Магия каббала

– Бог троичен? Это невозможно!
– Мы, евреи, не верим в то, что Бог может стать человеком!
– И мы не верим в очищение заместительной жертвой!
– Какой-такой Новый Завет?! Вы с ума сошли!

Для многих евреев эти утверждения – аксиомы. Но правы ли они?

За последние десятилетия на еврейскую духовную арену вернулась популярная мистическая традиция тайной мудрости под названием «Каббала». Скрытые в тайных книгах иудаизма и неведомые современным популяризаторам, Каббала содержит в себе некоторые доктрины, которые многие религиозные евреи сегодня посчитали бы анафемой. Это доктрины, уж очень похожие на учения Нового Завета.

Эти параллели не остались незамеченными, когда евреи стали больше интересоваться Каббалой. В 1696 г. раввин-мистик Аарон бен Моше ха-Коэн из Кракова уверовал в Йешуа (Иисуса) только на основании своего изучения Каббалы. Он написал целых три тома, детализировавших многочисленные параллели между Новым Заветом и Зогаром (основной книгой еврейского мистицизма). А Йоханан Риттангель, умерший в 1652 г., первый переводчик еврейского мистического труда Сефер Йецира, был одним из нескольких евреев, верующих в Йешуа, который стал популяризировать еврейскую мистическую мудрость среди широкой аудитории своего времени.

В начале 20 века Фейвель Левертоф, умерший в 1954 г., один из переводчиков книги Зогар, окончивший хасидскую йешиву, и потомок Рабби Шнеура Залмана из Ляд (основателя движения ХаБаД), также уверовал в Йешуа как Мессию, найдя параллели между Новым Заветом и еврейской мистикой.

Составное единство

Краеугольным камнем традиционного иудаизма является вера в Единого Бога. Вера в множественную природу Бога является в глазах многих евреев явным признаком язычества. Тем не менее, Каббала учит составному единству Божества.

Каббала говорит, что бесконечный и радикально трансцендентный «Эйн Соф» («Бесконечный» Бог) открывается через Свои «сфирот».1 «Сфирот» – это десять наиболее явных качеств Божества. Будучи едиными с Творцом, они также являются духовным облачением Творца и «лучами света, посылаемыми Им».2 «Сфирот» являются аспектами или атрибутами Творца, посредством которых Бог общается со Своим творением.3

Знание низших семи «сфирот» было взято из обращения царя Давида к Господу в 1 Паралипоменон 29:11: «Твое, Господи, величие (гдула), и могущество (гвура), и слава (тиферет), и победа (нецах) и великолепие (ход), и все, на небе и на земле (йесод), : Твое, Господи, царство (малкут), и Ты превыше всего, как Владычествующий». Два из трех оставшихся «сфирот» – «хохма» и «бина» (мудрость и разумение) – самая часто употребляемая пара атрибутов Божьих во всей Библии. А наивысшая «сфира» – «кетер» (корона) – символизирует Божье правление и власть как Царя царей.

Как отмечают многие исследователи Каббалы, это напоминает метафоры, используемые в Новом Завете. И Каббала, и Новый Завет утверждают, что Бог общается со Своим творением – людьми – посредством терминов, которые знакомы им из опыта жизни. Каббала использует термины «сфирот», а Новый Завет говорит об Отце, Сыне и Духе Святом.

Как и Новый Завет (который говорит о Едином Боге в трех «лицах»), каббалисты признают множественность лиц Божества. Выражения множественного единства (Бога, людей и других существ) часто встречаются в каббалистической литературе и не представляют собой никаких богословских препятствий для ортодоксальных еврейских мистиков:

Сказал рабби Элеазер: «Как четыре секции ореха соединены с одной стороны и разделены с другой, так и все части Небесной колесницы объединены в совершенное единство, но каждая из них исполняет особую функцию…»4

Древо жизни разветвляется в разной степени во все стороны, каждая отличная от другой, а вместе создавая единство в виде ветвей, листьев… и корней». 5

Такая мистическая логика видна не только в средневековых документах, таких как Зогар, но существует и по сей день. «Тания» – фундаментальная работа по философии хасидизма, написанная рабби Шнеуром Залманом, гласит:

«Он и Его выражения – одно; Он и Его причины – одно… Все это Божество». 6

«Он и Его Имя – одно…» 7

Такое мышление существует в иудаизме уже долгое время. Например, Дух Святой, Которого некоторые раввины называют «шхина» (т.е. обитель славы Божьей), в начале талмудического периода считался вторым лицом Божества.8

Но мистики вышли за пределы признания Бога как «двух в одном». Они утверждают, что «сфирот» организованы в трех «столпах». В глазах каббалистов истинная природа Божья – «три в одном». В «Сончино Зогар» говорится:

«Слушай, Израиль, Адонай9 Элохейну Адонай един». Эти три – одно… Этому подобно таинство слышимого голоса, ибо хотя он и один, но состоит из трех элементов – огонь, воздух и вода… Так же и в таинстве трехмерных Божественных проявлений Адонай Элохейну Адонай – три образа, формирующих единство» (Райя Мехемна, стр. 43b).

Воплощение и инкарнация

Может ли еврей принять мысль о Божьем воплощении? Многие каббалисты принимали такую мысль!

Каббала учит, что человеческое тело – это внешнее проявление души, обитающей внутри, и все материальные вещи проявляют духовные реалии, как бы «выдавленные» в нашу вселенную. 10 Однако у Бога есть особые возможности открытия Себя нашему миру. Нахманид (1194-1270) писал, что «шхина» может «митгашем» (воплощаться) в антропоморфном виде. Как утверждает ашкеназская традиция, слова «… «Ангел Господень явился ему в горящем кусте» (Исход 3:2)… говорят о Самом Боге» 11. Иногда титул «малах ха-кавод» (Ангел славы) применяется в Каббале именно к «шхине».12

Термин «Метатрон», переводящийся как «Ангел славы» и «тело шхины», – это латинский перевод греческого слова «Прекурсор», или «предтеча» — то же слово, которым описывается Йешуа в Послании к Евреям 6:20. Оно означает «господин», «лидер», «ведущий», «светоч».

Слова «они видели славу Бога» (Исход 24:10) напоминают описание Йешуа в Послании к Евреям 1:3, где Он описан как «сияние славы» и «предтеча», служащий первосвященником в небесной скинии, по образу которой построил свою скинию Моисей (Евреям 6:20 – 8:5).

Некоторые каббалистические тексты раскрывают, что Метатрон – не просто ангел, но проявление «шхины» в человеческой форме, другими словами, Сам Бог.13

Итак, и традиционные каббалисты, и Новый Завет говорят, что Предтеча – это Ангел славы, Имя Божье и воплощенное Слово Божье. А что говорит следующий отрывок из книги Зогар о личности этого Предтечи? «Дух Божий, Который носился над водою, есть дух Мессии». 14

Могут ли каббалисты действительно считать, что Бог каким-то непостижимым образом соединяет в Себе три лица, оставаясь единым Богом? Разве не то же самое говорит Новый Завет о Йешуа? Почитайте следующие слова рабби Йитхака из Акра:

«Мошех – это Первосвященник, помазанный елеем, верховное святое помазание, истинный Мессия, который придет когда-то, если мы будем слушаться голоса его Господина, чье имя находится в нем, и он освободит нас… «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их» (Исаия 63:9) и «и почиет на нем Дух Господень» (Исаия 11:2). Эти стихи и все, подобные им, намекают на «Метатрона» , Князя лица… Невинный агнец, всеблагой – это Мошех, Князь милости».15

А дают ли мистики какое-либо имя Метатрону, этому Предтече, Князю лица, Первосвященнику, воплощенному Слову Божьему, Агнцу, Мессии? Молитва на Рош-ашана включала в средние века следующие удивительные слова:

«Да будет воля Твоя, чтобы звук шофара вписал в Твою небесную завесу Ангел, назначенный на это, как Ты приемлешь молитвы рукой Илии, да будет благословенна память его, и через Йешуа, Князя лица».16

Посредник

Многие евреи сегодня вообще отвергают нужду в посреднике между нами и Богом.

Каббалисты, однако, придерживались иного мнения. Каббалисты видели в этом Ангеле посредника между Богом и Его народом. Следующий отрывок из книги Зогар звучит как краткое изложение всего, что Новый Завет говорит о посредничестве Иисуса и Его заместительной жертве:

«Когда Мессия услышит о великом страдании Израиля в изгнании и о нечестивых среди них, ищущих отойти от своего Господина, он восплачет громко, … как написано: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Исаия 53:5)… Мессия… призовет все болезни, боли и страдания Израиля на самого себя… Пока Израиль был в Святой Земле, храмовыми служениями и жертвами они отвращали злые болезни и страдания от мира. А сейчас их от мира отвращает только Мессия».17

Исследуйте этот вопрос для себя

Доказывают ли эти отрывки из мистических книг правильность Нового Завета, что Йешуа – это Мессия Израиля, Бог во плоти, принесший Себя в жертву за наш грех? Нет. Но они доказывают, что всегда находились евреи (из них многие каббалисты), в чьей приверженности к ортодоксальному иудаизму не усомнился бы никто, но которые придерживались мнения, очень похожего на нашу веру в то, что Йешуа действительно был Мессией.

Если это исследование Каббалы возбудило Ваш интерес, почитайте, что по этому поводу говорит сам Новый Завет. В еврейской Библии Бог утверждает, что Сам установит Новый Завет: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иеремии 31:31). А вот что говорит каббалистический текст «Отиет деРабби Акиба» об этом отрывке: «Святой… даст им понимание значения новой Торы, которую Он им даст через Мессию».18

Каббалисты действительно верили в триединого Бога, в телесное воплощение Божества и в заместительную жертву Мессии! Так, может, Йешуа и есть этот Мессия?

Примечания:

Ирина Володарская / cis.jewsforjesus.org

Последнее: 8.08 (Украина). Спасибо!

История каббалы

Каббалла — мистическое учение, берущее начало в иудейской духовной традиции. На протяжении многих лет являлось тайным знанием и вместе с тем одним из основных источников западного оккультизма.

Считается, что каббала раскрывает тайный смысл Торы и способствует постижению человеком единства реальности в своем ощущении и сознании. Последователи каббалистического учения не стремятся достичь просветления путем отречения от всего мирского. Напротив, они используют свой ежедневный жизненный опыт как материал для лучшего понимания метафизических аспектов бытия.

Многие выдающиеся ученые, философы, мыслители проявляли интерес к древнему знанию. Из их числа можно выделить таких ярких представителей западной интеллектуальной элиты как Готфрид Лейбниц, Френсис Бекон, Исаак Ньютон, Иоганн Гете, Уильям Блейк, Спиноза. Также можно провести интересные параллели между языком каббалы и постулатами психоанализа Зигмунда Фрейда.

Само слово «каббала» имеет арамейское происхождение и означает «получение чего-либо». Знание основ этого древнего учения помогает человеку лучше улавливать причинно-следственные связи между событиями внутреннего и внешнего мира. Понимание духовных законов, на которых зиждется мироздание, укрепляет дух человека и позволяет достигать жизненных целей более гармоничным путем.

Каббалистические знаки и их значения в магии

Рассмотрим основные магические знаки и символы каббалы.

Символ тетраграмма в Каббале

Знак тетраграммы состоит из двух треугольников, наложенных друг на друга, одна из вершин которого направлена строго вверх, а другая — вниз. Это символ человека, объединяющего в себе два мира — материальный и духовный. Также оккультное значение тетраграммы состоит в вечном противостоянии низшего и высшего начала в каждом индивидууме. Только от самого человека зависит, какой путь развития он выберет — через ненависть и зло, или через любовь, радость, добро.

Тетраграмма считается самым мощным магическим символом в каббале. Также знак именуется Печатью Соломона и Звездой Давида. Иногда по ее углам можно встретить шестерки. Такой символ значится как печать всемирного масонства.

Магу важно не только изучить каббалистические символы и их значение, но и уметь ими пользоваться. Как минимум знать, как заряжать с помощью их энергии амулеты, талисманы и другие предметы (воду, одежду, аксессуары). Магические знаки можно написать чернилами или кровью на вещах, которые требуют защиты. Если маг имеет довольно сильную личную энергетику, ему достаточно мысленно представить каббалистический символ на предмете и активировать его своим дыханием: выдохнуть воздух в область начертания знака.

Также магические символы можно активизировать с помощью энергии природных стихий.

  • Защитные амулеты со знаками каббалы заряжают Огнем: проносят семь раз над пламенем свечи или костра.
  • Каббалистические символы на деньги здоровье лучше всего «включать» при помощи стихии Земли: закопать талисман с магическим знаком в саду или в горшке комнатного растения на трое суток. Лучшее время для проведения обряда — последние дни перед полнолунием или период растущей луны.
  • Для избавления от вялотекущих заболеваний и эмоциональных проблем (тяжелых воспоминаний, обид) талисман с каббалистическим символом оставляют в ручье на ночь на убывающей луне.
  • Каббалистический талисман для нахождения решения нестандартной проблемы лучше всего окурить эфирными маслами мяты, лаванды, жасмина или гвоздики.

Значение пентаграммы в каббале

Пентаграмма в каббале символизирует всемогущество Высшего Разума. Это важнейший оккультный знак для белых магов. Используется как защитный амулет и талисман, помогающий настроится на высшие космические вибрации.

В колдовских обрядах также используется перевернутая пентаграмма. Данный магический символ противопоставляется Богу и несет в себе негатив. За находящимся в ее основе треугольнике с опущенной вниз вершиной скрывается образ Дьявола. А перевернутый знак пентаграммы с вписанным внутрь изображением головы козла именуется Бафометом и является официальным символом Церкви Сатаны. Как магический знак используется для вызова нечистой силы.

Прямая пентаграмма поможет привлечь богатство, здоровье и другие жизненные блага. Для достижения желаемой цели необходимо провести магический ритуал с символом. В полночь на растущую луну зажечь красную свечу. Начертить от руки знак пентаграммы на обычной белой бумаге. Взять иголку с красной ниткой в левую руку, а лист с каббалистическим символом в правую. Произнести свое желание (оно должно быть полезным самому магу и не вредить окружающим людям). Далее следует проколоть центр пентаграммы иглой таким образом, чтобы нить осталась в бумаге. Свечу нужно потушить. Иглу промыть под проточной водой. Заряженную пентаграмму спрятать подальше от посторонних глаз.

Красная нить символизирует кровь, которую также можно использовать в магическом ритуале. Так действие каббалистического амулета будет еще мощнее. Ведь кровь — это субстанция жизненной силы, сосредоточения души. Однако важно не забывать, что с освященными с помощью собственной крови талисманами необходимо обращаться максимально осторожно и никому не давать в руки.

Что значит тетраграмматон в каббале

Символ означает одно из непроизносимых священных имен Творца. Обозначается четырьмя иудейскими согласными буквами יהוה («йод», «хе», «вав», «хе»). Они символизируют четыре природные стихии:

  • огонь (созидательную мужскую энергию);
  • воду (женскую силу);
  • воздух (ментальную энергию);
  • землю (идеальное действие).

Расшифровка знака в каббале:

  • Мудрость,
  • Понимание,
  • Красота,
  • Царство.

Магический Пентакль Соломона

Пентакль Соломона — мощнейший каббалистический талисман для обретения удачи и материальных благ. Большой ромб, вписанный в круг, привлекает возможности для получения власти на Земле, а окружность внутри ромба приближает к Богу. Семь точек в центре каббалистического талисмана — призыв о помощи к семи небесным телам-покровителям, начиная от Солнца и Луны и заканчивая последней планетой септнера — Сатурном.

Данный магический символ каббалы способствует росту жизненной энергии у своего владельца, защищает от совершения ошибок, помогает привлечь уважение окружающих. Также Пентакль Соломона охраняет от несчастных случаев, природных катаклизмов.

Для активизации талисмана необходимо провести ритуал в солнечный воскресный день на рассвете в период растущей луны. Желательно, чтобы каббалистический оберег был выполнен из чистого золота. Но сгодится и любой другой желтый металл. Обладает некоторой магической силой и символ, изображенный на позолоченной бумаге или нарисованный золотистой краской.

Само изготовление талисмана в таком случае должно также происходить в воскресенье на растущую луну. Материал для Пентакля Соломона необходимо предварительно очистить от посторонней энергетики. Для этого его нужно окурить ладаном и окропить родниковой водой. Церковная и водопроводная вода для этих целей не подходят.

Для зарядки Пентаклля божественной энергией необходимо повернуться на восток, поднять высоко над головой талисман и поблагодарить Творца за исполнение желания (в будущем). При этом важно произнести свое имя или имя человека, для которого проводится магический обряд.

Закончить ритуал необходимо нанесением на амулет масла апельсина, вербены лимонной или пачули безымянным пальцем правой руки. Движения следует производить по часовой стрелке. В конце нужно подышать на Пентакль и произнести:

Знак Древо Жизни в каббале

В каббале различают десять сефиротов — ипостасей Бога (Мудрость, Понимание, Милосердие, Красота и т.д.). Все они неразрывно связаны между собой и по сути представляют единое целое. Сефироты контролируют процесс сотворения Мира, сдерживая или увеличивая потоки животворящей энергии там, где в этом возникает необходимость.

Люди должны делать все, чтобы поддерживать сефиротов и не дать им исчезнуть в Небытие. Древо Жизни — это схематическое изображение устройства Вселенной, взаимосвязей между различными божественными эманациями. Каббалисты также рассматривают его как разложение первичного света на составляющий его цветовой спектр.

Также данный магический каббалистический знак олицетворяет человеческое существо, созданное по образу и подобию Творца. В таком случае под сефиротами подразумеваются архетипические состояния сознания и тела, каждому из которых соответствуют свои числа, небесные тела, старшие арканы в Таро.

Движение по Древу происходит по вертикали в обоих направлениях. При схождении энергии сверху вниз происходит материализация тонкого объекта. (Все физические предметы имеют свой прототип на высших планах Бытия и лишь потом проявляются на земном). Движение энергии снизу вверх — это встречное движение воплощенной души, идущей по пути постижения Истины.

Сефиротическая магия заключается в медитации на архетипы-серофиты или соответствующие им карты Таро. Так в каббале открывается второе значение слова «карта» — подсказка на пути к расширению, просветлению сознания.

Древо Жизни в качестве амулета используется как символ единства и любви. Все магические талисманы с изображением Сефирот помогают в постижении более высоких сфер бытия, наполняют энергией, обладают лечебным эффектом.

Каббалистические кольца — мощные защитные символы и талисманы удачи

Некоторые магические талисманы с начертанием мистических символов каббалы можно смело носить на виду у всех. Одни из пользующихся наибольшей популярностью кабалистических амулетов — обручальные кольца Семи Благословений от Семи Пророков. Считается, что они приносят новобрачным супружеское счастье и защиту от различных невзгод на жизненном пути. На такие украшения обычно наносится множество обережной символики: прямая пентаграмма, имена ангелов-хранителей, небесных покровителей и многие другие каббалистические знаки и символы.

Кольцо царя Соломона — еще одно не менее популярное украшение каббалистической группы. Имеет надпись «Все пройдет» на внешней стороне, и еще одну » И это тоже пройдет» на внутренней стороне. Амулет защищает как от стрессов, излишних переживаний, так и от сглаза и порч.

Ключ Давида — значение оберега в каббале

Магический талисман в форме ключа и головкой в виде Звезды Давида помогает устранить материальные или духовные преграды на жизненном пути, дает доступ к тайным знаниям и способствует нахождению выхода из сложных ситуаций. Считается, что оберег из золота привлекает удачу и богатство, помогает найти выгодную работу, заключать успешные деловые сделки. Серебряный магический талисман в первую очередь помогает находить нужную информацию, способствует более легкому усвоению новых академических знаний, защищает от мошенников и лжецов.

Красный каббалистический браслет

Каббалистическая символикане ограничивается графическими символами и знаками. Красная шерстяная нить, повязанная на левое запястье, также считается мощным защитным амулетом в каббале. Охраняет человека от порчи, зависти и сплетен. Притягивает везение и благосостояние.

Изготовлением браслета должен заниматься кто-то из близких людей с чистыми помыслами и любовью в сердце. На нити необходимо сделать семь узелков (по числу духовных измерений реальности). Именно они придают талисману настоящую силу и оберегают его владельца от зла на всех уровнях Бытия. Впервые повязывая браслет на руку близкому человеку, необходимо прочитать молитву «Бен Порат». Только когда все условия соблюдены, талисман обретает защитную силу.

Изучая каббалистические знаки и их смысл, можно понять основы мироздания и постичь духовные законы, позволяющие жить счастливо и плодотворно. Какие мысли и эмоции каждый индивид излучает в этом мир, такие энергии ему и возвращаются в ответ. Понимание этого принципа дарует свободу от внешних обстоятельств, которые являются лишь порождением внутреннего настроя человека.

Дион Форчун. Мистическая Каббала

Предисловие

Древо Жизни является фундаментом западной эзотерической традиции и одновременно системой, на основе которой обучают учеников в Братстве Внутреннего Света. Настоящая книга, как и последующие, используется Братством для учебных целей. Все материалы для занятий и курсов по переписке будут высланы каждому, кто изъявит желание написать автору в Братство Внутреннего Света. Адрес Братства: Fraternity of Inner Light, 3 Queensborough Terrace, Bayswater, London, W.2.

В вопросах транслитерации еврейских слов, — в частности, в английском языке — имеются большие расхождения. Создается впечатление, что каждый ученый использует свою собственную систему. В данной книге я использовала алфавитную таблицу, приведенную Мак-Грегором Мазерсом в книге «Каббала Разоблаченная» («Kabbalah Unveiled»), потому что именно эту книгу, как правило, используют ученики эзотерических школ. Но сам Мазерс не всегда следует принципам, отраженным в его собственной таблице, и даже иногда использует различные варианты записи одних и тех же слов. Это очень запутывает всех желающих применить гематрический метод толкования, предполагающий замену букв цифрами. Поэтому когда Мазерс приводит несколько вариантов транслитерации, я использую тот из них, который совпадает с приведенным в его собственной таблице.

Написание некоторых слов с большой буквы в данной книге может показаться необычным. Однако здесь я следую традиции, которая сложилась среди изучающих западные эзотерические системы. Эта традиция предполагает, например, использование слов «Земля» и «Путь» для обозначения духовных принципов. При подобном использовании эти слова пишутся с прописной буквы. Написание слова с маленькой буквы означает, что его следует понимать в обычном смысле.

Поскольку Мак-Грегор Мазерс и Алистер Кроули являются для меня авторитетами в вопросах каббалистического мистицизма, следует разъяснить мою позицию в отношении этих двух писателей. Одно время я входила в организацию, основанную первым из них, и никогда не общалась со вторым. Я вообще не была лично знакома ни с одним из этих джентльменов, поскольку ко времени моего прихода в эту организацию Мак-Грегор Мазерс умер, а Алистер Кроули в ней уже не состоял.

Часть 1

Глава 1. Йога Запада

1. Лишь очень немногим изучающим оккультизм известно хоть что-нибудь о самом первоисточнике оккультного учения. Многие вообще не подозревают о существовании Западной Традиции. Ученых вводят в заблуждение намеренные оговорки и недомолвки посвященных, столетиями скрывавших истинное значение эзотерических терминов. Поэтому исследователи делают вывод, что немногочисленные дошедшие до нас тексты являются средневековыми подделками. Они были бы чрезвычайно удивлены, узнав, что эти фрагменты, а также рукописи, передаваемые из рук в руки, с добавлением традиционно сообщаемых устно сведений до настоящего времени используются в эзотерических школах в качестве основы практических занятий Йогой Запада.

2. Адепты рас, эволюционным предназначением которых является покорение физического плана, развили свою собственную, ориентированную на их проблемы и нужды технику Йоги. Эта техника основывается на общеизвестной, но непонятной для непосвященных Каббале, — Мудрости Израиля.

3. Может возникнуть вопрос, почему корни мистической традиции западных наций восходят именно к иудейской культуре? Ответ на него очевиден для того, кто знаком с эзотерической теорией рас и субрас. Все имеет свой первоисточник. Культуры не возникают из ничего, и зародыш каждой новой культуры неизбежно содержится в ее исторической предшественнице. Иудаизм был матрицей европейской духовности, о чем свидетельствует, в частности, то, что Иисус и апостол Павел были иудеями. Только иудейский народ, и никакой иной, мог стать главным действующим лицом в событиях Нового Завета, поскольку только его религия была монотеистичной.

Зародившееся в древнем Израиле течение каббала уверенно, поступательно проникает в Россию. Особенно очаровались ею деятели шоу-бизнеса. Первой «закаббалилась» Мадонна. Она поет о каббале, носит на запястье красную нитку, считающуюся символом учения. Ее гуру — каббалист Йегуда Берг (2 декабря 2010 года мы публиковали интервью с ним и рассказ о «звездной каббале»,).

Каббалистами слывут голливудские звезды Деми Мур и ее муж Эштон Катчер, а также Наоми Кэмпбелл, Дэвид Бэкхем, Бритни Спирс, Пэрис Хилтон, Элизабет Тейлор, Барбра Стрейзанд, Мик Джаггер, Гвинет Пэлтроу и другие звезды.

Ну и наши, как водится, по примеру «старших товарищей» зашагали в тренде. В каббалу угодили Филипп Киркоров, имевший аудиенцию с Йегудой Бергом во время его визита в Москву, Лолита, сочетавшаяся последним браком по каббалисткому сценарию при участии все того же Берга. С красными ленточками видели Андрея Макаревича, Валентина Юдашкина, Веру Брежневу, Леру Кудрявцеву, Сергея Лазарева, многих других. На лекциях по каббале были Стас Намин, Виктор Ерофеев, Владимир Соловьев. Михаил Задорнов как-то рассказывал, что его очень заинтересовали книги Михаэля Лайтмана.

Кроме «попсовой» каббалы, объявшей наш бомонд, в России имеется еще религиозная каббала, где «посвященные» иудейской веры читают Тору и древнюю книгу «Зоар», ищут тайные смыслы и считают себя суперизбранными. По некоторым данным, среди этой «иудейско-каббалистской элиты» есть и политики, правда, малоизвестные.

А есть еще и третья, условно говоря, разновидность каббалы — как бы просветительская, научная, ее продвигает Михаэль Лайтман, создатель Международной академии каббалы. Недавно в Москве прошел международный конгресс каббалистов, на который прибыли довольно молодые делегаты из России, стран СНГ, Германии, Канады, Китая и даже Чили. На конгрессе выступил доктор Лайтман («рав Лайтман», как называют его ученики). Длинная и скучноватая лекция была посвящена таким понятиям, как желания, стремления, их связи с миром и прочим мудреным вещам. Утверждалось, что люди, понимающие это, должны нести «свет» массам, страдающим, не видящим выхода. «Это огромная благородная задача», — убеждал Лайтман.

А по окончании мероприятия каббалисты, взявшись за плечи, спели свою ритуальную песню с припевом «Будущее в единстве мира»: «Все очень странно, смысла во всем этом нет, здесь не получишь наполненье и свет, если мы вместе — ждет нас в пути рассвет».

Раз уж Лайтман приехал в Москву, мы решили побеседовать с ним о каббале, и не только.

Съедим себя?

— Доктор Лайтман, почему каббала активно идет в Россию?

— Я не думаю, что она идет в Россию, она вообще идет везде. Потому что это универсальное знание о том, каким мир должен стать сейчас, именно с нашего времени. Человечество всегда развивалось под воздействием эгоизма, который рос от наших желаний. Благодаря этому шел прогресс технологий, государственного устройства. А сейчас человечество в состоянии насыщения, заполненности, эгоизм больше не движет человечеством, и развития больше нет.

Но в то же время мир стал глобальным, мы все больше зависим друг от друга. Но мы отошли от природы. Человечество становится раковой опухолью, она в конце концов съест и себя, и природу и погибнет. Как сделать, чтобы мы в своем глобализме все-таки развивались по законам природы? Как нам сегодня выжить?

Постичь это помогает каббала.

— Но ведь не только каббала, доктор Лайтман, многие общественные движения, науки, политики, лидеры стран, «восьмерки» и «двадцатки» — все думают об этом.

— И не находят решения. Каббала вышла из древнего Вавилона: на маленьком кусочке земли в Месопотамии существовало целое человечество, очень разное, но замкнутое на себе и эгоистическое. Но жители Вавилона не стали создавать из себя глобального сообщества, а решили просто разойтись и так разрушили связь между собой. И со времен Вавилона каббала была скрыта. До нашего времени. И сейчас мы снова подошли к такому же состоянию, как в древнем Вавилоне. Все человечество — это Вавилон, мы начинаем быть зависимыми друг от друга, но как поступать, не знаем, и практически не можем решить ни одну проблему — ни террора, ни наркотиков, ни разводов, ни воспитания детей. Не говоря уже об экономике: мы пришли к истощению источников энергии, источников воды. Нам надо понять: что значит глобальная система, интегральная связь между нами, как нам действовать дальше? Каббала — об этом, это физика глобальной системы человечества.

— Но ведь каббала — это религиозное, мистическое учение. Ее основа — Тора, главная книга иудеев.

— Не согласен. Каббала была до всех религий, которые еще совсем молоды по сравнению с ней — им всего-то по 2 тысячи лет. У нас 2 миллиона учеников по всему миру, это люди абсолютно разных религий и национальностей. Между ними нет разницы, каббала не связана ни с какими религиозными отправлениями, атрибутами, верованиями. Это не вера.

— Русская православная церковь отрицательно относится к каббале, считая, что она несет принципиально иные, нежели христианство, ориентиры в жизни и что увлекаться каббалой и оставаться при этом христианином невозможно.

— Я думаю, это все из-за недостаточного понимания сути каббалы. Вокруг нее вообще много мифов. Но от Аристотеля и Платона до ученых последнего времени, в США, Европе, — много людей, понимающих, что есть каббала. Это не красные нитки.

Киркоров попал в каббалу — и не скрывает, даже нитку красную нацепил!
Фото: glamurchik.tochka.net

Звезды на нитке

— Да, у вас нет красных ниток, хотя они — по расхожему мнению — считаются приметой каббалиста.

— Нет. Мы не верим в заклинания, амулеты, религиозные атрибуты. Не продаем святую воду, как это делают другие каббалисты, не раздаем благословления. Каббала в нашем понимании — наука. Графики, формулы, учитывающие глобальные связи в мире. А другие бизнес на каббале делают.

— У вас есть звезды, как Мадонна или Деми Мур у Берга?

— Звезд наше учение не привлекает. Мы ведь ничего человеку не обещаем. Он просто как бы осваивает новую специальность, учится понимать мир. Каббалу изучают не по амулетам, а по первоисточникам.

Это книга «Зоар», написанная 2 тысячи лет назад. Это книги каббалиста ХХ века Бааль Сулама. Я ученик его сына. Был его секретарем, заместителем, последователем. Йегуда Берг ни у кого не учился, его отец — религиозный хасид и таким же сделал сына. По американскому, что ли, типу. Они нашли хороший бизнес. Я не против, пускай зарабатывают. Но к каббале это отношения не имеет.

Правильный эгоист

— Я слушала вашу лекцию. Вы предлагаете стать эгоистами.

— Правильными эгоистами.

— Но, с другой стороны, призываете всех объединяться…

— Эгоист должен понимать, что его будущее зависит от правильного соединения с другими. Когда не каждая клетка, не каждый орган тела существует сам по себе, а работают в гармонии. И мы начинаем чувствовать друг друга как одно целое, в соединении с природой. Это совершенно новое человечество.

— Вы о родстве душ, о высоком. Но души прекрасные порывы не могут быть основой нашего прагматичного мира. Основой комфортного мира должна быть развитая экономика. Без этого какое же будущее?

— Экономика — обязательно. Но, учитывая, что в ближайшее время мы истощим все запасы, экономика должна быть разумной, у каждого должен быть нормальный достаток, но не более. Потому что 90% того, что производится в мире, нужно, только чтобы побаловаться и выбросить на свалку. И этим истощить Землю и захламить ее. Если бы мы занялись разумным благоустройством, мы бы пришли к красивому общежитию, когда у всех было бы нормальное существование, а сверхдостаток стал бы не нужен. Природа против того, чтобы мы были обществом потребления.

— Это все мечты и разговоры об идеальном обществе, если не о коммунизме. Мы это уже проходили. Но на самом деле многие завидуют олигархам, хотя и ненавидят их.

— Все не могут быть олигархами. Чем больше их, тем больше антагонизма в мире. Олигархи занимаются потреблением и внутри себя глубоко пусты. Конечно, общество еще не осознало это. Но кризисы подводят нас к необходимости создавать уравновешенное общество. Настоящий коммунизм, а не тот, о котором писали Маркс, Энгельс, Ленин.

В чем не прав Израиль

— Вы выступаете только перед своими учениками?

— Я читал лекции в католическом университете в Чикаго, имел контакты в Ватикане, встречался с суфистами в Голландии, в Англии. В Риме у меня была большая лекция перед масонами. По моему мнению, самые чуткие люди — в России. Больше всего понимающих, глубоко чувствующих людей в Южной Америке, Испании, Германии и России. А американцы туповаты.

— В Израиле у вас, наверное, немало приверженцев?

— Самый плохой опыт общения у нас — с религиозными еврейскими организациями. Мне близка культура Израиля, я надеваю кипу, участвую в религиозных праздниках, ведь это культура моего народа. Но не более того. Маленькие народные религиозные обычаи не мешают никому. У Израиля, вы знаете, нехорошие отношения с арабским миром. Но у меня есть ученики из Палестины, Иордании, из Ирана.

— Израиль, гражданином которого вы являетесь, находится в тяжелой ситуации после заявления Обамы о том, что он должен вернуться в свои границы. Что это значит для Израиля?

— Это очень хорошо. Это заставит наш упрямый народ подумать о том, что ему надо что-то менять, показать пример другим в интеграции внутренней и внешней, чего пока у него нет.

— Помириться с соседями?

— Во-первых, примириться с соседями, во-вторых, просто объяснить всему миру себя. Сейчас государство ведет себя неправильно.

Спецпредложение для России

— Что вы думаете о сегодняшней России?

— Россия всегда искала свой путь. У народа России есть внутренний порыв к сближению, которого нет у европейских индивидуалистов. Там только и знают, что про права и свободы. Про демократию, которую продвигает Америка. Но демократия в американском смысле не для России, и потому у вас не приживется.

Россия противоположна Западу. И не стоит им подражать. Россия могла бы показать миру, что новое человечество должно быть объединенным, живущим в соответствии с законами природы. И тогда Россия обрела бы державность, стала светочем в мире, для этого у нее есть все возможности.

— И вы думаете, России поможет каббала?

— Каббала — это применение законов природы к человечеству, ничего больше. Но в России мало говорится о важных для человека темах. Я посмотрел российские каналы и ужаснулся. Такого нет нигде. Негатив и пустота. Это что, политика такая? Все-таки у вас образованный народ, очень креативный, таким я его помню во всяком случае.

Михаэль ЛАЙТМАН

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Михаэль ЛАЙТМАН родился в 1946 году в Белоруссии. После окончания Северо-Западного политехнического института, где изучал биокибернетику, работал в Военно-медицинской академии. В 1974 году уехал в Израиль, работал на израильской базе ВВС. 30 лет занимается изучением и распространением каббалы для всех желающих, отрицая, что каббала — «это мистическое направление в иудаизме»­. Чем вызывает вал возмущения со стороны религиозных иудеев, последователей мистической каббалы.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Советский раввин Александр ПРОХАНОВ, писатель:

— Каббала в Россию пришла на мягких лапах Михаэля Лайтмана. Он развернул свой «шатер» и приглашал в него известных в России людей, писателей, политиков, политологов. С ним беседовал и Сергей Кургинян, и Сергей Доренко, и я. Каббала Лайтмана — это вовсе не та каббала, которая на самом деле является мистическим метафизическим учением, которое трудно усваивается и предполагает огромный религиозный опыт. Лайтман не с этим пришел в Россию, а с идеей объединения людей перед лицом страшных вызовов, которые брошены человечеству. Цунами в Японском море, торнадо в Америке, арабские революции, техногенные катастрофы, горящие леса и взрывающиеся склады в России, разлив нефти в Мексиканском заливе — это и так нас всех на Земле объединяет, но Лайтман пришел с идеей объединения человечества на основе любви, братства, взаимопонимания. Эти идеи заложены не только в каббале, но и в социализме, в православии, в исламе, современных нравоучениях.

Мы не касались в беседе с Лайтманом каббалистического учения, он не пытался завербовать меня в свои адепты, а спрашивал, что делать перед лицом угроз, я делился с ним размышлениями. Каббала в Израиле является гонимым учением, а Лайтман, которого я назвал советским раввином, — один из самых ненавистных людей в среде иудеев, он считается еретиком, расстригой, на нем клеймо.

Разговор с Лайтманом позволил мне высказать идеи, связанные с русским мессианством, русским чудом, русской вселенской идеей. Мне было интересно с ним говорить. А в беседах с русскими интервьюерами, которые часто ко мне приходят, мы все говорим о том, надо ли вынести Ленина из Мавзолея или не надо, стоит спилить красные звезды или помедлить еще. Они мне ужасно надоели, эти разговоры. Мой контакт с каббалистом Лайтманом — это не отступление от моих советских и православных ценностей. Я ему в его кипу перца подсыпал — а он надел ее и пошел. Он для меня вообще никакой не Лайтман, а Миша. Я ему говорю: ты вот уехал из Советского Союза, где выучился, защитил диссертацию, а ты возвращайся к нам в Заполярье — будешь Мишкой на Севере.

Что касается увлечения каббалой звезд шоу-бизнеса, то это такое образование, которое очень чутко к моде, к тому, что выделяется на общем фоне, и к тому, что можно превратить в деньги. Если бы поедание трупов приносило деньги, то шоу-бизнес занялся бы этим и Мадонна демонстрировала бы покойника на своих концертах. Шоу-каббала не имеет никакого отношения к духовным процессам, которые происходят в человечестве. Каббала звезд примитивна. Шоу-бизнес построен на деньгах, сексе, китче. Эти вещи не предполагают никакого учения — ни каббалистического, ни христианского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *