Кто основал церковь?

Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь: история

  • История Русской Православной Церкви начинается еще с апостольских времен. Когда ученики Христа ушли нести Слово Божие людям, путем апостола Андрея оказалась территория будущей Руси. Существует легенда о том, что апостол Андрей пришел на Крымскую землю. Люди, жившие там были язычниками и поклонялись идолам. Апостол Андрей проповедовал им Христа.
  • Тем не менее, от того времени, как по территории будущей Руси ходил апостол до Крещения Руси прошло девять веков. Многие считают началось истории Русской Церкви апостольские времена, для других же «точкой отсчета» становится Крещение Руси в 988 году, а третьи считают, что Русская Православная Церковь родилась в IV веке. В 1448 году появилась первая Автокефальная церковная организация, ее центр располагался в Москве. Тогда русские епископы впервые избрали митрополита Иону, как Предстоятеля Церкви без участия Константинопольского Патриархата.
  • В 1589—1593 годы Автокефалию признали формально и Церковь обрела самостоятельность. Изначально при Патриархе не было действующего Собора епископов — Священного Синода, что отличало Русскую Православную Церковь от других Церквей.
  • Пережила Русская Православная Церковь и сложные страницы собственной истории. А именно церковную реформу, когда появился термин «старообрядцы».

Староверы

  • Во времена Петра I государственным органом, исполнявшим функцию общецерковного управления стал Священный Синод. Из-за нововведений царя духовенство стало довольно замкнутым обществом, а Церковь потеряла финансовую независимость.
  • Но самые трудные времена для Русской Православной Церкви настали в годы богоборчества после падения монархии. К 1939 году Церковь была практически уничтожена. Многие священнослужители осуждены или убиты. Гонения не позволяли верующим открыто молиться и посещать храмы, а сами храмы были осквернены или уничтожены.
  • После распада СССР, когда прекратились репрессии над Церковью и духовенством, проблемой стала «каноническая территория» Русской Православной Церкви, так как многие бывшие республики отделились. Благодаря акту о каноническом общении, поместные Церкви остались «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
  • В октябре 2011 года Священный Синод утвердил реформу епархиального устройства с трехступенчатой системой управления — Патриархат — митрополия — епархия.

Митрополит

Русская Православная Церковь: устройство и управление

Порядок Церковной иерархии в современной Русской Православной Церкви выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Патриарх

Предстоятелем Русской Православной Церкви с 2009 года является Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года.

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия
Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия
Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия
Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия
Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия
Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия
Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия
Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия
Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия
Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия
Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия

После сошествия Святого Духа апостольская община обосновалась в Иерусалиме. Апостолы ежедневно проповедовали в Иерусалимском храме и на улицах города. Они рассказывали, что Иисус, Которого приказал распять Понтий Пилат по настоянию иудеев, воскрес и после Своего воскресения являлся им. Апостолы толковали ветхозаветные пророчества, свидетельствующие, что Помазаннику Божиему — Христу надлежит умереть и воскреснуть, и объясняли, что все эти пророчества сбылись на Иисусе. Кроме имени Господа Иисуса Христа нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись, — учили они. В скором времени число крестившихся в Иерусалиме насчитывало несколько тысяч человек. Кроме благовестия на улицах и в храме, апостолы учили новообращенных. Члены молодой христианской общины продолжали ходить в Иерусалимский храм, но они также собирались и по домам, совершая там преломление хлеба — Божественную литургию, которую Иисус Христос заповедал совершать в Свое воспоминание. Через апостолов Господь совершал тогда немало чудес. Люди сходились в Иерусалим из окрестных городов, неся больных и одержимых нечистыми духами. Когда апостолы проходили по улицам города, больных выносили и клали у дороги, чтобы хоть тень Петра пала на них, и больные получали исцеление.

Преследование апостолов иудейскими начальниками

(см.: Деян, гл. 4–5)

Ангел освобождает апостола Петра из темницы

Успех проповеди апостолов и их чудеса вызвали зависть и негодование у первосвященников и иудейских начальников. Особенно непримиримо выступали против апостолов саддукеи, которые тогда занимали высокие должности в храмовой иерархии и в синедрионе. Они не верили в возможность воскресения и были совершенно не способны принять свидетельство апостолов о том, что Иисус Христос воскрес.

Апостолов несколько раз арестовывали и запрещали им проповедовать об Иисусе Христе, но апостолы отказывались этому подчиниться: Должно повиноваться больше Богу, нежели людям, — говорили они. Один раз из тюрьмы апостолов чудесным образом вывел Ангел Божий, другой раз за апостолов вступился известный иудейский раввин и фарисей Гамалиил, и их отпустили. Когда синедрион приговорил учеников Христовых к тяжелым побоям, они радовались, что удостоились пострадать за имя Господа Иисуса Христа.

Об обобществлении имущества и избрании семи диаконов

(см.: Деян 6, 1–7)

В иерусалимской общине поначалу царило полное единомыслие и единодушие. Приходя в Церковь Христову, люди продавали свои имения и приносили вырученное к ногам апостолов. Никто не считал, что его имущество принадлежит лично ему, но все у них было общее. Апостолы распределяли это общее имущество и каждому выдавали ежедневно все необходимое в зависимости от его нужды.

Однако, когда христианская община значительно выросла, стали возникать и первые конфликты в Церкви. В иерусалимскую христианскую общину входили разные люди — как жители Иерусалима, так и эллинисты, то есть иудеи, проживавшие ранее в других странах. Эти эллинисты стали роптать, что их вдовами пренебрегают, когда раздают ежедневное пропитание. Тогда апостолы решили возложить обязанность печься о нуждах общины на специально избранных на это служение людей, а самим всецело посвятить себя проповеди и молитве. Семерых, которых апостолы выбрали на это служение, в Церкви называют диаконами, что по-гречески значит служитель. Эти люди пользовались в Церкви доверием и были исполнены благодати Святого Духа.

Смерть первомученика Стефана. Начало гонений на Иерусалимскую Церковь

(см.: Деян 6, 7–8, 25)

Один из диаконов, по имени Стефан, совершал в народе великие чудеса и знамения. Это вызвало зависть у старейшин и учителей закона. Они попытались спорить со Стефаном, но не смогли ничего противопоставить его мудрости и силе духа. Тогда, обвинив Стефана в том, что он якобы говорит кощунства против Иерусалимского храма и закона Моисеева, отдали его на суд синедриона. Но и на суде Стефан своей речью посрамил обвинителей. Сам Господь укрепил его: когда Стефан поднял глаза к небу, он увидел Иисуса Христа во славе.

В ярости иудеи прервали суд, вывели Стефана за пределы города и там забили до смерти камнями. Перед смертью Стефан молился о своих убийцах, как некогда Сам Господь. И как Господь на Кресте предал дух Своему Небесному Отцу, так и Стефан молился Христу: Господи Иисусе! Приими дух мой. Первый христианин, пострадавший за Христа, мученичеством подражал своему Учителю и Господу.

После этого началось большое гонение на всю Иерусалимскую Церковь. Множество христиан были вынуждены покинуть Иерусалим. Они рассеялись по Иудее, Самарии и прочим соседним областям.

Переселившись в другие города и селения, повсюду они несли благовестие о Христе. Таким образом, несчастье, постигшее Церковь, послужило лишь к ее усилению и росту. Так, другой диакон, по имени Филипп, пошел в Самарию и, проповедуя и совершая чудеса, обратил ко Христу и крестил множество народа.

Обращение Савла

(см.: Деян 9, 1–25)

Среди гонителей христиан особую ревность проявлял юноша по имени Савл. Он носил имя первого израильского царя Саула (Савл и Саул — варианты одного и того же имени) и так же, как и древний царь, происходил из рода Вениамина. Его отец был фарисей, и сам он получил фарисейское образование в Иерусалиме, у раввина Гамалиила (того самого, который однажды заступился за апостолов). Савл происходил из города Тарса, расположенного в области Киликия, но от своих родителей наследовал римское гражданство — почетное положение в Римской империи, которое давало тому, кто его имел, определенные права и привилегии. Этого Савла Бог милостью Своей избрал в Свои первоверховные апостолы. В истории Церкви он прославился как Павел. Вероятно, он с рождения носил два имени: еврейское Савл и латинское Павел (что значит «маленький»), но после чудесного обращения, когда он начал проповедь язычникам, его стали называть исключительно вторым именем.

Его обращение произошло так. Узнав, что христианская община появилась и в Дамаске, Савл заручился письмом от первосвященника к синагогам Дамаска. В Дамаске Савл собирался искать иудеев, поверивших в Христа, мужчин и женщин, и, арестовав, вести их на суд в Иерусалим. Внезапно, когда он приближался со своими спутниками к Дамаску, его осиял свет с неба. Он упал на землю и услышал голос <…>: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Савл спросил: кто Ты, Господи? и получил ответ: Я Иисус, Которого ты преследуешь. Пораженный Савл спросил: Господи! что повелишь мне делать? Господь повелел Савлу продолжить путь и обещал, что там ему скажут, что делать дальше. Савл поднялся с земли, но когда открыл глаза, понял, что ослеп. Спутники Савла помогли ему продолжить путь в Дамаск.

В Дамаске Савла нашел ученик Христов по имени Анания. Сам Господь Иисус Христос, явившись Анании, сказал, где найти Савла, и повелел исцелить его. Брат Савл, Господь Иисус, Который явился тебе на твоем пути сюда, послал меня к тебе, чтобы ты прозрел и исполнился Святым Духом, — приветствовал Анания бывшего гонителя христиан. Телесная слепота — знак духовного ослепления неумеренного ревнителя иудейства — тут же спала, и Савл принял святое крещение.

Побег из Дамаска

Несколько дней провел Савл в Дамаске, проповедуя, что Иисус — Сын Божий. Местные иудеи, услышав это, решили убить его. Заручившись поддержкой правителя Дамаска, они хотели подстеречь Савла у ворот города, но христиане спустили будущего апостола Христова по стене в корзине и спасли его от преследователей.

Крещение сотника Корнилия. Приход в Церковь первых язычников

(см.: Деян, гл. 10–11)

Важным событием в жизни Церкви стало крещение римского офицера — сотника Корнилия со всеми его домашними. До этого к Церкви Христовой присоединялись преимущественно иудеи. Они верили, что в Иисусе исполняются древние пророчества, данные Богом их предкам. Но пришло время Церкви явить свет к просвещению язычников (Лк 2, 32).

Сотник Корнилий жил в Кесарии. Он был благочестивым человеком и верил в Единого Бога. Его положение римского воина не позволяло ему принять веру иудеев и соблюдать закон Моисеев, но он часто искренне молился Богу и творил милостыню. Однажды ему явился Ангел Божий и повелел найти Симона Петра. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой, — сказал Ангел. Корнилий тут же отправил слуг в город Иоппию, где, как указал ему Ангел, в доме Симона Кожевника находился апостол Петр. В полдень следующего дня, когда посланные уже подходили к городу, апостол Петр молился на крыше дома. Он проголодался, но пока готовили пищу, Петру было видение: с небес опустилось большое полотно, привязанное за четыре угла. В нем находились разные животные, пресмыкающиеся и птицы. И был к нему голос: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр, видя, что всех этих зверей запрещает есть закон Моисеев, сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда голос сказал ему вновь: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Так было три раза, и потом полотно было поднято на небо.

Апостол Петр задумался об этом видении. Закон Моисеев делил животных на чистых и нечистых и запрещал употреблять в пищу нечистых животных. Это установление напоминало об отделенности избранного Богом народа от всех прочих. Даже входить в дом к язычнику иудею было запрещено. Бог сохранял народ израильский от развращающего влияния язычества, потому что из этого народа, из потомков Авраама, должен был произойти Спаситель мира — Христос. Но теперь, когда Христос явился и пролил на Кресте кровь за всех, Бог призывает в Свой народ всех людей, а не только потомков Авраама. Для крещения первых неиудеев, ищущих спасения, и был избран апостол Петр. Когда посланные от Корнилия разыскали Петра, Святой Дух прямо указал ему идти с ними и не сомневаться.

Крещение сотника Корнилия. XII век, церковь Св. Варфоломея, Льеж, Бельгия

Петр отправился в путь, и на следующий день он и несколько его спутников-христиан вместе со слугами Корнилия прибыли в Кесарию. Корнилий созвал родственников и близких друзей и ожидал их в своем доме. Петр обратился к собравшимся с проповедью. Он рассказывал об Иисусе Христе, о Его жизни и чудесах, о Его распятии и воскресении, о том, что Он придет вновь судить живых и мертвых и что всякий верующий в Него получит прощение грехов. Внезапно во время апостольской проповеди на всех слушавших его сошел Святой Дух. Повторилось то, что случилось с апостолами в день Пятидесятницы — уверовавшие во Христа по проповеди апостола Петра получили дар говорить на различных языках и славить Бога. Апостол Петр велел им принять крещение и пробыть у него еще несколько дней.

Не все христиане в Иерусалиме смогли сразу принять, что к Церкви Христовой присоединились неиудеи, но апостол Петр рассказал им о том, что Бог повелел благовествовать язычникам и о чуде, свидетелем которого он стал. И некоторые из христиан, которые были вынуждены покинуть Иерусалим после убийства Стефана, обратили свою проповедь к язычникам. Многие встречали эту проповедь с радостью и вниманием и обращались ко Христу. Вскоре в городе Антиохии образовалась целая община христиан, в которую входило множество уверовавших во Христа язычников. В то время Антиохия Великая была центром всего Востока и третьим по величине городом в Римской империи (после Рима и Александрии). Узнав о Церкви в Антиохии, апостолы и иерусалимские христиане послали туда для наставления и укрепления мудрого и доброго человека по имени Варнава, а он позвал с собой Савла.

Миссионерское путешествие Павла и Варнавы

(см.: Деян, гл. 13, 14)

Здесь, в Антиохии Великой, Савл, он же Павел, и получил от Святого Духа повеление начать апостольскую проповедь. Во время богослужения Дух Святой открыл Церкви, что Бог избрал Варнаву и Павла на особое служение. Получив благословение антиохийской общины, помолившись и наложив на себя пост, апостолы Христовы отправились в путь. Варнава был родом с острова Кипр, именно туда они сперва и направились. На Кипре они своей проповедью и чудесами обратили ко Христу самого правителя острова. После этого они продолжили свой путь, проповедуя в Малой Азии (территория современной Турции), в областях Пергия, Писидия и Ликаония. Во всех городах апостолы основывали общины христиан. Возвращаясь в Антиохию, они еще раз посетили основанные ими церкви и в каждой поставили пресвитеров, которые должны были руководить жизнью церковной общины, а главное, предстоять во время молитвы и совершения богослужения.

Апостольский Собор

(см.: Деян 15, 1–35)

Несмотря на то что многие язычники благодаря проповеди апостолов стали веровать во Христа и крестились, не все христиане из иудеев принимали это спокойно. Обращенные ко Христу фарисеи считали, что всем христианам необходимо исполнять закон Моисеев и принимать обрезание. Обрезания и исполнения закона они требовали и от приходивших в Церковь язычников. Чтобы решить этот вопрос, в Иерусалиме собрались апостолы, пресвитеры и простые христиане.

В этом Соборе участвовали также апостол Петр и Варнава с Павлом. После того как они рассказали, какими чудесами и знамениями сопровождалась их проповедь язычникам, слово взял апостол Иаков, прозванный братом Божиим. Он был сродником по плоти Самого Господа Иисуса Христа и предстоятелем Иерусалимской Церкви. Апостол Иаков напомнил собравшимся древние пророчества о вхождении в Церковь язычников и предложил освободить тех из них, кто приходил в Церковь, от исполнения ритуальных требований закона Моисеева.

Участники Собора поддержали апостола Иакова. Было решено написать о своем решении в послании, которое должны были доставить в Антиохию и другие христианские общины. Свое решение участники Собора выразили словами: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме необходимого».

Апостольские труды Павла

Вскоре после Собора апостол Павел вновь отправился в путешествие для проповеди благой вести. Сперва он хотел посетить христиан в тех городах, где ранее уже проповедовал с Варнавой и где основал церковные общины. Но Дух Святой, руководивший им, направил путь апостола и в другие страны. В новых странствиях апостола Павла сопровождали Силуан и Тимофей, ставший его учеником и постоянным спутником, а также евангелист Лука, описавший эти путешествия в книге Деяний. Всего Лука описал три апостольских путешествия Павла.

Посетив основанные им церкви в Малой Азии, апостол Павел вместе со спутниками, повинуясь видению, отправился в Грецию. Он посетил многие города в Македонии и Элладе. Обычно апостол Павел, придя в какой-нибудь город, начинал свою проповедь с еврейской синагоги, но при этом большое внимание уделял благовестию язычникам. Многие люди, как язычники, так и иудеи, жаждали услышать от апостола Павла слово о Спасителе. Однако некоторых иудеев раздражала проповедь апостола, а в первую очередь то, что он свободно проповедовал всем, не делая различия между иудеями и язычниками. Они всячески препятствовали проповеди апостола и настраивали против него язычников. Порой сами язычники преследовали апостола, обвиняя его в том, что он проповедует обычаи, неподобающие римлянам, или учит не почитать языческих богов.

Вот как описывает все эти притеснения сам апостол Павел:

Я… был… в темницах и многократно при смерти… Пять раз иудеи давали мне по сорок ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение и однажды провел всю ночь и весь день в открытом море. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от соотечественников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между ложными братьями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах (2 Кор 11, 23–28).

Апостол Павел старался не просто обратить как можно больше людей, но научить и наставить обращенных. Поэтому он старался в каждом городе, где проповедовал, пробыть как можно дольше и покидал его, как правило, только по принуждению. Во время своего второго путешествия он полтора года прожил в Коринфе, где сблизился с супругами Акилой и Прискилой, а во время третьего путешествия три года жил в Эфесе, уча всех, кто специально стекался послушать его со всей Асийской области.

Миссионерские путешествия апостола Павла

Когда апостол Павел посетил Иерусалим после своего третьего путешествия, иудеи схватили его и хотели расправиться с ним. Апостола спасло только вмешательство римского военачальника, который следил за порядком в Иерусалиме. Но и он не отпустил апостола, а отправил его в Кесарию к проконсулу Иудеи. Проконсул держал апостола Павла при себе два года, желая доставить приятное иудеям, а также надеясь получить от него выкуп. Пробыв под арестом два года, апостол Павел потребовал, чтобы его, как римского гражданина, доставили в Рим на суд самого императора. Путешествие в столицу было долгим и трудным. Прибыв в Рим, апостол ждал суда еще два года. Находясь под домашним арестом, он своим трудом обеспечивал себя, принимал всех, кто приходил к нему, смело проповедовал и учил о Господе Иисусе Христе.

Этим заканчивается повествование книги Деяний святых апостолов. Из Предания мы знаем, что апостол Павел принял мученическую смерть в Риме. Однако есть основания полагать, что мученическая кончина Павла последовала позднее. В этот раз судом императора апостол Павел был оправдан и, освободившись, некоторое время вновь путешествовал, проповедуя Евангелие.

И путешествуя, и находясь в заточении, апостол Павел старался поддерживать общение с основанными им церковными общинами и другими христианами. В Новый Завет вошло четырнадцать его посланий Церквам и отдельным лицам.

Иаков, брат Божий, и его мученическая кончина

После убийства первомученика Стефана гонения на Церковь Христову в Иерусалиме не прекратились. Так, по приказу иудейского царя Ирода Агрипы I, внука печально известного Ирода I, был усекнут мечом апостол Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова (см.: Деян 12, 1–2). Временами преследования ослабевали, но потом возобновлялись с новой силой.

Апостол Иаков, брат Божий, возглавлявший тогда Иерусалимскую Церковь, пользовался большим уважением не только христиан, но и иудеев. Он славился своей благочестивой жизнью и получил прозвание Праведный. Часто он подолгу молился на коленях в Иерусалимском храме, чтобы Бог простил его народ. В 62 году первосвященником иудейским стал Анан II. Он добился того, что синедрион обвинил Иакова в богохульстве и нарушении закона и приговорил к смерти. Апостола Иакова сбросили с крыши храма и на земле добили камнями. Убийство апостола Иакова возмутило даже многих иудеев. Когда в 70 году после поднятого иудеями восстания Иерусалим и храм были разрушены до основания, некоторые полагали, что это — наказание за убийство Иакова Праведного.

Гонения Нерона. Мученическая смерть апостолов Петра и Павла

19 июля 64 года в Риме начался страшный пожар. Пламя бушевало пять дней и уничтожило множество жилых кварталов. Поползли слухи, что сам император Нерон из жестокой прихоти велел поджечь город. Нерон, чтобы пресечь эту молву, в постигшем бедствии обвинил христиан. Возбуждая в народе ненависть к ним, про них распространяли самую страшную клевету. Так начались продолжительные государственные гонения на христиан.

Казни христиан сопровождались пытками. Некоторых осужденных одевали в звериные шкуры и отдавали на растерзание псам; других, привязав к столбу, обливали смолой и поджигали с наступлением темноты для ночного освещения; многих затравили зверями на арене цирков. Жестокости совершаемой расправы удивлялся даже языческий историк Тацит, современник этих событий.

В это время приняли мученическую кончину святые первоверховные апостолы Петр и Павел. Павел, как римский гражданин, был усечен мечом недалеко от Рима, а Петр был распят на кресте вниз головой.

Учение Христа

Иисус учил, что «Семя есть Слово Божие»:

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись…
(Лк 8:11-12).

Как мы знаем, семя, всегда производит после себя похожее на себя семя:

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
(Быт 1:11).

Это также относится к «духовному семени». Евангелие, проповеданное апостолами Духом, спасало тех, кто принимал его, и таким образом была сформирована «церковь Божия»:

10 А нам Бог открыл Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
(1 Кор 2:10-13).

1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
(1 Кор 15:1-2).

Когда то же самое «семя» бывает услышано, принято верой и в повиновении, оно начинает приносить те же самые результаты, что и во времена апостолов.

Если вдруг, каждая церковь Христа прекратит своё существование и не останется больше никаких христиан на земле, зародыш для воспроизводства истинной церкви в каждом месте всё ещё будет жить в «семени» – Слове Божием (Библии):

22 Очистив себя послушанием истине, любите своих братьев-христиан нелицемерной любовью, от чистого сердца, всеми силами души!
23 Вы возродились не от семени тленного, а от слова Божьего, которое живёт и будет жить вечно!
(1 Пет 1:22-23; СПБ).

Поэтому если, мистер Кембелл и другие, здраво и истинно проповедовали Евангелие Христа, тогда те, кто принял Евангельские истины – стали христианами, членами церкви, принадлежащей Христу.

Однако, наша верность, должна зиждиться не на Кембелле или на ком-то ещё, а на Господе Иисусе Христе, нашем Главе!

16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство
(Кол 1:16-18).

ЦЕРКОВЬ ВСЕОБЩАЯ И ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ

Секта
Синкретическая, примыкает к движению «New Age».

I. Основные данные

1. Основатели: Марк Профет (1918 – 1973) и его жена Элизабет Клер Профет (в девичестве Вульф).

В настоящее время во главе организации стоит Элизабет Клер Профет, примыкавшая в прошлом к Христианской Науке и движению «Я есмь». Её муж, Марк Профет из штата Висконсин, в 1958 году сформировал группу движения «Я есмь», называвшуюся «Маяк на Высшем Уровне». В 1961 году в группу пришла его будущая жена Элизабет Клер Вульф. В 1962 году они поженились и создали наиболее успешную из ньюэйджерских групп. Они утверждали, что являются двумя свидетелями, о которых говорится в Книге Откровения (11, 3). В своих предыдущих воплощениях Марк Профет якобы был священником в Атлантиде, Лотом в Содоме, греческим философом Эзопом, Евангелистом Марком, Оригеном, королем Людовиком XIV и известным поэтом Генри Лонгфелло. Когда в 1973 г. Марк Профет умер, он стал «Восшедшим Хозяином» по имени Ланелло, который теперь вещает через Элизабет.

2. Время основания:

1962 г.

3. Место основания:

США

4. Регион распространения:

Большинство последователей секты проживает в США. Есть приверженцы в европейских странах.

5. Местонахождение руководящего центра:

США

6. Организационная структура:

Данных нет

7. Базовая литература:

Во всех книгах Профетов часто цитируется Библия, но с меньшим уважением чем их собственные текущие «откровения». Они добавляют слова к библейским цитатам и пытаются выдать это за истинное значение, утверждая, что «записали пером языки ангелов».

Среди пользующихся авторитетом в секте книг выделяется сборник «Потерянные годы и потерянные учения Иисуса. (Изд-во «Summit University Press», 1985 г.).

8. Периодические издания:

Данных нет

9. Средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

оккультизм, восточный мистицизм

2. Краткое изложение учения:

По учению «Церкви Всеобщей и Торжествующей», у Бога есть мужская и женская природа. Он именуется «Отец-Мать». Иисус воспринимается как один из «Восшедших Хозяев», по статусу Он равен Будде. Святой Дух – это «…энергия используемая человеком для распространения Добра или чтобы расширить покров энергии».

ПРИМЕЧАНИЕ:

Нравственное учение секты вполне соответствует монистическому мировоззрению, свойственному абсолютному большинству групп движения «Нью-эйдж». Добро и зло, согласно этому представлению, лишь разные стороны одной медали. Элизабет Клер Профет, в частности, утверждает: «Все должны знать, что тьма может быть также и неправильным определением Света, в данном случае она образует энергетическую завесу, которую мы называем злом».

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

«Церковь Всеобщая и Торжествующая» выросла на базе ньюэйджерского движения «Я есмь», а, точнее, небольшой группы «Маяк на Высшем Уровне», основанной в 1958 г. Марком Профетом. Временем основания самой «Церкви Всеобщей и Торжествующей» считается 1962 г. Долгое время книги Марка и Элизабет Клер Профетов были доступны только в маленьких магазинах, торгующих оккультной литературой, или через заказ по почте. Сегодня они прочно утвердились в главных книжных магазинах больших торговых центров США.

2. Современная деятельность

«Церковь Всеобщая и Торжествующая» является одной из самых многочисленных групп движения «Нью-эйдж». Секта активно распространяет свою литературу, получая немалый доход от издательской деятельности. Кроме того, секта продает популярные среди приверженцев «Нью-эйдж» кристаллы и драгоценные камни (Как сказано в одном рекламном объявлении, «предписанные Владыками Семи Лучей твоей вибрации»).

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. Макдауэлл Джош, Стюарт Дон «Обманщики», Изд-во «Протестант», М., 1993.

Ю. Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *