Мартирий

Преподобный Мартирий

«Монастырь Живоначальной Троицы Зеленая пустыня, а на монастыре церковь деревянная Живоначальныя Троицы, да на монастыре же келья строителя Мартирья, да две кельи, а в них два брата, поп да проскурник; пашни четверть полуосмины в поле, а в дву по тому же, сена 15 копен, а в обжи не положена, потому что распахали старцы на черном лесу сами» — так выглядел Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь в 1564 году, когда его в приладожской глуши основал великолуцкий подвижник Мартирий. Он рано осиротел, до 17 лет воспитывался у клирика Благовещенской церкви иерея Боголепа. Потом удалился в пустынную местность в 60 километрах от Великих Лук, но из послушания наставнику вскоре вернулся обратно. Совершив паломничество к Смоленской иконе Божией Матери и чудотворцу Авраамию, будущий преподобный отправился в Тихвин, а оттуда удалился на Зеленый остров, где и вырос знаменитый монастырь. В последние годы жизни святой сподобился явления Богородицы, прославился чудотворениями. Считается, что он оставил что-то вроде дневниковых заметок, которыми пользовался его агиограф.
преподобный Мартирий Зеленецкий

Многострадальная обитель

После смерти подвижника (†1603), в 1612–1613 годах монастырь (все постройки были деревянными) во время русско-шведской войны был сожжен шведами, но восстановлен по единому плану в 1660–80-х годах митрополитом Новгородским Корнилием. Время архипастырства владыки Корнилия — золотое время обители. Тогда были возведены каменный Троицкий собор, Благовещенская церковь, колокольня, жилые и хозяйственные корпуса, сохранившиеся до сих пор.
В 1715 и 1730 годах монастырь вновь горел. При Екатерине Великой, в результате политики секуляризации, монастырь лишился обширных земельных угодий и постепенно пришел в упадок. 5 июня 1765 года в монастырь ворвалась группа из 23-х сектантов-хлыстов, которые выгнали монахов, заперли ворота и обложились горючим материалом. Ни уговоры, ни угроза штурма — власти подогнали 80 гренадеров — не помогли: сектанты в конце концов сожгли монастырь и сами погибли в огне. Спасся только их лидер Иван Еремеев, которому удалось уйти через отхожее место. Любопытно, что всего 10 лет спустя еретики вновь пробрались в монастырь, но уже легально, как его насельники. «Инок Савватий — в мире Софон Авдеев Попов, родом из Моршанского уезда, в молодости (в 1775 году) за сектаторство сеченный публично батогами и сосланный в Динаминд. Он с иноком Парменом увлек в секту самого зеленецкого архимандрита», — так пишет Павел Мельников-Печерский в своем романе «На горах».
В 1790 году монастырь сгорел еще раз, постепенно восстанавливался, но той славы, которую имел в XVII веке так и не достиг. В 1930-е Троицкий Зеленецкий монастырь был закрыт, в 1992 году вновь возвращен Церкви. Исторические сооружения постепенно реставрируются. В обители находятся мощи святого Мартирия и святителя Корнилия.

Кобона

У монастыря есть два подворья: в Петербурге и в деревне Кобона Кировского района Ленинградской области. Храм святителя Николая Чудотворца в Кобоне XIX века восстановлен в 1990-е годы в память о жертвах блокады, ведь Кобона была одной из узловых точек «Дороги жизни». Вот как рассказывает об этой деревеньке в своем фронтовом дневнике писатель, первый биограф Н. Гумилева корреспондент ТАСС на Ленинградском фронте Павел Лукницкий:

«Станция Кобона оказалась просто сухим островком, на котором от стрелок разбежалось несколько параллельных путей. Два-три вагона, вынесенные отдельно, представляли собою контору начальника станции, военного коменданта и прочего персонала. Поезд остановился, мы не знали, приехали или нет, но нам закричали: «Приехали. Вылезайте!..» Вещи складывались за дорогой, пассажиры располагались тут же, — эта шоссейная дорога вела из деревни Кобона к пирсам, до которых отсюда было еще километров шесть…
В нашем поезде из Ярославля приехала большая группа женщин и девушек, реэвакуирующихся в Ленинград, — они покинули Ленинград в начале прошлого года, спасаясь от голода, а теперь решили вернуться и для того завербовались на работу, — несколько семейств, с огромным количеством вещей. Они чуть не с бою совершили в Ярославле посадку в поезд, поддерживая в этом бою друг дружку.
В Кобоне таких реэвакуантов было множество — сотни полторы, две. Группы таких возвращающихся в родной город ленинградцев прибывают с каждым поездом. Наряду с этим из Ленинграда многие эвакуируются, — и в Кобоне по разным сторонам шоссейной дороги я видел тех и других: одни выгрузились из теплушек нашего поезда, другие, подвозимые с пирсов на грузовиках, заполняли освободившиеся эти теплушки. И трудно сказать, у кого было больше вещей!»

Матрёнушка-босоножка

Петербургское подворье
Петербургское подворье Зеленецкого монастыря, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» был построен в 1906–1909 годах (архитектор А. И. фон Гоген) на месте сгоревшей деревянной часовни Тихвинской иконы Божией Матери. Находившийся в часовне образ «Всех скорбящих Радость» уцелел: он был обретен с припекшимися двенадцатью монетами из кружки для сбора пожертвований. Сейчас этот чтимый образ хранится в Троицкой церкви («Кулич и Пасха»), а на подворье ― его список, точная копия. Подле храма находится могилка схимонахини Марии (Мыльниковой) — блаженной старицы Матрёнушки-босоножки. Будущая старица родилась в Костромской области в 1814 году. Вместе с мужем — как сестра милосердия — она отправилась на Русско-турецкую войну 1877‒1878 гг., а после смерти супруга оказалась в Санкт-Петербурге. Она жила на Петербургской стороне, а затем возле часовни иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Блаженная старица принимала многочисленных посетителей: одни уходили с добрым советом, другие — исцелившись от болезни. Особенно часто к Матрёнушке обращались страдающие от пьянства; женщины, которые не могли найти жениха; бездетные пары. Чудеса на могиле старицы фиксируются до сих пор: монастырь ведет их летопись.

ИнформацияПри монастыре действует паломническая служба. Но до обители можно добраться и своим ходом: от станции метро «Улица Дыбенко» на автобусе № 857б до станции «Волховстрой-1», а оттуда на любой из многочисленных электричек до ст. Зеленец. От станции до монастыря — минут десять пешком.
Телефон для паломников и трудников: 8 (921) 598-69-46;

Преподобный Мартирий Зеленецкий (+ 16ОЗ)

Память его празднуется 1 марта в день преставления, нояб. в день тезоименитства по св. Крещению и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых

Преподобный Мартирий. Фото: dimitri.moseparh.ru

Прп. Мартирий, во святом Крещении Мина, родился в семье горожан города Великие Луки. Когда ему было 10 лет и он, окончив изучение Часослова, начал Псалтирь, его родители скончались. Воспитал его иерей Борис, духовный отец всей его семьи, который, приняв постриг с именем Боголеп, восстановил в предместье города древний Свяmo-Троицкий монастырь и стал его настоятелем. Сюда же поступил и Мина, ставший под монашеским именем Мартирия его помощником; подвизались они вместе: мололи по ночам, когда все спали, рожь, а питались малым количеством хлеба, воды и овощей.

В эти годы Мартирию два раза являлась во сне икона Пресвятой Богородицы на огненном столпе. С тех пор загорелось в нем желание уединенной жизни, но об этом он никому не сказал. Наконец один чтимый в городе юродивый сказал ему, что пришел его час стать отшельником. Тогда вместе с другим ревнителем пустыннической жизни Мартирий тайно оставил монастырь. Они выкопали пещеру в глинистом берегу лесного ручья, в 6 верстах от города, покрыли ее ветками и стали подвизаться.

Вскоре спутник прп. Мартирия оставил его, но предупредил одного крестьянина, что в лесу живет пустынник Крестьянин стал его посещать, продавать лапти, которые плел преподобный, и приносил ему хлеб. Здесь пришлось прп. Мартирию перенести борьбу с бесами и тяжелую болезнь. Наконец по совету своего духового отца он оставил это место и пошел в Тихвинский монастырь. Здесь он узнал, что среди дремучего леса и непроходимых болот имеется глухое место, над которым видели на небе сияющий крест, осыпанный звездами.

Один крестьянин взялся проводить туда преподобного. Это было трудное путешествие через опасные топкие мхи. Наконец они достигли возвышенного места удивительной красоты, выделявшегося своей яркой зеленью от окружающего его темного леса, почему монастырь прп. Мартирия и был прозван Зеленецким. Увидев его, преподобный воскликнул: «Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни, чаях Бога спасающаго мя!» И неожиданно был ему дан дар прозорливости: он остановил своего провожатого и сказал ему, что в его отсутствие утонула его дочь. Слова преподобного подтвердились.

Пустынник опять остался один. Страшное это было место — и от сырого и сурового холода, и от диких зверей, посещавших его, и от бесовских страхований. Однако же преподобного устрашить было нельзя. Он поставил небольшую часовню, поместил в ней принесенные им с собой иконы Пресвятой Троицы и Божией Матери «Одигитрия» и стал подвизаться.

Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь, основан прп. Мартирием Зеленским. Фото: img-7.photosight.ru

Пресвятая Богородица не оставляла его посещениями Своими. Однажды явился ему во сне образ Ее среди моря, и Архангел Гавриил со скипетром в руках велел ему приложиться. Он ступил на воду. Образ стал сейчас же погружаться в воду. На поверхности осталась только ножка Предвечного Младенца. Подвижник взял ее обеими руками и сказал: «Милостивый Создатель, если и придется потонуть, пусть это будет с Тобою!» И точно, буря перенесла его на другой берег, и образ скрылся.

Однажды в тонком сне явилась ему Сама Пресвятая Богородица в девичьем образе, как Она была написана на его иконе. Она сидела на лавке и взирала на него, он стоял перед Ней и не мог оторвать взора своего от Нее. Очи Ее были полны слез, готовых излиться на пречистый Ее лик. Вдруг Она стала невидима, а преподобный очнулся. Между тем к нему понемногу собрались братия, и был сооружен дивный монастырь с благолепными храмами.

Между благотворителями монастыря были бывший касимовский царь Симеон и известный храмоздатель боярин Феодор Сыров. Прп. Мартирий достиг уже глубокой старости. Он ископал себе могилу, поставил там гроб и проводил там много часов в молитве и слезах. Он скончался 1 марта 1603 г., причастившись Святых Христовых Тайн, светлой кончиной праведника, благословив всю братию. Он оставил после себя записки и наставление братии. Рядом с ним почивает митрополит Новгородский Корнилий (+ 1698), который был иноком в Зеленецком монастыре и составил житие его преподобного основателя.

Рака с мощами преподобного Мартирия Зеленецкого. Фото: sp-artmetal.com

• Память прп. Мартирия, в миру Мины, празднуется 11 нояб., — вероятно, вместе с великомучеником Миной(+ 304), особое почитание которого в Русской Православной Церкви началось после того, как в день его памяти в 1480 г. произошло бегство хана Ахмата от Угры.
• Упоминаемый в житии Свято-Троицкий монастырь, официально называемый Троице-Сергиев, расположен в г. Великие Луки (совр. Псковская обл.). В этой обители преподобный принял постриг и в течение 7 лет был келарем. По благословению своего духовного отца Боголепа прп. Мартирий сам стал наставником для принявшего иноческий постриг с именем Авраамий боярского сына Афанасия. По совету преподобного Авраамий отправился на моление в Тихвинский монастырь, где и остался. Видение огненного столпа над Тихвином, полученное во сне прп. Мартирием, побудило прп. Авраамия отправиться подвизаться в тех краях.

• Тихвинский Богородицкий монастырь относился к Новгородской епархии (совр. Ленинградская обл., Санкт-Петербургская епархия). Послушание в этом монастыре преподобный проходил вместе со своим учеником Авраамием. Тот показал прп. Мартирию место его подвижничества, где был основан Зеленецкий Троицкий монастырь. Обитель прп. Мартирием основана в местности, называемой Зеленый остров (на территории совр. Волховского р-на Ленинградской обл.).
• Благотворитель монастыря касимовский царь Симеон — это касимовский хан Симеон Бекбулатович, крещеный татарин, ставший на некоторое время, в 1574 г, вел. князем всея Руси по приказу Иоанна Грозного.
• Митрополит Корнилий, написавший житие преподобного, был одно время игуменом Зеленецкого монастыря, потом митрополитом Казанским, митрополитом Новгородским и умер на покое в обители прп. Мартирия.
• Прп. Мартирий Зеленецкий прославился даром исцелений и почитается также кик Великолукский чудотворец (по месту рождения и начала монашеского подвига).

В Википедии есть статьи о других людях с именем Мартирий. Для термина «Зеленецкий» см. также другие значения.

Мартирий Зеленецкий (Великолукский)


Фрагмент с иконописного подлинника (Россия, XVIII в.)

Имя в миру

Мина

Рождение

XVI век
Великие Луки

Смерть

1 (11) марта 1603
Зеленецкий-Троицкий монастырь

Монашеское имя

Мартирий

Почитается

в Русской церкви

Канонизирован

в XVIII веке при Императрице Елизавете Петровне

В лике

преподобных

День памяти

1 (14) марта и 11 (24) ноября

Труды

Повесть и житие, составленные им самим

Подвижничество

основание Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря

Рисунок серебряной раки, устроенной над мощами преподобного Мартирия, основателя Зеленецкой обители

Марти́рий Зелене́цкий (Марти́рий Великолу́кский, в миру — Мина; начало XVI века, Великие Луки — 1 (11) марта 1603, Зеленецкий-Троицкий монастырь) — основатель Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. Канонизирован в Русской церкви в лике преподобного, память совершается 1 (14) марта и 11 (24) ноября.

Святитель Мартирий, архиепископ Новгородский

  • | Печать |

Подробности 17.09.2011 18:15 Просмотров: 2773

Память его празднуется месяца февраля в 10-й день, месяца августа в 24-й день и месяца октября в 4-й день

+ 1199

На Новгородской кафедре с 1193 по 1199 гг.

Cвятой архиепископ Мартирий, по сказанию 1 Новгородской летописи, был родом из Старой Руссы и происходил от благородных родителей, по фамилии Рушаниных. Неизвестно, какой духовный сан имел он до избрания его на Софийскую кафедру. Известно только по летописям, что святой Мартирий в 1192 г. срубил в Руссе деревянную церковь на острове во имя Святого Преображения, устроил монастырь на прибежище крестьянам и был первым его игуменом.

По кончине в 1193 г. архиепископа Григория, родного брата святителя Иоанна, или Ильи, все новгородцы думали и гадали, кого бы поставить на место Григория. Некоторые предлагали Мартирия, другие монаха Митрофана, третьи какого-то грека, дело доходило до ссоры. Наконец, Ярослав Владимирович — князь Новгородский, игумены, софияне (соборяне) решили прибегнуть к жребию, как к суду Божию. Так и сделали: положили на престол Святой Софии три жребия и послали с веча народного слепца в храм взять один жребий, который бы указал им волю Божию. Слепой вынул один из трех положенных на престол жребиев, и этот жребий был Мартириев. Тогда же он был вызван из обители Старорусской, возведен на сени владычные и послан для посвящения в Киев. Принятый там с честью Великим князем и митрополитом Никифором, посвящен был 10 декабря во архиепископа Новгороду, в который возвратился 16 января 1194 г., в день памяти вериг святого апостола Петра.

В первый же год правления святителя Мартирия паству его постигло великое бедствие. Сначала горели Ладога и Руса, а потом ужаснейший пожар опустошил и Новгород, истребив большую часть города. Летописец говорит, что, начиная от недели всех святых до Успенского поста, <по вся дни неведомо где загорашеся>.

Жители Новгорода до того были напуганы, что даже не смели жить в домах, а жили в поле. Тогда же сгорело и Городище под Новгородом. В это трудное время добрый архипастырь, стараясь успокоить волнение народное, немалую имел заботу об участи несчастных.

На великокняжеском престоле в это время то скрытного, то явного врага Новгороду Боголюбского, убитого дворней в 1174 г., является брат его Всеволод Георгиевич. Новый великий князь Суздальский, княживший здесь с братом своим Михаилом, только после смерти его, в 1176 г., совершенно утвердился на великокняжении. Князья Рязанские, Муромские, Смоленские, некоторые области Днепровские и Волынские так же, как и Новгород, признали его своею главою; словом, Всеволод заступил тогда на Руси Боголюбского в отношении к этим уделам и Новгороду. В 1195 г. новгородцы участвовали в походе Всеволода против Ярослава Ольговича, князя Черниговского, сражаясь под Великими Луками с союзниками князя Черниговского, князьями Кривскими, и в то же время, будучи недовольны своим князем Ярославом Владимировичем, посылали к Всеволоду посадника Мирона и других чиновников веча: Бориса Жирославича, Никифора, Иванка и Фому — просить Всеволода дать им другого князя. Всеволод не послушал веча и приказал задержать этих послов, которых, как пленников, всюду водили за его войском; один только Фома был отпущен в Новгород. Новгородцы обиделись и сами своим судом расправились с нелюбимым князем, по обыкновению показав Ярославу путь из Новгорода: <Выгнаша его в осень на Георгиев день> (23 ноября), — говорит летописец. Кажется, архиепископ Мартирий был также не совсем доволен Ярославом, по крайней мере, он не вступался за него. Между тем Ярослав поселился в Торжке, где приняли его с восторгом и заплатили даже княжескую подать с земель по реке Мсте и около Волочка. Новгородцев, случившихся в этих местах, ловили и, как пленников, отсылали к Всеволоду во Владимир. Между тем новгородцы имели уже нового князя Ярополка, сына того самого Ярослава Ольговича, князя Черниговского, с которым еще недавно сражались. Всеволод сердился, но не воевал. Он мешал только новгородцам торговать и собирать дань с Двинских областей: система давняя, принадлежавшая Долгорукому и Боголюбскому, но она подействовала как нельзя быть лучше. Ярополк княжил только полгода <от Вербниц до Семенова дня>. Ярополка выгнали и послали в Торжок за Ярославом, но не застали его там. Он был уже во Владимире и гостил у Всеволода. Всеволод, по — видимому, был доволен поступком новгородцев, он отпустил их послов, и Ярослав с честию возвратился в Новгород на 5 января 1197 г. Особенно радовало новгородцев, что посадник Мирон и чиновники Борис, Никифор и Иванко пришли <ни чем не врежденны>. По-видимому, Ярослав примирился с вечем: властвовал правосудно и в одно и то же время, оплакивая кончину двух взрослых сыновей своих — Изяслава и Ростислава, отражал набеги полочан на Великие Луки и заключил мир с Литвой. Тогда же супруга князя, Елена, строила в Новгороде церкви, наделяла богатыми вкладами монастыри и духовенство, и народ любил благочестивую княгиню. Но вдруг, сверх всякого ожидания, изменились отношения Всеволода к Ярославу. Прогневавшись за что-то на Новгород или на князя, Всеволод в начале 1199 г. прислал приказание <вывесть Ярослава из Новгорода> и явиться к нему архиепископу, посаднику Мирону и прочим чинам веча, и что он даст на княжение сына. Архиепископ и чиновники поехали к Всеволоду, но на пути Мартирий тяжко заболел и скончался 24 августа близ Осташкова, на озере Селигере. Тело его было привезено в Новгород. После погребения владыки новгородцы вскоре торжествовали о прибытии нового князя, почти младенца, Святослава — Гавриила Всеволодовича. (Многие из наших князей долго еще носили два имени: одно христианское, другое языческое; только в XIV в. это стало изменяться и наконец прекратилось. Об именах, неприличных христианству, как об остатке язычества, рассуждали и на Стоглавом соборе 1551 г.)

Мартирий, по-видимому, был ревностный приверженец Всеволода, всегда уступчивый и не противящийся вечу, за что и был любим новгородцами, но вместе с тем и как пастырь попечительный. Конечно, он не мог подходить под категорию Иоанна, Симеона и Василия, но память его незабвенна для Новгорода построением обителей и церквей. В мае 1195 г. 6лаженный пастырь соорудил каменную церковь <положения пояса Богородицы> на городских воротах. Осенью того же года основан им храм Воскресения Христова в новой женской обители у озера Мячина и в следующем году 13 сентября освящен. Летописец так говорит о сем подвиге святителя: <Владыка трудился палимый во время дня зноем, а ночью скорбел от заботы, как бы окончить и видеть в полной красоте церковь; чего желал, получил он — царство небесное и радость нескончаемую>. И после, почти каждый год своего управления паствой, благочестивый архипастырь ознаменовывал построением новых храмов. В 1196 г. усердные два брата Корованковичи по благословению святителя основали монастырь в Нелезине, на Лубяной улице, в честъ святых Афанасия и Кирилла. Потом сам он устроил посреди города обитель во имя Святителя Николая. В 1197 г. святитель имел утешение заложить в Плотницком конце храм святой мученицы Евфимии в девичьем монастыре, а постройку приняла на себя благочестивая Полюда, жительница Городища, <Жирошкина дщи>. Не забыл блаженный Мартирий и основанной им обители в Старой Руссе. В январе 1197 г. освящал он там храм в честь святого Патриарха Никифора; а в мае (21) 1198 г. начал там же строить каменный храм Преображения Господня, который был окончен 31 июля. Этот храм освящал в день Успения Божией Матери сам святитель Мартирий, памятником чего осталась следующая его молитва, произнесенная при этом случае: <Господи, Боже, призри с небес и виждь, и посети винограда сего и сверши, иже насади десница Твоя, и призри на церковь сию, юже создах раб Твой, архиепископ Мартирий, во имя святаго Твоего Преображения, да аще кто помолится в церкви сей с верою, то услыши молитву его и отпусти грехи его, молитвами Святыя Богородицы и всех святых Твоих. Аминь. И веселяшеся блаженный душею и телом, устроив себе память вечную, и всем крестьяном честный монастырь>.

В том же году в Новгороде было изумительное происшествие. Один набожный новгородец каждый день посещал храм Божий и, с благоговением принимая антидор или просфору, с благоговением и вкушал ее. Раз нес он Богородичную просфору в дом и по немощи заснул на дороге. Псы, почуяв хлеб, подошли и хотели было унести просфору, но отскакивали прочь, отражаемые какой-то невидимой силой. Это было в виду людей. Узнав об этом, блаженный Мартирий приказал на месте происшествия заложить храм в честь Пресвятой Богородицы. Супруга князя Ярослава Владимировича Елена приняла на себя постройку храма, при котором основала и женскую обитель, и в следующем году монастырский храм Рождества Богородицы на Молоткове был освящен.

Немалое имел попечение блаженный святитель и о благоустроении храма Святой Софии. Он великолепно украсил собор, пристроил к нему паперть и воздвиг колокольню (звонницу) под именем <Мартириевских>. На Софийской колокольне есть даже колокол, называемый также Мартириевским.

Изможденный летами и трудами, <раб Божий Мартирий> скончался, как сказано, на берегу оз. Селигера 24 августа. Сетующие новгородцы, посреди народного плача, с честью погребли тело своего владыки в созданном им притворе, или паперти, древнего Софийского храма, где простая на гробе его надпись <Мартирий> говорит о достойном пастыре красноречивее всяких возгласов нашей древней схоластики. По словам летописи, <он устроил себе блаженною душою память вечную>.

Мощи его почивают под спудом в устроенной им паперти, называемой златой, которая, кроме того, носила и название <Кутейника>, по случаю отправления здесь в древности панихид по государям и святителям. Память его совершается 10-го февраля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *