Логические ошибки примеры

Факультативное занятие в 8 классе

Тема: «Боритесь за культуру речи!»

Цели: научить учащихся владеть нормами и средствами литературного языка для выражения мыслей;

научить в соответствии с нормами русского языка правильно, точно, логично, выразительно, уместно употреблять средства языка в речи;

развивать творческие способности учащихся;

прививать интерес к русскому языку и литературе;

воспитывать положительные качества личности.

Ход урока

Эпиграф:

«Здесь мало увидеть, здесь вслушаться нужно…»

Ход урока

I. Организационный момент

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе – гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Отметкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу.

II. Сообщение темы и цели урока.

— Уважаемые сотрудники нашей всеми любимой программы, носящей известное всем образованным людям название – «Для пользы и удовольствия». Так, если вы помните, называлась газета, которую выпускали учащиеся Царскосельского лицея во времена . Сегодня мы собрались здесь, чтобы создать очередной выпуск передачи. Он, как обычно, будет тематическим. Спешу сообщить вам, что сегодня мы будем говорить о русском языке.

Готовы? Тогда предлагаю руководителям отделов получить задания для своих редакций.

— Обратите внимание на эпиграф к уроку. Вдумайтесь, ребята, какое значение имеет эта поэтическая строка (ответы учащихся).

— А теперь посмотрите на репродукцию картины известного русского художника В. Васнецова «Три богатыря». Подумайте, ребята, какой смысл хотел передать художник в картине?

(Человек находится перед выбором).

Да, каждый человек в жизни очень часто оказывается в ситуации выбора. Сегодня на уроке мы тоже будем с вами выбирать правильный ответ, принимать собственное решение, высказывать своё мнение.

Работать на уроке вам предстоит индивидуально и в группе, самостоятельно и коллективно. Итак, вперёд, создатели программы «Для пользы и удовольствия»!

Отдел международной информации

Задание 1.

Учитель. Сегодня в нашей студии очень интересный че­ловек. Он является не только гостем нашей программы, но и гостем нашей страны. Это знаток английского фольклора, при­бывший в Россию на международный симпозиум специалистов в области устного народного творчества. Нам удалось пригла­сить этого замечательного человека в студию. Нужно сказать, что заморскому гостю необходима помощь членов редакции, а также радиослушателей. Помогите знатоку английских посло­виц подобрать к ним русские эквиваленты.

Кот в перчатках не поймает мышки. (Без труда не выта­щишь и рыбки из пруда.)

В Риме делай то, что римляне делают. (Не суйся в чужой мо­настырь со своим уставом. В какой народ попадешь — такую и шапку наденешь.)

В королевстве слепых и одноглазый король. (На безрыбье и рак — рыба.)

Невинный тот, кто умер. (Не ошибается тот, кто ничего не делает.)

Орлы не ловят мух. (Не царское это дело.)

Не учи рыбу плавать. (Не учи ученого.)

Гнилое яблоко испортит всю корзину. (Ложка дегтя в бочке меда. Паршивая овца все стадо портит.)

Почеши мою спину, а я почешу твою. (Рука руку моет.)

Похвала не пудинг. (За спасибо сыт не будешь.)

Трава всегда зеленей на другой стороне забора. (Хорошо там, где нас нет. Чужой каравай всегда слаще.)

Жизнь — это не только пиво да кегли. (Жизнь прожить — не поле перейти.)

Когда много поваров, плох и бульон. (У семи нянек дитя без глазу.)

Лучшее — часто враг хорошего. (От добра добра не ищут.)

Задание 2.

Учитель. Герой романа «В круге пер­вом» Дмитрий Сологдин изобрел Язык Предельной Ясности. В отличие от нашего Языка Кажущейся Ясности, в этом языке не было иностранных, или, как их называл Сологдин, «птичьих», слов. Говорить на Языке Предельной Ясности не так легко: в романе Сологдину не всегда удается с ходу подобрать подходя­щее русское слово, например, он не сразу придумывает, какими словами можно заменить слова капитализм, и шпионить, и толь­ко потом догадывается: толстосумство и доглядать!

Конечно, мы с вами знаем, что заме­нить все иностранные слова на слова со славянскими корнями невозможно, да это и не нужно. Даже близкие по смыслу заим­ствованные и исконно русские слова имеют, как правило, раз­ные оттенки значения и разные сферы употребления. Но иногда полезно попробовать поговорить на Языке Предельной Ясности, подбирая простые синонимы к «птичьим» словам. Например, каннибал — людоед; каламбур — игра слов.

Кому как ни сотрудникам отдела международной информа­ции под силу следующее задание.

«Переведите» на понятный всем язык ясности следующие слова:

Отдел справочной службы

Задание 1 .

Учитель. Специфика справочной службы состоит в том, что сотрудники, работающие в ней, должны быть не только эру­дированными (иначе у них нет шансов ответить на многочис­ленные вопросы любознательных читателей), но и уметь пра­вильно говорить — ведь наша редакция кроме письменной справки по какому-либо вопросу может оказать подобную услу­гу по телефону. Пока основные силы редакции брошены на ра­боту над очередным материалом настоящего выпуска, кому-то из вас придется предоставить любознательному радиослушате­лю интересующую его информацию. Ответы на поступившие ранее вопросы содержат много числительных. Прочтите их пра­вильно и помните: числительные — визитная карточка говоряще­го, а говорящий — визитная карточка нашей радиопрограммы.

Текст для чтения:

— Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч сол­дат солдат и офицеров при 587 орудиях.

— В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 — сенокосной, 735 — леса, 528 — воды.

— В 1917 году русская земля нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями.

— Наиболее развитая трамвайная сеть в мире — петербург­ская, в ней по 64 маршрутам ходят 2402 вагона.

— Из 4803 лондонских автобусов 4120 — двухэтажные.

— Более чем в 350 залах Эрмитажа хранится почти 3 миллио­на произведений искусства.

— Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Ин­дии.

Задание 2.

Учитель. В редакцию с просьбой о помощи позвонил уча­щийся одной из гимназий. Оказалось, что молодой человек в данном учебном заведении — новичок, но он уже успел оценить уровень эрудиции своих одноклассников. Этот уровень прояв­ляется даже в прозвищах, которыми гимназисты «награждают» своих товарищей. Радиослушатель попросил разъяснить, что обозначают прозвища, используемые в степах его гимназии. Попробуйте помочь радиослушателю и объясните смысл слов:

«Радикал», «экстремист», «неофит», «ортодокс», «эмпи­рик», «стоик», «маргинал», «люмпен», «паупер», «аутсайдер», «адепт».

Ответ:

Радикал — сторонник решительных действий. Радикальным решением проблемы можно назвать поступок Александра Ма­кедонского, который, отчаявшись развязать головоломный верё­вочный Гордиев узел, разрубил его мечом.

Экстремист — почти то же самое, что и радикал, только ещё круче. Если бы А. Македонский был экстремистом, он, навер­ное, вообще сжёг бы тот храм, в котором хранился знаменитый узел.

Неофит — новообращённый человек, который в какой-то идее (вере, учении) внезапно открыл «свет истины». Радостный, воодушевлённый, он ещё только осваивается в новом для себя мире, готов говорить часами обо всех тонкостях новой веры, охотно и несколько навязчиво общается со своими единомыш­ленниками. А им, давним сторонникам этого учения, востор­женность неофита несколько смешна, поэтому относятся к нему снисходительно.

Ортодокс — неофит почти всегда является ортодоксом — слишком «правильный», безоговорочно верящий в каждую бук­ву и каждую запятую принятого им учения. Ортодокс принци­пиально не желает замечать, что живая жизнь шире, богаче, сложнее любых попыток её объяснить, что никакая теория или вероисповедание не может разложить всю жизнь по своим «по­лочкам». Ортодокс уверен, что если его теория и жизнь расхо­дятся, в чем-то не соответствуют друг другу, то надо беспощад­но переделать жизнь, но ни в коем случае ничего не менять в теории. Ортодоксальных приверженцев любого учения, веры называют ещё ригористами (строгими) или пуристами (чисты­ми) — это, как правило, люди сильные, цельные, искренние, сконцентрированные, но несколько культурно недоразвитые, однобокие, ограниченные.

А вот прагматик — совсем наоборот: он вообще не доверяет никаким теориям (хотя для вида он может выдавать себя за сто­ронника любой из них). Главное для него — реальная польза, ося­заемый практический результат, достижение вполне конкретных целей.

Эмпирик тоже не верит ни в какие теории и не поверит в их предсказания до тех пор, пока не убедится на собственном опы­те. Эмпирик доверяет только своим глазам, ушам, рукам, языку, носу, в конце концов. Он как апостол Фома, не поверивший в воскресение Христа из мертвых до тех пор, пока не вложил свои пальцы в раны от гвоздей на руках Учителя.

Стоик — человек, непоколебимый перед всеми ударами судь­бы, бесстрастно, невозмутимо и твердо — стоически — встре­чающий все жизненные передряги.

Маргинал — человек, не имеющий точки опоры ни в себе, ни в окружающем мире, выбившийся из привычной колеи, из вчера ещё надежного уклада жизни, оторвавшийся от своих корней и никак не могущий найти свое место в обществе, а пока болтаю­щийся среди более или менее устроенных людей, как лист дере­ва на ветру.

Раньше маргинальный слой общества пополнялся в основ­ном крестьянами, от деревенской бескормицы бежавшими в го­рода, где они, не в силах быстро приспособиться к чужой для них жизни, перебивались с хлеба на квас случайными заработ­ками. Сейчас это чаще всего молодые ребята, не освоившие пока ещё никакого дела, или самые неквалифицированные работни­ки, которых увольняют первыми, а принимают последними. Не­уверенность в завтрашнем дне, отсутствие каких-либо перспек­тив при существующем порядке вещей делает маргинальную часть населения отличным питательным бульоном для всякого рода авантюристов, призывающих это общество «разрушить до основания, а затем!..» Опыт маргинальных переворотов, в кото­рых кто был «ничем», тот-таки становился «всем», накоплен уже большой.

Люмпен, паупер — те же маргиналы, но окончательно обни­щавшие, опустившиеся на дно жизни, уже даже не пытающиеся бороться за место под солнцем. Главный лозунг люмпенизиро­ванных, пауперизованных групп во все времена и во всех стра­нах — «Хлеба и зрелищ!».

Аутсайдер — отставший. Аутсайдером может быть и коман­да, отставшая от соперников в чемпионате, и страна, слишком поздно подключившаяся к современной цивилизации, и человек, не сумевший сделать себе карьеру и вообще выгодно устроиться в обществе. Аутсайдерство, впрочем, может быть и принципи­альной жизненной позицией: «Если этот ваш мир не в состоянии оценить сокровищ моей души, то уж лучше я буду жить сам по себе в своей собачьей конуре, чем участвовать в ваших крыси­ных гонках за достаток и престиж!».

Адепт — стойкий, убежденный, активный сторонник какой-нибудь идеи или учения. Однако язык не повернется сказать: «Я -адепт этой идеи», — даже если ты действительно убежденный человек, так как в русском языке окраска этого слова не слиш­ком благожелательна: адептами называют, как правило, людей, отстаивающих чуждые учения.

Отдел редактирования текста

Задание 1.

Исправьте ошибки, возникшие в результате неразличения паронимов:

Руководитель призвал подчиненных соблюдать исполни­тельскую дисциплину. Некоторые наши фильмы получают при­знательность за рубежом. Места для купания должны быть обо­рудованы спасительными средствами. Он одел комбинезон и отправился в цех. Существо данной книги — в ее народности. Славу актеру Караченцеву принесла заглавная роль в спектакле «Юнона и Авось». Этот человек известен как мастер удачливых шуток. На предложение о сотрудничестве был получен дипло­матический отказ. Рыбье хозяйство «Пруды» наладило поставку свежей рыбы в ближайшие столовые. Петров по своему харак­теру чрезвычайно скрытый человек. В конце учебного года всем раздали списки рекомендательной литературы. Туристам при­шлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией.

Задание 2.

Укажите, сколько слов в письме незадачливого радиослуша­теля написано неправильно?

БеспрецеНдентный инциНдент

В полицейском участке идентиНфицировали скомпромеНтиро­вавшего себя дебошира. Он оказался воспитателем детского са­да. «Странная нынче конъюнктура, — констаНтировали в полиции. — Воспитатели — не наш контингент».

Ответ: ошибки допущены в словах: беспрецедентный, идентифицировали, скомпрометировавшего, констатировали, инцидент.

Задан ие 3.

Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.

1. На наш ансамбль обрушилась оглушительная слава, так что нас опознавали везде, где мы появлялись.

2.Последнее время наблюдается бурный рост нашей науки, особенно в районе кибернетики.

3. Выгул скота в парке строго запрещен по санитарным нор­мам.

4. Вход на родительское общешкольное собрание только бездетным родителям.

5. В пожилом доме наконец-то начали ремонт отопления.

6. Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в повести параллельно, взаимно пересекаясь.

7. Скоропостижный отъезд родственников вызвал в нас чув­ство удовлетворения.

Задание 4.

Исправьте ошибки, возникшие в результате неверного упот­ребления фразеологизмов (не учитывается значение, перемещают­ся компоненты, пропускаются, заменяются, вставляются слова).

1. До открытия чемпионата рукой подать, и забот у спорт­сменов хоть отбавляй.

2. В некоторых видах программы бразды правления оказались в руках начинающих спортивных пар.

3. Взяв на себя такие обязательства, мы должны работать не по­кидая сил.

4. 4. В политике нельзя торопиться, иначе можно нару­бить дров.

5. Вопрос с топли­вом сложный, и просто так забросать его шапками нельзя.

6. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго.

7. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди.

8. В русском языке этот союз имеет большой вес.

9. Каждая новая экспедиция приносит свой вклад в дальнейшее изучение Антарктиды на благо науки и прогресса.

Задание 5.

Найдите и исправьте ошибки в выборе форм числительных.

1. Они вырастили и воспитали двоих сыновей и двоих доче­рей.

2. Обоих сестер не дождались к обеду.

3. У четверых пре­тенденток на медаль шансы примерно равны.

4. Насыпь соору­жали с помощью двоих бульдозеров.

5. Пятеро студенток мы отправили домой.

6. Серому волку не удалось съесть семь коз­лят.

7. На обеих берегах реки раскинулись леса.

8. Деревня на­ходилась в полтора километра от станции.

9. До отпуска остает­ся около полтора месяцев.

Отдел обработки информации

Задание 1 .

Учитель. Наша страна так велика, что, даже живя в XXI веке, мы все еще сталкиваемся с проблемами связи, помехами, возникающими во время телефонных разговоров. Последний звонок радиослушателя был одним из самых неудачных: време­нами голос пропадал, долетали лишь обрывки фраз. Поэтому информация была записана секретарем не совсем правильно.

Отредактируйте предложения:

Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения. Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах. В новых кварталах города появились (высокие, высотные) дома. Художник писал (масляными, маслеными) красками. Утром в отделе предлагался (сытый, сытный) завтрак. (Болотный, болотистый) ил являет­ся отличным удобрением. В жаркий день приятно ходить по (теневым, тенистым) дорожкам. В его жизни это событие было самым (памятливым, памятным).

Задание 2 .

Учитель. В редакцию нашей программы поступило пись­мо, которое изобилует различными латинскими выражениями. Многие из них на слуху, но наверняка не все слушатели могут с уверенностью утверждать, что знают, о чем идет речь. А вы, со­трудники редакции, сможете дать толкование следующих выра­жений?

• Tabula rasa («Чистая доска». Так говорят о пустоте (пус­том месте), о сознании (или душе) человека. Этимология: древ­ние римляне употребляли для письма покрытые воском дощечки).

• Post factum («После того, как что-то произошло»).

• Terra incognita («Неведомая земля». Так говорят о чем-то непонятном, неизвестном. На древних географических картах так обозначались неисследованные места).

Задание 3.

Учитель. Текст, который предстоит читать ведущему про­граммы, напечатан без знаков препинания. Это может привести к серьезным трудностям во время эфира. Нужно предупредить возможные сложности, расставив знаки препинания:

«Каждый город имеет свое неповторимое лицо, открываю­щееся не сразу постепенно завораживающее путешественника желающего понять, знакомясь с городом его внутренний сокро­венный дух. Приезжая во Владимир восхищаешься древними соборами, дошедшими до нас с XII века и представляющими сейчас как бы визитную карточку города, его главную изюмин­ку. Изюминкой Твери множество раз горевшей и не сохранив­шей поэтому старинных церквей является гражданская застрой­ка XVIII века и уникальная планировка улиц которую Екатерина Вторая желая превратить город в уголок Петербурга приказала тщательно разработать градостроительной комиссии. Говоря о Ростове, вспоминаешь огромный кремль, гордо воз­вышающийся своими башнями над маленьким городком, робко жмущимся к его стенам колоссальную звонницу знаменитые ростовские колокольные звоны и уникальную финифть, просла­вившуюся во всем мире. Зачастую церкви XVII века это пяти­главые храмы, построенные из красного и белого кирпича бога­то украшенные характерными резными наличниками, кокошни­ками похожими на народные головные уборы изразцами, при­дающими зданию дополнительную пышность. XVII век, будучи переходным временем, от старой патриархальной Руси к новой России, стал веком небывалого расцвета архитектуры и изобра­зительного искусства веком поиска нового стиля соответствую­щего духу эпохи. В конце XVII века русское зодчество все на­стойчивей включаясь в общеевропейское русло, создает свой особый стиль, вошедший в историю под названием «нарышкин­ское барокко».

Отдел игровых разминок

Учитель. В любой радиопередаче, подобной нашей, обя­зательно предусматриваются игры с радиослушателями. Есть такой момент и в нашей программе. Прежде чем предложить игру слушателям, неплохо бы и самим попробовать свои силы.

Игра 1 .

Угадайте слово по его описанию:

«Глаз» автомобиля. {Фара.)

«Свежезамороженный» дождь{Снег.)

«Архитектурное строение» пчел. {Улей.)

Шляпка на ножке. {Гриб.)

Лесной барабанщик. (Дятел.)

Не носки и не чулки. (Гольфы.)

Игра 2.

Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифро­ваны?

Не воробей. (Слово.)

На дворе, на траве. (Дрова.)

Продукт, который маслом не испортишь. (Каша.)

Суп, сваренный Демьяном. (Уха.)

Мельник, работающий неделями. (Емеля.)

Отдел писем

Учитель. Очень часто звонят люди, желающие работать в нашей редакции. Но, как вы понимаете, обязательным условием для соискателя работы является знание русского языка и умение говорить на нем. К великому сожалению, нередко приходится от­вечать человеку, что он не подходит для подобного рода работы.

Задание 1.

Учитель. Радиослушатель, которому предстоит сдавать вступительные экзамены в высшее учебное заведение, услышал, как его назвали в приемной комиссии абитуриентом. Он этому очень удивился. Объясните его удивление.

Правильный ответ:

Его удивление можно понять. Слово «абитуриент» происхо­дит от латинского abiturients (abiturientis) — собирающийся ухо­дить, то есть оканчивающий среднюю школу. Но вот что удиви­тельно. Прежнее значение в современном русском языке было утрачено и заменено словом выпускник. А слово абитуриент получило новое значение — молодой человек, закончивший шко­лу и поступающий в вуз. Вот такое слово-«перевертыш».

Задание 2.

Учитель. Наш следующий собеседник просит разрешить его спор с другом. Друг утверждает, что у консервов и консерва­тории одно и то же значение. Прав ли друг нашего собеседника?

Правильный ответ:

Эти два слова одного происхождения — от латинского conservo — охранять, сохранять. Со словом консервы все ясно — это консерви­рованные продукты. В русский язык оно пришло в XVIII веке и пер­воначально означало пищевые продукты, заготовленные путем за­сахаривания. В современном значении стало употребляться в первой половине XLX века. А вот словом консерватория первоначально называли в Италии приюты для детей-сирот, где они обучались раз­ным ремеслам. Позже в приютах-консерваториях начали препода­вать и музыку, которая стала основным предметом. В XVIII веке эти консерватории стали широко известны в Европе, сюда приезжали учиться музыке из других стран. Слово консерватория как название музыкального учебного заведения распространилось во всех евро­пейских языках. В России первые консерватории были открыты в Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.).

Так что ваш друг и прав, и неправ одновременно.

3адание 3.

а) Объясните радиослушателю: как правильно: ксерокопиро-
вать или ксерить!

Ответ: правильно — ксерокопировать документ, отксеро­копировать документ, снять копию документа. Глагол ксерить и производные от него принадлежат к разговорному стилю. Слово ксерография — искусственное, придумано специально для этого типа копии кафедрой древних языков Огайского универ­ситета. Ксерография — по-гречески «сухописание».

б) Объясните, кто такой дистрибьютор?

Это слово произошло от английского distribute — распреде­лять. Так называют торгового посредника, поставляющего това­ры или услуги от производителя потребителю. Эта профессия требует от человека определенных физиологических и эмоцио­нальных качеств, так как продажа товара есть ремесло, которым нужно владеть, плюс азарт в работе и удача. Суперагенты (спе­циалисты по продажам) — всегда личности; они разные, но об­щее у них одно — амбиции, которые помогают им добиваться определенной цели.

Кроме здоровых амбиций, настроя на успех, дистрибьютор должен хорошо владеть техникой продаж, суметь выстроить эффективную систему работы с клиентами. Как пра­вило, дистрибьютор продвигает на рынок эксклюзивные товары, которые требуют для своей реализации консультанта, доско­нально разбирающегося в своем продукте, умеющего грамотно его представить и убедительно рассказать покупателю о выгоде приобретения данного товара для него.

Финансовый успех дистрибьютора строится не на быстрых продажах, а на профессиональном, вдумчивом подходе к своему делу, использовании при этом знания законов бизнеса, психоло­гии клиентов, особенностей национального рынка.

гв Что такое портал?

Ответ: слово портал было заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка и восходит к латинскому portus — вход, ворота. К этому же корню, как легко видеть, восходит и слово порт, и (что менее очевидно) слово паперть. Вот какие значения слова портал зафиксированы в словарях.

Портал — это архитектурно оформленный проем, вход в общественное здание, дворец, церковь. Портал сцены — архитектурное обрамление сцены, отделяющее ее от зрительного зала. В современном рус­ском языке слово портал получило новое значение.

Портал ~ это большой сайт, а сайт, (от английского site — место) — это, как написано в «Толковом словаре иноязычных слов» , место в сети Интернет, отводимое пользователю этой сети для размещения на нем информации. Иными словами, сайт — большая страничка в Интернете.

Портал — это группа сайтов, объединенных одним адресом, общими элементами дизайна и структуры. Портал — это сайт, организованный как дверь в Ин­тернет. Портал — это сайт с очень высокой посещаемостью,

г) Как правильно: в сЕти или, в сетИ?

Ответ: во всех косвенных падежах слова сеть ударение -на основе: нет сЕти, сЕтью, о сЕти. И только в предложном падеже со значением места (где?) есть два равноправных пра­вильных варианта: в сЕти и в сетИ.

Отдел рекламы

Учитель. Русский язык — великий и могучий. Однако все течет и изменяется, и даже наш замечательный язык нуждается в некоторой поддержке, а может быть, даже рекламной кампании.

III. Рефлексия. Подведение итогов урока.

— Продолжите предложения, используя различные виды обстоятельств:

1. На уроке я чувствовал себя… (комфортно, удобно, хорошо).

2. Урок прошёл… (быстро, весело, интересно).

— Время нашего урока (как и любой передачи) истекло. Благодарю всех создателей очередного выпуска программы «Для пользы и удовольствия» за качественную работу. Очень надеюсь, что этот урок был вам не только в удовольствие, но и на пользу.

IV. Домашнее задание

Напишите рекламный текст, призывающий изучать русский язык и бережно к нему относиться.

О ЧЕК-ЛИСТАХ

Чек-лист должен быть коротким и четким, а также придерживаться формата «СДЕЛАЙ — ПОДТВЕРДИ”, а не «ПРОЧТИ — СДЕЛАЙ”.

Чек-листы не должны быть неизменными, иначе со временем они будут больше мешать, чем помогать. Чек-лист — это всего лишь пособие. если он не помогает, значит при его составлении были допущены ошибки. Но если чек-лист может и помочь, то мы не должны упускать такую возможность.

Чек-листы не соответствуют нашим представлениям о великих людях, которыми мы стремимся стать, и о том, как они ведут себя в сложных ситуациях, когда на кону большие ставки. Великое требует отваги. Великие люди импровизируют. Им не нужны протоколы и чек-листы. Может стоить пересмотреть наши представления о героизме?!

Когда в стандартной (рутиной) ситуации риск совершить промах велик, большинство специалистов централизуют власть и присваивают себе право принимать решения, для чего они выпускают подробную инструкцию. В нестандартных ситуациях, в невероятно сложных условиях требуется передать власть от центра к периферии, чтобы люди на местах получили возможность адаптироваться с учетом своего опыта и профессионализма. Для этого требуется только, чтобы все сообща обсудили проблему и взяли на себя ответственность за ее решение.

Чтобы чек-листы соответствовали ситуации, они должны иметь две «противоположные” формы:

  • гарантировать реализацию всех, даже самых глупых шагов,
  • давать возможность осуществлять множество контрольных проверок, мотивирующих на обсуждение проблем, координацию действий и принятие на себя ответственности.

РЕКОМЕНДАЦИИ КОНСУЛЬТАНТАМ (СЕБЕ ЛЮБИМОМУ)

Во всех профессиях, требующих образования, есть понятие профессионализма и определенный кодекс поведения. Именно в этих рамках формируются наши идеалы и обязанности. Иногда кодексы существуют в письменном виде, иногда — как некое понимание, но в каждом из них должны эти элемента (это то, что ожидает клиент от консультанта):

  • Самоотверженности: консультант принимает на себя ответственность за других, ставит выше всего заботу о тех, кто зависит от него.
  • Определенного мастерства: консультант стремится к вершинам знаний и опыта.
  • Веры в достижимость результата: консультант будет делать все от него зависящее, чтобы достичь целевого (лучшего) результата.

Книгу Атула Гаванде «Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям” рекомендую к прочтению. Доступна в моей библиотеке.

Матрица ошибок Игоря Манна

Правильно сказали: не ошибается тот, кто ничего не делает. Делаешь — значит имеешь право на ошибку. Лучше Гете не скажешь: «Того, кто перестал влюбляться и совершать ошибки, можно хоронить».

Большая глупость — совершать те же самые ошибки. Маленькая — совершать новые. Некоторые называют это мудростью — но я с такой трактовкой не согласен.

Говорят, что лучше учиться на чужих ошибках, а лучшие учителя — собственные ошибки. Но и среди лучших бывают учителя так себе… Хотите сократить количество ошибок? Хорошо планируйте, имейте план Б, правильно работайте и всегда держите руку на пульсе.


Даже великие ошибались… Источник

Я не слишком переживаю, когда мои коллеги совершают ошибку. Ну и что? С кем не бывает? Главное, чтобы ошибка была поправима и чтобы коллега сделал вывод.

Я даже готов простить две одинаковые ошибки. Но не три — это уже клиника (прочитайте в книге «Маркетинг на 100%» историю про три конверта).

Есть полезная матрица Эйзенхауэра, когда дела делятся на важные и не очень, срочные и не очень. Можете пользоваться моей матрицей ошибок: делите все ошибки на маленькие и большие, поправимые и не очень.

Переживать следует только из-за больших и непоправимых ошибок.

Поверьте, таких у вас будет немного.

У меня есть папка «Маи ашипки» (именно так) — в ней с 2008 года собраны все-все мои ошибки. Я ее просматриваю время от времени — отлично тонизирует.

Рекомендую вам завести такую же: с ней вы не забронзовеете никогда. Говорят, что есть ошибки, которыми можно гордиться. У меня таких еще не было.

Признавать ошибки и просить прощения — признаки эмоциональной смелости


Эмоциональная смелость
Теперь поговорим об умении извиняться. Никто не берет на себя ответственность за свои действия, которые создают кому-то проблемы. Все сваливают вину на кого-то или что-то еще. Это проблема уровня детского сада, и она разобщает нас.

Питер Брегман в книге «Эмоциональная смелость» рассказывают такую историю: «Однажды мой друг Пол Розенфилд катался на лыжах с сыном Йоной, которому на тот момент было шесть лет. Йона упал. Само падение было не опасным, но крепление не сработало, лыжи не отстегнулись, и в результате мальчик сломал ногу. После эмоционально изматывающего дня, проведенного с ребенком в пункте неотложной помощи, Пол отправился в магазин, чтобы вернуть лыжи и поговорить с владельцем.

Владелец магазина тут же занял оборонительную позицию. Он утверждал, что крепления были отрегулированы по весу Йоны 18 кг (на самом деле они были настроены на вес 27 кг). Он утверждал, что для настройки использовал специальное устройство, к которому даже обращались во время судебных разбирательств. При этом сначала он категорически отказался по просьбе Пола предоставить распечатки показаний с этого устройства.

Пол шел в магазин, чтобы поговорить, а покидал его разозленным настолько, что был готов подать на владельца в суд.

Я спросил у Пола, какое поведение владельца магазина вызвало бы у него другие эмоции. «Если бы его больше волновала травма, а не его репутация, если бы он извинился, не пытался скрыть, что крепления были настроены неправильно, не мотал мне нервы, а сразу дал бы распечатку с показаниями устройства, не повторял, сколько раз его использовали в судебных разбирательствах, я бы не разозлился так сильно».


Источник

Мы так активно пытаемся защититься от судебных исков, что сами их провоцируем. Мы забыли, что мы — люди, имеющие дело с другими людьми. И больше всего каждому из нас хочется сочувствия и уважения. Иными словами, возможности доверять. Когда владелец магазина пытался избежать ответственности, не проявил ни капли сочувствия, даже не извинился, он стал мишенью для всех негативных эмоций Пола. Он показал, что не заслуживает доверия.

Извинения работают. Искреннее сопереживание способно погасить гнев и способствовать выстраиванию взаимоотношений. Оно отражает доверие. Оборона и отказ признать ошибки только провоцируют раздражение и злость.

Если вы не признаёте свои ошибки, то не можете за них извиниться. А если вы не извиняетесь, то вызываете гнев и протест. Извинения — чисто человеческий поступок, способ проявить уважение. Он отражает вашу заинтересованность и позволяет другому человеку понять, что он для вас не пустое место. Именно это больше, чем что-либо, способствует формированию эмоциональной связи между людьми.

По книгам «Вся правда обо мне», «Правила жизни и бизнеса», «Эмоциональная смелость»

Обложка поста: unsplash.com

1 ПОЗНАНИЕ. ЧУВСТВЕННАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ

Познание – обусловленный законами общественного развития и непосредственно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности. Познание окружающего мира осуществляется посредством органов чувств. На них воздействуют предметы и явления, вызывая ощущения, которые воспринимаются мозгом.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов или явлений материального мира. Например, круглый (зрение), горячий (кожа), соленый (вкус), гремящий (слух), ароматный (обоняние). Ощущения составляют источник, начало всего нашего знания. В данном случае показателен такой факт: глаз обычного человека в состоянии различить три оттенка черного цвета, взгляд же профессионала (т. е. более знающего человека) способен выделить порядка 30 оттенков. На базе ощущений формируются более сложные чувственные образы предметов – восприятия.

Восприятие – это отражение некоторого предмета материального мира во всей его целостности. Восприятие во многом зависит от прошлого опыта. На основе восприятии возникают представления.

Представление – это воспроизведенный в памяти человека образ материального предмета, не воспринимаемого в данный момент времени, но воспринятого ранее в той или иной форме. Представление может быть как воспроизводящим (свой дом, своих родителей), так и творческим (образ литературного героя, образ инопланетянина). Творческие представления формируются на основе прочитанного или услышанного.

Ощущение, восприятие, представление – основные формы чувственного познания. С их помощью мы познаем внешнюю сторону предмета, оставляя при этом непознанной его сущность, его взаимосвязи и закономерности его возникновения и развития. Чувственное познание представляет первую ступень процесса познания. Следует отметить, что такое деление на ступени не совсем верно, так как чувственному познанию предшествует исторический опыт. Ряд ученых вообще не считают восприятие, ощущение и представление этапами познания, так как они не дают полной картины предмета. Этот тип познания имеет ряд специфических особенностей:

1) непосредственность (неотделимость от познаваемого объекта, т. е. чувственное познание невозможно без наличия познаваемого объекта);

2) наглядность (органы чувств должны иметь возможность воспринимать свойства познаваемого объекта);

3) конкретность (каждый познаваемый объект имеет свои уникальные свойства);

4) субъективность (образ познаваемого объекта зависит от личности познающего);

5) пассивность (для формирования образа познаваемого субъекта не нужно производить сложных мыслительных процессов).

3 СПЕЦИФИКА ЛОГИКИ КАК НАУКИ

Логика – сложный, многогранный феномен духовной жизни человечества. Именно поэтому в современном языке этот термин имеет множество значений. Термин «логика» происходит от латинского слова «logos», что значит «мысль», «слово», «разум». В настоящее время можно выделить несколько основных значений логики.

Логика – последовательная связь предметов и явлений окружающего мира. Типичными примерами употребления рассматриваемого термина в таком значении являются выражения «логика вещей», «логика исторического развития», «логика международных отношений».

Логика – закономерности в связях и развитии мысли. В данном случае в качестве примеров можно привести такие выражения, как «женская логика», «железная логика», «логика рассуждения».

Логика – наука о структуре и закономерностях правильного мышления.

Логика – определенная последовательность в действиях человека. Например, логика поступка, логика поведения.

Так как в одном из случаев логику определяют как науку, то она должна иметь свой объект, предмет и место в системе наук. Если логика – это наука о формах, приемах и законах мышления, значит, оно и выступает объектом ее изучения. Однако известно, что изучением процесса мышления занимаются и другие науки, например философия, психология, физиология, а также многие другие. Поэтому необходимо выделить предмет логики, значение которого будет уже, чем значение объекта. Важно также отметить отличие предмета логики от предмета других наук о мышлении.

Философия исследует мышление в целом. Она решает вопрос об отношении человека, а следовательно, его мышления к окружающему миру. При этом философию мало интересуют те механизмы, на основе которых формируется человеческое мышление.

Психология изучает мышление как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т. д. Она уделяет значительное внимание изучению как механизмов возникновения того или определенного типа мышления, так и непосредственное проявление этих типов мышления на практике. Однако психологию не интересует истинность этих типов мышления, ее предметом, наоборот, выступает исследование отклоняющихся от нормы типов мышления.

Физиология раскрывает механизмы, которые обусловливают процесс мышления. При этом ее мало интересует отражение действительности, возникающее в процессе мышления.

Своеобразие логики заключается в том, что она изучает мышление, его содержание, формы, законы, истинность. Поэтому более точным определением логики как науки будет следующее высказывание: логика – это наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истинному познанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *