Митрополит варнава

Епископ Варнава

Епископ Выксунский и Павловский

c 22 апреля 2012 года

Избрание:

15 марта 2012 года

Церковь:

Русская православная церковь

Имя при рождении:

Роман Владимирович Баранов

Рождение:

11 февраля 1965 (47 лет)
Калуга

Принятие священного сана:

24 апреля 1999 года

Принятие монашества:

15 июля 2005 года

Епископская хиротония:

22 апреля 2012 года

В Википедии есть статьи о других людях с именем Варнава.

Епи́скоп Варна́ва (в миру Роман Владимирович Баранов; 11 февраля 1965, Калуга) — архиерей Русской православной церкви, епископ Выксунский и Павловский.

Биография

Родился в Калуге в семье педагогов. В 1968 года семья переехала в Жиздру Калужской области.

В 1982 году окончил общеобразовательную школу № 1 города Жиздры, а в 1983 году — СПТУ города Жиздры.

В 1983—1985 годах служил в рядах Вооружённых сил.

В 1985—1991 годах обучался на историко-филологическом факультете Горьковского государственного педагогического института. В 1991—1992 годах преподавал в Нижегородской технической гимназии.

В 1985—1995 годах состоял в браке. Крестился в 1990 году в Свято-Покровском храме города Жиздры.

В 1992 году приглашён на работу в Православное братство имени святого благоверного князя Александра Невского. Работал водителем, заведующим гаражом, пел и читал на клиросе.

24 апреля 1999 года в день освящения Мариинского придела Александро-Невского собора Нижнего Новгорода митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым) рукоположён в сан диакона.

1 июня 1999 года в Воскресенском храме Арзамаса епископом Иерофеем (Соболевым), викарием Нижегородской епархии, рукоположён во пресвитера.

С 20 июля 1999 года по 28 ноября 2004 года служил в Александро-Невском соборе Нижнего Новгорода.

В 2004 году окончил Нижегородскую духовную семинарию.

28 ноября 2004 года направлен на послушание в Троице-Сергиеву лавру. 15 июля 2005 года епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием (Даниловым) пострижен в монашество с именем Варнава.

1 сентября 2005 года назначен и. о. наместника Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь пос. Флорищи Володарского района Нижегородской области.

Постановлением Священного Синода от 27 декабря 2005 года назначен наместником Свято-Успенской Флорищевой пустыни.

С 17 августа по 26 декабря 2006 года — наместник Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь.

С 15 февраля 2007 года — наместник Свято-Успенской Флорищевой пустыни.

Решением Священного Синода от 15 марта 2012 года избран епископом Выксунским и Павловским.

18 марта 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя возведён в сан архимандрита.

29 марта 2012 года в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери в Патриаршей резиденции в Чистом переулке наречён во епископа Выксунского и Павловского.

22 апреля 2012 года в кафедральном Храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Выксунского и Павловского. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон (Долганов), митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов), митрополит Тверской и Кашинский Виктор (Олейник), митрополит Рязанский и Михайловский Павел (Пономарёв); митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), архиепископ Можайский Григорий (Чирков); архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий (Дроздов), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов); архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), архиепископ Егорьевский Марк (Головков), епископ Никон (Миронов), епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф (Македонов), епископ Видновский Тихон (Недосекин), епископ Красногорский Иринарх (Грезин), епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев), епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин (Зарицкий), епископ Бронницкий Игнатий (Пунин), епископ Серпуховской Роман (Гаврилов), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Иероним (Чернышов); епископ Подольский Тихон (Зайцев), епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский), епископ Краснослободский и Темниковский Климент (Родайкин), епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов), епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Лихоманов), епископ Ейский Герман (Камалов), епископ Воскресенский Савва (Михеев); епископ Белёвский и Алексинский Серафим (Кузьминов); епископ Ржевский и Торопецкий Адриан (Ульянов); епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин (Кириллов); епископ Касимовский и Сасовский Дионисий (Порубай), епископ Скопинский и Шацкий Владимир (Самохин), епископ Балашихинский Николай (Погребняк), епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анисимов).

С 11 по 25 июня 2012 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре проходил курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев.

Примечания

  • Варнава, епископ Выксунский и Павловский (Баранов Роман Владимирович) на сайте patriarchia.ru


Покровский храм МДА

— Отец Варнава, Покров Пресвятой Богородицы – престольный праздник Академического храма. Есть ли какие-то особые академические традиции празднования Покрова?

— Да, конечно, есть.

Первая особенность — наш храм Академический, то есть так называемый домовый храм Московской духовной академии. Освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы он был по особому случаю. 1 октября 1814 года (по старому стилю), в праздник Покрова, Московская духовная академия возобновила свою деятельность, но уже в стенах Троице-Сергиевой лавры. В память об этом событии в 1870 году был освящен Академический храм, который стал как бы сердцем Академии. Поэтому престольный праздник храма — это торжество для всей Академии.

В течение всего года каждую среду вечером вся академическая семья совершает пение акафиста Покрову Богородицы.
Накануне престольного праздника бывает Всенощное бдение. Утром до начала Божественной литургии совершается малое освящение воды.

На Божественную литургию обычно приглашается Святейший Патриарх, который возглавляет Московские духовные школы, но чаще он поручает кому-то из митрополитов поздравить преподавателей и студентов.

После праздничного богослужения бывает торжественный акт.


Покровский храм МДА

— Во время пожара 1986 года академический храм сильно пострадал: провалился купол, сгорел иконостас. Как шло восстановление храма? Кто этим занимался?

— Храм пострадал, но не так сильно. Сгорел деревянный купол, потрескалась и пришла в негодность живопись по стеклу — образ Покрова, написанный монахиней Иулианией (Соколовой).
Иконостас не сгорел: во время пожара его удалось вынести, и с внутренней его стороны даже сохранились росписи монахини Иулиании. Также успели вынести иконы.
Росписи пострадали. Их подумывали восстановить, но потом приняли решение расписать храм заново. Росписью занималась бригада Сергея Николаевича Дружинина и сотрудниц ЦАКа (Наталья Евгеньвна Алдошина занималась западной стеной, Екатерина Сергеевна Чуракова — Евхаристией в алтаре). В росписи храма также участвовали тогда еще студенты: архимандрит Лука (Головков), покойный епископ Якутский и Ленский Зосима, покойный архидиакон Роман Тамберг и другие.

Покровский храм МДА

— Какие чтимые святыни и интересные иконы есть в храме?

— Уникальная икона преподобного Харитона Исповедника с житием, икона Покрова и несколько икон праздничного чина, написанные монахиней Иулианией (Соколовой). Ею написаны и ростовые иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия, что на диаконских вратах, икона благоразумного разбойника и иконы для Царских врат. Огромный свод Академического храма украшен изображениями событий, связанных с земной жизнью Богоматери. Здесь же изображены четыре евангелиста. У основания храмового свода написан текст хвалебного гимна «Достойно есть». В верхней части восточной стены храма изображена Пресвятая Дева с распростертым Покровом, на южной и северной стенах – пророки со свитками и прообразами Богоматери. Западную стену украшают образы русских святых, а в верхней части находится явление преподобному Сергию Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном.
В храме есть мощи некоторых святых – великомученика и целителя Пантелеимона, святителя Димитрия Ростовского и иных.

— Кто были прихожане академического храма до революции? Только ли учащиеся и сотрудники Московских духовных школ?

— Все было так же, как и теперь.

На Всенощном бдении перед Покровом, 13 октября 2010 года

— А кто сегодня молится на богослужениях в академическом храме?

— Преподаватели, сотрудники и студенты Академии, а также прихожане храма, которые живут поблизости.

— Если говорить о прихожанах, которые не имеют отношения к Московским духовным школам, можно ли говорить о том, что есть приходская община?

— Как таковой общины нет. Есть люди, которым очень дорог Покровский академический храм, и они любят молиться только здесь. Это также выпускники духовных школ и их матушки и дети.

Божественная литургия в праздник Покрова, 14 октября 2010 года

— Кто занимается их окормлением? Собираются ли они где-то, например, для совместной трапезы или бесед?

— Духовное руководство прихожане получают у духовника Академии и некоторых священников-преподавателей, также они могут ежедневно исповедоваться у священников-студентов.

При Академии существуют Богословские курсы для мирян, устроенные силами преподавателей и студентов. На таких катехизичеких лекциях, которые проходят три-четыре раза в неделю в вечернее время, прихожане могут восполнить пробелы в богословских знаниях и недостаток общения со священником. Есть также Высшие Богословские курсы, устроенные по принципу дополнительного образования и заочного обучения.

Божественная литургия в праздник Покрова, 14 октября 2010 года

— Если говорить об учащихся духовных школ, какую роль играет храм в их жизни? Здесь ли читается утреннее и вечернее правило, совершаются постриги рукоположения?

— Как я сказал, храм — центр акдемической жизни. Богослужение в нем совершается ежедневно силами студентов и преподавателей. Студенты разделены на 12 певческих групп, которые несут череду певческого послушания и отправляют вечернее и утреннее богослужение. В 22.00 все собираются на вечерние молитвы, после которых очередной студент произносит проповедь. Конечно, здесь студенты проходят практику чтения, пономарства, уясняют особенности устава, здесь их поставляют во чтецы, диаконы и священники.

— Если можно, Вы могли бы рассказать о собственных впечатлениях о первых днях молитвы в Покровском храме, рукоположении, постриге?

— Скажу кратко. Меня поразило, и, думаю, многих это привлекает в храм, количество молящихся в храме мужей, молодых людей, и громогласное мужское пение.

— Изменилось ли после пострига и рукоположения Ваше восприятие храма, в котором они были совершены?

— Постриги обычно совершаются в монастыре, а таковым для нас является Лавра. Когда приходит время монашеского пострига кого-то из студентов или преподавателей, то вся академическая семья собирается в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры, и там владыка ректор постригает послушников в монахи. После этого чинно, стройными рядами все движутся в Покровский храм, сопровождая новопостриженных монахов. В своем храме они проведут несколько дней и ночей в посте и молитве.

— Расскажите, пожалуйста, о традициях Академического храма, например, о чтении акафиста Покрову…

— Что тут скажешь? Акафист — дело обычное для православного христианина. Только акафист в Академии, хоть и совершается каждую среду, привлекает многих богомольцев со всей России и не только. Потому что, тут поют семинаристы и академисты на три больших хора. И половина храма — верующие молодые люди в кителях.

— Кто сегодня «отвечает» за храм – убирает, готовит облачения, украшает в праздники, следит за тем, чтобы богослужение студентами совершалось правильно и благообразно?

— Убирают храм женщины — сотрудницы Академии, они же украшают храм к празднику. Также этим занимаются студенты: пономари, ризничие и дежурные по храму. Все совершается под руководством ризничего и духовника Академии архимандрита Илариона (Форкавца). За богослужением слежу я и дежурные педагоги по богослужебной практике, а лучше сказать — все преподаватели, присутствующие в Покровском храме.
1 сентября в Московских духовных школах

— Академический храм – учебный храм. Студенты учатся служить, произносить проповеди. Как строится обучение? Как возможно и возможно ли вообще научить человека быть хорошим проповедником, что для этого нужно?
— Конечно, теорию студенты осваивают на уроках. Практика — в храме, и здесь нет особенных приемов или искусственности. Студенты просто выполняют те функции, которые им придется выполнять на приходе, только в Академии это происходит под присмотром и чутким руководством старших наставников.
Искусство произнесения проповеди приходит с практикой, и возможность частой практики здесь предоставляется. Сперва студент произносит краткую речь перед собратьями на уроке в классной аудитории, потом — перед всей Академией после вечерних молитв и уже затем — на Всенощном бдении перед прихожанами.
Самая трудная проповедь — на акафисте Покрову Пресвятой Богородицы перед владыкой ректором, духовенством и прихожанами. Студенты старших курсов и студенты-священники уже произносят проповедь на Литургии.
А вот насколько проповедь глубока, а не просто вызубрена, зависит от внутренней духовной жизни студента и его работы над собой, потому что «от избытка сердца глаголют уста».
А вообще система такая: студент пишет проповедь и сдает текст на проверку преподавателю гомилетики. Преподаватель читает, указывает на ошибки и недочеты, и, если все благополучно, пишет: «Печатать и произносить». А если все плохо, то придется переписывать.

— Как происходит обучение совершению богослужений? На что надо обращать особенное внимание новорукоположенному диакону, священнику?

— Прежде всего необходимо любить службу и людей.

Фото на главной — И.В. Коновалова.

Фото внутри статьи — с официального сайта МДАиС.

06 января 2014
6 января — навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Отцы, братья и сестры!

Сегодня, в канун праздника Рождества Христова, Святая Церковь призывает нас к великой радости. В Святой День Рождества, по слову апостола Павла, открылась Великая благочестия тайна — Бог явился во плоти.

Иисус Христос Сын Божий Спаситель всех людей родился от Девы в Вифлееме. Ради человеколюбия Бог стал человеком, чтобы мы становились богами по благодати. Родился Христос, чтобы просветить нас Светом Евангельского учения. Родился Христос, чтобы взойти на Крест и пострадать за грехи всего мира. Родился Христос, чтобы искупить нас Своею Кровию и отменить наказание. Родился Христос, чтобы воскресить падшего и умерщвленного человека и даровать нам Царство Небесное. Родился Христос, чтобы и мы родились свыше и стали сынами и наследниками Бога. Пророк Исаия, предвидя этот день, восклицал: «Сидящие во тьме и под тенью смерти видели Свет Великий». И говорит Господь в Евангелии: «Я Свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в меня не оставался во тьме».

Грядущая Рождественская ночь возвестила всему миру избавление от смерти. Так как «сидящие во тьме» означает людей, не имеющих в себе благодати Святаго Духа, то есть мертвых душею. И Святая Христова Церковь благодарно воспевает: «Рождество Твое Христе Боже наш возсия мирови Свет Разума (то есть Свет Умный)». И вот снова Церковь призывает нас: «Потщимся спешно приити в Вифлеем на поклонении Его с волхвы, плоды изряднейших деяний носяще яко дары». Подобно восточным мудрецам сегодня и мы должны совершить поклонение Младенцу Христу, и принести Ему дары. Тогда волхвы принесли к ногам Спасителя: злато, ливан и смирну. Песнопевцы церковные недоумевают воспевая: «Что тебе принесем Христе, яко явился еси на земли?». Все сотворенное Тобою благодарение Тебе по силе приносит. От всего рода человеческого Христу приносится благоуханный дар — Дева Богородица.

Отцы, братия и сестры! В эти радостные праздничные дни Церковь снова и снова научает нас быть благодарными Богу. Что же мы принесем и чем воздадим Ему, чем послужим Младенцу Христу? Мудрецы принесли Ему золото — как Царю, ливан, благовония — как Богу, смирну — как человеку, готовящемуся к смерти и погребению. Почему же мы должны принести плоды изряднейших деяниий? Потому, что наше служению Богу по мысли преподобного Максима Исповедника — есть попечение о чистоте собственной души. И пророк Давид говорит: «Жертва Богу — дух сокрушен …» Действительно, что мы имеем такого, что не приняли бы от Бога? Единственное, что поистине является нашим — это произволение сердца. И Господь говорит: «Сыне даждь ми твое сердце». И вот в этот Святый День Церковь напоминает нам о наших важнейших или, так называемых, изряднейших деяниях, которые одни только и могут приносить плод угодный Богу. Чтобы мы ни делали, чем бы не занимались, если перестанем нести подвиг внимательной заботы о собственной душе, то никто нам не сможет помочь. Даже если весь мир будет за нас молиться, а мы будем нерадеть о том, что происходит в нашей душе, не будет нам пользы. Ибо сказано: «вся бо может молитва праведного споспешествуема».

Как трудно порой исправлять себя, молиться о себе, о своих грехах. И как легко мы спешим исправлять окружающий нас мир. И как вдохновенно и по-многу мы молимся о близких. Как часто пребываем мы в отчаянной тревоге о спасении родственников. Как будто наше спасение уже совершилось, либо оно нас уже не волнует. Не осознаем слова диакона: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Как часто и даже навязчиво спешим мы творить людям «добро», забывая о словах Спасителя: «Изми первее бревно из очесе твоего». Сказано в псалтири: «Уклонися от зла и сотвори благо». Как часто обвиняем других в своих болезнях и скорбных обстоятельствах. Нам порой кажется, что наши добродетели измеряются суетой и многозаботливостью. И мы мало-по-малу начинаем кичиться и тщеславиться, гневаться и раздражаться.

А как же кротость и смирение, сердце сокрушенно? Разве не надо нам более сокрушаться о грехах и вспоминать час смертный и Страшный Суд? Разве не надо нам более быть внимательными к себе, и опасаться греховного падения? Ведь мы с вами знаем, что нет в этом мире ничего ценнее одной человеческой души. И человек — храм Божий, который нужно содержать в чистоте. А мы забываем об этом и допускаем в свое сердце ложь, лицемерие, человекоугодие и дерзость, сами не замечая того, так как увлечены «доброделанием», по гордости самостоятельно определяя основы своего бытия. Кто-то зарабатывает на жизнь на очень трудоемкой работе, кто-то пишет книгу или ведет дневник, кто-то поет в церковном хоре, кто-то занимается наукой или преподает, кто-то занимается благотворительностью или миссионерством, кто-то посвятил себя борьбе с врагами Церкви и народа. И вот уже у нас нет времени остаться наедине с собой, с Богом, подумать о душе, некогда помолиться, или даже поисповедаться.

И вот Святая Церковь снова и снова напоминает нам о наших обязанностях в служении Богу. Верующий должен сказать себе: «Почему меня так волнуют судьбы мира? Почему не опасаюсь за свою душу? С какой целью я думаю о том-то, делаю то или это, говорю или спрашиваю кого-то? Не буду интересоваться людскими делами, чтобы не осуждать. Мне должно быть безразлично, что о мне подумают или скажут люди, так как для меня важно каков я в очах Божиих. Мне не интересно мое будущее и не буду страшиться его, так как оно в руках Божиих, и зависит оно от того, что я делаю сейчас. Не буду печалиться о прошлом, так как во всем раскаялся пред Богом, и Он загладит мои грехи и ошибки. Моя жизнь целиком принадлежит Промыслу Божию и от Него зависит мое благополучие».

Итак, братья и сестры, постараемся принести Богу в дар смирение — когда все доброе в нас приписываем Ему, а грехи — только себе. Всех оправдывая (ибо человек изменчив по произволению), а себя осуждая. Послужим Богу в делах покаяния.

Волхвы принесли злато Царю — мы будем исполнять Царские повеления — заповеди Христовы. Волхвы принесли благовония Богу — мы будем приносить Ему чистое христианское исповедание веры, будем пребывать храме и в молитвах и чтении Слова Божия, принесем также пост и всенощное бдение. Волхвы принесли Ему смирну для погребения — мы же будем благодарить Христа за его вольное страдание за нас. Принесем ему исповедание грехов и причащение Таин Христовых, так как благодаря Его Жертве Крестной получаем прощение и освящение, и избежим будущего гнева.

Братья и сестры! Не полагаясь на свои силы, осознав свое ничтожество обратим свой взор к Богу, и, не смотря на все плохое, что нас окружает, постараемся подражать ангелам, которые бесстрастно не принимают ни какой тьмы, а выбирают только то, что наполнено Светом.

Смиренно склонимся пред своим крестом. Не будем судить и роптать. Будем верить во свое спасение и всеми силами желать его. И тогда найдем великое утешение в этой жизни, а в будущей обретем Царство Небесное. Аминь.

Иеромонах Варнава (Лосев)

Сегодня отпевание митрополита Чувашского и Чебоксарского Варнавы. 300 лет в его роду поколение за поколением служили у престола Божия. Деда-священника репрессировала советская власть, он погиб в ГУЛАГе. Отца арестовали всего за четыре дня до уже назначенной хиротонии. Пришли и за мамой. «Но ее не смогли арестовать, – рассказывал потом владыка Варнава, – потому что мама в этот момент рожала меня». Отец, как и дедушка, сгинул – вестей от него больше не было. Вдова осталась с четырьмя детьми на руках. Жили впроголодь. Приходилось и побираться. Только вера и спасала. А еще – молитва.

Владыка Варнава преставился на 90-м году. Скольких он за эти десятилетия спас своей молитвой и примером для жизни вечной! Своего архипастыря-отца вспоминают клирики его епархии.

Владыка Варнава (Кедров)

«Я вспомнил, как Господь страдал, и мне было совсем не больно»

Протоиерей Николай Иванов, секретарь Епархиального управления, настоятель Покровско-Татианинского собора г. Чебоксары:

– Знаю владыку Варнаву более 25 лет. Был келейником, потом секретарем. Владыка за всё это время ни разу не был в отпуске, чтобы, как мы привыкли, отдыхать. Ездил только в Иерусалим, – но в этом паломничестве служил по возможности каждый день.

Святый град Иерусалим он очень любил. Все Патриархи, епископы его там знали, любили. Где ни попросит послужить, всюду разрешали. Хотя не всем архиереям так всюду на Святой Земле все двери открываются.

Владыка – молитвенник. Всегда читал утреннее и вечернее правило. Всех, кто приходил к нему, – принимал. Не смотрел ни на сан, ни на звание, ни на положение в обществе. Принимал любого. Каждый день был на рабочем месте. Буквально до последних дней, пока не слег.

В Горненском монастыре. Иерусалим

Не смотрел ни на сан, ни на звание, ни на положение в обществе. Принимал любого

Начиная с Лазаревой субботы, ежегодно, вообще служил утром и вечером всю Страстную, потом точно так же – всю Светлую седмицу, и заканчивал это непрестанное служение только к Радонице. Но и так старался не пропускать ни одной из служб.

Владыка был очень мудрым. Всегда находил, что сказать. Много давал интересных комментариев. Однажды приезжает к нам дама-министр. А он ее и попросил о самом на тот момент насущном:

Монах Варнава, насельник Троице-Сергиевой лавры – Вот бы к празднику асфальт положить, – а то ни подъехать, ни пройти в дождливую погоду к храму было.

Это владыка еще по детству привык босиком – и по грязи, и по морозцу – в храм бегать, а ботиночки, чтобы не разбить да не запачкать, уже прямо перед входом в церковь надевать. Он и потом всю жизнь, уже будучи архиереем, ходил в тонком сатиновом подрясничке да в кирзовых сапогах. И ни в какие морозы дополнительно не утеплялся. Но кому из нас сейчас такие подвиги доступны? О других-то он не то, что о себе, – заботился.

Так вот, дама-министр послушала архипастыря, да и разошлась:

– Нету сейчас возможности! Где я вам технику возьму?

А он ей:

– Я-то думал, ты такая добрая, приветливая. Улыбаешься же всегда. А ты, оказывается, злая… Не знаю, что с тобой делать даже…

И оттого, что он ей так это всё просто сказал, прямо по-детски, – откуда ни возьмись вдруг и техника чуть ли не через 15 минут уже подкатила, люди какие-то засуетились сразу, что-то там разгребать стали, вот уже и пар от расстилаемого асфальта идет… Вот такие чудеса творились.

Из любого положения выход мог найти. С юмором ко всему подходил. Добрый он был архиерей. Любящий. Отец для всех.

Ничего своего у него практически не было. Какие-то разве что церковные принадлежности. А так все, даже свою пенсию, раздавал на нужды строящихся храмов. Как-то раз к нему пришел глава города, мы разговорились, сказали ему всё, как есть: владыка ничего не копит, всё на нужды храмов отдает.

Ничего своего у него практически не было. Все, даже свою пенсию, раздавал на нужды строящихся храмов

– Да у меня и родственников нету, – тут же отозвался Его Высокопреосвященство и шутя добавил: – А если буду копить деньги, то и родственники появятся.

У владыки Варнавы одно всегда наставление к священникам было:

– Батюшки, Господь всё и всегда видит. Каждое наше действие, любую мысль. Если вы хотите служить, не читая правила накануне, или еще чего там делать не так… Помните: Бог поругаем не бывает. Накажет.

Иеромонах Варнава, насельник Троице-Сергиевой лавры Богу владыка действовать предоставлял. А сам каждого священника любил все равно что сына родного. Когда и поругает немножко, то по-отечески. Только если, конечно, кто-то серьезно провинится, – тогда прещения налагал. А так – старался, чтобы человек сам исправился. Молился за всех, особенно за духовенство. Опекал. Всех жалел. Это на себя он внимания не обращал обычно.

Первое лекарство владыка выпил ближе уже к 70-ти годам. До этого я его спрашивал, он отвечал:

– Я не знаю, что такое лекарство.

Это мы сейчас, чуть что прихватит, – сразу, мол, ой, мученики. А у него детство такое было: ни еды, ни одежды, притеснения, побои. Однажды, вспоминал, бежал в храм на службу вечером под Великий Пяток. Его поймали и начали дубинками бить за то, что в Церковь ходит. А он говорит: «Я вспомнил, как Господь страдал, и мне было совсем не больно». Те к нему подступают:

Протоиерей Николай Иванов – От храма откажись, не ходи больше.

А он и отвечает:

– Нет, не откажусь.

Чистый ребенок, не мог слукавить. Так эти дружинники и отстали от него, и больше не препятствовали ему в храм ходить. «Били меня этими дубинками, – вспоминал, – а мне приятно было».

В лавре, уже будучи монахом, отец Варнава каждый день на службы ходил. Братский молебен никогда не пропускал. Не опаздывал. Мы с ним всюду и потом по приходам здесь, уже в Чувашской епархии, колесили. Ни разу не помню, чтобы владыка на службу опоздал и его кому-то ждать пришлось. Хотя было: однажды машина поломалась. Но это ведь один-единственный раз – за все 25 лет, пока я был с ним рядом. А так – всегда вовремя к службе подъезжал. На всенощном бдении владыка обязательно сам всех помазывал. А после литургии каждого прихожанина сам лично благословлял.

Никогда он не нарушал постных дней. Был очень строг к соблюдению Устава

Перед литургией мы с владыкой непременно читали правило ко Причастию. Никогда он не нарушал постных дней. Был очень строг к соблюдению Устава. У него уже даже диабет начался, но он перед литургией все равно ничего не ел и даже лекарство не принимал.

К себе относился очень строго. Как монах всю жизнь и прожил. Домик у него был старенький, ничего особенного. Ни дач, ни дорогих средств передвижения не признавал. Любил свой «Жигуленок», семерочку. Только на совсем уж дальние приходы его возили на чем-нибудь посерьезней. А так, жил очень скромно.

Никогда не нарушал заведенного правила, чтобы опустить утренние или вечерние молитвы. Для него это было обязательно. До последнего дня. Даже когда его уже в больнице в последний раз причащали, он настоял, чтобы келейники правило ко Причастию прочитали. Хотя вообще-то в таком состоянии и без всяких молитв причащают обычно. Но для него это было принципиально. Всю жизнь – в молитве.

Он никогда не связывал свободы человека

Протоиерей Михаил Павлов Протоиерей Михаил Павлов, председатель Епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятель храма в честь Иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Чебоксары:

– Владыку Варнаву я с самого детства знаю, еще с дошкольных лет. Отец у меня священник. Так что я и иподиаконствовал у владыки в свое время, читал у него на службах. Он всем нам – отец. Мог, конечно, и пожурить. Но как-то так, беззлобно. По-отечески. Тут же забудет. Улыбнется.

Всех всегда принимал. Даже на Страстной седмице, на Светлой. Хотя он в это время и служил утром и вечером, и службы длинные, уставные были. Ничего никогда не сокращал на своих службах, и других священников не благословлял ничего форсировать.

В алтаре всегда такое благоговение хранилось. Это вроде бы элементарно. Но простое мы и упускаем часто. А владыка как-то всё умел поставить так, чтобы не перед ним трепетали, а Бога боялись, любили. Всё остальное непрочно.

К нему всегда можно было обратиться, прийти в епархиальное управление за советом. И в духовной жизни получить наставление, и даже по-житейски. И всё он говорил из опыта богообщения, молитвы. Утром служит, потом в епархию едет – принимает народ, вечером опять служит. И так каждый день. Вот это архиерей. И всегда с народом. Проповеди такие доходчивые для каждого говорил. Что-то простое, жизненное, что каждому нужно. «Всех любить. И врагов, и благодетелей. Ко всем добрым быть – вот таким призван быть человек. Тогда и вас все любить будут».

«Ко всем добрым быть – вот таким призван быть человек»

Сами люди всегда поддержку своего архиерея ощущали. Добрый. Отзывчивый.

Божию Матерь очень почитал. Всегда наставлял полиелеи, всенощные служить – чтить ее память особо. Акафисты читать. Как-то раз у него благословения просили привезти чудотворную икону Божией Матери «Всецарица», а он такие слова сказал:

– Конечно! Как же я не благословлю? Накажет еще меня. Обидится.

Преподобного Серафима Саровского очень любил. Его память зимой и летом особо торжественно отмечали. Рассказывал, когда еще только его мощи после советского разорения второй раз обрели, сомнения его одолевали: «‟Точно ли это мощи преподобного? Мало ли чьи там останки в запасниках музея нашли…”. Стал молиться. А внутренне успокоиться все не могу». И вот, говорит, ему преподобный во сне явился:

Епископ Варнава (Кедров) – Это мои мощи. Верь, не сомневайся, молись мне, – и стал невидим.

Но увидел он его во сне именно на том месте, где, оказывается, – на солее левого придела в Богоявленском Елоховском соборе, – его мощи и стояли, пока их обратно в Дивеево не перенесли. Впоследствии пришел он мощам поклониться и изумился.

И владыки вообще таких вещих снов много было. И когда он еще был архимандритом в Троице-Сергиевой лавре, ему как-то приснилось, что архиерей в Чебоксарах скончался, а Патриарх Пимен его туда отправляет. Встал утром, поспешил на братских молебен, да там, у мощей преподобного Сергия, действительно о кончине этого архиерея узнал… А после вышло так, что его на нашу кафедру как раз и назначили.

Я, кстати, в этом году в архивах поднимал документы, – удивительно, даже местные уполномоченные по делам религии о владыке Варнаве какие-то уважительные характеристики писали. Хотя сначала, конечно, те еще были бои. Как только владыка приехал сюда на кафедру, уполномоченный ему заявил, чтобы к нему только в светской одежде являлся, по приходам не ездил, кандидатуры на учебу в семинарию у него утверждал, проповеди также – только при согласовании, а также потребовал снять секретаря епархии и настоятеля Введенского собора и поставить тех, кого укажут. А владыка по всем пунктам дал отпор: увольнять он никого не собирается – «Они не у вас, а у меня работают»; проповеди править: «У вас богословского образования нет»; точно так же как и «решать, кому в семинарии учиться, не ваше дело»; по приходам ездить он должен, как архиерей: «Это моя прямая обязанность»; а светской одежды у него давно уже нет: «Сами тогда ко мне приходите». Еще и припечатал: в Москве заявит, что здесь уже есть «управляющий епархией». Так его и зауважали.

Рождественская елка в Театре оперы и балета. 2000 год

Владыка и в наше время у властей пользовался авторитетом. А народ-то его как любил. Он всегда всё всем нуждающимся раздавал. Вот и недавно как-то позвонил:

– Приезжайте, заберите, мне столько не надо. Раздайте.

Мы у него какие-то мешки картошки из кладовки погрузили, еще что-то. А ведь действительно ему оказалось всё это уже не нужно. Открыто ему, что ли, это было? Он всегда во все проблемы приходящих к нему вникал.

Помню такой случай. У нас у одного батюшки от матушки все врачи уже в один голос требовали прервать беременность: мол, болен ребенок, нельзя рожать. Пришла она к владыке:

– Что делать?

А он:

– Ничего не надо делать. Все будет хорошо. Рожай.

На нее чуть ли в милицию уже подавали заявление. Медики просто неистовствовали: под вашу ответственность.

А она, как владыка благословил, родила – здоровый ребенок. Уже вырос: 20 лет. Она и потом еще рожала. А если бы на аборт пошла?..

Как скажет владыка, так и надо поступать. Сделаешь по-своему, жалеть будешь

Всегда было так: как скажет владыка, так и надо поступать. Сделаешь по-своему, жалеть будешь. Помните, даже в книге «Несвятые святые» написано, как Господь всё владыке Варнаве мог открывать. Он никогда ничего никому не навязывал. У него просто спросят совета, он и ответит:

– Я думаю, надо сделать вот так.

А там уж твое дело – как ты поступишь. Не давил. Просто как отец посоветует. Он никогда не связывал свободы человека. Старец-архиерей. Но никогда никакого диктата не было: мол, слушайте меня. Ни в коем случае. Не властвовал над людьми. Это самое низкое – порабощать за счет любого ресурса власти, тем более духовной.

Молитвенник. У него же в роду священники с XVII века. А каких он сам еще пастырей застал! Никаких тогда машин не было. Пешком за множество километров по любой погоде ходили, причащали народ. Конечно, когда есть образцы такой жертвенной любви, то и у людей ответно – горение веры, благоговение настоящее. Так и владыка наставлял: в любое время суток будьте готовы откликнуться.

Он стал просто духовным отцом всему чувашскому народу

Сейчас владыка Варнава преставился, а его смерть коснулась сердец даже людей, казалось бы, совсем светских, далеких от Церкви. Для всех он – значимый человек, родной по-своему.

Когда владыка почти 45 лет назад приехал в Чебоксары, тут всего-то три с лишним десятка приходов на всю Чувашию было. Сейчас их в 10 с лишним раз больше. 7 монастырей восстановлены, люди к монашеству потянулись. Чебоксарское епархиальное духовное училище открылось. Молодежь, сколько помню, тянулась к архиерею, это были совершенно разные люди, разных специальностей, но каждому он мог дать исчерпывающий ответ на его запрос. В 1990-е годы владыка чуть ли не каждые выходные на службах кого-то в диаконы, во пресвитеры рукополагал. Библию на чувашский язык за годы его управления епархией перевели. Он стал просто духовным отцом всему чувашскому народу.

«С Богом всегда легко»

Протоиерей Александр Панзин, настоятель храма Великомученика Георгия Победоносца в поселке городского типа Вурнары:

– Владыку знаю уже более четверти века. Был у него иподиаконом. После рукоположения, помню, я у своего духовника спросил:

– Как же мне, батюшка, жить теперь, чтобы всегда по-священнически поступать?

– Ты, – говорит, – смотри всегда на нашего владыку Варнаву, не ошибешься.

Он просто задает своим примером траекторию духовного развития. Как камертон: всё, что по его благословению, – с волей Божией согласно. Сколько раз убеждаться в этом приходилось. Просто смотри на владыку – и поступай, как он учит своей жизнью, словом.

С мамой и братом на родине в селе Высоком

Много за эти годы перед глазами было примеров жизни владыки со Христом. У нас недавно в епархии книга издана, которая описывает его жизненный путь. Ее название для нас (особенно в эти тревожные времена) – точно девиз: «С Богом всегда легко».

Он просто задает своим примером траекторию духовного развития

Владыка Варнава для всех нас, священников, кого он рукополагал, – родной отец. Всех он нас, свое духовенство, паству, любил, вразумлял, как мог. Бывает, даже кто-то провинится, но не было такого священника, которого бы владыка полностью отверг. Даст епитимью для исправления, – исполнив ее, те, кто, конечно, хотел, возвращались. Все мы, безусловно, разные. Несмышлёные, непослушные порою. Но все у нас в епархии было как в большой семье. С доверием и любовью друг к другу.

Когда два года назад у меня тяжело заболел, а потом преставился духовник, я подошел за благословением к владыке:

– Как мне быть?

А он сразу же отозвался:

– Давай ко мне.

Это было очень благодатное время окормления у него. Всё всегда прямо можно было спросить. Все его жизненные истории, которые он рассказывал, были всегда очень назидательны и полезны.

Протоиерей Александр Панзин Помню, когда мы были с приходом в паломничестве на Святой земле, спросят нас:

– Откуда вы приехали?

– Из Чувашии, – говорим.

Люди как-то так отстраненно всё воспринимают: это им ни о чем не говорит. А когда скажем:

– У нас там владыка Варнава, – все сразу же улыбаться, кивать начинают.

Помню, я как-то встретил одного еврея, он даже не крещен был, хотя и объехал уже множество христианских святынь по миру. И вот, он выходит после службы, которую наш владыка возглавлял, весь потрясенный, и вид у него такой, как будто ему очень жарко.

– Чего еще искать, – говорит. – Вот старец.

Люди, даже нецерковные, впервые увидев его, признавали за ним харизму, благодать Божию.

Люди, даже нецерковные, впервые увидев его, признавали за ним харизму, благодать Божию

Или, помню, когда я еще только в семинарию в Казань ехал, встретил на вокзале каких-то бабушек-паломниц, разговорились. Опять же, вопрос:

– Откуда ты?

– Из Чебоксар.

– Не знаем.

– У нас там владыка Варнава.

– О! Владыку Варнаву знаем! – они его еще, оказывается, по Троице-Сергиевой лавре помнили.

Когда он только приехал в Чебоксары, его на перроне встретили двое бородатых мужчин в светской одежде. А владыка в рясе вышел, с посохом. Окинул их взором… Им потом досталось. Все-таки для него мирская одежда на священнике была неприемлема. И это отнюдь не формальный вопрос.

У нас, у чувашского народа, твердая вера: наш архиерей – святой жизни человек. Многие и о его прозорливости свидетельствуют. Помню, после пяти лет моего священства владыка дал мне послушание, которое переменило всю мою жизнь. Не скажу, что я уж сильно противился, – ослушаться я, разумеется, не мог, но внутренне роптал: не хотелось браться. Я ему, конечно, ничего не говорил, но и скрыть от владыки ничего нельзя было. Так что он меня сразу же приободрил:

– Подожди-подожди, через несколько лет ты меня еще благодарить будешь.

И действительно, прошло несколько лет, владыка мне даже припоминал время от времени:

– А помнишь, ты меня ослушаться хотел? – я ему ничего не говорил об этом… – А теперь вот радуешься.

Наш храм Великомученика Георгия Победоносца очень непросто строился, – в течение 14 лет. До меня там сменилось несколько настоятелей. Когда владыка меня сюда перевел, я ему сразу сказал: «Я неопытный». А он благословил нас еженедельно читать акафист святителю Спиридону Тримифунтскому. Владыка его очень почитал. Так вот, все эти последние 6 лет мы с приходом его и читаем. Так, с Божией помощью, храм и достроили. Стали уже и другие акафисты читать.

У владыки была детская, прямолинейная вера в Бога. Ты доверялся ему, и всё по его благословению получалось.

Владыка до последнего служил. Я приглашал его к нам на престольный праздник, а это было буквально за два дня до того, как владыка слег. Он уже, видимо, себя чувствовал не очень. Но не отказался, сказал: «Я подумаю». А потом уже от него позвонили, сообщили, что не может. Теперь уже владыка у Престола Божия молится за всех.

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Русской Церкви:
  • Биография на сайте Чебоксарской митрополии:

Журнал № 60, журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви 17-19 июля 2006 года:

Журналы №№ 91 и 103, журналы заседания Священного Синода от 4 октября 2012 года:

«Преставился ко Господу Глава Чувашской митрополии митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава», официальный сайт Чувашской митрополии, 1 июня 2020,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *