Митрополит анастасий грибановский

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Анастасий и фамилией Грибановский.

Митрополит Анастасий

2-й Первоиерарх РПЦЗ

10 августа 1936 — 27 мая 1964

Церковь

Русская православная церковь заграницей

Предшественник

Антоний (Храповицкий)

Преемник

Филарет (Вознесенский)

Архиепископ Кишинёвский и Хотинский

10 декабря 1915 — 1919

Церковь

Православная российская церковь

Предшественник

Платон (Рождественский)

Преемник

Алексий (Сергеев)

Епископ Холмский и Люблинский

14 мая 1914 — 10 декабря 1915

Предшественник

Владимир (Тихоницкий) (в/у)

Преемник

Серафим (Остроумов) (в/у)

Епископ Серпуховский,
викарий Московской епархии

29 июня 1906 — 14 мая 1914

Предшественник

Никон (Рождественский)

Преемник

Арсений (Жадановский)

Имя при рождении

Александр Алексеевич Грибановский

Рождение

6 (18) августа 1873
село Братки, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя

Смерть

9 (22) мая 1965 (91 год)

  • Манхэттен, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Похоронен

  • Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилл)

Принятие монашества

апрель 1898

Епископская хиротония

29 июня 1906

Митрополит Анастасий на Викискладе

Митрополи́т Анаста́сий (в миру Алекса́ндр Алексе́евич Гриба́новский; 6 августа 1873, село Братки, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния — 9 мая 1965, Нью-Йорк) — епископ Православной российской церкви, архиепископ Кишинёвский и Хотинский; впоследствии епископ Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский; второй, после митрополита Антония, председатель Архиерейского синода РПЦЗ.

Биография

В России

епископ Серпуховский Анастасий

Родился в семье сельского приходского священника. Окончил Тамбовское духовное училище, затем Тамбовскую духовную семинарию, поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1897 году со степенью кандидата богословия.

В апреле 1898 года епископом Тамбовским Александром (Богдановым) в тамбовском Казанско-Богородицком монастыре был пострижен с именем Анастасий, в честь преподобного Анастасия Синаита, 23 апреля рукоположён тем же архиереем во иеродиакона, вскоре затем — во иеромонаха. С июля 1901 года состоял на должности ректора Московской духовной семинарии в сане архимандрита.

29 июня 1906 года в московском Успенском соборе был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, с местопребыванием в Даниловом монастыре.

Принимал участие в подготовке к Романовским торжествам, возглавляя в Москве церковную юбилейную комиссию, принимал участие в юбилейных торжествах в Москве в мае 1913 года в высочайшем присутствии.

14 мая 1914 года переведён на самостоятельную Холмскую и Люблинскую кафедру. 10 декабря 1915 года — на Кишинёвскую и Хотинскую кафедру.

6 мая 1916 года возведён в сан архиепископа. 22 мая того же года по ходатайству архиепископа Анастасия в Бессарабию пригласил монашествующих русских монастырей центральной Россию с целью повысить культурный уровень бессарабских монахов.

Участвовал в занятиях Всероссийского Поместного собора 1917—1918 годов, возглавлял отдел церковного имущества и хозяйства, возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации новоизбранного патриарха; был избран членом Священного синода и Высшего церковного совета Православной российской церкви.

В октябре 1918 года по указанию патриарха Тихона выехал из Москвы в Одессу в надежде восстановить прерванные ввиду оккупации губернии румынскими войсками связь с Бессарабией, которая в церковном отношении была включена в состав Румынской Церкви. Отказался от предложения румынского Синода войти в его состав; в 1919 году уехал в Константинополь и пребывал там в Галате, в подворье русского Пантелеимонова монастыря. Продолжал использовать свой прежний титул.

В Константинополе и Сербии

15 октября 1920 года Временным Высшим Церковным Управлением Юго-Востока России был назначен на правах епархиального архиерея управляющим русскими приходами Константинопольского округа; в конце ноября ему, вместе с епископом Вениамином (Федченковым), также было поручено обсудить с местоблюстителем Константинопольского Патриаршего Престола митрополитом Прусским Дорофеем (Маммелисом) будущий церковно-правовой статус русской эмиграции на территории Константинопольского Патриархата. 22 ноября 1920 года был включён в состав ВВЦУ, заседания которого проходили в Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония (Храповицкого). 2 декабря 1920 года грамотой Местоблюстителя Вселенского престола, в числе прочих российских архиереев, получил разрешение образовать временную церковную комиссию («эпитропию») под высшим управлением Вселенской Патриархии для надзора и руководства церковной жизнью русских колоний. Комиссией, получившей название Временного высшего церковного управления заграницей (ВВЦУЗ), 13 апреля 1921 года был направлен в Иерусалим для наблюдения за Русской духовной миссией. 24 апреля 1922 года был избран председателем Русского комитета в Турции, объединявшего до 35 организаций беженцев.

С 21 ноября по 2 декабря 1921 года в Сремских Карловцах (Сербия), как один из заместителей председателя, участвовал в «Общем собрании представителей Русской заграничной Церкви», впоследствии переименовавшего себя в Русский Всезаграничный церковный Собор; возглавлял Отдел духовного возрождения России, 30 ноября выступил с докладом по вопросу о восстановлении монархии в России. После прений, Собор принял обращение с призывом молиться о восстановлении в России монархии и царствующего дома Романовых. В числе ряда других членов Собора сделал письменное заявление, оценившее постановку вопроса о монархии, с упоминанием при том и династии, как «не подлежащую обсуждению церковным Собором ввиду её политического характера».

С 13 сентября 1922 года вошёл в созданный Архиерейским Собором в Сремских Карловцах временный Архиерейский Синод (вне юрисдикции Московского Патриархата), который стал правопреемником ВВЦУЗ.

В мае—июне 1923 года принял участие в проходившем в Константинополе Всеправославном совещании, где выступил в качестве руководителя оппозиции предложенным Патриархом Мелетием реформам. Конфликт резко ухудшил отношения русских общин с Патриархатом: по окончании Всеправославного совещания Анастасию было указано, что он в будущем должен поминать за богослужением только Вселенского Патриарха требование которое оказалось неприемлемым для архиепископа, и выполнено не было.

В 1924 году был вынужден покинуть Константинополь вследствие наложенного в мае того года Вселенской Патриархией запрещения. Отбыл через Францию в Болгарию, где в сентябре принял участие в новом освящении Александро-Невского собора в Софии, что стало первым случаем сослужения российского архиерея с находящимся под схизмой (с 1872 года) болгарским духовенством.

Указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Московского Сергия (Страгородского), от 22 июня 1934 года, в числе прочих «карловацких епископов» был запрещён в священнослужении; указ был отвергнут 10 сентября того же года особым постановлением Архиерейского Собора в Сремских Карловцах.

В ноябре 1935 года стал во главе автономного Балканского округа, в связи с чем Патриархом Сербским Варнавой был возведён в сан митрополита.

31 октября — 18 ноября 1935 года, как представитель РПЦЗ, принимал участие в совещании, проходившем под председательством Патриарха Варнавы, с представителями других церковно-эмигрантских структур: митрополитами Евлогием (Георгиевским) и Феофилом (Пашковским) и епископом Димитрием (Вознесенским) (представитель Дальневосточного округа); совещание выработало Временное Положение об управлении Русской Церковью Заграницей.

Отрицательно относился к «русскому фашизму». 28 июля 1936 года на свято-Владимировском Торжестве в Белграде сказал: «Фашизм — такой тип государственного устройства, какой никак не может быть нашим идеалом. Он основан на началах принуждения, простирающихся на самую идеологию человека. Но вне свободы — нет нравственного подвига и нет нравственной ответственности. Без последних же мы не мыслим русского православного государства».

Первоиерарх РПЦЗ

10 августа 1936 года, по смерти митрополита Антония (Храповицкого), как старейший по хиротонии архиерей РПЦЗ и первый заместитель почившего, был избран первоиерархом РПЦЗ, председателем Архиерейских Собора и Синода.

12 июня 1938 года обратился к главе германского правительства Адольфу Гитлеру с благодарственным письмом по поводу закона об имуществе РПЦЗ в Германии и выделения денег на сооружение собора в Берлине, которое, в частности, гласило: «Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в вас вождя в мировой борьбе за мир и правду». По воспоминаниям епископа Василия (Родзянко), «духовенство в Югославии на письмо Владыки Анастасия не обратило внимания. Поняли, что это было нужно».

В августе 1938 года, под его председательством, в Сремских Карловцах прошёл II Всезарубежный Церковный Собор, который, среди прочего, осудил переход управляющего Западноевропейскими русскими приходами митрополита Евлогия (Георгиевского) в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, а также гонения на Церковь в СССР.

После начала войны Германии с СССР воздерживался от заявлений в поддержку Германии; но в своём пасхальном послании за 1942 год писал: «Настал день, ожидаемый им , и он ныне подлинно как бы воскресает из мёртвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют своё избавление как бы из самого ада преисподнего».

21 октября 1943 года в Вене возглавил Совещание 8 епископов РПЦЗ, которое заявило о незаконности и недействительности состоявшегося 11 сентября того же года избрания митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси.

В сентябре 1944 года, вместе с прочими архиереями и канцелярией Синода РПЦЗ, переехал в Карловы Вары, затем в Мюнхен. В начале 1946 года выезжал в Женеву, где пополнил епископат РПЦЗ, хиротонисав в сослужении с епископом Иеронимом (Черновым) двух архимандритов, Нафанаила (Львова) и Серафима (Иванова).

На Архиерейском Соборе в мае 1946 года в Мюнхене в РПЦЗ влились 12 русских архиереев, служивших в годы войны на контролировавшейся Германией территории СССР, и был воссоздан Архиерейский Синод РПЦЗ.

С конца 1940-х годов наибольшим влиянием в его окружении пользовались бежавший из СССР протопресвитер Михаил Польский и Юрий Павлович Граббе (впоследствии епископ Григорий), исповедовавшие крайне негативные взгляды в отношении Московской патриархии и её иерархов.

24 ноября 1950 года переехал из Мюнхена в Нью-Йорк (США). 25 ноября отбыл в Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), где совершил освящение новопостроенного каменного храма в честь Святой Троицы, после чего состоялся Архиерейский Собор, в котором приняли участие 11 иерархов РПЦЗ. Здесь же, впервые в истории РПЦЗ, им был совершён чин мироварения и освящения мира, которое прежде РПЦЗ получала от Сербской Церкви. Сразу по переезде в США предпринимал попытки воссоединить с Архиерейским Синодом Северо-Американскую митрополию, во главе которой в июне 1950 года стал митрополит Леонтий (Туркевич), но безуспешно.

Решением Архиерейского Собора 1959 года к нему перешло возглавление Восточно-Американской епархии, а ближайшим его помощником в управлении епархией стал архиепископ Никон (Рклицкий).

По оценке иеромонаха Евфимия (Логвинова) митрополит Анастасий признавал по икономии канонически законными те действия РПЦЗ, без которых невозможна была бы вообще церковная жизнь, но он проявлял крайнюю осторожность, когда вставал вопрос о совершении деяний, которые не были жизненно необходимы в данный момент, хотя и вполне желательны. Возражал против канонизации Иоанна Кронштадтского, ссылаясь на невозможность получения согласия всей церкви.

В 1964 году инициировал созыв Архиерейского Собор РПЦЗ для избрания нового первоиерарха. 27 мая того же года ушёл на покой, сохранив за собой почётное председательство в Синоде и получив, по единодушному решению членов Собора, титул Блаженнейшего с правом ношения двух панагий и преднесения креста, от чего прежде отказывался.

Скончался вечером 22 мая 1965 года в своих покоях в новом, подаренном Синоду благотворителем Сергеем Семененко, доме на 75 East 93rd Street на углу Park Avenue, где незадолго до его смерти был устроен и синодальный собор в честь иконы Божией Матери «Знамение». 24 мая заупокойную литургию и чин отпевания в синодальном соборе возглавил митрополит Филарет (Вознесенский); разрешительную молитву прочёл его духовник архиепископ Аверкий (Таушев).

После отпевания тело почившего и большинство участников отпевания отправились в Свято-Троицкий монастырь, где место упокоения митрополита Анастасия было приготовлено давно под алтарём, рядом с гробницей архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Тихона (Троицкого) († 1963).

Согласно завещанию, был погребён в Троицком монастыре в Джорданвилле, под алтарём.

«Завещание митрополита Анастасия»

Документ, известный как «Завещание митрополита Анастасия», который был написан незадолго до его кончины, в частности, гласил: «<…> Что касается Московской Патриархии и её иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союзе с советской властью, открыто исповедующей своё полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всем русском народе, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, предоставляя в то же время каждого из них окончательному суду Собора будущей свободной Русской церкви»

Память

28 сентября 2009 официальная делегация Русской православной церкви заграницей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом в сопровождении митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия посетила село Братки — малую родину митрополита Анастасия. После панихиды по владыке и его родителям во Введенской церкви села рядом с храмом в память о митрополите была установлена мемориальная табличка, которую освятил митрополит Воронежский Сергий.

Сочинения

  • О промысле Божием (против деистов), 1897 (кандидатское сочинение).
  • «Послание преосвященного Анастасия, еп. Холмского и Люблинского», Прибавления к Церковным ведомостям, 1915, № 44.
  • «Слово в день нового года», Прибавления к Церковным ведомостям, 1917, январь.
  • Религиозные мотивы в современной литературе и искусстве, 1908.
  • «Речь, сказанная при встрече в Холмском кафедральном соборе», Прибавления к Церковным ведомостям, 1914, № 34 (45?), 1874.
  • «Слово за божественной литургией 11 октября 1915 года», Прибавления к Церковным ведомостям, 1915, № 43, 2231.
  • «Послание Преосвященного Анастасия», Прибавления к Церковным ведомостям, 1917, № 4, 71-72.
  • Светлой памяти Великой Княгини Елизаветы Федоровны. — Иерусалим, 1925 (Тип. Греч. православ. монастыря). — 24 с., с., л. ил., портр.; 22 см.
  • Беседы с собственным сердцем: (размышления и заметки). — Белград : , 1935. — 170 с.; 21 см.
    • переизд. Джорданвилль, 1948;
    • Беседы с собственным сердцем. — Санкт-Петербург : Библиополис, 2007. — 508, с.; 17 см; ISBN 978-5-7435-0262-2
  • Мысли о пастырстве : Из пастырского дневника. — Иерусалим, 1946. — 24 см.
  • Пушкин и его отношение к религии и Православной Церкви, Мюнхен, 1947 pdf
    • Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви. — 2-е изд. — Б. м. : МП «ИНГА», Б. г. (1991). — 61, с.; 20 см.
    • Пушкин в его отношении к религии и Православной церкви. — Мюнхен : Обитель преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 1999. — 94 с. : портр.; 21 см; ISBN 3-926165-86-3
  • Сборник избранных сочинений Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия Первосвятителя Русской Зарубежной Церкви. С портретом и жизнеописанием автора. — Джорданвилль, 1948. — 398 с.
  • Нравственный облик Пушкина. — Джорданвилль, 1949. — 24 с.
    • Нравственный облик Пушкина: (По поводу 150-летия со дня его рождения). — Jordanville (N. Y.): Holy Trinity monastery, 1956. — 23 с.
  • Слово митрополита Анастасия при вручении жезла новопоставленному епископу Савве 11/24 января 1954 г. в Вознесенском соборе в Нью-Йорке. — Jordanville (N.Y.): Holy Trinity monastery, 1954. — 12 с. : ил.
  • Послание к русским православным людям по поводу «Обращения патриарха Алексия к архипастырям и клиру так называемой Карловацкой ориентации» / Митрополит Анастасий. — Jordanville (N.Y.): Holy Trinity monastery, 1956. — 16 с.
  • Архипастырские послания, слова и речи Высокопресвященнейшего Митрополита Анастасия Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Юбилейный сборник к дню 50-летия архиерейского служения 1906—1956. — Джорданвилль, 1956. — 262 с.
  • Мой ответ всем, почтившим меня своими приветствиями по поводу 50-летия моего епископского служения. — Jordanville (N.Y.): Holy Trinity monastery, . — 8 с.
  • Избрание и поставление Святейшаго Патриарха Тихона. Характер его личности и деятельности. // Православная Русь. — 1975. — № 6. — С. 4—11.
  • Два похвальных слова новым священномученикам Русской Церкви Блаженнейшего Митрополита Анастасия. — Монреаль, 1981. — 16 с.
  • Письмо митрополита Анастасия (Грибановского) архиепиепископу Серафиму (Ладе) // Материалы к истории православия в нацистской Германии Публ. иерея Георгия Ореханова и Г.Зоммер // Вестник ПСТГУ. Предыстория. Богословский сборник № 7. М., 2001. — С. 264—268.

Примечания

Литература

Ссылки

  • Анастасий (Грибановский) в энциклопедии «Древо»
  • Анастасий (Грибановский) на сайте Русское Православие
  • Богомудрый пастырь (к 100-летию со дня архиерейской хиротонии)
  • 9/22.05.1965. — Скончался в Нью-Йорке митрополит РПЦЗ Анастасий (Грибановский)

Как оценивал Предстоятель РПЦЗ Русское освободительное движение?

Редакция поздравляет своих православных читателей с праздником Богоявления – Крещения Господня, и в качестве небольшого подарка публикует подборку проповедей Предстоятеля Русской Зарубежной Церкви, митрополита Анастасия, посвященную Русской Освободительной Армии, а также некоторые его письма, адресованный Главнокомандующему РОА генералу Власову. В наши дни, когда клевета на русских патриотов-антикоммунистов, боровшихся в годы советско-германской войны против большевизма, вновь усилилась, нелишне будет напомнить о том, как оценивала их действия свободная часть Православной Российской Церкви. Относительно же сути этой оценки размещаемые здесь материалы не оставляют никаких сомнений.

Данные исторические документы ранее были опубликованы г-ном Шкаровским в «Вестнике церковной истории», № 1 (5) за 2007 год, откуда и позаимствованы для настоящей публикации.

Original: https://harbin.lv/mitropolit-anastasiy-i-roa

Митрополит Анастасий (Грибановский), Первоиерарх РПЦЗ в 1936 – 1964 г.

19 ноября 1944 г., Берлин. Слово митрополита Анастасия (Грибановского) в православном кафедральном соборе Воскресения Христова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

На Русской земле искони существовал такой обычай, по которому на всякое доброе дело, особенно дело общее, всегда прежде всего начинания испрашивали благословенье Божье. И вы, дорогие братья и соотечественники, вы, деятели и вдохновители русского национального движения, собрались здесь, показывая этим историческую связь великого дела освобождения России с деяниями наших отцов и прадедов.

Мы принадлежим к разным поколениям. Не все мы одинаково мыслим, не все мы одинаково чувствуем. Но мы должны думать сейчас не о том, что нас разделяет, а о том, что нас соединяет. А нас соединяет ныне всех одно чувство — смертельная непримиримость к большевистскому злу и пламенное желание искоренить его на Русской земле. Ибо мы знаем, что до тех пор, пока оно царит там, невозможна никакая разумная человеческая жизнь, никакое духовное продвижение вперед. Пока это зло угрожает как нашему Отечеству, так и всей Европе, — повсюду будет утверждаться смерть и разрушение. И поскольку вы, дорогие братья и сестры, стремитесь сокрушить это страшное зло, поскольку вы боретесь за торжество света против тьмы, свободы против насилия, христианства и культуры против надругательства и уничижения человеческой личности, вы творите подлинно патриотическое, даже более того, мiровое дело, и Церковь не может не благословить вашего великого и святого начинания. Это движение подлинно заслуживает названия освободительного, ибо оно стремится не только освободить человечество от самого страшного ига, но и человеческую душу от самого лютого гнета. Никогда человеческое достоинство не было унижено так глубоко, человеческая личность поругана так безпощадно, как в наши дни под властью большевиков.

Русская Церковь никогда не могла и ныне не может равнодушно смотреть на страдания пасомого ею народа. Она сама дала мiру тысячи и тысячи мучеников — погибших в большевицких ссылках и тюрьмах православных пастырей и архипастырей, невинная кровь которых не перестает вопиять к Небу. Она молит Господа, чтобы Он сократил нам дни этих испытаний. Нам неведомы сроки Господни. Однако есть знамения времени, по которым мы можем с уверенностью утверждать, что урочный час уже приблизился и стоит перед дверями.

Дорогие вдохновители и деятели Русского освободительного движения! Вам, богатырям духа, исполненным сил, вам суждено свершить великое дело освобождения Родины, если только вы пойдете путем чести, правды и самоотверженного подвига. В тягчайшие времена истории порой из народных недр начинают бить какие-то творческие струи, и тогда общее народное воодушевление подымается на невиданные высоты подвига. Эти творческие струи воспламеняют святым огнем человеческие силы и движут человеческую волю на совершение великих дел. И тогда мысль невольно ищет вождей, которые бы воплотили в себе мысль и волю всего народа. И эти вожди, если они подлинно народные вожди, воспринимают духом своим какую-то особенную силу, которая и ведет их до тех пор, пока они не совершат своего великого и святого дела.

Дорогие братья и сестры, объединимся же все вокруг этого нашего национального освободительного движения, будем каждый подвизаться на своем пути и содействовать общему великому делу освобождения нашей Родины, пока не падет это страшное зло большевизма, пока не восстанет со своего одра наша измученная Россия и пока в ней не засияет новая благословенная заря жизни, исполненной свободы, разума и радости во славу нашей Родины и всех населяющих ее народов! Аминь.

8 декабря 1944 г., Егер. Слово митрополита Анастасия (Грибановского) на собрании участников власовского движения

Дорогие братья и сестры!

Приветствуя Вас всех, здесь собравшихся, я, как представитель Церкви, буду говорить только от лица и во имя Церкви. Церковь, как носительница вечной Христовой истины и правды, как провозвестница евангельской любви, братства и самоотверженного служения ближним, никогда не переставала бороться с коммунизмом и особенно его крайней формой — большевизмом, видя в нем смертоносное начало не только для религиозной, но и для всякой здоровой и нормальной жизни в нашем Отечестве вообще. Она не переставала обличать ложь и неправду, пронизывающую насквозь все его существо, и вместе внушать всем, что на этом безнравственном основании, на основе лжи, насилия и крови, нельзя создать царство общего благополучия.

Там, где провозглашается лозунг «братство или смерть», там может быть только братство Каина. Путь, обозначенный тюрьмами, расстрелами и виселицами, не может вести в рай, обещанный коммунистами человечеству на земле. Большевизм должен быть уничтожен, пока он не уничтожил наш народ и всю христианскую культуру, которую он разрушает повсюду. Исходя из этого, Церковь поощряла всякую силу, направленную к его искоренению в России. Тем более она благословляет представителей возникшего ныне нашего мощного национального движения, поставившего своею целью непримиримую, решительную борьбу с этим злом и нашедшего для себя достойного возглавителя в лице генерала Андрея Андреевича Власова.

Во всякой борьбе побеждает дух. Торжество его над материей видно даже в нынешней механизированной войне, где получила столь широкое применение так называемая техника. Наиболее красноречивым доказательством этого служит тот факт, что один боец выступает против огромной движущейся машины смерти, какими являются современные танки. Он выходит против этого страшного врага, как Давид против Голиафа, и сокрушает его. Чем побеждает он это чудовище, сделанное из железа и стали? Конечно, не малою бомбою, какую держит в своих руках, а прежде всего крепостию духа, силою своего несокрушимого нравственного мужества, побуждающего его не страшиться такой опасности и презирать смерть. Еще в большей степени нужна непоколебимая твердость духа в борьбе с коммунизмом, представляющим из себя не только определенную хозяйственную или политическую систему, но и целостное мiровоззрение, стремящееся заменить для человека все, даже религию.

Источник силы и могущества нашего нынешнего освободительного движения и состоит прежде всего в одушевляющем его духе истины и правды, которых жаждет ныне весь мiр и который им противопоставляется большевизму, который надругался над ними. Дыхание этого духа мы чувствуем ныне в этом зале. Веяние его сказывается в единодушных восторженных чувствах, какие выливаются здесь при имени вождя движения и Русской освободительной армии Андрея Андреевича Власова и выражающих наше тесное нравственное соединение с ним и между собою.

Мы все ощутили себя неразрывной частью русского народного организма, возрождающегося к новой жизни, и в этом служении мы почувствовали источник праздничного настроения и залог грядущей победы. Это чувство не обманывает нас. Мы все должны влиться в великое национальное движение за свободу Родины, чтобы подвизаться вместе за торжество попранной христианской и общечеловеческой правды. А кто борется за правду, за того поборает Сам Бог, Который и да благословит всех деятельных участников освободительного движения и всех вас Своим небесным благословением.

25 декабря 1944 г., Карлсбад. Письмо митрополита Анастасия (Грибановского) председателю Комитета освобождения народов России генерал-лейтенанту А. А. Власову

Глубокоуважаемый Андрей Андреевич!

Граф Ю. П. Граббе, посетивший недавно Вас в Берлине, сообщил мне о принятом Вами решении ввести в состав Комитета освобождения народов России особого представителя от Церкви, указать которого Вы предлагаете мне. Я очень признателен Вам за такое предложение, которым Архиерейский Синод не замедлит воспользоваться. В ближайшие дни состоится заседание Синода с участием митрополита Берлинского Серафима, на котором будет избрано соответствующее лицо для участия в Комитете, о чем я не замедлю поставить Вас в известность.

Тот же гр. Граббе передал мне о Вашем предположении создать при Комитете особый отдел исповеданий, чему я придаю также большое значение для установления должных отношений Комитета и Церкви. Принимая во внимание, что этому отделу чаще всего предстоит иметь дело с православною Церковью, чрезвычайно важно, чтобы во главе его поставлено было лицо, хорошо осведомленное в наших церковных делах и расположенное к Церкви.

Призывая на Вас Божие благословение, остаюсь Вашим усердным слугой.

4 января 1945 г., Карлсбад. Письмо митрополита Анастасия (Грибановского) генерал-лейтенанту А. А. Власову

Достоуважаемый Андрей Андреевич!

Долгом почитаю принести Вам свое духовное приветствие с праздником Рождества Христова вместе с новолетними благословениями. Как солнце, восходя на небе, приносит с собою для всей природы животворящий свет и тепло, так и этот великий праздник оживляет всегда исстрадавшиеся сердца русских людей светлою надеждою на спасение Родины.

Эта надежда окрыляет их особенно в нынешние дни в связи с народившимся в недавнее время нашим национальным освободительным движением. Взоры наших соотечественников отовсюду обращены на Вас, генерал, как на основателя этого движения и вождя Русской освободительной армии, в ожидании момента, когда Вы вместе с Вашими доблестными сподвижниками мощною и решительною рукою сокрушите большевицкое иго, угнетающее русский народ, как и все другие народности, обитающие в нашем Отечестве, и введете в обетованную землю всех рассеянных сынов России, томящихся ныне в изгнании.

Да поможет же Вам Всемогущий Господь оправдать лучшие чаяния своего народа. Да облачит Он Ваш патриотический призыв такою силою, чтобы голос Ваш услыхала вся Русская земля и, собравшись воедино под Вашим знаменем, обрела себе полную свободу, вошла в мир и покой свой, преуспевая во всех сторонах своей жизни, восхваляя Бога и благословляя Ваше имя наряду с другими достопамятными именами своей истории.

Призывая на Вас Божие благословение, с совершенным уважением и преданностью имею честь быть Вашим усердным слугою.

2 февраля 1945 г., Карлсбад. Письмо митрополита Анастасия (Грибановского) генерал-лейтенанту А. А. Власову

Ваше превосходительство глубокоуважаемый Андрей Андреевич!

С чувством глубокого удовлетворения и радости узнал я о том, что за Вами признана германским командованием вся полнота прав, принадлежащих Вам как главнокомандующему всех русских вооруженных сил, борющихся за освобождение русского народа от большевицкого ига. Призванный на этот высокий пост волею Божиею и народным доверием, Вы являетесь отныне полномочным и общепризнанным вождем нашего национального освободительного движения и соединенных вооруженных сил всех народностей России, слившихся под Вашим высшим командованием в одну могучую Освободительную русскую армию.

Вам предстоит совершить возложенный на Вас Провидением высокий и ответственный долг перед Родиной, тяжесть которого усиливается тем, что Вы вступаете на поприще своей славной борьбы уже в одиннадцатый час. Но герои умеют побеждать все, и самое время. Как бы ни грозны казались противостоящие Вам вражеские силы, Вы имеете в своих руках несокрушимое для них оружие — правду, попранную ими, и жертвенную любовь к порабощенной ими Родине. Это оружие таит в себе лучший залог победы. Церковь будет подкреплять Вас и Ваших доблестных соратников своими молитвами, как это делала она во все исторические моменты, когда на поле брани решался жребий нашего Отечества. Она не перестает просить Господа, чтобы Он помог Вам, как некогда св. Георгию Победоносцу, сокрушить главу страшного дракона и вырвать из-под его власти обреченную жертву — нашу несчастную Россию. Бога браней благодатью да будет запечатлен Ваш великий подвиг, от исхода которого зависят не только последующие судьбы нашего Отечества, но отчасти и всей Европы.

Призывая на этот подвиг, на Вас самих и Ваших сподвижников благословение Божие, с глубоким почтением остаюсь Вашим усердным слугой.

Анастасий, митрополит (Меткин Александр Михайлович)

Дата рождения: 27 августа 1944 г.

Дата хиротонии: 11 декабря 1988 г. Дата пострига: 5 сентября 1976 г. День ангела: 11 октября

Страна: Россия Биография:

Родился 27 августа 1944 г. в д. Столбово Кимрского р-на Калининской об. После окончания школы служил иподиаконом в Успенском храме с. Щелкова.

В 1963 г. окончил строительное училище, работал на машиностроительном заводе в г. Кимры.

С 1967 г. служил псаломщиком в храмах Казанской епархии.

6 мая 1968 г. рукоположен во диакона, 7 февраля 1972 г. — во иерея.

5 сентября 1976 г. пострижен в монашество и возведен в сан игумена. В этом же году назначен настоятелем Никольского кафедрального собора г. Казани и секретарем Казанского епархиального управления.

В 1985 г. возведен в сан архимандрита.

В 1975 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, в 1983 г. — Московскую духовную академию.

11 декабря 1988 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы хиротонисан во епископа Казанского и Марийского.

С 11 июля 1993 г., после выделения из состава Казанской епархии Йошкар-Олинской и Марийской епархии, — Казанский и Татарстанский.

25 февраля 1996 г. возведен в сан архиепископа.

С 1998 г. — ректор Казанской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 15) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Богородицкого мужского монастыря г. Казани и Раифского Богородицкого мужского монастыря (пос. Раифа Зеленодольского р-на Республики Татарстан).

Решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. (журнал № 46) назначен главой новообразованной Татарстанской митрополии.

18 июля 2012 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 22) освобожден от должности ректора Казанской духовной семинарии.

С июня 2012 г. по май 2015 г. временно управлял Чистопольской епархией.

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. (журнал № 44) назначен Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии.

Решением Священного Синода от 30 августа 2019 г. (журнал № 99) почислен на покой. Местом пребывания определен г. Казань с материальным содержанием от Симбирского епархиального управления.

Образование:

1975 г. — Московская духовная семинария (заочно).

1983 г. — Московская духовная академия.

Награды:

Церковные:

Светские:

  • государственный орден «Знак Почета»;
  • «Медаль за вклад в наследие народов России»;
  • медаль 1000-летия Казани.

В продолжение темы «ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ…»
«ЖУРНАЛ № 99
СЛУШАЛИ:
Прошение Преосвященного митрополита Cимбирского и Новоспасского Анастасия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия.
Справка:
Согласно пункту 26 главы ХV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом».
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Прошение удовлетворить.
2. Определить для Преосвященного митрополита Анастасия местом пребывания на покое город Казань с материальным содержанием от Симбирского епархиального управления».
О честном митрополите Анастасии Меткине – из дедусиных публикаций прошлых лет:
4 января, 2014
«С голубого ручейка начинается река:
diak_kuraev: «Почти все гомоепископские истории, что я слышал, говорят, что наши грозные владыки в постели предпочитают женскую роль. Из лекций по сравнительному богословию: на Западе некоторые женщины мечтают стать епископами, а у нас некоторые епископы мечтают стать женщинами».

mondios: «Уважаемый о. Андрей,
поскольку я из Казани, некоторые уточнения.
У Анастасия два сожителя: упомянутый Виктор и еще Андрей (староста Петропавловского собора). Виктор, который несколько лет назад принял сан архимандрита и стал проректором семинарии, фактически управляет епархией от лица Анастасия. Анастасий в его присутствии и пикнуть не может, этому сотни свидетелей.
Софийского собора в Казани нет. Есть небольшая софийская церковь при Казанском монастыре, но она была открыта после 93 года (точно не знаю, в каком году, но по-видимому, позже того, как опубликованное Вами письмо было написано). В этой церкви был молодежный центр, который возглавляла монахиня Мария. У неё был долгий конфликт с Анастасией (=Виктором). Но лет пять назад она вообще ушла из церкви.
Открытое сожительство Анастасия с двумя мужчинами, известное почти всем церковным людям Казани, не вызывает никакой реакции со стороны Патриархии только по одной причине. Казанская епархия богатая (сейчас одна из богатейших) — «управляющие» просто откупаются, как говорят, баснословными суммами. А патриарха Кирилла, как это тоже всем известно, ничего так не интересует, как деньги. Этот последний момент — единственный ответ на все Ваши риторические (или просто наивные) вопрошания о том, почему нет никаких расследований. Дело не в голубом лобби (хотя это тоже нельзя исключить) — дело в деньгах, очень больших деньгах. Если хотите по-настоящему публично разобраться с этой темой, а не ради того, чтобы «отомстить» уволившему Вас Козлову, напишите о данях, которыми патриарх Кирилл обложил все отделы и о повышении сумм сборов с епархий. Думаю, Вам известно и о том, почему Издательский совет едва сводит концы с концами, почему разваливается вся структура патриархии…. Известно ли Вам, почему ни у кого из руководителей синодальных отделов нет непосредственного контакта с патриархом? Только через монахинь-референтов, сменяющихся раз в год — в полгода. Известно ли Вам об анкете, которую из патриаршей канцелярии направили во все отделы, в которой от сотрудников требуется огласка личных данных, что противоречит законам РФ? Единственное объяснение, которое было дано из канцелярии (какими-то мальчиками-иеромонахами) — это то, что в патриархии посредством анкет хотят обезопасить себя (кого «себя»?) от «предателей в рясах» — людей, ведущих блоги….
А вы недоумеваете, почему вас уволили из Академии… И еще, наверное, надеетесь, что патриарх тут ни при чем…. Архетипичная черта: как и всегда, вера в царя-батюшку, который «ничего не знает»….»

«Как в воду глядела: «недолговечное назначение»…
15 июля, 2015
Честной митрополитус Анастасий Меткин –
фигура в новейшей гистории русского православия,
безусловно, знаковая и уже сейчас востребующая
собирания о сем «счастливце богов»
мемуарной литературы.
Итак, первый биографный источник – это свидетельство
казанской монахини Ефросинии:
«Монахиня Евфросиния из Казани: «Надеюсь, назначение владыки Анастасия митрополитом Татарстанским недолговечно»
4 октября 2012 года
Перемены в Казанской епархии с созданием Татарстанской митрополии из трех новых епархий и назначение архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия митрополитом вызвали неожиданную реакцию в церковной среде. В редакцию обратилась монахиня Евфросиния (Мухамедзянова) из Татарстана, которая предложила для публикации свое интервью, взятое у нее одним из федеральных агентств примерно месяц назад, но так и не опубликованное. По словам монахини, одновременно она направила текст в несколько независимых изданий, а также в Московскую патриархию РПЦ и Церковный суд, чтобы рассказать о внутренних проблемах в митрополии. По ее мнению, они должны стать достоянием широкой общественности.
– Что заставило монахиню – человека, отрекшегося от мира, обратиться к журналистам?
– Это будет довольно пространное объяснение, поэтому прошу набраться терпения. В Раифском монастыре под Казанью, где я в 1995 году приняла постриг, я много общалась с ныне покойным игуменом Филиппом (Сидоровым), который был всесторонне образованным и умнейшим собеседником. Кроме того, он был тонко чувствующим человеком с совершенно детскою душой. Возможно, поэтому мы быстро нашли общий язык и всегда доверяли друг другу. А поскольку я раньше его пришла в монастырь, то он нередко удивлялся тому, что происходит вокруг, а потом делился своим удивлением со мной.
Раифский монастырь в те годы активно восстанавливался, наместнику отцу Всеволоду было очень нелегко. Но к нему часто приезжал владыка Анастасий и требовал денег, после чего отец Всеволод делился своими обидами с отцом Филиппом, а отец Филипп рассказывал мне. Меня это тогда мало интересовало, но так получилось, что я оказалась в курсе всех дел.
Когда мы с отцом Филиппом восстанавливали Раифское подворье в Казани, произошел инцидент, после которого из нашей епархии исчез отец Дорофей, наместник Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря. Отец Филипп мне рассказал, что он стал свидетелем коллизии, которая произошла у «приближенных» владыки – Андрея Гибнера и Виктора Новикова. В результате выяснения отношений у владыки оказались порезаны щеки, отчего он некоторое время вынужден был ходить с подстриженной бородой, потом об этом даже вышла статья в московской газете «Мегаполис-Экспресс», которая называлась «Разборка «голубых».
Отец Филипп был очень эмоциональным человеком и страшно переживал всякие епархиальные нестроения. А владыка Анастасий очень подозрителен и на епархиальных собраниях постоянно заявлял, что у него много врагов. Вот тогда отец Филипп мне и рассказал, что на самом деле епархией управляет Виктор Новиков – личность нетрадиционной ориентации, который замечателен тем, что шьет платья куколкам. И он настолько в большом контакте с владыкой, – а проще говоря, живет с ним, что сам решает все дела. Он своего рода «серый кардинал» в епархии, а владыка исполняет все его желания. Позже я и сама с этим столкнулась. Потому что, приходя на прием к владыке Анастасию, всегда видела там Виктора. Он стоял рядом с ним и ничего не делал.
– Кто он по должности?
– Сначала он был электриком, а сейчас он помощник проректора Казанской духовной семинарии. В которой семинаристы тоже…
– Семинаристы тоже что?
– Казанская духовная семинария – это гнездо содомии, которая поставляет «свежие кадры» и определенным образом формирует нашу церковную среду. Если сравнить жизнь в нашей епархии и в других епархиях, то они совершенно отличаются. Все люди, которые не хотели жить по их законам, либо сами ушли, либо их вынудили уйти из епархии, прекратить служение. Тактика у Виктора очень жесткая, он организует психические атаки на людей, непокорных ему. Если они не выплачивают мзду постоянную, регулярную…
– Но ведь в общую церковную кассу платят все?
– Конечно, но есть налоги узаконенные, а есть другое. Я знаю, что каждый приезд владыки на службу в обитель не бесплатен.
– То есть вы хотите сказать, что финансами в епархии распоряжается один из любовников архиепископа, теперь митрополита? А Казанскую духовную семинарию отец Филипп считал своего рода рассадником гомосексуализма?
– Да. Он, кстати, был очень остроумным человеком и вытащил эту «голубую тему» наружу. Сначала об этом говорить было не принято, но отец Филипп стал отпускать шуточки. Как ни странно, это принял и владыка Анастасий, и его окружение. Они даже охотно эту тему поддерживали. А потом я сама столкнулась с их ненавистью к женщинам. Стоило, например, игуменье Нине в Зилантовом монастыре или мне что-то создать… Женщин использовали только в первоначальный период, их труд, умение, а потом просто вышвыривали. А плоды труда доставались этим мальчикам-семинаристам…
Все знают игумена Филарета, который в 19 лет стал проректором Казанской духовной семинарии. Сейчас владыка отдает ему Кизический монастырь. Потихоньку епархия матереет в своей голубизне. Причем они же совершенно безнаказанно, нагло действуют. Потому как многие священнослужители обладают таким качеством, как кротость. Ведь священник без послушания быть не может. Но, следуя словам Паисия Величковского «Живя в еретическом дворе, не спасешься», многие стали покидать епархию. Мне тоже говорили: «Беги отсюда!», но я очень люблю Казань. Я же татарка и люблю свой народ. Я постоянно молюсь, чтобы Господь просветил и спас татар. Когда я жила в Иерусалиме, мне старцы сказали: «Ты должна молиться за свой народ». Поэтому мне судьба Казанской епархии, судьба татар небезразлична.
У меня также есть благословение игуменьи Георгии из Иерусалимского Горнего монастыря (я там жила семь месяцев на послушании), которая ко мне очень хорошо относится. Она сказала: «Живи на своей земле и молись, пока не изменится ситуация». Еще я не могу не рассказать, что ко мне было дважды обращение Божией Матери, которая сказала мне: «Престол Казанский занят служителями не церковными, не истинными рабами Христовыми. И пока они будут им владеть, монастырь Казанский не будет восстановлен…» То есть не даст Божья Матерь им его восстановить. И все жители Казани свидетели этому – монастырь до сих пор не восстановлен. А потом она сказала, что все они будут выметены метлой, но только когда будет публичный скандал.
– И после этого вы решили обнародовать скандальные сведения?
– После этого я поехала по старцам. Я была в Иерусалиме, у игумена Павла в монастыре Св. Екатерины на Синае, который сказал мне, что Господь хочет спасения владыки Анастасия, поэтому пока терпит. Я объехала многих известных людей, называть которых не буду, опасаясь за их судьбу, они благословили меня обнародовать эту ситуацию. А вообще многие старцы давно называют нашего владыку женским именем «Настя». То есть про Казанскую епархию многим известно.
Но решение созрело, когда я узнала, что в Казанском Богородицком монастыре (там, где в 1579 году была обретена знаменитая Казанская икона Божьей Матери. – прим.) хотят создать экуменический центр. Я тогда обратилась в горисполком, писала в газеты, объясняя, что это именно православная святыня, нельзя ее превращать в место общей молитвы. В 2006 году я даже сняла фильм про Богородицкий монастырь и про Свияжск, который передала владыке Анастасию. После этого он объявил меня «вне церковного общения», то есть запретил со мной общаться всем священникам. Я снова поехала по старцам, прося совета.
«Монастырь будет восстановлен», – пообещал мне схиигумен Илий, духовник патриарха Кирилла. После я писала много раз и в патриархию, и президенту Владимиру Путину, который сделал запрос в патриархию о том, почему место обретения чудотворной иконы находится в таком плачевном состоянии.
– Вы хотите сказать, что духовник патриарха Кирилла схиигумен Илий – в курсе проблем Казанской епархии?
– Я ездила к нему не раз, и он отвечал: «В Казани такое творится, но нужно молиться…» Он знает.
– Если знает духовник патриарха, то, вероятно, знает и сам патриарх? А если так, то почему назначает владыку Анастасия митрополитом Татарстанским?
– Я думаю, что патриарх знает. Потому что не только я писала ему. Мне также известно, что в патриархии недовольны состоянием дел в Казанской епархии. Почему он не принимает никаких мер, тоже понятно. Шума никому не хочется, тем более накануне 400-летия прославления Казанской иконы Божией Матери и официальных мероприятий, намеченных в Казани с участием первых лиц государства. Но я думаю, когда он все это увидит…
– Но что еще, кроме нетрадиционной ориентации епархиального руководства, может увидеть патриарх Кирилл?
– Я посылала в патриархию целый доклад об отклонениях от общего церковного курса в нашей епархии. У нас нет аскезы в том смысле, в котором она принята в Русской православной церкви. Многие наши батюшки даже не хранят пост. Моральные, нравственные качества батюшек вообще остаются без контроля. Я знаю такие вопиющие случаи, которые в других епархиях просто невозможны. У нас есть и священники-убийцы, которые были рукоположены после отбытия сроков в тюрьмах. Те, кого рукополагал владыка… Все это не вмещается ни в какие рамки. Но это особенность нашей епархии.
У нас – совершенно неподобающее отношение к монашеству и монашествующим. Сам владыка Анастасий в монастыре никогда не жил, и монашеская жизнь ему не близка. А на проповедях у него есть одна фраза: «У нас есть три врага – мир, дьявол и плоть». Вот это все, что мы слышим от него уже второй десяток лет. Порой он говорит, что монашества сейчас нет и быть не может, а возможно оно только в отдаленном будущем. И он эти тезисы воплощает в жизнь.
– Есть ли в Казанской епархии священнослужители, которые сохранили веру и православно-канонический образ жизни?
– Конечно, есть. Но их немного, к сожалению. От разных священников, которых я знаю лично, я слышу, что они вынуждены пить от безысходности. Никакая инициатива не приветствуется, идут постоянные денежные поборы даже с восстанавливающихся монастырей. И все время эта двойственная ситуация в епархии… Она мешает всякой инициативе. Аскеза объявляется прелестью. Честные священники покидают епархию и служат в других регионах, но некоторые находят свою «нишку». Я не могу назвать их истинными служителями церкви, потому что они участвуют во всех деяниях, в том же Церковном суде, который периодически устраивает владыка. Они тихонечко ставят свои подписи.
Тем не менее я знаю, что церковь может возродиться в любой момент. Ведь именно там, где плохо и много страданий, потом бывает много благодати. А люди сейчас находятся в каком-то оцепенении. Они же все знают, в том числе и то, кто фактически руководит епархией.
– Руководство Татарстана знает, что происходит в Казанской епархии?
– Думаю, знает. Спросите у каждого второго или третьего прихожанина в Казани, и вам скажут, что у нас епархия «голубая». Те, кто приезжает к нам на экскурсии, тоже говорят: «Как забавно!».
– Устраивает ли руководство Татарстана такая ситуация?
– Татары – трудолюбивый и законопослушный народ, но они не вмешиваются в чужие дела. Татарстанские власти протокольно исполняют обязанности по отношению к епархии и делают это замечательно. Деньги, которые республика и город вкладывают в церковные объекты, очень приличные.
– 1300 мечетей в Татарстане и около 300 церквей – достаточно выразительное соотношение при приблизительно равных количествах мусульман и православных… Кто виноват в этом перекосе? Ведь в Татарстане так любят говорить о межконфессиональном мире, согласии и балансе культур.
– Я не знаю ни одного случая, когда епархия выходила бы с просьбой к местным властям выделить помещение или передать церковь (в Татарстане до сих пор много пустых, заброшенных храмов), и ей отказывали. Но инициатива должна исходить от Епархиального управления, от епископа. Когда владыка энергичный, как, например, владыка Георгий в Нижнем Новгороде или владыка Иоанн в Марий Эл, то идет работа. У нас же владыка Анастасий протокольно сидит на телефоне и ездит по службам.
– Вы исключаете возможность того, что слабости владыки могут быть как-то использованы теми же татарскими националистами, которых хватает в правительстве республики?
– Нет, конечно, не исключаю.
– Давая это интервью, даже получив благословение от ваших духовников, чего вы ожидаете? Вероятно, вас объявят сумасшедшей?
– Я живу одна вдалеке от Казани, в деревне. У меня очень простой быт, есть 20 соток земли, которые я сама обрабатываю и сама себя всем обеспечиваю. Я много молюсь, езжу по святым местам, регулярно исповедуюсь и причащаюсь. Конечно, пробивать лбом каменную стену трудно. Но мне говорят: «Делай свое дело, а Господь позаботится об остальном». Здесь у меня есть элемент такой детской веры. Это противостояние, в которое я вступила, увеличивает мою духовную устойчивость, молитвенную практику. И я всегда спокойна.
– Может быть, вы хотите что-то сказать патриарху Кириллу с помощью этой публикации? Правда, у него ситуация сейчас тоже непростая…
– Конечно, я бы хотела сказать. Я часто бываю на его службах, и мне нравится слушать его. Поверьте, я даже слезами заливаюсь, в эти моменты ощущаю обильную и сильную благодать. Я вижу, кого он рукополагает в епископы – это молодые и энергичные священники, которых сегодня так не хватает.
Но Казанская епархия ведет двойную игру. Местным руководителям говорят, что «мы в Москве постоянно говорим о заботе, которую мы ощущаем с вашей стороны, выгораживаем вас перед патриархией и федеральным центром». А в патриархии они приватно говорят, что здесь зверствуют татары-националисты, не отдают церкви храмы и святыни. Раздувают эти мифы.
Я дважды выступала на радио в Москве в качестве эксперта, и меня удивило, что о Казанской епархии, о Татарстане там самое приблизительное представление. Хотя бы из чувства благодарности владыка мог бы… Но он вообще у нас молчун. На федеральном уровне никогда не выскажет благодарности правительству Татарстана. В Москве же думают только, что у нас тут ваххабиты. А все это делается с одной целью – люди хотят остаться пожизненно на своих постах. Патриарх и не в курсе всего. Но у людей накапливается недовольство, они все реже ходят в храмы. Поэтому, надеюсь, назначение владыки Анастасия митрополитом Татарстанским недолговечно»».
отсюда
«Еще одна поповская челобитная….
16 июля, 2015
Обращение к митрополиту Феофану.
«Ваше Высокопреосвященство!
Обращаются к Вам клирики и паства Симбирской епархии. Когда мы узнали о том, что Вас, горячо любимого нами Архипастыря, перевели на Казанскую кафедру, то сердце наше наполнилось болью и огорчением. Однако, еще большей болью отозвалось назначение на древнюю Симбирскую кафедру митрополита Казанского Анастасия.
Мы живем в век, когда по слову Спасителя «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Марк, 4, 22; Лука, 8, 17). До нас, конечно же, дошли слухи о гей-скандале во вверенной митрополиту Анастасию на тот период епархии. По 90 правилу свода Карфагенских соборов (79 правило Карфагенского поместного собора 401 года) ему надлежало в течение года обелить свое имя. Ибо правило гласит: Определено и сие: когда на состоящих в клире бывает донос, и объявляются некоторые обвинения: тогда, частью для отклонения нарекания на церковь, частию ради достоинства клира, по каковым причинам и оказывается им снисхождение, частию для избежания гордаго злорадования еретиков и язычников, аще желают, как и должно, защищати свое дело и попещися о доказательствах своея невинности, да учинят сие в течене года, в который должны быти вне общения. Аще же в течение года вознерадят очистити свое дело: то после сего никакой глас от них да не приемлется.
Вот толкование этого правила: Так как каждый клирик должен пользоваться добрым именем, то правило, изданное по этому поводу, предписывает следующее: если на клириков, вследствие каких-либо преступлений, публично подана жалоба (δια τινά εγκλήματα έλεγχθέντας) или в обществе пронесся слух, что они совершили какие-либо преступления, то, ради своего доброго имени и авторитета церкви, они должны употребить все усилия, чтобы в течение года оправдать себя перед церковным судом и вместе с тем показать перед общественным мнением свою невинность. Если же они не успеют сделать этого в течение означенного времени, то теряют право на оправдание и предаются суду. А то обстоятельство, что, как постановляет правило, такие клирики в течение года должны находиться вне общения, бывает, как говорит в толковании данного правила Зонара, не потому, что на основании поданной жалобы доказана их виновность (так как в таком случае они были бы низвергнуты), но единственно потому, что они довели людей до сомнения относительно того, что ими совершено преступление (Афинская Синтагма, III,502).
Каждый клирик, говорит блаж. Августин, должен иметь всегда перед глазами две вещи: совесть и доброе имя (conscientia et fama); для нас самих достаточно совести, а ради других нам необходимо доброе имя: «совесть для тебя, а доброе имя ради ближнего твоего» (conscientia tibi, fama proximo tuo) .
В документе, принятом 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви» определены средства, которыми митрополит Анастасий должен был воспользоваться для прекращения клеветы в свой адрес, а, поскольку, он является митрополитом, то значит и Казанской митрополии.
Вот эти средства:
• попытка вступить с соответствующим СМИ, журналистом, политическим, общественным или религиозным деятелем в переговоры с целью выяснения его позиции и проведения честной и открытой дискуссии: если не удается достигнуть понимания и примирения, необходимо прекратить сотрудничество с ними;
• требование от редакции СМИ опровержения не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство Церкви и ее представителей сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации;
• публикация материалов, опровергающих распространенные клеветнические сведения;
• реализация верующим или православной организацией, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие их права и законные интересы, своего установленного законом права на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации;
• обращение с жалобой на автора клеветнического материала в саморегулируемые журналистские организации, в третейские организации;
• подача физическим лицом в суд в рамках гражданского судопроизводства иска о защите чести и достоинства или подача православной организацией в суд в рамках гражданского судопроизводства иска о защите деловой репутации;
• требование возбудить уголовное дело за клевету, оскорбление, а в случае распространения клеветнических сведений о неопределенном круге лиц по признаку отношения к православному христианству ― требование возбудить уголовное дело по факту возбуждения религиозной вражды и унижения человеческого достоинства по признаку отношения к религии, либо требование вынести предупреждение о недопустимости подобных действий;
• предание каноническим прещениям виновных в клеветнических деяниях, если они являются православными христианами.
Ничего из перечисленного митрополитом Анастасием не было сделано. Материалы, позорящие его, находятся в свободном доступе в сети Internet, и он не обратился в Церковный Суд для защиты своего имени. Поэтому мы, как верные чада Русской Православной Церкви не можем принять митрополита Анастасия как Управляющего Симбирской епархии до тех пор, пока он не поступит согласно 90 правилу Карфагенского собора и не очистит свое доброе имя.
Просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, донести до владыки Анастасия, как Вашего возможного преемника, нашу позицию, которая основана не на желании внести раскол или разделение в Симбирской Церкви, а, единственно, на твердом убеждении, что каноны Церкви, касающиеся нравственного образа архипастыря, должны соблюдаться неукоснительно.
К священникам Симбирской епархии ежедневно обращаются множество людей, которые крайне смущены дурными слухами о митрополите Анастасии. Они на грани оставления нашей Церкви. Мы умоляем владыку Анастасия пожалеть «малых сих» (каждый из подписавших данное обращение священников знает десятки таковых) и или явить подвиг христианского смирения и уйти на покой, или же проявить иной вид мужества, и судебно-каноническим путем доказать напрасность обвинений в свой адрес. Более того, мы вынуждены свидетельствовать, что чувства многих верующих столь напряжены и оскорблены ходящими слухами, что они готовы пойти на конфронтацию с новым митрополитом, если он, не смотря на нашу просьбу, попытается силой взять под управление кафедру.
Надеемся, что Вы, как наш любящий отец и архипастырь, не будете безучастны в беде, постигшей кафедру, в возрождение которой, Вы вложили столько сил и здоровья.
Вашего Высокопреосвященства, осиротевшие чада»».

Tags: Анастасий Меткин, Голубая луна

Анастасий (Грибановский)

Анастасий (в миру Грибановский Александр Алексеевич), митрополит (6.08.1873—9.05.1965), участник монархического движения в Москве, глава Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в 1936—1964.

Родился в день праздника Преображения Господня в с. Братки, Борисоглебского у. Тамбовской губ. в семье священника. Его дед по матери (урожд. Кармазиной) тоже был священником. Первоначальное образование получил в Тамбовском Духовном училище. По окончании Тамбовской Духовной семинарии был на казённый счет послан в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1897 со степенью кандидата богословия. 20 апр. 1898 в день прп. Анастасия Синаита был пострижен в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре в монашество. 23 апр. посвящен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. В авг. 1898 занял должность помощника инспектора родной академии. В 1900 иеромонах Анастасий был назначен инспектором Вифанской Духовной семинарии, близ Троице-Сергиевой Лавры, а в июле 1901 — ректором Московской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В этой должности застала его смута 1905. Архим. Анастасий принял активное участие в возникшем монархическом движении в Москве. Уже весной 1905 он был среди тех первых московских монархистов, которые подписали воззвание Союза Русских Людей (СРЛ). 29 июня 1906 в день праздника св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Московском Успенском соборе хиротонисан во Епископа Серпуховского, 4-го викария Московской епархии. Принимал активное участие в монархическом Братстве Воскресения Христова, занимал пост товарища председателя. Принимал участие в Крестном ходе и открытии Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве 26 апр.—1 мая 1907. В мае 1914 назначен на самостоятельную кафедру, стал епископом Холмским и Люблинским. Преосвященный Анастасий значительную часть своего времени стал посвящать посещению действующей армии, за что был награждён орденом св. Владимира II степени, а затем получил и совсем необычную для духовного лица награду  орден св. Благоверного Великого князя Александра Невского с мечами. 10 дек. 1915 назначен епископом Кишиневским и Хотинским, 6 мая 1916 возведен в сан архиепископа.

Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917—18, председатель отдела церковного имущества и хозяйства. Несмотря на свою молодость (ему было всего 44 года), архиеп. Анастасий при голосовании оказался в числе кандидатов в патриархи, получив 77 голосов из общего числа 309. Он возглавлял комиссию по устройству торжества избрания и настолования (интронизации) Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина). Избран членом Священного Синода и одновременно Высшего Церковного Совета, был председателем Религиозно-просветительного совещания при Соборном Совете. За отказ выйти из канонического подчинения Русской Церкви и войти, вместе с Кишинёвской епархией, в состав Церкви Румынской в 1919 смещен с кафедры румынским правительством, эмигрировал в Константинополь, где возглавил Русский Комитет, объединявший до 35 организаций. Член Всезаграничного Карловацкого церковного Собора, председатель отдела духовного возрождения. В 1924 вынужден был покинуть Царьград и выехать в Болгарию, где принимал участие в освящении Александро-Невского собора в Софии, а потом переехал в Югославию для участия в очередном архиерейском Соборе, который назначил его наблюдающим над делами Русской Духовной миссии в Иерусалиме. С дек. 1924 в теч. 10 лет служил в Святой Земле. В 1935 возведен в сан митрополита и оставлен на постоянное пребывание в Сремских Карловцах в качестве помощника находившегося в болезненном состоянии митр. Антония (Храповицкого). После кончины последнего в 1936 г. избран на пост председателя Архиерейского Синода и Собора РПЦЗ. В связи с перемещением Синода в Белград переехал в столицу Югославии, где его застала вторая мировая война и германская оккупация. Митр. Анастасий отказался от предложения обратиться к русскому народу с призывом оказать содействие немцам, однако дал благословение в сент. 1941 русским эмигрантам на образование русского Корпуса. В сент. 1944, когда советские войска приближались к Белграду, бежал вместе со всем составом Архиерейского Синода в Вену, затем в Карлсбад, а по окончании войны, летом 1945 перебрался в Мюнхен. В сент. 1950 митр. Анастасий освятил в Брюсселе храм-памятник Царю-Мученику и всем русским людям, в смуте убиенным. В нояб. 1950 перебрался в США, где еще в теч. 14 лет исполнял свое служение. В мае 1964 ушел на покой. Похоронен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

Степанов А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа — http://www.rusinst.ru

Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич) (6 августа 1873 — 9 мая 1965. Нью-Йорк, США). Родился в семье приходского священника Тамбовской епархии. Окончил духовную семинарию в Тамбове, в 1897 — Моск. духовную академию со степенью канд. богословия. В 1898 пострижен в монахи. В 1901 возведён в сан архимандрита и назначен ректором Моск. духовной семинарии. С 1906 епископ Серпуховский, викарный Моск. епархии. Всю жизнь сочетал строгое монашеское житьё с церк.-обществ. работой. Активный черносотенец. Участвовал в работе 1-го Общеземского съезда по нар. образованию (1914). В 1914 назначен епископом Холмским и Люблинским, в 1915 — Кишиневским. В 1916 возведён в сан архиепископа (Кишиневского и Хотинского). Отличался неутомимой деятельностью. Неоднократно бывал на фронте, часто выезжал на боевые позиции, служил там панихиды и молебны, благословлял отправляющиеся в сражения войска.

После Февральской революции 1917 — деятельный участник Св. Собора Православной Российской Церкви (август 1917 — 1918): был избран председателем отдела церковного имущества и редакционного отдела. Сторонник патриаршества, 14 октября решительно выступил против записки 32 противников патриаршества на Соборе: «Ужасы и убийства обыденной жизни, ужасы нравств. разложения… призывают к тому, чтобы церковь оказала и развила своё влияние. Нужен пастырь, объединяющий и благословляющий избранных на подвиг. Мы видим, что гос-во ныне хочет быть внеконфессионным, открыто разрывая свой союз с церковью Об этом нужно пожалеть — Наша церковь… должна стать воинствующей церковью, она должна защищаться не только от врагов, но и от лжебратьев, и иметь духовного вождя, своего будущего первоиерарха» (Введенский А.И., Государство и церковь 1918-22, М., 1923, с. 103). На Соборе был избран пред. комиссии по выработке порядка избрания патриарха и его настолования. Выступал на Соборе неоднократно.

Из высказываний Анастасий в 1917 19 апреля: «Лозунги, выдвинутые современным демократическим движением, не новы для христианства. Равенство, Братство и Свобода истинно даны христианством. Если эти начала не проводились иногда в жизнь, то вина падает на отд. лиц. а не на церковь» («Чрезв. епархиальное собрание духовенства и мирян Кишиневской епархии, состоявшееся в Кишиневе 19-24 апр. 1917 Г.», Кишинев, 1917, с. 3): 21 ноября — «Кто из нас без содрогания сердца может взирать на это разрушение Кремля, нашего священного Сиона, знаменующего собой не только разорение всего нашего отеч. града, но и помрачение рус. правосл. совести? Сами камни вопиют ныне о растлении нар. духа. Этот обезображенный Чудов монастырь, удел святого Алексия; эта мерзость запустения, водворившаяся на месте святы в патриаршей ризнице: этот древний Успенский собор, пронзенный орудием в самую главу, что это иное, как не символ России, окровавленной, поруганной, растерзанной руками её собств. сыновей. К этой-то сметённой, истекающей кровью правосл. Руси исходит ныне Святейший патриарх, чтобы принять её в своё духовное водительство» («Рус. правосл. церковь за границей. 1918-1968», Т. 1, Нью-Йорк, 1969, с. 279-80). На Соборе был избран членом Св. Синода и Высшего Церк. Совета (7 дек. 1917). В Бессарабию не вернулся, отказавшись войти в состав рум. церкви.

В 1919 выехал в Константинополь для управления рус. правосл. общинами. Поддерживал тесные связи с бароном П.Н. Врангелем и ген. А.П. Кутеповым. 24 апр. 1922 избран пред. Рус. к-та в Турции. На Западе возглавил группу, поддерживавшую митрополита Антония (Храповицкого). С 1924 наблюдал в Палестине за деятельностью Рус. Духовной Миссии, в 1935 возведён митрополитом Антонием в сан митрополита. С 1936 пред. Архиерейского Собора и Синода в Мюнхене, распространившего своё влияние на приходы как в Зап. Европе, так и в Америке. Непримиримый противник Сов. власти. В годы 2-й мир. войны сотрудничал с А. Гитлером, поддержал ген. А.А. Власова.

В 1951 переехал в США (Нью-Йорк). Пред. Соборов в 1953, 1956, 1959, 1962 и 1964; глава Сев.-Амер. епархии. В 1964 ушёл на покой.

Использованы материалы статьи М.Е. Голостенова в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993

Сочинения:

Пушкин и его отношение к религии и Православной Церкви. Нови Сад, 1939.

Литература:

Состав Св. Правительствующего Всерос. Синода и Рос. церк. иерархии на 1917 г., П., 1917;

Мanuil Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1883 bis 1965, Tell 1, blangen. 1979.

Далее читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов «Россия век XX». Кто такие черносотенцы?

Россия в первые годы XX века (хронологическая таблица).

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *