 73-90.

12. Белорусов С. А. Психология духовности, веры и религии //www.aquarun.ru/psih/reli/relig4pl.html-6K.

13. Беляев JI.А. Древние монастыри Москвы (кон. XIII-нач. XV вв.) по данным археологии. М.: Мейкер, 1995. — 455 с.

14. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. М., 1912. — 220 с.

16. Бердяев Н.А. Русская идея. Харьков: «Фолио»; М.: «АСТ», 1999. — 400 с.

17. Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-400 с.

18. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI в. М.: Политиздат, 1991. — 412 с.

19. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Рос. библ. общ-во, 2001. — 1312 с.

21. Благословенна Оптина. Воспоминания паломников об обители и старцах. М.: Отчий дом, 1998. 256 с.

22. Бородай Т.Ю. Христианство и современность культуры // Вопр. философии. 1996. — № 8. — С. 140-153.

23. Бородин Л. Русская культура рейтинг ноль? // Москва. — 1993. -№ 12.-С. 4-8.

24. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени // Вопр. философии. -1993.- №5. -С. 94-98.

25. Брюсова В. Силы созидательные, силы разрушительные // Художник. 1989. — С. 47-60.

26. Булгаков С.Н. Об особом религиозном призвании нашего времени. -Прага, 1923.

28. Булгаков С.Н. Моя Родина // Русская идея. М.: Республика, 1992. -С. 363-373.

29. Вагнер Г.К. Духовной жаждою томим // Наше наследие. 1990. — № V (7). -С. 1-4.

30. Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой // Вопр. философии. 1996. — № 5 — С. 90-110.

31. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга. — 1999. — 565 с.

32. Вениамин (Новик), игумен. О православном миропонимании (Онтологический аспект) // Вопр. философии. -1993. № 14.- С. 135-150.

34. Витаньи И. Общество, культура, социология / Пер. с венгер. под ред. д.ф.н., проф. С.Н. Плотникова. — М.: Прогресс, 1984. — 287 с.

35. Вознесенский Печерский монастырь Нижегородской губернии // Печерский благовест. 2000. — № 10 (10). — С. 6-7.

40. Гараджа В.И. О преподавании религии // Вопр. философии. 1999.- № 3. С. 28-31.

44. Герцен А.И. Prolegomena // Русская идея. М.: Республика, 1992. -С. 118-128.

45. Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992. — 213 с.

46. Гоголь Н.В. Нужно проездиться по России (Из письма к гр. А.П.Т. .му) // Русская идея. М.: Республика, 1992. — С. 104-109.

47. Гончаренко Н.В. Проблемы расцвета и упадка духовной культуры // Вопр. философии. 1983. — № 7. — С. 100-108.

48. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.: Экропос, 1992. — 336 с.

49. Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопр. философии. 1984. — № 5. — С. 48-62.

51. Добротолюбие. Т. 2, гл. 15 М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1992 — Репринт. М.: Типо-Литография Ефимова, 1895. — 760 с. + 4 с.

52. Добротолюбие. Т.4, гл.258. М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1992 — Репринт. М.: Типо-Литография Ефимова, 1901. — 634 с. + 30 с.

53. Добротолюбие. Т.5, гл.15. М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1992 — Репринт. М.: Типо-Литография Ефимова, 1901. — 482 с.

55. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман. В 2-х кн. Кн.1. М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: Фолио, 2000. — 352 с.

56. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман. В 2-х кн. Кн.2. М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: Фолио, 2000. — 464 с.

57. Доусон К.Г. Религия и культура / Пер. с англ., вст. ст., ком. Кожурин К .Я. СПб.: Алетейя, 2000. — 281 с.

58. Дубровский Д.И. Постмодернистская мода // Вопр. философии. -2001.-№8.-С. 42-55.

59. Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи: Очерки по русской культуре XII-XVII вв. М.: «ГОНЧАРЪ», 1995. — 79 с.

60. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 5 ч. Ч.З. М.: Христианская лит-ра, 1997. — 576 с.

61. Ерёмина Т.С. Мир русских монастырей: История, предания. М.: Терра — Книжный клуб, 2002. — 328 с.

62. Ефремов А. Женская Оптина пустынь // Десятина. 1999. — № 19-20 (30-31).-С. 6.

63. Жизнеописания настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея.-М., 1882.

64. Зайцев К.И. Киевская Русь.- Шанхай, 1949. 171 с.

65. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский // Житие Сергия Радонежского. М., 1991.-316 с.

66. Зайцев Б.К. Слово о Родине // Русская идея. М.: Республика, 1992. -С. 374-378.

67. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995. — 338 с.

68. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.: Православный паломник, 1996. — 693 с.

69. Зеньковский В.В., протоиерей. Апологетика. Рига, 1992; Воспроизведенное изд. — Париж, 1957. — 260 с.

70. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. 2-е изд. Т.1 -УМСА -PRESS, Paris, 1989; переизд. УМСА -PRESS, Paris, 1948. 469 с.

71. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Свято-Владимирское братство, 1993. — С.223.

72. Златоверховников Н.И. Памятники старины и нового времени и достопримечательности курской губернии. Курск, 1902.

73. Знаменский П.В. История Русской Церкви.- М., Париж, 1996. -586 с.

74. Иванов А.П. Духовные основы церковного искусства // Жур. Моск. патриархии. 1989. — № 5. — 67 с.

75. Иванов Вяч. О русской идее // Русская идея. М.: Республика, 1992.-С. 226-240.

76. Игнатов А. Отрицание и имитация: две стороны коммунистического отношения к религии // Вопр. философии. 2001. — № 4. -С. 25-30.

77. Игнатия (Петровская), монахиня. Старчество на Руси // Альфа и Омега. 1998. — № 3 (17). — С. 130-135.

78. Игнатия (Петровская), монахиня. Старчество на Руси // Альфа и Омега. 1998. — № 4 (18). — С. 147-177.

79. Игнатия (Петровская), монахиня. О Святейшем Патриархе Алексии I // Альфа и Омега. 2000. — № 1 (23). — С. 128-146.

80. Иерофей (Влахос), архимандрит. Правило веры // http:www. voskres.ru/pravilo/pravduh.htm.

82. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987. — 205 с.

83. Иконников А. О ценностях подлинных и мнимых // Наше наследие. -1989.-VI (12).-С. 1-4.

84. Ильин И. А. Россия есть живой организм. О русской идее // Русская идея. М.: Республика, 1992. — С. 429-443.

85. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Соч.: В. 10 т. М.: Изд-во «Русская книга», 1992. — Т. 1. — 540 с.

87. Иоанн (Петропавловский) протоиерей. Житие Преподобного отца нашего Серафима Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. М.: Типо-Литография И. Ефимова Большая Якиманка, собственный дом, 1904.-340 с.

89. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская пустынь. М., 1992. -159 с.

90. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), архиепископ. Избранное. -Петрозаводск: Святой остров, 1992.- 575 с.

92. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М.: Советская Россия, 1985.- 128 с.

93. Ираклий, иеромонах. Удобнейший путь ко спасению в монашестве. Смоленское епархиальное управление. М., 1991. — 61 с.

95. Как молились Богу древние Византийцы. Ленинград: Ленинградская Духовная Академия, 1979.

96. Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра, 1988.

97. Кантор В.К. Проблема антихриста как проблема тоталитарного слома европеизма // Вопр. философии. 2001. — № 4. — С. 16-24.

98. Кареев Н.И. О духе русской науки // Русская идея. М.: Республика, 1992.-С. 171-184.

99. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея. М.: Республика, 1992. — С. 314-323.

101. Карташев А.В. Собрание сочинений в 2-х т., Т.1. Очерки по истории русской церкви. М.: Терра, 1993. — 686 с.

102. Касавин И.Т. Изобретение веры. Авраам и Иов // Вопр. философии. -1999.-№2.-С. 154-166.

103. Киселева М.С. Культурные детерминанты образования // Вопр. философии. 1997. — № 2. — С. 43- 49.

104. Киселев Г.С Современный мир и «новое» религиозное сознание // Вопр. философии. 2000. — № 6. — С. 18-33.

105. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.

106. Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея. М.: Республика, 1992. — 316 с.

107. Кларин В.М., Петров В.М. Русская религиозная философия воспитания XIX-XX вв. -М.: Кодекс, 1994. 85 с.

108. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. — 465 с.

109. Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства // Житие Сергия Радонежского. М., 1991.

111. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч.: В 9 т. — Мысль, 1988.-Т.3.-320 с.

112. Кожевников В.П. Модель русской культуры: Курс лекций. М., 1995.-240 с.

113. Кожевников В.П. Концепция русской культуры: Курс лекций. М., 1999.-236 с.

114. Колесов В.В. Сергий Радонежский: художественный образ и символ культуры // Житие Сергия Радонежского. М., 1991. — 316 с.

115. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М.: Издат. отд. Московского Патриархата, 1993. — С. 222.

117. Из истории Оптиной пустыни // Москва. — 1993. № 12. — С. 192196.

121. Корнев Г.П. Методологические проблемы уголовно-процессуального познания. Н. Новгород: НВШ МВД РФ, 1995.- 194 с.

122. Корнев Г.П. Социальная природа, смысл и назначение истины. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 1996. — 256 с.

123. Кудрявцев Матфей, дьякон. История Православного монашества в Северо-Восточной России со времен преподобного Сергия Радонежского. М., 1999.-298 с.

124. Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии // Вопр. философии. 1999. -№2.-С. 142-153.

125. Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М.: АН СССР, 1989.

126. Кураев Андрей, диакон. Догмат и ересь в христианском предании // Вопр. философии. 1994. — № 9. — С. 104-132.

127. Кураев Андрей, диакон. Традиция, Догмат, Обряд: Апологетический очерк. М.: Изд-во Святотихоновского братства, 1995. -416 с.

128. Кураев Андрей, диакон. О нашем поражении. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1996. — 45 с.

129. Кураев Андрей, диакон. Вызов экуменизма. М.: Благовест, 1997 -238 с.

130. Курносов А. Право на историю. О возрождении русского национального характера // Православное слово. 2001. — №8 (189). — С. 4.

131. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопр. философии. 2001. — № 8. — С. 56-65.

132. Легойда В. Религиозность в безрелигиозную эпоху // Альфа и Омега. -2000. № 1 (23)-С. 351-365.

133. Легойда В. Религиозность в безрелигиозную эпоху // Альфа и Омега. 2000. — №2 (24) — С. 332-347.

134. Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопр. философии. 2001. — № 4. — С. 3-9.

135. Леонтьев К.Н. О всемирной любви (Речь Ф.М. Достоевского на Пушкинском празднике) // Русская идея. М.: Республика, 1992. — С. 148-170.

136. Леонтьев К.Н. Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни. М.: ТАЛАНТ, 1997. — 95 с.

137. Лихачев Б.Г. Образование: идеология и политика // Педагогика. -1995.-№4.-С. 42-45.

138. Лихачев Д.С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт // Наше наследие. 1991. — № 6. — С. 15-24.

140. Лобковиц И. Христианство и культура // Вопр. философии. 1993. -№3.-С. 71-81.

141. Лосев А.Ф. Родина // Русская идея. М.: Республика, 1992. — С.420428.

142. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа. -1991 -525 с.

143. Лосский И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. — 368 с.

144. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. — 271 с.

145. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух. Душа и Тело. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1997. — 97 с.

146. Лурье В.М. Призвание Авраама: Идея монашества и её воплощение в Египте. СПб.: Алетейя, 2000. — 252 с.

147. Люкс Л. Церковная борьба в СССР и в коммунистической Польше // Вопр. философии. -2001. №5. — С. 41-49.

148. Лялина Г.С. Духовная цензура в России в XIX- начале XX в. // Церковь в истории России (IX-1917 г.). М.: Наука, 1967. — 336 с.

150. Маркова Л.А. Теология в эпоху постмодернизма // Вопр. философии. 1999. — № 2. — С. 109-127.

151. Межуев В.М. Культура как философская проблема // Вопр. философии. 1982. — № 10. — С. 42-52.

152. Миллер Л. Святая мученица российская Великая княгиня Елизавета Федоровна / Вст. ст. В.Н. Тростникова. М.: Столица, 1994. — 240 с.

153. Мень А. Радостная весть (лекции).- М.: АО «ВИТА ЦЕНТР», 1992.-320 с.

154. Митрохин J1.H. Философы и религия // Вопр. философии. 1989. -№9.-С. 16-35.

155. Митрохин JI.H. Школа и религия // Вопр. философии. 1999. — № 3. -С. 31-34.

156. Михайлов К.П. Русские монастыри. М.: Изд-во «Очарованный странник», 1995. — 397 с.

157. Монашеская жизнь по учениям о ней святых отцев подвижников. -Киев: Изд-во им. Святителя Льва папы Римского, 2001- 133 с.

158. Мшвениерадзе В.В. Философия политика — культура // СССР-ФРГ навстречу друг другу. — М., 1990. — С. 38-40.

159. Нарочинская Н. Русский путь: Православие или либерализм? // Москва. 1995. -№11- С. 159-166.

160. Нежный Александр. Сияла Оптина пустынь. М.: Советская Россия. 1989-160 с.

161. Непомнящий В. Пасха и русская культура // Десятина. -1999. №78 (40-41).-С. 6.

162. Несмелов В.И. Загадка о человеке // Человек. 1992. — С. 97-105.

163. Нефедов А.Н. На древнем Маковце. Троице-Сергиева Лавра: Легенды и реальность. М.: Московский рабочий, 1987. — 110 с.

164. Нехаев О. Лестница в небо // Российская газета. 2003. — №24 (3138).-С. 27.

165. Нижегородская Епархия (краткий очерк) // Нижегородский Православный сборник. -1998. Вып. 2. — С. 3-7.

166. Никитин В. Основы православной культуры. М.: Просветитель, 2001.-484 с.

167. Никон (Рождественский), архиепископ. Авторитет Церкви и наша интеллигенция // Москва. 1998. — № 10. — С. 210-211.

168. Новейший философский словарь: Изд. 2-е, перераб. и доп. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. — 1280 с.

170. Осипов А.И. Основное богословие. М., 1994. — 138 с.

171. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Православное слово. 2000. — № 18 (175). — 1-16.

172. Памяти архиепископа Ювеналия (Половцева) // Прибавления к церковным ведомостям. 1904.-№ 18-19.

174. Парилов О.В. К вопросу о богословских и религиозно-философских традициях в постижении Истины // Актуальные проблемы в области гуманитарных наук. Н. Новгород, 2000. — Вып. 3.

175. Повести временных лет (Лаврентьевская летопись).- Арзамас, 1993.

176. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философии // Вопр. философии. 1992. — № 2. — С. 126-140.

177. Помельцова Е.В. Благословенная Оптина. Воспоминание поломников об обители и её старцах. М.: Отчий дом, 1998. — 300 с.

178. Попов Сергий, протоиерей. XXI век. Миссия Русской Православной Церкви // Десятина. 2000. — № 13 (46). — С. 5.

179. Православные русские обители. СПб.: Воскресенье, 1994. — 712 с.

180. Программа «Взор» школы №30 Нижегородского района г. Н. Новгорода, 2002. 20 с.

181. Путь к священному безмолвию. М., 1999.

182. Раушенбах Б. У истоков // Курьер. 1988. — Июль. — С. 3-8.

184. Рашковский Е.Б. Европейская культура нового времени: библейский контекст // Вопр. философии. 1996. — №2. — С. 80-92.

185. Религиоведение: Учеб. пособ. и Учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000. — 536 с.

186. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992.-397 с.

187. Роуз Серафим, иеромонах. Православие и религия будущего. -СПб.: Общество свт. Василия Великого, 1997. 223 с.

188. Рубинштейн М.М. Современное образование и нравственность // Вестник воспитателя. 1917. — №1. — С. 26.

189. Русские монастыри: Центральная часть России. М.: Издательство «Очарованный странник»- агентство Феоктистова, 1995. 397 с.

190. Рындина А. 1000-летие русской художественной культуры // Художник. 1989. — № 1 — С. 43-46.

192. Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви (Москва, 13-16 августа 2000г.). -Н. Новгород, 2000. 286 с.

193. Сендеров В.А. Евразийство миф XXI века? // Вопр. философии. -2001.-№4.-С. 47-55.

194. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Православный паломник, 1998. — 626 с.

197. Соловьев Вл. С. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2 т.-М.: Мысль, 1988. Т.1. — С. 47-549.

198. Соловьев Вл. С. Русская идея // Русская идея. М.: Республика, 1992.-С. 185-204.

199. Соловьев Александр, протоиерей. Старчество по учению святых отцев и аскетов. М.: Благовест, 1995. — 160 с.

200. Сотирова Д.В., Попова С.Р. Прикладная этика и культура православия // Человек. М.: Наука, 1996. — № 1. — С. 82-91.

201. Спикер М. Христианство и свободное конституционное государство // Вопр. философии. 2001. — № 4. — С. 38-46.

202. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры (предисловие к публикации Р.Е. Гергеля) // Вопр. философии. 1997. — № 1. — С. 155-165.

203. Стрелкова И. Русская школа и Русская вера // Москва. 2000.-Сентябрь. — С. 119-128.

204. Тайлор Э.Б. Первобытная культура /Перевод с английского/ Предисловие и примечания А.И. Першица М.: Политиздат, 1989. — 572 с.

205. Тальберг Н. История Русской Церкви. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря при участи товарищества «Светлячок», 1994 Репринт, изд., Кн. 1 528 с.

206. Тальберг Н. История Русской Церкви. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря при участи товарищества «Светлячок», 1994 Репринт, изд., Кн.2 с. 529-924.

207. Титов А.А. Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. -Н. Новгород, 2001. 16 с.

208. Тихон (Белавин), архимандрит. О подвижничестве // Русское возрождение. 1995 (II). — № 63. — С. 63-65.

210. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М.: Рольф, 2001. — 640 с.

211. Треушников И., Парилов О. Проблема «Запад-Восток» в русской религиозной философии. Н. Новгород, НА МВД РФ, 2002. — 198 с.

212. Трифон (Туркестанов), митрополит. Древнехристианские и оптинские старцы. -М.: Мартис, 1997. 254 с.

213. Трифон (Туркестанов), митрополит. Пастырство монастырское, или старчество. Варшава, 1927.

214. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в русской иконописи. Россия в её иконе. Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991.-101 с.

215. Трубецкой С.Н. О святой Софии, Премудрости Божией // Вопр. философии. 1995. — №9. — С. 120-169.

216. Тютчев Ф.И. Россия и Германия // Русская идея. М.: Республика, 1992.-С. 91-103.

217. Угринович Д.М. Искусство и религия. (Теоретический очерк). -М.: Изд-во полит, лит-ры, 1983. 286 с.

219. Уминский А., священник. Православное воспитание и современный мир // Альфа и Омега. 2000. — № 2 (24). — С. 281-288.

220. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М, 1948. Т. 2. — 612 с.

221. Федотов Г.П. Святые древней Руси. М., 1990.

222. Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Русская идея. М.: Республика, 1992. — С. 379-419.

223. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 8: Святые древней Руси. М.: Изд-во Маргнис, SAM SAM, 2000. — 268 с.

224. Фейнберг E.JI. Наука, искусство и религия. // Вопр. философии. -1997.-37.-С. 54-62.

226. Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество XVII-XX века. Горький, 1980.- 156 с.

227. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. -576 с.

228. Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. Сб.317. М.: Изд-во Моск. патриархии. 1977. — С. 344 — 352.

229. Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Житие Сергия Радонежского. М., 1991. — 316 с.

230. Флоренский П.А. У водорозделов мысли: Сб. ст. / Сост. Л. Янович. Новосибирск: Новосиб. книж. изд-во, — 1991. — 184 с.

231. Флоренский П.А. Православие. // Соб. соч. в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1994.-С. 638-663.

232. Флоренский П.А., священник. Соч.: В 4 т. / Сост. и общ. ред. Игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачева. М., 1996.-Т.2.

233. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского Богословия. -Париж, 1937. -436 с.

234. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского Богословия. Книга, изготовленная по заказу Вильнюсского православного епархиального управления. Вильнюс, 1991, репринт, изд. Париж, 1937. — 599 с.

236. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -511 с.

238. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура / Сост. и вст. А. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991. — 296 с.

239. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. -М.: Политиздат, 1989. С. 143-221.

241. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. — № 1. -С. 34.

242. Хомяков А.С. ПСС: В 8 т.-М., 1900-1904.-Т. 1.-480 с.

243. Хомяков А.С. ПСС: В 8 т. М., 1900-1904. — Т. 2. — 402 с.

244. Хомяков А.С. ПСС: В 8 т. М., 1900-1904. — Т. 3.-508 с.

245. Хомяков А.С. О старом и новом//Русская идея. М.: Республика, 1992.-С. 52-63.

246. Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1994. — Т. 1. — 590 с.

247. Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1994. — Т. 2. — 478 с.

249. Хомяков А.С. По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В. Киреевского // Философ, науки. 1991. — № 11. — С. 146-147.

251. Целищева Н. Социальный институт нации // Народное образование. 1994. — № 4.

252. Цимбаев Н.И. Из истории русской политической мысли XIX в. -М., 1986.-470 с.

253. Цимбаев Н.И. Русская Православная Церковь в годы испытаний (1900-1941)//Вопр. философии.-2001.-С. 33-40.

255. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Русская идея. М.: Республика, 1992. — С. 37-48.

256. Челышев Е.П. Современная культура России: проблемы развития // Москва. 1996. — № 1. — С. 5-20.

257. Четвериков Сергий, протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на православное монашество — Коп. изд. УМСА-PRESS. Paris, 1988. — 307 с.

259. Шапошников Л.Е. Философия и догматическое богословие в России. СПб.: СПб Ун-т, 1998. — 128 с.

261. Шафаревич И. Россия наедине с собой // Наш современник. 1992. — №1. — С. 3-8.

262. Шичалин Ю. А. Пути российского образования и православие. Сб. ст.-М., 1999.-96 с.

263. Шохин В. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альфа и Омега. 1998. — № 3 (17). — С. 295 — 315.

264. Шпенглер О. Закат Европы. М.-Пг.: Мосполиграф, 1923. — 445 с.

265. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки / Пер. с нем. М.: «Парсифаль», 1993. — 40 с.

266. Шумский Александр, дьякон. Размышления о православной педагогике // Десятина. 1999.- № 15-16 (26-27). — С. 6.

267. Щеглов Б. Ранние славянофилы, как религиозные мыслители и публицисты. Киев, 1917. -Ч. 1. — 180 с.

268. Щукин В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры // Вопр. философии. 1995.- № 4. — С. 55-68.

270. Юнг К.-Г. Различие восточного и западного мышления // Философ, науки. 1983. — № 10. — С. 94-103.

271. Янковский Ю. Патриархально-дворянская утопия. М., 1981. 480 с.1. Приложень

272. ПРОГРАММА РАЙОННОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ ТРУДА И ОТДЫХА «ВЗОР» НА БАЗЕ ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ (школа № 30, Нижегородский район)1. Нижний Новгород 2002 г.

274. Лагерь работает продолжительностью по 18 дней.

276. Для реализации досуговой деятельности и дополнительного образована лагерь имеет: детский клуб при школе «Досуг», актовый зал, библиотека, спор тивный зал, музыкальный кабинет, столовая, штаб ценных указаний.

277. Обоснование актуальности создания лагеря труда и отдыха «Взор»

278. Мы будем продолжать оставаться в тупике безнадежности без отступничества, различных слоев общества, в особенности образованных от веры. Нужно разрушить стену непонимания и отчуждения, вырастающую между человеком и Богом.

279. Концептуальные основы Программы

280. В данной программе в центре стоит личность ребенка с его индивидуальными качествами, особенностями, потребностями и интересами; стремление пробудить интерес ребенка к основам национальной культуры, традициям, обычаям.

281. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период основана на следующих принципах:1. Дифферет^ированностъ

282. Отбор содержания и поиска форм занятости и организации досуга в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями подростков и с учетом: половозрастных особенностей; социально-бытового положения; психолого-педагогической запущенности.

283. Непрерывность воспитательного прогресса в летний период.

284. Формирование у подростков мировоззренческих представлений, которые являются ориентирами и регуляторами их нравственного поведения, а именно: общественные ценности; духовные ценности; здоровый образ жизни.

285. Цель: Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления и занятости подростков, привлечение молодежи к возрождению памятников культуры.

286. Задачи: 1. Обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, через проведение комплексных мероприятий.

287. Удовлетворить потребность ребенка как свободной творческой личности в познании, здоровье, творчестве, уважении и самореализации.

288. Создать условия для социализации и адаптации ребенка в условияхлагеря.

289. Приобщить детей к вечным и непреходящим духовным ценностям христианства.

290. Обеспечить возможность индивидуального выбора деятельности ребенка.

291. Оказывать помощь семье в воспитании детей и подростков; вовлекать родителей в совместную деятельность.

292. В содержание Программы работы лагеря входят следующие направления:

293. Трудовое : Освоение важных для жизни умений, навыков и знаний в трудовой практике.• благоустройство территории монастыря, работа в помещениях.

294. Содержание деятельности лагеря делятся на три тематических блока:

295. Краеведение. «Люблю тебя, мой край Нижегородский»

296. Цель: изучение и обобщение знаний по истории родного края, истории России, развитие познавательной активности у учащихся в области краеведения.

297. Формы: выставка рисунков «Слава русской старине!» Беседа: «Храмы и монастыри Нижнего Новгорода»; викторина: «По улицам старого города».

298. Экология. «Сохраним наш мир!»

299. Цель: воспитание культуры общения с окружающей природной средой, конкретный вклад учащихся в дело восстановления и улучшения природной среды, развитие творческих способностей детей в области экологического образования.

300. Формы: трудовые рейды, выставка рисунков «Наш зеленый мир» конкурс экологической сказки.3. Патриотизм.

301. Цель: углубление знаний детей по истории Великой Отечественной войны, воспитание чувства нравственного долга.

302. Формы: экскурсия к Вечному огню; стенная газета «Терновый венок Победы»; встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

303. Механизм реализации программы

304. Проект смены осуществляется в форме ЛТО. Для успешной реализации программы предлагается модель самоуправления (совет лагеря). Воспитательная работа в лагере проходит по модели самоуправления. В ЛТО 3 отряда (бригады), во главе каждого из них бригадир.

305. Организационные формы управления

306. Совет лагеря: начальник лагеря, бригадиры, представители секторов.

307. Подведение итогов за прошедшую неделю.

308. Планирование работы на будущую неделю.

309. Разрешает конфликтные ситуации и текущие проблемы.

310. Разрабатывает и определяет задание бригадам.

311. Руководство за деятельностью осуществляет заместитель начальника по воспитательной работе.

312. Пресс-центр: 1) сбор информации из бригад; 2) выпуск листовок; 3) Освещение жизни лагеря; 4) оформление Летописи лагеря.

313. Сектор внутреннего порядка: 1) Контроль за выполнением внутреннего распорядка дня; 2) контроль за общелагерными мероприятиями; 3) контроль за выполнением законов внутреннего распорядка жизни лагеря.

314. Сектор спорта: 1) Осуществляет деятельность под руководством физрука лагеря; 2) проводит контроль за организованным проведением спортивных мероприятий; 3) Следит за использованием и сохранением спортивного инвентаря.

315. Культмассовый сектор: 1) организация культурно-массовых мероприятий; 2) помощь художественного совета в оформлении досуговых мероприятий.

316. Совет бригад: 1) организация работы внутри бригад; 2) отражение результатов работы на «Экране настроения».

317. Кадровое обеспечение: Общее руководство работами на территории монастыря осуществляется Березкиной О.Ю. (начальником лагеря) по заданию игумена.

318. В районном летнем лагере труда «Взор» будут работать следующие категории должностных лиц:

Христианство – модная религия

Если до III века ранняя церковь подвергалась жестоким гонениям, то начиная с конца III века, когда император Константин сделал христианство официальной религией, церковь покоилась и почивала на лаврах победителя. Христианская вера, как никогда, стала популярной. В нее обращались все без исключения, и зачастую для того, чтобы продвинуться по служебной лестнице, сделать карьеру.

Церковь вдруг стала похожа на модный клуб, членами которого было престижно быть. Мало кого интересовала святость. Поэтому некоторые группы людей, видя эту проблему, стали отделяться от общей массы, ища Бога, желая проявить непритворную веру.

Причины возникновения монашества

Раньше подобные люди шли на смерть за Христа, их сжигали, бросали диким животным на растерзание, распинали, но теперь возможности проявить свою веру не было, и они нашли выход в монашестве.

Следующей, довольно весомой предпосылкой для возникновения монашества явилась буквальная трактовка мест Писания, в которых говорится о противостоянии мирским ценностям, призыв не любить мира.

Большую роль сыграла также греческая философия, учение которой состояло в подавлении желаний плоти, позднее это выразилось в аскетизме – удаление всех плотских желаний, затворнический образ жизни, полное самоотречение.

Первый монах Антоний

Первым монахом и основателем монашества стал Антоний (251 – 356). Уроженец Египта, выросший в богатой семье, в 20 лет он прочитал Евангелие и был потрясен разговором Иисуса с богатым юношей. После чего слова Иисуса «продай имение и раздай нищим» отнес к себе лично. Впоследствии так и поступив, стал отшельником, скитающимся в пустыне. Он проводил жизнь свою в молитве, работа и изучении Писания.

Некоторые жаждущие духовного Богопознания стали приходить к жилищу монаха и подражать ему, чем очень мешали Антонию, вынудив его нарушить уединение. И, в конце концов, в 285 году он решил организовать их в группу и наставлять в аскетизме. Каждый монах жил в отдельной хижине, не сообщаясь с другими, с руководителем (аббат) во главе.

Первый монастырь в Египте

Однако такая аскетическая жизнь подходила не всем, поэтому в 320 году Пахомий организовал первый монастырь в Египте по типу общежительного монашества (киновии). Здесь был сделан упор на совместную жизнь и деятельность (ручной труд). Был составлен свод особых правил — «Устав Пахомия». Обязательными стали обеты бедности, безбрачия, послушания аббату. Монахи трудились совместно, сами обеспечивали себя всем необходимым для проживания. После смерти Пахомия осталось 9 мужских и 2 женских монастыря.

Изощренные самобичевания

Некоторые отшельники придумывали все новые и новые способы подавлять свои плотские желания. Одни простаивали десятки часов в холодной воде, другие отказывали себе в еде неделями, третьи стоя спали, четвертые рыли узкие норы или делали такие кельи, в которых нельзя было даже разогнуться.

В истории монашества описан пример одного такого монаха, который довольно много времени прожил в такой келье и нажил себе огромный горб. Однажды, увидев его в поле, испуганный крестьянин, приняв его за волка, убил его. Другой монах, некогда занимавший в мирской жизни высокий пост судьи, плел корзины из тростника, воду для размачивания которого он менял 1 раза в году. Невыносимая вонь протухшей воды была ему наказанием за годы работы в суде, где он вдыхал сладкие ароматы духов. Так эти монахи старались избавиться от грехов и приблизиться к Богу, терзая свою плоть и не поддаваясь мирским страстям.

Монах Симеон Столпник

Пожалуй, самым известным монахом считается Симеон Столпник. В 23 года он стал монахом, живущим в пещере с прикованной ногой к камню. Когда сняли цепь с его щиколотки, то обнаружили под оковой около 20 крупных червей, которых Симеон так и оставил в ране в качестве наказания для себя.

Позже он закапывал себя в землю по шею на весь день. В 33 года он выстроил для себя высокий столб, на котором жил. Он не сходил со столба, не мылся. Этот монах привлек огромное количество поклонников и последователей, которые позже тоже жили на столбах даже стоя на одной ноге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *