Монахини католические

В католицизме важные позиции занимает монашество, организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашескихорденов, деятельностью которых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются ордена доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Каждый из них имеет свою специфику и свою историю развития.

Бенедиктинцы

Основатель бенедиктинского монастыря — Бенедикт Нурсийский (480-547) стал основоположником первого монашеского устава. Он организовал в 530 г. монастырь в Монте Кассино, в котором установил строгие порядки. Этот устав стал основой, примером для монахов других монастырей. Основным правилом стала общинная жизнь вдали от мирской суеты. Монастыри строили в отдаленных местах, подальше от влияния мира. Первоначально не существовало центральной организации, каждый монастырь обладал самостоятельностью. Монастыри стали центрами просвещения и подготовки кадров. Бенедиктинцы занимались миссионерской деятельностью на славянских землях и в Прибалтике. В настоящее время орден бенедиктинцев объединяет свыше 10 тыс. монахов и 20 тыс. монахинь.

Монашеские ордена появились в 910 г., после того как аббат Обо из монастыря Клюни предпринял реформу монашеской организации. Он предложил объединить множество монастырей, выполняющих единые задачи, в ордена, которые должны подчиняться центральной власти. Целью такого объединения был возврат к строгому соблюдению правил, лишение монастырей автономии и подчинение папе, минуя епископов, независимость церкви от светской власти.

Кармелиты

Основатель — Бертольд Калабрийский, глава крестоносцев. Орден основан в 1155 г. после победоносного Крестового похода. Название получил по месту расположения — у подножия горы Кармель в Палестине. После того как крестоносцы потерпели поражение, в XIII в. орден переселился в Западную Европу. В XVI в. орден кармелитов разделился на несколько течений. В Испании возник женский орден босоногих кармелиток, а затем и мужской. К особенностям ордена относится затворнический образ жизни, существование на милостыню. Монахи-кармелиты занимаются в основном миссионерской деятельностью, воспитанием и образованием детей и юношества.

Картезианцы

Возник монастырь в 1084 г. в провинции Шартрез (лат. — Cartusia). Официально был утвержден в 1176 г. Существует женская ветвь ордена, которая была образована в 1234 г. Особенностью монастыря является наличие крупной земельной собственности. Основной источник богатства — производство и продажа ликера «Шартрез».

Цистерцианцы

Впервые появились в 1098 г. в пустынной местности Сито (Cito). С XIV в. действуют женские монастыри. В 1115 г. орден был реформирован Бернаром Клервоским и получил название бернардинский. Монахи ордена активно участвовали в Крестовых походах, поддерживали папу в его борьбе со светскими властями.

Францисканцы

Монастырь организовал Франциск Ассизский в 1207-1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей своим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное поэтическое отношение к природе. Его мистика была пронизана любовью к людям. Эти идеи стали очень популярны и за короткое время получили признание в других странах Европы. Франциск Ассизский создал «Орден меньших братьев» — религиозно-нравственную общину. Минориты — «наименьшие из всех людей» — жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, занимались благотворительностью.

Отречение от собственности вызвало подозрение у папы. Сначала Франциску Ассизскому запретили проповедовать, затем в 1210 г. разрешили, но потребовали отказаться от призыва к нищете. Франциск не подчинился. После его смерти произошел раскол ордена. Крайние последователи Франциска фратинелли (братцы) были объявлены еретиками, многие сожжены. Оставшиеся умеренные последователи стали опорой папы. В 1525 г. из францисканцев выделилиськапуцины (остроконечные капюшоны) для противодействия Реформации. С 1619 г. капуцины стали самостоятельным орденом.

Доминиканцы

Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев, распространившейся во Франции, Германии и Италии. Альбигойцы выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью катаров и других оппозиционных католической церкви течений, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность.

Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть мясо. Требование нищеты распространяется только на индивидуумов, а не на конгрегации. Эмблемой ордена является собака с зажженным факелом в зубах. Они сами называют себя «псами Господними» (лат. — domini canes). В 1232 г. им было предоставлено руководство инквизицией. Они становятся цензорами католической правоверности. В своей деятельности доминиканцы использовали пытки, казни, тюрьмы. Отказались от физического труда в пользу преподавательского и научного. Из рядов ордена вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап.

Рыцарские братства

Духовно-рыцарские ордена начали возникать на территории Палестины, завоеванной в ходе первого Крестового похода для защиты завоеванных земель. Рыцари приносили три монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В отличие от обычных монахов члены орденов должны были сражаться за веру с оружием в руках. Они подчинялись только папе и орденским властям — капитулу и великим магистрам.

Госпитальеры

Около 1070 г. в Иерусалиме был построен странноприимный дом (hospitalis) для раненых и больных пилигримов. Дому дали имя св. Иоанна Милостивого, Александрийского патриарха. Вскоре монахи, ухаживавшие за ранеными, сами стали участвовать в боевых действиях. В 1113 г. папа утвердил орденский устав, согласно которому госпитальеры, или иоанниты, были призваны воевать с неверными. После завоевания Палестины мусульманами в 1309 г. иоанниты овладели островом Родос, а затем, когда в 1522 г. его захватили османы, перебрались на остров Мальту, после чего орден получил название Мальтийского. Отличием ордена стал красный плащ с белым крестом.

Храмовники или тамплиеры

Орден храмовников или тамплиеров возник в начале XII в. Он был назван по расположению его резиденции вблизи Храма царя Соломона. Отличием ордена стал белый плащ с красным крестом. Орден накопил значительные денежные средства. После падения Иерусалима орден переселился на Кипр, затем во Францию. Король Филипп IV Красивый, стремясь завладеть богатствами ордена, обвинил тамплиеров в манихействе (синтез зороастризма и христианства). В 1310 г. рыцари были сожжены, имущество перешло к королю, а орден упразднен.

Тевтонский орден

В XII в. 1190 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине военно-монашеский орден, основанный на базе госпиталя святой девы Марии — Тевтонский орден — по названию германского племени. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где развернул военную активность в Пруссии. Орден осуществлял политику феодально-католической экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. Отличием тевтонцев стал белый плащ с черным крестом.

Иезуиты

Название произошло от лат. SocietasJesu — «общество Иисуса». Орден образован в 1534 г., папой утвержден в 1540 г. Основатель — испанский баск, дворянин, бывший храбрый офицер, искалеченный в боях, Игнатий Лойола (1491-1556). Цель ордена — борьба с Реформацией, распространение католичества, беспрекословное подчинение папе. Для иезуитов характерно строго иерархическое устройство во главе с генералом, подчиненным папе. Орден занимается всемирной миссионерской деятельностью.

Римская империя в период Христианства как приоритетной новой религии около 330 гг.

Если отойти от политики которая вместе с религией всегда были вместе еще на заре человеческой цивилизации и рассмотреть сугубо исторически сложившиеся вероучительные и обрядовые различия можно назвать такие аспекты различий:

Отношение к другим христианским конфессиям:

  • Православие — считает себе единственно истинной церквью .
  • Католицизм — считает себя единственный истинной церквью (само названием означает всемирный) + с оговорками II Ватиканского собора (1962-1965 годов) о православии как о сестрах-церквях, о протестантизме как о «церковных объединениях».
  • Протестантизм — разнообразие взгядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина принадлжеать к какой либо официальной конфессии.

Отношение со светскими властями:

  • Православие — практически во все эпохи православные церкви проводили практику союза («симфонии») с властями и подчинялись им в гражданском отношении.
  • Католицизм — вплоть до нового времени церковные власти конкурировали со светскими властями во влиянии. В папской области Папа Римский располагал также и светской властью.
  • Протестантизм — различные модели от государственной религии (англиканство в Великобритании), до полного отделения от государства

Внутренняя организация церкви:

Православие: сохранение делений на поместные церкви. Внутри страны могут быть несколько поместных церквей (В России например помимо РПЦ сильны также старообрядцы считающие что сохранили веру предков)

Католицизм: единая мировая организация скрепляемая авторитетом Папы Римского как главы Церкви + автономные монашеские ордена. Также существуют группы старокатоликов/католиков-лефевристов без признания догмата о безошибочности папы.

Протестантизм: В Европе — это лютеранство и англиканство с централизационной структурой, в США самый распространенной версией протестантизма является федеративный баптизм (общины считаются автономными и суверенными подчиняющимеся только Иисусу Христу), союзы общин могут решать только административные вопросы.

Высший авторитет в делах церкви:

Православие: Священное писание и Священное Предание (труды отцов и учителей церкви, символы веры древнейших поместных церквей, вероопределения и правила Вселеннских соборов (+ поместных соборов авторитетных с точки зрения VI Вселеннского собора)).

Католицизм: действует догмат о безошибочности папы (как правоприемника апостола Петра) что делает его высшим авторитетом в церкви. Наравне с этим признается авторитет Священого Писания и Священного Предания.

Протестантизм: Библия считается высшим авторитетом. Авторитет в толковании библии в зависимости от конкретных организаций различен (от совокупности количества верующих как авторитета до индивидуального толкования — «каждый читает собственную Библию»)

Язык богослужения и его ведение, перстознамение:

Православие: В большинстве стран на национальных языках, в России на церковнославянском языке. Ведение идет в виде литургии по восточному обряду. Крестные ходы идут против Солнца, у староверов по Солнцу. Крещение перстами справо на лево. Крещение идет 3 перстами. У староверов — считающих себя наследниками русской традиции эпохи Сергея Радонежского — крещение идет двоеперстием.

Католицизм: на национальных языках, а также на латыне. Ведение идет в виде мессы по латинскому или восточному обряду для униатов. Крещение перстами слева — на право. Совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.

Протестантизм: на национальных языках. Различные формы богослужение в зависимости от конкретной конфессии. Про крещение перстов: «Иисус Христос для каждого христианина является наилучшим образцом поведения как в повседневной жизни, так и в молитве. Нигде в Евангелие мы не находим, чтобы Христос во время молитвы осенял себя крестным знамением».

===============================================================

Наличие/отсутствие монашества в структуре церкви

Православие: Монастыри подразделяются на общежительные (киновальные) с общим имуществом/общим духовным наставничеством и особожительные (без правил христианской коммуны).

Католицизм: монашество орденского типа (с 11-12 веков). Самые известные из истории: Орден св. Бенедикта, цистерцианский, доминикаснкий, францисканский ордена, духовно-рыцарские ордена:-тамплиеры, иоаниты, госпитальеры св.Антония, тевтонский орден.

Протестантизм: отвергает монашество

======================================================

Отношние к браку священников церкви:

Православие: все белое духовенство (т.е кроме монахов) имеет право вступать в брак 1 раз в жизни.

Католицизм: Все духовенство дает обет безрабичия (целибат). Исключение для церквей восточного обряда в унии с католической церквью (признающих главенство папы и католических догм, но сохраняющих традиционных культ и использование местного языка для богослужения).

Протестантизм: Брак возможен для всех верующих.

Принятие новых членов в лоно церкви:

  • Православие: допустимо крещение с детей (три погружения), миропомазание и первое причащение совершается сразу после крещения.
  • Католицизм: допустимо крещение детей (окропление и обливание), миропомазание (конфирмация) и первое причащение совершаюются в сознательном возрасте (7-12 лет)- ребенок обязан знать основы веры.
  • Протестантизм: крещение только в сознательном возрасте с обязательны научением основы веры.

================================================================

Особенности причастия (евхирастия):

  • Православие: используется квасной хлеб приготовленный на дрожах. Причищение идет под 2 видами (для духовенства и для мирян) — под видом хлеба вкушают Тело Христова, под видом крови Христова вкушают вино.
  • Католицизм: используется пресный хлеб без дрожей, для духовенства идет прищещение под 2 видами, для мирян только под видом хлеба.
  • Протестантизм: различные виды хлеба для причащения

===============================================================

Исповедь:

  • Православие: обязательна в присутствии священика перед каждым причащением, в исключительных случаях возможно прямое покаяние перед Богом.
  • Католицизм: желательна в присутствии священика хотя бы 1 раз в год, в исключительных случаях возможно прямое покаяние перед Богом.
  • Протестантизм: Не признается роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет право исповедовать и отпускать грехи.

========================================================

Соотношение Священного Писания и Священного Предания:

Православие: Священое Писание считается частью Священного Предания.

Католицизм: Священое Писание уравнено со Священным Преданием.

Протестантизм: Священное Писание выше Священного Предания.

=============================================================

Основные 3 догмата: (Дух Святой, Дева Мария, Чистилище и мыторство)

Православие: Считают что Дух Святой исходит только от Отца через Сына. Считают что Дева Мария не несла личного греха, но несла последствия первородного греха как все люди. Жизнь после смерти идет через испытания («мытарства» или высший частный суд) — ответ за все свои злые дела, прошел благополучно ждет ожидания страшного суда для всех в месте упокоения, после всеобщего страшного суда — отправляется в царство небесное.

Католицизм: Считают что Дух Святой исходит и от Отца и от Сына. Для униатов разрешается иметь иное мнение. Имеют догмат о непорочном зачатии Девы Марии (отсутствие личного и первородного греха). Жизнь после смерти — также есть высший частный суд над умершим (перед последним Страшным Судом для всех) и есть промежуточное состояние перед раем (чистилище) — где умершие освобождаются от грехов и их последствий.

Протестантизм: входящие во Всемирный Совет Церквей с кратким общехристианском Символов веры не затрагивают вопросы исхождения Духа Святого. Мария воспринимается ими как образ совершенной жезнины, католические догматы о ней отвергаются. Отвергаетсяч учение о «мытарстве» и чистилище.

Основные таинства церкви:

Православие: приняты 7 таинств (крещение, миропомазание, покаяние, вхаристия, брак, священство, елеосвящение).

Католицизм: приняты 7 таинств (крещение, миропомазание, покаяние, вхаристия, брак, священство, елеосвящение).

Протестантизм: большинство признает причащение и крещение, ряд конфессий (анабаптисты и квакеры) не признают таинств вообще.

Отношения к иконам:

Православие: почитание икон, иконопись даже считается отдельным видом искусства отделенным от живописи.

Католицизм: почитаются изображения Иисуса Христа, креста, святых. Строго отделяется молитва перед иконой и молитва иконе (что недопустимо).

Протестантизм: иконы не почитаются, вместо них в храмах/молитвенных домах стоит изображения креста.

Отношение к почитанию святых:

Православие: Почетание. Им моляться как заступникам перед Богом. Приняты отдельные молитвы Богородице, Матери Божьей, заступницы. Есть молитвы об умерших.

Католицизм: Почетание. Им моляться как заступникам перед Богом. Приняты отдельные молитвы Деве Марии как Пресвятой Деве, Матери Божьей, заступницы. Есть молитвы об умерших.

Протестантизм: отсутствуют как понятие в этом мировозрении. Молитвы об умерших также не используются. Культ Девы Марии также отсутствует.

======================================================

Духовный подвиг, а не бегство от кредитов
Со стороны может показаться, что монастырь — обыкновенное фермерское хозяйство, сельскохозяйственное предприятие широкого спектра. Здесь занимаются и пчеловодством, и животноводством, и даже рыбоводством. В нескольких километрах от монастыря есть пруд, в котором монахи разводят карпов. Особая гордость монастырского хозяйства — дикие утки, которые прижились на пруду. Когда в округе охотники активно отстреливают дичь, можно найти спасение в тишине и спокойствии закрытого монастырского водоема. Утиная семья живет здесь уже в нескольких поколениях.
Но первое впечатление обманчиво: все «работники» данного «предприятия» живут по жесткому уставу, регламентирующему каждую минуту жизни. День в монастыре начинается с молебна в 6 часов утра и заканчивается отбоем в 11 часов вечера. И это еще смягченный вариант распорядка: в конце 1990-х годов подъем был в 4.40 (а несколько месяцев, когда шла стройка храма, — даже в 3.45. — Прим. авт.).
Такие жесткие условия способен выдержать далеко не каждый — неудивительно, что периодически часть послушников покидают стены монастыря. Но те, кто остается, с улыбкой говорят, что подобной радости, которую они здесь испытывают, в миру просто не бывает.
— Я когда-то был инженером по радиоэлектронике, работал на военном заводе в закрытом городе, — поведал свою историю владыка Павел. — Достойная зарплата, серьезные перспективы. Однажды меня вызвал к себе главный технолог и сказал: «Вас видели в храме в соседнем городе. Это, конечно, ваше личное дело, но мне хотелось бы знать ваши дальнейшие планы». Я ответил, что не желаю связывать свою жизнь с военным производством. Когда впервые приехал сюда, тут было все очень бедно: саманные стены, некрашеный пол, деревянные нары… Все в ватниках, валенках, удобства на улице. Но мне здесь все очень понравилось. Почему? Это то, о чем я мечтал с детства и искал всю жизнь. Все лишнее, что было: деньги, вещи — все отдаешь и получаешь большую духовную свободу. И от этого такая радость… Я ее даже сначала не понимал. В миру такой радости не бывает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *