Мари епархия

История распространения Православия на марийской земле складывалась как результат взаимодействия культуры марийского народа с христианством.

В литературном памятнике начала XVII века «Казанской истории», рассказывается

как на том месте, где впоследствии был основан Свияжск, язычникам-марийцам неоднократно было явление Преподобного Сергия Радонежского. Вот как рассказывали об этом сотники горных марийцев во время строительства города,весной 1551 г.:»За пять лет до постройки этого города… слышали мы здесь часто звонящий по русскому обычаю церковный звон. И напал на нас страх, недоумевали мы и дивились, и много раз посылали неких быстроногих юношей добраться до места того и посмотреть, отчего это происходит. И слышали они прекрасно поющие, как во время церковной службы, голоса, а самих поющих не видели; одного только увидели… старца, ходящего по тому месту с образом и крестом, и благословляющего на все стороны, и кропящего святой водой, как если бы он любовался этим местом и размерял, где поставить город. Место же все то наполнилось благоуханием. Много раз посланные нами юноши, отважившись, поджидали его, чтобы свести в Казань и допросить, откуда он приходит на это место. Он же не давался им в руки. Они и стрелы в него пускали из луков, чтобы, подстрелив, схватить его, но он становился невидим. Стрелы же их не долетали до него и не поражали его, но летели вверх, а, опускаясь, переламывались пополам и падали на землю. И, устрашившись, юноши те убегали прочь. Мы же удивлялись. И, дивясь, размышляли мы про себя: «Что нам предвещает это знамение?» Вскоре после этого, в июне 1551 года, горные марийцы принесли присягу русскому царю, часть из них приняли крещение.

В вопросах просвещения Марийского края, как и всего Поволжья, было положено после присоединения к России Казани. В 1555 году здесь была учреждена епископская кафедра, первым ее возглавил святитель Гурий. Много трудов положил он для распространения Православия, уделяя особое внимание миссионерскому служению духовенства. В наказе, данном казанскому первосвятителю царем Иваном IVи митрополитом Макарием, говорилось, что привлекать язычников ко крещению следует не страхом и жестокостью, а любовью. Своей кротостью и христианским отношением к людям святитель Гурий привлек к себе сердца многих. В просветительских трудах верными помощниками своему архипастырю были архимандриты Варсонофий и Герман, который впоследствии также служил на Казанской кафедре в сане архиепископа.

В 70-90-х годах XVII века на марийской земле были основаны города Кокшайск (1574), Царевококшайск (1584), а на Правобережье Волги — Козьмодемьянск (1583). Вероятно, русские переселенцы строили здесь небольшие деревянные храмы, ставили часовни, что также приобщало местное население к основам христианской веры. О знакомстве марийцев с христианством, их стремлении жить по-новому свидетельствует следующее предание. Еще до взятия Казани на том месте, где впоследствии был основан Спасо-Юнгинский монастырь, поселился старец, который пользовался уважением у народа, и многие ходили к нему за советом. Даже царь Иван IV посетил его. После взятия Казани в благодарность Богу и старцу он повелел возвести в этом месте постройку. Вскоре сюда пришло еще несколько человек, искавших спасения души на монашеском поприще, и в 80-е годы XVI века здесь образовалась пустынь.

Монастыри на Руси всегда были центрами просвещения народа, школой христианского воспитания. Не стал исключением и Марийский край. Просвещением марийского народа занимались преподобные Евфимий, основатель Седмиезерной пустыни, и Филарет, строитель пустыни Раифской. К XVII веку относится основание в Козьмодемьянском уезде Спасо-Юнгинского монастыря (1625 г), а на луговой стороне — Мироносицкой пустыни (1674 г), которая была поставлена на месте явления чудотворной Царевококшайской иконы Пресвятой Богородицы. Это знаковое событие соединило воедино русский и марийский народы, так как при обретении иконы рядом находились русский крестьянин селения Дальние Кузнецы Андрей Иванович Жолнин. и мариец Айтуганко Педешев. Мироносицкая икона стала небесной покровительницей Марийского края, а монастырь — местом паломничества людей из многих уездов Казанской губернии. Трижды в год — 1 (14) мая, в день явления Мироносицкой иконы, в третью неделю после Пасхи — неделю жен-мироносиц, а также 23 июня (6 июля) — в день празднования Владимирской иконе Божией Матери, в Мироносицкую пустынь собиралось множество крестьян из окрестных марийских деревень, как крещеных, так и язычников, желавших получить благословение Божие на свои труды. С XVII века появился обычай совершать крестные ходы, когда Мироносицкая икона ежегодно приносилась в Царевококшайск, обходила город и близлежащие селения. При этом в молебнах участвовало множество людей, что способствовало укреплению местного населения в Православной вере.

При создаваемых монастырях были образованы первые школы. Постепенно отношение к монахам стало доверительным, с них брали пример, что вело к нравственному воспитанию местного населения, отходу от нехристианских обычаев в разных сферах жизни. Вот как писал об этом профессор Казанской Духовной Академии И.М. Покровский: «Смиренные иноки силой своей веры сделали то, что до них никто не мог сделать. Дикие черемисы, не смирявшиеся пред силой русского оружия, смирялись пред силой христианского Бога и пред кроткими отшельниками». Эти слова достаточно полно раскрывают истинные предпосылки успеха проповеди Евангелия в Марийском крае.

Таким образом, итогом первого периода развития Православия в Марийском крае стало знакомство и усвоение некоторой частью местного населения христианского образа жизни и нравов. Историки признают, что распространение христианства на марийских землях в XVI-XVIIвеках было ненасильственным, оно происходило в результате контактов язычников с подвижниками благочестия, жившими в монастырях, а также с русскими крестьянами, которые переселялись сюда, особенно после введения опричнины.

Именно с возрастанием русского населения, с усвоением определенной частью марийцев христианских ценностей связано расширение храмового строительства на территории Марийского края. В XVII в. было построено 2 храма, а в XVIII в. – 12, причем некоторые из них уже были каменными. В Царевококшайске были построены Троицкая церковь (1736 год), Воскресенский собор, Входоиерусалимская и Вознесенская церкви (50-е годы XVIIIвека), в Козьмодемьянске — Троицкая (1733 год) и Богоявленская (1734) церкви. Одним из первых каменных храмов на селе стала Владимирская церковь близ Козьмодемьянска (1713 год), а на луговой стороне — Спасская церковь в селе Цибикнур (1765 год).

Формы усвоения христианских ценностей марийским населением были различны. Нередко Господь обращался к сердцам людей через чудотворные иконы. Чудотворные иконы. В 1740 году в селе Большие Шапы Арбанской волости Царевококшайского уезда марийцу Аникейке был явлен на березе Нерукотворный образ Спасителя, прославившийся исцелениями больных. Известна чудесами была Владимирская икона Божией Матери — храмовая икона церкви села Владимирское, представляющая из себя список с чудотворной Владимирской иконы, принесенной из Москвы в XVI веке. С 1719 года был установлен крестный ход с данной иконой, которая ежегодно в июне приносилась из села Владимирское в Козьмодемьянск и прилежащие села и деревни, а в села Арды, Отары, Юксары ее приносили на второй неделе Великого поста. В Воскресенском соборе Царевококшайска особо чтили образ Спасителя, принесенный по преданию стрельцами из Москвы, а в Троицкой церкви — образ Спасителя в темнице — резное из дерева изображение Христа. В Вознесенском храме почиталось резное изображение свт.Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца на камне.

XVIII век — начало просветительской деятельности Церкви в Марийском крае. В 1707 году при казанском архиерейском доме была открыта первая школа для обучения детей нерусских народов Поволжья, в том числе мари, стали основываться школы при городских и сельских храмах.

Золотым веком развития Православия в Марийском крае стало XIX столетие. В эти годы было построено 60 храмов, причем более трети из них — в 1811-1829 годах, и почти половина — в 60-80-х годах XIX века. Были явлены новые чудотворные иконы, стали традиционными новые крестные ходы. В Козьмодемьянском Троицком женском монастыре находилась чудотворная икона Божией Матери Скоропослушница, полученная в дар из Афонского Дохиарского монастыря. В Козьмодемьянске ежегодно совершали крестный ход с иконой великомученика Пантелеимона из Михайло-Архангельского мужского монастыря. Икону Божией Матери Скоропослушница носили по городам и селениям Казанской губернии весной и осенью, а Страстную икону, находившуюся в Троицкой церкви Козьмодемьянска, ежегодно носили в Нижегородскую губернию.

XIX — начало XX века стали временем расцвета просветительской деятельности Православной Церкви в Марийском крае. Практически каждая церковь имела церковно-приходскую школу. При храмах существовали библиотеки, насчитывавшие до нескольких сотен томов, причем издания нередко были раритетными. К примеру, в библиотеке Старо-Торьяльской Казанско-Богородицкой церкви в середине XIX века хранились Четьи-Минеи издания 1696 года, Евангелия 1768 года и другие книги, а в Казанском храме Мари-Турека можно было видеть напрестольное Евангелие 1760 года, минеи за май и август 1693 года.

В 20-30-е годы XIX века в Марийском крае открылись первые приходские училища, в которых обучали чтению, письму, основам катехизиса. В Царевококшайском училище, открытом в 1825 году, первыми законоучителями были Симеон Иванович Помарский — настоятель Вознесенской церкви, а с 1835 года — священник Воскресенского собора Иван Иванович Спасский. Одно из училищ было открыто в 1859 году на средства священника Покровской церкви села Кокшайск Ивана Федоровича Спасского. Приходское духовенство служило делу просвещения прихожан, укрепляло их в христианской вере. Например, в Царевококшайском уезде в 1899 году 33 из 37 священников преподавали в местных школах и училищах как законоучители. Священнослужители брали на себя устроение, а нередко и содержание приходских училищ: отдавали под них свои дома, приобретали школьные принадлежности, убеждали прихожан отдавать детей в школу. Следует заметить также, что обучение было безвозмездным.

С 1867 года в Казанской епархии действовало миссионерское Братство святителя Гурия, основывавшее свою деятельность на методике Н. И. Ильминского. В образованных Братством школах преподавание велось на марийском языке, в них царил дух любви и уважения к инородцам, бережное отношение к их традиционной культуре. В некоторых школах Братства учителями были поставлены выходцы из мари. Учащиеся школ усваивали не только преподаваемые предметы, но и основы нравственности. Выпускники школ становились образцами поведения для своих односельчан, о чем сохранились письменные свидетельства. Братство занималось осуществлением переводов Священного Писания, богослужебной и духовной литературы на языки различных народов. За 50 лет существования им было издано 114 наименований книг на марийском языке, в том числе — первый марийский букварь. Причетником Иваном Кедровым был составлен учебник «Упрощенный способ обучения чтению черемисских детей горного населения», который был издан на средства Братства тиражом в 1200 экземпляров. Половина тиража была роздана обучающимся в училищах и школах марийским детям.

Первой школой, открытой Братством в Марийском крае стала школа в селе Пертнуры Козьмодемьянского уезда. Известностью пользовалась также Унженская марийская женская школа, которую Братство содержало. В начале она была двухклассным училищем, в 1902 году в ней ввели пятый класс, где учащиеся изучали русскую историю, географию, естествознание и черчение. В 1904 году был открыт шестой класс с педагогическим уклоном. Преподавание велось на высоком уровне: из окончивших школу в 1900 году 10 учеников стали учителями, а 7 поступили в учительскую семинарию. Священники, преподававшие в школах Братства, часто работали бесплатно.

На территории Марийского края во 2-й половине XIXвека действовали также школы Братства святителя и чудотворца Николая, основанного в Вятке в 1882 году. Первые такие школы на территории Марийского края были открыты в 1883-1884 годах в Уржумском и Яранском уездах. Преподавались Закон Божий, чтение, арифметика, чистописание. Преподавали в школах священники (Закон Божий) и учителя, окончившие курс в Вятской центральной миссионерской школе. В Уржумском и Яранском уездах в 1892 году было 6 таких школ (205 учеников), в 1913 году — 10 школ (154 ученика).

Большую роль в деле просвещения по-прежнему играли монастыри. В 1868 году на берегу реки Суры близ впадения ее в Волгу был основан Михаило-Архангельский монастырь, насельники которого проповедовали Евангелие на родном языке, были первыми учителями в горномарийских школах. В начале 70-х годов XIXвека при монастыре была открыта школа, в которой основам православной веры обучались марийские и чувашские дети из близлежащих селений (1874-1995 годах — более 700 мальчиков). При Мироносицком монастыре осуществлялась издательская деятельность, что связано с трудами его настоятеля игумена Пантелеимона (Рожновского). В период управления им обителью были изданы Божественной литургия, история Мироносицкой пустыни, наставления в Православной вере и другая литература. Традиционными стали паломничества школьников в обитель. Сохранились свидетельства того, как благотворно влияли такие поездки на детей.

Наиболее известными просветителями марийского народа в XIXвеке были православные священнослужители. Это — протоиерей Андрей Даниилович Альбинский, переведший на горномарийский язык Евангелие, Деяния Святых Апостолов, Литургию, краткий катехизис и составивший марийскую грамматику, протоиереи Михаил Алексеевич Рождественский, Михаил Степанович Кроковский. Одним из самых известных просветителей был священник Гавриил Яковлевич Яковлев. Поначалу он учительствовал в деревнях Пертнуры, Уньжах, Шиньше, Арино Моркинского района, а после рукоположения во священники преподавал Закон Божий в школе. Велики заслуги о.Гавриила в создании школьных учебников на марийском языке. Он участвовал в создании первого марийского букваря и книги «Упрощенный способ обучения чтению черемисских детей», которая содержала азбуку, тексты для чтения по слогам и первоначальные сведения по арифметике. В 1890 году отец Гавриил составил новый «Букварь для луговых черемис», а на полученные за эту работу деньги построил в Уньжах школу, столовую, интернат для детей, квартиры для учителей.

Таким образом, Православие в Марийском крае распространялось весьма успешно. Свидетельствовало об этом и то, что в предреволюционные годы XX века здесь было построено 12 храмов, в конце XIX – начале XX века было основано сразу несколько монастырей — Козьмодемьянский Троицкий черемисский женский монастырь (1887 год), Царевококшайский Богородице-Сергиевский женский монастырь (1888), Введенский Вершино-Сумский женский монастырь (1898), Куженерский Свято-Никольский женский монастырь (1910). Успешно осуществлялась и просветительская деятельность. К примеру, в приход Воскресенского собора г.Царевококшайска входили Медведевское министерское 2-х классное училище (открыто в 1910 году) и Березовское начальное училище (1906), при Церкви Рождества Христова (с.Арино) существовали двухклассное училище и женская церковно-приходская школа. Школу при Петропавловской церкви (с.Кузнецово Горномарийского района) в 1904 году посещало 65 мальчиков и 20 девочек, при церкви Покрова Пресвятой Богородицы (с. Упша) в 1917 году учились 55 мальчиков и 21 девочка. Продолжали свою работу приходские училища. В одноклассном училище при церкви Святителя Николая Чудотворца в Звенигово в 1904 году обучалось 50 мальчиков и 38 девочек. Огромную роль в деле просвещения марийского народа имели монастыри. Так, в школе Богородице-Сергиева Царевококшайского женского монастыря в 1904 году обучалось 49, а при Козьмодемьянском Свято-Троицком женском монастыре 65 девочек.

При храмах и монастырях существовали довольно богатые библиотеки. Например, в Троицком храме г. Царевококшайска в 1915 году церковная библиотека насчитывала 420, а библиотека церкви Рождества Богородицы с. Семеновка в начале XX века насчитывала 236 томов. Богатые книжные собрания были не только в городских, но и в ряде сельских храмов. К примеру, в 1915 году в церкви Сретения Господня (с.Азаново) насчитывалось 430 книг, а в церкви Владимирской иконы Божией Матери (с.Кузнецово) — 468 книг.

Вообщем очередная поломническая поездка, на Троицу, в Марий-Эл, в село Петьялы, в храм святого Гурия Казанского.выехали в семь утра, в этот раз дали нам японбус, водитель сказал что таких два в Казани, чего то я не туда пошёл, …приехали как раз на начало службы.Расскажу немного о храме, в нем есть святой образ чудодейственой иконы Казанской Божьей матери Седьмиозёрской, в своё время когда в Казани была чума и решили пройти Крёстным ходом через всю Казань от самой Седьмиозёрки, под Казанью есть деревня Седьмиозёрка там есть монастырь, впереди несли образ Казанской Божьей матери, вообщем после прохода крёстного хода чума стала отступать.Но в годы советской власти, когда было гонение на Церковь и закрывали все церкви и монастыри, эту икону спасая перенесли в храм святого Гурия Казанского.Потом там есть чудодейственный кипарисовый крест, жалко нельзя в храме фоткать, я бы сфоткал для вас, очень красивый и большой, попал он храм так, давно одна женщина увидела как в речке Петьялке плывёт этот крест, стали ловить несколько здоровых мужиков, но только они заходили в воду крест сразу же уходил под воду и найти его под водой было не возможно, и тут одна бабка сказала нужны иноки (то есть девственники), три лет по десять иноков вытащили намокший, примерно пять метров в длину, кипарисовый крест и принесли его в церковь, его пять здоровых мужиков то еле поднимут очень он большой.советую съездить самим посмотреть.Ещё есть чудодейственный образ Николая Чудотворца, в советские годы хотели украсть эту икону, а так как дороги через лес не было, надо было переехать через речку Петьялку и через поле попасть на дорогу, вообщем воры вынесли икону, во дворе стоял Урал, поехали, но когда стали переезжать речку, то поднялось целое цунами, и возник образ, (не запомнил кого, нам говорили) и сказал верните икону в храм.Ещё было не мало случаев исцеления, так как этот храм в этом месте не зря построен, на этой земле очень сильная энергия, до храма тут колдуны и шаманы собирались чтобы набрать этой силы.Один из случаев исцеления, одна женщина заболела раком, пришла на службу в этот храм, ей тяжело было стоять и она присела на лавочке, и заснула случайно, когда проснулась в конце службы её рубаха была в крови, когда пошла к врачу ей с удивлением сказали что она полностью здорова, и это такой не единичный случай, Ещё забыл написать, в этом храме есть, тоже чудодейственая, икона Серафима Саровского, которая избавляет от телесных болезней, а образ Казанской Божьей Матери от нервных и душевных болезней.Рядом с храмом могила самого старца который его строил.Ну вроде всё рассказал о самом храме.Теперь после службы идём на источник Серафима Саровского, он его освещал, будем совершать омовение в купели, этот источник тоже чудодейственный, избавляет от телесных болезней, как и сам образ Серафима Саровского, тоже много рассказов как почти парализованные люди совершив в нём омовение через некоторое время стали совершенно здоровыми.Совершив омовение, это зайти в купель и окунуться три раза в воду температура которой градуса три, и набрав ещё воды для того чтобы пить дома, мы отправились на другой источник, Казанской Божьей Матери Седьмиозёрской, чтобы тоже совершить омовение и набрать чудодейственной воды, (для справки брали пробы воды и вода в обоих источниках разная и ни где по близости нет таких по составу) если на источнике Серафима Саровского была купель вроде бассейна, то здесь что то вроде душевой, только сначала надо ведром набрать воды в бак, вода тоже ледяная.После омовения пошли в трапезную, на праздничный обед, так как Троица была.Ну а после обеда поехали на озеро Морской Глаз, но об этом я в другой части расскажу.

почти приехали

указатель на храм.

сам храм, находится в лесу.

вот так вблизи, полностью деревянный.

идём на первый источник, указатель.

дорога к источнику, как на картинке.

ромашковое поле

вот речька Петьялка, она вся такая и мелкая, сантиметров 20 глубина, вспомните ту историю когда хотели украсть икону. справа домик с купелью, слева питьевую воду набирают. сама купель. гвоздика это я не знаю что за цветок, но всё равно красивый. вроде колокольчики снова они только ближе идём на второй источник спускаемся вниз, справа видно домик купелью, зимой и летом стройная зелёная была. вот он святой источник земляничка, наелся до отвалу. этих пчёл при храме разводят, так как деревень по близости нет, от куда ещё ей тут взяться.

Многие приходят сюда, чтобы набрать вкусной воды, окунуться в прохладную влагу, или просто отдохнуть в тишине живописного места и обрести мир и покой душевный. Почитаемый источник расположен в лесу у деревни Корта, недалеко от Йошкар-Олы, всего в 3 км. От конечной остановки городского троллейбуса можно прогуляться пешком и через 40 минут Вы окажитесь у столбовой часовни над источником Святителя Николая. Не одно десятилетие местные жители почитают родник, бьющий в лесном овраге. Сюда постоянно стекались люди за водой со всей округи и из города. В 2005 году территория источника была облагорожена. Теперь здесь устроена деревянная купальня, в которой в теплое, да и в холодное время года можно и окунуться в купели…Купель возведена стараниями многих людей — одни помогли своим трудом, другие — материально. Добрым словом вспоминают строителей и благодетелей. Сам же источник обустраивать приходилось в тяжелейших условиях, зачастую по колено в воде — дно оврага оказалось заболоченным. Покатые берега оврага, поросшие деревьями, не позволяли развернуть строительную технику. 20 сентября 2005 года архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил источник, столбовую часовню и купальню во имя Святителя Николая Чудотворца Архиепископа Мирликийского. На освящении присутствовало неожиданно много молодежи оказавшихся здесь по причине празднования дня рождения своей подруги. Молодежь совсем не ожидала, что праздник пройдет столь необычно. Владыка поздравил виновницу торжества и освятил ей нательный крестик в водах источника.
Адрес: Республика Марий Эл, Медведевский район, деревня Корта

виднее.
Заказали в Болгаре акафист Божией Матери Нечаянная радость (воскресенье в 20:30). Встали на учёт по беременности в женскую консультацию началась война с врачами, так как мы с мужем хотели вникать во все вопросы и обходиться без таблеток вообще (сейчас если не всем, то многим выписывают витамины, но мы не хотели принимать даже их).
Для меня, как для беременной, атмосфера войны была очень тяжелой. Слава Богу, выжили. Посетил 4 занятия курсов для впервые беременных, где получили хорошее представление о процессе прохождения родов. Заранее в роддоме оформили платную палату. Были приятно удивлены, что в нашем роддоме (город Ульяновск, район Нового города) висит большой и очень красивый образ Матери Божией Помощница в родах!..
… Пришло время рожать. На курсах рассказывали о схватках, но мы не признали их сразу было всё нетипично или даже необычно: живот не болел, немного побаливала поясница (будто спину простудила), причём не постоянно, а небольшими периодами. К вечеру поясница болеть стала чаще, и мы поняли, что это и есть схватки. Позвонили врачу (заведующая роддомом сама предложила принимать у нас роды), собрали сумку и пешком, как советовали на курсах, пошли в роддом. При осмотре схваток не зафиксировали, но меня приняли, а мужа отправили домой, сказав, что мне ещё не скоро рожать, утром его вызовут. Я расплакалась, привыкла, что муж всегда рядом, а он вздохнул с некоторым облегчением, поскольку к парным родам не был морально готов. Придя домой, муж взял книжку с акафистом Божией Матери Нечаянная радость, помолился и лёг спать. Я же всю ночь в роддоме просыпалась от схваток каждые 10 минут. Те не зафиксированные усилились и стали уже очевидны для медицинского персонала. В 4 утра меня обрадовали, что всё идёт хорошо и с нужной скоростью, так что в 7 утра приедет мой врач, с ней будем рожать. Медсёстрам было удивительно, что я такая терпеливая, ведь обычно от боли кричат. А я удивлялась, что мне и терпеть-то нечего, всё вполне терпимо.
Перевели в родовую в 7 утра, как обещали. Я сразу позвонила мужу, он снова стал молиться Божией Матери акафистом, потом обзвонил всех родных и близких, кто может молиться, чтобы молились. От обезболивающих я отказалась сразу, решив терпеть до конца. Меня в палате оставили одну. Потуги начались боль совсем исчезла! Когда прошли две потуги, мимо моей тихой безлюдной палаты проходил дежурный врач и заглянул ко мне. Прибежали и медсёстры, перевели с кровати на родовое кресло. Врач позвонил заведующей, чтобы та пришла на роды, и сказал, что мы без неё не будем рожать. Помню, тогда ещё подумала: Никого я ждать не буду. Совсем скоро и легко появился на свет наш сыночек. Заведующая пришла, когда уже осталось поглядеть на новорожденного, погладила меня по руке и сказала: Когда я опаздываю, без меня все всегда хорошо рожают. Я знала, что ты и без обезболивающих родишь, мне даже уговаривать тебя не хотелось.
Вот так, с помощью Божией и Его Святой Матери родился наш первенец!
Сейчас уже по опыту знаем: мало родить надо ещё научиться с любовью растить. Трудно нам даётся отцовство и материнство, так как за многие годы привыкли лениться и любить только себя. Опытно поняли русскую пословицу Без Бога не до порога: бросили молиться, ходить в храм, приобщаться Таинствам Церкви получили самый настоящий ад внутри семьи. Причём нет тому конца и края. Снова стали молиться, в храм ходить, регулярно причащаться всей семьёй (минимум раз в неделю) Милостивый Господь вытащил нас, глупых, из погибели.
Повесили на стену над кроватью цитату из послания Апостола Павла к жителям Ефеса: Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас стараемся выполнять, пока выходит не очень.
Держимся за Бога и за святых Его. Снова ждём ребёночка (с разницей в 1 год и 8,5 месяцев), на этот раз говорят, что девочка. Слава Богу за всё!
Семья Черкасок, г. Ульяновск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *