Метанойя, что это такое?

Метано́йя (греч. μετάνοια, «перемена ума», «переосмысление») — термин, обозначающий перемену в восприятии фактов или явлений, обычно сопровождаемую сожалением; раскаяние (особенно в психологии и психотерапии). В религиозной (особенно раннехристианской) традиции имеет значение покаяния.

В аналитической психологии метанойя аналогична термину энантиодромия, позаимствованному К. Юнгом у Гераклита.

Понятие также распространено в дхармических религиях — индуизме, буддизме и сикхизме. В буддизме метанойя соответствует сатори — состоянию «вне ума», «не ума», состоянию просветления. Достигается путём медитации, осознанного поведения в жизни, отказа от страстей, привязанностей, догм и привычных интерпретаций окружающего мира. Впусканием в жизнь любви, бережного отношения к миру, уважения жизни. В японской традиции соответствует понятию дзэн — состояния, которое достигается путём постоянной практики медитации дзадзэн. Состояния истинного счастья, покоя, любви и полного присутствия в жизни в текущем моменте времени. Предполагается (неверно), что понятие просветления, или пробуждения, соответствует понятию благодати. В индуизме и йоге метанойя соответствует дхьяне, одной из ступеней самадхи. Считается, что практика самьяма приводит к наивысшей форме сознания.

Все эти термины объединяют понимание того, что человек на определенном этапе своего обучения должен осознать себя, как сущность, которая не является его умом, мыслями, убеждениями, догмами, эмоциями, привычками, страстями и личной историей. Увидеть в себе божественную сущность, источник истинного света сознания (отсюда просветление). После прохождения этого этапа человек более не досягаем для инерционных состояний сознания, любой формы душевного страдания и негативных воздействий окружающего мира. Он обретает настоящее счастье, которое не нужно постоянно подпитывать. Обретает истинную любовь ко всему окружающему. Пребывает в полной ментальной тишине и абсолютном спокойствии. Только после этого, путем медитации он способен понять суть вещей этого мира и окончательно реализоваться Тело света.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «метанойя»

  • Метафизическое значение понятия «метанойя»
  • «Метаноя» или что бывает «после понимания»
  • Метанойя как изменение духовного опыта

Примечания

Эмоциональные процессы

Эмоции

Беспокойство · Боль · Боязнь · Гнев · Гордость · Грусть · Досада · Замешательство · Злорадство · Изумление · Метанойя · Надежда · Напряжённость · Неуверенность · Ностальгия · Огорчение · Одиночество · Отчаяние · Печаль · Радость · Скука · Счастье · Сожаление · Тоска · Тревога · Увлечённость · Удивление · Удовлетворение · Удовольствие · Унижение · Фрустрация · Эйфория · Энтузиазм

Чувства

Агапэ · Антипатия · Благодарность · Благоговение · Вина · Влечение · Влюблённость · Восхищение · Враждебность · Возмущение · Жалость · Зависть · Интерес · Любовь · Нежность · Ненависть · Неприятие · Обида · Отвращение · Презрение · Пренебрежение · Привязанность · Раздражение · Разочарование · Раскаяние · Ревность · Симпатия · Скорбь · Сторге · Страсть · Страх · Стыд · Трепет · Филия

Аффекты

Испуг · Паника · Ужас · Эйфория · Экстаз · Ярость

Настроения

Скука · Уныние

На каждой ступени мытарств личность познает степень власти определенной страсти над ней. Тот, кто не боролся со своей страстью (или своими страстями), кто подчинялся ей, жил ею, отдавал все силы на ее взращивание, — падает, срывается на этом мытарстве (либо нескольких мытарствах). Но вот что интересно. Это падение или, напротив, безболезненное прохождение мытарства определяются уже не усилием воли личности, а естественным действием преобладающего в ней духа. Игумения Арсения, одна из замечательных подвижниц рубежа XX столетия († 1905), писала: «Когда человек живет земною жизнью, то он не может познавать, насколько дух его находится в порабощении, в зависимости от другого духа, не может этого вполне познавать потому, что у него есть воля, которой он действует как когда хочет. Но когда со смертью отнимется воля, тогда душа увидит, чьей власти она порабощена. Дух Божий вносит праведных в вечные обители, просвещая их, освещая, боготворя. Те же души, которые имели общение с дьяволом, будут им обладаемы» . Святитель Игнатий несколько ранее писал то же самое: «Преисподние темницы представляют странное и страшное уничтожение жизни при сохранении жизни. Там полное прекращение всякой деятельности; там — одно страдание» .

Что означает «отнимется воля»? На примере множества людей (а разумный найдет среди них прежде всего себя) можно видеть, как греховная страсть способна поработить человека, отнять у него волю. Происходит это, увы, просто. Когда мы не боремся с малыми искушениями, не противостоим им, то тем самым постепенно ослабляем свою волю и в конце концов уничтожаем ее. Это можно часто наблюдать в окружающей жизни. Посмотрите на алкоголиков, наркоманов. Возможно, многие из них, увидев, к чему пришли, и хотели бы вернуться к нормальной жизни — да уже не могут. Ибо закон таков: чем больше и чаще удовлетворяет человек любой страсти, тем больше истощаются его духовные силы и в конечном счете он становится ее безвольным рабом. Однако в полной мере безволие обнаруживается на мытарствах, когда душа испытывается, искушается духами страстей, поработивших человека. И поскольку там нет уже никаких внешних обстоятельств, в том числе и самого тела, которые как-то могли сдерживать действия страстей, то они и действуют в душе уже в полную силу — тысячекратно большую, как писал игумен Никон, чем в земных условиях, так что воля души полностью парализуется, отнимается.

Если мы обратимся к описанию мытарств, то всюду находим присутствующих там духов зла — в разных образах. Блаженная Феодора даже описывает вид некоторых из них, хотя понятно, что это лишь слабые подобия их подлинного существа. Самое же серьезное состоит в том, что, как пишет Антоний Великий, в какой степени душа покоряется греховной страсти, в той и соединяется с демонами-мучителями. И это, как на земле, так и там, совершается естественно, ибо подобное всегда соединяется с подобным. Только в земной жизни это происходит как бы невидимо (хотя человек иногда и ясно ощущает это), а там вполне осязаемо. Посмотрите, как в условиях земной жизни соединяются люди одного духа. Подчас удивляются — откуда у них такая дружба? Потом, при более близком знакомстве, оказывается: да у них же один дух! Они единодушны.

То же происходит и с душой в посмертье. Когда она проходит мытарства, то искушается страстью каждого мытарства, ее духами, демонами-мучителями, и соответственно своему состоянию или отвергает их, или соединяется с ними, переживая соответствующие страдания.

Есть и другая причина этих страданий. Тот мир — это мир истинного света, в котором перед всеми людьми и ангелами откроются наши дела, мысли, чувства. И вот представьте себе такую картину: перед лицом всех друзей, знакомых, родных вдруг обнаружится все наше лукавое, низменное, бессовестное. Какой ужас и срам — это ли не ад?! Потому Церковь с такой силой и настойчивостью призывает всех к скорейшему покаянию. Покаяние — по-гречески метанойя — это изменение ума, образа мыслей, то есть отвержение всякой нечистоты в себе, ненависть к греху. Оно — великое средство очищения души, совершенное средство спасения от будущего позора, страха, от демонов-мучителей и неугасающего пламени страстей. Как писал пророк Исаия: «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1; 18).

А вот как замечательно говорит об этом св. Исаак Сирин: «Поскольку знал Бог Своим милосердным знанием, что если бы абсолютная праведность требовалась от людей, тогда только один из десяти тысяч нашелся бы, кто мог бы войти в Царство Небесное, Он дал им лекарство, подходящее для каждого — покаяние, так чтобы каждый день и на всякий миг было для них доступное средство исправления посредством силы этого лекарства и чтобы через сокрушение они омывали себя во всякое время от всякого осквернения, которое может приключиться, и обновлялись каждый день через покаяние» .

Как действует истинное покаяние? Не говоря уже о поразительных евангельских случаях с мытарем, блудницей, разбойником, вспомним хотя бы Раскольникова из «Преступления и наказания» Достоевского. Посмотрите: он готов был идти на любую каторгу, даже с радостью идти — лишь бы искупить совершённое злодеяние, очиститься от крови, омыться. И все мы знаем, насколько он преобразился, раскаявшись в преступлении. Достоевский великолепно показал как преступление и внутреннее наказание, так и великую очистительную силу покаяния. Подобное преображение пережило множество людей. Вот что такое покаяние! Оно действительно есть истинное спасение души, которое буквально перерождает человека. Искреннее, слезное покаяние, свидетельствующее о нашей решимости бороться с грехом до конца, всегда принимается Богом. И эта слезная капля, или, как говорил Варсонофий Великий, этот «медный óбол», совсем вроде ничтожный, становится залогом того, что Господь соединяется с душой и искореняет то зло, которое присутствует в ней. Поэтому если есть у человека хотя бы маленький живой росточек такой борьбы, если есть посильное понуждение к жизни по Евангелию, есть покаяние, то Господь Сам восполнит недостающее и там освободит нас из рук демонов-губителей. Истинно слово Христово: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25; 23).

Вот какое огромное значение имеет в нашей жизни искреннее покаяние. Мы, христиане, должны быть бесконечно благодарны Богу за то, что Он заранее открыл нам посмертную тайну мытарств и дал великое средство — покаяние — избежать всех их сетей. Господь хочет, чтобы мы и здесь, и тем более после смерти не страдали. Потому Церковь призывает: человек, пока не поздно, примись за себя, покайся.

Осипов А.И., профессор
ПОСМЕРТНАЯ ЖИЗНЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *