Мистическое течение в иудаизме

Как правило, мистика ассоциируется с загадочным и непостижимым, с таинственными обрядами и непонятными явлениями.

Мистика связана с восприятием человека, поэтому правильней говорить о человеке — мистике и об общем подходе — мистицизме.

К мистике относят любую попытку заглянуть в будущее: астрологию, ясновидение, гадание. Так же мистичны желания узнать скрытое с помощью медиумов и спиритических сеансов; повлиять на события и окружающую среду в форме магии и колдовства. К мистике относят все парапсихологические явления, телекинез, телепатию, экстрасенсорику и т.п.

Что касается религий, то принято определять как мистическую только их внутреннюю, скрытую часть. Таким примером, согласно светским исследователям, является Каббала в иудаизме, суфизм в исламе и т.п.

Есть ли мистика в иудаизме?

Слова «мистика» в упомянутом понимании не найти в еврейских источниках. Эту терминологию мы находим только у внешних наблюдателей, то есть, у тех, кто не изучает первоисточники и не живёт согласно им, а пытается чисто академически классифицировать иудаизм в рамках более широких — то ли всех религий, то ли явления мистики в целом.

Согласно светским исследователям, Каббала
является мистическим учением в иудаизме

В еврейских источниках принято говорить о четырёх уровнях понимания Торы, условно называемых פרדס — ПаРДеС (аббревиатура).

«П» — פשט, пшат, символизирует внешний, простой (непосредственный) уровень понимания. Он содержится в классических комментариях РАШИ, РАМБАНа, Ибн-Эзры и других известнейших мудрецов Торы.

«Р» — רמז, ремез, уровень понимания с помощью переноса значения одного события на другое, разных видов намёков, к примеру, числовых значений букв — гиматрий, прочтения по первым или последним буквам слов предложения и т.п.

«Д» — דרש, драш, толкование. То есть, аллегорическое описание происходящего «за кадром», в духовных мирах; этические выводы из событий, описываемых в ТАНАХе. Этот уровень понимания мы находим в многочисленных агадот и мидрашим, а так же в Мусаре — еврейской этике.

«С» — סוד, сод, внутреннее содержание, тайна. Это понимание содержится в книгах Каббалы.

Каждый из четырёх уровней содержит, в свою очередь, все четыре понимания (пшат в пшате, ремез в пшате, драш в пшате и т.д.). Каждый из этих пластов понимания может трактоваться с 70 разных сторон, и в каждой из 70 сторон есть 31 тропинка познания. Глубина понимания Торы безгранична. Известно свидетельство раби Хаима из Воложина, что гаону из Вильно однажды раскрылось 2260 сторон понимания трёх слов Торы «алу зэ бэ-нэгев» — «подымитесь в Негеве».

Важно подчеркнуть, что те же слова, которые выражают простое понимание, содержат и намёк, и толкование, и тайный смысл. Ученики гаона из Вильно свидетельствовали, что, когда он разъяснял пшат, он всегда знал в нём сод и как он «одевается» на пшат. А если пшат не содержит сод, то он неверен.

Итак, понимание «мистического» в иудаизме иное. О скрытом и тайном принято говорить только до тех пор, пока оно остаётся нераскрытым. Но с момента, когда раскрывается смысл и устанавливается связь с остальным содержанием, то есть, раскрывается место частного в целом, это уже считается раскрытым знанием. А нераскрытым, «тайным», будет считаться следующий за ним уровень понимания.

Понятие «скрытого» и «тайного» знания требует более глубокого рассмотрения.

«Тайное знание» означает, что это знание не находится на «поверхности», чтобы его постичь требуется догадка, сообразительность, очень напряженная работа ума. Поэтому для тех, кто таких усилий не приложил, эти знания остаются непонятными, не имеющими рационального смысла, а поэтому «тайными». Но, для тех, кому знания раскрылись, никакой тайны не существует. Стоит это прояснить на примере познания природы.

На протяжении многих тысячелетий для передовых умов человечества механизм природных явлений являлся тайной, пока И. Ньютон и другие учёные не раскрыли законы природы, которые кроются за стабильностью и повторяемостью явлений окружающего мира. Эти законы существовали до того, как их выявили, а Ньютон сумел лишь разгадать тайну природы.

И, как только эти законы были открыты и подтверждены, они потеряли для учёных статус загадочности. Хотя для части людей обсуждение физических законов всё ещё остаётся в рамках мистики. Итак, Ньютон был не мистиком, а рациональным исследователем.

Так и с духовными законами мира. Как тысячелетия человек жил и не подозревал о существовании физических законов, так и сейчас часть людей живёт и, по идеологическим причинам, не хочет знать о существовании духовных законов.

Но эти духовные законы творения мира и управления им были раскрыты всем пророкам. Они не были мистиками, а хорошо разбирались в этих законах и даже записали их в завуалированной форме, в виде намёков и аллегорий, и эти законы доступны как ясные знания избранным мудрецам Торы.

Талмуд (Сукка 28а) сообщает, что великий тана рабан Йоханан бен-Закай знал язык животных и растений — как часть общего знания о мире. Для обыкновенного человека язык животных и растений то ли не существует, то ли это просто интригующая мистика. Но для тех, кто это знает, это сама реальность.

Мистика — это один из уровней понимания вещей

Таким образом, то, что принято называть в светских исследованиях «мистика», в иудаизме не существует. За всем «мистичным» кроются доступные и понятные для сведущих мудрецов Торы знания.

Но, с другой стороны, поскольку Тора безгранична и нет конца пониманию всех сторон невероятно сложной реальности мира, всегда остаётся ещё непознанное, которое и определяется в иудаизме как «тайна». Но эта тайна существует, пока она непонятна, а как только проясняется, перестаёт быть тайной.

Тора всё ещё полна тайн, которые ждут своих первооткрывателей.

Течения иудаизма – также иногда называемые движениями, направлениями или ветвями (более редко в иудаизме используется слово «конфессии») – являются основными категориями, определяющими религиозную принадлежность евреев, в основном, в США. Отличаются течения друг от друга преимущественно разными философскими подходами к еврейской традиции и степенью соблюдения традиционного еврейского закона – галахи, и его интерпретации.

За пределами Северной Америки неортодоксальные течения иудаизма играют менее значительную роль, и в Израиле подавляющее большинство синагог и других еврейских религиозных учреждений являются ортодоксальными, хотя большинство израильских евреев себя таковыми не считают.

Даже в Америке в последние годы роль движений несколько уменьшилась. Все большее число американских евреев говорят о себе, как о «просто евреях», а еврейские учреждения называют себя «просто еврейскими», не имеющими принадлежности к какому-либо направлению.

Три крупнейших направления иудаизма

Реформистский иудаизм

Наибольшее по численности направление среди американских евреев. Около 35 процентов евреев США идентифицируют себя как представители реформистского иудаизма. Движение подчеркивает первенство еврейской этической традиции над обязательствами еврейского закона. Данное направление традиционно стремится адаптировать еврейскую традицию к современным мироощущениям и считает себя политически прогрессивным и ориентированным на социальную справедливость, настаивая при этом, что человек волен совершать свой независимый личный выбор в вопросах соблюдения ритуалов.

Консервативный иудаизм

Также известный, как Масоретский (традиционный) иудаизм за пределами Северной Америки, консервативный Иудаизм считает еврейский закон обязательным, хотя на практике среди консервативных евреев присутствует огромный разбег в степени соблюдения. Движение исторически представляло собой некую среднюю линию в спектре соблюдения: между Ортодоксальным и Реформистским направлениями иудаизма. Будучи таким вот «чем-то средним», данное направление внедряло определенные новшества, такие как езда на автомобиле в синагогу (но никуда больше) в Шабат и гендерно-равную молитву (в большинстве консервативных синагог), но при этом сохраняло традиционную линию в других вопросах, таких, как соблюдение кашрута и недопущение смешанных браков. (Хотя это движение продолжает запрещать своим раввинам исполнять обязанности на свадьбах между представителями разных направлений иудаизма, в последние годы движение несколько послабило свой подход к смешанным бракам). Около 18 процентов американских евреев считают себя «консерваторами».

Ортодоксальный иудаизм

Ортодоксальные евреи определяются своей приверженностью традиционному пониманию еврейского закона в том виде, в каком он истолковывался авторитетными раввинами на протяжении веков. Отличительными чертами ортодоксальной религиозной жизни являются строгое соблюдение Шабата (запрещено: ездить в автомобиле, работать, включать или выключать электричество, каким-либо образом использовать деньги) и законов кошерного питания. Хотя численно эта ветвь иудаизма самая маленькая из большой тройки – только около 10 процентов американских евреев идентифицируют себя как ортодоксы – у представителей ортодоксального иудаизма семьи больше, чем средняя семья, а их дети статистически с большей вероятностью склонны остаться соблюдающими евреями.

В отличие от реформистского и консервативного движений, которые имеют признанное руководство, определяющее политику учреждений, связанных с данными направлениями, ортодоксальный иудаизм является более свободным направлением, которое можно представить в виде следующего набора течений:

Современные (или Модерн) Ортодоксы

Это движение, также известное как центристская Ортодоксия, было попыткой согласовать традиционное соблюдение еврейского закона со светской современностью. Его идеал резюмируется девизом его ведущего института, Нью-Йоркского Университета Ешивы: Тора Умадда (буквально, Тора и светские знания).

Харедим (или Ультра-) Ортодоксы

Выделяющиеся, как правило, отличающими их черными шляпами (для мужчин) и скромной одеждой (для женщин), ортодоксальные евреи-хареди являются наиболее строгими в своей приверженности еврейскому законодательству. Они стремятся по возможности как можно меньше взаимодействовать с широкими нееврейскими массами. Одним из главных исключений здесь является движение хасидского иудаизма «Хабад-Любавич», известное своей работой среди многих еврейских общин по всему миру. Общины Ортодоксальных евреев-хареди, представленные в Соединенных Штатах, согласно организации «Агудат Исраэл оф Америка», можно разделить на две основные группы: хасидские общины и ешивиш общины.

Евреи-хасиды являются наследниками движения духовного возрождения, которое зародилось в Восточной Европе в 18-ом веке и, опираясь на еврейскую мистическую традицию, подчеркивало прямое общение с Б-жественным Присутствием (Шхиной) посредством восторженной молитвы и радости в служении. В данном подразделении существует множество различных групп, возглавляемых харизматическим раввином или Ребе.

Ешивиш, евреи-хареди, также известные как «литваки», являются наследниками митнагдимов (буквально «противников»), которые отвергали и выступали против роста хасидского иудаизма в Европе. Эти евреи традиционно делали упор на интеллектуальные аспекты еврейской жизни, в особенности, тщательное изучение Талмуда для мужчин. Ешивиш происходит от слова «ешива», или религиозная семинария.

Открытые Ортодоксы

Открытые Ортодоксы, новейшее подразделение Ортодоксии, было основано в 1990-х годах нью-йоркским раввином Ави Вайссом. Его сторонники, которые считают данное движение реакцией на осознанное смещение в более радикальную «правую» сторону среди современных Ортодоксов, обычно поддерживают увеличение роли женщин в духовном лидерстве и большую открытость для неортодоксальных евреев.

Малые направления

Реконструктивистский иудаизм

Следуя замыслу своего основателя, Мордехая Каплана, Реконструктивизм считает, что иудаизм является шагом в развитии цивилизации еврейского народа. Его сторонники придерживаются различных мнений о том, в какой степени нужно придерживаться еврейского закона, в частности мицвот (заповедей). Движение довольно прогрессивное в религиозном плане: Каплан был первым американским раввином, который председательствовал на публичном праздновании бат-мицвы – у своей дочери Юдит в 1922 году – и раввинская семинария данного движения была первой, которая открыто приняла студентов-геев в свои ряды.

Еврейское Возрождение

Еврейское Возрождение сочетает в себе восторженную молитву хасидского иудаизма с современным духом гендерного равноправия, экологическим сознанием, прогрессивной политикой и признанием религиозного разнообразия. Его духовным отцом был покойный раввин Залман Шахтер-Шаломи, который родился в хасидской семье в Европе, но свободно «крутился» в контркультуре 1960-х годов.

Гуманистический иудаизм

Основанное в 1963 году раввином Шервином Вайном, это направление предлагает «нетеистический» иудаизм, который не основан на Божественном откровении. Евреи-гуманисты празднуют еврейскую культуру, историю и праздники без отсылки к Б-гу и делают акцент на рационалистическую, ориентированную на человека, этику.

Перевод Владислава Колодача

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *