Лавришево монастырь

Монастырь

Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь

белор. Свята-Елісееўскі Лаўрышаўскі мужчынскі манастыр

Страна

Белоруссия

Местоположение

у д. Гнесичи, Щорсовский сельсовет, Новогрудский район, Гродненская область

Конфессия

православие

Епархия

Новогрудская и Лидская епархия БПЦ

Тип

общежительный

Основатель

основатели: Войшелк Миндовгович, Елисей Лавришевский

Первое упоминание

около 1260

Дата основания

ок. 1260

Основные даты

  • 1257 или 1258 — основан, располагался у д. Лавришево
  • 1329 — создано Лавришевское евангелие
  • 1596 — переведён в греко-католичество
  • 1775 — отстроен заново
  • 1836 — упразднён
  • 1913 — воссоздан как православный у д. Гнесичи
  • 1915 — прекратил существование в ходе войны
  • 2007 — воссоздан

Здания

1775 • Свято-Успенская церковь д. Лавришево

Известные насельники

Войшелк, Елисей Лавришевский, Онисифор Девоча, схиигумен Серафим

Настоятель

Гурий (Апалько)

Статус

действующий

Состояние

строится

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Свято-Елисеевский Ла́вришевский мужской монастырь (белор. Свята-Елісееўскі Ла́ўрышаўскі мужчынскі манастыр) — монастырь в Новогрудской и Лидской епархии Белорусской православной церкви, самый ранний по времени основания из действующих мужских монастырей в Беларуси. Расположен близ д. Гнесичи (Щорсовский сельсовет Новогрудского района Гродненской области), справа от р. Нёман. Был одним из важнейших духовных центров на белорусских землях со времени основания Великого Княжества Литовского. Первый из белорусских монастырей, который, по историко-документальным сведениям, называли лаврой (XVI век).

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:570 3 539 825
  • ✪ Возрождение обители. Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь. Новогрудский ГАК
  • ✪ Валаам Белой Руси
  • ✪ Священные стены

Субтитры

Наверное, возможность посещения монастыря в Михайловском районе Рязанской области не вызвало бы у меня столь жгучий интерес, если бы заранее было сказано, что он, якобы, закрытый. И что на территорию его, якобы, попасть невозможно. Не только слухи, но и интернет-публикации за авторством туристов-любителей пестрели странной информацией о недружелюбности обитателей монастыря, об охранниках с оружием, злых собаках на цепях и непреодолимых заборах.

Попасть на территорию законным путем стало этаким спортивным интересом. Кто бы мог подумать, что проникнуть туда на деле окажется гораздо проще, чем малюют в интернетах. Корреспондент Делового портала YA62.ru побывал в монастыре, и даже через забор лезть не пришлось.

Секрет открытых дверей монастыря весьма прост, а потому не буду откладывать его разоблачение до конца: оказывается, достаточно просто договориться заранее об экскурсии, через, скажем, представительство Рязанской епархии. Что мы, собственно, и сделали. Нам были искренне рады и даже провели экскурсию, чтобы желающие из вне посетить монастырь не разбредались по территории.

Псевдоготическая усадьба Красное, которая с недавних пор находится во владении монастырского подворья, принадлежала в XVIII веке фавориту Екатерины Великой Александру Ермолову. Благодаря богатому жалованию императрицы, полученному «по случаю», Ермолов в 1785 году начал перестройку родового имения. А еще через год была заложена церковь Казанской Богоматери, на фронтоне которой красуется надпись «от щедрот великия Екатерины».

— Во времена советской власти храм был разграблен, как и многие, — рассказал наш экскурсовод, служитель монастыря. — Люди верующие старались кое-что наиболее ценное сохранить и попрятать в домах. Но не все относились к иконам и другим церковным реликвиям одинаково бережно. Одной из центральных икон храма местная жительница прикрывала чан с квашеной капустой, используя ее как пресс. И все удивлялась, почему ее семью беды преследуют? Когда в ее доме случился пожар, кто-то из соседей успел икону вынести. И сразу за его спиной дом обрушился под огнем.

Усадьба в Красном состоит из английского пейзажного парка с проточными прудами и плотинами, а также огромной территории, часть которой монахи сейчас используют под натуральное хозяйство. Обработать вручную эти земли сложно, да и не нужно, поэтому помимо сада, клумб и огорода на одуванчиковых полях можно встретить овец.

Как и в любом усадебном хозяйстве в Красном есть двухэтажный барский дом с закругленными тамбурами и стрельчатыми окнами. Он, по понятным причинам, был выстроен на возвышении. Низкий цокольный этаж занимали хозяйственные службы. В мезонине до революции сохранялась Екатерининская комната, где якобы останавливалась сама государыня императрица. После революции дом был разграблен и разорен. Реставрация имения началась только в 2000-х годах.

В 2000 году по просьбе патриарха усадьба со всеми постройками и большим пейзажным парком была передана в собственность Сретенскому монастырю. Тогда и начался длительный период реставрации объекта архитектурного наследия страны. Сейчас все постройки отрестврированы, в них базируется монастырское подворье со Свято-Серафимовским скитом и детским домом неподалеку. В усадебном доме располагаются помещения для общих нужд — трапезная, залы для общения семинаристов, а также резиденция патриарха.

Самым оргинальным сооружением усадьбы можно назвать скотный двор, стоящий на искусственном полуострове и «замаскированный» под миниатюрную крепость с четырьмя изящными башенками. Сходство белокаменного зубчато-стрельчатого декора с баженовскими постройками в подмосковном Царицине побудило краеведов высказать гипотезу об участии в проектировании самого архитектора Баженова.

Сейчас в здании скотного двора располагаются кельи. По дороге от главной усадьбы к скотному двору построены гостевые дома, в которых можно остаться на ночлег туристам. Если они, конечно, предупредят сотрудников монастырского подворья заранее.

Усадьба Красное — это такое место, где не хочется спешить. Там словно время остановилось в далеком 1785 году, и ты бродишь по изумрудной траве и восхищаешься тем, как же красиво раньше строили. В современную реальность возвращает разве что наш монах-экскурсовод, который рассказывал туристам анекдоты и с удовольствием делал с ними совместные селфи. Так что назвать монахов монастыря затворниками — сложно. А слух о том, что они не желают пускать путников на территорию усадьбы, останется мифом, передаваемым из уст в уста.

Больше фото

Дарья <Уйду в мужской монастырь> Копосова

Фото Марии Илларионовой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *