Кругозор ребенка


Екатерина Ушахина

Как много вокруг взрослых людей, которые боятся мечтать и не знают, чего они хотят? Или тех, кто не умеет ставить цели и привык плыть по течению? Достаточно. А все потому что они не научились прислушиваться к себе еще в детстве, привыкли жить под диктовку: делай так, говори этак, купи то, надень это.

Многие из нас идут по жизни, слишком усердно прислушиваясь ко всем советам, и часто забывают, что самые сокровенные мечты и надежды исходят изнутри. Порой наши желания кажутся неосуществимыми. Но все равно важно внимательно прислушиваться к ним. Очень важно время от времени задавать себе вопрос: «Чего вы на самом деле хотите?» И нужно научить этому наших детей.

Чего ты по-настоящему хочешь

В этой статье вы найдете советы и упражнения, которые помогут ребенку понять, чего же он хочет для себя в будущем.

20 на 20

Предложите подростку составить список «Двадцать на двадцать» (двадцать целей, которых нужно достичь к двадцати годам). Нужно перечислить, кем бы он хотел стать в один прекрасный день, чем хотел бы заниматься, что бы хотел иметь.

Пусть пишет как можно быстрее, у него есть на это около пяти минут. Записывать нужно все, что приходит в голову. Не нужно думать, как этого добиться, важно представить, что в его распоряжении бесконечный запас всех необходимых ресурсов: времени, таланта, денег, мотивации и поддержки. Записывать нужно все, даже те идеи, которые кажутся глупыми, недостижимыми или даже дикими и нелепыми. Пусть не ограничивает себя, а выдумывает на всю катушку.


Картинки, таблицы и цитаты здесь и далее из книги «Чего ты по-настоящему хочешь»

Самое время посмотреть, как работает принцип «умножь на сто». Можно к единице приписать два нуля и сделать из нее сотню. Точно так же просто можно «загнать в усилитель» мечту, и тогда она будет воодушевлять не только тебя юного (с ограниченным набором навыков и ресурсов), но и тебя, скажем, пятидесятилетнего (когда в распоряжении будут любые ресурсы и такие умения, которые тебе пока и не снились).


Вот примеры мечты, умноженной на 100

Подсказка: Если ребенку сложно понять, чего он хочет, предложите ему вспомнить, о чем он мечтал и чего хотел, когда был маленьким? Изменились ли его мечты и желания за последние два года? А за последние шесть месяцев? Как изменился он сам? Пусть подумает, как он изменится через два года? А через десять лет? Как эти перемены помогут ему исполнить мечты? Если какие-то перемены не помогут, что можно сделать?

Любую самую большую мечту можно исполнить, если бросить все силы только на то, что действительно важно.

Мысли глобально

Теперь пусть подросток подумает более определенно о своих жизненных ценностях и мечтах: включит любимую музыку, закроет глаза и спросит себя, чего конкретно он хочет в жизни, сейчас и в будущем? Если бы у него была возможность делать и иметь все что угодно, что бы он выбрал и почему?

Чтобы связать настоящее с будущим, нужно подумать сначала о том, что он может сделать относительно быстро, например, загрузить посудомойку, закончить доклад по истории или снять короткий ролик.

Затем подумать о делах, которые потребуют больше времени, усилий и самостоятельности, например купить первую машину или поступить на бюджетное отделение института.

И наконец нужно подумать о том, на что времени уйдет еще больше: записать свой первый альбом, стать палеонтологом или обзавестись семьей.

А теперь нужно представить самые громадные цели: участвовать в Олимпийских играх или стать переводчиком в ООН. Даже если сейчас подобные цели кажутся нам недостижимыми, это не навсегда.

Доска желаний

Еще один шаг на пути к мечте — Доска желаний. Это коллекция картинок, цитат, фотографий и предметов, связанных с нашими надеждами, мечтами и жизненными ценностями. Благодаря Доске мы можем мыслить не только словами, но и образами, показать себе свое предполагаемое будущее. Это пространство для творчества.

Так же, как архитектор воплощает мечту сначала в проекте, мы можем воплотить ее на Доске желаний, и она станет чуть реальнее, поскольку ее можно будет увидеть или потрогать.


Доска желаний помогает понять, чего мы хотим и расширить наши внутренние возможности. Источник

Вам понадобятся:

— журналы, каталоги магазинов, рекламные брошюры и прочие печатные материалы, из которых можно вырезать картинки;

— мелкие вещи, как-то связанные с мечтами: схемы или карты, билеты в театр, медиатор для игры на гитаре, горнолыжный абонемент;

— одна или несколько ваших фотографий;

— ножницы, клей или скотч, лист ватмана или плотной бумаги.

1. Из журналов вырезайте изображения предметов, связанных с тем, что вы хотите делать, что хотите получить и кем стать. Еще нужно найти картинки, иллюстрирующие ваши ориентиры. Например, если вы мечтаете стать писателем, вырежьте фотографию любимого литератора.

2. Ищите слова, подписи, цитаты из книг и высказывания людей, отражающие либо те черты, которые вы хотели бы видеть в себе (храбрость, ум, любознательность), либо ваши жизненные ориентиры (сделать мир лучше, продолжить обучение, проявлять доброту к животным).


Для создания доски желаний идеально подойдут старые журналы. Источник

3. Разберите все найденные картинки, слова и предметы и выберите то, что больше всего нравится и олицетворяет ваши мечты.

Теперь пора приниматься за Доску желаний. В середину листа прикрепите собственную фотографию, а вокруг нее разместите и приклейте картинки, записки со словами и все остальное — в любом порядке, так, как вам нравится. Доска готова! Повесьте ее на видном месте, чтобы видеть ее перед сном и по утрам.

Лестница целей

Время перейти к формулировке целей. Представьте, что вам нужно съесть яблоко целиком, не кусая. Именно так вы будете чувствовать себя, работая над достижением целей, если не разобьете их на небольшие задачки.

Поэтому эксперты советуют писать пошаговый план действий. Он приближает вас к цели, как лестница: с каждой ступенькой вы поднимаетесь все выше. Идите вверх и не останавливайтесь, тогда в итоге окажетесь там, куда шли.


Вот пример лестницы целей.

Шаг 1: определите цель. Выберите первую цель, над которой будете работать. Она может быть и краткосрочной, и долгосрочной.

Шаг 2: запишите формулировку цели: она должна быть конкретна, измерима, достижима, важна для вас и иметь срок выполнения. Если цель не соответствует, переформулируйте ее. Затем запишите в анкете. Записывая одну и ту же цель по-разному, вы начинаете лучше ее осознавать, укладывать в голове.

Шаг 3: подумайте, что нужно сделать. Придумайте как можно больше вариантов того, что нужно сделать, чтобы подняться на самый верх «лестницы». Для этого задайте себе вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы перейти на новый уровень?»

Допустим, ваша цель — получить пятерку за следующую контрольную по истории. Тогда план действий будет выглядеть так:

• спросить учителя, что будет на контрольной;
• составить список тем, которые нужно знать;
• прочитать и начать учить эти темы;
• попросить кого-нибудь «погонять» вас по материалу;
• сходить на одно или два дополнительных занятия;
• выполнить тренировочный тест;
• перечитать все главы раздела;
• систематизировать свои записи.

Шаг 4: заполните ступеньки «лестницы». Просмотрите получившийся план действий и вычеркните повторы и пункты, которые кажутся бесполезными. Затем перепишите оставшиеся пункты плана в логическом порядке.

То, что получилось, будет выглядеть примерно так:

• систематизировать записи;
• перечитать все главы раздела;
• сходить на дополнительные занятия;
• сделать тренировочный тест;
• позаниматься предметом и попросить кого-нибудь «погонять» по вопросам.

Теперь можно заполнять лестницу.

Очень важно четко сформулировать цели и название ступенек. Источник

Как только вы закончите подписывать ступеньки, определите сроки для каждого этапа и запишите их рядом. Для некоторых пунктов сроки будут «каждый вечер» или «после школы по понедельникам», а для других — «до следующего вторника» или «до конца года».

Шаг 5: начинайте подниматься. Ждать нечего! Прямо сейчас сделайте небольшое дело, которое чуть приблизит вас к цели: достаньте учебник истории, найдите свои конспекты или повесьте расписание у себя над столом. Когда вам удается выполнить такие задания, в мозгу происходит выброс эндорфинов — химических веществ, благодаря которым мы испытываем положительные эмоции.

Еще, когда мы начинаем с малого, растет мотивация. Исследования показали, что самая эффективная мотивация — это прогресс в работе, а самый надежный способ прогрессировать — это начать действовать.

Вдохновленный одной очень интересной книжкой, я задумался о такой проблеме: люди стали менее «хаотичными», что ли. Мы стали обучаться по установленным программам, мы смотрим сериалы, которые нам посоветовали друзья и, поверьте, влияние социальных медиа растет бурными темпами. Мы редко получаем информацию, которую не искали. Мы вообще перестали любить моменты, когда все идет не по нашему плану. Мы хотим контролировать все в погоне за максимальной продуктивностью. Да, трудно спорить с тем, что полный контроль каждой своей минуты дает возможность в запланированных сферах достигать высоких показателей (хотя я уже могу). Но в каком периоде это возможно? В долгосрочном периоде и при высоких ставках такой подход работает редко и требует непомерно высокую цену.
Давно ли вы заходили в интернет с мыслью «удиви меня»? Нет, мы хотим, чтобы Гугл или Яндекс (по статистике два лучших поисковика для интернета в целом и в Рунете) выдали ровно то, что мы хотим. Причем желательно в первой пятерке.
Википедия еще остается островком спонтанного безумия, где можно начать с изучения закона Ома и закончить историей Мулен Руж. Благодаря Википедии многие из нас узнали вещи, о которых раньше и не подозревали, проходя по многочисленным ссылкам. Это, поверьте, уже супер, что вы расширили знания о каком-либо предмете. Но возможность узнать что-то совершенно новое выпадает нечасто.
А зачем?
Этот вопрос достаточно логичен. Зачем узнавать что-то, что находится далеко за пределами вашей компетентности? Этот блог посвящен личной эффективности, поэтому и ответить я постараюсь с этой позиции. Итак, знаете ли вы, как работает ваш кухонный комбайн или микроволновка, из чего делают ножи, мебель, откуда на небе облака? Вопросы, казалось бы, достаточно простые. А кто знает, что в Америке в инструкциях к микроволновках написано, что в них нельзя сушить кошек? Не «нельзя использовать для высушивания биологически живых организмов», а просто: нельзя сушить кошек. И написали это не просто так, а потому что какой-то бабульке пришла в голову эта идея и после неудачной попытки она вполне успешно засудила производителя микроволновок. И поверьте, это не самый смешной случай. Глупость, не правда ли? А надпись на стаканчиках с только что приготовленным кофе, что он горячий? Да как только что приготовленный кофе (если это не особый сорт какой) вообще может не быть горячим?
Казалось бы, такие простые бытовые вопросы…. Зато они наверняка очень классные специалисты в своей узкой области.
Так же, как ни странно, любая информация может пригодиться вам в вашей профессиональной сфере. Вопрос только в вашей компетентности и способности к целостному обучению.
К примеру, как-то раз у меня получилось описать процедуру медиации с использованием терминов ядерной физики.
Перед каждым из нас возникают проблемы, которые невозможно или очень сложно разрешить в пределах одной системы. Как правило, эти проблемы можно разрешить, перейдя в другую плоскость. Это как ехать в другой город по российским дорогам. Если на вашей полосе яма в метр глубиной, то вы, конечно, можете найти доски, сделать мост и переправиться, а можете объехать по другой полосе или вообще по другой дороге, где таких проблем нет. Еще один пример — это набирающие популярность игрушки на телефонах и планшетах , в которых нужно бежать от чего-нибудь, уворачиваясь от столкновений с препятствиями. Ведь вы не бежите сломя голову по одной полосе, а врезавшись пару раз, вы начинаете избегать препятствий – так и в жизни. В одном и том же месте, но с разной перспективой, проблема может и существовать, и нет.
Ответ от мозга
Как показали исследования, однотипная информация в нашем мозгу путешествует по одним и тем же нейронным связям. Т.е. чем больше вы повторяете или учите одно и то же, тем более фиксированной становится эта связь и возможно, что для другой информации она уже использоваться не будет. Если же вы постоянно расширяете свой кругозор, впускаете «свежий воздух» в голову, то количество активных нейронных связей будет увеличиваться, отсюда будет увеличиваться объем вашей памяти и скорость мышления. А для чего вы будете их использовать — это уже целиком и полностью ваш выбор.
Как обеспечить себе обучение внезапным фактам?

  • Если вы знаете английский язык, то у меня для вас шикарная новость: у вас есть программа, которая во всем интернете будет показывать вам только те сайты, которые вам интересны с учетом множества параметров. И чем больше и активнее вы ей будете пользоваться, тем точнее она будет воспринимать ваши интересы. Сокращенно она называется Stumble, и вы можете зарегистрироваться по адресу http://www.stumbleupon.com. Попробуйте, она абсолютно бесплатна.
  • Википедия так же является прекрасным способом получать большие объемы новой информации. При этом ее особенностью является то, что, переходя по ссылкам, вы всегда переходите к какой-либо связанной теме и это помогает вам систематизировать и соотносить получаемые знания. Отлично для создания сети информации и «обучения вне коробок» (подробнее здесь: http://olegyanov.livejournal.com/1253.html).
  • Также хорошим источником новой информации сейчас являются паблики В Контакте. Благодаря тому, что их так много, они покрывают почти все темы. Добавляйтесь и получайте свежие порции информации каждый день. Не знаю, что интересно конкретно каждому из вас, да и за рекламу мне никто не платит, так что конкретных примеров приводить не буду.
  • Наверняка у каждого из вас есть какие-нибудь вопросы, совершенно никак не относящиеся к тому, что вы сейчас делаете (по крайней мере, вы не видите этой связи), но, тем не менее, вас интересующие. Почему бы не посвящать 20 минут в день тому, чтобы старым дедовским методом погуглить непосредственно эту информацию?
  • Еще один простой метод узнавать что-то новое — это читать журналы. В то время как газеты, как правило, узкоспециализированы, многие хорошие журналы имеют весьма широкие сферы. К тому же, в наш цифровой век вам больше не нужно выписывать журналы, даже не нужно ходить за ними в ларек на остановке, да и из дома-то выходить тоже, честно говоря, не обязательно. Самые крупные журналы можно спокойно покупать и читать, не отходя от компьютера — через интернет.
  • Любите смотреть телевизор? И для вас у меня есть вариант: каналы вроде Discovery снимают огромное количество научных передач, в которых рассказывают обо всем на свете. Вот, к примеру, я только что досмотрел передачу о том, как варится пиво на одной из крупнейших и старейших пивоварен Америки, как делаются игральные карты для покера и строятся самолеты Гольфстрим. Пригодится ли мне это? Не знаю.

Воспользуйтесь одним из этих способов и уже через месяц или два вы станете намного более разносторонним человеком, и поверьте, это вам вернется сторицей. Как говорят, для успеха в жизни нужно прочитать всего одну книгу, но чтобы найти эту книгу — нужно прочитать тысячи. Кто знает, какая именно информация из вашего мозга приведет вас к счастливому будущему?
Олег Янов
Редактор: Скрипко Софья

Советы родителям дошколят

Как расширить кругозор ребенка?

Уже с первых месяцев жизни заботливые родители развивают ребенка, малыш растет и встает вопрос — как расширить кругозор карапуза? Родителям интересно — как познакомить его с окружающим миром цветов, форм и предметов, рассказать об интересном и увлекательном мире в доступной форме? На самом деле, это не сложно, нужно просто уделять общению с ребенком много времени, не считая, что пока ему еще рано активно познавать мир — время летит очень быстро. А самый большой объем информации об окружающем мире мы получаем именно в раннем детстве.

Время для старта

Расширять кругозор ребенка нужно последовательно, но непрерывно, с самого раннего возраста. Развивающие игры и занятия, прогулки и поездки — все это способствует развитию навыков, умений и расширению кругозора. Чем больше внимания родители будут уделять малышу, разговаривая с ним и знакомя его с окружающими вещами и предметами, тем больше он для себя узнает и открывает нового.

Важным для ребенка становится общение с природой и ее красками, звуками и запахами, а также с ее большими и маленькими обитателями от насекомых до крупных животных и птиц. Не нужно думать, что если ребенок не говорит, то он ничего еще не понимает и не запоминает, — это ошибка. Чтобы начать говорить, малышу нужно накопить пассивный словарик из всех тех слов и понятий, что он слышит от вас и других. Поэтому на любой прогулке разговаривайте с ребенком и обо всем рассказывайте, основные слова выделяйте голосом и говорите медленно, чтоб кроха запомнил.

Еще одной ошибкой родителей является их желание сюсюкать с малышом, искажая слова, заменяя кошку «кисой» или «мур-мур», машину «бибикой», а других детишек «лялями». Это неправильно и нарушает нормальное восприятие мира, тормозит развитие нормальной речи. Говорите с ребенком как со взрослым собеседником, немного облегчая свои рассказы и говоря немного медленнее обычного. Возвращайтесь к одной и той же мысли несколько раз, чтобы малыш запомнил то, о чем вы говорили.

Полезно расширять кругозор не только за счет слуховых и визуальных образов, но и за счет тактильных ощущений — не запрещайте малышу трогать предметы, возиться в песке и даже грязи, ведь у всех дома есть ванна и мыло, а бесценный опыт тактильных ощущений, разница фактур, температур и плотности малыш приобретет только ощупав все предметы руками. Это поможет ему в дальнейшей жизни быстрее ориентироваться в окружающей обстановке, и, возможно, в будущем приобрести себе профессию.

Играть везде и во все!

Очень полезно вовлекать ребенка не только в подвижные и активные игры, но и в ролевые, познавательные и развивающие. Необходимо познакомить ребенка с вашим местом работы и потом поиграть в игры, имитирующие рабочую деятельность. Полезно наблюдать за строительством домов и самим проигрывать дома эти увиденные ситуации (например «растить» сад и огород, хотя бы даже на окошке).

Отлично помогает развитию чтение книг со стихами, просмотр журналов с яркими картинками о природе, животных, птиц или насекомых.

Наконец, всеми любимые сказки — это не только увлекательный мир, но и отличное расширение кругозора, ведь в них рассказывается о моментах истории, о разных странах и обычаях, о людях.

Как расширить кругозор ребенка, если ему уже четыре года и больше?

Как расширить кругозор В этом возрасте малыши впитывают информацию как губка, и уже достаточно самостоятельны — поэтому с ними можно путешествовать, ездить в недолгие поездки, ходить в театры и кино, на вставки и в музеи. Им будет очень полезно посещение кружков и секций, занятия по развитию внимания и воображения.

Расширение кругозора детей напрямую зависит от кругозора родителей, во многом наши дети копируют наши привычки и особенности поведения и общения, нашу страсть к путешествиям, изучению новых мест. Читайте с детьми книги о путешествиях и разных странах, планируйте поездки или, если нет возможности, отправляйтесь в путешествия виртуально: скачивайте красивые картинки из интернета и изучайте по ним природу, страны, профессии и многое другое.

Перед школой

В возрасте 5-7 лет на первое место в расширении кругозора выступают различные пособия: детские энциклопедии по изучению тела человека, атласы животных и птиц, исторические события, марки машин и т.д. Выбрать книги по интересам проще простого — зайдите с ребенком в книжный магазин и пролистайте несколько книг, выберите ту, что понравится ему больше всего. А можно ежемесячно покупать новую серию энциклопедии — сегодня в продаже большой выбор толковых и грамотно написанных книг.

Как расширить кругозор Отличным дополнением станут обучающие и развивающие игрушки — различные конструкторы, головоломки, настольные игры, пазлы. Подберите для ребенка несколько игр, которые заставляют узнавать новое — игры требуют ответов на вопросы, например, «какие животные живут в Африке, какие птицы, какая там природа?». Это заставит ребенка искать ответы в книгах, интернете, спрашивать у друзей и вас самих, что очень увлекательно и познавательно. Можно подключить к развитию ребенка и компьютерные игры, но они должны быть по возрасту и развивающие, а не бестолковые «пулялки-бродилки» без общего смысла и логики. Интересны игры, где нужно разгадывать головоломки, открывать кодовые слова, складывать ключевые фразы или находить в предметах соответствие.

Отличным местом для отдыха и развития ребенка станет зоопарк, цирк или океонариум, только обязательно отвечайте ребенку на все его вопросы, возникающие по ходу, а не отмахивайтесь — «ты еще маленький, вырастешь — поймешь». Полезны походы на выставки и в различные музеи, тогда вопрос «как расширить кругозор» ребенка перед вами возникать не будет. САМОЕ ГЛАВНОЕ! Просто уделяйте малышу достаточно времени и больше с ним бывайте в различных интересных местах! Глядишь, и собственный кругозор попутно расширите…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *