Левкас икона

Происхождение слова

Название «левкас» происходит от греческого слова, которое в переводе означает «белый» или «светлый». Так, город Лефкасия, в древности бывший столицей Кипра, дословно переводится как «белый город».

Левкас – что это такое

В иконописи левкасом называют особый грунт белого цвета, который готовится из мела, истолченного в порошок и смешанного с рыбьим или животным клеем и льняным маслом. Этой смесью иконописцы покрывали доски для икон, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась на поверхности дерева. Обычно наносится десять и больше слоев грунта, для того, чтобы заполнить мельчайшие пространства в структуре доски. В качестве основы иконы обычно использовали древесину кипариса, лиственницы или липы. Иногда, прежде чем нанести грунтовку, на доску клеили специальную холстину, а потом уже пропитывали ее левкасом – она называлась паволокой и способствовала долгому сохранению иконы.

Если говорить о древесине как материале для иконы, то здесь она является дополнительным напоминанием о кресте, на котором распяли Иисуса — Истинном древе Спасителя.

Прежде чем нанести левкас на доску, ее предварительно обрабатывают и шлифуют. Затем грунт кладут несколькими слоями, чем более тонкими и равномерными они получаются, тем лучше будет сохранность иконы. После того как грунтовка полностью высохнет, ее тщательно шлифуют – древнерусские иконописцы делали это при помощи стебельков хвоща, сейчас для этой цели используют мелкозернистую наждачную бумагу.

Для того чтобы проверить качество получившегося грунта, на него насыпали мелкий угольный порошок, который затем сметали крупным птичьим пером. На идеально отполированных поверхностях уголь не задерживался, но зато оставался в сохранившихся неровностях. Если такие обнаруживались, то шлифовку повторяли.

Когда левкас полируют особенно тщательно, в конце работы, после нанесения красок, он мягко светится сквозь них, создавая эффект легкого сияния. Это хорошо видно на старинных иконах. Таким образом, грунт сообщал дополнительный сакральный смысл произведению мастера.

Стоит сказать, что часто левкасом доску покрывал отдельный мастер – левкасчик, а процесс грунтования основы назывался левкашением.

Традиционная техника иконописи предполагает несколько вариантов приготовления грунта. Клей обычно готовится либо из костей и чешуи различных рыб (сейчас он продается в виде готовых пластин, раньше мастера вываривали его самостоятельно) или же из обрезков кожи (так называемый мездровый клей). Кроме того, в современной иконописи используют также желатин и осетровый клей, которые обладают всеми необходимыми свойствами связующего материала.

Внимание! О левкасе на ПВА:

Левкас на ПВА — это откровенная халтура! Срок жизни этого клея не более 20 -25 лет, после чего левкас, вместо твердой основы просто превратится в белый порошок. Запах клея животного происхождения заметно отличается от запаха ПВА, так что по запаху можно проверить.

Мездровый клей — наиболее пластичный (более пластичный чем осетровый) и следовательно наиболее подходит к деревянной основе, подвижность которой во многом определяется влажностью окружающей среды. Осетровый клей (очень дорогой 50г –350 руб.) менее пластичен чем мездровый, но зато у него наиболее высокая клеющая способность, позволяющая при небольшой концентрации (3-5%) делать успешно реставрационные проклейки. Столярный гранулированный клей по сути аналогичен мездровому, только используется гораздо менее качественное сырье и этот клей вонючий. Желатиновый левкас самый хрупкий и наиболее подвержен кракелюрам, но и его вполне возможно нанести успешно, при условии хорошей проклейки.

Пример: Проклейка доски (фанеры) – 3-4 раза (мездровый клей в соотношении с водой 1:20). Наклейка паволоки — 1:6, левкас – то же соотношение + отмученный мел + столовая ложка олифы на литровую банку левкаса (в качестве пластификатора). Наносим слегка подогретый (а первые слои горячий) левкас широкой щетинистой кистью.

Теперь о том как я левкасила (доски только липовые): 5%-ая горячая проклейка несколько раз, 5%-ый клей для найклейки замоченной в нем паволоки, левкас -15% мездровый раствор клея с мелом без пластификатора, сушка каждого слоя ~5-12 часов ( в зависимости от времени года и влажности). Левкасила исключительно шпателем (очень удобные шпатели продает известная итальянская фирма «OIKOS» — пластиковые в форме неравностороннего четырехугольника с закругленными краями). Затем скальпелем срезала бороздки и подсушенные крошки. Шлифовала маленькой электрошлифовальной машинкой с тонкой шкуркой и кое-что вручную, затем суконной тряпкой. Тыльную сторону сразу же тонировала водорастворимой морилкой, после просушки густо наносила растворенный в скипидаре воск (особенно много на вертикальные торцы через которые древесина всасывает влагу), который после высыхания (2 недели) полировала воск тряпкой. Торцевые стороны покрывала масляной краской с французским сиккативом для быстрой просушки. Только после всех этих процедур уже приступала к рисунку. (Автор — Марина Львовна).

Бумажный малярный скотч можно использовать даже на лицевых полях при окантовке рамкой на больших досках, получается ровно и быстро.

Рельеф и украшения

Узнав, что это такое — левкас, можно обратиться к его разновидностям. На многих иконах можно увидеть рельеф в качестве украшения. В частности, существовал особый подвид грунта – чеканный левкас. Сверху он покрывался сусальным золотом, а края обрабатывались при помощи чекана (средневековое холодное оружие) – точно так же, как чеканят металл. Узор, получающийся в итоге, зависел от формы инструмента. Это самый древний вид левкаса, который можно видеть на старинных иконах 12 века.

В 16 веке широкое распространение в Западной Европе и Украине получила резьба по левкасу. До начала живописных работ на грунт наносили рисунок и при помощи специальных инструментов вырезали необходимый узор, а затем подготавливали золочение точно так же, как для чеканного левкаса.

Также популярен были лепные рельефы, которые наращивали той же левкасной массой по краю иконы, ориентируясь на заранее намеченный рисунок. Он мог быть как невысоким и несколько расплывшимся – такой рельеф выполняли при помощи жидкого грунта, а мог быть высоким и четким – значит, для его изготовления применяли густую массу, которая при нанесении на поверхность не растекается. Но в этом способе украшения иконы есть свой минус – со временем такие рельефы могли начать слоиться.

Менее распространенным был оттиск разнообразных узоров на сыром грунте левкасе. Если узор был недостаточно читаемым, его углубляли с помощью резцов, а затем золотили.

Нанесение красок на левкас

Прежде чем приступить непосредственно к нанесению слоя краски, особый мастер – знаменщик – переносил рисунок на высохший левкас. Это был очень ответственный этап, поскольку рисунок должен был выглядеть аккуратно и точно. Техника иконописи предполагает, что обычно он наносился при помощи угля, а затем более тщательно прорисовывался черной краской (в современности для этого используют тушь).

Маститые иконописцы рисовали сразу, без предварительной разметки углем. Но мастера, опыт которых был еще невелик, напротив, могли пользоваться прорисями, специальные контурами, которые обозначали общие линии иконы, а также некоторые детали.

Стенной левкас

Для того чтобы создавать монументальные произведения, стены предварительно грунтовались смесью, в основе которой была гашеная известь. В отличие от иконного левкаса, для стенного использовались различные добавки: песок, дробленый кирпич или известняк, древесные волокна. Соответственно, способ такого письма у русских мастеров назвался стеннаяой росписью по сырому левкасу. Более позднее название такого вида работ, «фреска», было заимствовано у живописцев-итальянцев.

Техника работы была действительно сложной, что можно понять из текстов, посвященным тонкостям росписи стен: так, в «Указе стенному письму» подробно прописаны этапы работы и специфика материалов.

В итоге работа получается очень прочной, так как вода, в которой разводили краски для иконописи, впитывается в еще влажный левкас, образуя тщательно прокрашенный известняк – фактически новый качественный материал. Левкас специально делали белым и густым, чтобы он просвечивал сквозь яичную темперу, которую использовали для нанесения рисунка. Собственно, особенность этой грунтовки и состоит в том, что она как бы втягивает краски, давая им мягкое сияние.

Левкас в западной традиции

Несмотря на этимологию названия, этот грунт не всегда белого цвета – он может быть и коричневым, и охристым. Но цветной левкас используют в основном в католических иконах.

Левкас в современном строительстве

Здесь под этим определением понимают отделку особенно высокого качества, при помощи которой можно сделать идеально гладкой необходимую поверхность, заготавливаемую под окрашивание. Точно так же, как и в иконном левкасе, за основу раствора берут меловой или гипсовый порошок. Но, в сущности, левкасом в строительстве называют обычную грунтовку, хорошо и качественно выполненную. Все-таки основное применение этого термина сохраняется в области иконописи.

Багет для живописи

Также стоит узнать, что это такое — левкас в сфере живописи, где его применяют в отделке рам. Для изготовления багетов используют подобный грунт с целью создания идеально гладкой поверхности. Его наносят шпателем, тщательно шлифуют, а затем проклеивают, чтобы он не впитал краску, которую наносят поверх грунта (так же, как и в иконописи, он обладает способностью впитывать красочный материал). Левкас, применяемый здесь, состоит из смеси гипса и раствора желатина или специального клея.

Правильный рецепт левкаса иконной доски написать трудно. Прежде всего из-за того, что это не точная рецептура. В ней есть несколько переменных. Можем дать советы для тех, кто начинает делать левкас без учебы у мастера.

  • 1. Выбирайте в начале средние пропорции и ведите дневник, стараясь использовать материалы одного и того же рекомендованного производителя.
  • 2. Обязательно пользуйтесь весами.
  • 3. Выясняйте подробности о материале. Например, кто использует мездровый клей для левкаса нужно знать, что в свежеприготовленном клее примерно 17% влаги, в зависимости от марки клея вязкость раствора может быть от 2 до 6 градусов, массовая доля жира 0,3-0,8%. Чтобы не путаться в этих показателях берите материал в одном и том же месте.
  • 4. Много клея не покупайте. Клей со временем меняет свои характеристики. При работе с желатином помните, что это прошедший дополнительную очистку мездровый клей. Точнее оба эти клея получают от одного сырья. Вместе с дополнительной очисткой желатин теряет клеящиеся свойства. Беря желатин одного и того же производителя, но из разных партий наблюдаются отличия в свойствах.
  • 5. В качестве паволоки используйте 100% лен средней плотности. Забудьте про стираные наволочки и т.д. Сейчас необходимый материал доступен. Также в наш состав левкаса входит хозяйственное мыло 72%, раствор прополиса и льняное масло.
    • Эта информация предназначена для тех, кто хочет делать качественные изделия. Сегодня встречаются множество изделий из современных и непроверенных, порой несовместимых, материалов. Например, левкас иконной доски заменяют на одну из разновидностей финишной шпаклевки, купленной в магазине. Прочитав состав, в котором встречается слово мел, некоторые с удовольствием применяют готовый состав в своих работах. Конечно, возникают проблемы не сразу, но обманутые у других «производителей иконных досок» покупатели приходили к нам.

      С принесенных ими досок вся икона снималась без труда. Выяснив проблему, не составляет труда закрепить ее заново на доску, но возникшие трещины заделывать намного труднее. Только вот вопрос, а покупателю это надо? Мы уже не говорим о том, что пластификатор в этих шпаклевках синтетический и, соответственно, возникают вышеописанные проблемы. Есть и другие способы изготовления икон, но у себя мы их не изготавливаем.

В издательстве ГИКМЗ «Московский Кремль” в 2012 году вышла книга Натальи Юрьевны Фроловой «Деревянная резьба древней Руси”.
В книге содержатся интересные материалы, которые могут пригодиться гиду-переводчику. Одна из глав книги называется «Охра, бакан и ярь веницейская”. Эту главу представляем вниманию коллег.

  • Левкас
  • Темпера
  • Пигменты
  • Белила
  • Золочение и серебрение
  • Олифа
  • Деревянная резьба на русских избах

Левкас

Создавая икону или изделие, украшенное резьбой по дереву, мастера никогда не наносили краски непосредственно на дерево. Резная поверхность предварительно покрывалась левкасом. Иконный левкас состоит из растёртого порошкообразного мела, перемешанного с рыбьим клеем. Клей варили из плавательного пузыря осетровых рыб. Левкас наносился постепенно, слой за слоем. Поверхность левкаса тщательно шлифовали. Иногда левкас покрывающий отдельные детали иконы, делали выпуклым, лепным или украшали углублёнными бороздками, выполненными с помощью чеканов – небольших стальных прутьев с концами в виде тупого шила, трубочки или шарика.

Наносили левкас мастера, ведь для того, чтобы правильно приготовить левкас и нанести его на поверхность, требовались определённые знания и навыки. В документах XVII века упоминают мастеров-левкасчиков, то есть специалистов по левкашению иконных досок деревянной резьбы, иконостасов.

Темпера

Затем на левкас наносились краски. Древнерусские иконописцы отдавали предпочтение темпере – краске, у которой связующим веществом служит куриное яйцо, чаще желток, разбавленный хлебным квасом. Темперные краски накладывали последовательно, в несколько слоёв, добиваясь нужного оттенка.
В польском городе Люблин в замковой часовне св.Троицы есть иллюстрация этапов создания иконы. Описание было на польском и я не сочла нужным обратить на него особое внимание. 🙁

Пигменты

Пигменты (от латинского pigmentum – краска), добывали из природных материалов и органических соединений различных цветов. Например, ярко-красную краску – киноварь, – получали из природного минерала сернистой ртути. Жёлтый и коричневато-красный цвет давала охра.
Минеральная краска неяркого зелёного цвета называлась прозелень. А вот яркую изумрудную зелень получали из окиси меди. В старинных документах такая краска называлась веницейская (венецианская) ярь.

Для изготовления багряной краски – бакана, использовали определённого вида насекомого, на Руси его называли червецом.
Лазоревая краска ярко-небесного цвета создавалась из полудрагоценного камня лазурита.

Сосуды для изготовления красок. Иллюстрация из книги Н.Фроловой.

Белила

Одной из главных красок во все времена были белила. В рукописях XVII века говорится: «Прыгождается же белило в приклад на подкрас в черним, в синь, в прозелень, в киноварь, в багор и во все иные краски».
С античности и до конца XVIII столетия единственным белым пигментом били свинцовые белила. Свинец в виде тонких полос помещали в сосуд, на дно которого наливали уксус. Неплотно закрытый сосуд ставили в тёплое место и там держали около месяца. После чего на поверхности металла образовывался белый налёт, который счищали и использовали в качестве белой краски.

Золочение и серебрение

Наряду с красками в украшении резьбы использовали сусальное серебро и золото. Тончайшие пластинки драгоценных металлов выковывали вручную. С ними нужно было обращаться очень бережно и осторожно: не порвать, не измять. «Лапкой» – кисточкой-веерком из беличьего хвоста листки сусального золота или серебра аккуратно поддевали и накладывали на подготовленную поверхность, а затем шлифовали «зубком». Этот инструмент представлял собой клык хищного животного, закреплённого в специальной рукоятке. Иногда вместо звериных клыков употребляли шлифованный кремень, агат или сердолик.

Олифа

В последнюю очередь на красочный слой наносилась олифа, защищавшая краски от воздействия влаги. Олифа содержит варёное льняное или конопляное масло с добавлением ряда смол, а также янтаря. Существовало множество рецептов варки олифы. Например, «на ведро (масла) гривенки четыре ентарю истолочи и просей ситом, мелочь прочь, а крупень клади в сковородку и облей маслом, только б обняло, да варить много, как попенится, беречь от загару. Да клади (в) огнь дровца берёзовые, чтобы не было копоти, да вари чтоб не добре жарко. И так учнёт поспевати, и ты капни на топор загуститись, смотри, сколь тебе густо надобно”.

Важнейшие сведения о материалах и инструментах древнего живописца дали археологические находки, полученные при раскопках художественной мастерской второй половины XII – начала XIII века в Великом Новгороде”.

Деревянная резьба на русских избах

В книге Н.Ю.Фроловой «Деревянная резьба древней Руси” есть схема с названиями деталей русской деревянной резьбы.

Иллюстрация из книги Н.Фроловой

Почему русские избы украшены деревянной резьбой?

В языческие времена мир представляется людям наполненным не только добрыми, но и злыми силами. Некоторые узоры выполняли роль оберега, то есть защиты человека и его дома от недобрых духов. Считалось, что изображения льва, коня и птицы Сирин отпугивают нечистую силу. Даже простые геометрические фигуры наделялись определённым магическим смыслом: круг символизировал солнце, волнистая линия – воду, параллельные прямые – поле.

В былые времена каждый хозяин стремился сделать свой дом неповторимым. Богаче всего украшался фасад, выходивший на улицу. Это было лицо дома. Не случайно некоторые детали фасада получили соответствующие названия – наличник, причелина ( от чело – лоб). Их, также как и ставни, столбы крылец и подзоры покрывали резьбой и росписью. Узоры вырезали мастера «по резному делу”.
Какие же удивительные узоры вырезали на дереве мастера-умельцы! Об этом рассказывают названия старинных орнаментов: косицы и прями, зубчики и городцы, киотцы и маковки, ложки и желобки, звёздочки, грибки, кляпыши.

На иностранный язык все эти названия перевести весьма затруднительно. Но показать образцы деревянной резьбы можно во многих городах Золотого Кольца.

Небольшой словарь русских терминов с переводом на английский и французский языки.

левкас – gesso – gesso
плавательный пузырь осетра – swim bladder of sturgeon – vessie natatoire de l’esturgeon
шлифовать – polish, smooth – moudre
сернистая ртуть – mercury sulphide – sulfure de mercure
киноварь – cinnabar – cinabre
клык хищника – canine predator – prédateur canin
сердолик – cornelian – cornaline
червец – mealybug – cochenille
олифа – linseed oil – l’huile de lin
льняное масло – linseed oil – l’huile de lin
конопляное масло – hemp oil – huile de chanvre
смола – resin – résine
пигмент – pigment – pigment
свинцовые белила – ceruse – blanc de plomb
свинец – lead – conduire
уксус – vinegar – vinaigre

Будем благодарны германо-итальяно-испано говорящим коллегам за добавление профессиональных терминов. Их можно оставить в отзывах к статье.

Статья написана по материалам книги Н.Ю.Фроловой «Деревянная резьба древней Руси”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *