Миросозерцание в философии

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших.

В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Мировоззрение по своей форме может быть:

— мифологическим

— религиозным

— философским.

Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное.

Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.

Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.

Мироощущение мировосприятие и миропонимание

В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.

Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.

В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.

Миропониманиескладывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.

Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность.

Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.

  • Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь свщ. Михаил Чельцов

***

Миросозерца́ние — 1) глубокое, внимательное, вдумчивое наблюдение за окружающим миром; созерцание предметов, процессов, явлений окружающего мира в их цельности; 2) глубокие размышления о смысле, происхождении, бытии мира; 3) миропонимание.

Чем христианское миросозерцание отличается от не христианского?

Будучи Божьим творением, мир отображает в себе совершенства Творца (см.: Творение из ничего). В этом смысле утверждается, что он является проповедником естественного Божественного Откровения, Божественной Славы (Рим.1:20) (см. подробнее: Что такое естественное откровение Божие и естественное богопознание?).

Стало быть, правильное созерцание мира, мироустройства способно возвести человеческий разум к знаниям о Творце. В принципе эти знания доступны всем людям, всем народам земли (Пс.96:6). Между тем, мы не видим, чтобы все люди равно исповедовали веру в Бога.

Иудеям, а затем и христианам, придерживавшимся Божьего закона, миросозерцание напоминало об Истинном Боге, Едином и Всесовершенном Творце (Иов.12:7-9).

В то же время язычники, исследуя мир, обоготворяли материальные объекты (стихии, деревья, животных, людей), придумывали для себя фантастических, мифологических богов.

Материалисты, созерцая действительность, утверждались во мнении, что Бога и вовсе не существует, что учение о Творце и творении — плод фантазий церковников; мир сформировал себя сам из вечно существующей материи, согласно стечению обстоятельств и естественным, объективным законам.

Но почему, наблюдение за одной и той же вселенной, за одними и теми же её проявлениями иногда приводит людей к диаметрально противоположным воззрениям на мир?

С одной стороны, это обусловлено греховностью человеческой души, повреждением её сил и способностей. С другой стороны, разность во взглядах на мир объясняется разностью индивидуальных мировоззренческих особенностей.

Православный христианин взирает на мир в свете Евангельской проповеди, в свете Божественной благодати, смотрит так, как ему заповедовал смотреть Господь Иисус Христос. Христианин во всем добром видит Божественный Промысл, десницу Благого Творца (Деян.17:28).

Язычник же взирает на мир по-другому: через призму сформировавшихся в его сознании языческих стереотипов, равно как материалист — через призму своих. При этом и язычник, и материалист находятся под гораздо большим влиянием падших духов, нежели христианин.

Отказаться от сложившихся и укоренившихся в разуме стереотипов не так-то и просто. Иногда апостолам, и даже Христу, приходилось прикладывать немало усилий, чтобы научить человека смотреть на мир по-другому.

Наиболее чистое миросозерцание свойственно христианским святым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *