Митрополит феогност

В конце XIII века митрополит Максим перевез православную кафедру из разоренного Киева во Владимир. Через несколько лет, с 1305 года новый митрополит Петр из Владимира часто ездил в Московское Царство. В это время там правил Иван Калита. Перенос резиденции митрополита в Москву произошел, прежде всего, из-за доверительных отношений между духовником Петром и князем Иваном.

В 1325 Иван Калита становится единоличным московским князем. В этот же год митрополит Петр переносит кафедру в Москву. Таким образом, Московское княжество становится единым центром православия на Руси. Кроме того, историки говорят о ряде важных последствий:

  • Москва укрепляется как политический и религиозный центр;
  • В княжестве отсутствовали собственные епархии, поэтому перенос резиденции не ограничивал чьих-то интересов и прошел без конфликтов;
  • Власть Московского княжества выдало льготы для священнослужителей и митрополита;
  • Из Москвы православное духовенство Руси могло на равных общаться с Константинополем;
  • Таким образом, митрополит расширял свои полномочия на все земли, которые концентрировались вокруг Москвы.

Святитель Петр – монашеское служение и избрание митрополитом Киевским и всея Руси

Святитель Петр уроженец современной Западной Украины. Он родился на Волыни в семье благочестивых родителей, которые сделали все возможное, чтобы привить юноше благочестие.

Он воспитывался в вере, научался наукам и уже к 12 годам избрал для себя путь монашеского жития. Вскоре за добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. Затем, так как потребность Петра в подвиге и аскезе превосходила способности и возможности братии той обители, он испрашивает благословение у игумена монастыря и основывает небольшой монастырь на берегу реки Ратс.

Очень скоро о добродетельном подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приезжал Галицкий князь Юрий, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Когда скончался митрополит Киевский Максим, князь Юрий предпринимает усилия, чтобы именно благочестивый игумен Петр стал Киевским митрополитом и посылает его в Константинополь.

Важно отметить, что митрополит Максим посещал в свое время монастырь, в котором подвизался игумен Петр, и принял от него подарок – икону Успения Пресвятой Богородицы или Петровскую икону Божией Матери, написанную рукой будущего митрополита Петра. Эта икона стала личной святыней митрополита Максима.

Великий князь Владимирский Михаил Тверской также направил к Патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия, передав ему именно эту Петровскую икону Богоматери.

Ночью плывшему Черным морем Геронтию явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии».

Слова Божией Матери в точности исполнились. Святитель Афанасий Константинопольский возвел на Русскую митрополию Петра и передал ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.

Святитель Петр Киевский

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Начало объединения Русских земель

Митрополит Петр возвращается в Киевские пределы. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания.

Первоначально митрополит Петр избирает местом своего постоянного пребывания город Владимир. Не сразу князья приняли митрополита Петра, но его кротость, монашеский уклад жизни и всепоглощающая любовь к своей пастве в итоге переменили их отношение.

Русь в то время была терзаема не только набегами захватчиков, но и междоусобными распрями князей. Наиболее властным и сильным был князь Михаил Тверской, ставший наследником великокняжеского престола.

Московское же княжество было слабым и неприглядным. Однако митрополит Петр, впервые посетив Москву в 1315 году, проникся любовью к москвичам и князю Ивану Калите. Эта первая встреча предопределила на будущее, какой город изберёт митрополит Петр.

Когда после смерти Михаила Тверского Александр Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Калитой Московским, святитель Петр принял сторону последнего.

В 1325 году святитель Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Москва становится местом, откуда духовная власть Русского митрополита простирается во все пределы единой Русской земли.

Современники митрополита Петра не могли представить себе, как далеко взирал святитель духовными очами. Митрополит Петр понимал, что однажды, когда Русь объединится, начнется её возрождение, а начало этому – единство во Христе. Без единой Церкви ни одному из князей невозможно объединить Русскую землю.

По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Калита заложил в 1326 году в Москве на площади первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Когда святитель Петр умирает, его тело было погребено в Успенском соборе в каменном гробу. Рака с мощами Первосвятителя становится центральным местом всей Руси: у гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому.

Святейший Патриарх Кирилл у раки с мощами святителя Петра

Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители, здесь же, вплоть до революции, коронуются русские монархи.

Без митрополита Петра не было бы возвышения Москвы, так как без его чистоты и святости решение митрополита жить в Москве не имело бы такого значения для потомков. Святитель Петр был не просто администратором и правителем Церкви, он был святым человеком. Именно поэтому все последующие митрополиты считали великим благом наследовать ему Московскую кафедру как кафедру митрополита Киевского и всея Руси.

Посеянное семя единства русских земель, благодаря молитвам святителя Петра, очень скоро дало всходы. Последующие за ним митрополиты отличались личной святостью. Митрополит Феогност, митрополит Алексий – люди удивительной чистоты, привлекающие своим служением окрестных князей и простых людей. Очень скоро вокруг Москвы стали собираться княжества, объединяясь ради единой цели – единства русского народа.

Собор святителя Петра в Высоко-Петровском монастыре

Высоко-Петровский монастырь – жемчужина Москвы

Наступающий 2015 год – юбилейный. Мы празднуем 700-летие прибытия в Москву митрополита Петра и 700-летие основания Высоко-Петровского монастыря. В 1315 году митрополит Петр основал подле Кремля на возвышении у Неглинки небольшой скит во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Князь Иван Калита, вскоре после кончины митрополита Петра, переименовал храм Петра и Павла в честь самого митрополита Петра — московского первосвятителя.

К сожалению, в Москве не сохранена традиция почитания митрополита Петра, и это трагично для Москвы. Каждый день мы поем кондак митрополиту Петру, которой завершается строкой: «Радуйся града нашего утверждение».

Митрополит Петр – это краеугольный камень величия и благополучия Москвы. Благодаря ему из совершенно неприглядного городка Москва превратилась в тот прекрасный город, который мы видим сегодня.

Возрождение памяти митрополита Петра тесно связано с возрождением церковной жизни в Москве. Без почитания первого московского святого, первого Московского митрополита это возрождение невозможно.

Решением Священного синода возрождение монашеской жизни в Высоко-Петровском монастыре началось в 2009 году. Сегодня мы, монахи Высоко-Петровского монастыря, не отделяем монашескую жизнь от внешнего служения монастыря, в том числе возрождения его архитектурного комплекса. Сам монастырь своей историей подсказывает нам, каким он должен быть сегодня.

Последние три века с монастырем было связано московское образование и просвещение. В 19 веке наместниками обители часто назначались ректоры духовных академий — Московской и Петербургской.

После революции именно на территории Петровского монастыря развивала подпольную работу закрытая большевиками Московская духовная академия. В 90-е годы в монастыре разместился Отдел религиозного образования, а затем Российский Православный Университет.

Высоко-Петровский монастырь

Монастырь был формально закрыт в 1918 году, но храмы продолжали действовать. Осенью 1923 году здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни.

Это было настолько сильное духовное явление, что последний открытый храм монастыря – Боголюбский – не вмещал всех молящихся. Вскоре монастырь закрывают окончательно, часть насельников расстреливают, также формируется тайное монашество.

Возрождение начинается в 1992 году, и одним из знаков преемства от тайных Петровских монахов к новой жизни монастыря, становится служение в монастыре протоиерея Глеба Каледы, который сам долгое время нес свое священническое служение в тайне.

Сегодня насельники монастыря – люди, имеющие непосредственное отношение к образовательной сфере. В монастыре уже год действует Петровская богословская школа, насельники обители преподают в этой школе, а также в Православном Университете.

Монастырь возрождается. Я надеюсь, что однажды, когда вы придете в монастырь, вы сможете увидеть отлаженную монашескую жизнь и возрожденный комплекс монастыря – жемчужину города Москвы.

Подготовила Мария Строганова

Фото: Ефим Эрихман

Видео: Виктор Аромштам

Об этом в своем блоге сообщает бывший ответственный редактор «Журнала Московской патриархии» Сергей Чапнин:
«Какой теперь будет судьба архиеп. Феогноста? Сегодня стало известно, что он подал прошение о почислении на покой. Поступок очень мужественный. В нынешней ситуации это самый радикальный из возможных жестов несогласия с патриархом.
Конечно, теперь будут предприняты многочисленные попытки объяснить поступок вл. Феогноста через личную духовную жизнь. Мол, наместником ТСЛ ему полезно было быть 30 лет, с духовной точки зрения, а ненаместником быть, соответственно, неполезно даже неделю.
Но это уже отдельная история — благочестивые интерпретации его поступка. Многие верят, что епископы не занимаются ни политикой, но финансами, только чистой духовностью,» — пишет он.

Напомним, что на последнем заседании Синода РПЦ МП архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, назначенный наместником Троице-Сергиевой лавры еще при Патриархе Пимене в 1988 году, был уволен с этой должности и назначен архиепископом Каширским с местом пребывания на подворье Лавры в Москве. При этом за архиепископом Феогностом сохранили должность председателя синодального Отдела по делам монастырей Московского патриархата.
И вот сегодня из неофициального источника стало известно, что Феогност отказывается от всего.
Некоторые СМИ уже связали решение Кирилла с началом реализации проекта «Русский Ватикан» в Сергиевом Посаде, который предполагает многомиллиардное финансирование.
Об этом, к примеру, пишет корреспондент Портала «Credo.Press». «Поскольку архиепископ Феогност не принадлежит к ближайшему кругу нынешнего Патриарха РПЦ МП, то было решено заменить его на более молодого и «проверенного» епископа Парамона, рукоположенного Кириллом», — сообщает издание.

Однако эта информация, конечно, не является официальной. Истинных причин отстранения Феогноста никто не называл и можно только догадываться о них.

Еще одна версия отставки владыки Феогноста, которую предложили своим читателям СМИ — борьба священнослужителя с мусорными полигонами. Дело в том, что бывший наместник Троице — Сергиевой лавры писал рапорты на имя патриарха Кирилла, в которых рассказывал о строящихся полигонах у православных храмов. Вот эти документы:

Кроме того, 14 апреля 2018 года в Сергиевом Посаде прошел митинг, который был неофициально поддержан Лаврой. Местные жители тогда выступили против строительства мусорного полигона в деревне Сахарово.

Владыка Феогност благословил провести молебен в защиту экологии и оказал помощь в организации митинга. Протестующие держали транспаранты «Мы против полигона ТБО на земле святого Сергия» и «Сергиев Посад — русский Ватикан или помойка?».

В борьбе против мусорных полигонов Феогност был не один. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий тоже писал официальные обращения к патриарху Кириллу и к губернатору Воробьеву по поводу свалок планируемых у храмов.

Трудно с уверенностью сказать, что именно послужило поводом для отстранения владыки Феогноста. Версии, которые предлагают СМИ, основаны лишь на предположениях.

Сам же Феогност очень тепло простился с Лаврой и поздравил преемника Парамона. Есть видеозапись этого момента:

Видео со станицы Вконтакте архиепископа Феогноста.

Архиепископу Феогносту 58 лет, он был пострижен в монашество близким Патриарху Пимену (Извекову) митрополитом Владимирским и Суздальским Серапионом в 1983 году, а иеромонахом и насельником Лавры стал в 1984-м. Московскую духовную семинарию закончил за год до назначения наместником, в 1987-м, а академию — уже будучи наместником, в 1991 г.

В первые дни петрова поста в доме наместника Киево-Печерской Лавры состоялась беседа с викарием Московской епархии архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом. Владыка рассказал редакции официального сайта о том, как впервые посетил Лавру, что для него значит Печерская обитель, а также поделился своим мнением о ситуации в русском монашестве.

— Ваше Высокопреосвященство, когда Вы впервые посетили Киево-Печерскую Лавру?

Впервые я побывал в Лавре в 1986 году. В то время монастырь был еще закрыт, но благодать, которая пребывает на этих древних Киевских холмах, сразу коснулась моего сердца. Я благодарю Бога за это. Здесь источник, здесь начало и основание монашеской жизни на Руси, а воды Днепра являются общей крещальной купелью для всех православных: украинцев, белорусов и россиян.

— Владыка, расскажите о Вашем желании посвятить себя служению Богу.

Есть замечательная русская пословица: «Божие невольники счастливы». Я не могу похвалиться тем, что сам пришел к Богу. Господь меня призвал, хотя я делал определенные попытки уйти от того предназначения, которое было. Сегодня я благодарю Господа за Его милость и щедрость ко мне. Благодарю, что Он, несмотря на мое сопротивление, не лишил меня великой радости священства. Служу Господу и буду служить дондеже есмь.

— Как Вы оказались в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре?

В Лавру меня таинственным образом привел преподобный Сергий. Так сразу и не расскажешь. Монашеский постриг у меня был в городе Владимире. Но 27 марта 1984 года, в день памяти святителя Феогноста, моего духовного отца архимандрита Алексия, нынешнего митрополита Тульского, назначили наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Я тогда сразу понял, что преподобный Сергий заберет меня к себе. Так и случилось. Через полтора месяца я оказался в Лавре и вот уже 29 лет нахожусь в этой святая святых. С каждым годом все больше и больше осознаю, с одной стороны свое недостоинство, а с другой стороны – милость Божию и тайну преподобного Сергия.

— Чем сейчас живет Сергиева обитель? Сколько на сегодняшний день в монастыре монахов, иноков, послушников, и как обычно приходят в монастырь?

Матушка Рафаила, игуменья Корецкого монастыря, дала мне посмотреть замечательный фильм. В нем рассказывается об истории обители. Вспоминаю слова, сказанные в этом фильме: «В монастырь люди приходят по разным причинам, но остаются только те, кого Господь Сам призвал и привел».

На сегодняшний день, милостью Божией, братия Лавры насчитывает 300 человек. 200 из них живет в самой Лавре, а 100 – в скитах и подворьях.

— Владыка, Вы возглавляете Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Как Вы оцениваете состояние современного монашества?

До своего служения в Синодальном отделе у меня было более грустное представление о том положении, которое сегодня есть в монастырях. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вот уже 4 года я несу послушание. Сначала трудился в комиссии, а затем возглавил отдел. Могу с уверенностью сказать, что у нас замечательные монастыри, у нас замечательные игумены и игуменьи, братия, сестры. С каждым годом в монастырях все больше и больше увеличивается количество искренних, явных и тайных рабов Божиих. А то, что сегодня выхватывают какие-то негативы, так есть крылатое выражение «в семье не без урода», бывают и проблемы. Если на 100 человек 1–2 неудавшихся, то я не считаю, что это проблема. Хотя стремиться надо к лучшему.

— Вы являетесь также генеральным директором Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. Расскажите о взаимодействии монастыря и музея?

Поскольку я являюсь наместником Троице-Сергиевой Лавры, а также директором музея, то разделения нет. Монастырь и музей единое целое. Все в руках Божиих. Так и управляю Его милостью.

— Владыка, наша жизнь невозможна без заступничества святых угодников. Как часто в своих молитвах обращаетесь к Печерским отцам?

Живу этим обращением! Ибо ощущение их близости к нам проверено уже на опыте. Это ощущение дает понимание того, что Господь Сам знает, что нам надо. Есть такая грустная ироническая мысль: «Бойтесь мечтать, мечты сбываются!» Так я сегодня боюсь чего-либо просить. Просто всегда благодарю Бога. Благодарю и угодников Печерских. Пребывая у мощей преподобных, прикасаясь к благодати, ощущаешь единство Церкви, единство прошлого, настоящего и будущего. У Бога все уже есть, Он – Альфа и Омега. И когда мы живем в Боге, то все едино. И эта тайна дает нам силу жить и ничего не бояться, кроме одного – бояться быть неугодными Богу.

— В Киево-Печерской Лавре есть что-либо общего с Троице-Сергиевой? Чем они различны?

Я считаю, что глубинно вижу братию, паломников, и могу сказать, что Церковь Христова – едина, и Дух, Который сошел на апостолов в Пятидесятницу, Он один. В Иерусалиме, на Афоне, в Киеве, в Москве – Дух Божий. И те, кто живет в этом Духе, – едины. У каждого спящего свой собственный мир, но проснувшись, они живут в общем мире.

— Изменилась ли Киево-Печерская Лавра со времени Вашего первого визита?

Конечно! Обитель преобразилась. От благолепия и красоты монастыря становится радостно на душе. Видны заботы Блаженнейшего Митрополита Владимира, видны труды наместника Лавры митрополита Павла. Меняется и украшается Лавра. Но меняется лишь внешний ее облик, а внутренняя благодать живет своей жизнью. И мы живем этой благодатью.
Человеку свойственно стремиться к своим истокам. Киев – это наши истоки. Это город, с которого христианская вера распространилась по всей Руси. Киево-Печерская Лавра – это колыбель русского монашества. И для того, чтобы понять настоящее, нужно вернуться к своим истокам. Каждый хотя бы раз в жизни обязательно должен побывать здесь. Но однажды побывав в этих святынях, сердце человека вновь будет стремиться посетить и прикоснуться к этому вечному и таинственному началу, которое преображает нас.

Феогност (Лебедев) (1829 — 1903), митрополит Киевский и Галицкий.

В миру Лебедев Георгий Иванович, родился в 1829 году в семье священника Тверской епархии (в селе Замытье)*. В 1849 году по окончании Тверской духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1853 году со степенью магистра богословия.
14 марта 1853 года был пострижен в монашество, 25 марта рукоположен во иеродиакона, а 6 сентября того же года — во иеромонаха, с назначением исполнять должность смотрителя Кирилловского училища Новгородской епархии.
С 27 июля 1856 года — профессор Санкт-Петербургской духовной семинарии.
С 29 ноября 1857 года — инспектор Новгородской духовной семинарии.
24 декабря 1858 года возведен в сан архимандрита.
С 25 апреля 1861 года — ректор Орловской духовной семинарии и настоятель Петропавловского монастыря.
С 15 июля 1864 года — ректор Каменец-Подольской духовной семинарии и настоятель Свято-Троицкого монастыря.
22 января 1867 года хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии.
С 27 июня 1870 года — епископ Астраханский и Енотаевский.
С 7 декабря 1874 года — епископ Подольский и Брацлавский.
С 9 декабря 1878 года — епископ Владимирский и Суздальский.
15 мая 1883 года возведен в сан архиепископа.
С 21 ноября 1892 года — архиепископ Новгородский и Старорусский.
С 6 мая 1895 года — постоянный член Святейшего Синода.
13 августа 1900 года возведен в сан митрополита и определен Киевским и Галицким.
Скончался 22 января 1903 года в Санкт-Петербурге. Погребен в Киево-Печерской Лавре.

Отличался добротой, общедоступностью и внимательностью ко всем. Был неутомимым в проповедании слова Божия: действовал на пасомых в духе и ревности древних святителей Православной Церкви. Во всех местах своего служения владыка Феогност умножал и украшал храмы Божии, вводил институт миссионеров, устраивал церковно-исторические древлехранилища и церковно-приходские школы, учреждал просветительные братства. Особенную ревность проявил он к возобновлению древних исторических храмов. Владимирский кафедральный собор, разрушавшийся и приходивший в ветхость, стараниями владыки был обновлен в его первоначальном виде. По прибытии в Новгород, архиепископ Феогност ревностно принял на себя заботы по восстановлению еще более древнего памятника — собора святой Софии. В Киеве он обратил особенное внимание на обновление церкви Киево-Печерской Лавры.

Награды

• бриллиантовый крест на клобук (15 мая 1892)
• крест на митру (1900)
• Почетные членства:
— Московская духовная академия (с 22 сентября 1891)
— Казанская духовная академия (с 1892)
— Санкт-Петербургская духовная академия (с 22 января 1897, в память 30-летия епископства)

Труды

• О церковном управлении в Южной России, после отделения Киевской митрополии от Московской до времен унии (магистерская диссертация).
• Слова преосвященнейшего Феогноста, епископа владимирского и суздальского, Владимир, 1881.
• «Речь при наречении его во епископа,» Рук. для сельск. пастырей, 1867, № 7.
• «Речи и проповеди,» Влад. Еп. Вед., 1879; Новгор. Еп. Вед., 1894.
• «Речь новохиротонисанному епископу Чигиринскому Платону,» ТКДА, июль, 1.

Литература

Использованные материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *