О том, как Крестьянин спас жизнь своему барину, но получил в ответ только придирки, поведает басня «Крестьянин и работник» Крылова.
Читать текст басни:
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят;
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
***
Старик Крестьянин с Батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает
И, где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка, родной, не выдай, милый!» —
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй,— говорит,— за что?» — «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»
Впервые напечатана басня в 1815 году.
Ценят — бранят, ругают.
Геркулес — герой сказаний Древней Греции, прославившийся своей необычайной силой, совершивший двенадцать подвигов.
Прослушать басню «Крестьянин и работник». Читает Игорь Ильинский
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
Старик-Крестьянин с Батраком
Шел, под-вечер, леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает,
И, где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка родной, не выдай, милой!»
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот, новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй», говорит: «за что?» – «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»
Примечания
Вза́пуски – то же, что наперегонки.
Батра́к – так в древней Руси назывались холостые крестьяне, не имевшие своего собственного хозяйства, а работавшие постоянно у других крестьян из-за платы или из-за содержания.
Поча́ть – приступить к потреблению чего-либо, взять впервые часть.
Геркуле́с – древнеримское имя героя древнегреческих мифов Геракла, сына Зевса и Алкмены – жены фиванского царя Амфитриона.
Время написания: не позднее первой половины мая 1815 г.
Первая публикация: собрание басен 1815 г.
Крылатое выражение: Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел. Цитируется как комментарий к неожиданно случившейся с кем-либо неудаче, неприятности и пр.
Ответы к стр. 42 – 44
1. Проталинки
Впишите пропущенные слова. Подчеркните диалог Крестьянина и Работника.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй, – говорит, – за что?»
— «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»
2. Книгочей
Прочитайте отрывок из басни. Что это? Запишите.
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
Это мораль.
3∗. Таблица
Перечитайте басню «Крестьянин и Работник”. Какими вы представляете героев? Запишите.
Герой басни | Характеристика героя |
Крестьянин | трусливый, неблагодарный, лицемерный, корыстолюбивый |
Работник | сильный, отважный, смелый |
4. Соответствие
Каким показан Волк в басне «Волк и Ягнёнок”? Отметьте ответ √ или напишите свой.
√ грубым и наглым
5. Точное слово
Прочитайте и запишите мораль басни «Волк и Ягнёнок”.
«У сильного всегда бессильный виноват.”
6∗. Эрудит
Объясните выражение.
Все взапуски его ценят — наперегонки.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 3 класс. Ефросинина Л. А.
Мораль басни Крестьянин и Работник:
Мораль басни в том, что спаситель или советчик оказывается виноват перед тем, кому он адресует помощь. Баснописец предупреждает читателя – совершение альтруистических поступков не всегда вознаграждается по достоинству. Люди редко отвечают добром на добро. Мы горазды обвинять других в собственных несчастьях, но обращаемся к ним в нужде и беде. В произведении А. И. Крылов затрагивает тему потребительского отношения к другим, эгоизма, неблагодарности.