Макарьевский монастырь

Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь — действующий женский монастырь, который расположен на левом берегу Волги в посёлке Макарьево Нижегородской области, примерно в 90 км от Нижнего Новгорода ниже по течению. Туристам, путешествующим по Волге на пароходе, белоснежные крепостные стены и золотые купола храмов видны издалека. Самые красивые виды на монастырь открываются именно с воды, как утверждают многие, посещавшие это место с экскурсиями. Храмовый комплекс относится к архитектурным памятникам России. В 2019 г. Банк России выпустил памятную серебряную монету номиналом 25 рублей «Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь, Нижегородская область».

Монастырь имеет многовековую историю, и в данный момент считается восстанавливаемым. Кроме монашества занимается миссионерской деятельностью. За время последнего возрождения монастыря здесь побывали сотни тысяч человек из разных уголков России, Франции, Германии, Великобритании, США, Китая, Австралии, Канады, Италии, Израиля, Украины и многих других стран, чтобы посмотреть на Волжскую жемчужину. Макарьевский женский монастырь является одним из самых посещаемых храмовых комплексов Нижегородской области. Помимо туристов в обитель приезжает большое количество паломников, желающих поклониться главе преподобного Макария и иконостасу с частичкой его мощей.

Церковь Макария Желтоводского, © Prohoziy

В мае 2018 г. из Успенского собора монастыря было похищено 10 ценных икон, среди которых были образы с частицами мощей преподобного Макария, а также мироточивый образ и Владимировская икона Божией Матери XVII в. Однако преступники были задержаны спустя две недели, иконы найдены и возвращены священнослужителям.

История Желтоводского монастыря в Макарьево

Датой основания монастыря считаются 1434—1436 гг. Инок Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Макарий, искавший уединения, решил поселиться на озере Желтые воды (при изменении русла озеро было поглощено Волгой). Позже к нему стали приходить миряне за советом и помощью, а со временем к Макарию присоединились и другие послушники, и было решено построить храм в честь Пресвятой Троицы. Однако уже в 1439 г. церковь была дотла сожжена войском Улу-Мухаммеда, все монахи убиты, а сам Макарий был уведен в плен. Однако хан приметил благоверного старца и отпустил его на свободу, а вместе с Макарием, по просьбе самого монаха, были отпущены еще около 400 человек из числа пленных.

Первое возрождение монастыря началось в 1620 г. старцем Аврамием, которому по преданию во сне трижды являлся святой Макарий и просил возродить обитель у Желтого озера. Вместе с царским благословением на постройку обители, старец получил и разрешение на строительство Макарьевской ярмарки. Удачное местонахождение монастыря на берегу судоходной Волги способствовало развитию бойкой торговли на ярмарке, а монашеские игумены прикладывали множество усилий для этого. Макарьевская ярмарка была самой крупной в России, и, возможно, во всей Европе. Так как торговля велась на монастырской земле, то все доходы с ярмарки шли на нужды церкви. На эти деньги и были возведены каменные строения и крепостные стены монастыря.

Башня, © Alexxx Malev

В 1700 г. по политическим причинам царь Петр Алексеевич издал указ, по которому вся прибыль от Макарьевской ярмарки перешла в государственную казну. В 1816 г. ярмарка таинственным образом сгорела, а с 1817 г. полностью переместилась в Нижний Новгород. Средств для существования и поддержания зданий в надлежащем порядке стало не хватать, и монастырь был признан заштатным. После большого пожара храмовые постройки было решено не восстанавливать, а монастырь расформировать. В 1868 г. обитель закрылась, все иконы были переданы Александро-Невскому Новоярмарочному собору.

Следующее возрождение обители произошло в 1883 г. Монастырь был частично восстановлен руками монахинь и прихожан, и к 1917 г. здесь проживало около 300 сестер. Однако с приходом советской власти монастырь ликвидировали, а монахини были вынуждены вести мирскую жизнь.

В 1928—1929 гг. в помещениях монастыря находился детский дом. В военное время монастырские постройки были переоборудованы под эвакуационный госпиталь, после чего здесь открылся ветеринарный техникум. Также в зданиях церквей держали скот и хранили корма для животных.

В 1990 г. монастырь планировалось превратить в туристический центр, однако в 1991 он все же перешел в подчинение Нижегородской Епархии, и в том же году было принято решение возобновить деятельность Макарьевского Желтоводского женского монастыря.

История

Монастырь основан в первой половине XV века преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Желтоводским назван по Жёлтому озеру, на берегу которого святой Макарий основал обитель. Волга, меняя своё русло, со временем поглотила озеро, и монастырь оказался на волжском берегу.

Престол центрального собора освящён в честь Святой Троицы, поэтому монастырь именуется Троицким.

В 1439 году сожжён ханом Улу-Мухаммедом, монахи, самовольно заселившие чужой участок, убиты, а Св. Макарий был уведён в плен. Казанский хан Улу-Махмет обратил особое внимание на благообразного игумена. Приведшие пленника рассказывали: «Это муж кроткий; ни словом, ни делом не причинил никому зла не только из своих, но даже из наших единоплеменников, на наших землях не селился, самовольно не брал». Тогда хан с гневом закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Аллах, Который есть Один над всеми?» Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 400 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.

Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха, но и для устройства на нём монастыря. Оно находится на возвышенности, с трех сторон защищено от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.

Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6:33) великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. Так был создан новый Желтоводский Макарьево-Унженский монастырь. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но недолго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца. На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошёл ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского» устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание…

В монастыре обучался православию восемь лет Никон, пробыв в нём послушником до 1624 года.

Старообрядцы верят, что по дороге на Унжу им был основан один из Керженецких скитов — Оленевский, который в XVII веке ушёл в раскол. Возобновил обитель на старом месте муромлянин Авраамий в 1620 году Над могилой Авраамия сейчас сооружён киворий-ротонда.

Удобное положение монастыря посредине судоходной Волги и старание игуменов повлияли на складывание ярмарки на землях, принадлежащих монастырю. Названная по имени монастыря Макарьевской, ярмарка была крупнейшей в России и, вероятно, в Европе. Именно с торговых сборов монастырь был отстроен, возведены каменные постройки. После церковного раскола (1653-56 годах) одним из оплотов старообрядчества стала река Керженец, практически в устье которой и стоит Макарьевский монастырь. Во многом по политическим причинам в 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород (не потеряв, однако, названия «Макарьевская»), доходы монастыря оскудели, монастырь признан заштатным, в нём произошёл крупный пожар, и вскоре монастырь был упразднён, уцелевшие иконы унаследовал Собор Александра Невского. Снова восстановлена обитель была в 1883 году, но уже как женская. К 1917 году в монастыре насчитывалось около 300 сестер. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1928—1929 годах в его стенах был размещён детский дом, в годы Великой Отечественной войны — эвакогоспиталь, в 1943 году монастырь был причислен к Лысковскому зооветеринарному техникуму, в храмах держали скот и хранили корма.

С 1991 года здания монастыря переданы Нижегородской Епархии. В этом же году по решению Священного Синода был снова открыт Макарьевский Желтоводский женский монастырь. В обители проживало около 25 монахинь.

Современное состояние

В 2005 году в Успенском соборе архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения Престола в честь великомученицы Екатерины.

7 августа 2007 года Честная глава преподобного Макария перенесена в Макарьевский монастырь из Печерского Вознесенского монастыря; архиепископ Георгий освятил Троицкий собор.

Святые

  • прп. Макарий Желтоводский и Унженский

Святыни

  • глава и часть перста прп. Макария Желтоводского и Унженского
  • Макарьевская икона Божией Матери
  • икона прп. Макария Желтоводского и Унженского
  • частица мощей свт. Иоанна Златоуста
  • частица мощей свт. Николая Чудотворца
  • частица мощей свт. Феофана Затворника
  • частица мощей свт. Феодосия Черниговского
  • частица мощей вмч. Георгия Победоносца
  • частица мощей вмч. Пантелеимона
  • частица мощей вмц. Екатерины
  • частица мощей вмц. Варвары
  • частица мощей вмц. Людмилы
  • частицы мощей мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских
  • частица мощей блгв. кн. Даниила Московского
  • частицы мощей блгвв. Петра и Февронии Муромских
  • частица мощей прп. Серафима Саровского
  • частица мощей прп. Лаврентия Черниговского
  • частица мощей прп. Феодора Санаксарского
  • частицы мощей прпп. Александры, Марфы и Елены Дивеевских
  • частицы мощей блжж. Пелагеи, Параскевы и Марии Дивеевских
  • частица мощей блж. Матроны Московской
  • частица мощей прав. Феодора флотоводца (адмирала Ушакова)
  • могилы убиенной братии первого монастыря, основанного самим преподобным Макарием
  • могила старца Аврамия (в ротонде), возобновителя Макарьевского монастыря с 1620 года, по молитвам которого происходят исцеления болящих разными недугами

Как добраться

Проезд: Монастырь находится в поселке Макарьеве Лысковского района Нижегородской области. Сюда можно добраться или через город Лысково или через Нижний Новгород. Из Нижнего Новгорода с Канавинской автостанции ходит автобус до Михайловского через Бор и Макарьево. Из Лыскова: летом — паромная переправа; зимой пешком по льду или на аэротакси («воздушная подушка»). Паром летом ходит из Лыскова в 6:15; 8:15; 12:15; 15:15 и в 18:15. Ранней весной и поздней осенью отменяются первый и последний рейсы. С пассажира берут от 40 до 80 рублей. За автомобиль от 300-400 рублей и выше. Телефон паромной переправы: 8930-8029-959.

Адрес: 606250, Нижегородская область, Лысковский район, посёлок Макарьево

Тел.: 8 (83149) 2-63-60, 2-18-60, 5-91-69

E-mail: makaryzhelt@yandex.ru

Официальный сайт

Расписание богослужений

В воскресные и праздничные дни службы начинаются: всенощная — в 18:00; Божественная Литургия — в 9:00.

В рядовые дни седмицы: вечером служба в 17:00, утром — в 8:00.

В воскресные дни в 8:00 служится молебен с акафистом святому Макарию в одноименном храме.

Ссылки

  • История Свято-Троицкого Макарьевского монастыря
  • ЖЕЛТОВОДСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Справочная информация
  • Наш любимый Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь. Группа ВКонтакте

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Доехать до святых мест несложно. В вашем распоряжении будет несколько вариантов. Самый практичный и увлекательный вариант — переправа. Паром работает по расписанию. Поэтому, необходимо прибыть к причалу в установленное время. Лучше не опаздывать. Паром курсирует один раз в три часа.

Многие предпочитают выбирать теплоход. Ваше путешествие по Волге будет проходить в комфортных условиях. По дороге появится шанс познакомиться с другими достопримечательностями Нижегородской области. Предлагаются услуги автобуса или такси. Такой вариант в основном выбирают те, кто боится укачивания. Речное путешествие все же является более востребованным.

При желании можно заказать экскурсию, так ваша поездка будет более организованной, вы сможете пополнить запас знаний интересными фактами из истории.

На личном автомобиле потребуется ехать через Лысково по трассе М-7 на Казань. Точный адрес — с. Макарьево, ул. Набережная, 1.

Общие сведения

Макарьевский женский монастырь имеет непростую историю. Она начинается с 1435 года. Изначально он сооружался, как мужской. Сама территория, где находится объект, является красивой и по-особенному уютной. Вокруг храма постоянно разворачивались различные драматичные события. Первооснователь – Макарий Унженский. Его еще называют Желтоводским. Именно так величали озеро, расположенное неподалеку.

На территории храмового комплекса 7 августа проводится главный праздник, он посвящен дате появления обители. Сюда приезжают люди из различных регионов. Проводится крестный ход и праздничные богослужения.

Удивительная история появления храма – легенды и трагедии

Макарий длительное время искал уединения. В поисках спокойного и укромного места, он поселился на пустыре, рядом с Желтыми водами. Участок ему понравился, и он решил тут остаться. Впоследствии Волгой водоем был в буквальном смысле поглощен, поэтому строение теперь находится прямо на Волжском берегу. Предание гласит, что Макарий на берегу сделал себе небольшую пещеру. К нему за поддержкой нередко приходили люди из рядом расположенных деревень. Тогда Макарий решил заняться возведением храма в честь Пресвятой Троицы, который сегодня именуется, как собор Пресвятой Богородицы.

Вскоре произошло нападение татар. Поселение было разгромлено и уничтожено, а игумен попал в плен. На тот момент старцу было уже 90 лет. Хан, пообщавшись со священнослужителем, решил подарить ему волю. Макарий возвращается на пустырь. Старец привиделся во сне монаху Аврамию. Он его попросил возвести на Желтых водах церковь Пресвятой Богородицы. Аврамий не предполагал, где располагаются Желтые воды. Монах был сильно болен. Поэтому, в обмен на исцеление поклялся исполнить обещание старца.

Так случилось, что именно в это время на здешние земли приехала делегация, которую возглавлял первый царь из рода Романовых. Поездка сделана в знак благодарности, за дарование свободы патриарху Филарету. Его ранее взяли в плен поляки. Аврамий приехал к Унжескому монастырю и сделал список с иконы преподобного Макария. Образ стал творить разнообразные чудеса, исцеляя от болезней. Царь благословил святыню и разрешил возвести Макарьевскую обитель на Желтых водах. Местность была удачно и находилась в средней части Волжского пути.

Во владение монастыря перешла Макарьевская ярмарка. Возведение храма шло за счет торговых сборов. Благодаря усилиям Аврамия тут появилось две церкви, стали возводится различные постройки хозяйственного назначения.

1816 год оказался трагическим для священнослужителя. Произошел пожар, не уцелела ни одна ярмарочная постройка. Торговую зону перенесли в Нижний Новгород. В 1883 году обитель снова начала возрождаться. Теперь она приобрела женский статус. Во время прихода советской власти святыня прекратила свою деятельность. Здесь сделали детский дом, а потом техникум. Открытие храма произошло только в 1991 году. Сегодня монастырь является действующим. Сюда совершается паломничество из различных городов России. Были проведены масштабные реставрационные мероприятия. Вход является свободным. Расписание службы рекомендуется уточнить перед поездкой. Всю необходимую информацию можно найти на официальном сайте. Территория является благоустроенной, большой – цветники, лавочки, отличное освещение.

Таким образом, немало тяжелых моментов было на территории Желтых вод. Сегодня здесь стоит красивый храмовый комплекс, переливаясь на солнце серебристо-серыми куполами. Несмотря на то, что от желтых вод практически ничего не осталось, обитель не изменила свое название. О красивой легенде помнят местные жители, рассказывая ее приезжающим туристам. В их словах есть что-то сказочное, заставляющее верить в чудеса. Озеро поглотила Волга по причине смены русла. После уничтожения обители спустя пять лет после появления сложно было найти о не даже упоминания в летописях. Только людская молва утверждала, что здесь стоял храм, который помогал в молитвах найти исцеление.

В 18 столетии обитель сыграла важнейшую роль в духовном развитии России. Это был центр православной веры на Волге. Память о преподобном Макарии бережно охраняется. Святой является почитаемым в Приволжье. В дань его памяти регулярно организуется большая православная ярмарка.

Сама судьба святыни имеет тесную взаимосвязь с российской историей. Ведь важная роль в появлении и восстановлении храма принадлежит царю Михаилу Федоровичу из династии Романовых. Он передал крупную сумму на строительство и помог организовать ярмарку на территории озера. Много средств выделялось на нужды монахов. Строительные работы продолжались до 1628 года. Несмотря на то, что отряд Степана Разина не пощадил церковь, она снова отстроилась.

История монастыря была непростой, испытаний предстояло немало. В настоящее время поток туристов в здешние места является большим. Сюда приезжают не только в целях паломничества и для того чтобы попросить о помощи. Место само по себе является загадочным и живописным.

Архитектура, храмы, монастырский приход

Величественная святыня стоит прямо на побережье Волге. Место сказочное. Снаружи вы увидите красивые, мощные стены, башни для дозора, тяжелые металлические врата с элементами дерева. Это не просто могущественные стены. Здесь находятся кельи и разнообразные административные помещения.

Вход в храм необычен, к нему сразу притягивает взгляд. Чтобы попасть в обитель нужно пройти через огромные ворота и надвратный храм, который посвящен Михаилу Архангелу. Основными обителями монастыря выступают:

  • Храм преподобного Григория Пельшемского;
  • Собор Святой Троицы;
  • Храм Макария Желтоводского;
  • Храм Архангела Михаила;
  • Церковь Успения святой Богородицы.

Попадая на территорию, сразу открывается вид на великий Собор Троицы Живоначальной. Стены его отличаются эффектной росписью фреской. Они являются старинными. Сегодня декор удалось восстановить только частично. Место находится возле реки, поэтому наводнение являлось нередким явлением. Об этом свидетельствуют разводы, которые остались на колоннах. Для того чтобы исключить затопление, вокруг монастыря был сделан земляной вал. Он помогает задержать воды.

На участке вы увидите много уникальных храмов. Всего насчитывается около шести объектов. Каждый из них имеет свою историю. Все сооружения были возведены в 18-19 веке и являются памятниками архитектуры. В 20 веке был выполнен большой цикл восстановительных работ. Под толстым слоем побелки мастера нашли много старинных фресок. Благодаря талантам иконописцев, декор получилось восстановить. На стенах монастыря вы найдете много икон. Наиболее чтимыми святынями признаны глава Пеподобного Макария и огромный иконостас с частицами его мощей.

Интересна для ознакомления церковь Макария. Интерьер отличается богатым убранством. Прихожан много. Верующие сюда приезжают за поддержкой основателя церкви, приклоняясь к его иконе. Большинство людей просят об исцелении и избавления от страданий. Многие просят о том, чтобы заветные желания в скором времени исполнились. Также в монастыре можно приклониться к мощам святого Николая Чудотворца, Иоанна Златоуса, Петра и Февронии, Матроны Московской.

Деятельность монастырского прихода преимущественно имеет отношение к церковной жизни. Здесь сделан небольшой приют для девочек, которые остались без попечения родителей. На данный момент проживает около 20 детей. Также при желании можно посетить церковную библиотеку. Есть гостиничные номера.

Службы проводятся каждый день с 8 часов до 17 часов. Во время праздников расписание меняется. Утренняя служба проводится на часть позднее, а вечерняя осуществляется в 18 часов. Здесь проводятся обряды крещения. Также можно причаститься и пообщаться со священником.

Полезная информация для туристов

Белокаменные стены величественные и поражают своей высотой. Поездка сюда оставит после себя неизгладимые впечатления. Здесь можно увлекательно провести время, по-настоящему отдохнуть от повседневности и забот. Все основные сооружения появились еще в 1650 гг. Они с того момента практически не изменились. Форма храмового комплекса сразу же попадает в поле зрения и привлекает своей необычностью. Она похожа на огромный четырехугольник. По периметру геометрии располагаются башни. Стены преимущественно выполняли оборонительную функцию. Отверстия для бойниц прекрасно сохранились. Собор, бесспорно, главное украшение территории. Свое ознакомление рекомендуется начать именно с него, а потом постепенно перейти к рассматриванию других объектов. Много уникальных росписей, картин с библейской тематикой. Все изображения являются реалистичными. От некоторых росписей даже захватывает дух.

Туристам рекомендуется не забывать об общепринятых правилах посещения. Прежде всего, необходимо обратить внимание на свой внешний вид. Этот момент отслеживается достаточно строго. Женщины должны быть одеты в длинную юбку и платок, желательно не использовать яркую косметику. Если вы что-то забыли, то здесь можно взять одежду напрокат, красивые платки доступны в продаже. Но лучше позаботиться об этом моменте заранее. Если вы приезжаете большой группой, то можно заказать экскурсию. Потраченные средства оправдают ваши ожидания. Экскурсовод расскажет много интересных фактах и легендах. Для того чтобы обойти всю территорию достаточно 1,5-2 часа времени.

Если останется время, то потратьте его на изучение Макарьево. Данный край красивый, здесь можно прогуляться по лесным зонам, прокатиться по Волге, заглянуть в местные музеи. Так, всего в 200 километрах находится музей татского станка, а если идти от монастыря пешком, то можно попасть на страусиную ферму. Также среди туристов популярен музей «Сказка». Многие гости села предпочитают позагорать, искупаться в Волге и организовать пикник. Пляжей вдоль побережья много. Дно реки приятное, вода является достаточно чистой. Главное, наслаждаясь удивительной красотой и досуговой деятельностью, не опоздать на автобус и паром.

Архитектура

Монастырь привлекает к себе внимание своими укрепленными белыми стенами, на которых расположены дозорные башни. Попасть внутрь можно только через массивные ворота, которые одновременно служат входом в надвратный храм во славу архангела Михаила. В крепостных стенах расположены кельи монахинь и помещения административного и хозяйственного назначений.

Главный Храм обители — Собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Он возведен по образцу Успенского собора московского Кремля. Внутри храма до сих пор можно увидеть следы наводнений от разлива Волги, которые происходили периодически, пока монастырь не защитили земляным валом. В храме обновленный иконостас, а вот многие фрески не восстановлены и по сей день.

© Prohoziy

Всего на территории монастыря расположено 6 старинных храмов: Троицкий собор, построенный в 1664 г.; храм во имя преподобного Макария Желтоводского 1809 г. постройки; надвратная церковь Архангела Михаила, основанная в 1674 г.; Успенская церковь с колокольней и трапезной, возведенная в 1654 г.; домовый храм во имя преподобного Григория Пельшемского, возведенный в 1786 г., и келейный храм во имя преподобного Антония Великого. Также на территории расположены древние могилы, скрытые в небольшом ухоженном саду.

Кроме храмового комплекса, монастырь имеет два подворья: собор Святого Преображения Господня в Лыскове и собор Казанской иконы Божией Матери в селе Макарьево.

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря. Вход в обитель доступен с раннего утра до вечера. Входной платы нет, но церковь приветствует любые добровольные пожертвования.

Внутренний двор Макарьевского Желтоводского монастыря на панорамах Google Maps

Храмовый комплекс расположен в 88 км от Нижнего Новгорода в поселке Макарьево Лысковского района.

Из Лысково добраться в монастырь в теплое время года можно с помощью паромной переправы. От Лысково паром отправляется в 6:15, 8:15, 12:15, 15:15 и в 18:15. Весной и осенью первый и последний рейсы отменяются. Зимой можно перейти реку пешком по льду, или доехать на аэротакси.

Доехать до Макарьево из Нижнего Новгорода можно на автобусах, следующих с Канавинской автостанции до Михайловского. Можно добраться на собственном автомобиле по трассе К21, дорога займет меньше двух часов времени.

Те, у кого нет собственного автотранспорта, могут воспользоваться услугами такси или трансфера Kiwi.

Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь на видео

В. Е. Шматов

История Преображенского Макарьевского монастыря

Имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца неразрывно связано в XVII веке с именем Спасителя Отечества, боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, который весьма почитал этого инока Вознесенского Печерского монастыря, родившегося в середине XIV и умершего в середине XV века и прожившего долгую (95 лет) подвижническую жизнь во имя спасения душ людских.

Изучая различные источники о жизни великого гражданина России, невольно задаешься вопросом, а почему у князя было такое особое расположение и почтение к этому святому человеку, да притом такое сильное, что он сподобился замыслить и построить монастырь в честь него? Думаю, что это особое почтение воспитывалось в князе с самого его детства, так как князь, как и Макарий Желтоводский, по рождению нижегородец, хотя родился и вырос не в Нижнем Новгороде, а в родовом имении князей Пожарских в селе Юрино Жарской волости Стрелецкого стана Нижегородского уезда в 50-ти верстах северо-западнее Нижнего Новгорода.1 А в те годы святой Макарий был одним из самых почитаемых святых не только на земле нижегородской, но и во всем Московском государстве, и не только среди простого народа, но и высшей знати.

Так, в исторических хрониках описан случай, когда после возвращения Патриарха Московского и всея Руси Филарета ( в миру Федор Никитич Романов) из польского плена (июнь 1619 года), его жена, инокиня Марфа Ивановна, с молодым сыном, царем Михаилом, совершили в августе 1619 года паломничество в Макарьевский Унженский монастырь, чтобы поклониться мощам святого Макария и поблагодарить Чудотворца за помощь в «очищении» Москвы от поляков, за избрание Михаила Федоровича Романова царем и за освобождение Патриарха Филарета из польского плена.2

На примере благочестивого и подвижнического жития святого Макария было взращено немало крестьянских и родовитых детей. В их числе был и князь, получивший семейное светское образование в духе православного благочестия, читая и изучая Священное Писание и другие церковные книги, в том числе и жития святых. Князь Д. М. Пожарский был талантливым человеком и к 10 годам своей жизни свободно владел чтением и письмом. Немногие княжеские и боярские дети могли тогда похвастаться таким умением. Можно с уверенностью сказать, что и удивительные черты характера, которыми обладал князь, — способность к самопожертвованию, стойкость духа, верность долга перед царем и Отечеством, непримиримость к врагам Отечества, сочетаясь с мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием, — сформировались в нем под влиянием целостности образа преподобного Макария, совместившего свои природные человеческие качества с благочестивыми чертами характера, выработанными им беспримерным подвижничеством в течение всей своей жизни.

Кроме того, особое почтение князя к нижегородскому святому можно объяснить и тем, что дух преподобного Макария, по-видимому, всегда витал в роду князей Пожарских, ибо род их сформировался как раз в годы жизни и подвижничества святого старца – с середины XIV до середины XV века. Не исключено, что и кто-то из первых князей Пожарских, живших в то время, мог и лично знать святого Макария. И этот факт общения одного из князей Пожарских со святым Чудотворцем мог переходить из одного поколения в другое, оставляя благодатный след в каждом из них.

Князь Д. М. Пожарский был глубоко верующим человеком и за свою жизнь на свои собственные средства на своих вотчинных землях построил около двадцати монастырей и церквей. Самыми значимыми из них для него были: Преображенский Макарьевский монастырь в Пурецкой волости Нижегородского уезда; церковь Воскресенья Христова в селе Вершилово той же Пурецкой волости; церковь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве; церковь Покрова Пресвятой Богородицы в вотчинном селе Медведково под Москвой; церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Москве и др. И в этом подвижничестве князя есть большое сходство с подвижничеством святого Макария: первый строил монастыри и храмы, второй – монастыри и пустыни, но оба с одной и той же целью ‑ для спасения душ человеческих.

Самым любимым детищем у князя было первое его творение – Преображенский Макарьевский монастырь. Об этом говорит тот факт, что ни один из храмов, построенных князем, не получил за все годы его жизни такого большого количества вкладов как от самого князя, так и от членов его семьи, как этот монастырь. Князь подарил монастырю самые дорогие для него реликвии:

— животворящий Крест Господень, высотою в три аршина, с распятием Иисуса Христа, выполненным из гранатового дерева. По преданию князь привез его в 1606 году из Соловецкого монастыря, и Крест был изготовлен якобы самим преподобным Савватием Чудотворцем (умер в 1435 г.), основателем Соловецкого монастыря и современником преподобного Макария. Крест с момента постройки монастыря хранился в монастырской церкви Преображения Христова (ныне Спасо-Преображенская церковь) более трехсот лет, утрачен в 1937 году, судьба его неизвестна. Старинная копия Креста находится в Высоковской Свято-Троицкой Церкви Нижнего Новгорода; 3

— список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, принадлежащий лично князю и находившийся с князем в его освободительном походе и битве за Москву. Икона утрачена тогда же, в 1937 году, судьба ее так же не известна;

— подлинник знамени второго народного ополчения, находившийся в

монастырской церкви до 1827 года, когда по указу императора Николая I знамя было передано в Оружейную палату, а ранее, в 1812 году, императором Александром I было затребовано в Московское народное ополчение и возвращено в монастырскую церковь в 1813 году. В 1827 году по высочайшему Указу для церкви были изготовлены две его копии, вышитые серебром. Копии со знамени так же утрачены в 1937 году.

Всего в монастырь князем и членами его семьи было передано в разные годы их жизни 17 реликвий. 4

Управлял монастырем игумен, а для братии было построено восемь келий. Для пропитания иноков монастырю были выделены князем пахотные земли и угодья, которые быстро начали заселяться крестьянами, и около монастыря образовалась слободка, получившая название Макарьевской. Таким образом, Д. М. Пожарский стал родоначальником не только Преображенского Макарьевского монастыря, но и поселения около него. К концу XVIII века слободка разрослась и называлась уже селом Макарьевская слобода, а в середине XIX века именовалась селом Макарий-Пурех, затем просто Пурех.

Князь построил монастырь в 1613-1615 гг. на Петряевской пустоши в своих вотчинных владениях вблизи сельца Кропивинское (сейчас Крапивино – западная часть села Пурех) в 20-ти верстах от своего родового имения, села Юрино. В то время через сельцо Кропивенское проходил оживленный почтовый тракт Нижний Новгород – Ярославль, часть которого от Нижнего до Суздаля была известна под названием «балахонка». 5

Здесь следует отметить, что у некоторых историков и краеведов XVIII, XIX, XX и нынешнего века сложилось ложное мнение о том, что князь Д. М. Пожарский построил Преображенский Макарьевский монастырь в уже существовавшем тогда селе Пурех. Однако это не так. Да, была Пурецкая волость, была Петряевская пустошь, но никакого села Пурех здесь и в помине не было. Волость же получила название Пурецкой (в ряде источников Пуретцкая, Пуретьцкая, Пурехцкая) потому, что по ней протекали три речки: Пурешка, Пурешок и Пурех. По такому же принципу были названы в те времена и близ лежащие волости: Белогородская (из-за имеющихся в ней высоких и крутых белопесчаных волжских берегов), с волостным селом Городец; Жарская (из-за постоянно горящих летом торфяников), с волостным селом Бурцево. Поэтому, как пример, утверждение одного из сегодняшних исследователей о том, что в XVII веке князь Д. М. Пожарский «…построил в пожалованном ему после 1613 г. селе Пурех (месте боев с польскими отрядами)…» является ошибочным, 6 так как никакого села и никаких боев с польскими отрядами в этом месте никогда не было.

Да, князь построил здесь монастырь, посвященный Преображению Христову и преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, но на пустом месте, называемом во многих исторических источниках Петряевской Пустошью. Приведем для примера несколько из них:

— писцовая опись 1621 – 1624 гг.; 7

— выпись из отдельных Нижегородских книг от 8 декабря 7134 (1625) г.; 8

— выпись из отдельных Нижегородских книг от 3 июля 7155 (1647) г.; 9

— дарственная надпись на апрельской минее сына Д. М. Пожарского князя Ивана от 5 марта 7162 (1654) г.; 10

— Царская грамота от 20 октября 1693 года Нижегородскому воеводе Павлу Леонтьеву; 11

— Балахнинской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя земли (1628 – 1746 г.г.). 12

В перечисленных документах поэтапно изложено как строительство князем монастыря, так и перестройка его в последующие годы (в основном церкви Преображения Христова).

Монастырь в честь Преображения Христова и Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца был задуман князем как памятник освободительной войне 1612 года и как выражение большой любви к Господу Богу нашему и покровителям земли Нижегородской. Об этом говорят и названия алтарей церкви построенного им монастыря: главный алтарь – в честь ПреображенияХристова, придельные – в честь преподобных Макария Желтоводского и Евфимия Суздальского.

В одном из источников приведено описание вновь построенного монастыря: «Боярин же князь Дмитрей Михайлович в вотчине своей в Пуретцкой же волости на вотчинной пустоши Петряевской поставил монастырь преподобного Макария Желтовотцково собою, а на монастыре церковь Преображения Христова да два предела: предел Макария Цудотворца да предел Еуфимия Суждальского, древена, верх шатром, а в церкве и в пределах все церковное строенье ево, вотчинниково, боярина князя Дмитрея Михайловича. А на монастыре святые ворота, а в ограда в заметь, да две кельи игуменских да 8 келей братцких, да хлебня да поварня да напогребица, поставление боярское. А под монастырем пашни монастырские, а пашут детеныши, середние земли с новолесною розчистью 15 чети в поле, а в дву потому ж. Да к монастырю боярин князь Дмитрей Михайлович дал на монастырское строенье игумену и братье и служебником на пропитание из ево ж вотчинной земли Пуретцкие ж волости из старых деревень».

Из описания видно, что монастырь и церковь были деревянными, и полностью оборудованными. И князь дал монастырю «на пропитание» и землю и угодья, и крестьян. Выходит, что по тем временам монастырь был собственностью Д. М. Пожарского, так как был построен им на свои собственные деньги, на своей вотчинной земле и существовал на доходы от выделенных монастырю земель с крестьянами, которые тоже были собственностью князя. Наверное, и по тем временам это был редчайший случай, когда вотчинник на свои собственные средства строил монастыри и церкви и содержал их.

К концу своей жизни, а умер он 20 апреля 1642 года и смерть его до настоящего времени остается загадкой, князь перестроил монастырскую церковь Преображения Христова в кирпичном исполнении. Церковь стала двухэтажной, пяти престольной, с нижней церковью («в исподи») Успенья Пресвятой Богородицы и приделом Александра Свирского.

После смерти Д. М. Пожарского царь Михаил Федорович распределил все вотчины князя, согласно его завещанию, между его сыновьями Петром и Иваном, средний сын князя Федор умер в декабре 1632 года бездетным, и второй женой Феодорой Андреевной (урожденной княжной Голицыной). Пурецкая вотчина (3500 четей) была распределена между обоими сыновьям поровну, лишь село Кубенцово было отдано князю Петру, старшему сыну. 13

После смерти царя Михаила Федоровича и восхождения на престол его сына Алексея Михайловича, в 1647 году произошел второй раздел вотчинных владений Д. М. Пожарского. Из Пурецкой вотчины его наследникам было выделено только 1320 четей земли с угодьями и крестьянами: 14

— 320 четей в поместье княгине Феодоре Андреевне с деревней Смольёво с деревнями и починками, а в них сто сорок три двора крестьянских да двор бобыльский;

— пятьсот четей в вотчину вдове князя Петра (умер в 1647 году) княгине Марфе Семеновне с дочерью княжною Анной с деревней Осташево («Остапово тож») с деревнями и починками, а в них сто восемьдесят шесть дворов крестьянских и три двора бобыльских;

— пятьсот четей в вотчину князю Ивану Дмитриевичу, с монастырской слободкой с деревнями и починками, а в них двор конюшенный, два двора скотных, два двора служних, двор чесовника, двор иконника, двор конюхов, двести пять дворов крестьянских, восемнадцать дворов бобыльских.

Претерпело изменения и имущество, данное князем Д. М. Пожарским Преображенскому Макарьевскому монастырю, часть которого была передана во владение наследникам князя. Из числа монастырских крестьян и бобылей княгине Феодоре Андреевне было выделено шесть дворов, княгине Марфе с дочерью Анной – двадцать девять дворов и князю Ивану – тридцать семь дворов. Сколько при этом дворов осталось у монастыря, в источниках не указано. 15

Изменилась в 1647 году и структура монастыря. Его церковь была выделена из монастырской в приходскую и ей был выдан антиминс как церкви Макария Чудотворца. 16 Церковь стала платить дань в патриаршую казну в размере девяти алтын десятильничих и одной гривны заезда. В 1652 году церкви сверх старой дани было прибавлено один рубль четыре алтына десять денег. С 1654 года церковь была переименована в Преображение Спасово, Макария в придел, а дани с церкви стали брать значительно больше – одиннадцать рублей десять денег.

К 1654 году князь Иван Дмитриевич Пожарский устроил в церкви Преображения Спасова еще три алтаря:

— Иоанна Предтечи, в честь своего ангела;

— святой Парескевы, в память своей матери Прасковьи Варфоломеевны и в честь ангела своей жены Прасковьи Михайловны;

— святых Гурия и Варсонофия Казанских Чудотворцев, как молитвенников и покровителей города Казани, где была обретена Казанская икона Божией Матери (1579 г.), находившаяся по благословению патриарха Московского и всея Руси Гермогена сначала в рядах первого, а с марта 1612 года – в рядах второго народного ополчения, служившая знамением победы над врагами Отечества.

После перестройки церковь Преображения Спасова стала восьмипрестольной.

С 1654 г. по начало XIX века в поле зрения историков и краеведов никаких сведений о Преображенском Макарьевском монастыре не попадало. И лишь к середине XIX века была опубликована Царская грамота, датированная 20 октября 1693 года, Нижегородскому воеводе Павлу Леонтьеву. Данная грамота очень коротко упомянута при анализе событий XVII века только в двух источниках XIX века. 17

Начинается грамота следующими словами: «1693 октября 20. Царская грамота Нижегородскому воеводе Павлу Леонтьеву, об отмене приписки к Нижегородской епархии Преображенскаго Макариевскаго монастыря, построеннаго на отчинной земле вдовы кравчего Парасковьи Нарышкиной». В грамоте детально описано состояние Преображенского Макарьевского монастыря в 1693 году, в первой половине которого митрополит Нижегородский и Алатырский, преосвященный Павел, прислал в монастырь строителем (начальником) черного попа Герасима. 19 июля 1693 года упомянутый строитель Герасим подал челобитную Великим Государям (в то время было двух царствие, Россией правили с 1682 года по 1696 год сразу два царя, сыновья Алексея Михайловича – царь Иван и царь Петр), чтобы приписать монастырь к Нижегородской и Алатырской епархии вместе с монастырскими землями, угодьями и крестьянами. И царским Указом от 05 августа 1693 года монастырь был приписан к Нижегородской и Алатарской епархии.

Но в то время монастырские земли, угодья и крестьяне, согласно второму разделу Пурецкой вотчины князя Д. М. Пожарского в 1647 году, уже принадлежали разным владельцам, в том числе родам Шереметевых, Нарышкиных и Долгоруковых. Один из владельцев этих земель, будущий первый российский граф, а в последствии и генерал-фельдмаршал, Борис Петрович Шереметев, узнав о приписке монастырских земель с крестьянами к Нижегородской епархии, подал Великим Государям 22 сентября свою челобитную, в ответ на которую царским Указом от 22 сентября 1693 г. был вынесен вердикт: «…в приписке и в отказе к тому монастырю деревень его (князя Б. П. Шереметева – прим. автора) отсрочить и не приписывать и не отказывать».

А вслед за Б. П. Шереметевым 20 октября 1693 года била челом Великим Государям другая совладелица Пурецкого имения, княгиня Прасковья Дмитриевна Нарышкина (урожденная княжна Голицына), вдова кравчего царя Петра I , его родного дяди, Федора Кирилловича Нарышкина, будущая жена (1694 г.) князя Аникиты Ивановича Репнина, тоже впоследствии генерала-фельдмаршала. 18 К тому же княгиня П. Д. Нарышкина была верховой боярыней царицы Натальи Кирилловны, матери царя Петра, и правнучкой Спасителя Отечества, князя Д. М. Пожарского.

И Великие Государи в ответ на челобитную княгини издали Указ от 20 октября 1693 года и послали Нижегородскому воеводе Леонтьеву Царскую грамоту о том, что: «…тому вотчинному монастырю приписным быть не возможно, потому что построен на вотчинниковой земле, и в монастыре у церкви служат попы белые, и прихожи к той церкве и кладбище в монастыре крестьян ее и иных вотчинников и помещиков; а преж сего в том монастыре строителев и черных попов не бывало, и ныне строителю черному попу в том монастыре быть не у чего…не велеть тому вотчинному Макарьевскому монастырю в приписке быть к епархии богомольца нашего, преосвященного Павла Митрополита Нижегородского и Алатарского, а велети б тому монастырю быть особ мирским приходом по-прежнему…».

Следовательно, Царская грамота от 20 октября 1693 года узаконила состояние Преображенского Макарьевского монастыря, определенное еще царем Алексеем Михайловичем в 1647 году при втором разделе Пурецкой вотчины князя Д. М. Пожарского:

а) монастырские земли, угодья и крестьян закрепить за вотчинниками и помещиками;

б) монастырскую церковь Преображения Спасова оставить приходской;

в) сам же монастырь ‑ упразднить.

С тех пор уже никто не покушался ни на сам монастырь, ни на его бывшие владения. Распределенные на части при втором разделе в 1647 году вотчинные владения князя Д.М.Пожарского в Пурецкой волости с годами переходили из рук в руки различных именитых семей и родов. Село Макарьевская слободка со временем превратилось в богатое село Макарий-Пурех, где ежегодно по примеру Макарьевского Желтоводского монастыря, только не в августе, а 19 января на Крещение, в день поминовения преподобного Макария Великого Египетского, начиналась тоже Макарьевская ярмарка, на которую съезжались многие купцы из различных губерний. Сам Макарий-Пурех славился не только своей знаменитой Спасо-Преображенской церковью с ее уникальными древними реликвиями, но и своим щепным и столярным промыслом. Славился Макарий-Пурех вместе с окрестными деревнями и мастерами-каменщиками. Способствовали процветанию и развитию села и еженедельно проводимые в нем многолюдные базары. 19

В настоящее время какие-либо постройки Преображенского Макарьевского монастыря, кроме Спасо-Преображенской церкви, не сохранились. В XIX веке церковь была неоднократно обследована архитекторами и в 1875-1880 гг. капитально перестроена. К счастью древняя часть храма, построенная еще Д. М. Пожарским, сохранилась в первозданном ее виде, однако как она сама, так и ее алтарная часть пока не реставрирована. Уникальный историко-архитектурный памятник XVII — XIX веков взят под охрану государства и согласно Указу Президента РФ от 20.02.95 г. № 176 включен как памятник архитектуры федерального значения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ по Нижегородской области.

Примечания и источники.

1. Шматов В.Е. Князья Пожарские – князья Суздальские или Нижегородские? Нижегородская Старина. Выпуск 12, 2006. С. 20 – 27.

2. Русский биографический словарь под ред. А.А. Половцева.
С. Петербург, 1896-1918 гг. Т.23. С.159.

3. Шматов В.Е., Варэс Л.Н. Животворящий Крест Господень. Нижегородская Старина. Выпуск 12, 2006. С. 33 – 38.

4. Здесь следует отметить, что за столетия своего существования Спасо-Преображенская церковь обогатилась многими другими реликвиями, в основном иконами, которые были подарены ей членами именитых родов, владельцами села Пурех и окрестных деревень. К числу владельцев относились, кроме князей Пожарских: князья Голицыны, Шереметевы, Щербатовы, Нарышкины, Репнины, Долгоруковы, Дмитриевы-Мамоновы, графы Шереметевы, Панины, сенатор И.П.Елагин, действительный статский советник И.С.Фонвизин. По описи памятников церковных древностей в 1904 году в церкви имелось 204 древних иконы, из них половина – XVII века, а другая – XVIII века. Сейчас в церкви нет ни одной подобной
иконы. По нашим сведениям, при закрытии церкви в 1937 году многие иконы были разобраны прихожанами и постепенно были сосредоточены в действующей Сретенской церкви села Кубенцева Балахнинского района Горьковской области.

5. Гациский А.С. Нижегородский летописец. Нижний Новгород, 2001.С. 585.

6. Нижегородская Старина. Выпуск 21 – 22, 2009. С. 78. Мы полагаем, что не является уместным автору названной публикации выстраивать свою доказательную базу на публикации другого автора, берущего на веру непроверенные, с точки зрения изучения других исторических памятников, сведения из рукописного источника середины XVIII века о событиях 150 летней давности, из которых некоторые являются недостоверными.

8. Архимандрит Макарий. Памятники церковных древностей. Н.Новгород, 1999. С. 549.

9. Там же. С. 548.

10. Там же. С. 513-514.

11. Акты исторические. С-Петербург,1842. Т.V. №225. С.395-396.

12. Балахнинской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя земли. Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Выпуск второй. 7136 (1628) — 1746 гг. М., 1903. С. 28.

14. Нижний Новгород в XVII веке. Сборник документов. Горький, 1961. С. 102.

15. Там же. С. 103.

16. В настоящее время, по нашим сведениям, антиминс находится в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре.

18. «И Шереметев благородный, и Брюс, и Боур, и Репнин…», – это о них писал А. С. Пушкин в поэме «Полтава».

Статья опубликована в Сборнике материалов научной конференции, посвященной памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского (1349 — 1444), 30 ноября 2010 г. «Благословенное имя». Н. Новгород, 2011. — 35 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *