Люди в церкви

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:

Четверик
1. м.
1) а) Старая русская мера веса, объема, счета.
б) Предмет, состоящий из четырех каких-л. единицы, частей.
2) Старая русская мера сыпучих веществ, равная восьмой части четверти 26, 239 л.
2. м. устар.
Архитектурное сооружение или часть его, в основе которых в русском средневековом зодчестве был прямоугольный — обычно квадратный — сруб.
3. м. устар.
Упряжка в четыре лошади.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля:

ЧЕТВЕРИК, четверг, четвертый и пр. см. четыре.

ЧЕТВЕРИК, четверичок, мера сыпучего, по осьми на четверть; пудовка, маленка, мера, мерка. Четверик или мерка извести. Полчетверта четверика гороху без червоточинки, скороговорка. Они деньги четвериками пересыпают, богаты. Казенный четверик, клейменая мера. Мера земли: четверть десятины. | Четверик лошадей, четверня, четверка, закладка в 4 лошади. | Свечи четверик, по 4 на фунт. Дрова четверик, четырехполенные, саженные. Четвериковая кадочка, мерная. — сбор, стар. с продажного хлеба. — свеча. — дрова. — упряжь. Четверной, четверичный, вчетверо больший. Четверная плата, учетверенная. Четверной выигрыш. Четверная игра. | Четверичный, чешск. квадратный, круглый, четыреугольный, могло бы удобно быть нами принято. | Из четырех частей состоящий. Четверной ножик, в 4 леза. Четверяк, четвертый рой в одно лето из одного гнезда, улья (первак, другак, третьяк; четверяк бывает редко). Четверник, в рекрутстве, семья в четыре работника. Четверник ставит после, пятерника, наперед тройников. | Арх. все что весит 1/4 фунта. Окунь четверник. Четверниковой семье ставки не миновать. Четверня ж. четверик лошадей, четверка, под одну повозку. Четверня с выносом, цугом; четверня в ряд. Четверней поехал (на корачках). Не токма что ворона в рот влетит, пожалуй, карета четверней въедет! Четверни ж. мн. двойные двойни, четыре младенца в одни роды; говор. и о животных. | Четвереньки. Четверка ж. четыре одинаковый вещи; более о лошадях, четверня, четверик. Четверка серых. | В картах: карта в 4 очка. | Новг. пляска из двух пар, род кадрили, там говор. играть четверкой, плясать. Четверковый, четверочный, к четверке относящ. Четверина, четверинка, четверка, четыре вещи, четверо людей. Из дюжины детей у нас лишь четверинка в живых осталась. | Стар. четверть, четвертка, четвертая часть чего-либо. Четверинки ж. мн. и четвереньки или четырки, четырни и четверни, четыре ноги, лапы животных; четыре руки обезьяны; руки и ноги человека. Ходить на четвереньках. Дыбиться с четверенек. Ребенок на четырках полозит. Я подполз на четвереньках, на корачках. Четыре четырки, две растопырки, да один мах? корова. Четверни протянул. помер. Четверица ж. четыре, четверка; четверо. Предав четырем четверицам воинов стрещи его, Деян. Дружная четверица гусей. | Четверицею, вчетверо, четырежды. Аще кого чем обидех, возвращу четверицею, Лук. Четверичный, к четверице относящийся. | Четверной, вчетверо больший. С четверичного тягла деньги собирать, стар. с тягла, где 4 работника. Четверичное воздаяние.

Часто приходится слышать недоумение и протест против тех правил, с которыми невоцерковленный человек сталкивается, придя в Церковь. Эти люди хотят доказать (прежде всего самим себе), что можно не ходить в храм, и находят для этого массу доводов и аргументов. Вызвано подобное отношение к Церкви тем, что многим не понятна ее природа, смысл ее бытия. К великому сожалению, Церковь часто отождествляют со светскими институтами: школами, университетами, больницами.

И, если исходить из такого понимания, то, безусловно, эти люди правы. Действительно, образование можно получить в домашних условиях, самостоятельно или пользуясь услугами репетиторов. Лечить различные болезни тоже можно дома, самому или приглашая врачей на дом. Во время войны сложные операции порой делались в условиях полевых госпиталей практически под открытым небом.

Почему молиться нельзя дома, так ли уж обязательно нужно ходить в храм?

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно разобраться, зачем человек приходит в церковь. Если только помолиться, поставить свечку, приложиться к иконам, то для этого в храм можно не ходить. Свечи и лампадки можно затеплить дома, иконы дома тоже есть.

Тогда зачем же люди идут в храм? Когда, повторюсь, подлинного понимания природы Церкви нет, тогда и рождаются «крылатые», но глубоко ошибочные по смыслу штампы: «Бог должен быть в душе», «Я верю в Бога, но без фанатизма» и тому подобные.

Давайте попробуем разобраться в причинах «фанатизма» верующих, в вопросах «дресс-кода» и многом другом. Начнем с простого, именно с так называемого «дресс-кода».

То, что в Библии якобы ничего про внешний вид не написано, неверно. Написано и достаточно много, формат короткой заметки просто не позволяет возможности привести все цитаты из Священного Писания, но прочтите хотя бы послания первых учеников Христа – святых апостолов, и вы найдете в них достаточно много слов о том, каким должен быть внешний вид человека, входящего в храм.

Конечно, всегда написанное можно понимать по-разному и, чтобы не впадать в полемику, давайте честно ответим на вопрос: а на свадебный пир мы пойдем в шортах или спортивном костюме? А на прием к руководству? К президенту, например. Искренне никак не могу понять, почему человек, входящий в Церковь, не хочет понять, что он входит в дом Божий, в гости к Богу?

Люди спрашивают: «А как же любовь, которая должна все прощать?» Совершенно верный вопрос! Если я пришел на юбилей к близкому, любимому человеку в грязной рабочей одежде или в полураздетом виде, то не является ли это проявлением нелюбви и крайнего пренебрежения к юбиляру и к его гостям?

Поверьте на слово, если вы входите в храм в непристойной одежде, то вы отвлекаете от молитвы стоящих в храме людей.

В молитвенное состояние войти совсем не просто, а вот «выбить» из него можно в одно мгновение и внешним видом, и чересчур резким запахом духов – да много чем.

И где же тогда любовь к стоящим в храме людям? Или пусть терпят мое понимание свободы? Странная складывается ситуация: мы спокойно относимся к тому, что дресс-код вводят в светских учреждениях: в школе, театре, даже в ресторане – а вот в Церкви, оказывается, никаких ограничений к внешнему виду быть не должно.

Кто для Бога важнее

Это очень трудно – подойти к незнакомому священнику и открыть ему душу. Это подвиг самоуничижения и смирения. И если человек такой героический поступок совершил, – нужно это ценить. Он должен почувствовать тепло от священника, и прежде всего – внимание.
Часто так бывает, что человек приходит в самый неудобный момент. Допустим, второй священник в отпуске, ты один, надо начинать воскресную литургию и закончить ее в определенное время – потом оглашение и венчание – в определенные часы. И тут на исповедь подходит последний человек и сообщает: «Мне с вами надо поговорить, я пришел поисповедоваться за всю жизнь». А уже колокольный звон к литургии закончился и тебе надо идти начинать. И ты понимаешь, что можешь сказать: «Сейчас не вовремя, надо было, как все, исповедоваться на всенощной». То есть формально подойти к вопросу и человека отпугнуть. Но ты можешь сделать по-другому, сказать: «Брат мой, сейчас вот такая ситуация, времени мало, вот тебе номер моего мобильного, вот тебе книжка отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» (или какая-то другая). Пожалуйста, подготовься повнимательней. То, что ты собираешься сделать, – чрезвычайно важно. И Господь этому очень радуется. Пожалуйста, ни в коем случае не потеряй этого желания и обязательно сделай. Позвони мне, мы с тобой выберем отдельное от богослужения время, в будни, вечером. Ты приедешь, и у нас будет столько времени, сколько понадобится. Ты будешь один на исповеди».
И это действительно помогает. Человек приходит. Никто уже никуда не торопится. И ты можешь вдумчиво, с молитвой за этого человека, принять его исповедь.
Вот стоят 98 прихожан и я, священник – все одинаково давно в Церкви, одинаково грешные и ничего в общем-то хорошего из себя не представляющие. А этот сотый, захожанин, решивший сделать серьезный шаг к Церкви – он сейчас для Господа важнее, чем мы все здесь вместе взятые.
Чем все – почему? Потому что Господь сказал: «Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся» (Мф. 18:12-13).
Так что если я своим раздражением, формальным подходом или невниманием воспрепятствую встрече человека с Богом – с моей стороны это будет страшный грех.

Мера новоначального

На человека, который начинает делать первые шаги в храме, не надо накладывать неудобоносимые бремена. Это касается молитвенного правила, постов. Я обычно говорю: «Купите себе молитвослов. Там есть утренние и вечерние молитвы. Возьмите карандаш и подчеркните те молитвы, на которые ваше сердце глубоко отзовется. Выберете ту меру, которую вы можете исполнять каждый день. Также старайтесь читать каждый день хоть чуть-чуть Евангелия: главу, страницу, абзац».
Если человек пришел в первый раз, нередко я даю ему что-то из доступной литературы: книги, наиболее полезные в его состоянии, возрасте, с его образованием, при его роде деятельности – то что может его еще больше приблизить ко Христу.

Если человек спрашивает о постах, я ему рассказываю про устав. Но полный устав Церкви – не для новоначальных. К этому надо прийти. И здесь я тоже предлагаю выбрать подходящую и подъемную меру.

Учимся у Христа

Мы, христиане, всю свою жизнь сопоставляем с учением и жизнью Христа, о которых узнаём из Святого Евангелия. Сам Господь дал нам пример молитвы в храме, куда сознательно приходил с самого раннего возраста. Вспомним, как Он со Своими родителями в 12 лет был на праздничном богослужении и сказал: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Спаситель проповедовал в храме, учил там людей, рассказывал притчи. Был случай, когда Он изгнал из храма торгующих: «и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). В Новом Завете не единожды подтверждается, что Спаситель ходил в храм. Может ли христианин, любящий Его, игнорировать эти факты? — вряд ли.

Бывает молитва частная, когда мы молимся дома, и общая — церковная. В первом случае мы поступаем по евангельскому слову: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). В храмы же идём, потому что Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 8:20). Там мы «едиными усты и единым сердцем» прославляем Бога. Раньше все пришедшие на литургию христиане принимали в ней активное участие. Отголосок той традиции — пение молитв «Символ веры», «Отче наш» на современных службах.

Почему же христианину нужно обращаться к Богу вместе с ближними? Когда Христа спросили, как нужно молиться, Он ответил: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…» (Мф. 6:9). Он не сказал «Отче мой»! То есть должно молиться обо всех, так как мы все — дети одного Бога. В Евангелии есть масса примеров молитвы о ближнем: Господь молился о своих учениках, Иаир и самарянка — об исцелении своих дочерей, друзья расслабленного разобрали крышу и спустили ложе с другом к ногам Спасителя в надежде на его исцеление.

Церковь, как место, где совершаются Таинства

Если глубокие ощущения, про которые говорилось выше, иногда еще можно списать на психологию и эмоции, то Таинства — это самая мистическая часть церковной жизни. Например, исповедь — таинство очищения души. Или таинство миропомазания. Или венчание. И конечно же, причастие. По сути, храмы воздвигаются именно ради Таинства причастия.

Отразить в словах всю суть причастия невозможно. Традиционно все понимают, что это центральный момент церковной жизни — все храмы, все службы подводят человека к этому Таинству. Христиане стараются с младенчества причащать своих детей. Взрослые — если они долго обходятся без причастия — смутно ощущают, что в их жизни что-то не так.

Через причастие человек соединяет себя со Христом и Вечностью. Причастие — это то, что связывает христиан и христианские общины всех времен. В Причастии Христос дарит Себя человеку. И человек соединяется с Богом не только духовно, — в форме молитвы, — но и «осязаемо».

Святые, подвижники и многие христиане именно причастие считали главным источником внутренних сил и всей своей жизни. И именно ради него, — а не ради глубоких ощущений — они шли в храм.

Всё «как положено»

Вторая категория: люди, которые относятся потребительски к благодати. Они неплохо относятся к Церкви, считают, что она приносит обществу пользу, но в храм приходят с практическими целями. Готовы приобщиться к жизни Церкви, но нечасто, несколько раз в год. Они придут на Крещение освятить канистру воды литров на двадцать, а потом год не будут появляться в храме. С радостью освятят куличи на Пасху, вербу на Вход Господень во Иерусалим или яблоки на Спас.

Они видят в этом определённую пользу (например, поддержание традиций своего народа), стараются всё делать «как положено»: закажут панихиду по покойнику, на третий, девятый и сороковой день помянут, поставят свечку за здравие и упокой в храме, но на литургии их увидишь редко. Эти люди признают важность и «пользу» Церкви, которые понимают неправильно, так как не осознают её мистической природы.

VIP-христиане

Третий тип — это внутрицерковное потребительство. Ему подвержены некоторые воцерковлённые люди, которые регулярно ходят в храмы и считают, что вступили в определённые отношения с Богом, то есть их жизнь в Церкви накладывает на Него какие-то обязательства. Они с радостью выполняют все церковные правила и предписания, но думают, что за это Бог им что-то должен взамен. Готовы часто ходить на службы, чтобы им это «засчиталось», — как в спорте очки набирают. Готовы причащаться, чтобы не болеть. Постоянно бывают на богослужениях — и по этой причине считают себя какими-то особенными, высокодуховными.

Думают, что в глазах Бога они будут иметь больший вес, потому что больше молятся, чаще ходят в храм, вычитывают множество акафистов. Уверены, что это делает их духовнее, благодатнее, приводит ко спасению. Да, они, казалось бы, дорожат молитвой и к таинствам прибегают, но, к сожалению, равнодушны к насущным проблемам Церкви. На службу придут, а убирать в храме или поддерживать его никогда не будут. Выстаивать богослужения и спасаться станут, но помогать — нет.

Разновидность третьей категории — накопители святынь. Водичка из разных источников, земелька с могил святых, и так далее. К ним относятся и любители многочисленных паломнических путешествий. Они всегда рады отправиться в какой-нибудь монастырь вместо того, чтобы заниматься домом или проблемами своего прихода.

Как относиться к священникам, которые не всегда ведут себя высокодуховно?

Среди преподавателей университета, и среди врачей попадаются взяточники, но разве от этого мы перестаем признавать науку и медицину? Если директор учебного заведения – пьяница, это дает нам повод отрицать роль образования и не водить детей в школу?

Да, в среде духовенства много нестроений – об этом можно судить по нравственному состоянию общества. Раз оно в таком плачевном виде, то отвечаем за это перед Богом прежде всего мы – священники! И никто нас от данной ответственности не освободил и не освободит, независимо от формы светской власти.

Ничуть не оправдывая наше духовное состояние и низкий духовный уровень, просто хочу пояснить его причины. Наши предки за годы безбожной власти уничтожили более 50 тысяч храмов и расстреляли, замучили десятки тысяч священников и глубоко верующих людей. Не будем их судить за это, права не имеем!

Еще далеко не ясно, как бы каждый из нас повел себя в те непростые годы, когда власть публично пообещала покончить с «религиозным мракобесием». А духовная наука (научиться правильно любить Бога, ближнего, себя) очень сложна. Очень! Самостоятельно ее изучить крайне трудно. Да, собственно, приведу простой пример. Давайте вышлем из страны 30 тысяч лучших хирургов и посмотрим, как оставшиеся будут ставить диагнозы и оперировать больных.

Приходят юные искренние батюшки, и на них обрушивается море сложнейших духовных проблем современного падшего мира, а учителей нет! И начинаются проблемы…

Христос предупредил нас о последних временах простыми, ясными словами: «И по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь». Любовь прежде всего к Творцу, ибо оказывается, что совершенно незначительные причины мешают человеку приходить в храм, в гости к Богу.

Однако, как написано в Библии, «мир на волю дан». «Невольник – не богомольник» – говорили наши предки. Никто не может заставить человека любить Бога, ближнего и себя, следовать тому закону, который оставил нам Христос.

Современный человек сам решает, как правильно толковать и применять духовные законы в своей жизни, забывая, правда, что, если «Бог должен…», то Он не Вседержитель, а подчиненный.

Творец никому ничего не должен – это забытая сейчас богословская аксиома. Но Бог не отнимает нашу свободу, оставляя за нами право отвергнуть Его дары. В противном случае человек превратится в биоробота, что с Божественным пониманием любви недопустимо.

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *