Лаврентьевская летопись

Источник оригинала (сканирование):Лаврентьевская летопись. 1377 год. Дословный перевод иногда корявит и знаки препинания не всегда расставлены верно.Перевод на современный язык опирается на ПСРЛ 19 века: куча вставок, искажающих текст, всеможные дописки, и порой искажения названий, кои притягивали за уши.Со своей стороны некоторые страницы текста пришлось дополнительно обрабатывать в редакторе, что бы текст был более читаем. Некоторые буквы пришлось так же подводить.

Основы церковнославянского, он же старославянский:

Учимся читать по-церковнославянскиА.Е. Смирнов. Он же церковный язык. Там же можно пройти и курсы.

Если кто-то заметит неточность или же знаком с каким либо словом: возможно встречал его в каких-то летописаниях, сказаниях или же ещё где-то, буду только рад возможности обсудить.

Единственная просьба, не скатываться до уровня авторов «Русь — Орда» по той причине, что они, на мой взгляд, излишне перегибают палку. А это недопустимо и вносит очередные искажения в историю.

Читая же оригинал, стоит понимать несколько вещей:

1. Летописец был человеком подневольным, в результате чего некоторые события приукрашены, а иные наоборот.
2. В те времена большая часть местности была сплошным лесом и добраться до ближайших городов составляло ощутимую проблему. Из-за этого очень часто события окрест ограничивались лишь ближайшими городами. А события из дальних городов ограничивались сообщениями гонцов, порой искажёнными. Поэтому в одних летописях событию уделялось особое внимание, в других же это же событие занимало пару строк, так как для второго писца имело маловажное значение.
3. Некоторые названия чего-либо или кого-либо в то время давались по признакам: будь то местность, род занятий, и прочее. Примеры: Илия из Мурома, Ярёма сын кузнеца, ….
4. Выкладывать страницы с транслитерацией и переводом буду по мере самого перевода, так как сама летопись вначале имеет весьма потрёпанный вид, а для того, что бы увидеть и не пропустить точку или надстрочный символ мне необходимо некоторое время и определённый настрой.
5. Часть пояснений будут в виде ссылок на определённые материалы, которые читатель сможет сам изучить, повысив свою грамотность и осведомлённость.На чём-то не стану заострять внимание.
6. Тогда и сейчас были заимствования различных слов между разными народами. Естественно заимствование слова происходило с искажением его первоначального звучания в зависимости от особенностей языка заимствовавших.
7. Слова, которые я не смог перевести будут указываться в квадратных скобках и использоваться вариант из ПСРЛ. 8. По мере разбора буду заострять внимание лишь на некоторых неточностях или подлогах «историков». Поверьте: одному человеку очень тяжело такую мешанину разгребать. Тем более что у меня нет никаких помощников и не очень много свободного времени.

Ну вот вроде бы и всё, что я хотел бы пояснить…..

Л1. об.

Текст на странице вполне читабелен.

Л2. Пришлось несколько выделить некоторые буквы.

Л2.об. (верхняя часть)

Здесь решил привести сразу два с половиной листа. Ниже объясню, почему так сделал…

Транслитерация.

Лист 1. оборот.

Се повести времянъных лет, откуду есть пошла руская земя, кто въ Киеве нача первее княжи. и откуду руская земля стала есть..
Се начнемъ повесть сию по потопе. первие снове Ноеви. разделиша землю. Симъ. Хамъ. Афетъ.И яко ся въстокъ Симови персида. ватрь. то же и до индикии в долготу и в ширину, яко же рещи от въстока и до полуденья. и сурия. индия по ефратъ реку. вавилонъ. кордуна. асуряне. мисопотамира. аравия. старейшая. елмаисъ. инди. равия на вся. Хамови же яся полуденьная страна. еюпетъ. ефивопья. прилежащия ко индомъ. другая же ефивопья. из нея же исходить река ефиопьская. чермна текущи на въстокъ. авифаникии прилежащи до курии на маръмарья. асуритисиоу и другая. нумидья. масурия. мавританья. проти оущи гадире. сущимъ же ко встокомъ имать киликию. памъфилию. писидию. мосию. луконию, фругию, камалию, ликию, карию, лудью. масию. другую троаду. салиду. вифунию. старую фругию. и островъ неки имать. саръдани

Лист 2.

критъ, купръ, и реку геону, зовему . {…}.
Афету же яша полунощныя страны и {…}: мидия алъванья аръвинья малая и великая каподокия. фефлагони галатъ. влехисъ. воспории. меоти. дереви. гаръмати тавриани. сируфья фраци макидонья алматия луеи фесалья локрия пеления, яже и полопонисъ наречеся. аркадъ япиронья илюрикъ словене лухитая анъдриокия оньдреятиньска пучина. Имать же и островы вротанию сикилию явию родока хиона лезовона кофирана вакунофа кефалинья Ифакину керькуру часть всячьския страны нарицаемую Онию. реку тигру текущи межю миды и вавилономь до понетьского моря на полънощныя страны. дунай дьнестръ и кавкаисинския горы рекше оугорьски и оттуде доже и до днепра. И прочая реки десна припеть двина волховъ волъга яже идеть на встокъ, въ часть Симова.# В Афетове же части седять русь. чюдь и вси языци. меря мурома весь моръдва. заволочьская чюдь пермь. печера ямь оугра литва зимегола корсь сетьгола любь. Лях{…}ве же и пруси чюдь преседять к морю вяряжьскому. По сему же морю седять варязи семо ко въстоку до предела Симова. по тму же морю седять къ западу до земле агнянски и до волошьски. Афетово бо и то колено варязи свеи урмане русь агняне галичане волъхва римляне немци. корлязи веньдици фрягове и прочии. доже приседять от запада къ полуночью и съседяться съ племянемъ Хамовым.

Лист 2. оборот.

Сим и Хамъ и Афет. Разделивше землю. жребьи метавше. не преступати никомуже въ жребии братень. живяхо кождо въ своей части. Бысть языкъ единъ. И оумножившемъся члвкмъ на земли, помыслиша создати столпъ до небесе. въ дни Ниектана и Фалека. И собрашася на месте cенаръ поли. здати столпъ до небесе. и градъ около его Вавилонъ. и созда столпъ то за 40 лет. не свершенъ быст. И сниде господь бог видетъ и градъ и столпъ. ирече господь се родъ единъ. и языкъ единъ. И съмеси бог языкъi. и раздели на 70 и 2 языка. и расъсея по всеи земли. По размешеньи же языкъ. богь ветромъ великимъ разраши столпъ. и есть останокъ его промежю асюра. и вавилона, и есть въ высоту {…текст заретуширован…}и в лета многа хранимъ останокъ.#

Мой перевод.

Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла Русская земля.
Так начнем повесть сию от потопа. Первые сыновья Ноя разделили землю. Сим, Хам, Афет.
И достался восток Симу. Персия, Бактрия, даже и до в долготу и в ширину, как говорим от востока и до юга. И Сирия, Индия по реке Ефрат, Вавилон, Кордуна, Асуряне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис. Инди, Равия.
Хаму же досталась южная страна: Египет, Эфиопия граничащая с Индом, и другая Эфиопия. Из неё же вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток. простирающаяся до курии на Мармарье. и другая. Нумидия, Масурия. Мавритания, напротив устья Гадира. На востоке же имеет Киликию, Памфилию, Писидию, Мосию, , Фригию, . Ликию, Карию, Лидию, Масию. другую Троаду. Салиду, Вифанию, Старую Фригию, и некоторые острова: Сардинию Крит, Кипр и река Геона, называющуюс . {…}.
Афету же достались северные страны и {…}: Мидия, Албания, Арвиния Малая и Великая. Каппадокия. Пафлагония, Галатия, Колхис, Босфор. Меотий. Дереви. Сарматия жители Тавриды Скифия Фракия Македония Далматия, Малосия. Фессалия Локрида Пеления, называемая Пелопоннесом. Аркадия Ипиротия, Иллирия, Славяне Лихнития Адриакия Адриатическое море. Имеет и острова Британия Сицилия, Эвбея Родос Хиос Лесбос Кифера Закинф Кефалония Итака Корсика часть страны, называемой Ионией. Река Тигр текущая между Мидией и Вавилоном до Чёрного моря на север. Дунай, Днестр, Карпатские горы называемые Угорскими, а оттуда до Днепра. И прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Сима.# В странах же Афета сидят русские, чудь и всякие народы. Меря, мурома, весь, мордва заволочьская чудь пермь, печера, емь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, либь. Ляхи же и пруссы чудь сидят близь моря Балтийского. По этому же морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Сима, сидят по тому же морю и к западу — до земли Агнянской и Волошской. Потомство Иафета также варяги, , норицы, русь, агняне , галичане , волохи, римляне, немцы, корлязи, венеты , фряги и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.
Сим же и Хам и Афет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. Был один язык. И умножившиеся человеки на земле замыслили создать столп до небес в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте Сенар поля строить столп до небес и город около него Вавилон; и создали столп тот за 40 лет, и не был он закончен. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь. Это род один. И народ один. И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле.

Небольшие пояснения.

Возьмём к примеру карту Птолемея 140 года до Н.Э.

Примерно так выглядело расселение племён Сима, Хама и Афета. С одной лишь разницей: река Волга, древнее название Ра (да уж — при чём здесь фараоны?!) брала своё начало в пределах Афета и текла на юг в пределы Сима. Для полного понимания стоило бы Предкавказье закрасить розовым до полного соответствия.

Итак шло время. Прошло всего каких-то двести лет. Карты усовершенствовались. Как и приборы навигации. Да-да: прогресс имеет свойство развиваться медленно, но верно. Соответственно усовершенствовались и карты.
Яркий пример этому — карта Помпония Мела 43 года Н.Э.(Расцвет Римской Империи).

Понятно, что карта Помпония Мела — репродукция. Раскрашенная. И несколько отредактированная в средние века. Куда уж без этого. Но тем не менее, более-менее отражающая описанные пределы сынов Ноя.

Естественно, что летописец описывает расселение народов до Р.Х. То — которое было известно древним путешественникам.Сразу замечу, что пределы Сима и Хама описываются бегло и кратко. В отличии от пределов Афета. Так и должно быть.Любой человек может достаточно досконально описать своё жилище, но лишь частично опишет жилище своего соседа.

В случае же с Лаврентьевской летописью, летописца больше интересует та часть, где находится его родной народ, нежели народы, населяющие два других предела. И на мой взгляд сделал это он весьма подробно.

Наиболее наглядное расселение представлено на этой карте:

В этой статье https://cont.ws/@luchisfer/101… я более подробно разобрал датировки. Расселение сынов Ноевых произошло за 2762 лет до Рождества Христова.

Наиболее интересные, на мой взгляд, моменты.

Мавритания, напротив устья Гадира — Гибралтарский пролив в то время видимо не имел название. Или же имел название города Гадир, который контролировал пролив. На некоторых картах того времени на Гибралтаре изображались «Столпы Геркулеса» в виде двух колонн.

На карте Помпония Мела находится (и не только на его) в районе современных Словении и Хорватии обозначение Jllyrica (Illyrica). Иллюрик по нашему.
Однокоренное слово с Или. Или. … Илию что ли зовёт?. В общем смотря как произносить.
Но это уже из другой оперы.

Интересные моменты истории. Точнее развития Римской империи:

Исходя из текста летописи есть слово Агняне. В переводе ПСРЛ и более поздних в качестве перевода указано Англичане. Хотя в видео есть только Angles на 2:26 минуте.
При любом произношении из Англесс ну абсолютно никак не получаются Агняне.
Тут можно вспомнить один немаловажный момент: славянский язык похож на санскрит, на котором Агни — Огонь.
Согласно же старославянскому «огнивица» — это жар, лихорадка.
Возможно из-за несколько лающего языка жителей Ютландии летописец считал их язык лихорадочным или же бредовым. Потому что с его точки зрения такой человек разговаривал как при лихорадке. Вероятно Агняне — бредящие в лихорадке. Ничего личного, так сказать.

То же самое касается упоминания слова «Чудь».
Почему-то принято считать, что это народности. Но по внимательном рассмотрении текста и знаков препинания оказывается, что слово «чудь» в двух местах из трёх обозначает скорее слово «чудной». Т.е. употребляется скорее в значении «чудной народ», нежели в значении названия народа: Ляхи же и пруссы чудь сидят.
Может поэтому так много сказок про «Чудь», которая ушла в землю и закрыла за собой входы….

» заволочьская чюдь пермь»…Как мне кажется в данном тексте слово «заволочьская» обозначает тех, кто занимался волоком судов по суше (толковые словари вам в помощь). То есть ремесло.
Опять же, в прошлом столетии даже было исследование: Переход из озера Ильмень в верховья Днепра.
Дремучие леса….. Прямых протоков не было как и каналов. Основные средства перевозок — суда. Это сейчас поля и луга. А тогда была чаща. (В дальнейшем при разборе ЛЛ укажу источник, т.к. сейчас не столь важно)

«Норици»…..
Любимая тема «Норманнской теории».Согласно римлянам (Помпоний Мела и прочии) — основателям латинского языка, «Норици» пишутся как Norici.
Норманны пишутся несколько по иному: Normans, Normannen, Normaunds, Normands, Normanni.
Кстати в коверканном переводе Лаврентьевской летописи Норици переведены как Норманны.
Тем более что древние путешественники поместили «Норици» где-то в Альпах, недалеко от области с названием Jllyrica (Illyrica).
На всякий случай стоит запомнить это название. В дальнейшем станет понятно, зачем собственно.

Так же имеет место быть как раз в данной летописи момент движения людей на север:
Дунай, Днестр, Карпатские горы называемые Угорскими, а оттуда до Днепра. И прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Сима.
Это не я придумал. Это летописец написал очень много лет назад!
Берём карту. Цветной фломастер. И чертим стрелочку в указанной последовательности.
И смотрим на получившийся результат.

Ну да ладно.
Расселились — так расселились.
Каждому по уделу. У всех свои проблемы. После потопа надо же всё разгребать. Позже к нему вернёмся. К потопу то бишь. Весьма, я бы сказал, интересная тема.

А дальше начинается самое интересное:
Стало, значит, скучно людям то в своих пределах. Решили они, от безделья столп до небес построить.
Не башню! Столп.
А вот столпы в те времена непременно круглые были. Даже выражение есть: «Вавилонское столпотворение».
Значение, конечно, у выражения: хаос и беспорядок.Это сейчас так. А раньше означало лишь то, что написано: Творение Вавилонского столпа. И ничего более.
И на каком-то Сенаар поле.
Немного проясню: Сенаар находится к юго-западу от Ефрата. А поле имело так же значение — равнина.
Давайте-ка сначала посмотрим фрагмент карты Помпония Мела (я уже упоминал, что летописец описывал расселение народов до Рождества Христова. То есть до Н.Э.):

Тут мы видим Babylon, ниже по течению приличное такое озерцо, имеющее два истока в Персидский залив.

А теперь посмотрим на современную карту (Яндекс, к примеру):

Там, где нам показывают «развалины Вавилонской башни» раньше находилось это самое озеро. Это гораздо позже озеро усохло, превратившись в Месопотамскую Низменность.Весьма плодородную. А раньше это было дно озера.
Красным отмечено местоположение «Вавилона» и какого-то квадратного курятника, выдаваемого за Вавилонский столп.
Причём здесь курятник, спросите?
В некоторых источниках указывается размер останков сего столпа (но не в Лаврентьевской летописи):
…в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки…
А давайте посчитаем?
Один локоть примерно 455 мм. Или же 45,5 см. Или 0,455 метра.
5453 локтя — это приблизительно 2480 метров!
То есть в высоту и ширину аж по 2,5 километра!
Для сравнения: высота Останкинской башни 540 метров.
Это ж почти ПЯТЬ останкинских башен!!!
А «Вавилонский курятник» в Хилле всего то не более 50 метров в основании.
Да и сам «Вавилон» в Ираке — не более, чем дешёвая декорация.
Если что-то там и нашли, то скорее всего те, кто строил то, что недавно обозвали «Вавилоном», попросту притащили на строительство остатки былого величия древнего Вавилона, который находился гораздо выше по течению Ефрата.
В общем откопали провинциальный городишко и сделали очередной новодел.
Вот так и переписывается история, что не удивительно.

Ну а я потихоньку, вникая в детали, буду далее разбирать весьма интересные моменты Лаврентьевской летописи 1377 года и, как это не странно, Острожской библии 1587 года…
Ведь дальше будет гораздо интереснее: пока я разбирался с некоторыми понятиями и топонимами ЛЛ, по ходу дела обнаружил ещё более интересные нестыковки в истории.

Возможно некоторые события предстанут в несколько ином свете, нежели трактуется современной историей….

PS: Скоро зима. Времени больше. Постараюсь более сжато разобрать то, что накопилось за несколько месяцев….

С ув. Мерлин.

Лаврентьевская летопись. Текст. Перевод. Исследования / Подгот. текста, пер. и исслед. Г.М. Прохорова. — СПб.: ООО «Издательство «Росток”», 2017. — 752 c. Тираж 300 экз. ISBN 978-5-94668-150-6.
Лаврентьевская летопись. Факсимильное издание. — СПб.: ООО «Издательство «Росток”», 2017. — 352 c. Тираж 300 экз. ISBN 978-5-94668-172-8
Лаврентьевская летопись написана в 1377 г., за три года до Куликовской битвы, по благословению суздальского и нижегородского епископа Дионисия, содержит древнейший список и особую редакцию Повести временных лет, единственный список Поучения Владимира Мономаха, древнейший список древнейшей редакции «Повести о житии Александра Невского», хотя и не полный вследствие утраты листов книги, и особый рассказ о событиях во Владимиро-Суздальской Руси XIII в., в котором погибшие при татарском нашествии русские князья предстают борцами за правоверную веру христианскую. Летопись включена в программу ЮНЕСКО «Память мира».


Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
— в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
— в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
— в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Лаврентьевская летопись

Язык оригинала

древнерусский язык

Дата первой публикации

Электронная версия

Медиафайлы на Викискладе

Лавре́нтьевская ле́топись — одна из древнейших русских летописей. Рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, под номером F.IV.2. Название летопись получила по имени монаха Лаврентия, указанного как написавшего данную книгу в колофоне. Рукопись создана в 1377 году — это самая древняя дошедшая до наших дней датированная русская летопись.

Лаврентьевская летопись оказала влияние и на позднейшие летописи — Троицкую, Новгородско-Софийский свод и др.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:13 047 251 295 350 273 452 1 166
  • ✪ Как Москва украла Русь׃ скандальное заявление Путина
  • ✪ Разведопрос: историк Александр Скробач про основание Киева
  • ✪ Тайны Летописи России
  • ✪ Православие — не Христианство
  • ✪ Россия времени перестройки, гласности, демократизации, развала СССР и становлении новой России

Субтитры

  • 1 История нахождения и опубликования
    • 1.1 Особенности издания Лаврентьевской летописи в составе »Полного собрания русских летописей»
  • 2 

, , , , , , , , , , , , Начало Лаврентьевской летописи с заставкой и словами «Се повести временных лет…». Левый угол рукописи оторван.

Летописание, как специфический литературный жанр, зародилось в Киеве в конце X века. Первым летописным сводом Древней Руси был Киевский летописный свод 996-997 годов. Позднее, в 1037-1039 годах, он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по повелению кн. Ярослава Мудрого. Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться «Повестью временных лет».

Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу кн. Святополка II Изяславича. Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для кн. Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция «Повести временных лет» для князя Мстислава Владимировича.

На этом работа летописцев в XII веке на текстом «Повести» не закончилась. Согласно вероятному предположению ряда ученых (М.Х.Алешковский и др.) в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст «Повести временных лет» и его сохранила нам Ипатьевская летопись. Этот Василий — автор «Повести об ослеплении князя Василька Теребовльского», вошедшей в «Повесть временных лет». В 1123 году в Переяславле епископ Сильвестр, бывший игумен Выдубицкого монастыря, скопировал текст Васильевой редакции. В процессе многократных переписок текст Васильевой редакции «Повести временных лет» вошел в состав Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377г. Только Новгородская первая летопись старшего извода (Синоидальный список) сохранила до наших дней более или менее цельный текст первой редакции «Повести» в составе свода 1118 года, с поправками Добрыни Ядрейковича 1225-1228 годов.

Прозаический перевод на современный русский язык. Публикуется в переводе Д.С.Лихачева.

Поделиться ссылкой:

ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Из Лаврентьевской летописи

В год 6793 (1285) 1…

В тот же год заложена была церковь каменная в Твери благоверным князем Михаилом и матерью его Оксиньею и преподобным епископом Семеном. Переменили имя церкви с Козьмы Демьяна на Святого Спаса Преображение 2.

В тот же год. Захватила Литва тверского владыки волость Олешню 3, и собрались тверичи, москвичи, волочане, новоторжцы, зубчане, ржевичи и, пойдя, побили Литву в лесу, в канун Спасова дня, и помог Бог христианам, великого князя их Довмонта 4 убили, иных поймали, а других перебили, полон весь отняли, а остальные разбежались.

В год 6794 (1286).

В год 6795 (1287).

Той же зимой князь Федор Ростиславич 9 сел в Ярославле. А Андрей пошел в Великий Новгород. Татары же пошли восвояси.

Той же зимой Андрей пришел из Новгорода в Торжок.

Той же зимой царь татарский пришел в Тверь, имя ему Токтомерь 10, и, много тягости людям учинив, пошел восвояси.

Той же зимой. Преставился князь Федор Рязанский 11.

В год 6803 (1295). Дмитрий 12, великий князь, пошел в отчину свою мимо Торжка. Андрей князь перенял его на броду. Сам князь переправился через реку, а товар вьючный не успели переправить. И отнял князь Андрей товар.

Той же весной Федор Ростиславич пожег Переяславль.

В тот же год. Преставился великий князь Дмитрий близ Волока.

В тот же год. Преставился епископ рязанский Василий 13.

В тот же год. Женился князь Михаиле в Твери, и венчал его епископ Андрей в церкви Святого Спаса, месяца ноября в 8-й день, на Собор Архистратига Михаила 14.

В год 6804 (1296). Погорел город Тверь в субботу на 6-й неделе после Пасхи, утром на Собор святых отцов 15.

В тот же год. Поставлен был епископ Семен 10 во Владимире, в ноябре месяце.

В год 6805 (1297). Пришел Андрей князь из татар, и собрал войско, и хотел идти на Переяславль ратью, а от Переяславля к Москве и к Твери. Услышав же об этом, князь Михаиле Тверской и князь Данило Московский 17 собрали войско, и пришли, и стали близ Юрьева 18 против полчищ Андрея во Владимире. И так не дали пойти Андрею на Переяславль. Князь же Иван Дмитриевич 19, идя в Орду, приказал князю Михаилу блюсти отчины свою и Переяславля. И едва боя не было между ними. И заключили мир, и пошли восвояси.

В год 6806 (1298), на Святой неделе в субботу, в ночь на Фомину неделю, в городе Твери загорелся двор княжий. Чудом Бог заступил князя. Ни множество людей, в сенях спавших, ничего не почувствовали, ни сторожа. Но сам князь с княгинею, почувствовав огонь, выскочили, не успев ничего вынести. И так погорело немало имущества, золота и серебра, оружия и одежды.

В тот же год. Мор на скот был.

В тот же год. Засуха была, загорались болота и леса.

В тот же год. Болел князь сильно.

В год 6807 (1299), месяца мая в 19-й день. Вокруг солнца был круг грозный.

В тот же год Федор Ростиславич приходил к Смоленску ратыо и, не сделав ничего, возвратился.

В тот же год, месяца сентября в 15-й день, в понедельник после вечерни. Родился у князя Михаила Тверского сын, и нарекли имя ему Дмитрий.

В тот же год. Преставился князь Ярослав Пронский 20.

В год 6808 (1300), в субботу Страстной недели. Па наступающую Пасху Господню погорел Новгород Великий.

В тот же год. Преставился епископ Климент 21.

В тот же год, с весны. Ветры сильные были, и дожди, и грома. В Торжке тучей на одном часу рои сделало, и домов несколько снесло до основанья.

В тот же год. Александр Глебович 22 из Смоленска приходил ратью к Дорогобужу 23 и, обступив город, воду отнял. Князь Андрей Вяземский 24 пришел с вяземцами и помог дорогобужцам. И убили у Александра сына, а самого князя Александра и брата его Романа 25 ранили, а смолян убили сто человек, и Александр возвратился восвояси.

В тот же год рязанские князья Ярославичи 26 (пропуск в летописи — В. И.) … у Переяславля.

В тот же год. Митрополит Максим 27, не вытерпев татарского насилия, оставил митрополию и убежал из Киева, и весь Киев разбежался. А митрополит пошел к Брянску, и оттуда пошел в Суздальскую землю, со всем своим окружением.

В тот же год. Преставился Федор Ростиславич в Ярославле, чернецом и в схиме 28.

В тот же год, месяца октября в 11-й день. Родилась у князя Михаила Тверского дочь, и наречено имя ей Феодора.

В год 6809 (1301), месяца июля в 3-й день, в пятницу, на 8-й неделе по Пасхе. Погорел Торжок.

В тот же год в Новгороде Великом поставлен был епископом Феоктист 29, месяца июля в 29-й день, на память святых апостолов Петра и Павла 30. Ставили же его митрополит Максим, Андрей 31 епископ тверской, Семен 32 епископ ростовский, при великом князе Андрее. Феоктист же был причетником Святой Софии Новгородской.

В тот же год устроили съезд у Дмитрова 33 Андрей князь великий, Михайло князь тверской, Данило князь московский, князь Иван Дмитриевич из Переяславля и заключили мир между собою. А Михаил с Иваном не помирились между собою.

В тот же год, месяца октября в 7-й день, в пятницу. Родился у князя Михаила сын, и нарекли имя ему Александр.

В тот же год, в осенины 34. Князь Данило Московский приходил на Рязань ратью, и бились у Переяславля, и Данило одолел. Много и татар перебито было, и князя Константина Рязанского 33 некою хитростью взял, и привел в Москву.

В год 6810 (1302). Князь великий Андрей Александрович пошел из Новгорода Великого с новгородцами на немцев 36, и городок немецкий взял, и Неву раскопать повелел, а самих немцев перебил, иных же поймали, а князя убили. А князь Михайло Тверской, не дойдя до Новгорода, услышат, что уже побеждены немцы, и воротился назад.

В тот же год, месяца июля в 5-й день, после Петрова поста, в четверг. Была буря великая, много вреда было, по селам деревья повырвало.

В тот же год, в осенины, явилась на западе звезда с лучами, с хвостом вверх в южную сторону.

В тот же год, месяца ноября в 8-й день, на память Архистратига Михаила. Были постриги 37 у князя Михаила сыну его Дмитрию.

В год 6811 (1303). Преставился князь Иван Дмитриевич в Переяславле.

В тот же год. Великий князь Андрей в осенины пошел в татары.

В тот же год, на зиму, князь Данило Александрович сел в Переяславле.

В тот же год, месяца февраля в 25-й день, в понедельник. Преставился князь Борис Андреевич 38 в Костроме.

В год 6812 (1304), месяца марта в 5-й день, на безымянной неделе, во вторник. Преставился князь Данило Александрович в Москве, в своей отчине, чернецом и в схиме.

В год 6813 (1305), индикта 39 2-го, месяца июня в 23-й день, на память святой мученицы Агриппины 40, во вторник, в полдень. Была туча великая с востока, и ударил гром очень сильно, в маковицу церкви святого Федора 41, и загорелась церковь, и сгорела до вечерни.

1. В начале статьи говорится о походе Романа Брянского на Смоленск.

2. Как видно из летописи, прежде на этом месте стояла деревянная церковь во имя врачей-бессребреников святых Козмы и Дамиана.

3. Олешня — волость на границе с Литвой. Принадлежала тверскому епископу Симеону, выходцу из Полоцка.

4. Довмонт (? —1299 гг.), выходец из Литвы, князь псковский с 1266 г.

5. Андрей Александрович, сын Александра Невского, князь городецкий, великий князь владимирский с 1294 по 1304 гг.

6. Имеется в виду возвращение Михаила Тверского из Орды. Как пишет Карамзин, «сведав, что жители Твери под начальством Михаила готовы дать им отпор сильный, моголы обратились к Новгородской области». — Карамзин, т. IV, стлб. 88.

7. Волок Ламский — известен с 1135 г., в то время принадлежал Новгородской республике. Ныне Волоколамск Московской области.

8. Переяславль-Залесский — основан в 1152 г., в 1175—1302 гг. — центр Переяславль-Залссского княжества. Находится на Плещеевом озере. Ныне город Переславль-Залесский в Ярославской области.

9. Федор Ростиславич Черный (?—1299 г.), сын Ростислава Мстиславича, князь ярославский.

10. Токтомер, ордынский царевич.

11. Федор Романович Рязанский (?—1293 гг.), сын Романа Олеговича, князь рязанский.

12. Дмитрий Александрович (? —1294 гг.), сын Александра Невского, князь переяславский, великий князь владимирский с 1276 по 1294 гг.

13. Василий, епископ рязанский и муромский с 1286 по 1295 гг. Святой Русской Православной Церкви.

14. Собор Архистратига Михаила — 8 ноября по старому стилю.

15. День памяти святых отцов семи вселенских соборов — 18 мая по старому стилю.

16. Симеон, епископ суздальский и владимирский с 1297 по 1299 гг.

17. Даниил Александрович (1261—1303 гг.), сын Александра Невского, князь московский с 1276 г. Основатель Данилова монастыря в Москве. Святой Русской Православной Церкви.

18. Юрьев Польский — известен с 1152 г. Ныне город во Владимирской области.

19. Иван Дмитриевич (? —1302 гг.), сын Дмитрия Александровича, князь переяславский.

20. Ярослав Романович Пронский, сын Романа Олеговича, из рода рязанских князей.

21. Климент, епископ новгородский и псковский с 1276 но 1299 гг.

22. Александр Глебович (?—1313 гг.), сын Глеба Ростиславича, князь смоленский.

23. Дорогобуж — известен с XI—XII вв. Ныне город в Смоленской области.

24. Андрей, князь Вяземский.

25. Роман Глебович (?—1298 гг.), сын Глеба Ростиславича, князь смоленский.

26. Ярославичи — князья рязанские, по-видимому, сыновья Ярослава Романовича.

27. Максим, митрополит киевский и всея Руси с 1283 по 1305 гг. По происхождению грек.

28. Многие князья перед смертью постригались в монахи и принимали самый строгий монашеский обет — схиму.

29. Феоктист, епископ новгородский и псковский с 1300 по 1308 гг. Святой Русской Православной Церкви.

30. День памяти апостолов Петра и Павла — 29 июня по старому стилю.

31. Андрей Герденев, епископ тверской с 1289 по 1315 гг. Из полоцких князей.

32. Симеон, епископ ростовский, псреяславльский и ярославский с 1291 по 1311 гг.

33. Дмитров — основан в 1154 г., был центром Дмитровского удельного княжества. Ныне город в Московской области.

34. Осенины — проводы лета и встреча осени.

35. Константин Романович (?—1307 гг.), сын Романа Олеговича, из рода рязанских князей.

36. Речь идет о походе новгородцев во главе с великим князем Андреем Александровичем против шведов, основавших в устье Невы (недалеко от нынешнего Санкт-Петербурга) крепость Ландскрону. В результате похода шведы были побеждены, а их крепость уничтожена. Карамзин называет этот поход «единственным достохвальным делом Андреевым». — Карамзин, т. IV, стлб. 102.

37. Постриги — древнерусский обряд пострижения мальчиков в возрасте трех лет, при переходе из детства в отрочество. Сопровождался первым от роду пострижением волос и посажением на коня. Означал признание ребенка мужчиной, законным наследником своего отца.

38. Борис Андреевич (?—1303 гг.), сын Андрея Александровича, князь костромской.

39. Индикт — пятнадцатилетний цикл, применявшийся в византийском летоисчислении.

40. Агриппина, святая мученица, пострадавшая в Риме в 275 г. День памяти 23 июня по старому стилю.

41. Церковь Федора Тирона — одна из древнейших тверских церквей, находилась на острове в устье Тьмаки. До 1323 г. была деревянной.

(пер. В. И. Исакова)
Текст воспроизведен по изданию: Тверские летописи. Древнерусские тексты и переводы. Тверь. Тверское книжно-журнальное издательство. 1999

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *