Крестьянин и работник басня

О том, как Крестьянин спас жизнь своему барину, но получил в ответ только придирки, поведает басня «Крестьянин и работник» Крылова.

Читать текст басни:

Когда у нас беда над головой,

То рады мы тому молиться,

Кто вздумает за нас вступиться;

Но только с плеч беда долой,

То избавителю от нас же часто худо:

Все взапуски его ценят;

И если он у нас не виноват,

Так это чудо!

***

Старик Крестьянин с Батраком

Шел под вечер леском

Домой, в деревню, с сенокосу,

И повстречали вдруг медведя носом к носу.

Крестьянин ахнуть не успел,

Как на него медведь насел.

Подмял Крестьянина, ворочает, ломает

И, где б его почать, лишь место выбирает:

Конец приходит старику.

«Степанушка, родной, не выдай, милый!» —

Из-под медведя он взмолился Батраку.

Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,

Что только было в нем,

Отнес полчерепа медведю топором

И брюхо проколол ему железной вилой.

Медведь взревел и замертво упал:

Медведь мой издыхает.

Прошла беда; Крестьянин встал,

И он же Батрака ругает.

Опешил бедный мой Степан.

«Помилуй,— говорит,— за что?» — «За что, болван!

Чему обрадовался сдуру?

Знай колет: всю испортил шкуру!»

Впервые напечатана басня в 1815 году.

Ценят — бранят, ругают.

Геркулес — герой сказаний Древней Греции, прославившийся своей необычайной силой, совершивший двенадцать подвигов.


Прослушать басню «Крестьянин и работник». Читает Игорь Ильинский

Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!

Старик-Крестьянин с Батраком
Шел, под-вечер, леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает,
И, где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка родной, не выдай, милой!»
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот, новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй», говорит: «за что?» – «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»

Примечания

Вза́пуски – то же, что наперегонки.
Батра́к – так в древней Руси назывались холостые крестьяне, не имевшие своего собственного хозяйства, а работавшие постоянно у других крестьян из-за платы или из-за содержания.
Поча́ть – приступить к потреблению чего-либо, взять впервые часть.
Геркуле́с – древнеримское имя героя древнегреческих мифов Геракла, сына Зевса и Алкмены – жены фиванского царя Амфитриона.

Время написания: не позднее первой половины мая 1815 г.
Первая публикация: собрание басен 1815 г.
Крылатое выражение: Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел. Цитируется как комментарий к неожиданно случившейся с кем-либо неудаче, неприятности и пр.

Ответы к стр. 42 – 44

1. Проталинки
Впишите пропущенные слова. Подчеркните диалог Крестьянина и Работника.

Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй, – говорит, – за что?»
— «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»

2. Книгочей
Прочитайте отрывок из басни. Что это? Запишите.

Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!

Это мораль.

3∗. Таблица
Перечитайте басню «Крестьянин и Работник”. Какими вы представляете героев? Запишите.

Герой басни Характеристика героя
Крестьянин трусливый, неблагодарный, лицемерный, корыстолюбивый
Работник сильный, отважный, смелый

4. Соответствие
Каким показан Волк в басне «Волк и Ягнёнок”? Отметьте ответ √ или напишите свой.

√ грубым и наглым

5. Точное слово
Прочитайте и запишите мораль басни «Волк и Ягнёнок”.

«У сильного всегда бессильный виноват.”

6∗. Эрудит
Объясните выражение.

Все взапуски его ценят — наперегонки.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 3 класс. Ефросинина Л. А.

Мораль басни Крестьянин и Работник:

Мораль басни в том, что спаситель или советчик оказывается виноват перед тем, кому он адресует помощь. Баснописец предупреждает читателя – совершение альтруистических поступков не всегда вознаграждается по достоинству. Люди редко отвечают добром на добро. Мы горазды обвинять других в собственных несчастьях, но обращаемся к ним в нужде и беде. В произведении А. И. Крылов затрагивает тему потребительского отношения к другим, эгоизма, неблагодарности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *